Научная статья на тему 'Тестовая система диагностического контроля при формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей'

Тестовая система диагностического контроля при формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТОВАЯ СИСТЕМА / TEST SYSTEM / ВИДЫ ТЕСТОВ / ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОВ / ADVANTAGES OF USING TESTS / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / DIAGNOSTIC CONTROL / ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / FORMING THE FOREIGN PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE / РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА / РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ / STUDENTS OF HIGHER ECONOMICAL EDUCATION / EXPERIMENTAL DATA / RECOMMENDATIONS ON USING TEST SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименко Елена Васильевна, Волхонская Анжелика Саитовна

В данной статье рассматриваются основы построения и структура тестовой системы диагностического контроля при формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности (ИПКК) студентов экономических специальностей. Приводится авторское определение ИПКК будущих выпускников. Определены преимущества использования тестов при диагностике уровня сформированности ИПКК обучаемых. Приведены результаты эксперимента и выводы относительно результативности использования диагностической тестовой системы при формировании ИПКК студентов экономических специальностей. Даны рекомендации по использованию предлагаемой тестовой системы диагностического контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клименко Елена Васильевна, Волхонская Анжелика Саитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEST SYSTEM OF DIAGNOSTIC CONTROL OF FORMING THE FOREIGN PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF HIGHER ECONOMICAL EDUCATION

The article deals with the basis and structure of the test system of diagnostic control while forming the foreign professional communicative competence of students of higher economical education. The definition of the foreign professional communicative competence of graduating students is presented. The advantages of using tests while making diagnostic control of the trainees` foreign professional communicative competence level are defined. The article provides experimental data and conclusions concerning the efficiency of using the test system of diagnostic control. The recommendations on using the proposed test system of diagnostic control are presented.

Текст научной работы на тему «Тестовая система диагностического контроля при формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей»

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Клименко Елена Васильевна

Калужский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Калуга); кандидат педагогических наук Волхонская Анжелика Саитовна

Калужский филиал Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана (г. Калуга)

ТЕСТОВАЯ СИСТЕМА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В данной статье рассматриваются основы построения и структура тестовой системы диагностического контроля при формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности (ИПКК) студентов экономических специальностей. Приводится авторское определение ИПКК будущих выпускников. Определены преимущества использования тестов при диагностике уровня сформированности ИПКК обучаемых. Приведены результаты эксперимента и выводы относительно результативности использования диагностической тестовой системы при формировании ИПКК студентов экономических специальностей. Даны рекомендации по использованию предлагаемой тестовой системы диагностического контроля.

Ключевые слова: тестовая система, виды тестов, диагностический контроль, формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности, преимущества использования тестов, результаты эксперимента, рекомендации по использованию тестовой системы.

Annotation. The article deals with the basis and structure of the test system of diagnostic control while forming the foreign professional communicative competence of students of higher economical education. The definition of the foreign professional communicative competence of graduating students is presented. The advantages of using tests while making diagnostic control of the trainees4 foreign professional communicative competence level are defined. The article provides experimental data and conclusions concerning the efficiency of using the test system of diagnostic control. The recommendations on using the proposed test system of diagnostic control are presented.

Keywords: test system, diagnostic control, forming the foreign professional communicative competence, students of higher economical education, experimental data, advantages of using tests, recommendations on using test system.

Введение. Современные исследователи в области методики и педагогики уделяют пристальное внимание исследованиям, связанным с контролем обучения иностранному языку. В связи с этим следует заметить, что в отечественной и зарубежной науке не существует единого подхода к этой проблеме.

Известно, что объектом контроля обучения иностранному языку в неязыковом вузе является степень сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности будущих специалистов , которая понимается нами как «- результат, затраченных ими усилий, направленных на формирование таких иноязычных знаний и умений, которые отражают лингвистическое, профессионально-контекстуальное, психологическое, социальное и ситуативное состояние языка как средства профессионального общения в области экономики и финансов, а также личностного общения» [1].

