Научная статья на тему 'ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
732
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / PUBLIC SECURITY / TERRORISM / SECURITY / СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / SPECIFIC OBJECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аверкина Мария Александровна, Лизина Валерия Владимировна, Ямковенко Наталья Сергеевна, Орлов Денис Алексеевич

В статье рассмотрена такая глобальная проблема современного мира, как терроризм, который за последние годы стал не просто широко распространенным феноменом в социально-политических отношениях в основных регионах в мире, но и стал обладать социальной устойчивостью. Рост общественной опасности терроризма для внешней и внутренней безопасности множества стран Европы, в т.ч. и для Российской Федерации, как и для множества государств в мире, достаточно очевиден. Поскольку террор является универсальным оружием, его начинают использовать различные радикальные сообщества. Это нашло подтверждение в повышении числа политически обоснованных преступлений в последние десятилетия, в росте количества жертв терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аверкина Мария Александровна, Лизина Валерия Владимировна, Ямковенко Наталья Сергеевна, Орлов Денис Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTS OF TERRORISM AS A THREAT TO GLOBAL SECURITY

The article is focused on the global issue of terrorism, which in recent years has not only become a common occurrence in the social and political life in the most regions in the world, but has also been showing signs of social constancy. The growing threat of terrorism to internal and external security of European countries, including the Russian Federation, as well as many other countries, is rather evident. Terror is a universal weapon used today by various radical organizations. This can be proved by the increased number of politically motivated crimes in recent decades, as well as the number of terror victims.

Текст научной работы на тему «ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 34

РС! 10.21661/Г-530811

М.А. Аверкина, В.В. Лизина, Н.С. Ямковенко, Д.А. Орлов

Террористический акт как преступление против общественной безопасности

Аннотация

N

M.A. Averkina, V.V. Lizina, N.S. lamkovenko, D.A. Orlov

Acts of Terrorism as a Threat to Global Security

Abstract

The article is focused on the global issue of terrorism, which in recent years has not only become a common occurrence in the social and political life in the most regions in the world, but has also been showing signs of social constancy. The growing threat of terrorism to internal and external security of European countries, including the Russian Federation, as well as many other countries, is rather evident. Terror is a universal weapon used today by various radical organizations. This can be proved by the increased number of politically motivated crimes in recent decades, as well as the number of terror victims.

I Keywords: crime, public security, terrorism, security, specific object.

В статье рассмотрена такая глобальная проблема современного мира, как терроризм, который за последние годы стал не просто широко распространенным феноменом в социально-политических отношениях в основных регионах в мире, но и стал обладать социальной устойчивостью. Рост общественной опасности терроризма для внешней и внутренней безопасности множества стран Европы, в т.ч. и для Российской Федерации, как и для множества государств в мире, достаточно очевиден. Поскольку террор является универсальным оружием, его начинают использовать различные радикальные сообщества. Это нашло подтверждение в повышении числа политически обоснованных преступлений в последние десятилетия, в росте количества жертв терроризма.

I Ключевые слова: терроризм, безопасность, общественная безопасность, преступление, специфический объект.

Общественная безопасность на современном этапе юридической науки определяется как правовая категория, которая определяет сферу деятельности органов государственной власти. При этом действующее российское законодательство не дает законного определения понятию «общественная безопасность». Не закреплено ни в одном документе и трактуется вопрос общественной безопасности, у исследователей есть предметы, которые могут звучать в разных формах.

Современный терроризм сформировался под влиянием комплекса идеологических, криминальных, военных, а также экономико-политических, религиозных и националистических процессов. Терроризм как социальное явление в последнее время вышел на первое место как глобальная проблема, которую необходимо решать всем государствам сообща.

Под актом терроризма необходимо понимать совершение взрыва или поджога, которые привели к на-

ступлению общественно-опасных последствий в виде смерти и травмированию людей, а также действий, целью которых является устрашение населения и воздействие на принятие решения органами власти нужных преступникам каких-либо действий.

Необходимо отметить, что с помощью преступлений террористического характера: взрывов и поджогов, отравления питьевой воды и воздуха, террористы побуждают органы власти принимать те управленческие решения, которые необходимы преступникам. На сегодняшний момент терроризм и преступления террористического характера являются, самыми масштабными по своим последствиям и результатам, так как они затрагивают как людей, которые напрямую пострадали от преступлений террористического характера, так и психику иных граждан, которые стали свидетелями событий, либо получили информацию о совершении преступления и его жертвах из средств массовой информации.

