Научная статья на тему 'Терроризм смертников: исторический аспект'

Терроризм смертников: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
497
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванов Сергей Николаевич

Рассматривается феномен терроризма смертников, исследуются его история и особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Suicide terrorism in historical aspect

The phenomenon of suicide terrorism is considered, its history and features is investigated.

Текст научной работы на тему «Терроризм смертников: исторический аспект»

2008. Выпуск 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 67.99 С.Н. Иванов

ТЕРРОРИЗМ СМЕРТНИКОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Рассматривается феномен терроризма смертников, исследуется его история и особенности.

Ключевые слова: терроризм, экстремистская организация, религиозный фанатизм.

Разработка эффективной концепции противодействия терроризму, выработка на ее основе государственной политики и системы мер по противодействию терроризму, а также совершенствование антитеррористического законодательства невозможны без изучения данного явления в ретроспективе.

К настоящему времени как в зарубежных научных исследованиях по проблематике терроризма, так и в выступлениях экспертов в области организации борьбы с терроризмом прослеживается довольно однозначное толкование термина «терроризм смертников». Феномен терроризма смертников рассматривается как метод проведения террористических акций, результаты которых напрямую связаны со смертью их исполнителей. Расширенное определение этого понятия было, в частности, приведено в докладе одного из руководителей израильского Института мировой политики в области борьбы с терроризмом Е. Швейтцера на состоявшейся в феврале 2000 г. в Израиле Первой международной конференции по проблемам борьбы с террористами-смертниками: Терроризм смертников - это политически мотивированное применение силы, осуществляемое индивидуумом (индивидуумами), который активно и целенаправленно уничтожает себя вместе с выбранным объектом. Неизбежная смерть исполнителя такой акции является залогом успеха террористической операции. В указанной формулировке в понятие «политически мотивированное применение силы» входят также идеологическая, религиозная, националистическая или смешанные из указанных мотиваций.

Таким образом, основным, определяющим признаком понятия «террорист-смертник» является полное осознание исполнителем акции того факта, что если он не пожертвует своей жизнью, то террористический акт не состоится. Указанное определение понятия дает возможность четко выделить данный метод совершения террористических актов в ряду других видов нападений, в которых, в принципе, могут погибнуть и погибают террористы.

К примеру, в ряде случаев перед выходом на задание террористы осознают, что оно связано с большим риском для жизни, и готовятся к такому исходу (составляют завещание, совершают соответствующие религиозные обряды и т.п.). Такие ситуации, в частности, возникают при проведении операций сил безопасности по освобождению захваченных террористами заложников, когда, осознав провал целей своей акции, боевики уничтожают заложников и себя.

Вместе с тем, в указанных выше случаях отсутствует основной признак, по которому террористов причисляют к смертникам, - прямая зависимость успеха операции от смерти ее исполнителя. Характерным является также и то, что сами террористы-смертники, а также их единомышленники не рассматривают такие действия как акт самоубийства. Они уверены, что совершают героический поступок во имя высшей цели. Объективно действия таких лиц не преследуют цель самоуничтожения в силу причин сугубо личного характера, хотя и этот элемент в той или иной степени может здесь присутствовать. Исходя из этого более правильным является применение для анализируемого явления термина «террорист-смертник», а не «террорист-самоубийца». Последний термин довольно часто встречается в сообщениях российских СМИ. Это может быть связано как с недопониманием сути данного явления, так и являться следствием дословного перевода с английского на русский язык выражения «suicide terrorism».

Терроризм смертников не является чем-то новым. По мнению большинства зарубежных исследователей, началом истории этого феномена может считаться произошедшее в 680 г. сражение около селения Карбала (расположено на севере Ирака), в котором дальний родственник пророка Мухаммеда Хусейн сознательно пошел с небольшой группой своих сторонников на верную смерть во имя сохранения чистоты ислама (шиитского толка). Это событие, сопровождаемое шествиями с самоистязанием их участников, до сих пор отмечается в Ираке и Иране

Начало следующего этапа в развитии института смертников относится к концу XI в., когда от исламской секты исмаилитов отделилась организация «хашшашинов» (так называли первых курильщиков гашиша), основанная имамом Хасаном ибн Саббахом. Главным центром организации стала крепость Аламут на вершине горы в северо-западном Иране. Отсюда происходит название неофициального статуса Саббаха и его наследников - «хозяин гор».

