Научная статья на тему 'Исследование ценностных ориентаций и стилей поведения родителей в зависимости от состава семьи'

Исследование ценностных ориентаций и стилей поведения родителей в зависимости от состава семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
604
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ / ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА / САМООЦЕНКА / ПРИЕМНЫЕ И РОДНЫЕ РОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернова Т. В.

Исследованы ценностные ориентации и стили поведения родителей в зависимости от типа темперамента и самооценки личности. V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

aluable orientations and styles of behaviour of parents depending on type of temperament and a self-estimation of the person are investigated.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностных ориентаций и стилей поведения родителей в зависимости от состава семьи»

УДК 159.9.316.6

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТАВА СЕМЬИ

Т. В. Чернова

Исследованы ценностные ориентации и стили поведения родителей в зависимости от типа темперамента и самооценки личности.

Valuable orientations and styles of behaviour ofparents depending on type of temperament and a self-estimation of the person are investigated.

Ключевые слова: ценностные ориентации, стили поведения, типы темперамента, самооценка, приемные и родные родители.

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, ученые относят к числу важнейших научных философских, психологических, педагогических проблем. Это связано с той ролью, которую играют ценности в развитии человека и общества, выступая интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, культуры, нации, для человечества в целом. Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису личности и общества, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей.

Рост числа дезадаптированных и неполных семей, разводов, отсутствие в стране ясной и продуманной программы поддержки материнства и детства свидетельствуют о снижении в российском обществе ценности семьи и семейных отношений.

Ценностные ориентации, в основе которых лежит система ценностей, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте на основе сложившейся у молодых людей системы ценностей, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.

Стиль исполнения роли каждого из родителей индивидуален и обусловлен индивидуально-

психологическими особенностями: темпераментом, характером, социальной направленностью их личности. Стили семейных отношений опосредуются общением. Он вырабатывается постепенно и определяется психологическим складом личности и внешними условиями, в которых протекает деятельность общения. «Стиль» в психологическом словаре В. В. Юрчук (2000) зависит от содержания совместной деятельности субъектов, от их индивидуальноличностных установок, ориентаций и целей.

Под стилем семейных отношений мы понимаем индивидуально типологические особенности взаимодействия родителя и ребенка, особенности коммуникативных возможностей участников общения, достигнутый уровень взаимоотношения родителя и ребенка. То есть стиль семейных отношений мы осмысливаем как совокупность устойчиво применяе-

мых родителями способов воздействия на ребенка через формы передачи информации, формы воздействия в обычных условиях, в ситуации неудач и успеха. А также формы выражения этих воздействий.

Стиль общения родителей и детей является показателем психолого-педагогического климата семьи («атмосферы семейной жизни»). В современной психологии наибольшее распространение у нас и за рубежом получили стили семейных взаимоотношений, берущие свое начало в работах К. Левина, они делятся на три основных: попустительский (либеральный, индифферентный), авторитарный и демократический.

Целью данного исследования было сравнить взаимосвязь ценностных ориентаций и стилей поведения родных и приемных родителей.

В исследовании принимали участие 80 семей. Из них 28 родных и 52 приемных.

Для исследования детско-родительских отношений использовались следующие методики:

- «Опросник взаимодействия родителя с ребенком» М. И. Марковской;

- опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г Эйдемиллер.

Для исследования личности родителей и детей:

- опросник по изучению самооценки личности В. П. Михайловой;

- методика изучения тревожности Спилберга-Ханина;

- опросник состояния агрессии Басса-Дарки;

- экспресс-диагностика эмпатии И. М. Юсупова;

- методика «Ценностные ориентации» М. Рокич.

Для изучения стилей межличностного взаимодействия:

- методика изучения стилей поведения В. П. Михайловой;

- модифицированный тест диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Средний возраст родных родителей составил 44 года (от 22 до 63 лет), приемных - 40 лет (от 30 до 63 лет).

Анализ возрастных изменений показал, что с увеличением возраста родных родителей у них увеличивается показатель чувства вины, эмпатии и гуманистического стиля поведения. У приемных родителей показатель чувства вины снижается, а показатель обиды увеличивается. Они становятся менее доверчивыми.

|_^естникКемГУ

Родные родители на первые места ставят такие терминальные ценности, как продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) и творчество (возможность творческой деятельности), а такие показатели терминальных ценностей, как жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом), материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) и наличие хороших и верных друзей, а также инструментальная ценность - рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) родители ставят на последние места (0,05).

Приемные родители на первые места ставят такую терминальную ценность, как творчество (возможность творческой деятельности) и инструментальную ценность - смелость в отстаивании мнения, взглядов, а на последние места, такую терминальную ценность, как общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе).

