Научная статья на тему 'ТЕРРОРИЗМ КАК ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ: МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ. КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АКТОВ ТЕРРОРИЗМА'

ТЕРРОРИЗМ КАК ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ: МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ. КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АКТОВ ТЕРРОРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыжак Виктория Андреевна

Рассматриваются транснациональные преступления как одна из основных угроз современному миропорядку и международному правопорядку, где основную часть составляет терроризм. Отражена общественная опасность терроризма в целом и актов терроризма. Контртеррористическая операция проанализирована как один из способов предупреждения актов терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRORISM AS A TRANSNATIONAL CRIME: METHODS AND MEANS OF PREVENTION AND NOTIFICATION. COUNTER-TERRORIST OPERATION AS ONE OF THE WAYS TO PREVENT ACTS OF TERRORISM

Transnational crimes are one of the main threats to the modern world order and the international legal order, in which the main part is terrorism. The article reflects the public danger of terrorism in general and acts of terrorism. The counter-terrorist operation is analyzed as one of the ways to prevent acts of terrorism.

Текст научной работы на тему «ТЕРРОРИЗМ КАК ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ: МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ. КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АКТОВ ТЕРРОРИЗМА»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 341.1/8

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-198-201 NIION: 2003-0059-6/22-518 MOSURED: 77/27-003-2022-06-717

Терроризм как транснациональное преступление: методы и способы профилактики и предупреждения. Контртеррористическая операция как способ предупреждения

актов терроризма

Виктория Андреевна Рыжак

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Рассматриваются транснациональные преступления как одна из основных угроз современному миропорядку и международному правопорядку, где основную часть составляет терроризм. Отражена общественная опасность терроризма в целом и актов терроризма. Контртеррористическая операция проанализирована как один из способов предупреждения актов терроризма.

Ключевые слова: транснациональная преступность, терроризм, террористический акт, контртеррористическая операция

Для цитирования: Рыжак В. А. Терроризм как транснациональное преступление: методы и способы профилактики и предупреждения. Контртеррористическая операция как способ предупреждения актов терроризма // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 6. С. 198-201. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-198-201.

Original article

Terrorism as a transnational crime: methods and means of prevention and notification. Counter-terrorist operation as one of the ways to prevent acts of terrorism

Victoria A. Ryzhak

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. Transnational crimes are one of the main threats to the modern world order and the international legal order, in which the main part is terrorism. The article reflects the public danger of terrorism in general and acts of terrorism. The counter-terrorist operation is analyzed as one of the ways to prevent acts of terrorism. Keywords: transnational crime, terrorism, terrorist act, counter-terrorist operation

For citation: Ryzhak V. A. Terrorism as a transnational crime: methods and means of prevention and notification. Counter-terrorist operation as one of the ways to prevent acts of terrorism. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(6):198-201. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-198-201.

Криминальные ситуации в странах мира все чаще становятся угрозами национальному общественному порядку и правопорядку, а в отдельных случаях реальной угрозой миропорядку и международному правопорядку. Особое место среди криминальных угроз занимают транснациональные преступления, представляющие опасность для участников международного общения: личности, национальному обществу, государству.

В научных исследованиях и международных документах используются различные подходы к определению понятия транснациональная преступность. Су© Рыжак В. А., 2022

ществует достаточно большое количество определений данному понятию в научных трудах ученых в рамках указанной тематики. Одно из них представлено автором А. Х.-А. Пиховым: «транснациональная преступность — сложное, исторически изменчивое, негативное, социально-правовое явление, образуемое совокупностью уголовно наказуемых деяний, предусмотренных либо не предусмотренных международными нормативными правовыми актами, но во всех случаях, затрагивающих правоохра-няемые интересы двух или более государств вследствие специфики внешнего проявления и (или) особенностей на-

JURISPRUDENCE

рушаемых общественных отношений» [1, с. 112]. С такой трактовкой трудно не согласиться. Она содержит в себе самые основные признаки, является наиболее корректной, однако больше с уголовно-правовой стороны.

