Научная статья на тему 'Угроза формирования панисламского государства в Юго-Восточной Азии'

Угроза формирования панисламского государства в Юго-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
494
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГРОЗА / ПАНИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО / САЛАФИТСКИЙ ХАЛИФАТ / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РАДИКАЛЬНЫЕ ГРУППИРОВКИ / ЭКСТРЕМИЗМ / ИГ / THREAT / PAN-ISLAMIC STATE / SALAFI CALIPHATE / SOUTHEAST ASIA / TERRORIST ORGANIZATIONS / RADICAL GROUPS / EXTREMISM / ISLAMIC STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бондаренко Марина Сергеевна, Золотухин Иван Николаевич

Предметом внимания является угроза создания салафитского халифата в Юго-Восточной Азии (ЮВА), исходящая от радикально настроенных исламистских группировок. Анализируются причины возникновения и развития идеологии панисламизма в регионе и влияние террористической организации «Исламское государство» на её продвижение в условиях мультикультурной среды. Рассматриваются инструменты борьбы стран ЮВА с экстремизмом, а также выделяются негативные последствия успешного формирования панисламистского государства для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. В работе обозначена необходимость укрепления стратегического взаимодействия между странами ЮВА по вопросам предотвращения угроз терроризма и экстремизма, в том числе с использованием невоенных механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The threat of the formation of pan-Islamic state in Southeast Asia

Forming regional order in Southeast Asia, based on cooperation and evolving integrational structures is challenged by the activity of extremist political groups that impacted on domestic issues of regional states as well as the architecture of international security. The article reviews the threat of the Salafi caliphate creation in Southeast Asia where radical Islamist groups extend their influence at the grassroots. In the article, the main reasons for the genesis and development of pan-Islamic ideology in the region and the impact of «Islamic State» on its expansion in the conditions of multicultural environment are analyzed. The tools the Southeast Asian countries apply to counteract extremism as well as the main negative consequences of the panIslamic state emergence for Asia-Pacific region are examined. The results highlight the significance to invigorate the strategic cooperation amongst the Southeast Asian countries on the prevention of terrorist and extremist threats including the use of non-military mechanisms.

Текст научной работы на тему «Угроза формирования панисламского государства в Юго-Восточной Азии»

БОНДАРЕНКО Марина Сергеевна,

студентка кафедры международных отношений Восточного института - Школы региональных и международных исследований, Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток). Электронная почта: [email protected]

ЗОЛОТУХИН Иван Николаевич,

канд. полит. наук, доцент кафедры международных отношений Восточного института - Школы региональных и международных исследований, Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток). Электронная почта: [email protected]

УДК 327

Угроза формирования панисламского государства в Юго-Восточной Азии

Угроза, панисламское государство, салафитский халифат, Юго-

Восточная Азия, террористические организации, радикальные

группировки, экстремизм, ИГ

Предметом внимания является угроза создания салафитского халифата в Юго-Восточной Азии (ЮВА), исходящая от радикально настроенных исламистских группировок. Анализируются причины возникновения и развития идеологии панисламизма в регионе и влияние террористической организации «Исламское государство» на её продвижение в условиях мультикультурной среды. Рассматриваются инструменты борьбы стран ЮВА с экстремизмом, а также выделяются негативные последствия успешного формирования панисламистского государства для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. В работе обозначена необходимость укрепления стратегического взаимодействия между странами ЮВА по вопросам предотвращения угроз терроризма и экстремизма, в том числе с использованием невоенных механизмов.

Проблема исламизма в современном мире становится серьёзным вызовом международной безопасности, обретая всё более глобальный характер. Её актуальность во многом обуславливается усилившимися в последние годы экстремистскими устремлениями радикальных группировок, широко использующих религиозный фактор в качестве концептуальной основы своих действий. Юго-Восточная Азия в этом отношении оказалась тем регионом, где средоточие многочисленных террористических и сепаратистских организаций обеспечивается благоприятной для их вызревания и распространения социально-религиозной средой, а также, в большинстве своём, дискриминационной политикой местных властей в отношении мусульманских меньшинств. В связи с этим уже не одно десятилетие радикальные структуры, находящиеся на территории стран ЮВА, вынашивают план по созданию панисламского государства на территориях Малайзии, Индонезии, о-ва Минданао, Архипелага Сулу, акватории Южно-

Китайского моря и п-ова Малакка, подкрепляя свои планы конкретными действиями.