Анализ детско-родительских отношений показал, что с возрастом родные и приемные родители более высоко оценивают свою авторитарность, а также у родных родителей увеличиваются показатель уровня гиперпротекции, расширение родительских чувств и предпочтение женских качеств в детях, они крайне много времени уделяют ребенку, его воспитание стало центральным делом их жизни. Уменьшаются такие показатели, как чрезмерность требований-запретов и неустойчивость стиля воспитания.

При наличии отца в семье у приемных матерей увеличивается показатель личностной тревожности и вербальной агрессии, они становятся более раздражительными. У родных матерей при наличии отца в семье снижается показатель гуманистического стиля поведения. Исследуя межличностные отношения с использованием теста Т. Лири, родителям было предложено оценить себя в идеале. Так, было выяснено, что чем больше влияние отца в семье, тем родные матери хотели бы видеть себя менее доминантными.

Родные матери на первые места ставят такую инструментальную ценность, как исполнительность (дисциплинированность), а такие терминальные ценности, как счастливая семейная жизнь и творчество (возможность творческой деятельности), а также инструментальную ценность - жизнерадостность (чувство юмора), матери ставят на последние места. Приемные матери на первые места ставят такую терминальную ценность, как счастливая семейная жизнь.

Также при наличии отца в семье авторитарность родных матерей снижается. Снижаются уровень показателя гиперпротекции (0,01) и расширение родительских чувств. В приемных семьях при наличии отца в семье в детско-родительских отношениях достоверности различий не обнаружено.

Чем больше детей в родных семьях, тем выше родители оценивают у себя волевые и мировоззренческие качества. У приемных родителей повышается уровень реактивной тревожности. У родных родите-

лей снижается уровень физической агрессии (0,01), обиды и уровень общей агрессивности, а у приемных родителей повышается уровень чувства вины. У родных родителей увеличивается уровень эмпатии (0,01), индифферентного и агрессивного стиля поведения (-0,01). Анализ диагностики межличностных отношений с использованием теста Т. Лири показал, что чем больше детей в родных семьях, тем более родители упрямы, у них увеличивается уровень отзывчивости, в идеальном Я родные и приемные родители хотели бы быть более уступчивыми, а родные родители еще более отзывчивыми (0,01).

Родные родители на первые места ставят такие терминальные ценности, как красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), счастливая семейная жизнь и счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) (-0,01), а также инструментальную ценность - жизнерадостность (чувство юмора). Приемные родители на первые места ставят такие терминальные ценности, как жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) и счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).

Родные родители ставят на последние места такие терминальные ценности, как материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), развлечение (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) и уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) (0,01), а также инструментальные ценности - аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах) и образованность (широта знаний, высокая общая культура). Приемные родители на последние места ставят такую терминальную ценность, как здоровье (физическое и психическое) и инструментальные ценности - исполнительность (дисциплинированность) и образованность (широта знаний, высокая общая культура).

Анализ детско-родительских отношений показал, что у родных родителей увеличивается показатель сотрудничества с детьми, последовательность в воспитании и авторитарность родителя. Увеличивается показатель чрезмерности требований-

обязанностей и уменьшается показатель чрезмерности запретов, характерных для авторитарного стиля воспитания. Приемные родители становятся более строгими, а показатель сотрудничества снижается, увеличивается показатель чрезмерности требований обязанностей и снижается показатель минимальности санкций (наказаний).

При наличии бабушки и дедушки в родных семьях у родителей повышается уровень раздражения, снижается уровень подозрительности, эмпатии, доминантности и уверенность в себе. В идеальном Я родители хотели бы быть менее уступчивыми. Увеличивается количество конфликтов по вопросам воспитания детей. Такие терминальные ценности, как материально обеспеченная жизнь (отсутствие мате-

|_^естникКемГУ

риальных затруднений) и свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), а также инструментальные ценности - аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения), смелость в отстаивании мнения, взглядов и твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) родители ставят на первые места. Терминальные ценности, как красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и счастливая семейная жизнь, а также инструментальные ценности - самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) и честность (правдивость, искренность) родители ставят на последние места. Увеличивается показатель уровня воспитательной неуверенности, а также уровень эмоциональной близости с ребенком.

Чем выше у родных родителей выражены черты типа темперамента холерика, тем выше они оценивают у себя интеллектуальные качества, тем выше у них уровень раздражения и негативизмя. В родных и приемных семьях родители-холерики менее доверчивы, а родные родители еще менее уступчивы. Из терминальных ценностей на последние места они ставят твердую волю (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями). Родные родители хотели бы видеть своих детей более взрослыми и не втянутых в семейные конфликты. Приемные родители-холерики на первые места ставят такую терминальную ценность, как счастливая семейная жизнь, а на последние такую инструментальную ценность, как твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями). У приемных родителей увеличивается показатель по шкале - воспитательная неуверенность.

