5. Коран. Перевод Кулиева. Все суры. Falaq. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ruhttps://quran-online.ru/ (дата обращения: 08.02.2019).
6. Хадис от ибн 'Аббаса, св. хадисов Муслима. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mahalla1.ru/youtube-video/health-and-fitness/dva-kachestva-lyubimye-bogom.php/ (дата обращения: 08.02.2019).
7. Резолюция ООН «Просвещение и религиозная толерантность». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://muslim.uz/ (дата обращения: 08.02.2019).
Список литературы на английском языке /References in English
1. Constitution of the Republic of Uzbekistan; Constitution of the Republic of Uzbekistan. T.: «Uzbekistan», 2015.
2. The Law of the Republic of Uzbekistan "On Freedom of Conscience and Religious Organizations". [Electronic resource]. URL: https://products.norma.uz/ (date of acces: 09.02.2019).
3. Karimov and A. Uzbekistan on the threshold of the 21st century: threats to security, conditions and guarantees of progress. Tashkent, 1997. Р. 80.
4. Mirziyoev Sh.M. Erkin wa Faravon, Democratic Uzbekistan, Davlatini Mard Wa Olijanob Chalimim Bilan Birg Kuramiz Adolat Gazette, 2016, December 16 No. 53 (1117). B. 2.
5. Quran. Translation of Kuliev. All suras are Falaq. [Electronic resource]. URL: Ruhttps: //quran-online.ru/ (date of acces: 09.02.2019).
6. Hadith from ibn Abbas, of sv. Muslim Hadith. [Electronic resource]. URL: http://mahalla1.ru/youtube-video/health-and-fitness/dva-kachestva-lyubimyebogom.php/ (date of acces: 09.02.2019).
7. UN Resolution "Enlightenment and Religious Tolerance". [Electronic resource]. URL: http://muslim.uz/ (date of acces: 09.02.2019).
TERRORISM IS A SOCIAL PHENOMENON, NOT A RELIGIOUS Rasulova M.A. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
Rasulova Madina Askhatovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY AND THE NATIONAL IDEA, FACULTY OF SOCIAL AND HUMAN SCIENCES, TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article says that today terrorism is comparable to a well-thought-out business. He has neither religion, nor a nation, only lowly goals — power, huge money, power, and heightened fear of humanity. And the zombie young people with subversive belts, who are inspired by the thought of the need for the honorable death of a shahid, cannot be equated with the adherents of the Islamic religion. Terrorism, as a specific phenomenon of social and political life, has its long history, without knowledge of which it is difficult to understand the sources and basic concepts of terrorism.
Terrorism is a constant companion of mankind. As early as the 1st century AD, a sexton of the Sikarii acted in Judea (Sika - a dagger or a short sword), which destroyed representatives of the Jewish nobility who collaborated with the Romans. Keywords: terrorism, fear, power, humanity, history.
35 ■ European science № 1 (43)
ТЕРРОРИЗМ — ЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ, А НЕ РЕЛИГИОЗНОЕ Расулова М.А. (Республика Узбекистан)
Расулова Мадина Асхатовна - старший преподаватель, кафедра философии и национальной идеи, факультет социально-гуманитарных наук, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится, что на сегодняшний день терроризм сравним с хорошо продуманным бизнесом. У него нет ни религии, ни нации, лишь низменные цели -власть, огромные деньги, могущество, нагнетание страха на человечество. А зомбированных молодых людей с подрывными поясами, которым внушают мысль о необходимости почётной смерти шахида, никак нельзя равнять с приверженцами исламской религии. Терроризм как специфическое явление общественно-политической жизни имеет свою длинную историю, без знания которой трудно понять истоки и основные концепции терроризма.
Терроризм является постоянным спутником человечества. Еще в I веке нашей эры в Иудее действовала секта сикариев (сика - кинжал или короткий меч), уничтожавшая представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами. Ключевые слова: терроризм, страх, власть, человечество, история.
В последние годы на глобальном уровне идёт попытка дискриминации по отношению к исламской религии, мусульманам. Слова «террорист» и «мусульмане» всё чаще встречаются вместе. Несомненно, это хорошо продуманная политика, меркантильная, в основе которой лежат немалые деньги. По некоторым данным, в мире существуют около 700-1000 организаций, занимающихся терроризмом, и финансирующие их люди могут сидеть как в современных офисах Англии, так и в горах Афганистана.