Примечательно, что вожди хашшашинов, так же как и первый глава секты исмаилитов, тайно исповедовали древнеиранский культ Заратустры и ненавидели ислам, хотя делали вид, что почитают Аллаха и пророка Мухаммеда. Постоянные ссылки на Аллаха и законы шариата служили им удобным прикрытием истинных целей. Главное для них было обожествление имама как второго лица после Аллаха и воспитание членов организации в духе фанатизма и беспрекословного повиновения. В их глазах рядовые члены были слепым и послушным оружием - «как труп в руках обмывальщика».

Перед приемом в организацию будущих послушников внимательно изучали для того, чтобы играя на низменных страстях и склонностях, завоевать их полное доверие. «Федави» - так называли убийцу-смертника, готового без колебаний уничтожить указанную ему жертву и умереть рядом с ней либо покончить с собой по указанию хозяина. От рук федави пало немало правителей стран Ближнего и Среднего Востока, а также Европы. Члены Ордена «христовых рыцарей» изменили название «хашшашин», используя французское слово, на «ассасин», что означает «убийца». Опасаясь за собственную жизнь, правители многих стран предпочитали идти на сделку с орга-

низацией, откупаясь от нее, а иногда и прибегая к ее услугам. В ассасины вербовали крепких молодых людей из бедных семей. Наиболее хладнокровных и склонных к фанатизму отбирали в особую группу.

Федави должны были не убегать с места преступления, а встречать смерть с улыбкой радости. Для укрепления такого бесстрашия использовались специальные методы психологического воздействия. Перед тем, как послать смертника на задание, его одурманивали гашишем и в таком состоянии переносили в один из дворцов правителя, обстановка в котором имитировала райскую жизнь. Придя в себя, федави видел благоухающий сад с павлинами и фонтанами, роскошный дворец. В специальной беседке его ублажали различными яствами, напитками и иными удовольствиями прекрасные девушки -гурии. Все было устроено так, чтобы он поверил, что действительно находится в раю и наставники его не обманули. В самый разгар развлечений его снова усыпляли. Придя в себя, смертник был в полной готовности совершить подвиг во имя веры и умереть, чтобы снова вернуться в рай. Монгольское нашествие в 1275 г. положило конец правлению имамов организации.

В более поздний период следует отметить наблюдавшиеся в регионе Юго-Восточной Азии (на восточном побережье острова Суматра, в провинциях Филиппин Минданоо и Сулу, в юго-восточной Индии) на протяжении нескольких веков нападения террористов-смертников на колониальные власти под лозунгом освобождения от колониального ига.

В конце XIX - начале XX в. в России, Европе и США прошла волна террора, сопровождавшаяся серией убийств и покушений на руководителей государств и представителей власти. В деятельности экстремистских организаций того времени отмечались случаи, когда отдельных исполнителей террористических акций можно было отнести к категории смертников.

Россия Х1Х - ХХ вв. в этом смысле - просто полигон для терроризма. «Иду работать в террор», - говорили Дмитрий Каракозов, «народовольцы», Александр Ульянов и др. Целая плеяда, безусловно, мужественных и честных людей, не видящих иного способа достижения своих целей, была ввергнута в эту жестокую тайную «войну». И эти благородные порывы всегда очень хорошо использовали политики всех рангов. Группа «Народная воля» возвела терроризм в принцип своей деятельности и организовала серию покушений, которые при участии эсеров не прекращались вплоть до 1905 г. А.И. Спири-донович так описал этот период: «После убийства Александра II было создано Петербургское охранное отделение с чинами корпуса жандармов. Предупреждение покушения на жизнь Александра III в марте 1887 года и арест членов «Террористической фракции Народной воли» (группа Александра Ульянова) с бомбами на пути предполагаемого проезда государя явились блестящим актом деятельности корпуса в то время. Чины корпуса разгромили по всей России терроризировавшую прежнее правительство «Народную волю» и, согласно высочайше утвержденному в августе 1881 года «Положению об усиленной охране», приняли к исполнению новую обязанность - производство расследования без участия прокурорского надзора. Совокупностью энергичных мер достигнуто было успокоение».

Реорганизация органов политической полиции, а также использование перспективных методов борьбы позволили охранному отделению покончить с терроризмом как массовым явлением в России. Выделим следующие методы работы охранного отделения:

- широкая вербовка агентуры среди членов боевых групп;

- оперативные игры;

- провокации;

- научный подход к проблемам противодействия терроризму;

- мероприятия по предупреждению данного вида преступлений (в первую очередь строгий контроль за каналами поставки оружия и взрывчатых веществ);

- жесткие меры пресечения (убийства членов террористических групп при их захвате и арестах и т.п.) [1].