Формулировка цели статьи. В рамках данной статьи авторами делается попытка определить основы построения и структуру тестовой системы диагностического контроля при формировании ИПКК студентов экономических специальностей и доказать ее эффективность при использовании в учебном процессе по дисциплинам «Иностранный язык» и «Иностранный язык в профессиональной сфере» в экономическом вузе.

Изложение основного материала статьи. Наиболее значимыми функциями контроля являются диагностирующая, обучающая, корригирующая и воспитательная функции. При осуществлении диагностирующей функции выявляются знания, умения и навыки обучаемых, оцениваются их структура и уровень, а также происходит оценка поведения студента. Обучающая функция контроля способствует усвоению учебного материала. Целесообразность и эффективность примененных ранее приемов с последующей корректировкой определяется корригирующей функцией. Воспитательная функция контроля заключается в оценке сильных и слабых сторон в развитии личности студента, его отношения к учебе, товарищам, окружающим, событиям в жизни, при этом оценка достигнутого может сопровождаться поощрением или рекомендациями.

Все указанные выше функции взаимосвязаны и зависимы друг от друга, но доминирует во всей системе педагогического контроля диагностирующая функция. Об исключительной важности диагностической функции пишет в своих работах В.М.Полонский. Чем весомее наполнение этой функции, тем больше возможностей для реализации обучающей и корригирующей функций и эффективного воспитательного воздействия [2].

Контроль бывает итоговым, промежуточным (рубежным), текущим и входным. Так как основным результатом обучения является достижение будущими экономистами определенного профессионально-достаточного уровня коммуникативной компетенции, то итоговый контроль заключается в определении степени сформированности коммуникативной компетенции в конце периода обучения иностранному языку.

Промежуточный контроль проводится после блока занятий, объединенных общей темой.

При текущем контроле наблюдается процесс формирования языковых умений и навыков и есть возможность менять последовательность заданий в зависимости от уровня ИПКК студентов.

Для проверки исходного уровня ИПКК используется входной (предварительный) контроль, который также позволяет преподавателю понять, что именно представляет трудность для обучаемых на начальном этапе и как правильно спланировать свою дальнейшую работу по формированию ИПКК студентов.

Форма контроля бывает индивидуальной, фронтальной, групповой и парной и проводится в устной или письменной форме, открыто или скрыто.

В данной работе мы сделаем попытку определить основы построения, содержание и преимущества тестовой системы диагностического контроля при формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономического вуза и представить экспериментальные данные, подтверждающие ее эффективность.

Для диагностики учебного процесса - системы непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать учебный процесс, важно выбрать методы и виды контроля. По мнению исследователей в области оценки качества образования, одним из самых надежных, объективных и валидных методов является тестирование [4]. В то же время некоторые педагоги негативно относятся к широкому введению тестирования, в том числе к проведению Единых государственных экзаменов в виде тестирования, при этом приводится тот аргумент, что тесты могут проверить только способность к запоминанию. Опыт создания, апробирования и многообразного использования тестов исследователями многих стран опровергает этот довод.

По мнению специалистов тестовый контроль является наиболее эффективным диагностическим средством. Тесты (система фасетных заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений, навыков и представлений по учебной дисциплине) эффективны при проверке рецептивных коммуникативных знаний, а тестовые задания (дидактически и технологически эффективные единицы контрольного материала), используются при проверке продуктивных умений [3].

Требованиями к заданиям тестовой формы являются: одинаковая инструкция, адекватность инструкции содержанию задания, краткая логическая форма формулирования заданий, правильная последовательность элементов задания, определенное место для ответов, объективность оценки в рамках принятой формы, возрастающая трудность заданий, степень значимости учебного и контрольного материала в структуре знаний [5].

Известно, что основными формами тестовых заданий являются закрытая (ТЗЗФ), открытая (ТЗОФ) и задание на установление соответствия.

