Научная статья на тему 'ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ УГРОЗА РАСПРОСТРАНЕНИЯ "ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА" В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ'

ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ УГРОЗА РАСПРОСТРАНЕНИЯ "ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА" В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

391
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ТЕРАКТ / ACT OF TERRORISM / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ISLAMIC STATE (ISIL) / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC RIM / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / INTERNATIONAL CRIME / ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / GENERALLY RECOGNIZED PRINCIPLES AND NORMS OF INTERNATIONAL LAW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Морозов Николай Александрович

Правовое демократическое государство невозможно без гарантии базовых прав человека на жизнь и безопасность, без власти, отвечающей за правопорядок и призванной обеспечить возникающие конфликты и разногласия на основе принципа верховенства закона. Проблема организации терроризма является одной из наиболее актуальных проблем в современной правовой науке. «Исламское государство» (ИГИЛ) - новый вызов мировому сообществу, новая угроза безопасности, в том числе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ИГИЛ - вахабистская экстремистская организация, самопровозглашенное государство (халифат), действующая преимущественно на территории Сирии и Ирака. В 2015 г. контролировало оккупированную территорию с населением около 10 млн человек в Ираке и Сирии, а также имеющая лояльных сторонников в районах Ливии, Нигерии, Афганистана. Кроме того, ИГИЛ расширяет свое присутствие в других регионах мира, включая Северную Африку, Южную и Восточную Азию - страны Азиатско-Тихоокеанского региона. ИГИЛ отличается использованием масс-медиа, размещением в интернете видео о казнях солдат, гражданских лиц, журналистов и социальных работников, известно разрушением объектов культурного наследия. Мусульманские лидеры во всем мире осудили идеологию и действия ИГИЛ, утверждая, что организация отклонилась от пути истинного ислама и что её действия не отражают истинные учения или добродетели религии. Принятие ИГИЛ идеи халифата было подвергнуто критике со стороны Организации Объединенных Наций, НАТО, большинства правительств и организаций. Учитывая, что перед Россией поставлена стратегическая задача усилить участие в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целях содействия ускоренному социально-экономическому развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, особый интерес представляет опыт борьбы с терроризмом отдельных государств этого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TERRORIST THREAT OF "ISLAMIC STATE" IN THE ASIA-PACIFIC REGION

A truly democratic state is impossible without a guarantee of basic human rights to life and security, without the authority, responsible for law and order and able to resolve emerging conflicts and differences through the rule of law. The problem of organization of terrorism is one of the most relevant in the modern legal science. Islamic State of Iraq and the Levant (ISIL) - a new threat to the world community, a new threat to security in the Asia-Pacific region. ISIL is a Wahhabi extremist militant group and self-proclaimed Islamic state (caliphate), which is led by and mainly composed from Iraq and Syria. As of March 2015[update], it has control over the territory occupied by 10 million people in Iraq and Syria, and through loyal local groups, has control over small areas of Libya, Nigeria and Afghanistan. The group also operates or has affiliates in other parts of the world, including North Africa and South and East Asia - Asia-Pacific Rim. ISIL is adept at social media, posting Internet videos of beheadings of soldiers, civilians, journalists and aid workers, and is known for its destruction of cultural heritage sites. Muslim leaders around the world have condemned ISIL's ideology and actions, arguing that the group has strayed overwhelmingly from the path of true Islam and that its actions do not reflect the religion's true teachings or virtues. The group's adoption and idea of a caliphate have been widely criticized, with the United Nations, NATO, various governments, and mainstream Muslim groups rejecting. Since Russia has set a strategic goal to strengthen its participation in integration processes in the Asia-Pacific Rim to promote the accelerated socio-economic development of Siberia and the Far East of the Russian Federation, the experience of fighting against terrorism in different states in the region is of particular interest to researchers.

Текст научной работы на тему «ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ УГРОЗА РАСПРОСТРАНЕНИЯ "ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА" В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ»

УДК 329.297.323.285(5:265) Н.А. Морозов1

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия E-mail: CrimeLaw@rambler.ru

ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ УГРОЗА РАСПРОСТРАНЕНИЯ «ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА» В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ*

