Научная статья на тему 'Особенности освещения террористических акций в СМИ'

Особенности освещения террористических акций в СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3149
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ашмарина Александра Алексеевна, Баранова Татьяна Владимировна

Почти все террористические акции так или иначе связаны с рекламой. Средства массовой информации играют ключевую роль как в процессе распространения террористической угрозы, так и в деле предотвращения ее негативного влияния. Авторы пришли к выводу о том, что в России необходим закон, который бы регламентировал действия журналистов при освещении террористических и экстремистских акций в средствах массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Almost all terrorist attacks are associated with advertising. The mass media plays an important role in terms of preventing the spread of terrorism and its negative impact. The authors came to conclusion that Russia needs a law that would regulate the activities of journalists in covering of terrorist and extremist actions in mass media.

Текст научной работы на тему «Особенности освещения террористических акций в СМИ»

БАРАНОВА Т. В., АШМАРИНА А. А.

ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКЦИЙ В СМИ

Аннотация. Почти все террористические акции так или иначе связаны с рекламой. Средства массовой информации играют ключевую роль как в процессе распространения террористической угрозы, так и в деле предотвращения ее негативного влияния. Авторы пришли к выводу о том, что в России необходим закон, который бы регламентировал действия журналистов при освещении террористических и экстремистских акций в средствах массовой информации.

Ключевые слова: терроризм, террористическая деятельность, СМИ.

BARANOVA T. V., ASHMARINA A. A.

MASS MEDIA COVERAGE OF TERRORIST ATTACKS: SPECIFICS AND FEATURES

Abstract. Almost all terrorist attacks are associated with advertising. The mass media plays an important role in terms of preventing the spread of terrorism and its negative impact. The authors came to conclusion that Russia needs a law that would regulate the activities of journalists in covering of terrorist and extremist actions in mass media.

Keywords: terrorism, terrorist activities, mass media.

Терроризм и экстремизм сегодня стали одной из острейших проблем современного мирового сообщества. Масштабы распространения терроризма во всем мире обусловили необходимость активного противодействия ему со стороны наиболее значимых акторов глобальной политики. Крупные западные телеканалы, такие как BBC, CNN, Euronews посвящают значительную часть своего эфирного времени именно борьбе с данным явлением. Журналы, газеты, телеканалы наполнены сообщениями и обзорами, которые так или иначе связаны с экстремизмом и терроризмом [1]. В связи с этим чрезвычайно важно более внимательно проанализировать роль СМИ в условиях распространения терроризма и предотвращения его негативного психологического влияния. Поскольку одной из главных его черт является гласность и публичность, то все экстремистские и террористические акции так или иначе связаны с рекламой. Важное место в этом процессе занимают современные средства массовой информации, которые очень часто переходят грань между информированием населения о случившемся событии и террористической пропагандой. Таким образом, СМИ помогают террористам добиться максимального эффекта при достижении своих целей, повышая и распространяя в обществе ощущение страха и беззащитности.

Средства массовой информации, исходя из собственных конъюнктурных соображений, стремятся создать огромный общественный резонанс. Они освещают террористическое

событие так, как выгодно им, показывая событие ярко и, тем самым, потакая запросам широкой публики. Подтверждением этого может служить освещение теракта 11 сентября 2001 года в США, когда весь мир ощутил угрозу терроризма и свою полную беззащитность [2]. Множественные сюжеты, появившиеся тогда на центральных телеканалах, демонстрировали неспособность страны и мира в целом противостоять данной угрозе. Можно с уверенностью утверждать, что именно широкого общественного резонанса и добивались террористы, а цель их была достигнута.

Следующая проблема, связанная с освещением террористических актов в СМИ -непрофессионализм, который приводит к совершенно недопустимым последствиям. Примером служит террористический акт в Москве, на Дубровке в 2002 года [3]. Журналисты совершали прямые включения с места событий, и при этом в кадр зачастую попадали передвижения спецслужб. Террористы могли напрямую наблюдать за ними, не покидая здание. В этой связи очень важно обращать внимание на то, что террористические организации имеют доступ к средствам массовой информации, в частности, к телевизионным программам. Средства массовой информации сыграли определяющую роль в развитии событий в 1977 году, когда террористами был захвачен Боинг западногерманской авиакомпании «Люфтганза». В ходе теракта был убит один из пилотов. Это произошло после того, как террористы узнали из репортажа, что экипаж передает информацию наземным спецслужбам [4]. Так СМИ, часто сами того не подозревая, способны навредить проведению контртеррористической операции. Это может привести не только к ее провалу и распространению важной информации террористам, но и спровоцировать их на агрессивные действия по отношению к заложникам.

Проблема интервьюирования террористов тоже находит свое отражение в современном мире СМИ. Предоставляя преступникам своеобразную «трибуну», журналисты невольно становятся их пособниками. В этом контексте уместно упомянуть скандальное интервью Шамиля Басаева Андрею Бабицкому в 2005 году, которое получило огромный отклик в обществе [5]. Целесообразность произошедшего находится под вопросом, ведь террористы зависят от внимания прессы, а без этого внимания они оказываются бессильными.

