знания находятся корни девиантного поведения. Но, чтобы девиация из ментальной перешла в поведенческую область необходима соответствующая мотивация. Конечно, она может, в отдельных случаях, проявиться в результате действия негативных социальных факторов, которые были рассмотрены выше. Но в большинстве случаев это потребует подведения сознания индивида к черте, отделяющей норму от психической реакции на специфические методы воздействия на него, которые дают установку на преодоление требований позитивных социальных предписаний, обеспечивающих сохранность общества (неприятие убийства, тем более массового). Частью такого механизма десоциализации личности может выступать навязываемый образ врага. Все его компоненты рассчитаны на немедленную отрицательную реакцию: приписывание противнику всевозможных
вызывающих ненависть черт; возложение на него вины за какие-либо действия, события; негативные ожидания и недоверие; отказ в сочувствии и понимании и т.п. Вслед за принятием образа врага следует и принятие в отношении него соответствующих поведенческих стереотипов, связанных с проявлением агрессии и пренебрежения к чужой и своей жизни.
Таким образом, социология имеет целый ряд концептуальных подходов с присущими им методологией и методическим аппаратом, которые позволяют изучать терроризм с разных сторон и в различных его проявлениях. Наличие у них общих проблем и областей исследования данного явления позволяет интегрировать получаемые результаты в общую концепцию терроризма с привлечением данных других наук, без которых социологический анализ был бы одномерным.
духовные и идеиные основы «восточного» терроризма
ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА ПОЛОЗОВА,
Заместитель начальника кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России, доктор философских наук E-mail: [email protected]
Аннотация. Раскрываются духовные и идейные основы современного «восточного» терроризма. Определяется методология выяснения их генезиса, показываются суть и содержание этих основ.
Ключевые слова: «восточный» терроризм, духовные и идейные основы терроризма, идеология терроризма, религия, ислам, Коран.
Annotation. The article describes moral and ideological bases of the modern «eastern» terrorism. The methodology of clarifying their genesis is defined, showing the nature and content of these bases.
Keywords: «Eastern» terrorism, religious and ideological foundations of terrorism, the ideology of terrorism, religion, Islam, the Koran.
Терроризм является политикой и практикой экстремистского воздействия, основанного на применении незаконного насилия, генерирующим агрессию, имеет свою идеологию и обусловлен особым видом мессианства.
При рассмотрении духовных и идейных основ терроризма в статье не рассматривается «западная» модель терроризма[1], присущая евроатлантической цивилизации и представленная деятельностью разнородных социально-политических сил, ориентированных на радикальную смену политической системы и её чрезмерное укрепление. Отметим лишь, что «западная» модель терроризма имеет в качестве своих идейных основ принципы и установки идеологий левого и правого радикализма. Индивиду-
альный террор, анархические бунты, политические заговоры, диверсии, военные путчи, «городская ге-рилья», и другие виды террористических действий в западном мире осуществляются под флагом светских лево- и правоэкстремистских идеологий (маоизм, неотроцкизм, неоанархизм, неонацизм).
Остановимся преимущественно на «восточной» модели терроризма, относящейся к обширному ази-атско-североафриканскому региону, имеющей как внутрицивилизационный, так и межцивилизацион-ный характер и представляющей собой противостояние террористов отдельному государству, странам целого региона (Ближний Восток), а также ведущим державам мира (США, России). Основными видами террористической деятельности в рамках этой
модели выступают разнообразные методы и формы гражданского нелегитимного насилия. «Восточный» терроризм характеризуется элементами жертвенности, нетерпимости и фанатизма, является наиболее ожесточённым, кровопролитным и непримиримым.
Определение духовных и идейных основ «восточного», прежде всего, исламского терроризма и экстремизма приобретает особую актуальность потому, что в начале XXI в. именно политический ислам рассматривается как несущий основную ответственность за распространение терроризма и политического экстремизма по всему миру. Обращает на себя внимание также и то обстоятельство, что «восточная» модель терроризма в качестве своих основ имеет не столько идейно-политические, сколько религиозные корни.
Необходимо отделить от идеологии терроризма умеренный, цивилизованный ислам, который уже многие столетия существует на территории России. Вместе с тем, можно увидеть, что в идеологическом обосновании терроризма и экстремизма достаточно активно используются исламские концепции джихада, отношения к неверным, пресечения греха, запрещенного шариатом, а также взаимоотношений правоверных с властью. Следует, поэтому, выяснить, насколько правомерно говорить об исламской религии в связи с идейными (духовными) основами терроризма.