Однако, по нашему мнению, одно самых точных определений содержится в п. 2 ст. 3 Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, принятой резолюцией 55/25: «преступление носит транснациональный характер, если:

a) оно совершено в более чем одном государстве;

b) оно совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;

c) оно совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; или

d) оно совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве» [2].

К преступлениям транснационального (трансграничного) характера относят экоцид, применение оружия массового поражения, шпионаж, расизм, неонацизм, шовинизм, сепаратизм, терроризм [3, с. 138].

Свою нишу здесь, как можно увидеть, также заняли и преступления террористической направленности. Как правило, такие деяния влекут за собой множество человеческих жертв. Несмотря на коллективные усилия и достижения Мирового сообщества, угроза терроризма не исчезает, деятельность последователей данной идеологии насилия продолжает угрожать всеобщей безопасности. Терроризм включает в себя ряд сложных угроз: организованный терроризм в зонах конфликтов, иностранные боевики-террористы, радикализованные «террористы-одиночки» и атаки с использованием химических, биологических, радиологических, ядерных и взрывчатых веществ. Террористические группы подстрекают людей, часто молодых людей, покинуть свои общины по всему миру и отправиться в зоны конфликтов, прежде всего в Ирак и Сирию и все чаще в Ливию. Способы преследования и радикализации новобранцев изменились, теперь больше внимания уделяется социальным сетям и другим цифровым каналам.

Согласно данным Глобального индекса терроризма, представленными за период 2019-2020 гг., Афганистан, Ирак, Нигерия и Сирия являются странами с повышенным индексом терроризма [4], и не понижается, что заставляет другие государства продолжать свою работу по противодействию данному виду преступности, в которое входит и их предупреждение.

Напомним, что в соответствии п. 3 ст. 3 Федерального закона РФ от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности

органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях» [5], а предупреждение террористических актов — это направление, которое по важности не уступает борьбе с ним. Российская Федерация, как часть Мирового сообщества, является сильным субъектом, способным обеспечивать не только национальную безопасность в пределах своей территории против вышеуказанных угроз, но и реализо-вывать интересы страны за ее пределами. Одним из них является проведение контртеррористических операций.

В современном мире особую, обусловленную специальным монопольным статусом государств, тяжестью последствий, имеет государственный терроризм [6, с. 219]. Яркий пример профилактических и предупредительных антитеррористических мер — ввод миротворческих сил Организации Договора о коллективной безопасности (далее — ОДКБ) в Республику Казахстан в январе 2022 года, и это все несмотря на то, что Казахстан стоит на довольно низком девяносто третьем месте в перечне стран, подверженных террористической угрозе, в то время как Российская Федерация занимает тридцать девятую строчку индекса. Даже такой своевременный, короткий анализ имеющейся информационной статистики по данной категории угроз, показывает, что в абсолютно любом государстве, несмотря на его индекс, могут произойти акты терроризма. Предшествуют этому совершенно разные причины и условия, в случае Республики Казахстан — акции протеста и митинги граждан внутри страны, чем и воспользовались террористы, совершив крупномасштабную атаку на государство с целью воздействия на национальный и конституционный порядок.

Террористическая атака была настолько слаженной и мощной, что Президент Казахстана К-Ж. К. Токаев официально обратился в ОДКБ за помощью в преодолении угрозы, в связи с чем вскоре было объявлено о режиме контртеррористической операции в стране при поддержке государств-участников Организации, что еще раз подтверждает всю серьезность положения и опасность, исходящую от мировых террористических организаций. Это был первый случай масштабной мобилизации миротворческих сил ОДКБ. Все государства-члены единогласно поддержали обращение Казахстана, что еще раз показывает их заинтересованность в урегулировании ситуаций, способных нарушить не только внутренний порядок стран-участниц, но и повлиять на общий миропорядок. Действия ОДКБ были явным предупреждением такого рода акций в будущем и для самих государств-участников Организации.

