Научная статья на тему 'Тестово-функциональная дигностика дефектов процесса обучения'

Тестово-функциональная дигностика дефектов процесса обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапин В. И.

Приводится технологическая циклограмма обучения, контроля и управления качеством обучения клиентов. Введен логический алгоритм автоматизированного измерения антикачества. Алгоритм построен на последовательном анализе контрольных диаграмм обучения, контрольных матриц качества и дефектных ведомостей. Рассмотрено содержательное наполнение контрольных матриц и решающие правила измерения антикачества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапин В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тестово-функциональная дигностика дефектов процесса обучения»

УДК 378.14

ТЕСТОВО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИГНОСТИКА ДЕФЕКТОВ

ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

ШАПИН В.И., кандидат техн. наук, профессор

Приводится технологическая циклограмма обучения, контроля и управления качеством обучения клиентов. Введен логический алгоритм автоматизированного измерения антикачества. Алгоритм построен на последовательном анализе контрольных диаграмм обучения, контрольных матриц качества и дефектных ведомостей. Рассмотрено содержательное наполнение контрольных матриц и решающие правила измерения антикачества.

рез сеть потребителем-заказчиком для наполнения

Известно [1,2,3,4], что принцип тотального управления качеством (TQM) базируется на трех основных взаимодействующих подсистемах: кадры, база и сырье в условиях определенной социологической среды. В [5] предложена методика диагностики и управления качеством обучения с использованием понятия «тензора» качества обучения и его анализа.

В настоящей работе рассматривается следующая постановка задачи: разработка системы мониторинга и диагностики качества обучения, позволяющей локализовать дефекты в подсистемах и определять комплекс оперативных мер управления кадрами, базой и сырьем в целях удовлетворения нужд потребителя, усиления привлекательности дизайна продукта и снижения его интегральной стоимости.

На рис.1 приведена технологическая циклограмма обучения и мониторинга тотального контроля и управления качеством. Здесь:

РТ- реперная точка. Назначение - первичный ориентир преподавателя на уровень подготовки клиента(ов) по востребуемым им предшествующим базовым дисциплинам. Источник - деканат(ы). Способ доставки - сеть. Способ реализации - непосредственно преподавателем.

ВТ1 - входное тестирование. Имеет разновидности: предметное и комплексное. Назначение - оценка или переоценка остаточного ресурса знаний клиентов в соответствии с реперной точкой. Источник - оболочки выходных тестов ВТц, ВТ12, ВТ13, ... ВТ1п, входящих в меню поставщиков и с риском быть нереализованными вследствие низкого качества или недостоверности - риск поставщика. Способ и комплектность поставки - сеть в комплекте с компьютерным тренажером для автотренинга клиентов. Способ реализации - сканирование преподавателем-заказчиком предложений поставщиков по оболочечным конструкциям тестов с их приобретением, отказом или с двухсторонними дискуссиями до достижения консенсуса.

ВТ2 - выходное предметное тестирование. Назначение - репетиционный интегральный контроль полученных по изученному предмету знаний. Источник - строится преподавателем данной дисциплины в соответствие с программой курса. Варианты теста присутствуют непосредственно в программе и выполняют функции контрольных вопросов по изученной дисциплине; подлежат или не подлежат ежегодному обновлению-коррекции в зависимости от изменения требований УМО, ГОСов и изменений в программе заказчика через выходные тесты потребителя. Способ доставки - сеть. Способ реализации - непосредственно преподавателем или предметной кафедральной комиссией с рекомендациями о допуске клиента к заключительному контролю.

1ВВТ2j - комплект оболочек выходных тестов и компьютерных тренажеров, приобретенных че-

вариантов входного тестирования остаточного ресурса знаний по базовым предметам. Время реализации зависит от скорости, точности и качества поставки продавцами оболочек своих выходных тестов и авторепетиторов. Предельный срок преобразования ЕВТ^ в ВТ (рис.1_ - начало учебного семестра.