Только в 1892 г. В Европе произошло более тысячи покушений динамитчиков и около 500 - в Америке. В 1898 г. от их рук гибнет австрийская императрица Елизавета, в 1901-м - Мак-Кинли, президент США. В России, где покушения на второстепенных представителей власти никогда не прекращались, в 1903 г. возникает боевая организация партии эсеров - группа самых ярких фигур русского терроризма.

В конце XX в. активное использование террористов-смертников началось с 1983 г., когда малоизвестная тогда экстремистская организация исламского толка «Хезболлах» заявила о себе тремя громкими террористическими актами с использованием смертников. Начиненные взрывчатым веществом и ведомые смертниками грузовики были направлены в апреле 1983 г. на здание посольства США в Бейруте (погибло 63 человека), а в октябре - на казармы американских морских пехотинцев и штаб-квартиру французского гарнизона миротворческих сил (в двух последних случаях погибли более 300 человек).

Эти акции получили широкий отклик не только среди мировой общественности, но и в рядах террористов, которые высоко оценили эффективность этого метода и взяли его на вооружение. Акции такого характера ускорили решение вопроса о выводе миротворческого контингента из Ливана, а также израильской армии из Центрального Ливана в приграничную с Израилем зону.

В прославление деятельности террористов-смертников сразу же включились видные экстремистски настроенные религиозные деятели из различного рода организаций исламских фундаменталистов, способствуя тем самым привлечению в ряды смертников новых членов. Были отработаны методы их подготовки, а также механизм щедрого вознаграждения родственников погибшего смертника. Для привлечения кандидатов в смертники особенно эффективно начала использоваться комбинация мотиваций религиозного и национально-освободительного характера, широко применяемая при проведении террористических актов против Израиля.

Смертники стали грозным оружием в руках панисламистов, стремящихся к созданию всемирного Халифата. Одновременно этот метод стали использовать организации с националистической, этнической или сепаратистской моти-

вацией своей деятельности, ставящие во главу угла при использовании смертников не религиозный характер их поступков, а героико-патриотический.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в ближайшем будущем не приходится ожидать отказа террористов от данного метода проведения акций, причем носящего международный характер.

Современный международный терроризм, этнические конфликты и экстремистская деятельность являются продолжением борьбы финансовых и политических структур за мировые природные ресурсы и расширение своего информационного и геополитического пространства. Выводя за рамки контроля мирового сообщества определенные финансовые, организационные и идеологические ресурсы, деструктивные силы пытаются оказывать влияние на межгосударственные отношения и геополитические процессы. В настоящее время терроризм стал неотъемлемым и, к сожалению, привычным фактором мирового масштаба, во многом определяющим стратегию развития целых государств.

Россия на своем опыте испытала, как терроризм и связанные с ним миграции хорошо вооруженных и обученных боевиков, контрабанда оружия, незаконный оборот наркотиков, религиозный экстремизм могут дестабилизировать политическую и экономическую ситуацию в стране [2. С. 129].

Поэтому международный терроризм является одной из основных угроз национальной безопасности России и требует к себе повышенного внимания общества, государства, а также силовых структур, которые должны вести с ним борьбу.

Выделим ряд особенностей, присущих современному международному терроризму.

1) он все чаще используется в качестве средства прямого достижения поставленных задач;

2) он связан с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и отдельных стран: политикой, экономикой, межнациональными отношениями, религией, экологией, соблюдением законов и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма: политического, националистического, религиозного, криминального и экологического.

3) растет численность террористических организаций, повышается уровень их организованности, укрепляется взаимодействие между отдельными группами, происходит объединение усилий при проведении масштабных операций. В отдельных случаях наблюдается формирование своего рода «террористического интернационала», направляющего усилия на создание своеобразных «анклавов» на территории государства, где по той или иной причине образовался вакуум легитимной политической власти (Афганистан, Ирак, Косово).

4) значительно расширились финансово-экономические, технические и информационно-пропагандистские возможности террористов. Некоторые организации обладают военным потенциалом, сопоставимым с потенциалом небольших государств.

Крайне опасно продолжающееся увеличение объемов финансирования терроризма. Эксперты установили закономерность: чем активнее государственные органы ведут борьбу с терроризмом, тем значительнее становятся объемы помощи экстремистам со стороны «террористического интернационала», мафиозных сообществ, созданных ими всевозможных «благотворительных» фондов и других структур.

