ниегп
issN 2304-120X Тригуб Г. Я. Тестирование как метод обучения и контроля знаний в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S3. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470051.htm.
научно-методический электронный журнал
ART 470051 УДК 378.147
Тригуб Георгий Яковлевич,
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории российского и зарубежного права ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток georgi.trigub@vvsu.ru
Тестирование как метод обучения и контроля знаний в вузе
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы применения тестирования в системе высшего образования. Отмечаются имеющиеся недостатки в практике тестирования, а также сильные стороны этого метода контроля знаний обучающихся. Автор приходит к выводу о необходимости новых, перспективных, комплексных систем тестирования.
Ключевые слова: образование, педагогика, тестирование.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Характерным явлением сегодняшнего дня является использование новых технологий во всех сферах, в том числе в педагогике. Новые педагогические технологии характеризуются переходом:
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
- от ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
- от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
- от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
В современном образовательном процессе главным считается не учить студента, а научить его самостоятельно получать знания. Именно с этим связано значительное увеличение количества часов, отводимых на самостоятельную работу в учебных планах всех направлений. Очевидно, что рассчитывать на положительный результат в такой образовательной системе можно только при условии, если установлен жёсткий контроль качества самостоятельной работы студентов. Способом организации такого контроля может стать регулярное тестирование как важнейшая часть учебного процесса.
Тестирование уже стало распространённым явлением в образовании. По общему признанию, тесты обладают наибольшей объективностью из известных способов контроля и значительно большей возможностью охвата контролируемого материала [3]. Можно отметить две основные тенденции теории и практики образования. Первая - это разработка тестов для проведения объективного текущего и итогового контроля знаний учащихся. Вторая тенденция - использование обучающего потенциала заданий в тестовой форме для организации самоконтроля (самой гуманной формы контроля знаний).
Традиционный тест представляет собой метод диагностики испытуемых, ведущая идея которого - минимальным числом типовых заданий за короткое время быстро, качественно и с наименьшими затратами сравнить знания как можно большего числа учащихся. По существу, это идея эффективности педагогической деятельности в области контроля знаний. Заслуживает пристального внимания также теория
issn 2304-120X Тригуб Г. Я. Тестирование как метод обучения и контроля знаний в вузе // I II I ^"Ч III Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S3. -I—I I I I 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470051.htm.
научно-методический электронный журнал
и практика такого рода заданий для тематического и рубежного контроля (т. н. псевдотестовые задания), куда входят тематические, текстовые, цепные и ситуационные задания в тестовой форме. Эти задания могут сыграть заметную роль в улучшении учебного процесса.
Практика применения тестирования в системе российского образования свидетельствует, что у традиционного тестирования есть множество достоинств и недостатков. С одной стороны, упрощаются, стандартизируются, объективизируются прохождение тестов и обработка результатов, что ведёт к более простому и во многом бесспорному тестированию (например, известно, что число апелляций при автоматизированном тестировании в простых формах сокращается в несколько раз). С другой стороны, такое тестирование часто не даёт реальной картины, неточно отражает наличие и полноту знаний у учащихся и, что ещё хуже, приучает их к угадыванию ответов вместо изучения предмета [2, с. 85]. Кроме того, существует вероятность (и немалая) запоминаемости обучаемыми ложных ответов в процессе тестирования. Выдумывая ложные ответы, похожие на настоящие, мы вкладываем в головы обучаемых такие «знания», которые не имеют права на существование. Память сберегает этот «информационный мусор» [1]. Негативно влияет на ситуацию также то обстоятельство, что возросший спрос на тесты и кажущаяся простота их создания породили множество некачественных материалов. Нужны новые средства, как методически, так и инструментально.
По-настоящему тесты могут быть востребованы и полезны только в таком учебном процессе, в котором преподаватель из урокодателя превращается в разработчика новых программно-педагогических средств, в организатора процесса самостоятельного учения студентов. Обучение должно начинаться с входного тестового контроля, сопровождаться самоконтролем и заканчиваться итоговым тестированием. Другое условие - концентрация усилий на создании такого учебного процесса, в котором доля самостоятельной работы учащихся выше, чем доля занятий по расписанию. Кроме того, применение оптимизационной схемы возможно в случае, когда тест предварительно проработан на типичных выборках. Отсюда вывод о важности проверки заданий любого теста до того, как он начнёт применяться на практике. То есть каждое задание должно пройти эмпирическую апробацию на достаточно большом числе типичных учащихся. Полученный таким путём уровень трудности тестовых заданий -главная их характеристика.
Система тестирования как элемент системы оценки качества подготовки конкурентоспособных специалистов в вузе должна включать совокупность стандартизированных тестовых заданий и программно-инструментальных средств, позволяющих:
- объективно оценивать качество учебных достижений студентов и уровень профессиональной подготовленности выпускников;
- осуществлять обработку и анализ результатов тестирования для различных пользователей, выявлять недостатки в методике преподавания отдельных дисциплин и подготовке специалистов;
- определять направления совершенствования учебного процесса в вузе.
Ссылки на источники
1. Гостомыслов Л. Тестирование: плюсы и минусы // Высшее образование в России. - 2001. - № 3. -С. 152-154.
2. Григорьева А. И., Колодин М. Ю. Перспективный подход к тестированию знаний и тестов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2011. - № 10. - С. 84-91.
3. Гулидов И. Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ, 2005. -240 с.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Тригуб Г. Я. Тестирование как метод обучения и контроля знаний в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S3. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470051.htm.
Georgy Trigub,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Department of Theory and history of the Russian and foreign law, Vladivostok State University Economics and Service (VSUES), Vladivostok. georgi.trigub@vvsu.ru
Testing as a method of teaching and knowledge control in high school
Abstract. The article is devoted to the applying of testing in higher education system. There are noted shortcomings in the testing practice as well as the strengths of this method of control of knowledge of students. The author came the conclusion that the need for new, advanced, complex system testing. Key words: education, pedagogy, testing.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 12.01.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.01.17
Принята к публикации Accepted for publication 14.01.17 Опубликована Published 25.01.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Тригуб Г. Я., 2017
www.e-koncept.ru
9772304120173