По мнению авторов, любой акт терроризма и экстремизма должен трактоваться только в негативном ключе. Тем более пресса не должна оправдывать акты терроризма, как это иногда случается. В этой связи целесообразно привести пример героизации террористов. После террористического акта в Осло в 2011 году в российских средствах массовой информации появились заголовки: «Брейвик - герой нашего времени?»; «Герой Норвегии Викинг Андерс Беринг Брейвик» и, как итог, «Норвежский стрелок Брейвик доволен имиджем, который ему создали СМИ». Можно с уверенностью сказать, что норвежский террорист очень

быстро стал популярным персонажем, а имидж создали ему именно средства массовой информации [6]. Как следствие, в сети Интернет стали появляться многочисленные аналитические статьи, группы поддержки Брейвика, которого некоторые стали воспринимать как героя. Когда Интернет и другие СМИ наполнены такой информацией, она неизбежно проникает в массовое сознание.

По данным социологических опросов, телевидение - самое популярное средство массовой информации. В силу этого именно телевидение является основной целью террористов, так как демократическая гласность предоставляет им шансы на распространение своих взглядов. Тем самым достигается главная цель - влияние на общественное сознание. В СМИ ежесекундно происходит мониторинг информации и конкуренция за материал. Поэтому на телевидении идет настоящая борьба за потребителя. Любой теракт или проявление экстремизма вызывает общественный резонанс и соответствует предъявляемым к новостям требованиям: яркая картинка, элементы драматизма и т.д. Все это вызывает интерес зрителя, и в результате спрос рождает предложение.

С нашей точки зрения, СМИ целесообразно формировать положительный образ силовых структур, спецслужб и правительства, а также в случае необходимости предоставлять именно им информацию, которой могут обладать журналисты в силу своей профессии.

По данным социологических опросов в России, отношение к силовым структурам и спецслужбам неоднозначное. Общество не ощущает себя в безопасности, чего и пытаются добиться террористы. По данным агентства Левада-центр, в 2014 году доверие к данным структурам возросло по сравнению, например, с 2004 годом, но приведенные исследователями цифры не так уж и утешительны. Только 6,2% россиян указали на полное удовлетворение работой правоохранительных органов в городе проживания. Лишь 6,3% респондентов верят, что полиция их бережет. При виде человека в форме МВД 13,9% наших сограждан чувствуют доверие, 28,1% - уважение, 10,7% - симпатию, 16,4 % - антипатию, 11,8% - страх и опасение, 6% - возмущение и негодование, а 22% россиян в своих ощущениях не разобрались. Почти половине опрошенных (47%) кажется, что они слабо защищены от произвола полиции, а 11,9% абсолютно уверены в своей уязвимости [7]. Поэтому работа в данном направлении должна активно продолжаться, а СМИ должны активно способствовать этому, обладая всеми возможными ресурсами.

Не стоит забывать и об образе террориста. Важно не допускать любого оправдания действий террористов, однозначно сформировывая негативный образ. У зрителя не должно возникнуть никаких сомнений по поводу личности преступника. Не следует допускать чрезмерного обращения к личности террориста, его семье, и тем более каким-то образом оправдывать его действия.

Во время террористического акта СМИ ни в коем случае не должны раскрывать данные о действиях спецслужб, чтобы не информировать тем самым террористов. После удачной контртеррористической операции не следует сообщать о ее подробностях. Не стоит предавать огласке истории родных и жертв заложников, поскольку такая информация может дать террористам определенные преимущества при переговорах или выдвижении своих требований. При освещении событий журналист обязан думать о последствиях репортажа. Как было отмечено ранее, при акцентировании внимания на личности террориста и подробностях его жизни зритель невольно фокусируется на «главном лице» репортажа и начинает задумываться о справедливости и правильности требований. Весьма актуальным в современных условиях является вопрос о целесообразности предоставления теле- и радиоэфира террористам.

По мнению авторов, в России необходимо выработать единый документ, регламентирующий освещение террористических и экстремистских акций в средствах массовой информации. На сегодняшний день существует только свод правил рекомендательного характера. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям России представило на всеобщее обозрение проект по освещению в СМИ чрезвычайных событий. Он был опубликован в 2002 году, однако так и остался в стадии разработки [8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Тараканов А. В. Терроризм и СМИ: проблема взаимодействия // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2008. - № 3. - С.5-9.

2. Хроника терактов 11 сентября 2001 года в США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ria.ru/infografika/20120911/747505708.html.

3. Террористический акт на Дубровке («Норд-Ост») в октябре 2002 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ria.ru/spravka/20131023/ 971874957.html.

4. Голубин Р. В., Грачев С. И. Место средств массовой коммуникации в борьбе с терроризмом // Международные отношения. Политология. Регионоведение. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2007. - № 3. -С. 218-223.

5. Британский телеканал Channel 4 показал интервью Шамиля Басаева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lenta.ru/terror/2005/02/03/show/.

6. Бурова Ю. В., Брежнев И. В. Оправдание терроризма и экстремизма через СМИ как угроза информационной безопасности в современной России // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2015. - Выпуск 1 (9). - С. 81-85.

7. Социологическое исследование «Сберегательные настроения» [Электронный ресурс] // Левада-центр. - 2014. - Режим доступа: http://www.levada.ru/07-11-2014/sberegatelnye-nastroeniya-0.

8. Проект «Методических рекомендаций по освещению в СМИ чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу безопасности людей» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/349843.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.