У родных родителей-сангвиников понижается показатель уровня личностной тревожности, индифферентного стиля поведения и уступчивости. У приемных родителей увеличивается показатель доминантности. Родные родители на первые места ставят такую терминальную ценность, как жизнерадостность (чувство юмора). Инструментальную ценность - уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) и терминальную ценность - твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) они ставят на последние места. Приемные родители на первые места ставят такую инструментальную ценность, как исполнительность (дисциплинированность), а на последние места - жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом), а также инструментальные ценности - терпимость (к взглядам других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) и честность (правдивость, искренность).

У родных родителей-сангвиников более выражен показатель принятия ребенка и менее выражена воспитательная неуверенность.

Родные родители-флегматики низко оценивают у себя интеллектуальные качества и высоко - волевые. У них снижается уровень косвенной агрессии,

общей агрессивности, гуманистического и агрессивного стиля поведения и требовательности. В идеальном Я родные родители-флегматики хотели бы быть менее доминирующими.

Родные родители на первые места ставят такие инструментальные ценности, как исполнительность (дисциплинированность) и независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), а такую терминальную ценность, как продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) они ставят на последние места. Приемные родители на первые места ставят такую инструментальную ценность, как твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), а на последние места такую терминальную ценность, как наличие хороших и верных друзей.

У родных родителей-флегматиков понижается показатель уровня гиперпротекции, недостаточность требований-запретов, минимальность санкций и расширение родительских чувств. У приемных роди-телей-флегматиков снижается показатель воспитательной неуверенности.

У родных и приемных родителей-меланхоликов высокий уровень реактивной и личностной тревожности (0,01). Родные родители- меланхолики более раздражительны, а приемные родители-меланхолики имеют высокие показатели по шкале косвенная агрессия и чувство вины. Родные родители имеют индифферентный стиль поведения (0,01). У родных и приемных родителей высокий уровень скептицизма и уступчивости.

Родные родители-меланхолики на первые места ставят такую терминальную ценность, как уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) и инструментальную ценность - аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах). Уровень авторитарности родных родителей понижается (-0,01), а у приемных повышается уровень контроля. У родных родителей повышается уровень гипопротекции, игнорирование потребностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, предпочтение детских качеств в ребенке и воспитательная неуверенность, а у приемных чрезмерность тренований-запретов и предпочтение детских качеств в ребенке.

Анализ результатов диагностики самооценки показал, что у родных родителей мировоззренческие качества коррелируют со всеми другими качествами: интеллектуальными, волевыми и нравственными (0,01), а нравственные качества коррелируют с волевыми (0,01). У приемных родителей нравственные качества коррелируют с мировоззренческими.

У родных родителей, чем выше уровень интеллектуальных качеств, тем выше у них уровень физической, вербальной и общей агрессивности. Чем выше уровень волевых качеств, тем ниже у них уровень физической, косвенной агрессии, раздражения и негативизма, а также уровень общей агрессивности. Чем выше уровень нравственных качеств, тем ниже у них уровень негативизма и обиды.

|_^естникКемГУ

Чем выше уровень мировоззренческих качеств, тем ниже у них уровень обиды и выше уровень вербальной агрессии.

Эмпатия и гуманистический стили поведения у родных родителей коррелирует с интеллектуальными и мировоззренческими качествами (0,01). Чем более выражен индифферентный стиль поведения у родных родителей, тем менее выражены нравственные качества, а чем более выражен агрессивный стиль поведения, тем менее выражены волевые качества.

Родные родители с высокой самооценкой по всем шкалам (интеллектуальных, волевых, нравственных и мировоззренческих качеств) имеют высокие показатели по шкалам - добросердечие и отзывчивость.

Родные родители, высоко оценивающие у себя интеллектуальные качества, также высоко оценивают у себя доминантность, уверенность в себе и требовательность. В идеальном Я они хотели бы быть еще более властными, уверенными в себе, требовательными, а также добросердечными. Приемные родители, высоко оценивающие у себя интеллектуальные качества, имеют высокие показатели по шкалам требовательность и скептицизм, в идеальном Я они хотели бы быть более уверенными в себе, еще более требовательными, а также добросердечными и отзывчивыми.

Родные родители, высоко оценивающие у себя волевые качества, имеют низкий уровень скептицизма. В идеальном Я они хотели бы быть более требовательными. Приемные родители в идеальном Я хотели бы быть более уступчивыми.

Родные родители, высоко оценивающие у себя нравственные качества, хотели бы быть более доверчивыми и отзывчивыми.

Родные родители, высоко оценивающие у себя мировоззренческие качества, также имеют высокий показатель по шкале доминантность. В идеальном Я они хотели бы быть более властными, уверенными в себе, требовательными, а также уступчивыми, доверчивыми, добросердечными и отзывчивыми. Приемные родители в идеальном Я хотели бы быть более упрямыми.