Аннотация. Правовое демократическое государство невозможно без гарантии базовых прав человека на жизнь и безопасность, без власти, отвечающей за правопорядок и призванной обеспечить возникающие конфликты и разногласия на основе принципа верховенства закона. Проблема организации терроризма является одной из наиболее актуальных проблем в современной правовой науке. «Исламское государство» (ИГИЛ) - новый вызов мировому сообществу, новая угроза безопасности, в том числе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ИГИЛ - вахабистская экстремистская организация, самопровозглашенное государство (халифат), действующая преимущественно на территории Сирии и Ирака. В 2015 г. контролировало оккупированную территорию с населением около 10 млн человек в Ираке и Сирии, а также имеющая лояльных сторонников в районах Ливии, Нигерии, Афганистана. Кроме того, ИГИЛ расширяет свое присутствие в других регионах мира, включая Северную Африку, Южную и Восточную Азию -страны Азиатско-Тихоокеанского региона. ИГИЛ отличается использованием масс-медиа, размещением в интернете видео о казнях солдат, гражданских лиц, журналистов и социальных работников, известно разрушением объектов культурного наследия. Мусульманские лидеры во всем мире осудили идеологию и действия ИГИЛ, утверждая, что организация отклонилась от пути истинного ислама и что её действия не отражают истинные учения или добродетели религии. Принятие ИГИЛ идеи халифата было подвергнуто критике со стороны Организации Объединенных Наций,

1 Николай Александрович Морозов, кандидат юридических наук, научный сотрудник Юридической школы Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия.

Для цитирования: Морозов, Н.А. Террористическая угроза распространения «Исламского государства» в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2015. № 4. С. 22-34.

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Государственное задание на выполнение НИР 29.763.2014/К.

© Морозов Н.А., 2015

НАТО, большинства правительств и организаций. Учитывая, что перед Россией поставлена стратегическая задача усилить участие в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целях содействия ускоренному социально-экономическому развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, особый интерес представляет опыт борьбы с терроризмом отдельных государств этого региона.

Ключевые слова: терроризм, теракт, безопасность, Исламское государство, Азиатско-Тихоокеанский регион, международная преступность, общепризнанные принципы и нормы международного права.

Nikolay A. Morozov1

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia E-mail: CrimeLaw@rambler.ru

THE TERRORIST THREAT OF "ISLAMIC STATE" IN THE ASIA-PACIFIC REGION

Abstract. A truly democratic state is impossible without a guarantee of basic human rights to life and security, without the authority, responsible for law and order and able to resolve emerging conflicts and differences through the rule of law. The problem of organization of terrorism is one of the most relevant in the modern legal science. Islamic State of Iraq and the Levant (ISIL) - a new threat to the world community, a new threat to security in the Asia-Pacific region. ISIL is a Wahhabi extremist militant group and self-proclaimed Islamic state (caliphate), which is led by and mainly composed from Iraq and Syria. As of March 2015, it has control over the territory occupied by 10 million people in Iraq and Syria, and through loyal local groups, has control over small areas of Libya, Nigeria and Afghanistan. The group also operates or has affiliates in other parts of the world, including North Africa and South and East Asia - Asia-Pacific Rim. ISIL is adept at social media, posting Internet videos of beheadings of soldiers, civilians, journalists and aid workers, and is known for its destruction of cultural heritage sites. Muslim leaders around the world have condemned ISIL's ideology and actions, arguing that the group has strayed overwhelmingly from the path of true Islam and that its actions do not reflect the religion's true

1 Nikolay A. Morozov, PhD, researcher, Law School, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

For citation: Morozov, N. A. The terrorist threat of "Islamic state" in the Asia-Pacific // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2015. № 4. P. 22-34.

teachings or virtues. The group's adoption and idea of a caliphate have been widely criticized, with the United Nations, NATO, various governments, and mainstream Muslim groups rejecting. Since Russia has set a strategic goal to strengthen its participation in integration processes in the Asia-Pacific Rim to promote the accelerated socio-economic development of Siberia and the Far East of the Russian Federation, the experience of fighting against terrorism in different states in the region is of particular interest to researchers.

Key words: Terrorism, Act of Terrorism, Security, Asia-Pacific Rim, International Crime, Islamic State (ISIL), Generally Recognized Principles and Norms of International Law.

Традиционно под террором подразумевались действия против отдельных личностей или групп, однако в последние годы наблюдается терроризм против целых народов, государств, осуществляемый хорошо организованными и технически оснащенными корпорациями международного масштаба. Благодаря новым технологическим разработкам терроризм способен создавать «асимметричную угрозу», создавая разрыв между развитыми государствами и уступающим им по силе противником. В начале XXI века террористы осуществили в среднем около 10 тысяч вылазок в мире в год. Очагом напряженности с наибольшим количеством терактов (кроме пылающего последние годы Ближнего Востока) является АТР, где стабильно фиксируется наибольшее количество жертв, причем проблемы безопасности этого региона глобальны - в нем проживает более половины населения земного шара [1].