Использование тестового контроля при проверке сформированности компонентов иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности позволяет:

1. оценить степень сформированности основных компонентов ИПКК студента и стимулировать его познавательную деятельность;

2. обеспечить объективность результатов проверки знаний студента преподавателем;

3. проверить больший объем усвоенных знаний;

4. использовать современные технические средства;

5. охватить все стадии процесса обучения, а также оперативно провести промежуточный и итоговый контроль знаний.

Кроме того, нельзя не согласиться с тем фактом, что использование персональных компьютеров позволяет повысить эффективность тестирования, которое может:

а) мгновенно оценить результаты и автоматически фиксировать и сохранять их на длительный срок;

б) подстроиться под индивидуальные возможности тестируемых;

в) повысить точность оценки уровня сформированности ИПКК сильных и слабых тестируемых, используя задания разного уровня трудности;

г) обеспечить надежность (секретность), так как тесты формируются в момент проведения рандомированного тестирования, то есть, методом свободной выборки;

д) использовать мультимедийные компоненты и графические изображения, дизайн и цвет которых может снимать напряжение с тестируемого.

Однако следует признать, что компьютерное тестирование не может полностью заменить контроль знаний, так как спорным остается вопрос проверки вербальных функций, а именно логичность изложения материала в устной форме, способность оппонировать и вести дискуссию (например, при проведении кейса во время проверки раздела «Говорение»).

В основе диагностического процесса лежат следующие взаимосвязанные принципы:

1) принцип системности и конкретности диагностики;

2) принцип научной обоснованности теории и практики диагностики;

3) принцип сочетания констатирующей и корректирующей функций диагностики;

4) принцип оптимизации форм и методов диагностики;

5) принцип комплексного подхода к диагностике;

6) принцип прогностичности диагностики [6].

При определении критериев оценки знаний, умений и навыков по лексике и грамматике и всем видам речевой деятельности, показателей уровней сформированности ИПКК обучаемых (низкий, средний, высокий), а также шкалы оценивания тестов мы использовали требования нормативных документов и работы ведущих тестологов в области лингводидактического тестирования.

Предлагаемая тестовая система контроля уровня сформированности ИППК студентов по дисциплине «Иностранный язык» включает следующие этапы:

1) входное тестирование I (ВТ- I) - проводится на первом занятии с целью определения исходного уровня языковой компетенции первокурсников;

2) рубежный тестовый контроль I (РТК I) - промежуточный контроль уровня сформированности ИПКК после 3 пройденных тем, каждая из которых сопровождается текущим контролем (ТТК1- ТТК3);

3) рубежный тестовый контроль II (РТК II) - промежуточный контроль уровня сформированности ИПКК после 4 пройденных тем, каждая из которых сопровождается текущим контролем (ТТК4- ТТК7);

4) итоговый тестовый контроль (ИТК), проводимый после тематических текущих контролей;

Для контроля уровня сформированности коммуникативной компетенции будущих экономистов в аспекте профессионального языка нами предлагаются следующие этапы тестового контроля:

II семестр - Тематический контроль по 6 темам (ТТК 1 - ТТК 6)

Рубежный тестовый контроль - (РТК I)

III семестр - Тематический контроль по 4 темам (ТТК 7 - ТТК 10)

Итоговый тестовый контроль (ИТК)

Предлагаемая тестовая система представлена нами схемой 1.

Схема 1. Тестовая система контроля уровня сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности будущих выпускников

Описанная выше тестовая система использовалась с целью диагностики уровня сформированности ИПКК в учебном процессе по дисциплинам «Иностранный (английский язык) и «Иностранный (английский) язык в профессиональной сфере» в экспериментальной группе студентов, которые обучались на финансово-учетном факультете Калужского филиала Финуниверситета с 1 по 3 семестр включительно (2015-2016 учебный год и 1 семестр 2017 учебного года). На основании данных входного тестирования был выявлен относительно одинаковый уровень владения иностранным языком в экспериментальной и контрольной группах на начало эксперимента. Нами были получены и проанализированы результаты срезов рубежных и итоговых контролей в экспериментальной и контрольной группах обучаемых. Проверяемыми аспектами языка и речи являлись:

