Научная статья на тему 'Терроризм как явление реальное и новостное: особенности работы СМИ (к постановке проблемы)'

Терроризм как явление реальное и новостное: особенности работы СМИ (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
599
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / СМИ / ТЕРАКТ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / TERRORISM / MEDIA / TERRORIST ATTACK / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жученко Виктория Сергеевна, Чурилов Сергей Анатольевич

Терроризм одна из главных международных угроз XXI века. С распространением интернет-коммуникаций, развитием других видов связи и передачи информации, к сожалению, усилилась роль средств массовой информации в воздействии терроризма на массовое сознание. Американский аналитик Брюс Хоффман пишет, что «предназначение теракта передать определенное послание», и с этой точки зрения СМИ определенно играют ключевую роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terrorism as a phenomenon of real and news: features of the media (for the formulation of the problem)

Terrorism is one of the main international threats of the 21st century. With the spread of Internet communications, the development of other types of communication and the transfer of information, unfortunately, the role of the media in the impact of terrorism on the mass consciousness has increased. American analyst Bruce Hoffman writes that “the purpose of the attack is to convey a specific message,” and from this point of view, the media definitely play a key role.

Текст научной работы на тему «Терроризм как явление реальное и новостное: особенности работы СМИ (к постановке проблемы)»

Терроризм как явление реальное и новостное: особенности работы СМИ (к постановке проблемы)

Жученко Виктория Сергеевна — аналитик Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, аспирант Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону

Чурилов Сергей Анатольевич — директор Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет

Терроризм - одна из главных международ ных угроз XXI века С распространением ин тернет коммуникаций, развитием других видов связи и передачи информации, к сожа лению, усилилась роль средств массовой ин формации в воздействии терроризма на мае совое сознание. Американский аналитик Брюс Хоффман пишет что «предназначение терак та - передать определённое послание» [1], и с этой точки зрения СМИ определённо играют ключевую роль.

Вслед за Г. Маккормиком, современные исследователи всё чаще обращают внимание на проблему, которую отметил в свое время ещё русский анархист Павел Турчини-нов, заявляя, что «динамит помогает борцам за свободу совершать более масштабные акции, а пресса - делать их более громкими» [2]. Вли-

яние СМИ на терроризм, безусловно, должно изучаться, однако, слабоизученной остается другая, не менее важная проблема - способность СМИ трансформировать в общественном сознании само представление о явлении терроризма. Другими словами, важно не только «как» обществу транслируют терроризм, но и «что» под ним подразумевают.

В изучении данной проблемы большую роль играют количественные данные. Так, международной группой экспертов под эгидой Института экономики и мира Сиднейского университета в Австралии разработан индекс терроризма (Global Terrorism Index) для оценивания уровня террористической угрозы в разных странах мира. В составленный в 2018 году

рейтинг было включено 163 страны, которые охватывают 99,7% населения мира. Согласно списку, самый высокий рейтинг у Ирака (9.75), Афганистана (9,39), Нигерии (8,66), Сирии (8,32) и Пакистана (8,18). США занимают 20 место, Великобритания -28, Франция - 30 [3].

К похожим выводам приходят и в других исследованиях, проведённых уже, например, в Мэрилендском университете (США). Ученые проанализировали свыше 113 тысяч террористических атак по всему миру, с 1970 по 2012 годы, и создали базу данных Global Terrorism Database.

Было выявлено, что наиболее подверженной нападениям является Колумбия, а на 10% стран мира приходится 75% террористических атак. Интересен и другой вывод: большинство атак совершаются не международными террористическими организациями, а гражданами стран, в которых произошел теракт [4].

В то же самое время, если проследить повестку европейских и российских СМИ, в большей степени освещаются террористические акты, произошедшие в европейских странах или в Северной Америке. 18 января 2019 года в Ко-

лумбии в Боготе произошел теракт в школе полиции, погиб 21 человек. Если в российском медиапространстве о взрыве сообщили такие ведущие СМИ, как «РИА Новости», «ТАСС», «Российская газета», REGNUM, и писали о ходе расследования и судьбе жертв вплоть до 21 января, то в Великобритании происшествию не было уделено особого внимания. The Guardian сообщила о теракте в разделе новостей Американских континентов, a The Washington Post пропустила данную новость. Похожая ситуация сложилась и во французских изданиях: если Le Figaro информировала о произошедшем теракте, причем неоднократно, то другая ведущая газета Le Monde не сочла его достаточным для публикации информационным поводом.

Показательно и то, что, например, запрос «теракты в Афганистане» «в поисковой системе Яндекс на 14 февраля 2019 года выдает 13 миллионов результатов, «теракты в Ираке» -14 миллионов результатов, в Сирии -19 миллионов, во Франции - 21 миллион результатов, в Германии - 29 миллионов, в США - 35 миллионов, в России - 58 миллионов.

Говоря о том, как именно СМИ сегодня освещают террористические акты, стоит отметить, что наблюдается поворот в сторону более профессиональной журналистики. Сегодня сложно представить себе ситуацию, которая

произошла в 2002 году при захвате террористами театрального центра на Дубровке в Москве, когда перемещения спецназа и милиции транслировались по телеканалам. После этого теракта в 2003 году VII съездом Союза журналистов России были одобрены «Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции». Индустриальным комитетом СМИ принята «Антитеррористическая конвенция», а в 2005 году руководителями телеканалов Первого канала, России, НТВ, ТВЦ, СТС, REN TV подписана Хар тия телевещателей против насилия и жестокости.