По большому счету религия и терроризм - явления несовместимые. Религия связывает человека с высшей духовной основой мироздания и пробуждает в нем лучшие нравственные чувства. В значительной степени это относится и к исламу. В переводе с арабского слово «ислам» означает «мир». Ислам - это религия, которая призвана нести человечеству жизнь, исполненную гуманности, мира и благоденствия. Ислам призывает верующих развивать в своих сердцах самые светлые качества души человека: милосердие, уважение к ближнему, сострадание, смирение, наставляет людей жить в мире и согласии. Кроме того, исламу как религии присущи такие принципы и ценности, как умеренность, стремление к компромиссам, лояльность властям, толерантность, постепенность, совещательность и др.
Ислам осуждает любые формы злонамеренности. Священная книга мусульман Коран содержит стихи (аяты), в которых содержатся повеления людям избегать злых деяний и предотвращать их, если мысли о злых делах вынашиваются другими. Верующим запрещается держать в сердцах чувства подозрения и недоверия к ближнему, порицается безнравственность, жестокость, агрессия и кровопролитие. Считается, что нарушивший эти заповеди совершает величайшее преступление против Создателя и служит духу злобы.
В исламе считается недозволенным все, что может нанести вред людям.Истинный мусульманин
призван совершенствовать мир и нести людям гармонию, содержащуюся в заповедях ислама. Террор и насилие, поэтому, считаются в исламе величайшими преступлениями против Всевышнего. Например, в Коране убийство невинного человека по пагубности и степени греховности приравнивается к убийству всего человечества: «Кто убьет душу не за душу и не за преступление, тот подобен убийце всего человечества» (Коран, 5:32).
Как же могло получиться, что религия, проповедующая мир, стала в сознании многих людей прочно связываться с идеологией терроризма?
Ответим следующим образом. Религия не призывает к насилию и терроризму. Идейным обоснованием терроризма служат те разновидности религиозных течений, которые носят экстремистский, тоталитарный характер. Все они отпочковываются от истинной религии, подвергая ее определенной ревизии. Они тенденциозно трактуют основные положения, вырывая из контекста, делая акценты на одних догматах в ущерб другим. Таким образом, основным рычагом экстремистской стратегии явилась идеология, послужившая суррогатом религии, в данном случае ислама, на которой она паразитировала и от имени которой выступала.
Основанием всякого терроризма является отрицание существующей властной, культурной, религиозной парадигмы. Поэтому настоящей мировоззренческой основой терроризма является не та или иная религия, а её антипод, антирелигия, содержащая в себе мощный посыл мироотрицания.
К подобному пониманию основ терроризма подводит нас исследование Л.Н.Гумилева, по мнению которого большие суперэтнические и религиозные системы зачастую сопровождались антисистемами, в которых легко можно увидеть предтечу терроризма. По мнению Л.Н.Гумилева, такие предшественники терроризма, как провансальские катары, болгарские богомилы, малоазиатские павликиа-не, аравийские карматы, берберейские и иранские исмаилиты, имея множество этнографических и догматических различий, обладали одной общей чертой - неприятием действительности, т.е. метафизическим нигилизмом[2].
Л.Н.Гумилев считает, что подобная антисистема существовала и по отношению к исламу.В качестве таковой он рассматривает секту зиндиков, (от персидского слова «зенд» - смысл, эквивалента греческого «гнозис» - знание), выступивших с террористических позиций по отношению к исламу. «Догматику и принципы нового учения, - отмечает Л.Н. Гумилев, - можно лишь описать, но не сформулировать, так как основным его принципом была ложь». И, несмотря на различные названия сторонников новой доктрины, (наиболее известные названия в Персии - исмаилиты, в Аравии - карматы), цель их была одна - разрушить ислам.