ТК1, ПК1, ТК2, ПК2 - известные сложившиеся модули РИТМ [6], определяющие персонифицированные оценки успеваемости клиентов по двум текущим и двум промежуточным контролям.

ЗК и Е - соответственно оценки заключительного контроля и суммарная предметная оценка клиента(ов) - также известные заключительные модули РИТМ.

Т...Т - импульсное предметное тестирование клиентов во времени от одного контрольного модуля РИТМ до другого. Назначение - повсеместная реализация принципа тотальности обучения, контроля и управления в конкретном предмете. Источник - строится преподавателем с акцентом на наиболее уязвимые по количеству текущих ошибок или многократно востребуемые, сложные к усвоению разделы темы преподаваемой им дисциплины. Термин импульсивности использован в связи с его кратковременностью: максимум 3-5 мин. с обязательным воспроизведением решения и ответа. Проводится перед каждым практическим и лабораторным занятием, а также в их заключительной фазе.

В заключительной фазе тестируются знания и умения, приобретенные на данном текущем практическом или лабораторном занятии. Полученные данные, на дихатомическом уровне (0 - нет, 1 - да, 2 - да), измеренные по тесту второго уровня, заносятся в базу данных по конкретному студенту и входят в интегральные оценки как составляющие в ТК|,2 и ПК|,2.

КТ1, КТ2, КТз, КТ4 - предлагаемые контрольные точки автоматизированного мониторинга качества обучения или точки отбора стандартного технологического процесса на пробу по антикачеству. Отбор проводится после каждого модуля РИТМ. Реализуются путем построения контрольных диаграмм обучения [1, 2] и посредством АРМ учебный процесс - «кафедра», «факультет», «ВУЗ». Точки отбора включают взаимодействие следующих наполнителей: контрольные диаграммы, контрольные матрицы качества [5] и дефектные ведомости с выходом на ориентированные по степени антикачества диаграммы Парето [1]. Известные в терминологии ТОМ циклы РОСА и БОСА [1-3] используются непосредственно по назначению «планирования усовершенствований», построения корректирующих звеньев управления учебным процессом с принятием в конце технологической циклограммы временного стандарта БОСА.

коррекция

проба качества

ЗК 1 1 4 1 ВТ2

1 1

проба качества

Оболочка ВТ2

Меню и риск

т

поставщика

коррекция

1 к ТК1 1 1 ПК1 КТ2 Р ж2 ь

) * С Т. Т 9 Т. Т А \ А

С

проба качества

_коррекция

1 Р с ° \ КТз 3) и *3 ПК2 1 « 1 ТК2

^-1 к к \ С / Ж. ч- Т. Т

проба качества

т

£

V

1.

т

ВТ11 ВТ12 ВТ13 ВТ14 ВТ15 • • • ВТщ

Т...Т

Наполнение оболочек и риск потребителя-заказчика Рис.1. Технологическая циклограмма обучения и мониторинга контроля и управления качеством

© ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В .И. Ленина»

Коррекция после первой пробы качества КТ1 посредством оператора PDCA предусматривает как кардинальные изменения в тактике, технике и методологии чтения курса лекций, проведения практических и лабораторных занятий преподавателем по показателям фиксированной реперной точки РТ и результатам входного тестирования клиентов ВТ1, так и необходимость повторного преодоления барьера путем автотренинга.

При этом циклы повторного обучения (коррекции) как на данном, так и на всех последующих этапах проб качества по мониторингу, включая заключительный контроль (ЗК) и итоговый результат (Z), должны проводиться до достижения клиентом определенного минимума требований, без выполнения которого изучение или отчетность по данному предмету становятся неэффективными или бессмысленными.

Алгоритм диагностики антикачества кафедры (ВУЗа) предусматривает использование трех темпов (рис.2).

Первый этап диагностики основан на автопостроении и анализе контрольных диаграмм [1,2] с определением местоположения дефектных зон по заданному регламенту, рис.2а.

Пример регламента на АРМ учебный процесс (АРМ УП) - наблюдатель контрольных диаграмм.

