_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-6-48 УДК 316
© ®
Attribution
сс by
ТЕРРОРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ДИАГНОСТИКА И ПУТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ
Юлдашев А.Ю.
Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация. Статья посвящена проблеме терроризма, анализу методов его диагностики и способам предотвращения. Обострение социальных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов современного общества, рост экстремисткой идеологии обуславливает актуальность проблемы исследования. Цель: провести анализ сущности терроризма как социального явления, на основе которого определить методы его диагностики и пути предотвращения. Задачи: 1) выявить сущностные характеристики терроризма как социального явления; 2) провести анализ методов диагностики терроризма; 3) определить пути предотвращения терроризма как социального явления. Методы: теоретический анализ научных источников. Результаты: теоретический анализ литературы позволил раскрыть социальные признаки терроризма, сутью которого является признание насилия как способа разрешения социальных, национальных, религиозных и других противоречий. В основе терроризма с позиции субъекта террористической деятельности лежит экстремистская направленность личности, определяющая готовность к террористическим действиям. Выводы: повышение террористической опасности в современной действительности вызывает необходимость поиска и использования новых форм и методов диагностики и противодействия терроризму. Социальной группой, уязвимой для пропаганды терроризма, является молодежь. Профилактика терроризма должна основываться на моделях управляемой социализации молодежи. В основе профилактических программ по противодействию терроризму должны лежать методики социально-психологической диагностики для выявления потенциальных террористов, создающих террористические угрозы. Использование достоверных методик диагностики экстремисткой направленности личности является одним из условий противодействия терроризму.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, террористическая деятельность, экстремистская идеология, экстремистская направленность, диагностика экстремизма.
Asad Yu. Yuldashev
Nizhny Novgorod Institute of Management - branch Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the problem of terrorism, analysis of methods for its diagnosis and methods of prevention. The aggravation of social, interethnic and interfaith conflicts in modern society, the growth of extremist ideology determines the relevance of the research problem. Objective: to analyze the essence of terrorism as a social phenomenon, on the basis of which to determine methods for its diagnosis and ways to prevent it. Research objectives: 1) identify the essential characteristics of terrorism as a social phenomenon; 2) conduct an analysis of methods for diagnosing terrorism; 3) determine ways to prevent terrorism as a social phenomenon. Methods: theoretical analysis of scientific sources. Findings: a theoretical analysis of the literature made it possible to reveal the social characteristics of terrorism, the essence of which is the recognition of violence as a way of resolving social, national, religious and other contradictions. The basis of terrorism from the position of the subject of terrorist activity is the extremist orientation of the individual, which determines the readiness for terrorist actions. Conclusions: the increase in terrorist danger in modern reality necessitates the search and use of new forms and methods of diagnosing and countering terrorism. The social group vulnerable to terrorist propaganda is young people. Terrorism prevention should be based on models of controlled socialization of youth. Preventive programs to counter terrorism should be based on so-cio-psychological diagnostic methods to identify potential terrorists who create terrorist threats. The
TERRORISM AS A SOCIAL PHENOMENON: DIAGNOSIS AND WAYS OF PREVENTION
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
use of reliable methods for diagnosing a person's extremist orientation is one of the conditions for countering terrorism.
Keywords: terrorism, extremism, terrorist activity, extremist ideology, extremist orientation, diagnosis of extremism.
Введение. Обострение социальных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов современного общества, рост экстремисткой идеологии среди населения, распространение групп и организаций экстремистской и террористической направленности, интернет-терроризм обуславливают повышение угроз террористической опасности населению. Рост угроз террористической опасности в новых условиях общественного развития вызывает необходимость поиска и использования новых форм и методов профилактической работы с населением по предотвращению терроризма. В противодействии терроризму необходимым становится использование методик социально-психологической диагностики личности и групп радикальной направленности, обладающих высокой степенью достоверности для выявления потенциальных террористов, представляющих террористическую угрозу населению. Актуальными становятся вопросы терроризма как социального явления, осмысление его сущности и социальных детерминант, а также методов диагностики терроризма и террористической деятельности и путей их предотвращения.
Результаты. Терроризм ка социальное явление обусловлен действием комплекса социально-экономических, национально-культурных и социально-психологических факторов, к которым относятся наличие внутренних и внешних социально-политических противоречий и конфликтов, социально-экономических проблем, многонацио-нальность и многоконфессиональность российского общества, девальвация традиционных норм и ценностей, распространение радикальных групп и сайтов в информационном пространстве сети интернет. Повышается важность профилактики терроризма как социального явления.
