Научная статья на тему 'ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формы тестовых заданий / функции контроля / требования к составлению тестов / принципы промежуточного и текущего контроля / классификация тестов / тестология / basic forms of test tasks / control functions / requirements to tests composition / main principles of current and intermediate control / tests classification / testology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С С. Разумная

Статья рассматривает принципы составления тестов для текущего и промежуточного контроля в высшей школе. Особое внимание уделяется требованиям к составлению эффективных тестов и популярным видам классификации тестовых заданий. При этом рассматриваются также функции контроля в современной педагогической науке, подчеркивается разница в подходах к составлению тестов для текущего и промежуточного контроля. В заключение приведены примеры шести основных форм тестовых заданий, используемых преподавателями кафедры «Английский язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TESTING AS A METHOD OF CONTROL IN HIGH SCHOOL EDUCATION PROCESS

The article focuses on the main composition principles for tests used in current and intermediate attestation in high school education process. Attention is given to the composition requirements of efficient tests as well as popular types of tests classification. Special account is taken of the control function in modern pedagogical science and of different approaches to making tests for current and intermediate control. As a consequence, the six basic forms of test tasks used by the English teachers at our department are outlined.

Текст научной работы на тему «ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ С.С. Разумная, старший преподаватель

Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-3-232-235

Аннотация. Статья рассматривает принципы составления тестов для текущего и промежуточного контроля в высшей школе. Особое внимание уделяется требованиям к составлению эффективных тестов и популярным видам классификации тестовых заданий. При этом рассматриваются также функции контроля в современной педагогической науке, подчеркивается разница в подходах к составлению тестов для текущего и промежуточного контроля. В заключение приведены примеры шести основных форм тестовых заданий, используемых преподавателями кафедры «Английский язык.

Ключевые слова: формы тестовых заданий, функции контроля, требования к составлению тестов, принципы промежуточного и текущего контроля, классификация тестов, тестология.

Для успешного функционирования любой образовательной системы важна оценка знаний учащихся, вопросы которой освещаются в работах по методике и методологии обучения иностранному языку общего [1, 2] и частного характера. В отношении трудов частного характера следует отметить, что современная педагогика стремится выработать общие стандарты в оценке знаний и умений учащихся и закрепить их в теоретических исследованиях, посвященных вопросам тестирования. С этим связано активное развитие такой науки, как тестология. Многие диссертационные исследования также ориентированы на педагогические, организационные и другие аспекты тестирования (Жидкова Е.В., Лазарева Т.В., Циммерман Н.В.), ведется непрерывный поиск эффективных форм педагогического контроля, так как решение данной проблемы может значительно повысить уровень профессиональной подготовки специалистов в нашей стране.

Современная педагогика выделяет следующие функции контроля:

- контролирующая;

- обучающая и развивающая;

- ориентирующая;

- воспитывающая или мотивационно-побудительная [3].

Особо хочется подчеркнуть важность принципа единства контролирующей и

обучающей функций. Содержание, приемы и методика контроля должны носить обучающий характер для студента, то есть синтезировать ранее усвоенный материал и обеспечивать его повторное закрепление.

Научные основы тестирования легли в основу тестологии, исследующей теоретические вопросы разработки тестов для объективного контроля знаний, умений и навыков. Тестология - это наука о принципах разработки, научной апробации и эффективном применении тестов, и анализе результатов в различных областях человеческой деятельности. В настоящее время активно изучаются социальный, психологический и многие другие аспекты тестирования, исследуются теория и методология составления тестов [4]. Успешность теста измеряется наличием инструментария, позволяющего выявить свойства изучаемого объекта, знания, умения, способности, и даже отношение к тем или иным объектам.

Текущее тестирование отличается от экзамена тем, что ставит студентов в равные условия, применяет единую систему оценки и тем самым снижает уровень стресса. Тесты выявляют уровень достижений студента в учебе в каждый конкретный момент времени. Если задания подобраны правильно и соответствуют зоне ближайшего развития обучаемого,

это повышает мотивацию к учебе и творчеству и способствует активации других функций контроля, таких как обучающая, развивающая, воспитывающая. Со временем тестовый контроль становится не только средством выявления достижений студента, но и более совершенной технологией обучения и развития. Студент может определить свой рейтинг по определенным показателям, мобилизовать свои силы и способности для достижения планируемых результатов, способен составить личный план действий в соответствии с собственной системой ценностей.

В связи с этим существуют вполне определенные требования к составлению эффективных тестов:

1) Тесты должны соответствовать содержанию учебного материала;

2) Тесты должны составляться с учетом определенных правил;

3) Тесты должны быть апробированы на практике;

4) Тесты должны быть понятны для тестируемого.

Любой тест должен состоять из трех обязательных частей:

1) Инструкция;

2) Текст самого задания;

3) Верный ответ.

Выше мы уже указали на обучающую функцию текущих тестов, а также подчеркнули, что текущий контроль нацелен не только на выявление уровня достижений студента на конкретном этапе обучения, но и способствовать усвоению изучаемого материала, выступая в качестве успешной технологии обучения. Что касается промежуточного контроля, он более критериально ориентирован, и здесь действуют иные правила.

Принципы промежуточного контроля:

- 70% заданий должны быть достаточно простыми для выполнения и гарантировать общепринятый уровень усвоения учебной программы;

- 20% от общего числа заданий должны составлять задачи средней трудности;

- 10% заданий требуют творческого подхода с логическим обоснованием ответов.