1. Назначение - тестовый входной и выходной контроли, анализ текущей и итоговой успеваемости, оперативное определение стратегии циклов управления PDCA в системе TQM.

2. Объекты контроля - любой процесс обучения

Частный случай объектов контроля - студенты I, II, III курса общеинженерного блока дневного и заочного отделения, изучающие различные разделы Механики, все студенты спец. 0105 "Механика".

2.1. Предметы контроля: теоретическая механика; прикладная механика.

Для студентов спец.010500 "Механика" - все преподаваемые дисциплины.

2.2. Параметры контроля:

- РТ (реперная точка);

- ВТ1(входное тестирование). Предметное на 1 курсе, и, как правило, комплексное (межпредметное ) на 2-5 курсах;

- ТК1 (первый текущий контроль);

- ПК1 (первый промежуточный контроль);

- ТК2 (второй текущий контроль);

- ПК2 (второй промежуточный контроль);

- ВТ2,(выходное тестирование), всегда предметное;

- Э (экзамен);

- 1 (итоговая оценка, проставляемая в зачётную книжку);

- предэкзаменационный индекс (рейтинг);

- итоговый индекс (рейтинг).

2.3. Реперные точки:

- математика перед изучением теоретической механики по результатам предыдущего семестра;

- математика, физика и теоретическая механика соответственно для прикладной механики по результатам предыдущих семестров и т.д.

3. Результаты контроля - свертка - наблюдение по конкретному студенту, по группе, факультету и всему ансамблю реализаций:

- построение контрольных диаграмм абсолютных, средних значений и дисперсий или среднеквадратичных (СКО) по циклу: РТ, ВТ|, ТК1, ПК|, ТК2, ВТ2, ПК2, Э, 1 (рис. 1) с указанием адреса диаграммы по студенту, группе, факультету и общей свертке, ФИО преподавателя-лектора, преподавателя-практика и комплекса использованного учебно-методического и технического обеспечения. Этапы Э и 1 сопровождаются числами суммарных индексов;

- средние значения;

- дисперсии, или среднеквадратичные отклонения.

Дефектными назначаются все зоны с координатами {Б], К]} контрольных диаграмм, (рис.2, а), расположенные ниже трехбалльного уровня с любым СКО или выше трехбалльной отметки, но с малым СКО при пороговом его значении 0^/0,25/.

Контроль дисперсии или СКО с данным доверительным интервалом по числу реализаций в одной позиции контроля даже при выполнении нормы по баллу Б>3 представляется необходимым для выяснения причин и обстоятельств повышенной идентификации результатов.

Опыт показывает, что ситуация с СКО < 0,25 соответствует качеству в реальной практике достаточно редко. В этом случае в плане многоуровневой подготовки в классе моделей РИТМ может быть рекомендована коррекция цикла РОСА, рис.1, в виде повышения планки уровня преподавания и требований в соответствии с реперными точками и результатами входного тестирования клиентов. Таким образом, в первом темпе формируются зоны антикачества в следующем виде:

0 < Б ^ < 3 (1)

3 < Б у < 5 при Dj < 0,25 , (2)

где ] = 1,2,3,.,.,п - порядковый номер зоны; Б] и О] - соответственно нормативы качества первого темпа.

Так, на контрольной диаграмме (рис. 2,а) обнаруживаются 3 зоны, отвечающие антикачеству: точки А и В преподавателя Х в студенческой группе х: [X, х] и точка С преподавателя У в студенческой группе у . Точки А и В отвечают антикачеству по балльному признаку Б] < 3. Для точки С - Б] > 3, но СКО < 0,25.

