БОНДАРЕНКО Марина Сергеевна,
студентка кафедры международных отношений Восточного института - Школы региональных и международных исследований, Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток). Электронная почта: [email protected]
ЗОЛОТУХИН Иван Николаевич,
канд. полит. наук, доцент кафедры международных отношений Восточного института - Школы региональных и международных исследований, Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток). Электронная почта: [email protected]
УДК 327
Угроза формирования панисламского государства в Юго-Восточной Азии
Угроза, панисламское государство, салафитский халифат, Юго-
Восточная Азия, террористические организации, радикальные
группировки, экстремизм, ИГ
Предметом внимания является угроза создания салафитского халифата в Юго-Восточной Азии (ЮВА), исходящая от радикально настроенных исламистских группировок. Анализируются причины возникновения и развития идеологии панисламизма в регионе и влияние террористической организации «Исламское государство» на её продвижение в условиях мультикультурной среды. Рассматриваются инструменты борьбы стран ЮВА с экстремизмом, а также выделяются негативные последствия успешного формирования панисламистского государства для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. В работе обозначена необходимость укрепления стратегического взаимодействия между странами ЮВА по вопросам предотвращения угроз терроризма и экстремизма, в том числе с использованием невоенных механизмов.
Проблема исламизма в современном мире становится серьёзным вызовом международной безопасности, обретая всё более глобальный характер. Её актуальность во многом обуславливается усилившимися в последние годы экстремистскими устремлениями радикальных группировок, широко использующих религиозный фактор в качестве концептуальной основы своих действий. Юго-Восточная Азия в этом отношении оказалась тем регионом, где средоточие многочисленных террористических и сепаратистских организаций обеспечивается благоприятной для их вызревания и распространения социально-религиозной средой, а также, в большинстве своём, дискриминационной политикой местных властей в отношении мусульманских меньшинств. В связи с этим уже не одно десятилетие радикальные структуры, находящиеся на территории стран ЮВА, вынашивают план по созданию панисламского государства на территориях Малайзии, Индонезии, о-ва Минданао, Архипелага Сулу, акватории Южно-
Китайского моря и п-ова Малакка, подкрепляя свои планы конкретными действиями.
В настоящее время ислам является второй по численности исповедующих религией мира (около 23% населения планеты), и более половины всех мусульман проживает в странах Юго-Восточной Азии (около 53%). Этот факт свидетельствует о том, что ЮВА является не только регионом, благоприятным для адептов ислама, но и вероятным местом для возникновения и распространения радикальных исламистских объединений со схожими целями и методами. Подобные объединения стали появляться на территориях стран ЮВА уже во время антиколониальных национально-освободительных войн. В этот период возникшие военизированные исламистские группировки силовыми средствами стремились прекратить ущемления прав мусульманских меньшинств. Тогда появилось такое понятие, как «антиколониальный джихад» [1]. В течение долгих лет бесплодной борьбы в рядах отдельных группировок рождалась идея создания на базе нескольких стран ЮВА салафитского халифата.
На сегодняшний день в регионе действуют по меньшей мере 8 крупнейших террористических организаций, наиболее известные из которых Джемаа Исламия, Джемаа Аншарут Таухид и Абу Сайяф [3]. Их деятельность прямо направлена на реализацию идеи формирования панисламского государства в ЮВА. В основном данные группировки активно действуют в Индонезии, Малайзии, на Филиппинах и в Таиланде, проводя повсеместные террористические акты, влекущие за собой жертвы среди мирных жителей или туристов. Нередко объектами «охоты» становятся представители властных структур и ведомств внутренних дел. Однако наряду с использованием традиционных методов борьбы данные группировки активно пропагандируют радикальные исламистские ценности среди мусульманской молодёжи, более подверженной их воздействию. Они занимаются созданием специальных тренировочных лагерей, где новобранцы подвергаются мощной физической и идеологической подготовке; основывают пе-сантрены (религиозные школы), которые посещает и молодёжь, и более зрелое мусульманское население, где происходит индоктринация и вербовка потенциальных членов организаций [1]. И хотя большинство мусульман ЮВА (особенно проживающих в Индонезии) не разделяют устремлений и методов боевиков, придерживаясь умеренных позиций, расширение подобным образом опоры в социальной среде всё же имеет внушительный результат.