Студент, который справился лишь с простыми заданиями, получает удовлетворительную оценку. 90% правильных ответов соответствуют оценке «хорошо» и 100% - оценке «отлично» [3, 5].

Чтобы цель обучения была адекватна его результатам большая роль отводится также правильному выбору тестовых заданий. Понимание различия между тестовыми заданиями и учение правильно использовать их в учебном процессе позволяет преподавателю достигать педагогических целей [6]. Многие ученые посвятили свои научные труды изучению разновидности тестовых заданий.

У методистов популярна классификация В.С. Аванесова. он выделяет такие формы тестовых заданий [7]:

1) задания с выбором правильного ответа (одного или нескольких);

2) задания открытой формы;

3)задания на установление соответствия;

4)задания на установление последовательности.

Международным центром тестирования предложена своя классификация тестов:

1) задания открытого типа;

2) задания множественного выбора;

3) устный экзамен;

4) задания на технику исполнения.

При этом задания открытого типа могут быть:

- на завершение;

- с коротким ответом;

- с расширенным ответом;

- с ответом сочинением.

Вопросы множественного выбора могут включать:

- множественный выбор правильных ответов;

- выбор альтернативных ответов;

- задания на завершение;

- задания на восстановление последовательности;

- задания на соответствие [8].

Преподаватель должен заботиться об

«обратной связи» - отслеживать свою эффективность путем устного и письменного тестирования ученика с тем, чтобы, с одной стороны, своевременно скор-

ректировать свою работу, а с другой — позволить ученику оценить свой прогресс [9].

С учетом многообразия существующих классификаций все тестовые задания могут быть сведены к шести основным формам (в скобках приведены примеры таких заданий, используемых преподавателями иностранных языков нашей кафедры):

1. Задания на альтернативные ответы (True/False).

2. Задания множественного выбора (Choose the right answer from the following). Особое значение здесь имеют «неправильные ответы». Они должны быть правдоподобными. Неправильные, но правдоподобные ответы называются дистракторами (от англ. to distract - отвлекать).

3. Задания на восстановление соответствия. (Match the terms and their definitions)

4. Задания на восстановление последовательности. (Put the following ... in the right order as mentioned in the text/audio file, etc.)

5. Задания открытого типа: на свободное конструирование. (Finish the sentences)

6. Задания-дополнения или задания с ограничением на ответы (Choose the right answer from the list and fill the gaps in the following sentences).

В заключении хотелось бы выделить положительные моменты в компьютерном тестировании по сравнению с традиционным аудиторным способом оценивания качества усвоения материала студентами. Несомненно, на первом месте - высокая скорость проверки знаний по изучаемому предмету и большой объем проверяемого материала одновременно у большого количества учащихся. Таким образом удается оптимизировать и максимально эффективно использовать учебное время. Компьютерное тестирование сводит к минимуму субъективный фактор в оценивании знаний студентов, позволяет быстро получить результаты и положительно влияет на познавательную активность обучающихся, так как может использоваться для подго-

товки к итоговым тестам.

Библиографический список

1. Агавелян Р.О., Кобелева Е.П., Стучинская Е.А., Душинина Е.В. Использование мне-мотехник в процессе профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов-экономистов // Сибирский педагогический журнал. - 2022. - № 4. - С. 38-50.

2. Matvienko E.N., Stuchinskaya E.A. Specialists for contemporary economy and business: forming professional competences in foreign economic activities // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 5-3. - С. 36-38.

3. Корчинская Т.И. Тестовый контроль как одно из средств измерения качества учебных достижений студентов высших учебных заведений // Омский научный вестник. -2007. - №1.

4. Циммерман Н.В. Организационно-методическое обеспечение подготовки будущих учителей к использованию тестирования в профессиональной педагогической деятельности: автореферат... канд. пед. наук / ФГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». - СПб., 2012.

5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). - М.: Народное образование, 2000. - 352 с.

6. Жунусакунова А.Д. Разновидности заданий в тестовой форме // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конференции. - Уфа: июль 2012.

7. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебник для преподавателей вузов, техникумов, училищ, учителей школ, гимназий и лицеев. - М.: Центр тестирования, 2002. - 238 с.

8. Типология тестовых заданий и основные подходы к их составлению. Центр естественно-научного образования. - [Электронный ресрус]. - Режим доступа: https://ceno.brgu.ru/files/f91378b6-84d9-fcb7-906c-c812d8336524.pdf.

9. Разумная С.С. Особенности достижения образовательных целей на групповых и индивидуальных занятиях при изучении иностранного языка // Вопросы педагогики - 2021. - №4. - С. 220-222.

TESTING AS A METHOD OF CONTROL IN HIGH SCHOOL EDUCATION PROCESS

S. S. Razumnaya, Lecturer Siberian Transport University (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article focuses on the main composition principles for tests used in current and intermediate attestation in high school education process. Attention is given to the composition requirements of efficient tests as well as popular types of tests classification. Special account is taken of the control function in modern pedagogical science and of different approaches to making tests for current and intermediate control. As a consequence, the six basic forms of test tasks used by the English teachers at our department are outlined.

Keywords: basic forms of test tasks, control functions, requirements to tests composition, main principles of current and intermediate control, tests classification, testology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.