Юриспруденция

Террористические акты вызывают после их совершения появление так называемых первичных и вторичных жертв, в частности, к первичным жертвам следует отнести людей, которые погибли или стали инвалидами вследствие нахождения в месте совершения террористического акта. Под первичными жертвами также понимаются родственники погибших лиц, а к вторичным жертвам относятся люди, узнавшие о происшествии из средств массовой информации.

Так, сообщения о числе убитых и раненых, а также разрушениях, которые произошли в результате террористического акта, оказывают негативное воздействие на психику людей, дестабилизируют общество и подрывают авторитет власти, нивелируя правопорядок в государстве.

Отметим, что именно высокая степень общественной опасности терроризма обусловливается тем, что он выполняет социально-деструктивную функцию, так как связан с культом насилия, это в свою очередь порождает в обществе атмосферу страха и недоверия, беспокойства граждан за свою безопасность и безопасность близких. В современных условиях опасность терроризма возрастает также потому, что человечество получило доступ к оружию массового поражения: это ядерное и химическое, а также биологическое, ущерб от применения которого трудно оценить.

Поэтому, учитывая возможные негативные последствия, международное сообщество прилагает все усилия для скоординированной борьбы с терроризмом, в частности в начале 30-х годов были заключены международные соглашения по противодействию и пресечению терроризма.

Подчеркнём, что термин «преступления террористического характера» закреплён в Уголовном кодексе Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что для эффективного противодействия преступлениям террористической направленности необходима разработка и реализация комплексной программы, которая будет состоять из социально-политического, экономико-правового и идеологического аспектов. Также в такой программе следует учитывать интересы населения, а также проблемы и конфликтный потенциал терроризма в различных регионах планеты. Для надлежащей борьбы с терроризмом следует скоординировать все силы мирового сообщества, которые заинтересованы в решении этой острейшей проблемы.

Хотя большинство преступлений совершается против конкретных людей или объектов собственности, определенные виды преступлений могут иметь более широкое воздействие, иногда нацеливаясь на федеральное правительство или страну в целом. В отличие от преступлений, которые только нарушают законы штата, эти типы действий нарушают федеральный закон и рассматриваются в рамках федеральной судебной системы.

Преступления против общественной безопасности -общественно опасные деяния, совершенные умышленно или по неосторожности, предусмотренные главой 24 УК, которые могут нанести существенный вред или могут создать реальную угрозу причинения вреда жизненно важным интересам общества, государства и личность.

Стандартное регулирование общественной безопасности осуществляется посредством всего комплекса нормативных правовых актов, посвященных как общим вопросам безопасности государства и общества, так и отдельным его аспектам. В качестве компонентов этого стандартного комплекса стоит указать: Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 28.12.2010 №390-Ф3 «О безопасности»; Федеральный закон от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»; Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [1].

Общественная опасность данного вида преступлений определяется как объектом посягательства, так и объективными, а также субъективными признаками. Особенности этого вида преступлений: они посягают на общественные интересы, материальные и культурные ценности, основы общества и права человека, кроме того, наносят значительный материальный, физический и моральный вред.

Родовые данные объекта преступлений - общественные отношения, которые обеспечивают общественный порядок и безопасность (экология, здоровье населения, движение и эксплуатация транспорта, компьютерные информационные процессы).

Специфический объект - общественные отношения, которые обеспечивают общественную безопасность населения, нормальную деятельность учреждений и предприятий, интересы личности, общества и государства при выполнении специальных работ или обращений с опасными веществами и предметами.

Современный терроризм является порождением таких явлений, как глобализация и социально-экономическое расслоение общества. Его главная черта в том, что он не останавливается в пределах конкретных регионов. Террористические организации в настоящее время способны завладеть и использовать оружие массового уничтожения, что может вызвать катастрофические последствия не только для отдельных регионов, но и для всего мирового сообщества.

Таким образом, отличие современного терроризма от терроризма прошлого состоит в том, что раньше террористические акты не являлись угрозой для мирового сообщества в целом. Его признаки, заключающиеся в вертикальной и горизонтальной эскалации, смене мотивации, расширении диапазона методов, приемов и используемых средств, позволяют сделать печальный вывод. Терроризм, выведя уникальную восходящую траекторию, за короткий по длительности исторический период времени из маргинальной практики трансформировался в политическую стратегию и стал представлять из себя глобальную транснациональную угрозу.

Несмотря на ряд успешных попыток решить в мировом масштабе проблемы, связанные с терроризмом, в разработке правовых основ борьбы с ним международное сообщество всегда испытывало и в настоящее время испытывает значительные трудности. Как пра-

вило, речь идет только о сдерживании, о реакции на факты террористической деятельности, а не на ее упреждение.

Международное право не успевает за новыми вызовами террористов. Вне сферы универсального договорного регулирования до сих пор остаются вопросы, связанные с намеренным применением оружия против гражданского населения, - наиболее часто использующимся в последнее время террористами методом.