Не следует забывать, что в Законе Республики Казахстан «О противодействии терроризму» от 13 июля 1999 года № 416 в п. 4 ст. 1 [7] также предусмотрено понятие акта терроризма. Оно сильно схоже с понятием, утвержденным в России, которое упоминалось ранее. Особое внимание в нем следует обратить на формулировку, касающуюся непосредственно государственных органов Республики, жизни человека и воздействия на государственную или политическую деятельность. Во-первых,

№ 6 / 2022

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

199

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

она является основой трактовки. Во-вторых, указанное наиболее полное отражает сущность акта терроризма. Данное можно увидеть непосредственно на практике, в реальных условиях, на чем и акцентируется внимание в данном исследовании.

Наступившие общественно опасные последствия в Казахстане потребовали применения соответствующих мер со стороны не только главы государства, но и ОДКБ, как упоминалось ранее — направление контингента Коллективных миротворческих сил ОДКБ на ограниченный по времени период на основании «официального запроса руководства республики и в полном соответствии со статьей 4 основополагающего Договора о коллективной безопасности от 1992 года: в случае совершения агрессии против любого из государств-участников все остальные государства по его просьбе незамедлительно предоставят ему необходимую поддержку и помощь, включая военную, а мы наблюдаем именно агрессию международного терроризма» [8].

На сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, состоявшейся 10 января 2022 года данная информация подтвердилась. Президент Республики Казахстан К.-Ж. К. Токаев обратил внимание государств-участников Организации, что «в соответствии с решением Совета безопасности Казахстана, основанном на всестороннем анализе правоохранительных и специальных служб, ситуация была квалифицирована как угроза терроризма и акт агрессии» [9]. Общими усилиями ОДКБ, а также в связи со своевременным обращением Президента Казахстана конституционный порядок в Республике был восстановлен, опасные угрозы для безопасности страны удалось предотвратить. Контртеррористическая операция признана успешной.

Произошедшее в Республике Казахстан не могло не привлечь внимание и Шанхайской Организации Сотрудничества (постоянно действующей межправительственной международной организацией). Так, ее Генеральный секретарь Чжан Мин отметил, что «Организация поддерживает меры руководства Казахстана по урегулированию недавних событий» [10].

Обобщая сказанное, отметим, контртеррористические операции — это одни из действий, которые выступают в качестве профилактики и предупреждения транснациональных террористических преступлений. И не следует забывать, что современный мировой порядок воплощен в отношениях между членами Мирового сообщества и напрямую зависит от них, от их сплоченности и организованности, что не раз было подчеркнуто в исследовании.

Список источников

1. Пихов А. Х.-А. Транснациональная преступность : система понятий // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 6. С. 109-113.

2. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года. (Палермо, 12 декабря 2000 г.) // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/

conventions/orgcrime.html.

3. Шалагин А. А. Транснациональная преступность : понятие, признаки, меры противодействия // ВЭПС. 2016. № 3. С. 138-142.

4. University of Maryland, Institute for Economics and Peace : Global Terrorism Index 2020 [Электронный ресурс] // URL: https://visionofhumanity.org/wp-content/ uploads/2020/11/GTI-2020-web-1.pdf.

5. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 года № 35-Ф3 (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ, 06.03.2006, № 11, ст. 1146.

6. Пинчук А. Ю. Терроризм в условиях глобализации как фактор политической деструкции : политологический анализ : дис... докт. полит. наук. М., 2019.

7. Закон Республики Казахстан «О противодействии терроризму» от 13 июля 1999 года № 416 [Электронный ресурс] // URL: https://www.cisatc.org/1289/135/155/281/7914.

8. Николай Поздняков. Заслон и порядок : лидеры ОДКБ обсудили обстановку в Казахстане [Электронный ресурс] // Официальный сайт Информационного портала газеты «Известия». URL: https://iz.ru/1274970/ nikolai-pozdniakov/zaslon-i-poriadok-lidery-odkb-obsudili-obstanovku-v-kazakhstane (дата обращения: 20.04.2022).

9. Сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ. Ново-Огарёво [Электронный ресурс] // Официальное интернет-представительство Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/copy/67568.

