Научная статья на тему 'Тестовая методика диагностики морально-нравственных особенностей личности и уровня ее психоэтического развития'

Тестовая методика диагностики морально-нравственных особенностей личности и уровня ее психоэтического развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6919
737
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВДИВОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЧЕСТНОСТЬ / СОВЕСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПСИХОЭТИЧЕСКИЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сухих А. В., Корытченкова Н. И.

Предлагается методика оценки нравственных качеств личности: ответственности, правдивости, честности и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of an estimation of moral qualities of the person such as responsibility, truthfulness, honesty is offered.

Текст научной работы на тему «Тестовая методика диагностики морально-нравственных особенностей личности и уровня ее психоэтического развития»

УДК 159.923.2 + 17.022.1

ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И УРОВНЯ ЕЕ ПСИХОЭТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

А. В. Сухих, Н. И. Корытченкова

Предлагается методика оценки нравственных качеств личности: ответственности, правдивости, честности и др.

The method of an estimation of moral qualities of the person such as responsibility, truthfulness, honesty is offered.

Ключевые слова: нравственность, правдивость, справедливость, честность, совесть, ответственность, психоэтический статус личности.

На межфакультетской кафедре проводятся научные исследования в рамках изучения психологических особенностей личности учащихся общеобразовательных школ, студентов вузов, учителей и преподавателей. Такие качества отражают аспекты общения, взаимоотношения друг с другом, отношения к себе, самооценку, особенности интерперсонального поведения, а также нравственные качества, ценности и чувства личности.

При этом мы придерживаемся основного положения - нравственное поведение человека неситуативно, оно является проявлением устойчивых личностных качеств. В своих исследованиях нами делается попытка определения уровня развития таких устойчивых нравственных качеств: справедливость, самокритичность, чуткость, правдивость, честность, ответственность, искренность, эматичность, рефлексивность, вежливость, гордость, самолюбие, самообладание, скромность, стыдливость, тщеславие, честолюбие.

Методологической основой исследования является интеракционистская теория стадий морального развития Л. Колберга. В анализе Колберга выделяется три основных уровня морального мышления, в каждом из которых две стадии.

Уровень 1 определяется как предморальный, так как поведение оценивается только на основании личных результатов без какого-либо понятия о хорошем или плохом (правильном или неправильном действии, поступке, поведении).

Стадия 1 здесь характеризуется избеганием наказания.

Стадия 2 характеризуется гедонистическими мотивами и взаимным фаворитизмом.

Уровень 2 считается конвенциональным уровнем, так как в поведении здесь доминируют внешние санкции.

На стадии 3 - внутри этого уровня преобладают желания получать одобрение со стороны других.

Стадия 4 характеризуется приверженностью сильной, легитимной власти. Считается, что чувство вины возникает на уровне 2 как предчувствие возможного наказания.

Уровень 3 рассматривается как самый высокий уровень, на котором моральные суждения основываются на личных принципах.

Стадия 5 характеризуется озабоченностью ценностями сообщества, справедливым моральным порядком и чувством собственного достоинства.

Стадия 6 - отражением личной совести и глубоких личных принципов.

В качестве критерия степени выраженности качеств принят признак (частота проявления), то есть его устойчивость. В пятибалльной шкале оценок распределение следующее:

5 баллов (проявляется всегда, постоянно);

4 - (часто, почти всегда);

3 - (иногда);

2 - (редко);

1 - (очень редко);

0 - (никогда).

Текст опросника

1. Самокритичность

— всегда предельно требовательный к себе. Правильно оценивает свои возможности. Умеет признавать свои ошибки (5 баллов);

— трезво оценивает себя. Признает свои ошибки (4 балла);

— критически оценивает себя под воздействием окружающих из разъяснений и требований. Есть склонность к завышению самооценки (3 балла);

— редко проявляет самокритичность, не всегда дает себе адекватную оценку. Переоценивает свои возможности, но под воздействием окружающих признает свои ошибки (2 балла);

— очень редко бывает самокритичным. Стремится к переоценке, подчеркивает свои заслуги. Пытается сгладить свои ошибки, затушевать недостатки (1 балл);

— ярко выраженное стремление к переоценке своих заслуг. Прощает себе все, невзирая на предъявленные ему требования. Стремится оправдать себя в любых обстоятельствах (0 баллов).

2. Справедливость

— всегда справедлив в любых обстоятельствах, беспристрастен в оценках поступков товарищей. Умеет быть объективным независимо от ситуаций или факторов. Борется с несправедливостью (5 баллов);

— почти всегда справедлив. Очень редко может проявлять непонимание другого. Быстро осознает свою ошибку и стремится ее исправить (4 балла);

— есть стремление к объективному справедливому отношению к окружающим, но это не всегда

|_^естникКемГУ

удается. Чутко реагирует на общественное мнение. Пытается разобраться и принять правильное решение (3 балла);

— редко бывает справедливым. Наблюдается наметившаяся склонность к пристрастности в суждениях о товарищах, вызванная желанием подчеркнуть свои достоинства (2 балла);

— очень редко проявляет справедливость. Наметилась ярко выраженная тенденция к предупреждению в оценках людей, в отношении к ним. Доходит до критиканства (1 балл);

— никогда не бывает справедливым. В своих оценках и суждениях пристрастен, не желает считаться с другими людьми, попытаться понять их (0 баллов).