До начала 90-х гг. политика региона находилась в орбите глобального противостояния между СССР и США, а также политики Китая, и многие процессы, происходившие в регионе, являлись реакцией на противоборство сверхдержав. Однако развал СССР и смягчение режима в КНР резко изменили ситуацию. Так, зарождению исламского терроризма в Юго-Восточной Азии способствовали американские спецслужбы, готовившие боевиков для борьбы с советскими войсками в Афганистане. Сейчас эхо афганской войны звучит по всей Юго-Восточной Азии, где десятки лет действует тесно связанная с «Аль-Каидой» региональная террористическая организация «Джемаа исламия», в ряды которой влилось немало бывших пешаварских курсантов [2]. Активность террористических групп в Азии происходит на фоне и при взаимодействии с традиционным для этого региона мира морским пиратством. Но главными источниками угроз в Азии стали национальный сепаратизм, экстремизм и международный терроризм, представляющие собой угрозу конституционному строю и территориальной целостности государств [3].

Усиление и ускорение процессов глобализации в XXI веке привели к реакции традиционных обществ [4]. В частности, это привело к росту исламского фундаментализма и терроризма, для которого современный Азиатско-Тихоокеанский регион стал благоприятной почвой. В регионе проживает 700 млн мусульман, и атаки «Аль-Каиды» 11 сентября 2001 г. задумывались, в том числе, и для вовлечения мусульманского населения региона во вселенский джихад путем дестабилизации обстановки в регионе и свержения светских режимов. Уже сейчас в регионе просматриваются свидетельства результативности замысла. Резко обострилась ситуация на Филиппинах (куда были дополнительно направлены 1200 американских военнослужащих), в Индонезии (Молуккские острова), некоторых провинциях Малайзии.

Последним ярким проявлением этих тенденций стала активизация в АТР «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ), особенно в странах, исповедующих ислам. «Исламское государство», сформированное еще в 2006 г., на данный момент является квазигосударством, мощной вооруженной шариатской террористической организацией. Ее цель состоит в ликвидации границ, которые создали «западные» государства во времена раздела Османской империи, через создание исламского суннитского государства. В перспективе Исламское государство должно объединить весь исламский мир [5]. Идеологически ИГИЛ противоречив, но в то же время своей деятельностью позиционирует себя, в большей степени, в качестве арабского национализма и фундаментализма [6].

Летом 2014 г. ИГИЛ провозгласило халифат на захваченных им территориях. Точной информации о количестве боевиков организации нет, оно оценивается в 100-200 тысяч. По оценкам Минобороны России, озвученным на третьем совещании министров обороны стран АСЕАН 2015 г., на стороне ИГИЛ воюют 25-30 тысяч иностранных террористов-боевиков, в том числе из государств АТР и, к сожалению, из России. Причем, если они вернутся домой, неся с собой потенциал насилия и экстремизма, то будут пропагандировать радикальные идеи в наших странах или станут организаторами диверсий. Позиция России в том, что одной из ключевых совместных задач стран АСЕАН должно стать предотвращение подобного развития событий.

Такое образование самим своим появлением представляет угрозу для всего цивилизованного мира. Число боевиков ИГИЛ к выходу на международную арену состояло их двух групп. Первая - это сирийские и иракские военнослужащие, то есть профессиональные убийцы. Вторая - это иностранные наемники или добровольцы, которых вербуют из самых разных районов мира. Причем все больший интерес к данной группировке проявляют выходцы из Юго-Восточной Азии. Приблизительно одна десятая боевиков ИГИЛ состоит из представителей таких стран, как: Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины [7]. При этом местные радикалы этих исла-

минизированных стран Азиатско-Тихоокеанского региона создают собственные террористические сети, с явной симпатией к идее глобального джихада, воспроизведенной сторонниками ИГИЛ.

Подобный опыт уже был в истории - это Аль-Каида. Однако ИГИЛ -качественно новое явление, в отличие от предыдущей организации. Залог успеха данного течения кроется в умелых навыках общения с массами посредством медиа среды, сильного лидера, военного опыта части группировки и упования на основные социальные ценности по построению справедливого государства [8]. Такими идеями привлекается в первую очередь активная молодежь. А наличие в Азиатско-Тихоокеанском регионе большого числа стран, где число мусульман сравнительно больше, нежели в других неисламских районах, вызывает большое опасение касательно будущих границ, на которые обратит свой взор ИГИЛ.