Л.Н. Гумилев описывает и способ формирования подобной антиисламской идеологии. В связи с тем, что свободная пропаганда любых идей была в Халифате неосуществима, проводники искаженной доктрины выдавали себя за мусульман. Они толковали тексты Корана, порождая в собеседниках сомнения, и приводили к мысли о том, что все бедствия проистекают от забвения истинного закона. Обучение новых последователей в основном состояло в посвящении их в идею антимира, являющуюся центром искаженной доктрины. Смысл идеи антимира состоит в построении перевернутой реальности. Мир, в котором мы живем, плохой, потому что здесь эмиры, муллы, халиф со своим войском угнетают и обижают бедных людей, у которых, однако, есть выход: если они достигнут совершенства через участие в их общине, то попадут в антимир, где все будет наоборот, - там они сами будут обижать кадиев, эмиров и т.д. Такая незамысловатая система нашла себе большое количества приверженцев. Так как здешний мир, в котором мы живем, очень многими считался плохим, то антимир, естественно, казался хорошим.
Можно утверждать, в основе генезиса идеологии «восточного» терроризма лежит идея отрицания мира, антимира. В формировании идеи антимира присутствует важная черта, присущая террористическому сознанию, а именно, мифологизация социальной действительности. В идеологии терроризма социальная реальность приобретает искаженные, фантастические очертания, и именно такая мифологическая идеология предшествует акту насилия, совершаемому террористами.
Кроме того, здесь возможно использовать термин «инфернализация», который нередко используется в отношении экстремистских представлений об обществе в исследовательской литературе, что означает превращение в «ад» всего, что не соответствует «правоверным» взглядам и целям. Экстремистская мифология не вполне беспочвенна, имеет определенные объективные основания, но эти основания в идеологии терроризма приобретают несоразмерные, гипертрофированные масштабы.
Созданная подобным образом антирелигия сохраняет определенное внешнее сходство с оригиналом. Но, по сути, она является принципиальным переистолкованием основных положений исходной религии с тем, чтобы, при сохранении внешнего сходства, ее внутренний смысл исказился до неузнаваемости. Это означает, что идейную основу «восточного» терроризма составляют извлеченные отдельные положения из исламской доктрины, которые, будучи взятыми вне контекста, противоречат основной сущности ислама.
Следует понимать, что любая религия представляет собой некую целостность, по отношению к которой выхватывание отдельных мыслей и фраз
и погружение их в другой контекст является деформацией. Собственно, по такому принципу создается большинство тоталитарных сект, каждая из которых находится в оппозиции по отношению к истинной религии. Таким образом, мировоззрение, согласно которому к иноверцам нужно относиться нетерпимо и даже истреблять их, противоречит сущности ислама, проповедующего мир.
Кроме того, религия во многом антиномична, в корпусе священных текстов религии могут встречаться высказывания, противоположные по смыслу, значение которых во многом уравновешивается и в осмыслении которых значительная роль принадлежит религиозному опыту. Это связано со сверхразумностью религиозной веры. Мировоззрение антирелигии, напротив, абсолютизирует одно из положений и объявляет его единственной истиной. Известно, что терроризму присуща вера в обладание высшей единственной истиной, уникальным рецептом «спасения» своего народа, социальной группы или всего человечества. Например, известный специалист по терроризму Б. Дженкинс считает, что «террористы могут рассматриваться как абсолютисты, как «истинно верующие»[3]. Такая однобокая вера задает тип ценностных и поведенческих моделей террористических групп.
Продемонстрируем, каким образом происходит деформация истинной религии и создание её антипода - антирелигии, которая может служить идейной базой противоправной и террористической деятельности в силу отсутствия в данной системе духовной основы, координирующей все остальные принципы и обеспечивающей связь человека с высшим порядком бытия. Увидим, что из двух позиций, которые сосуществуют в истинной религии и уравновешивают друг друга, антирелигия выбирает и абсолютизирует какую-либо одну. Так, по отношению к иноверцам в исламе существуют две различающиеся позиции: сравнительно мягкая, ориентированная на добрососедские отношения и сотрудничество, и гораздо более жесткая, доходящая до нетерпимости и непримиримости.
Рассмотрим первую позицию, опирающуюся на священную книгу мусульман - Коран, содержащую примеры уважительного отношения к «людям книги». По утверждению Корана, Священные Писания иудеев и христиан - Ветхий и Новый Завет были посланы им самим Аллахом. Во многих сурах Корана весьма определенно утверждается, что Таура (Тора) и Инжил (Евангелие) были настоящими Священными Писаниями, которыми владели иудеи и христиане при жизни Мухаммеда. При этом «людям Евангелия» было сказано «поступать так, как Аллах заповедовал в нем» (Коран, 5:50). Несмотря на то, что Коран часто осуждал иудеев и христиан за отступление от своих учений, он никогда не обвинял их в искажении их Священных Писаний.
