педагогические науки
Бузальская Елена Валериановна ТЕСТ-ЭССЕ КАК ПОДВИД ...
УДК 378
ТЕСТ-ЭССЕ КАК ПОДВИД АКАДЕМИЧЕСКОГО ЭССЕ: ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖАНРА
© 2018
Бузальская Елена Валериановна, доктор филологических наук, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная 9-11, e-mail: e.buzalskaya@ spbu.ru)
Аннотация. Исходя из характеристик жанра эссе, существующего в пространстве русской культуры в трех вариантах (художественное, публицистическое, научно-публицистическое), автор статьи уточняет определение академического эссе и делит его на три варианта реализации: академическое тест-эссе, дисциплинарное эссе, эссе для ЕГЭ. Опираясь на достижения в области методики преподавания русского языка, жанроведения и психолингвистики, а также исследовав рынок печатных пособий, направленных на обучение написанию эссе, автор разрабатывает алгоритм обучения иностранных учащихся написанию академического тест-эссе, необходимого для сдачи теста по русскому языку как иностранному ТРКИ-3. В процессе построения системы, основанной на базе учета речевой стратегии эссеистического произведения (стратегия интерпретации, стратегия убеждения или стратегия трансляции фрагмента картины мира в сознание реципиента) и типа объекта рефлексии. Если в формулировке задания теста речь идет о рассуждении относительно какого-либо отдельного объекта или факта - такой тип объекта имеет гештальт-структуру, отражающуюся в структуре эссе; если речь идет о ситуации - формируется фрейм-структура; если необходимо выразить свое отношение к ситуации, находящейся в развитии - этот тип объекта и тип структуры получает наименование сценария. Комбинирование трех типов стратегий и трех типов структур позволяет выделить девять основных моделей реализации эссе.
Ключевые слова: тест, эссе, модель, структура, академическое эссе, ТРКИ, тестирование, гештальт, фрейм, сценарий, методика преподавания русского языка как иностранного, функционально-смысловые типы речи, алгоритм обучения, речевая стратегия, речевые тактики
TEST ESSAY AS A SUBCATEGORY OF ACADEMIC ESSAY: CHARACTERISTICS OF THE GENRE
© 2018
Buzalskaya Elena Valerianovna, doctor of philological sciences, candidate of pedagogical sciences, associate professor Saint Petersburg State University (199034, Russia, St. Petersburg, Universitetskaya Naberezhnaya 9-11, e-mail: e.buzalskaya@ spbu.ru)
Abstract. Based on the characteristics of the genre essay, existing in the space of the Russian culture in three versions (artistic, journalistic, scientific-journalistic), the author clarifies the definition of academic essay and divides it into three versions: academic test essay, disciplinary essay, essay for the school exam. Building on the achievements in the field of methodology of teaching the Russian language, and genre studies and psycholinguistics, examined the market of printed textbooks aimed at teaching writing speech in a form of the essay, the author develops the algorithm of training of foreign students in preparation to pass the test on Russian as a foreign language TORFL-3. In the process of building a system based on the basis of speech strategies (strategy of interpretation, of persuasion, and strategy of transition of a fragment of the author picture of the world in the consciousness of recipient) and the type of object of the essayistic reflection. If in the formulation of the task in test papers we can read about the discussion of a particular object or fact - this type of object has Gestalt-structure, reflected in the structure of the essay; if we are talking about the situation - formed frame-structure; if the task wanted they to express their attitude to the situation in process - this type of object and the type of structure gets the name of the scenario. Combining three types of strategies and three types of structures allows to distinguish nine basic models of essay implementation. So, the author identifies nine main versions of the model of the academic essay and put them in order to offer a teaching program used in the course of the Russian as a foreign language studies.