Именно АТР представляет собой потенциальный очаг зарождения про-игиловского движения. Например, население Индонезии на 87 % состоит из мусульман, среди них самое большое число в мире мужчин в возрасте до 30 лет [9]. Итого это порядка 220 млн человек. В Малайзии более половины всех граждан исповедуют ислам, это более 16 млн; в Таиланде 5,5 млн; значительная часть населения Филиппин и Сингапура; в Индии порядка 140 млн человек могут «заразиться» идеей всемирного халифата, аналогичная цифра и в Бангладеш, где 88,5 % мусульман. А участие представителей этих государств в военных действиях в Ближневосточном регионе создает опасение, что после их возвращения они, вдохновившись идеологией ИГИЛ, продолжат строить исламский халифат уже на территории своих стран.

Под прицелом ИГИЛ оказались и неисламские государства АТР, такие как Китай, Корея, Япония, Россия. Китай уже сейчас испытывает давление со стороны исламистов. Как известно, в территорию КНР входит Синьцзян-Уйгурский автономный округ, население которого по большей части исповедует ислам. Китайское же руководство ведет жесткую политику в отношении радикально настроенных мусульман. Уйгуры имеют политические, экономические и социальные претензии к правительству КНР. Лидер организации ИГИЛ уже заявил о том, что территория Восточного Туркестана в будущем должна войти в состав халифата [10]. Исламское движение Восточного Туркестана является уйгурским незаконным вооружённым формированием, целью которого является создание независимого исламского (шариатского) государства в Восточном Туркестане и обращение китайского народа в ислам. Оно уже взяло на себя ответственность более чем за 200 терактов, в результате которых погибли не менее 162 человека.

Правительства стран АТР обеспокоены и общественным резонансом, вызванным многочисленными преступлениями ИГИЛ против своих граждан за рубежом. Так, японские власти до сих пор не знают дальнейшую судьбу двух сограждан, захваченных на Ближнем Востоке в 2014 г.

А 10 сентября 2015 г. через свой англоязычный пропагандистский журнал Dabiq ИГИЛ выставило «на продажу» пленных, в том числе гражданина Китая Фан Чиньху.

В Канаде преступник убил солдата почетного караула и вторгся в Парламент, устроив перестрелку. Хотя нападавший и отрицает свою принадлежность к ИГИЛ, это лишь подтверждает, что идеология этой организации очень заразительна и представляет реальную опасность.

Известно, что вербовке все чаще подвергается и российская молодежь. Так, в октябре 2015 г. Управление ФСБ России по Сахалинской области сообщило, что выявило факт убытия жителя региона за границу для того, чтобы вступить в ряды боевиков ИГИЛ, в связи чем возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»). В феврале 2015 г. ГУ МВД России по Новосибирской области выявило факт вербовки в одном из вузов города. Вербовкой занимался студент из Казахстана, который проучился в столице Сибирского федерального округа полтора года.

Таким образом, угроза дестабилизации обстановки в АТР посредством идей по построению глобального халифата, продуцируемых террористической исламистской организацией ИГИЛ, возможна по двум направлениям. Первое - через расшатывание религиозно-политического и социального состояния неисламских государств региона (Россия, Китай, Япония, Корея, Канада). Второе - через рекрутирование своих сторонников среди стран происламистского толка, расположенных в АТР (прежде всего, Филиппины, Малайзия, Индонезия, Бангладеш). А качественное состояние организации ИГИЛ переводит эту угрозу в разряд наиболее острых военно-политических вызовов, стоящих перед Азиатско-Тихоокеанским регионом на данный момент [11].

Объектом распространения угрозы радикального религиозного экстремизма являются и самые благополучные и безопасные страны АТР. Рассмотрим эту опасность на примере Японии, в которой при последовательном послевоенном курсе на создание стабильного гражданского общества сохранились традиционные экстремистские организации, как правые, так и левые. По данным Главного полицейского управления, к XXI веку было около 800 ультраправых организаций с общей численностью 120 тыс. человек. Примером левого экстремизма в Японии стала террористическая деятельность японской Красной Армии (№Шоп Sekigun), имевшей тесные взаимоотношения с палестинскими экстремистами, а также с режимом Северной Кореи. Ее цель заключалась в «создании революционной армии народов Африки, Латинской Америки, Вьетнама, Кореи, Японии» и осуществлении мировой революции. Известны и трагичные последствия преступной деятельности фанатиков из конфессии «Аум Синрике», запомнившейся в 1995 г. «зариновой атакой» в токийском метро и ставшей единственной

