Научная статья на тему 'Террористические и экстремистские организации как антиправовой феномен'

Террористические и экстремистские организации как антиправовой феномен Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
927
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЕДИНЫЙ СПИСОК УЧЁТА ТАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киреев Михаил Павлович, Камалетдинов Р.Р., Борзых А.А.

В статье рассматривается антиправовой феномен функционирования организаций террористического и экстремистского толка. Анализируется практика постановки их на учет, вносятся предложения по расширению списка лиц и организаций, подлежащих учёту, совершенствованию правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Киреев Михаил Павлович, Камалетдинов Р.Р., Борзых А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRORIST AND EXTREMIST ORGANIZATIONS AS ANTI-LEGAL PHENOMENON

The article considers the anti-legal phenomenon of the organizations functioning of terrorist and extremist sense. It analyses materials of practice of putting their on record; motions about expansion of persons and organizations, which are subject to accounting, are introduced; updating of law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «Террористические и экстремистские организации как антиправовой феномен»

ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК АНТИПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН

10.2. ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК АНТИПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН

Киреев М.П., д-р юрид. наук. Должность: профессор. Место работы: Академия управления МВД России. E-mail: mihail.kireev. 1950@mail.ru

Камалетдинов Р.Р., магистрант. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: uvd-osob@mail.ru Борзых А.А, магистрант. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: uvd-osob@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается антиправовой феномен функционирования организаций террористического и экстремистского толка. Анализируется практика постановки их на учет, вносятся предложения по расширению списка лиц и организаций, подлежащих учёту, совершенствованию правоприменительной практики.

Ключевые слова: террористическая организация, экстремистская организация, единый список учёта таких организаций, международное сотрудничество, правозащитные организации.

TERRORIST AND EXTREMIST ORGANIZATIONS AS ANTILEGAL PHENOMENON

Kireev M.P., Dr of law. Position: Professor. Place of employment: Academy of management of MIA Russia. E-mail: mihail.kireev. 1950@mail.ru

Kamaletdinov R.R., Master's student. Place of study: Academy of management of MIA Russia. E-mail: uvd-osob@mail.ru Borzyh A.A., Master's student. Place of study: Academy of management of MIA Russia. E-mail: uvd-osob@mail.ru

Annotation: The article considers the anti-legal phenomenon of the organizations functioning of terrorist and extremist sense. It analyses materials of practice of putting their on record; motions about expansion of persons and organizations, which are subject to accounting, are introduced; updating of law enforcement practice. Keywords: terrorist organization, extremist organization, a single list of accounting such organizations, international cooperation, the human rights organizations.

К числу самых опасных и трудно прогнозируемых преступных деяний современного мира, относится терроризм и экстремизм. Важной особенностью их современного проявления - это хорошо структурированная и организованная система и организация их действий. На основе идеологической, военной, национальной и религиозной нетерпимости и вражды, острых межгосударственных и международных конфликтов создаются противоправные организации, деятельность которых препятствует мирному процессу, дестабилизируют функционирование всех институтов власти государств во всем мире.

Так, в 2015-2016 годах география деятельности террористических и экстремистских организаций характеризуется не только жестокостью, опасностью, но и угрожающими масштабами. Это взрывы, захваты заложников, нападение на туристов в Бельгии, Турции, Ираке, Нигерии, на острове Чад, Мали, Франции, Ливане, Таи-

Киреев М.П. Камалетдинов Р.Р. Борзых А.А.

ланде1 и т.д. Ответственность за эти кровавые преступления взяли на себя террористические организации «Аль-Каида», «Исламское государство», исламистская группировка и др., поднявшие насилие на невиданный уровень бесчеловечности, претендующих на создание собственного государственного образования и усиливающих свое влияние на мировое пространство.

В условиях интернационализации деятельности исламистских и террористических организаций особую озабоченность вызывает создание ими и их сотрудничество с незаконными вооруженными формированиями (НВФ), которые могут и оказывают существенное влияние на социальную и криминальную обстановку в регионе. Действующие на территории нашей страны незаконные вооруженные формирования тесно связаны с зарубежными террористическими и экстремистскими кругами.