Кроме того, в Коране христиане и иудеи именуются не иначе, как «люди Писания» или «обладатели Писания», тем самым подчеркивается, что изначально они принадлежали к небесной религии и что они имеют с мусульманами общие истоки, изначально принадлежат к единой религии, которую проповедовали все посланные к людям пророки: «В религии предписал вам (Всевышний) то, что заповедовал Он Ною, то, что внушили Мы (Мухаммеду) в откровении, то, что заповедовали Мы Аврааму, Моисею и Иисусу, сказав: «Соблюдайте религию и не разделяйтесь» (Коран, 42:13).
Более того, христиан, последователей Иисуса, Коран наделил особым статусом и считает их более близкими для сердец мусульман. «Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорит: «Воистину, христиане мы. Это оттого, что есть среди них иереи и монахи, что не высокомерны они» (Коран, 5: 82). В отношениях со своими братьями-христианами Аллах предписывает мусульманам исключить насилие в принципе: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то приводите им доводы наилучшие. И не спорьте с теми из них, кто бесчинствует. Говорите: «Уверовали мы в то, что ниспослано нам и что ниспослано вам. Бог наш и Бог ваш один, и предаемся мы Ему» (Коран, 29:46).
Вторая же позиция является более поздней, сложившейся в исламском богословии после эпохи крестовых походов, согласно которой Библия была «фальсифицирована» христианами и никакой компромисс с «еретиками» невозможен. Родоначальником данного учения является Ибн Хазм, считавший, что Таура и Инжил были искажены «людьми книги» и потому не являются заслуживающими доверия. Данная точка зрения не соответствует ни Корану, ни убеждениям основателя ислама - Мухаммеда, но является господствующей в мусульманском мире по настоящее время.
Таким образом, можно увидеть, что антирелигия абсолютизирует вторичную и позднейшую позицию, которая не подкреплена священными текстами мусульман. Подобное происходит и во всех остальных случаях, когда по определенному поводу имеются две противоположных точки зрения. Кроме того, можно увидеть, что в антирелигии происходит существенная деформация заложенных в истинной религии смыслов. Так, в оправдание терроризма исламские экстремисты обращаются к Корану, в котором, в частности, говорится: «И убивайте много-божников, где бы вы их не обнаружили .. .О пророк! Борись с неверными и лицемерами и будь беспощаден к ним» (Коран, 9:5, 73). Известно, что христиане и иудеи не являются многобожниками, речь в данном случае идет о язычниках, но, вместе с тем, в отношении христиан данная позиция последовательно проводится и противопоставляется мирному отношению к «людям книги»[4].
Антирелигия, выступающая как основа терроризма, критическое отношение к христианам считает единственно возможным, тем самым демонстрируя противоречащий основам истинной религии однобокий, односторонний подход. И, как следствие, необходимым элементом антирелигии становится крайняя нетерпимость к инакомыслию. Поэтому важнейшим компонентом экстремистской мотивационной системы служит идея обращения инакомыслящих в собственную веру с помощью всех средств, в том числе насильственных, что с неизбежностью приводит к терроризму.
Покажем осуществление трансформации смыслов истинной религии на примере концепции джихада, активно использующейся для обоснования необходимости ведения борьбы против иноверцев. Вопреки убеждениям террористов, джихад отнюдь не сводится к войне с неверными. Ведущие современные мусульманские богословы подчеркивают, что джихад - это, прежде всего, призыв к следованию путем Аллаха, усилия, направленные на самосовершенствование человека («внутренний джихад») и построение истинного исламского общества, основанного не на буквальном следовании положениям шариата, но, главным образом, - на претворении его ведущих начал, ценностей и целей. Кроме того, призыв следовать воле Аллаха, обращенный к иноверцам, исключает любое насилие, о чем прямо говорится в Коране: «Нет принуждения в религии» (Коран, 2:256), «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с много-божниками наилучшим способом» (Коран, 16:125).