Родные родители с высоким уровнем интеллектуальных качеств на первые места ставят такую терминальную ценность, как активную деятельную жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни), а также инструментальные ценности - жизнерадостность (чувство юмора) и образованность (широта знаний, высокая общая культура). На последние места они ставят такую терминальную ценность, как продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей). Приемные родители на первые места ставят такую терминальную ценность, как активная деятельная жизнь (полнота и насыщенность жизни) и инструментальную ценность - жизнерадостность (чувство юмора), на последние места они ставят инструментальную ценность - независимость (способность действовать самостоятельно, решительно).

Родные родители, высоко оценивающие у себя волевые качества, на первые места ставят инструментальную ценность - смелость в отстаивании мнения, взглядов. На последние места они ставят такие терминальные ценности, как здоровье (физическое и психическое), материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), а также инструментальные ценности - терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) и эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе). Приемные родители на первые места ставят такую терминальную ценность, как познание (возможность расширения своего образования, кругозора общей культуры, интеллектуальное развитие) и инструментальную ценность - твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями). На последние места они ставя терминальную ценность - интересная работа.

Родные родители, высоко оценивающие у себя нравственные качества, на последние места ставят терминальную ценность - уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Приемные родители на последние места ставят такую инструментальную ценность, как высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания.

Родные родители, высоко оценивающие у себя мировоззренческие качества, на первые места ставят такие терминальные ценности, как активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни), познание (возможность расширения своего образования, кругозора общей культуры, интеллектуальное развитие), а также такие инструментальные ценности, как жизнерадостность (чувство юмора), смелость в отстаивании мнения, взглядов и широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). На последние места они ставят терминальную ценность

- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) и инструментальную ценность - непримиримость к недостаткам в себе и других. Приемные родители на первые места ставят такую терминальную ценность, как любовь (духовная и физическая близость с любимы человеком) и на последние места инструментальную ценность - высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания).

Родные родители, высоко оценивающие у себя интеллектуальные качества, имеют более эмоционально близкие отношения со своими детьми, а также у них высокий уровень согласия. Анализ результатов детско-родительских отношений показал высокий уровень гиперпротекции, потворствования, расширение родительских чувств и предпочтение женских качеств в ребенке. Приемные родители имеют низкие показатели по шкале игнорирование потребностей ребенка и вынесение конфликта между супругами в сферу детско-родительских отношений.

Родные родители, высоко оценивающие у себя волевые качества, имеют высокий уровень авторитарности и чрезмерность санкций.

|_^естникКемГУ

Родные родители, высоко оценивающие у себя нравственные и мировоззренческие качества, имеют высокие показатели по шкалам требовательность, сотрудничество, авторитарность родителя и удовлетворенность отношениями с ребенком. Приемные родители имеют низкий показатель эмоционального принятия ребенка.

Родные родители с высоким уровнем мировоззренческих качеств также имеют высокие показатели по шкале эмоциональная близость и принятие.

Родители, высоко оценивающие у себя нравственные качества, имеют низкие показатели по шкалам недостаточность требований-обязанностей к ребенку и неразвитость родительских чувств.

Родители, высоко оценивающие у себя мировоззренческие качества, имеют высокие показатели по шкалам гиперпротекция, расширение родительских чувств и предпочтение женских качеств в ребенке, а также низкие показатели по шкалам гипопротекция, недостаточность требований обязанностей, чрезмерность требований-запретов и предпочтение детских качеств в ребенке.

Реактивная и личностная тревожность (РТ и ЛТ) коррелирует с такими показателями агрессии, как раздражение и чувство вины (0,01 и 0,05). А также у родителей с высоким показателем РТ, высокие показатели по шкале обиды и общей агрессивности. Родители, имеющие высокие показатели РТ и ЛТ, чаще имеют индифферентный стиль воспитания. Родители с высоким уровнем РТ более доверчивы. Родители с высоким уровнем ЛТ более требовательны,

уступчивы и упрямы. В идеальном Я они хотели бы быть еще более уверенными в себе и требовательными.

Родители с высоким уровнем РТ такую терминальную ценность, как материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) ставят на первые места, а любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) ставят на последние места. Родители с высоким уровнем ЛТ такие терминальные ценности, как творчество (возможность творческое деятельности) и уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений), а также инструментальную ценность - образованность (широта знаний, высокая общая культура) ставят на первые места. Такую терминальную ценность, как интересная работа и инструментальную ценность - честность (правдивость, искренность) ставят на последние места.

У родителей с высоким уровнем РТ и ЛТ чаще встречается низкий уровень авторитарности родителя. При высоком уровне РТ у родителей чаще наблюдается высокий уровень гипопротекции, игнорирование потребностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, неразвитость родительских чувств и проекция на ребенка собственных нежелательных качеств.

Научный руководитель-рецензент - В. П. Михайлова, ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.