террористической организацией, применившей" оружие массового уничтожения против своих соотечественников. Популярность секты среди молодежи говорит о том, что даже в благополучной Японии молодежь чувствовала себя отчужденной от общества: большинство не хотело следовать строгим правилам и отвергало идею работы ради экономического благополучия, которая привлекала их родителей, воспитанных в суровое послевоенное время. «Аум Синрикё» предлагала им альтернативный вариант развития через популярные в то время идеи религиозного просветления, это и сделало ее столь популярной среди молодежи. Можно выявить причины роста экстремизма в Японии: социально-психологическая нестабильность японского общества в 80-е гг., вызванная потерей этнокультурной идентичности (последствия американской вестернизации общественной жизни); популярность в японском обществе «новых религий»; феномен «синдзин-руй» - «новые люди» (поколение детей родителей, переживших оккупацию); увлечение японцев апокалиптическими идеями; эффективное пиар-сопровождение деятельности.

В рамках анализа возможности распространения ИГИЛ в АТР целесообразно рассмотреть пример многолетней деятельности радикальной исламской группировки «Джемаа Исламия» («Исламская группа»), целью которой также является создание единого многонационального панисламского государства (халифата) в АТР (Таиланд, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Бруней, Филиппины). Основание организации «Джемаа Исламия» в 1969 г. восходит к деятельности мусульманских активистов, которые создали пиратскую радиостанцию, на волнах которой звучали призывы о возвращении к истокам ислама [12]. Первые вооруженные восстания членов организации «Джемаа Исламия» относятся к середине 80-х годов XX в., они были направлены против внутренней политики президента Индонезии Сухарто. Для налаживания военного вооружения члены «Джемаа Исламия» прошли обучение в Афганистане через центр в Пешаваре, возглавляемом Абдулой Аз-замом, которого Усама бен Ладен назначил главным идеологом Аль-Каиды. Особое внимание уделялось аргументации вооруженной борьбы с теми мусульманами, которые уклоняются от «чистого ислама» или же отказываются следовать законам шариата. Среди индонезийцев всячески подогревалось рвение к превращению их страны в шариатское государство [13]. В 1996 году лидер группировки Абдулла Сунгкар письменно оформляет структуру организации в книге «Стратегическая линия борьбы «Джемаа Исламия» [14]. Сфера деятельности организации распространена на четыре округа: Сингапур и Малайзия (для поиска средств финансирования), Индонезия (для ведения газавата), Минданао, Сабах и Сулавеси (для подготовки боевиков), Австралия и Папуа (для финансовых операций). Примеры атак «Джемаа Исламия»: в 1995 г. серия обстрелов одиннадцати американских авиалайнеров; в 2000 г. волна взрывов в Индонезии; в 2002 г. взрыв в ночном клубе на о. Ба-

ли (убиты 202 человека, большинство иностранные туристы); в 2004 г. взрыв автомобиля у посольства Австралии в Джакарте; в 2009 г. взрыв бомбы в гостиницах Ritz-Carlton и JW Marriott в Джакарте. Эксперты отмечают, что группировка имеет активные филиалы по всему АТР, в том числе в Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Камбодже, Таиланде и на Филиппинах.

Безусловно, «Джемаа Исламия» для стран Азиатско-Тихоокеанского региона представляет серьезную опасность. Но религиозное разнообразие мусульман АТР пока препятствует проявлению фундаментализма повсеместно, «в отличие от арабского мира, где радикализм и, как его продолжение, терроризм происходят из недр фундаментализма, в Юго-Восточной Азии терроризм привнесен в религию в основном извне и преследует чаще всего чисто прагматические цели, главной из которых является достижение власти» [15].

Следует отметить, что страны АТР остро отреагировали на вызов международного терроризма, непосредственно затронувшего Индонезию, Малайзию, Сингапур, Филиппины. На совещании в Брунее в ноябре 2001 г. была принята Декларация о единых движениях по противодействию терроризму. В ней выражается решимость активизировать единые и отдельные напряжения по предотвращению, воздействию и пресечению работы террористических группок. Специальное министерское совещание в Куала-Лумпуре утвердило «рабочий план», предусматривающий наращивание взаимодействия между правоохранительными органами «десятки».