10. Shanghai Cooperation Organisation. Архив [Электронный ресурс] // Официальный сайт ШОС. URL: http:// rus .sectsco.org/archive_news/?page=2.

References

1. Pikhov A. Kh.-A. Transnational crime : a system of concepts // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 6. P. 109-113.

2. United Nations Convention against Transnational Organized Crime. Adopted by General Assembly resolution 55/25 of November 15, 2000. (Palermo, December 12, 2000) // URL: https://www.un.org/en/documents/ decl_conv/conventions/orgcrime.html.

3. Shalagin A. A. Transnational crime : concept, signs, countermeasures // VEPS. 2016. № 3. P. 138-142.

4. University of Maryland, Institute for Economics and Peace : Global Terrorism Index 2020. // URL: https:// visionofhumanity.org/wp-content/uploads/2020/11/GTI-2020-web-1.pdf.

5. Federal Law «On Counteracting Terrorism» dated March 6, 2006 № 35-FZ (last edition) // Collection of Legislation of the Russian Federation, March 6, 2006, № 11, art. 1146.

6. Pinchuk A. Yu. Terrorism in the context of globalization as a factor of political destruction : political analysis : dis... doctorate. polit. Sciences. M., 2019.

7. Law of the Republic of Kazakhstan «On countering terrorism» dated July 13, 1999 № 416 // URL: https://www. cisatc.org/1289/135/155/281/7914.

8. Nikolai Pozdnyakov. Barrier and order : CSTO leaders discussed the situation in Kazakhstan // Official website of the

JURISPRUDENCE

Information Portal of the Izvestia newspaper. URL: https:// iz.ru/1274970/nikolai-pozdniakov/zaslon-i-poriadok-lidery-odkb-obsudili-obstanovku-v-kazakhstane.

9. Session of the CSTO Collective Security Council. Novo-Ogaryovo // Official Internet Representation of the President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/copy/67568.

10. Shanghai Cooperation Organisation. Archive // Official website of the SCO. URL: http://rus.sectsco.org/ archive_news/?page=2.

Библиографический список

1. Ляхов Е. Г., Ляхов Д. Е. Право международной безопасности (противодействие криминальным угрозам государству и мировому сообществу) : учебное пособие / Е. Г. Ляхов, Д. Е. Ляхов. М. : РИО Российской таможен-

ной академии, 2017. 72 с.

2. Устав Организации Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОДКБ. URL: https://odkb-csto.org/documents/ documents/ustav_organizatsii_dogovora_o_kollektivnoy_ bezopasnosti_/#loaded.

Bibliographic list

1. Lyakhov E. G., Lyakhov D. E. Law of international security (counteraction to criminal threats to the state and the world community) : study guide / E. G. Lyakhov, D. E. Lyakhov. M. : RIO of the Russian Customs Academy, 2017. 72 p.

2. Charter of the Collective Security Treaty Organization // CSTO official website. URL: https://odkb-csto.org/ documents/documents/ustav_organizatsii_dogovora_o_ kollektivnoy_bezopasnosti_/#loaded.

Информация об авторе

В. А. Рыжак — адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author V. A. Ryzhak — Adjunct of the Faculty of Preparation of Scientific and Pedagogical Staff of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 13.05.2022; одобрена после рецензирования 12.07.2022; принята к публикации 30.08.2022.

The article was submitted 13.05.2022; approved after reviewing 12.07.2022; accepted for publication 30.08.2022.

Предварительное следствие. Под ред. Д. А. Иванова, А. С. Есиной. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. 575 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

Процессуально-правовая деятельность, составляющая содержание предварительного следствия, рассматривается с учетом соответствующих положений законов и подзаконных актов, современных достижений теории уголовно-процессуального права, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности. Подробно изложены вопросы, касающиеся специфики организации органов предварительного следствия, процессуальной деятельности, взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания, прокуратурой, судом.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», курсантов вузов системы образования МВД России, а также для практических работников органов предварительного расследования.

Предварительное следствие

Учебник

Четвертое издание

№ 6/2022

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.