Серьезно ослабляет эффективность глобальной системы антитеррористического взаимодействия и то обстоятельство, что в конвенциях участвуют далеко не все государства. Наконец, явно не адекватны механизмы контроля над их выполнением.

Фактически мировому сообществу и отдельным национальным государствам удается только снизить опасность до какого-то предельно терпимого уровня, не угрожающего самому существованию государства и его независимости. Хотя Россия, по мнению большинства экспертов, уже давно перебрала весь «допустимый» и недопустимый лимит жертв террористических акций, и поэтому любой новый теракт несет в себе важнейший политический контекст и, действительно, носит подрывной антигосударственный характер [2, с. 151].

Действительно, создание совершенно нового конкретного преступления под рубрикой преступлений против человечности нецелесообразно по нескольким причинам.

Во-первых, наиболее распространенные террористические акты уже подпадают под действие законов войны или представляли бы собой существующее преступление против человечности убийства, без необходимости решать сложный вопрос о понятии терроризма. То же обязательство, которое применяется к серьезным нарушениям, геноциду и пыткам, также применимо к терроризму, охватываемому международными конвенциями.

Во-вторых, определение того, квалифицируется ли предполагаемое деяние, не связанное с массовым убийством (например, систематические похищения террористической группой), как конкретное преступление в рамках установленного набора преступлений против человечности, лучше всего рассматривать в качестве судебного определения, принимаемого в каждом конкретном случае. с учетом характера предполагаемого акта, контекста, в котором оно имело место, личных обстоятельств жертв, а также физических, психических и моральных последствий поведения преступника для жертв.

Наконец, усилия по достижению международного консенсуса относительно включения конкретного преступления против человечности в «терроризм» привели бы к совершенно новому уровню неопределенности и политизации в существующие правовые структуры и определения. Принимая во внимание характер предполагаемого акта, контекст, в котором оно имело место, личные обстоятельства потерпевших, а также физические, психические и моральные последствия поведения преступника для потерпевших.

В настоящее время остается не решенным целый ряд проблем в данной области:

1. Необходимо выработать единое определение самого понятия терроризма. Каждая страна пользуется своим собственным определением, поэтому при обсуждении многих проблем на международном уровне в Организации Объединенных Наций возникали конфликтные ситуации, которые не позволяли прийти к единому мнению и принять тот или иной документ, регламентирующий борьбу с международным терроризмом.

2. Принято множество международных документов о противодействии финансированию терроризма, но до сих пор не удалось полностью вскрыть систему денежной подпитки терроризма, обезвредить людей, оплачивающих взрывы и захваты заложников.

3. На мировом уровне недостаточно выработаны правовые основы против кибертерроризма, использования Интернета для целей террористических организаций.

Можно выявить ряд проблемных вопросов по противодействию кибертерроризму: недостаток квалифицированных кадров, пробелы в законодательстве; технологические трудности; недостаточное международное сотрудничество.

В целом следует исходить из того, что основной проблемой в сфере борьбы с киберпреступностью является сложность идентификации виновных лиц и оценки масштаба последствий преступного деяния. Для организации эффективного противодействия кибертерроризму важно изучить данное явление, выявить причинный комплекс его существования, причины и условия, способствующие его росту в мире и в России, выработать единый понятийный аппарат, создать и проанализировать следственную и судебную практику. В этой связи важны оценки специалистов.

По нашему мнению, лидирующие позиции по противодействию кибертерроризму в России должны быть отведены спецслужбам и правоохранительным органам.

4. Остаются до конца не урегулированными и такие проблемы, как соотношение свободы слова и необходимость ограничения распространения информации при проведении антитеррористических акций, защита прав граждан и степень их ограничения в интересах других граждан и безопасности государства при угрозе террористических актов; возмещение ущерба лицам, пострадавшим в результате терактов [3, с. 320].

Недопущение дальнейшего использования СМИ международным терроризмом и соблюдение прав человека - сложная и актуальная задача, стоящая перед мировым сообществом.

На этот счет существует целый ряд положений Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., который устанавливает возможность введения определенных ограничений:

а) для уважения прав и репутации определенных лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения» [5, с. 240].

