Научная статья на тему 'Тестовые методики при оценке квалификационной подготовленности будущих учителей русского языка как иностранного'

Тестовые методики при оценке квалификационной подготовленности будущих учителей русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тестовые методики при оценке квалификационной подготовленности будущих учителей русского языка как иностранного»

Юлия Сутугинене

(Вильнюс, Литва)

ТЕСТОВЫЕ МЕТОДИКИ ПРИ ОЦЕНКЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

КАК ИНОСТРАННОГО

Современная педагогическая наука настаивает на том, что без объективного контроля умений и навыков в любой области знаний не может быть эффективного обучения, поскольку все, что есть в природе, находится в каком-либо количестве, а все, что существует в каком-либо количестве, может быть измерено [3]. Проведенный нами анализ действующих экзаменационных материалов литовских (Вильнюсский университет, Литовский университет эдукологии) и российских вузов (СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена) позволяет сделать вывод, что в системе высшей школы «на выходе» по-прежнему используются традиционные устные и письменные опросы по экзаменационным билетам. Как показывает практика, к сожалению, ответы студентов на таких экзаменах зачастую оцениваются субъективно, так как для них нет научно обоснованной базы. Отсутствие единого критерия для оценки ответа на экзамене косвенно подтвердил проведенный нами эксперимент: для выявления обязательных единиц информации педагогам указанных вузов было предложено самим сформулировать предпола-

гаемый ответ на все экзаменационные вопросы; заметим, анализ опросных листов выявил существенные разночтения.

Поскольку тестирование нацелено на измерение уровня тех же компетенций, которые традиционно проверяются и оцениваются на государственном экзамене для бакалавров-русистов, оно, с одной стороны, позволит измерить теоретические знания, определить, знает ли студент предмет, который будет преподавать, с другой — покажет, готов ли он методически грамотно преподнести дидактический материал. Учебное содержание, отражающее проблематику указанных компетенций и сформулированное в вопросах, на которые потенциальный специалист отвечает на экзамене, получая в итоге традиционную оценку (максимум «пять» в России и максимум «десять» в Литве), может стать основой тестовых батарей, что безусловно позволит эту оценку значительно объективизировать.

С нашей точки зрения, экзаменационные вопросы могут быть заменены заданиями в тестовой форме, при этом совершенно очевидно, что ответы на предложенные задания теста будут интерпретироваться однозначно и объективно, а создание фасетных (то есть взаимозаменяемых) заданий позволит защитить тестовые батареи от рассекречивания.

Поскольку профессиональный филолог не мыслим без творческого владения письменной речью, считаем необходимым проводить итоговый контроль по дисциплине «Методика РКИ» не только по проверке знания методики (при помощи тестов закрытого типа), но и оценивать умения осознанно применять эти знания на практике (при помощи тестов открытого типа). Считаем целесообразным предложить выпускникам написать конспект урока, поскольку каждый потенциальный педагог на последних курсах обучения в вузе проходит педагогическую практику с обязательным предоставлением конспектов урока для оценки руководителю этой практики.

Подобное тестовое задание со свободно конструируемым ответом в полной мере демонстрирует самостоятельную работу студента, его творческий подход к педагогической деятельности, при этом исключает возможность списывания, использования шпаргалок, а в результате позволяет объективно оценить итоговую работу студента. В этом случае возникает трудности стандартизации такого задания и подготовки интерпретационной базы для его оценивания, однако в тестологической литературе подробно описываются конкретные способы преодоления этих трудностей [1; 2].

Таким образом, научно разработанная, апробированная и стандартизированная тестовая батарея, используемая вместо традиционных экзаменационных билетов, позволит более объективно измерить

качество подготовки специалиста, зафиксировать реальный педагогический потенциал бакалавров-русистов и тем самым повысить эффективность процесса обучения в целом.

Список литературы

1. Кирейцева А. Н. Как объективно проверить сочинение? // Материалы XXXIII Международной филологической конференции. 2 — 20 марта 2004 г. СПб., 2004. Вып. 16. (Русский язык как иностранный и методика его преподавания).

2. Тестирование по иностранным языкам в США. М., 1972.

3. Цатурова Н. А. Из истории развития тестов в СССР и за рубежом. Таганрог, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.