На сегодняшний день терроризм сравним с хорошо продуманным бизнесом. У него нет ни религии, ни нации, лишь низменные цели - власть, огромные деньги, могущество, нагнетание страха на человечество. А зомбированных молодых людей с подрывными поясами, которым внушают мысль о необходимости почётной смерти шахида, никак нельзя равнять с приверженцами исламской религии.
Скажем, почему о посвятившей свою жизнь Богу и носящей чёрную длинную одежду монахине говорят, что она святая, а мусульманка, повязав платок, превращается в террористку? Почему западных женщин-домохозяек, занимающихся детьми, расценивают как добропорядочных жён, а мусульманку, посвятившую свою жизнь семье, считают нужным спасать из рабства? Почему при нарушении закона приверженцем иной конфессии его религию не вспоминают, но стоит мусульманину совершить проступок, как все нервно указывают на его религию?
Всё же интересно: почему же Ислам, даже при таком несправедливом гонении и обвинениях, всё ещё самая быстрорастущая в мире и привлекающая в свои ряды всё больше молодежи, религия? Видимо, невозможно затмить искренность, чистоту и свет, свойственные исламской религии...
Терроризм, как специфическое явление общественно-политической жизни имеет свою длинную историю, без знания которой трудно понять истоки и основные концепции терроризма.
Терроризм является постоянным спутником человечества. Еще в I веке нашей эры в Иудее действовала секта сикариев (сика - кинжал или короткий меч), уничтожавшая представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами. Еще Фома Аквинский допускал идею убийства правителя, враждебного, по его мнению, народу. Широко действовали костры инквизиции, уничтожая инакомыслие.
Еигореап БЫепсе № 1 (43) ■ 36
В Средние века представители секты ассасинов убивали префектов и халифов. В эти же времена политический террор практиковали некоторые тайные общества в Индии и Китае, на территориях современного Ирана, Афганистана и некоторых других стран.
«Аум Сенрикё» с 2000 года «Алеф» возникшая в Японии синкретическая, деструктивная секта которую также называют религиозной террористической организацией.
В современных международных реалиях слово «терроризм» знакомо каждому. На сегодняшний день существует множество определений и трактовок этого термина и, как правило, оно ассоциируется с агрессией, насилием и убийствами. Кроме того, некоторые средства массовой информации пропагандируют якобы имеющуюся связь терроризма с исламом, благодаря чему в обиход вошло даже такое понятие как «исламский терроризм». Каким же образом ислам и терроризм соотносятся на самом деле? Может ли сама религия, как особая форма культуры, быть причиной экстремизма, терроризма или национализма? Содержит ли религия нормы и предписания, призывающие к насилию, убийствам, геноциду и т.д. - или же ее главная функция - это проповедь общечеловеческих, гуманистических норм и призыв к гармонии?
Следует подчеркнуть, что понятие «религиозный терроризм» не имеет под собой никакой почвы, поскольку основные религии мира в их традиционном каноническом содержании противостоят терроризму, провозглашая целый ряд высоконравственных постулатов. Многие ученые, например, касаясь этого вопроса, вполне справедливо отмечают, что мировые религии, в том числе и Ислам, поддерживают базовые духовные или общечеловеческие ценности.
Итак, факт, который не вызывает сомнений - это то, что терроризм напрямую связан с агрессией, насилием и убийствами. Что касается исламского вероучения, то в нём всячески отвергается любая несправедливость, в том числе и выражающаяся в насилии. Подтверждением чему служит коранический аят:
«Кто убьёт человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям».
Эти слова довольно наглядно демонстрируют всю тяжесть одного их страшнейших грехов в исламе - умерщвления невинного человека. Террористы же, как известно, массово убивают мирных граждан, прикрывая своё коварство некими религиозными мотивами. Исходя из одного только этого аята, мы можем сделать вывод, что ислам и терроризм - несовместимы. И говорить о терроризме как методе ведения джихада неправильно.
Современные террористические группировки зачастую пропагандируют ненависть к язычникам, которые, по мнению радикалов, являются неверными, а значит, не имеют права на существование. Что касается отношения к язычникам в исламе, то ответом может служить сура «Покаяние»; «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они - невежественные люди».