Социальной группой, наиболее уязвимой для пропаганды экстремизма и терроризма является молодежь [3]. Социальные характеристики молодежи, такие как «внушаемость, легкость восприятия деструктивных влияний, повышенное чувство социальной справедливости, юношеский максимализм» [2, с. 102], определяют социально-психологические условия для развития экстремистской активности и готовности к террористической деятельности. Экстремистская активность личности связана с формированием ее экстремисткой направленности, которая, по мнению А.В. Ларионовой, отражает «системное свойство личности, интегрирующее в себе совокупность мотивов, взглядов, убеждений, смыслов, потребностей и устремлений экстремистского содержания, обусловливающих самоосуществление и самореализацию человека в экстремистской деятельности» [4, с. 130]. Целью предупреждения терроризма является форми-
рование личности молодого человека, обладающего иммунитетом к экстремистской пропаганде, который понимается как «субъективная невосприимчивость к целенаправленно распространяемым идеям, фактам, аргументам, отрицающим существующие в обществе политические, правовые и духовные нормы и ценности, принципы организации политической системы и общественной жизни» [1, с. 12]. С этих позиций необходимо рассматривать и методы противодействия терроризму как социальному явлению, и методы его социальной диагностики.
Профилактика терроризма, в основе которой лежит идеология крайней степени экстремизма, определяется как «система мероприятий, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется - предупредить, предотвратить, уничтожить такое опасное явление как экстремизм на этапе зарождения» [5, с. 7]. В основе профилактической работы «должна лежать идея управляемой социализации» [1, с. 29]. Предложено три модели профилактики экстремистских проявлений, которые лежат в основе противодействия терроризму: модель профилактики, «основанная на усилении роли традиционных институтов социализации» [1, с. 29]; модель «профилактической работы по снижению деструктивного потенциала молодежных субкультур» [1, с. 30]; вариативные модели противодействия экстремизму и терроризму в системе непрерывного профессионального образования молодежи [1].
Рост террористической опасности в современных условиях развития общества вызывает необходимость поиска и использования методов диагностики личности на предмет склонности к террористической деятельности, что является одним из условий противодействия терроризму. Поэтому, в основе профилактических программ по противодействию терроризму должны лежать методики социальной, психологической диагностики человека, позволяющих с высокой степенью вероятности выявлять потенциальных террористов, создающих террористические угрозы. К основным методам диагностики склонности к террористической деятельности относятся традиционные методы диагностики - анкетирование, интервьюирование, тестирование. Анкетирование как метод диагностики не исключает сознательного контроля респондента, что снижает достоверность полученных результатов. Анкетирование целесообразно использовать «в анонимных исследованиях, имеющих целью оценку распространенности в определенной группе экстремистских идей, но малоэффективны при индивидуальном применении» [6, с. 71]. Интервьюирование как метод диагностики терроризма обладает более высокой степенью достоверности, поскольку «у интервьюера есть
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
возможность проверить респондента на ложь, варьируя список вопросов, повторяя вопросы» [6, с. 71]. Метод интервью показал свою эффективность при диагностике обычных граждан «позволяет получить богатый эмпирический материал при работе с рядовыми гражданами» [9], однако «имеет свои ограничения в процессе диагностики лиц, осужденных за преступления экстремистской направленности» [10].
Более высокой степенью достоверности оценки террористического профиля личности обладают тесты-опросники. По своему содержанию тесты оценивают экстремистские тенденции и направленность личности, склонность к радикализму, экстремистское мировоззрение и другие признаки личности, склонной к террористическим действиям. Например, «методика Militant Extremist Mindset (MEM) Scale разработана группой авторов для диагностики радикального экстремистского мировоззрения личности» [8]; шкала намерений активизма и радикализма (ARIS), которая измеряет переход от экстремистских установок и убеждений к действиям, определяющий готовность к террористической деятельности [7]. Диагностика склонности к терроризму, как правило, включает комплекс психодиагностических тестов, которые применяются в совокупности различных методов социальной диагностики [4; 6].
Обсуждение. Анализ терроризма как социального явления раскрывается с позиции субъекта террористической деятельности, в основе которой лежат экстремистская идеология, формирующая экстремистскую направленность личности и ее готовность к террористической деятельно-
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
сти. С этих позиций ключевыми ориентирами для разработки технологической модели профилактики терроризма являются типология террористического поведения, типология радикальных групп экстремисткой направленности, специфика формирования экстремисткой направленности личности, совокупность социально-психологических детерминант, провоцирующих формирование террористического поведения личности и групп экстремисткой направленности. Анализ научных источников показал, что в основе профилактических программ по противодействию терроризму должны лежать методики социально-психологической диагностики человека, позволяющих с высокой степенью вероятности выявлять потенциальных террористов, создающих террористические угрозы.