Так, с 2010 по 2016 год по данным ГИАЦ МВД России было зарегистрировано 4895 преступлений террористической направленности. Значительную часть из зарегистрированных преступлений составляет преступления, связанные с организацией незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст.208 УК РФ). За анализируемый период было совершено 3022 преступлений, предусмотренных ст.208 УК РФ более 70 % от общего числа преступлений террористической направленности. Рост числа преступлений террористической направленности отмечен в 36 субъектах Российской Федерации. Следует отметить, что современные террористические и экстремистские организации характеризуются возросшей технической оснащенностью, высоким уровнем организации, наличием значительных финансовых средств. Согласно исследованиям ряда, российских ученых и данных зарубежных исследовательских центров совокупный бюджет в сфере террора составляет ежегодно от 5 до 20 млрд. дол. 2

Федеральный закон от 06 марта 2006 г. N 35-Ф3 «О противодействии терроризму», статья 24 предусматривает ответственность организаций за причастность к терроризму. Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» ответственность предусмотрена и за публичное оправдание терроризма и иную террористическую деятельность. То есть, в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

1 20 ноября 2015г.в отеле в Мали боевики захватили 170 заложников; 22 марта в столице Бельгии произошло два взрыва в аэропорту Завентем; 9 февраля 2016г. в Нигерии террористы-смертники атаковали лагерь для перемещенных лиц в штате Бо-но; 31 января 2016г. в шиитском квартале Саида Зайнаб Дамаска произошли три взрыва; 31 октября 2015 г. катастрофа A321 над Синайским полуостровом. В результате заложенной в самолёт бомбы все 217 пассажиров и 7 членов экипажа погибли; 13 ноября 2015 г. — теракт в Париже, многочисленные жертвы.; 2016 г. -теракты в Париже, Брюсселе, Ницце, Стамбуле и других городах мира и т.д.

2 Выступление начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации на тему: «Военные опасности и воен-

ные угрозы Российской Федерации в современных условиях». Электронный ресурс. URL: http://mil.ru/pubart.htm?id=12016246@ cmsArticle (дата обращения: 23.05.2016).

2'2017

Пробелы в российском законодательстве

В соответствии с российским законодательством террористическая, экстремистская организация, если признается таковой, подлежит ликвидации, а ее деятельность - запрещению. Ликвидация и запрет таких организаций осуществляется по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора на основании решения суда. Следует отметить, что решение суда о ликвидации организации распространяется и на региональные и другие структурные подразделения организации. Кроме того, их имущество подлежит конфискации и обращению в доход государства. Так, в Российской Федерации, Верховным Судом вынесено несколько решений: от 14 февраля 2003 г. № ГКПИ 03-116, от 2 июня 2006 года № ГКПИ 06-531, от 13 ноября 2008 года № ГКПИ 08-1956 и от 8 февраля 2010 года № ГКПИ 09-1715 и т.д. Указанными решениями В С РФ было признано террористическими 19 организаций: «Высший военный Маджлисуль Шура объединенных сил моджахедов Кавказа»; «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «База» («Аль-Каида»); «Асбат аль-Ансар»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль Муслимун»); «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир альИслами»); «Лашкар-и-Тайба»; «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»); «Движение Талибан»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Общество социальных реформ» («Джамият альИслах аль-Иджтимаи»); «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»); «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»); «Джунд аш-Шам»; «Исламский джихад - Джамаат моджахедов»; «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (прежнее название - «Салафистская группа проповеди и джихада»); «Имарат Кавказ»; « ИГИЛ».