Данный аят является подтверждением тому, что Священная Книга мусульман ни в коем случае не призывает к ненависти, а совсем наоборот - взывает к состраданию.
К тому же Коран запрещает не только творить зло, но и каким-либо образом, пусть незначительным, оказывать поддержку бесчинствующим людям.
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде»
То есть правоверным надлежит всячески поддерживать друг друга в благих делах и не оказывать помощь тем, кто творит зло.
Пророк Мухаммад сказал: «Верующий (му'мин) - это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя, ни за свое имущество [то есть, находясь рядом с ним, являясь его соседом или имея с ним торговые либо партнерские отношения, они чувствуют себя в безопасности]» Также он (да
37 ■ Еигореап Баепсе № 1 (43)
благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мусульманин (муслим) ни языком, ни руками не причиняет вреда мусульманину [а что касается представителей других верований и культур, то воспитанность и добропорядочность в отношении их-само собой разумеющееся».
В Коране сказано: «Аллах не запрещает вам делать добро неверным, которые с вами не воюют за вашу веру, не изгоняют вас из ваших домов, и строить с ними справедливые отношения, воистину Аллах любит справедливых». Таких примеров из Корана и хадисов можно привести множество. Теперь подумайте, могут ли быть экстремистами и террористами люди, придерживающиеся этих принципов? Конечно же, нет. Но есть силы, которые желаемое хотят выдать за действительное; создать образ мусульманина -террориста и Ислама как основу для терроризма, и для этого используются все средства, в особенности СМИ, которые имеют большое влияние на формирование мировоззрения людей. Все, кто причастен к созданию такого образа мусульманина и Ислама в целом, являются врагами стабильности и мира в обществе.
Выступая с трибуны ООН на 72 генеральной ассамблее, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиев отметил что «Усиление террористических угроз в мире, особенно в последние годы, свидетельствует о том, что применение в основном силовых методов противодействия с ними себя не оправдывает. Нередко усилия сводятся к борьбе с последствиями вызовов, а не их перво-причинами. Считаю, что в основе международного терроризма и экстремизма лежат, наряду с другими факторами, невежество и нетерпимость.
Важнейшей задачей мы считаем довести до широкой мировой общественности подлинно гуманистическую суть ислама.
Мы чтим нашу священную религию как средоточие исконных ценностей. Мы решительно осуждаем и никогда не примиримся с теми, кто ставит нашу великую веру в один ряд с насилием и кровопролитием.
Ислам призывает нас к добру и миру, сохранению подлинного человеческого начала.
Список литературы /References
1. Мирзиеев Ш.М. Доклад на 72-й Генеральной Ассамблее ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: gazeta.uz/ (дата обращения: 08.02.2019).
2. Коран. Перевод Э.Р. Кулиева. Все суры - Falaq. Ruhttps. [Электронный ресурс]. Режим доступа://quran-online.ru/ (дата обращения: 08.02.2019).
3. Саида Ибрагимова Мусульмане - не террористы: справедливый взгляд на последователей Ислама. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.islam.ru/content/analitics/ (дата обращения: 08.02.2019).
4. Абдрахманов Д.М., Максимов К.В., Нугуманов М.М., Сафина Э.Н. Экстремизм. 100 ответов на насущные вопросы об экстремизме и терроризме. Информационно -справочное пособие. Уфа: Мир печати, 2018. 80 с.
Список литературы на английском языке /References in English
1. Mirziyeev Sh.M. Report to the 72nd UN General Assembly. [Electronic resource]. URL: /gazeta.uz/ (date of acces: 08.02.2019).
2. Quran. Translation by E.R. Kuliev. All suras are Falaq. Ruhttps. [Electronic resource]. URL: //quran-online.ru/ (date of acces: 08.02.2019).
3. Saida Ibragimova Muslims are not terrorists: a fair look at followers of Islam. [Electronic resource]. URL: http://www.islam.ru/content/analitics/ (date of acces: 08.02.2019).
4. Abdrakhmanov D.M., Maksimov K.V., Nugumanov M.M., Safina E.N. Extremism. 100 answers to pressing questions about extremism and terrorism. Information reference manual. Ufa: World of Press, 2018. 80 p.
European science № 1 (43) ■ 38