Научная статья на тему 'Терроризм и экстремизм: современное понимание и Актуальные проблемы противодействия'

Терроризм и экстремизм: современное понимание и Актуальные проблемы противодействия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
714
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бжиев Роман Борисович

Гарантированная Конституцией РФ свобода деятельности религиозных объединений не означает, что эта свобода носит неограниченный характер, что их деятельность может быть сопряжена с посягательствами на личность, права и свободы граждан, на конституционный строй Российской Федерации или с иными нарушениями законодательства [1, стр.98]. Феномен современного религиозного экстремизма представляет собой сложное явление с переплетением внутренних и внешних факторов, обуславливающих его распространение и органично дополняющих друг друга. Вместе с тем, сложно обобщить причины подъема, так как в разных уголках мира он выявляет различные идеологические черты и направления. Необходимо учитывать, что экстремизм религиозный и политический имеют много общего, из чего следует, что способы противодействия этим формам экстремизма могут быть схожи [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRORISM AND EXTREMISM: MODERN UNDERSTANDING AND ACTUAL PROBLEMS OF CO-OPERATION

The freedom of the activity of religious associations guaranteed by the Constitution of the Russian Federation does not mean that this freedom is unlimited, that their activity can be associated with encroachments on the individual, the rights and freedoms of citizens, on the constitutional system of the Russian Federation or with other violations of legislation [1, p. 98].

Текст научной работы на тему «Терроризм и экстремизм: современное понимание и Актуальные проблемы противодействия»

1.5. ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ: СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Бжиев Роман Борисович, полковник полиции, канд. юрид. наук. Должность: Начальник факультета. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: факультет профессионального обучения. E-mail: bgiev@mail.ru

Аннотация: Гарантированная Конституцией РФ свобода деятельности религиозных объединений не означает, что эта свобода носит неограниченный характер, что их деятельность может быть сопряжена с посягательствами на личность, права и свободы граждан, на конституционный строй Российской Федерации или с иными нарушениями законодательства [1, стр.98].

Феномен современного религиозного экстремизма представляет собой сложное явление с переплетением внутренних и внешних факторов, обуславливающих его распространение и органично дополняющих друг друга. Вместе с тем, сложно обобщить причины подъема, так как в разных уголках мира он выявляет различные идеологические черты и направления. Необходимо учитывать, что экстремизм религиозный и политический имеют много общего, из чего следует, что способы противодействия этим формам экстремизма могут быть схожи [2].

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, противодействие, правоохранительные органы.

TERRORISM AND EXTREMISM: MODERN UNDERSTANDING AND ACTUAL PROBLEMS OF CO-OPERATION

Bzhiev Roman Borisovich, PhD at law, Police Colonel. Position: Head of the Faculty. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North - Caucasian Institute for Advanced Training. Department: Professional Training faculty. E-mail: bgiev@mail.ru

Annotation: The freedom of the activity of religious associations guaranteed by the Constitution of the Russian Federation does not mean that this freedom is unlimited, that their activity can be associated with encroachments on the individual, the rights and freedoms of citizens, on the constitutional system of the Russian Federation or with other violations of legislation [1, p. 98]. Keywords: terrorism, extremism, counteraction, law enforcement bodies.

Гарантированная Конституцией РФ свобода деятельности религиозных объединений не означает, что эта свобода носит неограниченный характер, что их деятельность может быть сопряжена с посягательствами на личность, права и свободы граждан, на конституционный строй Российской Федерации или с иными нарушениями законодательства [1, стр.98].

Феномен современного религиозного экстремизма представляет собой сложное явление с переплетением внутренних и внешних факторов, обуславливающих его распространение и органично дополняющих друг друга. Вместе с тем, сложно обобщить причины подъема, так как в разных уголках мира он выявляет различные идеологические черты и направления. Необходимо учитывать, что экстремизм религиозный и политический имеют много общего, из чего следует, что

способы противодействия этим формам экстремизма могут быть схожи [2, стр.222].

Тем не менее, можно утверждать, что особенно популярным религиозный экстремизм становится в периоды глубоких политических, религиозных, социальных и экономических кризисов, когда возникает угроза потери чувства личностной и групповой самоидентификации.

Проявляется терроризм в весьма разнообразных формах. Среди них можно выделить:

Взрывы - в основном они нацелены на государственные, промышленные, транспортные, военные объекты, офисы партийных и общественных организаций, жилые дома (как правило, многоэтажные), вокзалы, магазины, театры, рестораны и т.д. То есть террористам взрывы нужны для достижения общественно-политического резонанса через особую значимость взорванных объектов, или через масштабность данного действия и массовость его жертв.

Политические убийства - убийства государственных должностных лиц и известных общественных деятелей, иностранных дипломатов и т.д.

Похищения людей - в частности лиц, состоящих на государственных должностях, с целью шантажа, направленного на политические и иные требования.

Захват заложников - форма террористической деятельности получила широкое распространение в 90-х годах 20 века и до сегодняшнего дня остаётся одной из самых «популярных».