Все чаще в последнее время террористы используют возможности глобальных информационных сетей, в первую очередь Интернета. С его помощью они осуществляют планирование и координацию терактов, сохраняя при этом инкогнито, доводя информацию до СМИ и широкой аудитории и т.д. Наибольшие трудности в противодействии использованию Интернета террористами связаны с такими его свойствами, как экстерриториальность и анонимность;

5) значительная часть финансовой поддержки международным террористическим организациям обеспечивается организованными преступными группировками (доходы от наркоторговли, незаконного оборота оружия, отмывания денег, рэкет и т.п.). Они пополняют ряды террористов профессиональными убийцами и преступниками различных мастей, которые прикрывают свою сугубо криминальную сущность звучными политическими лозунгами;

6) международные террористы вовлекаются в глобальное геополитическое противоборство. И сами организаторы террористической деятельности, и их некоторые противники, ссылаясь на то, что большая часть террористических актов в последние годы совершалась представителями исламских экстремистских организаций, пытаются интерпретировать недавние события на мировой арене как «конфликт цивилизаций», столкновение исламской и христианской религий;

7) терроризм часто рассматривают как способ достижения целей, которые не могут быть достигнуты какими-либо иными методами.

Широко известен лозунг Макиавелли, взятый на вооружение террористами - «Цель оправдывает средства». Он снимает моральную ответственность за совершенные террористические акты. Но главная опасность здесь состоит в субъективном подходе к данному вопросу, так как саму цель определяет, как правило, один или несколько человек. Личностный же подход к решению серьезных политических, территориальных и религиозных проблем ведет к искажению ситуации, к нарушению критерия истинности. Понятно, что одному человеку или немногочисленной группе трудно контролировать, управлять большим количеством людей, поэтому снова террор - наиболее простой и доступный метод для достижения данной цели. Но взрывая, убивая и запугивая мирное население, всегда необходимо помнить, что любое действие, как правило, имеет ответную реакцию.

Исследуя исторический аспект терроризма, на наш взгляд нельзя обойти тему «религиозного» экстремизма, основными причинами которого является спекуляция на религии определенными политическими силами, правите-

лями отдельных государств ради достижения политической, экономической, социальной, материальной выгоды.

Например, борьба за политическую власть между праведными халифами после смерти пророка Мухаммада стала причиной возникновения в исламе суннизма и шиизма и их дальнейшего конфликта. Султан Махмуд Газна-ви, основатель династии газнавидов, пытался оправдать свою политику экспансии Индии тем, что предпринимал ее ради распространения исламской религии. Тот же мотив декларировали крестоносцы во время своих походов на нехристианские страны. Или возьмем пример из наших дней: талибы всячески старались прикрыть свою националистическую политику пуштунизма борьбой за чистоту ислама и чуть было не осуществили ее [3. С.18].

Это одна сторона проблемы. Есть и другая, на которую необходимо обратить внимание. При разумном подходе к ее разрешению можно добиться внушительных успехов. Это касается проявлений религиозного фанатизма и нетерпимости со стороны последователей религии и религиозных течений. Именно религиозные фанатики представляют наибольшую опасность для современной цивилизации, являясь питательной средой для спекуляций. Именно на эту силу рассчитывают лидеры экстремистских организаций при реализации своих корыстных и конъюнктурных политических, экономических и групповых целей [4. С.53].

Каким же образом лидерам экстремистских движений удается «соблазнить» и удерживать под своими знаменами такое огромное количество последователей?

Ответ очевиден и заключается в следующем: многие мусульмане нашего региона обладают весьма скудными религиозными познаниями, несвободными от искажений и путаницы, что приводит к неправильному представлению об исламе.

Как известно, часть населения России является глубоко верующей и ислам в ее жизни занимает ведущее место. Ислам здесь - образ жизни. Наши люди психологически связаны идеями «духовных отцов», образ мыслей которых воспринимается как аксиома, подражание которой считается нормой. Сомнение или неприятие таких (порой неправильных) установок, исходящих от них, приравнивается к предательству веры. Причем подобные «духовные отцы» выступают от имени официальной религии.