1. Лексика. Грамматика

2. Чтение

3. Аудирование

4. Письмо

5. Говорение

Выводы. На основании сравнительных данных, выраженных в традиционной 5-балльной системе, мы констатировали возрастание учебных достижений студентов экспериментальной группы в сравнении с учебными достижениями студентов контрольной группы. Результаты показали, что являясь единственным отличительным фактором в экспериментальной группе студентов, тестовая диагностическая система способствовала более успешному формированию ИППК студентов этой группы. Полученный в результате эксперимента уровень сформированности ИПКК студентов экспериментальной и контрольной групп (в %) по результатам итогового тестового контроля по дисциплинам «Иностранный язык» и «Иностранный язык в профессиональной сфере» представлен нами на рисунках 1,2 соответственно.

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

32,4

25,6

45,4

48,6

29

т

низким среднии высокии

□ Экспериментальная группа □ Контрольная группа

Рисунок 1. Показатели уровня сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов по результатам итогового тестового контроля (в %)

(Общее владение)

там гргд|—I выслан

аЭишернипзшвипцтаР Клапршыширута

Рисунок 2. Показатели уровня сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов по результатам итогового тестового контроля (в %)

(Профессиональный язык)

Следует отметить, что описанные выше основы построения, структура, преимущества предлагаемой тестовой диагностической системы контроля, а также результаты проведенного нами эксперимента, позволяют рекомендовать её использование в процессе обучения иностранному языку преподавателями неязыковых вузов, внеся необходимые дополнения и изменения в её структуру и содержание.

Литература:

1. Клименко Е.В. Формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности будущих финансистов. // Автореферат дисс. канд. пед. наук. - Калуга, 2004. - С. 11.

2. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1987. - 144 с.

3. Иванова Л.В. Современные подходы к контролю обученности учащихся. // Дидакт. - 2002. -№2. - С. 47-53.

4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. - М. Педагогика, 1991. - 240 с.

5. Аванесов В.С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. М.: МГТА, 1995. - 95 с.

6. Раннева Н.А. Дидактические основы построения тестовой системы контроля (на примере начального этапа обучения русскому языку как иностранному): Дисс. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д., 2002. - 192 с.

Педагогика

УДК 378

преподаватель Клычков Кирилл Евгеньевич

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (г. Москва)

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СИЛОВОГО ТРОЕБОРЬЯ

Аннотация. В статье рассматриваются профессиональная деятельность и профессиональное совершенствование тренера-преподавателя силового троеборья. Определена роль этих понятий в жизни и деятельности тренера-преподавателя. Выявлено что отличает профессионала от специалиста. Отмечено требование комплексного подхода в решении проблем профессионального совершенствования тренера-преподавателя силового троеборья.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональное совершенствование, тренер-преподаватель, силовое троеборье.

Annotation. The article deals with the professional activity and professional development of the trainer-teacher of power triathlon. The role of these concepts in the life and activity of the trainer-teacher is defined. It is revealed that distinguishes a professional from a specialist. Noted the requirement for a comprehensive approach in addressing the problems of professional development of the coach of powerlifting.

Keywords: professional activity, professional improvement, trainer-teacher, powerlifting.

Введение. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает особенно большое место как с точки зрения совокупности времени, отданного ей, с одной стороны, и ее смыслообразующего значения с другой [16]. В рамках современности профессиональная деятельность является основным и единственный способом самосовершенствования личности человека. Без отождествления с профессией будет затруднена ее культурно-социальная самоопределенность [7]. Поэтому профессиональное совершенствование является не только индивидуальным аспектом развития человека, но и главным его средством [14].

Анализ характерных определений профессионализма позволяет провести качественное различение между понятием высококлассного специалиста и профессионала.

Изложение основного материала статьи. Различие специалиста и профессионала не совсем очевидно, так как у разных исследователей понятие профессионализма имеет разное содержание. Довольно часто профессионала и высококвалифицированного специалиста определяют в качестве синонимов. В основном

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.