Однако международное сообщество оказалось не готовым к такому качественно новому вызову, как ИГИЛ. Так, известно, что правовые основы современной миграционной политики Европейского Союза сформированы до появления такой угрозы, как ИГИЛ (с принятием «Декларации о борьбе с терроризмом» 2004 г.) [16], потому не могут адекватно противостоять новым вызовам. Подробные стратегии действий были прописаны в «Контртеррористической стратегии» Евросоюза 2005 г. [17], где внимание было уделено обеспечению пограничной безопасности и системе «виза», созданной в 2011 г. Однако появление с 2014 г. массовых беженцев фактически сводит на нет возможность тотального визового контроля. Такие новшества, как биометрия, цифровые фото и отпечатки пальцев позволили создать обширную базу данных с информацией только о лицах, получающих визу. Данная система не способна отслеживать потоки граждан и мигрантов из Европы в террористически горячие точки, преследующих цели пройти обучение, ввязаться в конфликт и после этого вернуться обратно на территорию Европейского Союза. Внимание ЕС обращено теперь и на второй «фронт» борьбы против международного терроризма, которым стала Юго-Восточная Азия, что определяется как количеством терактов, совершенных здесь в последние годы, так и характером действующих в регионе террористических организаций, а также негативными перспективами развития ситуации.

При рассмотрении методов борьбы с терроризмом в АТР отметим, что Китай, Япония и Республика Корея не останавливаются на борьбе с международным терроризмом только на втором «фронте», а напротив, выносят ее на мировой уровень.

Так, министр иностранных дел Китая Лю Цзяньчао отметил, что китайское правительство выступает против терроризма в любой форме и намерено укрепить сотрудничество с международным сообществом для нанесения ударов по терроризму. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 г. (ст. 20) предусматривает обязательства сторон по борьбе с терроризмом. Это является и приоритетной целью Шанхайской организации сотрудничества. В рамках этого взаимодействия Россия и Китай проводят совместные учения, такие как «Мирная Миссия», по противодействию террористической угрозе.

Япония, в свою очередь, в вопросах борьбы с международным терроризмом в АТР главным образом сотрудничает с США и Австралией, о чем представители государств договорились на трехсторонней встрече на полях саммита 020. Однако пацифистский характер конституции Японии не позволяет ей вносить военный вклад в разрешение обострившейся в последнее время ситуации с террористической организацией ИГИЛ, поэтому поддержка правительства Ирака Японией будет осуществляться путем расширения гуманитарной помощи государству, что является типичным методом борьбы с терроризмом для Японии. Республика Корея так же, как и Япония, готова поддержать США в борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке только мирными способами, а именно путем оказания гуманитарной помощи жертвам боевиков.

В отличие от стран арабского мира, где не ведется идеологическая борьба с исламским радикализмом, в странах АТР против исламского фундаментализма выступают на разных уровнях, от общеобразовательных учреждений и общественных организаций до политических партий и административного аппарата. Например, такие исламские общественные организации, как Нахдатул Улама, Мухаммадиа. Известные исламские богословы открыто выступают против радикальных исламских группировок.

Для стран Юго-Восточной Азии основным инструментом борьбы с международным терроризмом являются механизмы АСЕАН, такие как Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), где вопросы, связанные с терроризмом, стали приоритетными после трагических событий 11 сентября 2001 г. Попытки решения данной проблемы распространились и на подписание целого ряда документов, в том числе «Декларация по финансовым мерам противодействия терроризму» 2002 г., «Заявление о контртеррористическом сотрудничестве в области безопасности границ» 2003 г. Более того, были подписаны документы о сотрудничестве в области безопасности и борьбы с терроризмом с Китаем, Индией, Россией и США,

а по инициативе Индонезии, Малайзии и Филиппин в г. Куала-Лумпуре (Малайзия) был создан Региональный антитеррористический центр. В 2005 г. принято Заявление АРФ по вопросам обмена разведывательной информацией, а также усиления защиты документов, удостоверяющих личность, с целью повышения эффективности антитеррористической деятельности спецслужб.

На шестом Сяншаньском форуме по безопасности стран АТР замминистра обороны России А. Антонов заявил: «Мы выступаем за создание в АТР надежной, транспарентной и открытой системы безопасности. Предлагаем строить ее на внеблоковых началах, с опорой на верховенство международного права, принципы неделимости безопасности, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой. Особая роль в архитектуре безопасности в АТР могла бы принадлежать механизму Совещаний министров обороны стран АСЕАН («СМОА-плюс») и диалоговых партнеров» [2]. Также на Совещании министров обороны государств-членов ШОС в июне 2015 г. в Санкт-Петербурге принято решение о проработке российской инициативы о создании института национальных военных советников при ШОС.