Помимо многочисленных террористических актов, повторяющихся из года в год, в некоторых странах ЮВА уже несколько десятилетий не стихает борьба центральных правительств с сепаратистскими организациями, представляющими интересы мусульманских меньшинств. К таковым относятся «Исламский освободительный фронт Моро» на Филиппинах, «Национальный революционный фронт» в Таиланде, «Национальный альянс рохинджа» в Мьянме. Все эти фронты и альянсы не что иное, как сепаратистские группировки, стремящиеся получить независимость от центральных властей путём бесконечных вооружённых столкновений с правительственными войсками. В ходе нескончаемых вооружённых столкновений в регионе уже погибло несколько сотен тысяч человек, но, к сожалению, разрешение данных проблем постоянно откладывается на неопределённый
срок. Все эти конфликты имеют давние исторические предпосылки, но их возникновению способствовала колониальная политика европейских держав.
В постколониальный период на фоне начавшегося в ЮВА процесса нациестроительства «мусульманский вопрос» в немусульманских странах был не решён, а лишь отложен, а впоследствии усугублён дискриминационной политикой местных властей в отношении населения, исповедующего ислам. На внутриполитическом уровне в странах ЮВА, где мусульмане составляют меньшинство, происходит ограничение их представительства в органах государственного и местного управления, обделение землёй. Подобные этноконфессиональные конфликты становятся отличным катализатором и благоприятной почвой для активизации деятельности радикалов и экстремистов, оправдывающих свои действия фактом ущемления прав мусульман. В силу этих причин концепт создания своего собственного государства, основанного на исламских принципах, имеет широкую поддержку среди этнических групп ЮВА, исповедующих мусульманство. Влияние таких многочисленных ущемлённых этнических групп и сепаратистских организаций на формирование панисламского государства прослеживается в имеющих место связях с террористами ЮВА, которые повсеместно продвигают эту идею. Более того, ИФОМ (Исламский фронт освобождения моро) неоднократно контактировал с боевиками «Исламского государства», которое рассматривает Филиппины в качестве главного кандидата на роль филиала ИГ в ЮВА [7].
Само создание такой крупной террористической организации, как «Исламское государство» на Ближнем Востоке послужило инспирирующим фактором, способным оказать значительное влияние и дать толчок к возобновлению борьбы за создание халифата в ЮВА. Для радикалов региона, присягнувших на верность ИГ, эта организация стала реальным примером того, что идея формирования панисламского государства в ЮВА вполне осуществима. Став ключевыми базами рекрутирования сторонников ИГ, страны ЮВА уже стали поставщиками около 800 боевиков [6], отправившихся на службу ИГ в лагеря Ирака и Сирии. ИГ поспособствовала оживлению террористических сетей в Юго-Восточной Азии. Подтверждением тому стала активизация террористов в Индонезии в январе нынешнего года, когда после серии взрывов погибло по меньшей мере семь человек [5]. Несмотря на факт немногочисленности жертв этого теракта, властям Индонезии и остальных стран ЮВА был дан сигнал о том, что радикалы ещё не утратили веру в создание халифата в ЮВА. К тому же, Индонезия для ИГ является запасным претендентом на пост так называемого «distant caliphate» - удалённого халифата [7]. Проще говоря, ИГ видит в ЮВА своего потенциального сателлита [7], существующего на основе исламистской идеологии, что оказывает значительнейшее влияние на экстремистов региона.
На сегодняшний день Юго-Восточная Азия, пожалуй, второй регион в мире по уровню активности исламистских радикалов и экстремистов, в связи с чем борьба с ними в странах ЮВА в целях недопущения развития сценария возникновения у исламистов своего собственного салафитского государства стала важной задачей в повестке региональной безопасности. Так, на национальном уровне полицией постоянно задерживаются лица, подозревающиеся в связях с
экстремистскими группировками. Местные оборонные министерства и МВД разрабатывают специальные стратегии по предотвращению угроз террористических актов. Правительства Филиппин и Таиланда в последнее время всё чаще обращаются к переговорам как к более мягкому средству решения проблем сепаратистских настроений, однако власти Филиппин не прекращают использование силовых методов в тех случаях, когда сепаратисты или террористы не идут на контакт [3]. Правительство Индонезии помимо мер, направленных на перехват боевиков, направляющихся на службу ИГ, предпринимает конкретные действия по пропаганде чистого ислама в школах и мечетях. Производится нечто вроде дерадикализации общества. Малазийское правительство нередко выступало посредником в решении проблемы юга Филиппин [4]. Однако правительство Мьянмы, например, напротив, не стремится наладить контакт с лидерами «Национального альянса рохинджа», что неизменно приводит к восстаниям и потокам беженцев [2].