Keywords: test, essay, model, structure, academic essay, TRC, testing, Gestalt, frame, script, methods of teaching Russian as a foreign language, learning algorithm, speech strategy, speech tactics
Академическое эссе - учебный жанр, производный от основного (публицистического) варианта эссе, существующего в пространстве культуры. Общей интенцией речевого жанра эссе, находящегося в пространстве культуры, является намерение автора изменить представление читателя относительно рефлексируемого объекта, факта, явления. Инструментами достижения данной цели становятся оригинальная позиция (непривычный угол зрения), краткость, изящная логика и сильные аргументы [1-8]. Требования к академическому эссе несколько редуцированы по сравнению с общим каноном жанра: академическое эссе удовлетворяет лишь трем критериям: краткости при полноте раскрытия темы и аргументированности выдвинутого тезиса. Сужение требований проистекает из основной установки академического эссе на проверку знаний, полученных в разных учебных учреждениях, поэтому такая характеристика эссе, как оригинальность суждения, не является в данном случае обязательной. В зависимости от основной интенции экзаменатора (так как именно его формулировка задает направление рассуждению), академическое эссе представляется возможным разделить на три варианта реализации:
а) ЕГЭ-эссе (проверка знаний, полученных в школе,
для приобретения балла, достаточного для поступления в ВУЗ);
б) дисциплинарное эссе (проверка знаний по конкретной профессионально ориентированной дисциплине в рамках сессионной отчетности в ВУЗе);
в) ест-эссе (проверка уровня сформированности умений письменной речевой деятельности на иностранном языке, необходимых для жизни в инокультурном пространстве).
Степень редуцированности требований к академическому эссе разнится в зависимости от его принадлежности к одному из трех указанных типов.
Наиболее упрощенной и предсказуемой структурой по сравнению с коммуникативным вариантом эссе обладает ЕГЭ-эссе, суть которого заключается в постулировании и аргументации канонической точки зрения с использованием необходимой терминологии и примеров, взятых из общеизвестных источников, показывающих компетентность экзаменуемого. Эссе по социологии, истории, философии, и другим гуманитарным наукам не должно быть меньше 200 слов, эссе по английскому языку имеет более жесткие рамки: его объем должен колебаться в пределах от 150 до 275 слов. Оно близко по своим критериям к третьему типу - эссе, направленно-
Buzalskaya Elena Valerianovna TEST ESSAY AS A SUBCATEGORY ..
pedagogical sciences
му на проверку общего владения языком, этикетными и социокультурными шаблонами, но все же по своему содержанию и лексико-синтаксическому оформлению не выходит за рамки школьной программы.
Второй тип эссе - дисциплинарное - используется при проверке знаний по конкретной дисциплине и в силу этого его структура зависит от особенностей самого предмета - его терминологического аппарата и его способа кодирования информации в различных знаках (математических, музыкальных, химических и пр.). Логика развертывания тезиса базируется на типах аргументации, принятых в рамках конкретной дисциплины. Так, например, эссе на одну и ту же тему по истории, богословию, этике и философии будут основаны на разных принципах аргументации. Помимо этого, результаты исследований показывают, что многое в структуре эссе зависит от требований, предъявляемых к данной работе в каждом учебном заведении. В связи с этим встречаются эссе, сходные по своей логике раскрытия содержания с ЕГЭ-эссе, тест-эссе, а также с публицистическими эссе и эссе художественной направленности.
Третий тип эссе - эссе, которое пишут иностранные граждане при сдаче теста по русскому языку как иностранному третьего уровня. Основное внимание уделяется грамотности, разнообразию синтаксических конструкций, верно выбранному стилю изложения информации и наличию доказанного тезиса. Учебные пособия, направленные на формирование умений создания эссе, нацелены на то, чтобы научить студента максимально быстро создавать работу, используя необходимые конструкции и выражения, подтверждающие уровень владения языком [9, 10, 11].
Несмотря на то, что данные навыки и умения очень важны, понимание того, чем же является эссе лежит прежде всего в области структуры рассуждения. Методологию жанроведения - нового направления отечественной науки [12, 13, 14, 15, 16], одним из приоритетов которого является разработка моделей речевых жанров - необходимо широко использовать в процессе обучения, поскольку понимание природы жанра способствует формированию образа этого жанра в сознании учащихся. Образ жанра - наиболее общее представление о готовом речевом продукте - позволяет более точно ориентироваться в построении самого эссеистического рассуждения, задает его рамки.
Исходя из проведенных исследований [17], представляется возможным говорить о том, что эссе - жанр, стратегически и когнитивно ориентированный на три цели (стратегии): интерпретировать, убедить и сформировать новое представление о рефлексируемом объекте или факте: транслировать свое видение в сознание потенциального читателя.