На втором этапе проводится локализация антикачества с точностью до адреса. Здесь вводятся контрольные матрицы КМ1 и КМ2 (рис. 2,б). Физический смысл компонент контрольной матрицы КМ1 имеет следующую интерпретацию в виде прямых и перекрестных [5] рейтингов по кадрам, базе и сырью:

Стк - административный рейтинг преподавате-ля(лей), (кадров) (содержит как административные, так и личностно-творческие составляющие);

Стс - административный рейтинг клиента-студента(ов) (содержит как административные, так и личностно-творческие составляющие);

а) Контрольная диаграмма

С к ткс т кб Лет к Лткс Лткб

КМ! = т ' ск тсб КМ 2 = Лтск ЛСс Лтсб

тбк тбс Лтбк Лтбс

б) Контрольные матрицы качества

N Вопрос по Ту = тск Коды ответов респондентов

1 2 3 4 5 6 7 8

1 у/мжж. . . • 1 1 1

2 шт* ••• 1 1 1 1

3 1 1 1 1 1 1 1 1

100 80 60 40 20 0

в) Дефектная ведомость качества размер дефекта,%

3

1

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"п-1"

4 • • • имя дефекта

г) Дефектная диаграмма Парето Рис.2. Алгоритм распознавания антикачества:

а) контрольная диаграмма;

б) контрольные матрицы качества, по математическим ожиданиям КМ^1 и среднеквадратичным отклонениям (СКО) - КМ2;

в) дефектная ведомость качества;

г) дефектная диаграмма Парето.

Стб - административный рейтинг базы (устанавливается независимой экспертной комиссией уни-верситета_;

Тск - касательный рейтинг студентом(ами) пре-подавателя(лей) (характеризует субъективную оценку работы преподавателя с аудиторией(ями) клиентов);

Ткс - касательный рейтинг оценки работы кли-ента(ов) преподавателем(лей) (характеризует субъективные оценки работы клиента с преподавателем в конкретном предмете обучения);

тбк - административно-касательный рейтинг оценки компетентности преподавателя(лей) при использовании имеющейся базы (характеризует творческие возможности, умение и способности преподавателя(лей) «переваривать»-осваивать-использовать предоставленную для работы базу);

Тсб - касательный рейтинг оценки клиен-том(ами) предоставляемой базы (характеризует субъективную оценку клиентом(ами) предоставляемой ему базы, или иначе, - база глазами студента);

ткб - административно-касательный рейтинг готовности базы для выполнения качественной творческой работы преподавателя(лей) (устанавливается конкретным преподавателем(лями);

Тбс - административно-касательный рейтинг оценки компетентности клиентов при использовании имеющейся базы (характеризует творческие возможности, умение и способности клиента(ов) «пере-варивать»-использовать-осваивать имеющуюся базу).

Суммарное количество компонент 9. Сохраняется и векторное взаимодействие 3-х классических

по Джурану подсистем: кадры {ак ; ткс ; ткб}, клиенты - студенты(сырье) {ас ; тск ; тсб } и

база {аб ; тбс ; тбк }.

Наполнение контрольной матрицы осуществляется посредством социологического опроса-анкетирования и осреднения результатов. На рис.2б. представлены две контрольные матрицы: со средними значениями [КМ1] и среднеквадратичными отклонениями [КМ2].

Адрес антикачества определяется решающими правилами вида:

а j < 3 ; ту < 3 ; (3)

или 3 < аj <5; при Ааj < 0,25

(4)

3 < ¡¡у <5; при Ату < 0,25 (5)

Третий этап сопряжен с построением дефектной ведомости и сранжированной диаграммы Парето для определения причин (имени) дефек-та(ов) (рис. 2,в,г) по вычисленным адресам в найденных зонах их расположения.

На основе повторного анкетирования респондентов на дихатомическом уровне (да - 1, нет -пробел, не уверен - пробел) заполняется дефектная ведомость. Процедура диагностики заканчивается автопостроением дефектной диаграммы Паре-то. Возможно и совмещенное анкетирование с заполнением контрольных матриц КМ1, КМ2 и дефектной ведомости одновременно. Тем не менее

изменение редакции посылов для заполнения дефектной ведомости требует однозначной реакции на присутствие или отсутствие соответствующего признака антикачества (именного дефекта) по конкретному адресу, например, Тск < 3 при Лхск <0,25

для конкретной зоны А (рис. 2, а-г). В таблице приводится пример построения опросного меню для локализации дефектов, обнаруженных в касательном рейтинге оценки клиентами преподавателя Тск, на рис. 3 - соответствующая диаграмма Парето, сранжированная по видам антикачества в добротности связи преподаватель Х - клиенты группы х.