Отдельные из общих ограничений свободы СМИ закреплены в национальном законодательстве большин-

Юриспруденция

ства европейских стран, где приняты законы, запрещающие расистские выступления, пропаганду или провокационные заявления, выражающие ненависть или презрение к лицам или группам лиц на основании их расовой или этнической принадлежности, национальности, вероисповедания. Свобода выражения мнений, установленная ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, является все же общим правилом, а вмешательство со стороны государства в ее ограничение - исключением. При этом допустимость вмешательства не означает его обязательности. Следует отметить, что лишь некоторые государства (Великобритания, Турция, Россия) закрепили в своем законодательстве специальные нормы, ограничивающие «свободу СМИ» в целях предотвращения такого опасного преступления, как терроризм. Итак, эффективность борьбы с террористическими актами зависит от адекватности системы мер, которую формирует международное сообщество. На ее действенность влияет объективность и своевременность выявления изменений, происходящих в содержании, организации и тактике терроризма, глубина анализа данных изменений и прогнозирование их развития. Терроризм, в сущности, представляет собой общественно опасное явление, предполагающее элемент запугивания, стремление создать атмосферу страха и воздействовать на правительство или определенные социальные слои общества. Очевидно, что мировому сообществу нужно совершенствовать меры противодействия терроризму, которые смогли бы обеспечить безопасность граждан и нейтрализовать любую угрозу проявления терроризма. Несмотря на колоссальную законодательную базу, направленную на обеспечение борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ, к сожалению, нормы законов, существующих в настоящий момент, в недостаточной степени способны обеспечить должным образом эффективную борьбу с различными формами проявлений преступлений террористической и экстремистской направленности в РФ. Отсюда следует, что в структуру уголовно-правового обеспечения борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ в первую

очередь необходимо включить меры не только уголовно-правового характера, но и конкретные меры социального, экономического, политического и общеправового плана, что, на наш взгляд, должным образом обеспечит высокую результативность уголовно-правового обеспечения борьбы с любыми проявлениями терроризма и экстремизма в Российской Федерации.

В настоящее время понятие «общественная безопасность» недостаточно четко регламентировано действующим законодательством. В результате анализа и обобщения предложенных подходов к определению этого понятия можно сделать вывод, что общественная безопасность - это многосторонняя и своеобразная развивающаяся система общественных отношений, урегулированная правовыми нормами для обеспечения защиты прав и свобод. личности, обеспечивающая благоприятные условия для развития личности, нормальной деятельности госаппарата, предприятий, учреждений и организаций. В результате анализа динамики и тенденций применения мер уголовной ответственности за насильственные посягательства на общественную безопасность уголовные дела на эти структуры возбуждаются крайне редко, в основном из-за неустановления лица, подлежащего ответственности, суда и приговора в целом достигают единицы. Удельный вес анализируемых преступлений в общем количестве противоправных действий минимален. В то же время, как показывают события в Украине, вопросы совершенствования мер уголовно-правовой защиты от таких противоправных деяний, как публичные призывы к терроризму или оправдание терроризма, а также массовые беспорядки, должны оставаться в центре внимания правоохранительных органов агентства.

Таким образом, необходим существенный теоретический анализ соответствующих уголовных норм права. Вопросы совершенствования мер уголовно-правовой защиты от таких противоправных деяний, как публичные призывы к терроризму или оправдание терроризма, а также массовые беспорядки, должны оставаться в центре внимания правоохранительных органов.

Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 28.12.2010 №390-Ф3 «О безопасности»; Федеральный закон от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»; Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

2. Леонтьев И.Н. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе / И.Н. Леонтьев // Novaum. - 2017. - №7. - С. 149-151.

3. Манохин И.В. Терроризм как глобальная угроза человечества / И.В. Манохин, Ю.А. Михалев // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2016. - №17. - С. 146-151.

4. Соснин В.А. Современный терроризм. Социально-психологический анализ / В.А. Соснин, Т.А. Нестик. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2015. - 320 с.

5. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // United Nations, Treaty Series. - Vol. 999. - P. 225-240.

References

1. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii, Federal'nyi zakon ot 28.12.2010 390-FZ "O bezopasnosti"; Federal'nyi zakon ot 21.07.2011 256-FZ "O bezopasnosti obektov toplivno-energeticheskogo kompleksa"; Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 12.05.2009 537.

2. Leont'ev, I. N. (2017). Terrorizm kak real'naia ugroza bezopasnosti v sovremennom obshchestve. Novaum, 7, 149-151.

3. Manokhin, I. V., & Mikhalev, Iu. A. (2016). Terrorizm kak global'naia ugroza chelovechestva. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta, 17, 146-151.

4. Sosnin, V. A., & Nestik, T. A. (2015). Sovremennyi terrorizm. Sotsial'no-psikhologicheskii analiz., 320. M.: Izd-vo Instituta psikhologii RAN.

5. International Covenant on Civil and Political Rights (adopted by United Nations General Assembly Resolution 2200A (XXI) of 16 December 1966. United Nations, Treaty Series, Vol. 999, 225.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.