В то же время, помимо общефункциональных психофизических механизмов и операционных механизмов, исследователи выделяют специфические следующие группы механизмов письменного творчества, без которых написание работы практически невозможно: механизмы индивидуализации, действие которого приводит к поиску личной позиции, точки зрения, реже - художественного образа; механизмы интроспекции и эмпатии (или рефлексии), при помощи которых достигается высокая контекстуальная точность значения; механизм пошагового логического структурирования письменного текста. Необходимо отметить при этом, что интроспекция и рефлексия различны, так последняя - «отражение сознанием самого себя, некое удвоение фрагмента в пространстве образов мира, в результате чего сознание приобретает способность оперировать своими собственными образами» [18: 68].
Представляется вероятным наличие определенной связи между речевой стратегией транслирования своего видения и группой механизмов интроспекции и эмпатии, между речевой стратегией интерпретации и механизмами индивидуализации, между стратегией убеждения и
механизмами пошагового структурирования. При этом, безусловно, необходимо говорить лишь о преобладании, но не об исключении из процесса других механизмов, так как все механизмы задействованы в процессе в каждом из случаев, но в разной степени в зависимости от цели автора.
В то же время, вариативность модели зависит также и от характеристики самого объекта эссеистической рефлексии - представляет ли он собой гештальт (отдельный объект), фрейм (ситуацию, включающую в себя взаимодействие нескольких объектов, каждый из которых имеет свою цель) или сценарий (ситуацию в развитии, в которой цели объектов не являются постоянной величиной).
Таким образом, девять вариантов модификации исходной модели эссе, которая, в своем базовом минимуме представляет собой трехчастную структуру из Введения, Основной части и Заключения, являются полем вариативности академического тест-эссе.
Можно выстроить перспективу изучения данных вариантов от наиболее простых к сложным, опираясь на принципы методики обучения письменной речевой деятельности [19, 20, 21, 22, 23, 24]:
1)Эссе гештальт- трансляция, эссе гештальт-интер-претация, эссе гештальт-убеждение;
2)Эссе фрейм-трансляция; эссе фрейм-интерпретация, эссе фрейм-убеждение;
3)Эссе сценарий- трансляция, эссе сценарий-интерпретация, эссе сценарий-убеждение.
Соответственно, задействованным оказываются также когнитивные механизмы. Минимальной единицей психики, имеющей значение, является образ. суммой образов сознания становится панорама (горизонтально или ландшафтно организованная связь) или макрообъект, в зависимости от способа связности исходных данных. Процесс соединения образов является стадией формирования гештальта как «целостного допонятий-ного образа фрагмента мира» [25: 13], которая сопровождается одновременным «свертыванием» чувственно-наглядного компонента входящих в гештальт образов. Задачей преподавателя при работе со структурами эссе, ориентированными на гештальт - «раскрутить» данную последовательность операций в обратную сторону логизировать макрообраз.
Минимальной оперативной единицей когнитивной сферы является мыслительный акт - когнитивная структура, «вмещающая в себя информацию об элементах типичной, эталонной для носителя языка и культуры ситуации» [25].
При создании эссе на основе фрейма, соответственно, необходимо научить студентов раскладывать ситуацию на компоненты и находить взаимосвязи, создающие ситуацию. Ситуации, генерализованные по социально-ценностной шкале, представляют собой сценарий - фрейм, реализующийся стандартной последовательностью событий, организованных на основании причинно-следственных установок сознания индивида, которые, в свою очередь, основаны на социально-культурной информации, которая приобретается в течение жизни в обществе. Это своего рода имплицитно кодифицированная обществом система поведения, шкала оценки состояния социума и поведения человека в той или иной ситуации. Данные понятия (гештальт - фрейм - сценарий) представляются взаимосвязанными внутри структуры личности: в гештальт-психологии творческий акт представляется как «скачок от одной структуры ситуации к другой», а способности к творчеству - «способность к трансформации проблемной ситуации в целом» [26: 102].
Таким образом, данный алгоритм работы связан как с постепенным развитием психо-физических, так и когнитивных механизмов личности учащегося. И вследствие этого разбит на три блока. Схематично структуры в блоках можно представить следующим образом (рис 1, 2).