Что же касается вооруженных действий как одной из форм джихада, то они допускаются лишь в качестве защиты от нападения. Иными словами, война с немусульманами допустима не в качестве способа покончить с неверием, а только как необходимое средство отражения агрессии. Кроме того, джихадом в полном смысле могут быть названы те военные действия, которые нацелены на защиту исламских ценностей и их утверждение. Можно увидеть, что акции террористов, направленные чаще всего против мирного населения и безвинных людей, данному требованию не отвечают.
В Коране недвусмысленно говорится о предпочтении мира перед войной с неверными: «Если неверующие склонны к миру, то и ты, Мухаммад, склоняйся к миру» (Коран, 8:61). Кроме того, Аллах предусматривает суровое наказание за разбой и вообще любые действия, распространяющие порчу и нечестие: «Воистину, те, кто воюет против Аллаха и Его Посланника и творит на земле нечестие, будут в воздаяние убиты, или распяты, или у них будут отрублены накрест руки и ноги, или они будут изгнаны из страны» (Коран, 5:93).
Духовные и идейные основы являются важным источником и фактором современного «восточного»
специальный выпуск
терроризма, проявляющегося, главным образом, в форме исламского терроризма. Исламский терроризм осуществляется под религиозными лозунгами и выдает себя за продолжение религиозной доктрины ислама, что, по сути, не соответствует действительности. Исламский терроризм основывается на деформации и существенном искажении исламской доктрины. Существует принципиальное различие между подлинным духовным потенциалом истинного ислама и отличающимся от него идейным содержанием восточного экстремизма, без понимания
которого невозможно вести борьбу с исламским радикализмом.
1.Модели терроризма и их характеристика см.: Лазарев Н.Я. Терроризм как социально-политическое явление: истоки, формы и динамика развития в современных условиях. Автореферат дис. на соиск. уч. степени канд. полит. наук. М., 2007. С. 13-14.
2. См.: Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 2007.
3. См.: Terrorism. 1980. Vol. 3. № 3. Р. 246
4. Например, ситуация в Сирии.
идейные и социальные истоки
современного исламского радикализма и экстремизма
ИГОРЬ ИВАНОВИЧ КАЛЬНОЙ,
профессор кафедры социологии и социальной философии Таврического национального университета им. В.И. Вернадского,
доктор философских наук ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПОПОВ, студент исторического факультета Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
E-mail: [email protected]
Аннотация. Выделяются и характеризуются идейные и социальные корни и причины современного исламского радикализма и экстремизма как предпосылок терроризма. Рассматриваются проявления современного исламского радикализма и экстремизма и их влияние в глобализирующемся мире.
Ключевые слова: терроризм, ислам, шариат, исламский радикализм, исламский экстремизм, экстремистские организации, глобализирующийся мир.
Annotation. Ideological and social roots and causes of the modern Islamic radicalism and extremism as a precondition of terrorism are discussed and characterized in the article. Manifestations of modern Islamic radicalism and extremism, and their influence in the globalizating world are examined in the article.
Keywords: terrorism, Islam, Sharia, Islamic radicalism, Islamic extremism, extremist organizations, globalizing world.
Современные реалии свидетельствуют об эскалации исламского радикализма и экстремизма, значительном расширении его форм и усилении влияния в мире. Радикализм и экстремизм в исламе выступает как воинствующая идеология, как средство, направленное на мобилизацию населения в кризисные исторические периоды, или как альтернативный путь развития конкретного общества.
Государства и целые регионы, где распространен ислам, в течении последних десятилетий погружены в кризисное состояние, охватывающее все сферы жизни мусульманского общества. В этой ситуации получает дальнейшее распространение и развитие радикализм, который, достигая наивысшей критической точки, трансформируется в экстремизм как одну из форм терроризма.
К методам террора в различных его формах прибегали во все времена и в различных странах. В большинстве случаев они касались стран, которые переживали периоды кризиса. Особенностью современного терроризма (в том числе маскирующегося под религиозные верования) является то, что террор используется не против одного отдельно взятого государства или группы государств, а против всего человечества.
Разнородные радикальные элементы существовали в рамках ислама на протяжении всего исторического прошлого. Их цели и направленность отличаются в разные периоды. Как утверждает большинство исследователей феномена радикализма, экстремизм в исламе наиболее интенсивно стал развиваться с 60-х - начала 70-х годов ХХ в., когда