Заключение. Рост террористических угроз вызывает необходимость поиска и использования новых форм и методов диагностики и противодействия терроризму. Терроризм как социальное явление раскрывается в контексте готовности личности к террористической деятельности. Субъект террористической деятельности характеризуется экстремистской направленностью, определяющей его готовность к выполнению террористических действий. Методы противодействия терроризму должны основываться на моделях профилактики управляемой социализации. В основе профилактических программ противодействия терроризму должны лежать методики социально-психологической диагностики для выявления лиц со склонностью к формированию экстремисткой направленности и готовности к террористической деятельности.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Зеленов Ю.Н. Теория и практика педагогической профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде в системе непрерывного профессионального образования : автореф. дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01. Екатеринбург, 2014. 39 с.
2. Кузьмин А.В. Социально-культурная профилактика экстремизма в молодежной среде : дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.05. Тамбов, 2014. 413 с.
3. Лазарев Д.А. Молодежный экстремизм в условиях трансформирующегося российского общества: проблемы профилактики и противодействия : дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.04. Краснодар, 2017. 169 с.
4. Ларионова А.В. Особенности взаимосвязей структурных компонентов экстремистской направленности личности и ее потенциальных проявлений : дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01. Томск, 2016. 162 с.
5. Профилактика экстремизма и воспитание толерантности в молодежной среде: информационно-методический сборник / Под ред. д-ра пед. наук, проф. О.Л. Подлиняева. Иркутск : Издательство Галкин Виктор Викторович, 2018. 40 с.
6. Методы диагностики экстремистских тенденций личности в зарубежных исследованиях / А.С. Эльзес-сер, Т.В. Капустина, Д.Е. Жданова, Р.В. Кадыров // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 1. С. 68-79.
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
7. Decker S.H. Activism and Radicalism in Prison: Measurement and Correlates from a Large Sample of Inmates in Texas / S.H. Decker, D.C. Pyrooz // Justice Quarterly. 2019. Vol. 36. № 5. P. 787-815.
8. Furnham A. Correlates of the Militant Extremist Mindset / A. Furnham, G. Horne, S. Grover // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Art. ID 2250. 7 p.
9. Haugstvedt H. Research. Note: «How Can I Get Them Offstage?» Critical Reflections on a Researcher's Approach to Qualitative Data Collection with Social Workers Involved in Preventing Violent Extremism in Norway / H. Haugstvedt // Journal for Deradicalization, 2020. № 23. P. 214-234.
10. Khalil J. A Guide to Interviewing Terrorists and Violent Extremists / J. Khalil // Studies in Conflict & Terrorism. 2019. Vol. 42. № 4. P. 429-443.
1. Zelenov Yu.N. Theory and practice of pedagogical prevention of extremist manifestations among youth in the system of continuous professional education : abstract of the dis. ... doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.01. Ekaterinburg, 2014. 39 p.
2. Kuzmin A.V. Socio-cultural prevention of extremism among youth : dis. ... doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.05. Tambov, 2014. 413 p.
3. Lazarev D.A. Youth extremism in the context of a transforming Russian society: problems of prevention and counteraction : dis. ... candidate of sociological sciences: 22.00.04. Krasnodar, 2017. 169 p.
4. Larionova A.V. Features of the relationships between the structural components of an individual's extremist orientation and its potential manifestations : dis. ... candidate of psychological sciences: 19.00.01. Tomsk, 2016. 162 p.
5. Prevention of extremism and education of tolerance among young people: informational and methodological collection / Edited by Dr. Ped. sciences, prof. O.L. Podlinyaeva. Irkutsk : Publishing house Viktor Viktorovich Galkin, 2018. 40 p.
6. Methods for diagnosing extremist personality tendencies in foreign studies / A.S. Elzesser, T.V. Kapustina, D.E. Zhdanova, R.V. Kadyrov // Modern foreign psychology. 2022. Vol. 11. № 1. P. 68-79.
7. Decker S.H. Activism and Radicalism in Prison: Measurement and Correlates from a Large Sample of Inmates in Texas / S.H. Decker, D.C. Pyrooz // Justice Quarterly. 2019. Vol. 36. № 5. P. 787-815.
8. Furnham A. Correlates of the Militant Extremist Mindset / A. Furnham, G. Horne, S. Grover // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Art. ID 2250. 7 p.
9. Haugstvedt H. Research. Note: «How Can I Get Them Offstage?» Critical Reflections on a Researcher's Approach to Qualitative Data Collection with Social Workers Involved in Preventing Violent Extremism in Norway / H. Haugstvedt // Journal for Deradicalization, 2020. № 23. P. 214-234.
10. Khalil J. A Guide to Interviewing Terrorists and Violent Extremists / J. Khalil // Studies in Conflict & Terrorism. 2019. Vol. 42. № 4. P. 429-443.
References:
Информация об авторе
Юлдашев Асад Юнусович
аспирант,
Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected] ORCID 0009-0003-0879-8600
Asad Yu. Yuldashev
Graduate Student,
Nizhny Novgorod Institute of Management -branch Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation [email protected] ORCID 0009-0003-0879-8600