педагогические науки
Бузальская Елена Валериановна ТЕСТ-ЭССЕ КАК ПОДВИД ...
Рисунок 1 - Структура гештальт-объекта, секторы характеристик которого становятся аспектами рефлексии.
Выбор двух или трех аспектов для анализа определяет организацию Основной части эссе. Так, в эссе, стратегически ориентированном на трансляцию своего видения объекта, одним из аспектов в обязательном порядке становится эстетический или психологический - в зависимости от природы рассматриваемого объекта. В эссе, ориентированном на интерпретацию, всегда присутствует социальный аспект, а в эссе, целью которого является убеждение - неизбежно обращение к фактам мира физической действительности.
Рисунок 2 - Структура фрейм-эссе, состоящего из нескольких гештальтов, секторы пересечения которых становятся аспектами рефлексии.
В данном варианте эссе в каждом из гештальт-объ-ектов, участвующих в ситуации, выделяются только те секторы характеристик, которые образуют проблемные участки - пересечения, столкновения интересов. Таким образом, определение спектра характеристик каждого объекта уже должно быть отработано при работе с первым блоком структур эссе, в этом же варианте каждый из участков пересечения формирует абзац Основного теста эссе. При этом места пересечения должны быть определены до написания Введения, поскольку в нем уже должен быть перечень основных проблем данной анализируемой ситуации.
Поскольку для эссе в принципе не характерно наличие сюжетной линии, развитие сценария строится не по хронологии и не по принципу перемены места действия, а исходя их внутренних процессов взаимодействия фреймов. Таким образом те участки столкновения интересов, которые формировали проблематику фрейма, трансформируются в тему рассуждения.
Представляется необходимым привести несколько примеров, иллюстрирующих данные варианты структур. Так, например, популярная тема тестирования, связанная с экологической ситуацией - экотуризм мо-
жет быть представлена как гештальт (описание самих плюсов и минусов экотуризма), как фрейм (конфликт экотуризма и обычных способов путешествовать в сфере туристического бизнеса, основанный на характеристиках экотуризма и характеристиках отдыха в отелях и апартаментах) и как сценарий (акцент смещается на изменения восприятия конфликта интересов, связанного с экотуризмом, в обществе).
После того, как макромодель блока стала студентам понятна, целесообразно начать работу по модификации этой структуры, связанной со стратегической целью эссе, что отражается в первую очередь на выборе чередования функционально-смысловых типов речи: для стратегии трансляции основными двумя типами являются рассуждение и описание (как аргументация выбранной позиции), для стратегии интерпретации - рассуждения и повествования (в качестве включения в рассуждение иллюстрирующих примеров), для убеждения преобладающим типом остается рассуждение (повествование и описание используются для доказательства позиции реже, чем прямое логическое доказательство).
Последним этапом работы со структурой является обучение использованию речевых тактик, формирующих фрагменты, принадлежащие определенным функционально-смысловым типам речи. Номенклатура тактик включает в себя три варианта речевой тактики описания (бытийно-статальное, бытийно-процессуаль-ное, характеризующее); два варианта повествования (история, сообщение); пять вариантов рассуждения (анализ, доказательство/опровержение, обоснование, подтверждение, разъяснение/объяснение). Цепочки последовательности их реализации напрямую зависят от варианта структуры эссе, вследствие чего работа с речевыми тактиками предполагает анализ текстов-образцов, определение наиболее частотных синтаксических структур, при помощи которых реализуются данные тактики. Стилистическая корректировка завершает работу над элементами структуры эссе.
Предложенный принцип обучения был апробирован в ходе занятий с иностранными учащимися в смешанной многонациональной группе в рамках аспекта «письмо» в Санкт-Петербургском государственном Университете в 2010 году; результаты эксперимента позволяют говорить о том, что данная схема обучения повышает скорость ориентирования студентов в определении макроструктуры эссе на 23%, точность соответствия формулировке на 30% и полноту раскрытия темы на 64%. Таким образом, предлагаемый алгоритм работы по обучению написанию академического тест-эссе способствует быстрому пониманию принципов формирования основного содержания эссе, что, в свою очередь, положительно отражается на точности и полноте раскрытия темы. Такая методика представляется эффективной при обучении представителей любой культуры, так как основана на универсальных, логических критериях построения модели письменной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Березкина В. И. Проблема типологии стилевого развития эссе как речевого жанра// Прагматика и типология коммуникативных единиц языка: Сб. Науч. тр. Днепропетровск: ДГУ, 1989.
2. Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. - М.: «Флинта», «Наука», 2008.
3. Зацепин К.А. Жанровая форма эссе в параметрах художественного // Вестник Самарского государственного университета, 2005, №1.
4. Маськова Е. В. Эссе как жанр и метод. Автореферат... канд. филол. наук. Минск, 1994.
5. Руженцева Н.Б. Прагматическая и речевая организация русского литературно-критического эссе XX века. Дисс... д.ф.н. Екатеринбург, 2001.
6. Дмитровский А.Л. Жанр эссе: очерк теории жанра - Орёл: ОГУ, 2006.
7. Шкловский В. Литературый опыт (essai) в его
Buzalskaya Elena Valerianovna TEST ESSAY AS A SUBCATEGORY ..
pedagogical sciences
формальном окружении// «Новый ЛЕФ» 1927, №6
8. Эпштейн М.Н. Законы свободного жанра// Вопросы литературы, 1987, №7.
9. Колесова, Харитонов. Пишем эссе. Учебное пособие для изучающих русский язык. - 2-е изд. - СПб.: Златоуст, 2006. - 100с.
10. Бузальская Е. В., Любимова Н.А. Пространство эссе: пособие по развитию творческих умений письменной речи у иностранных учащихся. - 2-е изд. - СПб.: Златоуст, 2014 - 100с.
11. Макова М.Н., Ускова О.А. В мире людей. Вып. 1. Письмо. Говорение: учебное пособие по подготовке к
12. экзамену по русскому языку для граждан зарубежных стран (ТРКИ-2, ТРКИ-3) . - СПб. Златоуст, 2013. - 288с.
13. Гольдин, В. Е. Имена речевых событий, поступков и жанры русской речи [Текст] / В. Е. Гольдин // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1997. - Вып.1.- С. 23-34.
14. Дементьев, В.В. Теория речевых жанров [Текст] / В. В. Дементьев. - М.: Знак, 2010. - 600с.
15. Дементьев, В.В. Изучение речевых жанров в России: аспект формализации социального взаимодействия [Текст] / В. В. Дементьев // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. - М., 2007. - С. 39-61.
16. Долинин, К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия// Жанры речи. Саратов: изд-во гос. уч. науч. центра «Колледж», 1999. - С. 7-12.
17. Кожина, М.Н. Речевой жанр и речевой акт [Текст] / М. Н. Кожина// Жанры речи. Саратов: Изд-во Гос. Уч. Науч. Центра «Колледж», 1999. - С.15-23
18. Бузальская Е. В. Типология русского эссе (линг-вокогнитивный аспект): дис... докт. филол. наук. СПб7, 2017. - 411с.
19. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса - от психолингвистики к лингвосинергетике. Изд.2е, стер. М.: КомКнига, 2007
20. Гец М.Г. Обучение студентов языкового вуза творческой письменной речи в контексте межкультурной коммуникации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Минск, 2003
21. Дорожкина Т.Н. Учебно-творческий дискурс в сфере письменной коммуникации: формирование языковой личности человека пишущего: Дисс. ... канд. пед. наук. Уфа, 2006.
22. Бабушис Е.Е. Обучение письменной речи как творческой деятельности в форме описания, повествования, аргументации (на старшем этапе в школах с углубленным изучением англ. яз.): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2000.
23. Орлова Е.В. Обучение иностранных студентов-нефилологов основного этапа письменному рассуждению: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Л., 1989
24. Бузальская Е. В. Формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов творческих специальностей при обучении письменной речи в жанре эссе. Дис. канд. пед. наук СПб, 2010 - 189с.
25. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учеб. Пособие для студентов вузов. М.: Высш. шк., 2003.
26. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М.: Наука, 2007
27. Вертгеймер М. Продуктивное мышление /(пер с англ.) общ. ред. С.Ф. Горбова, В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987.
Статья поступила в редакцию 22.01.2018
Статья принята к публикации 28.03.2018