В итоге, по характеристике имеющегося количества респондентов, преподаватель не дает научного расширения при преподавании предмета, не проводит дополнительных консультаций в семестре, не ориентирует клиентов на специальные дисциплины, не использует новые технологии в преподавании, работает неэффективно, недостаточно эмоционален и некоммуникабелен.

Аналогично могут быть определены и названы имена дефектов для всех 9 компонент матрицы качества всех трех компонент обучения по кадрам, базе и контингенту с последующим принятием конкретных управленческих решений.

Система мониторинга и диагностики качества обучения апробирована на кафедре теоретической и прикладной механики ИГЭУ при диагностике проблемных вопросов и принятии решений во всех трех подсистемах образовательного процесса: кадры, база и клиенты.

Литература

1. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И. Всеобщее управление качеством. Учебник для вузов. М., Радио и связь. 1999. 600 с.

2. Тотальное управление качеством. Часть 1. Ну-ждин В.Н., Кадамцева Г.Г., Дударева Н.А., Пшеничная Л. В. Практическое руководство. ИГЭУ. -Иваново, 1999, 170 с.

3. Тотальное управление качеством. Часть 2.Нуждин В.Н., Кадамцева Г.Г., Дударева Н.А., Пшеничная Л.В., Практическое руководство. ИГЭУ. - Иваново, 1999, 120 с.

4. Нуждин В.Н., Кадамцева Г.Г. Стратегическое управление качеством образования: Учебное пособие/ ИГЭУ. - Иваново. 2002. 88 с.

5. Ноздрин М.А., Шапин В.И. Применение методики диагностики и управления качеством обучения. Державный мижвидомчм науково-техничный збирник «Розвщка I розробка нафто-вих I газових родовищ. Сер1я: методи I засоби техн1чно1 д1агностики. Ивано-Франювск, випуск 38 (Том 8), 2004, c.13-17

6. Нуждин В.Н. Система развития индивидуального творческого мышления. Итоги и проблемы создания новой технологии обучения. Учебное пособие. ИЭИ. - Иваново, 1990, 60 с.

Таблица 1. Дефектная ведомость добротности связи:- клиенты гр.х - преподаватель Х

Ып/п Меню антидефектов Иск {Х,х} Ответы респондентов

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10-й Е %

10 Преподаватель(П) дает научное расширение 0 100

11 П уважает каждого студента 0 100

19 П консультирует дополнительно 0 100

22 П ориентируется на специальность 0 100

23 П применяет новые технологии 0 100

24 П работает эффективно 0 100

25 П коммуникабелен за контуром аудиторий 0 100

4 П достаточно эмоционален 1 1 2 80

8 П коммуникабелен 1 1 1 3 70

2 П имеет хорошую дикцию 1 1 1 1 1 1 1 7 30

20 П прямо не злоупотребляет служебным положением 1 1 1 1 1 1 1 7 30

21 П косвенно не злоупотребляет служ. положением 1 1 1 1 1 1 1 7 30

1 П ясно ставит задачу 1 1 1 1 1 1 1 1 8 20

3 П имеет хорошую графику 1 1 1 1 1 1 1 1 8 20

9 П требователен 1 1 1 1 1 1 1 1 8 20

18 П не задерживает в перерыв 1 1 1 1 1 1 1 1 8 20

5 П компетентен 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 10

6 П пунктуален 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 10

7 П опрятен 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 0

12 П скрупулезен в оценке курсового проекта 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 0

13 П не был замечен курящим 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 0

14 П не имел запаха спиртного 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 0

15 П не имеет разовых опозданий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 0

16 П не имеет систематических опозданий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 0

17 П не пропускает занятия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 0

26 П противник денежных вознаграждений 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 0

Рис. 3. Диаграмма Парето оценки добротности связи тск {Х,х}, - клиенты гр.х - преподаватель Х

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.