Сегодня терроризм представляет собой некий тактический вариант политической борьбы, который связан с применением насилия и основной целью которого является устрашение одной из сторон. Ни для кого не секрет, что терроризм в Северо-Кавказском Федеральном округе ассоциируется у общества с религией Ислам.

Вопрос в том, почему эти два совершенно разных понятия связывает общественное мнение воедино. Для раскрытия этого вопроса необходимо рассмотреть исторический ход распространения религии Ислам на Северном Кавказе и появления терроризма в целом. В середине 16 века, в процессе борьбы Ирана и Турции за территории влияния на Кавказе, началась ислами-зация территорий Чечни, Ингушетии, Осетии, Кабар-ды, Балкарии. Мусульманская религия здесь распространялась мирным путем, что и объясняет значительное сохранение обрядов у большинства народов Северного Кавказа (кроме значительной части дагестанцев, где Ислам внедрялся "огнем и мечом" непосредственно воинами Арабского Халифата). Но наряду с этим в религии Ислам стали появляться отдельные течения.

Идеологическая основа террористической и экстремистской деятельности данных организаций строится на различных интерпретационных искажениях исламских религиозных устоев. Это используется экстремистскими организациями для вовлечения в преступную деятельность представителей молодежной среды, в достаточной степени не имеющих религиозных знаний. Прежде всего, причины и условия преступности несовершеннолетних концентрируются в противоречиях государственной молодежной политики, и прежде всего в сфере трудовой занятости и профессионального образования, семейного, школьного воспитания, организации спорта и досуга молодежи, профилактического контроля со стороны правоохранительных и учебных систем. Негативное влияние на состояние оперативной обстановки в республике оказывает уг-

3'2017

Пробелы в российском законодательстве

лубляющийся правовой нигилизм определенной части населения. Отдельные формы противоправного поведения, в том числе участие в НВФ и пропаганда религиозной исключительности стали рассматриваться в массовом сознании как социально-

допустимые. Согласно данным пропаганда радикально-исламской идеологии в КБР ведется как местными жителями, так и выходцами из других республик [5, стр.128].

Часто современные террористы-смертники «представляют собой просто живых носителей взрывчатки, не подозревающих о своей судьбе». Такие террористы стали реальностью в связи с широким использованием методики психологического программирования людей и психохимических средств. Кроме того, осуществляется взаимодействие спецслужб с террористическими группировками. Как показывает новейшая история нашей страны, «слепым» исполнителем теракта можно сделать представителя любой этнической группы, возраста, социального положения» [4, стр.215].

Большинство исследователей утверждают, что в 1980-1990 гг. типичные террористы-самоубийцы были в возрасте 18-27 лет. Как правило, они являлись выходцами из бедной семьи, их подавляющее большинство — это люди мало образованные и имевшие в детстве психологические проблемы (чрезмерная застенчивость и (или) агрессивность). Но со временем ситуация изменилась, сегодня террористам и самоубийцами могут стать представители абсолютно любого слоя общества[6, стр. 33].

Например, большинство из тех 19 человек, которые совершили террористический акт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, - это люди из достаточно состоятельных и обеспеченных семей, которые получили достойное образование в престижных университетах. Также среди террористов-смертников встречаются женщины, имеющие грудных детей. Самому младшему из самоубийц было всего лишь 15 лет, а самому старшему -52 года.

В заключении хотелось бы отметить, что в целях предотвращения и пресечения распространения религиозно-экстремистских идей в общеобразовательных, средне - специальных и учебных заведениях необходимо:

1) учебным заведениям в своей деятельности необходимо строго придерживаться принципа государственной политики в области образования о светском характере образования. Руководителям учебных заведений необходимо строго пресекать всякую агитационную деятельность по распространению религиозных экстремистских идей и работу сектантских групп.

2) на постоянной основе с педагогическим и воспитательным активом учебных заведений, школ, руководителями религиозных организаций, наиболее представленных в регионах, проводить разъяснительную работу о получении обязательного образования учащихся в РФ (согласно ст.14.2 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»)

3) усилить совместные действия с правоохранительными органами по профилактике, а также пресечению религиозного экстремизма и деятельности, чуждых для регионов религиозных групп и сект.

4) разработать комплекс мер, направленных на формирование у молодежи, в частности учащихся и студентов миролюбия, устойчивости к религиозным конфликтам, разработку в студенческих коллективах методов устранения экстремистских настроений в их сознании.

5) с охватом всех учебных заведений необходимо провести курсы тематических лекций по профилактике экстремизма с обязательным привлечением теологов и преподавателей религиозных учебных заведений, представителей ДУМ и правоохранительных органов республики, работников отдела молодежной политики администраций городов и районов, преподавательского актива заведений.

6) в целях повышения эффективности воспитательной работы, недопущения агитации и пропаганды религиозной нетерпимости и экстремизма в студенческих и школьных коллективах, во взаимодействии с правоохранительными органами необходимо выявлять лидеров и членов, распространяющих данные идеи.

7) на уровне учебных и студенческих коллективов необходимо организовать психолого-педагогическое консультирование родителей по недопущению втягивания молодежи в экстремистские и иные группы, уменьшения риска совершения ими противоправных поступков.