При обсуждении объединения государств в борьбе с терроризмом, конечно же имеются в виду меры, принимаемые на встречах и саммитах АСЕАН. В 2011 г. на седьмом саммите АСЕАН была принята совместная Декларация АСЕАН по борьбе с терроризмом, предусматривающая сотрудничество стран ЮВА в деле противостояния терроризму и сепаратизму. Региональный форум АСЕАН, объединивший 26 государств и Евросоюз, также является важным элементом обеспечения региональной безопасности в ЮВА.
Таким образом, угроза формирования панисламского государства в ЮВА кроется как в масштабной радикализации ислама и рекрутировании сторонников экстремистскими группировками, так и в многообразных требованиях сепаратистских движений, возникающих на фоне ущемления прав мусульман, составляющих меньшинство в некоторых странах. Вероятность создания такого государства может повлечь за собой возникновение ещё более ожесточённых эт-ноконфессиональных конфликтов. Глубоко верующие мусульмане, не поддерживающие сегодня панисламских призывов, представители христианства и буддизма бесспорно станут объектами гонений (подобное мы наблюдаем сегодня в действиях ИГ). Появление такого халифата принесёт с собой угрозу безопасности всему Азиатско-Тихоокеанскому региону, который не испытывает недостатка в конфликтах и нестабильности.
Несмотря на различные в той или иной степени успешные меры, принимаемые странами ЮВА, многие радикальные группировки продолжают свою деятельность и пока ещё не утратили надежды создания панисламского государства. Распространение идей формирования такого государства может привести к ещё большей дестабилизации и без того напряжённой ситуации в различных странах региона и мира в целом. Опыт ИГ в формировании исламского халифата, пусть и неудачный, показал, что радикалистские течения обладают сегодня многочисленными возможностями в мусульманских регионах мира. Хотя планы исламистов по созданию такого рода государства пока ещё не разработаны в полной мере, а его реализация представляется слишком дорогостоящим проектом, не стоит забывать о мобилизационном потенциале исламистских радикалов и их умении влиять на умы и сердца представителей мусульманской уммы. Пока данная про-
блема не является глобальной угрозой существующему миропорядку, поэтому её проще предотвратить менее болезненными способами.
Литература
1. Ефимова Л. М. Исламский экстремизм в Индонезии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Выпуск XVII. - М.: Институт востоковедения, 2011. - C. 90-105.
2. Золотухин И. Н. Проблема рохинджа в региональном измерении // Общество и этнополитика: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Новосибирск, 24-26 сентября 2015 г.: в 3 ч. - С. 231-235
3. Исламский экстремизм в Юго-Восточной Азии. Краткий обзор основных экстремистских организаций и их лидеров в странах АСЕАН // Российский совет по международным делам [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/extremism-asean [Дата обраще-ния:18.01.2016].
4. Урляпов В. Ф. Малайзия и проблема юга Филиппин // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Выпуск XIV. - М.: Институт Востоковедения, 2010. - C. 166-189.
5. Серия взрывов в Джакарте // РИА-новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/trend/jakarta_blasts_16012016/ [Дата обращения: 18.01.2016].
6. Beyond Bombings: The Islamic State in Southeast Asia // The Diplomat [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat.com/2016/01/ beyond-the-bombings-assessing-the-islamic-state-threat-in-southeast-asia/ [Дата обращения: 23.01.2016].
7. Islamic State Eyes Asia Base in 2016 in Philippines, Indonesia: Expert // The Diplomat [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat. com/2016/01/islamic-state-eyes-asia-base-in-2016-in-philippines-indonesia-expert/ [Дата обращения: 23.01.2016].