В рамках развития сотрудничества в области безопасности в АТР в

2015 г. успешно прошли российско-китайские учения «Морское взаимо-действие-2015». В 2016 г. в Южно-Китайском море планируется провести учения по морской безопасности в рамках организации Совещаний министров обороны стран АСЕАН («СМОА-плюс») при участии ВМФ России. В

2016 г. также планируется завершение подготовки соглашений в области глобальной безопасности России с Малайзией, Сингапуром, Брунеем, Индонезией, Мьянмой, Республикой Корея, Таиландом и Филиппинами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Количество терактов в мире за год уменьшилось на 6%, утверждают американские власти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newsru.com/world/06aug2010/terract.html.

2. Клименко, Л. Ф. Проблемы безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и их обеспечение в XXI веке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://backup.flot.com/publications/books/shelf/ safetyZ6.htm.

3. Пластун, В. Н. Интеграции в Центральной Азии и влияние внешних сил // Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии: сравнительный анализ, возможности и перспективы : материалы междунар. конф., Худжанд, 26-28 июня 2007 г. - Бишкек : Издательский дом «РппШоше», 2007. - С. 58-69.

4. Барковский, А. И. Ислам и перемены в теоретическом обосновании стратегии модернизации арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки // Духовные традиции народов. - 2012. - № 2. - С. 108-117.

5. Террористическая организация «Исламское государство» [Электронный ресурс] // ТАСС - Информационное агентство России. - 2014. -17 ноября. - Режим доступа: http://itar-tass.com/info/1264570.

6. Beware the Siren Song of ISIS [Электронный ресурс] // The National Interest. 13.11.2014. - Режим доступа: http://nationalinterest.org/feature/ be-ware-the-siren-song-isis-11665?page=show.

7. «Исламское государство» угрожает Азии с двух сторон [Электронный ресурс] // Коммерсант.ги. - 2014. - 3 октября. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2580719.

8. Большевики агрессивного ислама [Электронный ресурс] // Известия. - 2014. - 11 сентября. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/576577.

9. The Islamic State Comes to Indonesia [Электронный ресурс] // FP-Foreign Policy. 17.09.2014. - Режим доступа: http://www.foreignpolicy.com /articles/2014/09/17/the_islamic_state_indonesia_jihad_recruiting_radicalism.

10. У «Аль-Каиды» и ИГИЛ появились вопросы к Китаю. Пахнет Джихадом [Электронный ресурс] // Medialeaks. - 2014. - 22 октября. - Режим доступа: http://medialeaks.ru/news/china_enemy/.

11. Холодкова, Н. В. «Исламское государство» как угроза безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе [Электронный ресурс] // Угроза безопасности в АТР: пути и перспективы решения : материалы междунар. науч.-практ. конф., 11-12 декабря 2014 г. - Владивосток, 2014. - С. 84. -Режим доступа: http://www.dvfu.ru/ web/otdel-organizacii-naucno-issledovatelskoj-raboty-studentov/publikacii-oonirs.

12. Key attacks in Indonesia, history of Jemaah Islamiyah // Asiaone news. 17.02.2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.asiaone.com/ News/Latest+News/Asia/Story/A1Story20090717-155372.html.

13. Колотилина, А. А. Религиозный экстремизм : анализ деятельности исламской радикальной ассоциации «Джемаа исламия» в странах АТР [Электронный ресурс] // Угроза безопасности в АТР: пути и перспективы решения : материалы междунар. науч.-практ. конф., 11-12 декабря 2014 г. -Владивосток, 2014. - С. 26-27. - Режим доступа: http://www.dvfu.ru/web/ otdel-organizacii-naucno-issledovatelskoj-raboty-studentov/publikacii-oonirs.

14. Гусев, М. Н. Джемаа Исламия - собрат Аль-Каиды в Юго-Восточной Азии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iimes.ru/rus/stat/2003/03-11-03.htm.

15. Declaration on Combating Terrorism (7906/04) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cmsUplo ad/DECL-25.3.pdf.

16. EU Counter-Terrorism Strategy (144469/3/05 REV 4) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://register.consilium.europa.eu/doc/srv?l= EN&f=ST%205771%202006%20REV%201.

17. Report on EU Action Plan on combating terrorism (9.11.2011) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://register.consilium.europa.eu /doc/srv?l=EN&f=ST%2017594%202011%20REV%201.

REFERENCES

1. The number of terrorist attacks in the world decreased by 6%, according to U.S. authorities. Available at: http://www.newsru.com/world/06aug2010/ terract.html (accessed 2 December 2015). (In Russian).