Согласно вышеперечисленным документам, журналисты и репортеры обязались не предоставлять террористам возможность выхода в прямой эфир, сообщать правоохранительным органам о фактах получения информации о готовящихся терактах, избегать прямых контактов с террористами, не допускать монтажа фото- и видеоматериалов, который может исказить представление читателей и телезрителей о реальных событиях, избегать идентификации родственников и друзей лиц, пострадавших от теракта, без их согласия и т.д.

Данные меры способствовали переходу СМИ в сфе-

ре освещения террористических актов на качественно новый уровень. Однако стоит отметить и тот факт, что спустя время некоторые пункты принятых документов стали забываться журналистами. Например, запрет отождествления терроризма с какой-либо конкретной религией, расой или национальностью. Наблюдается тенденция придания террористу «типичного» образа. Этот вопрос исследовал в 2014 году к.ф.н., доцент кафедры периодической печати Уральского федерального университета В.М. Амиров. Он проанализировал материалы таких СМИ, как «Известия», «Независимая газета», «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты» различных периодов, освещающих вопросы терроризма, и пришел к выводу, что совре-

менные печатные СМИ активно указывают на религиозно-этническую подоплёку [5]. В частности, если рассматривать теракты в Беслане, Каспийске и в Москве (на Дубровке), то по отношению к террористам использовались следующие топонимы: террористы, боевики,вооружённые бандиты. Освещая теракты в Волгограде в 2013 году, журналисты употребляли следующие выражения: «все погибшие являются русскими и православными», «уроженец Узбекистана»; «шахидка, уроженка Дагестана»; «дагестанская бандгруппа», «внешность у меня откровенно славянская, максимум скандинавская, и это только играло мне на руку — на террориста я никак не смахивал».

Говоря о субъективности СМИ, стоит отметить и другую проблему - причисление

к терроризму преступлений, которые носят иной характер. Разношерстность в формулировках журналистов в этом вопросе очень часто объясняется неоднозначностью трактовок правоохранительными и государственными органами. Ярким примером является массовое убийство в Мюнхене 22 июля 2016 года. Полиция, прокуратура и Министерство внутренних дел Баварии расценили преступление как амок, в то время как Федеральное управление юстиции Германии назвало произошедшее терактом.

В России к данному вопросу более последовательное и категоричное отношение, но возни кают и сложности. Например, массовое у бий ство в Керченском политехническом колледже изначально рассматривалось как теракт, поз же было переквалифицировано в «убийство двух и более лиц общеопасным способом».

Подобные инциденты наглядно демонстрируют и различие подачи информации официальными и неофициальными или оппозиционными СМИ. В частности, кандидат исторических наук МГУ Д.Ю. Базаркина, изучая коммуникационный эффект терроризма, на примере терактов в Мадриде 11 марта 2004 года отмечает сложную ситуацию, в которую было поставлено испанское правительство. Принимая во внимание, что теракт произошел накануне парламентских выборов, она

выделяет активность оппозиционных СМИ в качестве дополнительного фактора, осложняющего кризисную коммуникацию властей [7, с. 140]. Создание атмосферы неопределённости в обозначении виновников теракта спровоцировало ещё большую панику среди населения, вылившуюся в массовые демонстрации, обвиняющие правительство во лжи.

Таким образом, СМИ не просто транслируют и освещают ситуацию, но и задают направление формирования общественного мнения, и, зачастую, не только в сторону его полного неприятия. Террористический акт преподносится как явление не только политическое, но и национальное, религиозное. Однако закон гласит: «терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [6]. Это свидетельствует о том, что несмотря на поворот в сторону более профессионального и ответственного освещения тематики терроризма, проблемы в сфере разграничения терроризма как реального явления и информационного повода всё ещё существуют.

Проанализировав вышеупомянутые материалы, можно говорить о том, что в глобальном плане, при освещении ведущими СМИ тематики терроризма, иногда наблюдается искажение масштабов и смещение общего вектора трансляции в сторону Европы и американских континентов. В качественном плане, среди российских СМИ происходит, с одной стороны, уход от непрофессиональных тактик освещения террористических актов журналистами, с другой - наблюдается формирование «типичного» образа террориста, которому присущи национальные и религиозные характеристики.

Литература:

1. Хоффман Б. Терроризм - взгляд изнутри. М.: У-Фактория, 2003.264 с.

2. McCormick G.H. Terrorist decision making // Department of Defense Analysis, Naval Postgraduate School, Monterey, 2003.

3. Institute for Economics and Peace. Global Terrorism Index 2018: Measuring the impact of terrorism, Sydney, November 2018.

4. Understanding Terrorism and the Terrorist Threat / Coursera. University of Maryland, College Park. 2018.

5. Амиров В.М. Новые тенденции в освещении актов терроризма российскими печатными СМИ Ц Политическая лингвистика. 2014. С. 128-130.

6. Федеральный закон № 35 «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 // Российская газета. 10.03.2006.

7. Базаркина Д.Ю. Коммуникационный эффект терроризма на примере терактов в Мадриде И марта 2004 года // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 43. С. 135 -152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.