3. Искренность

— искренний, откровенный человек, всегда в любых обстоятельствах лишен всякой неестественности. Нетерпим ко всякого рода фальши (5 баллов);

— почти всегда поступает искренне. Ему нужна искренность, но в некоторых обстоятельствах может умышленно не заметить что-то, не желая иметь осложнений (4 балла);

— есть стремление быть искренним во взаимоотношениях с другими. Но бывает с ними таким только иногда. В большинстве же случаев искренен лишь в кругу своих товарищей и друзей (3 балла);

— редко бывает искренним с окружающими. Чаще может допустить фальшь, не умея противостоять желанию найти единомышленников. Прощает себе это, если все проходит безнаказанно (2 балла);

— очень редко бывает искренним с людьми. Почти всегда для него характерна неискренность, фальш, рисовка (1 балл);

— никогда не бывает искренним. Лицемерен, всегда говорит не то, что думает. Ему чужда всякая естественность (0 баллов).

4. Чуткость

— чуткий, отзывчивый товарищ. В любых обстоятельствах проявляет заботу об окружающих. Всегда добровольно откликается, приходит на помощь, не оставит товарища в беде (5 баллов);

— почти всегда проявляет чуткость, заботу о товарищах, помогает им. Но бывает, что не всегда на помощь идет (4 балла);

— иногда проявляет чуткость к окружающим, в большинстве случаев к своим друзьям, товарищам (3 балла);

— редко проявляет заботу, от случая к случаю, чаще только к своим друзьям (2 балла);

— очень редко проявляет заботу, от случая к случаю, чаще только к своим друзьям (1 балл);

— никогда. Думает только о себе, черствый человек (0 баллов).

5. Правдивость

— правдивый. Всегда говорит правду, если даже виноват в чем-либо. Не скрывает проступки свои и товарищей. Осуждает ложь и борется с ее проявлениями (5 баллов);

— почти всегда бывает правдив. Однако сам не всегда добровольно первый расскажет обо всем, но говорит правду на прямой вопрос (4 балла);

— обычно правдив, но иногда может скрыть истинное положение дел. Если допустит обман, то переживает это, старается исправиться (3 балла);

— не лгун, но редко сам добровольно расскажет обо всем. Этим может ввести в заблуждение окружающих. Но уличенный, признается, стремится исправиться (2 балла);

— очень редко проявляет правдивость. Чаще умышленно искажает истинное в свою пользу. При разоблачении изворачивается, старается оправдаться (1 балл);

— никогда не бывает правдив, невзирая на доводы других. При разоблачении явной лжи продолжает лгать (0 баллов).

6. Вежливость

— всегда обладает таким нравственным качеством, основанном на уважении к людям. Это стало его повседневной нормой и привычным способом обращения с окружающими. Внимателен и доброжелателен. Г отов оказать услугу тому, кто в ней нуждается, тактичен. Проявляет особую мягкость и утонченность вежливого обращения к людям, деликатен. (5 баллов);

— почти всегда (4 балла);

— иногда (3 балла);

— редко (2 балла);

— очень редко (1 балл);

— никогда. Недоброжелательность, отсутствие такта при взаимодействии (0 баллов);

7. Честность

— всегда принципиальный, верный долгу, искренний перед другими и перед собой. Ориентирован на честь (5 баллов);

— почти всегда искренний и принципиальный в отношении мотивов, которыми он руководствуется (4 балла);

— иногда проявляет принципиальность и верность долгу (3 балла);

— редко бывает искренним и принципиальным (2 балла);

— очень редко проявляет принципиальность и искренность (1 балл).

— никогда. Не принципиальный и не искренний (0 баллов).

|_^естникКемгУ

8. Самолюбие

— всегда проявляется такое нравственное качество, в котором выражаются самоуважение личности, самоутверждение, достоинство. Всегда самолюбие связано с оценкой собственных способностей личности (5 баллов);

— почти всегда проявляется такое качество (4 балла);

— иногда проявляет нравственное качество самолюбия (3 балла);

— редко. Самолюбие становится уязвимым (“больное самолюбие”). Это приводит к снижению достоинства человека (2 балла);

— очень редко. Страх потерять достоинство и подвергнуться унижению приводит к тому, что самолюбие приобретает навязчивый характер (1 балл);

— никогда. Эгоистическая любовь к себе и самоутверждение любыми средствами с притеснением личности другого человека. Себялюбие (0 баллов).

Процедура экспертной оценки и обработка результатов

С целью определения уровня нравственного развития личности, экспертам следует дать оценку по пяти качествам (см. опросник). Всего предполагается три группы экспертов: группы А, В, С. При этом в группу В входят эксперты, равные по должности оцениваемой личности (по горизонтали), в группу А и С входят соответственно эксперты выше и ниже по должности (то есть руководители и подчиненные). При такой экспертной оценке используется и метод обобщения независимых характеристик оцениваемой личности.

При дифференцированном подходе определяется уровень развития каждого качества. Сумма балов по восьми качествам от всех экспертов, поделенная на количество оценивающих лиц, определяет арифметическое среднее значение уровня нравственности личности испытуемого. Так же можно определить уровень нравственной воспитанности, например, студентов в группе или учащихся в классе. По таким средним значениям появляется возможность проводить сравнительный анализ уровней нравственности групп, коллективов, кафедр, классов, отрядов, бригад, фирм и т. д.

Нами используется настоящая методика и для определения уровня самооценки личности. Для этого результаты самооценки нравственных качеств сравнивают со средними данными экспертов. Самооценку мы рассматриваем как своеобразные «когнитивные схемы», которые обобщают прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно данного аспекта «Я». Самооценка выражает и определенный уровень притязаний. Существуют два пути оценивания себя:

1) путь сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности;

2) путь сравнения себя с другими людьми.

Рецензенты: Л. М. Туева, ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»;

Е. В. Мартынова - ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»;

Д. Ф. Ахмерова - Анжеро-Судженский филиал КемГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.