2. Klimenko L.F. Problems of security and stability in the Asia-Pacific region and their security in the twenty-first century. Available at: http://backup.flot.com/publications/books/shelf/safety/6.htm (accessed 2 December 2015). (In Russian).

3. Plastun V.N. Integration in Central Asia and the influence of external forces. Proekty sotrudnichestva i integratsii dlya Tsentral'noi Azii: sravnitel'nyi analiz, vozmozhnosti i perspektivy: materialy mezhdunar. konf., Khudzhand, 2628 iyunya 2007 g. [The Projects of cooperation and integration for Central Asia: comparative analysis, possibilities and prospects: materials of the Intern. Conf. Khujand, June 26-28, 2007]. Bishkek: Publishing house «Printhouse», 2007, pp. 58-69. (In Russian).

4. Barkovskii A.I. Islam and change in the theoretical justification of the strategy of modernization of the Arab countries of the Middle East and North Africa. Dukhovnye traditsii narodov, 2012, no. 2, pp. 108-117. (In Russian).

5. Terrorist organization «Islamic state». TASS-Informatsionnoe agentstvo Rossii. Noveber 17, 2014. Available at: http://itar-tass.com/info/1264570 (accessed 2 December 2015). (In Russian).

6. Beware the Siren Song of ISIS. The National Interest. November 13, 2014. Available at: http://nationalinterest.org/feature/beware-the-siren-song-isis-11665?page=show (accessed 2 December 2015).

7. «Islamic state» threatens Asia's two sides. Kommersant.ru. October 3, 2014. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2580719 (accessed 2 December 2015). (In Russian).

8. The Bolsheviks of aggressive Islam. Izvestiya. September 11, 2014. Available at: http://izvestia.ru/news/576577 (accessed 2 December 2015). (In Russian).

9. The Islamic State Comes to Indonesia. FP-Foreign Policy. September 17, 2014. Available at: http://www.foreignpolicy.com/ articles/2014/09/17/the_isla mic_state_indonesia_jihad_recruiting_radicalism (accessed 2 December 2015).

10. The al-Qaida and ISIL have questions to China. Smells Like Jihad. Medialeaks. October 22, 2014. Available at: http://medialeaks.ru/news/china_ enemy/ (accessed 2 December 2015). (In Russian).

11. Kholodkova N.V. «Islamic state» as a threat to security in the Asia-Pacific region. Ugroza bezopasnosti v ATR: puti i perspektivy resheniya: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 11-12 dekabrya 2014 g. [The Threat to security in the Asia Pacific region: ways and prospects for settlement: proceedings of the international. scientific.-practical. Conf. 11-12 December 2014]. Vladivostok, 2014, p. 84. Available at: http://www.dvfu.ru/web/otdel-organiza cii-naucno-issledovatelskoj-raboty-studentov/publikacii-oonirs (accessed 2 December 2015). (In Russian).

12. Key attacks in Indonesia, history of Jemaah Islamiyah. Asiaone news. Febrary 17, 2009. Available at: http://news.asiaone.com/News/Latest+ News/Asia/Story/A1Story20090717-155372.html (accessed 2 December 2015).

13. Kolotilina A.A. Religious extremism: analysis of the activities of radical Islamic Association «Gemaa Islam» in Asia Pacific. Ugroza bezopasnosti v ATR: puti I perspektivi reshenia: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 11-12 dekabrya 2014 g. [The Threat to security in the Asia Pacific region: ways and prospects for settlement: proceedings of the international. scientific.-practical. Conf. 11-12 December 2014]. Vladivostok, 2014, pp. 26-27. Available at: http://www.dvfu.ru/web/otdel-organizacii-naucno-issledovatelskoj-raboty-studentov/publikacii-oonirs (accessed 2 December 2015). (In Russian).

14. Gusev M.N. Jemaah Islamiyah - a fellow al-Qaeda in Southeast Asia. Available at: http://www.iimes.ru/rus/stat/2003/03-11-03.htm (accessed 2 December 2015). (In Russian).

15. Declaration on Combating Terrorism (7906/04). Available at: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cmsUpload/DECL-25.3.pdf (accessed 2 December 2015).

16. EU Counter-Terrorism Strategy (144469/3/05 REV 4). Available at: http://register.consilium.europa.eu/doc/srv?l=EN&f=ST%205771%202006%20R EV%201 (accessed 2 December 2015).

17. Report on EU Action Plan on combating terrorism (9 December 2011). Available at: http://register.consilium.europa.eu/doc/srv?l=EN&f= ST%2017594%202011%20REV%201 (accessed 2 December 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.