Следует учесть в работе по противодействию преступлениям экстремистской направленности, что противоречия между религиями нередко разрушают общественную мораль, угрожают стабильности и безопасности государства[3, стр. 135].

Список литературы:

1. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Особенности деятельности деструктивных религиозных объединений. // В сборнике: Гуманитарное знание: особенности, исторические и современные проблемы сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». 2016. С. 97-100.

2. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Эффективное противодействие экстремизму и терроризму как фактор национальной безопасности России. // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 2-2 (8). С. 232-233.

3. Кочесокова З.Х. Основные объективные факторы, влияющие на облик и характер современного международного религиозно- политического экстремизма и терроризма. // Пробелы в российском законодательстве. Научный журнал. 2015. № 3. С. 134-135.

4. Бжиев Р.Б. Некоторые вопросы определения явления «информационный экстремизм». Черные дыры в Российском законодательстве. Научный журнал. М. 2015. №5.С.215.

5. Машекуашева М.Х., Арипшев А.М. Понятие и деструктивная сущность экстремизма. // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2015. С. 198199.

6. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. О некоторых факторах, влияющих на распространение экстремизма в Российской Федерации. // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 3 (9). С. 329-330.

Рецензия

на научную статью «Терроризм и экстремизм: современное понимание и актуальные проблемы противодействия» Бжиева Романа Борисовича - начальника факультета профессионального обучения Северо -Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидата юридических наук, полковника полиции.

В представленной на рецензирование статье автор справедливо отмечает, что феномен современного религиозного экстремизма представляет собой сложное явление с переплетением внутренних и внешних факторов, обуславливающих его распространение и органично дополняющих друг друга. Вместе с тем, сложно обобщить причины подъема, так как в разных уголках мира он выявляет различные идеологические черты и направления.

Не обойден вниманием тот факт, что сегодня терроризм представляет собой некий тактический вариант политической борьбы, который связан с применением насилия и основной целью которого является устрашение одной из сторон. Ни для кого не секрет, что терроризм в Северо-Кавказском Федеральном округе ассоциируется у общества с религией Ислам.

И справедливо поставлен в рамках статьи о том, почему эти два совершенно разных понятия связывает общественное мнение воедино. Для раскрытия этого вопроса необходимо рассмотреть исторический ход распространения религии Ислам на Северном Кавказе и появления терроризма в целом. В середине 16 века, в процессе борьбы Ирана и Турции за территории влияния на Кавказе, началась исламизация территорий Чечни, Ингушетии, Осетии, Кабарды, Балкарии. Мусульманская религия здесь распространялась мирным путем, что и объясняет значительное сохранение обрядов у большинства народов Северного Кавказа (кроме значительной части дагестанцев, где Ислам внедрялся "огнем и мечом" непосредственно воинами Арабского Халифата). Но наряду с этим в религии Ислам стали появляться отдельные течения.

В заключении автор совершенно оправданно отмечает: идеологическая основа террористической и экстремистской деятельности данных организаций строится на различных интерпретационных искажениях исламских религиозных устоев. Это используется экстремистскими организациями для вовлечения в преступную деятельность представителей молодежной среды, в достаточной степени не имеющих религиозных знаний.

В заключении статьи отмечены основные направления работы по практическому предотвращению и пресечению распространения религиозно-экстремистских идей в общеобразовательных, средне - специальных и учебных заведениях необходимо:

1) учебным заведениям в своей деятельности необходимо строго придерживаться принципа государственной политики в области образования о светском характере образования. Руководителям учебных заведений необходимо строго пресекать всякую агитационную деятельность по распространению религиозных экстремистских идей и работу сектантских групп.

2) на постоянной основе с педагогическим и воспитательным активом учебных заведений, школ, руководителями религиозных организаций, наиболее представленных в регионах, проводить разъяснительную работу о получении обязательного образования учащихся в РФ (согласно ст.14.2 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»)

3) усилить совместные действия с правоохранительными органами по профилактике, а также пресечению религиозного экстремизма и деятельности, чуждых для регионов религиозных групп и сект.

4) разработать комплекс мер, направленных на формирование у молодежи, в частности учащихся и студентов миролюбия, устойчивости к религиозным конфликтам, разработку в студенческих коллективах

методов устранения экстремистских настроений в их сознании.

5) с охватом всех учебных заведений необходимо провести курсы тематических лекций по профилактике экстремизма с обязательным привлечением теологов и преподавателей религиозных учебных заведений, представителей ДУМ и правоохранительных органов республики, работников отдела молодежной политики администраций городов и районов, преподавательского актива заведений.

6) в целях повышения эффективности воспитательной работы, недопущения агитации и пропаганды религиозной нетерпимости и экстремизма в студенческих и школьных коллективах, во взаимодействии с правоохранительными органами необходимо выявлять лидеров и членов, распространяющих данные идеи.

Статья полностью соответствует всем требованиям и может быть опубликована в открытой печати.

Рецензент:

Начальник кафедры ГиГПД, кандидат юридических наук, подполковник полиции Р.Р.Карданов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.