Следует отметить, что первое из этого ряда решение ВС РФ от 14 февраля 2003 г. N ГКПИ 03-116, признавшее террористическими и запретившее деятельность 15 исламских организаций, было принято в закрытом судебном заседании, без участия представителей этих организаций, и не было опубликовано. Данный факт вызвал массу протестов со стороны частных лиц и правозащитных организаций. Так, Правозащитный центр «Мемориал», Комитет «Гражданское содействие» мотивировали свою позицию тем, что с Решением Верховного Суда РФ не были ознакомлены имамы мечетей, которые не могли квалифицированно разъяснить его своим прихожанам, т.е., людям, чьи интересы оно непосредственно затрагивает. То есть, исламские духовные лица посчитали принятый Верховным Судом России документ, который ограничивает права и свободы граждан. Кроме того, фактически данный документ попал в число засекреченных, что противоречит действующему законодательству России3.

Возникшая ситуация послужила поводом конфликта, в результате - указанные правозащитные организации вынуждены неоднократно обращаться в Верховный Суд РФ не только о предоставлении решения, но и о пересмотре его, как необоснованно вынесенного, а также и о пересмотре приговоров по уголовным делам, вынесенных этим решением.

Позиционирование России в антитеррористической коалиции в аспекте борьбы с террористическими и экстремистскими организациями, в соответствии с ч.5 ст.

3 Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.1997г. № 131-Ф3 ( в ред. от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

24 Федерального закона «О противодействии терроризму», обязывает Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности (ФСБ России) вести единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами России террористическими.

Данный список подлежит опубликованию в «Российской газете», как официальном периодическом издании, определенным Распоряжением Правительства России № 1014-р от 14.07.2006г.

Впервые национальный список организаций, признанных Верховным судом России террористическими, был опубликован в «Российской газете» 28 июля 2006 года в статье «17 особо опасных», т.е. фактически сразу после издания Распоряжения Правительства России № 1014-р.

Критериями формирования списка таких организаций выступают:

Во-первых, если организация осуществляет деятельность, направленную на изменение конституционного строя Российской Федерации насильственным, вооруженным способом, в том числе с использованием террористических методов.

Во-вторых, наличие связи с незаконными вооруженными формированиями, действующими на территории Северо-Кавказского региона.

В-третьих, принадлежность к организациям, признанным международным сообществом террористическими, либо, связаны с ними.

В перечень экстремистских организаций в настоящее время включено более 30 организаций.

Представляется, что помимо террористических экстремистских организаций, в такой список следует включать и группы лиц, организованные группы, преступные организации, сформированные для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, в том числе преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 227, 277, 278, 279, 280, 281, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данное предложение основывается положениями п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности».

В соответствии с ним действия участников незаконного вооруженного формирования, преступные организации, совершившие террористический акт, квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 205 УК РФ и соответственно ст.ст. 208, 209 или 210 УК РФ.

В России постоянно обновляется список организаций, подозреваемых в финансировании терроризма. Так, например, в настоящее время собраны данные в отношении организаций, совершивших подозрительные сделки на 350 тысяч долл.4.

Полагаем, что сам факт существования и публичного обнародования списка террористических и экстремистских организаций, выступает одним из сегментов модернизации системы межгосударственного обмена информацией в противодействии терроризму.

Поскольку, любая форма проявления терроризма и экстремизма представляет опасность, как для международного сообщества, для мировой безопасности в целом, то получение своевременной информации о на-

4 Основные тезисы выступления Александра Бастрыкина на годовой коллегии ведомства.2016г.

ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК АНТИПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН

личии террористических и экстремистских организаций, преступных группировок, лиц, склонных к террористической деятельности, является одним из ключевых моментов успеха в предупреждении и пресечении не только преступлений террористической направленности, но и сходных с терроризмом преступлений (геноцид, диверсия и др.)

В настоящее время в мировом сообществе наметилась устойчивая тенденция к возрастанию роли и значения межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью террористической направленности, террористическими и экстремистскими организациями. Так, например, в соответствии со ст.3 решения Совета ЕС от 6 апреля 2009г. основной целью, стоящей перед Европолом , являются поддержка и усиление деятельности компетентных органов-государств - членов ЕС и их взаимного сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными тяжкими преступлениями, затрагивающими интересы двух и более стран. Ввиду масштабов, тяжести и последствий деятельности террористических и экстремистских организаций, возникает настоятельная необходимость в совместных действиях всех государств.