Такое положение является результатом неискушенности людей в своей религии, искаженное представление о которой сложилось на основе информации, почерпнутой главным образом из слов тех же «духовных отцов», которые не вполне объективно освещают исламскую тематику. Все больше появляется полуграмотных, бездарных «проповедников», которые от имени Аллаха, не понимая, что творят, распространяют средневековую дикость и мракобесие [4. С.54]. Государство же игнорирует эту проблему или проявляет к ней интерес лишь на уровне спецслужб, а «официальное» духовенство предпочитает бездействовать.

В связи с этим следует отметить, что на данный момент возникла парадоксальная ситуация: мы должны спасти сам ислам от исламофобии, ислама,

который намеренно сделали пугалом. По большому счету, религия мусульман сама стала жертвой искаженного ее интерпретирования.

Необходимо кардинально изменить методику и тактику противодействия распространению так называемого религиозного экстремизма. Обычные способы, методы и средства, применяемые против других форм организованной преступности, в данном случае неприемлемы. Иные организованные формы преступности, которые специализируются на незаконном обороте наркотиков, оружия, торговле людьми и т.д., не связаны с идеологией, не затрагивают чувства людей, сплоченных одной верой. Поэтому нельзя надеяться победить экстремизм только путем «замораживания» банковских счетов, работой разведки, поимкой и осуждением отдельных экстремистов. Здесь нужна иная стратегия, иная методика, которая при разумном подходе к их выбору выбьет почву из-под ног лиц, злоупотребляющих религиозными чувствами, то есть лишит их той могущественной силы, которую представляет собой народ.

Большинство мусульман получают знания и знают об исламе, о шариате преимущественно из уст старших - отцов, дедов, братьев, а также от сомнительных самоучек, рядящихся в одежды религиозных лидеров. Значительная часть населения ко всему прочему является в области религиозных знаний малограмотными, знают лишь то, какие обряды в соответствии с постулатами исламской религии необходимо совершать. Этим в основном и ограничиваются познания «духовных отцов», которым и невдомек, что ислам призван культивировать идеи справедливости, гуманизма, мирного сосуществования, дружбы, честности, порядочности, благочестия, чистоты не только в поступках, но и в мыслях.

Например, в Коране указано: «И пусть поднимутся среди вас те люди, что призовут к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (сура 3, оят 104). «О те, которые уверовали! Не запрещайте благо, которые Аллах сделал дозволенными для вас и не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (сура 5, оят 87).

Мусульманам предписано верить во все Священные Писания и в посланников Аллаха, поскольку без этого их вера не будет действительной. Так, в Коране указывается: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Аврааму, Измаилу, Исааку, Иакову и потомкам их, в то, что было даровано Моисею и Иисусу и что было даровано Пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними и Ему одному мы покоряемся» (сура 2, оят 136). Христиан Коран наделил особым статусом и считает их более близкими для сердца мусульман. В Коране отмечается: «Ты несомненно убедишься, что больше всех в любви к верующим являются те, которые говорят: «Воистину, христиане мы». Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия и не возносятся перед другими» (сура 5, оят 82).

Идея равенства всех народов культивируется исламом в течение 14 веков с момента своего зарождения. Однако эта идея не пропагандируется так

называемыми духовными отцами, в связи с чем основная масса верующих не знает об этих ценностях религии.

Победа над экстремизмом начинается с правильного толкования веры. Важно, чтобы государство не отворачивалось от религии, ибо наряду с историей и языком, ислам и христианство являются одним из важнейших факторов объединения народа, а следовательно, одной из составляющих национальной идеи.

Природа не терпит пустоты. Ислам же для экстремистов - всего лишь средство в борьбе за власть, которое осуждается мусульманством. Именно об этом сказано в хадисе Пророка Мухаммада: «Не будет блага в лучшем из миров тому, кто религиозную деятельность сделал средством достижения благ мирской жизни».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галахов С.С. Криминальные взрывы. М. 2002.

2. Прохожев А. А. Основные направления противодействия современному терроризму. Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения. М., РАГС, 2005.

3. Сатторзада А. Роль исламской религии в разрешении конфликтов (ислам: конфликт и его решения). Душанбе, 2004.

4. Солиев К.Х. Противодействие «религиозному» экстремизму в Центрально-Азиатском регионе // Труды академии управления МВД России. 2007. Вып. 2.

Поступила в редакцию 29.11.07

S.N. Ivanov

Terrorism of condemned men: historical aspect

The phenomenon of terrorism of condemned men is considered, its history and features is investigated.

Иванов Сергей Николаевич доктор юридических наук, Заслуженный деятель науки УР, начальник Ижевского филиала Нижегородской академии МВД России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.