Практика показывает, что совместное сотрудничество государств в установлении террористических и экстремистских организаций, лиц, им сочувствующих, выявлении и расследовании преступлений террористической направленности, осуществляется в таких формах, как совместное параллельное расследование (СПР), так называемое «зеркальное» расследование, создание объединенных следственных бригад (ОСБ), организация международного специализированного объединенного органа расследования (ООР). Сущность данных институтов расследования заключается в целом, с некоторыми особенностями, касающихся полномочий руководителей и их членов, в образовании билатеральных или мультилатеральных соглашений межгосударственных оперативно-следственных групп для проведения совместного расследования в одном или более государств на определенный, установленный сторонами срок. Заслуживает особого внимания в сфере борьбы с террористическими и экстремистскими организациями и деятельность созданного Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными преступлениями террористической направленности на территории государств - участников Содружества Независимых Государств. В России создан и функционирует Национальный антитеррористический комитет, который выстраивает систему противодействия терроризму.

Тем не менее, следует отметить, что при наличии и обилия законодательства, как национального, так и международного, и специально созданных контртеррористических центров, и принятых на международном уровне Стратегий, соглашений, Конвенций, проблемы борьбы с террористическими и экстремистскими организациями, преступностью террористической и экстре-мисткой направленности, остаются. Действующих универсальных методик, регламентирующих борьбу государств с терроризмом, до настоящего времени не разработано, в связи с этим, считаем, что феномен терроризма приобрел более устойчивый и опасный характер.

5 Доступно на ca^re:http:// ru.wikipedia /org/ wiki/Европол

Киреев М.П. Камалетдинов Р.Р. Борзых А.А.

Мы считаем, что эффективная борьба с преступностью террористической направленности должна начинаться, во-первых, с решения экономических, социальных проблем внутри любого государства, особенно, в России.

Во-вторых, необходимо в систему борьбы с террором и экстремизмом ввести мировоззренческие аспекты в правосознании граждан, а также прекращению идеологического и правового лицемерия и правовой несправедливости.

В-третьих, системно, последовательно изучать причины, криминогенные обстоятельства, способствующие формированию незаконных, опасных организаций различной направленности в целях получения адекватного прогноза потенциально возможного проявления терроризма.

В-четвертых, целесообразно ввести поощрительные нормы для лиц, содействующих предупреждению преступности террористической и экстремисткой направленности, а также преступности в целом, выявлению источников возможной опасности терроризма.

Террористов, экстремистов, их противоправные формирования можно и нужно обезвреживать и наказывать, но победить терроризм, как явление, можно только тогда, когда в обществе сформируется такая атмосфера, что и сами террористы, и разделяющие их взгляды люди, поймут, что их деятельность опасна, бесчеловечна, наконец, просто бессмысленна.

Бороться с этим феноменом должно государство, но победить его может только общество.

Рецензия

Научная статья на тему: «Террористические и экстремистские организации как антиправовой феномен», авторы: Киреев МП., Камалетдинов P.P., Борзых А.А. -выполнена на актуальную тему и представляет собой исследование важного в теоретическом и практическом отношении вопроса противодействия терроризму и экстремизму в России.

Авторами выбрана и в целом компетентно проработана весьма значимая в научном и практическом отношении тема. На основе проведённого исследования и изучения широкого круга литературных источников, в статье рассмотрена и обоснована необходимость совершенствования учета и механизма постановки на учёт организаций террористического и экстремистского толка.

Данная научная статья представляет интерес для учёных и практических работников изучающих проблемы управления органами внутренних дел при противодействии преступлениям террористической и экстремистской направленности.

В статье представлена позиция авторов по решению некоторых аспектов затронутой темы. Статья не содержит закрытой информации.

Вывод: научная статья - авторы: Киреев М.П., Камалетдинов P.P., Борзых А.А. на тему: «Террористические и экстремистские организации как антиправовой феномен» соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода и рекомендуется к опубликованию в журнале «Пробелы в Российском законодательстве».

д.ю.н. профессор заслуженный юрист РФ П.И. Иванов

Оригинальность статьи - 74%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.