В настоящее время ислам является второй по численности исповедующих религией мира (около 23% населения планеты), и более половины всех мусульман проживает в странах Юго-Восточной Азии (около 53%). Этот факт свидетельствует о том, что ЮВА является не только регионом, благоприятным для адептов ислама, но и вероятным местом для возникновения и распространения радикальных исламистских объединений со схожими целями и методами. Подобные объединения стали появляться на территориях стран ЮВА уже во время антиколониальных национально-освободительных войн. В этот период возникшие военизированные исламистские группировки силовыми средствами стремились прекратить ущемления прав мусульманских меньшинств. Тогда появилось такое понятие, как «антиколониальный джихад» [1]. В течение долгих лет бесплодной борьбы в рядах отдельных группировок рождалась идея создания на базе нескольких стран ЮВА салафитского халифата.

На сегодняшний день в регионе действуют по меньшей мере 8 крупнейших террористических организаций, наиболее известные из которых Джемаа Исламия, Джемаа Аншарут Таухид и Абу Сайяф [3]. Их деятельность прямо направлена на реализацию идеи формирования панисламского государства в ЮВА. В основном данные группировки активно действуют в Индонезии, Малайзии, на Филиппинах и в Таиланде, проводя повсеместные террористические акты, влекущие за собой жертвы среди мирных жителей или туристов. Нередко объектами «охоты» становятся представители властных структур и ведомств внутренних дел. Однако наряду с использованием традиционных методов борьбы данные группировки активно пропагандируют радикальные исламистские ценности среди мусульманской молодёжи, более подверженной их воздействию. Они занимаются созданием специальных тренировочных лагерей, где новобранцы подвергаются мощной физической и идеологической подготовке; основывают пе-сантрены (религиозные школы), которые посещает и молодёжь, и более зрелое мусульманское население, где происходит индоктринация и вербовка потенциальных членов организаций [1]. И хотя большинство мусульман ЮВА (особенно проживающих в Индонезии) не разделяют устремлений и методов боевиков, придерживаясь умеренных позиций, расширение подобным образом опоры в социальной среде всё же имеет внушительный результат.

Помимо многочисленных террористических актов, повторяющихся из года в год, в некоторых странах ЮВА уже несколько десятилетий не стихает борьба центральных правительств с сепаратистскими организациями, представляющими интересы мусульманских меньшинств. К таковым относятся «Исламский освободительный фронт Моро» на Филиппинах, «Национальный революционный фронт» в Таиланде, «Национальный альянс рохинджа» в Мьянме. Все эти фронты и альянсы не что иное, как сепаратистские группировки, стремящиеся получить независимость от центральных властей путём бесконечных вооружённых столкновений с правительственными войсками. В ходе нескончаемых вооружённых столкновений в регионе уже погибло несколько сотен тысяч человек, но, к сожалению, разрешение данных проблем постоянно откладывается на неопределённый

срок. Все эти конфликты имеют давние исторические предпосылки, но их возникновению способствовала колониальная политика европейских держав.

В постколониальный период на фоне начавшегося в ЮВА процесса нациестроительства «мусульманский вопрос» в немусульманских странах был не решён, а лишь отложен, а впоследствии усугублён дискриминационной политикой местных властей в отношении населения, исповедующего ислам. На внутриполитическом уровне в странах ЮВА, где мусульмане составляют меньшинство, происходит ограничение их представительства в органах государственного и местного управления, обделение землёй. Подобные этноконфессиональные конфликты становятся отличным катализатором и благоприятной почвой для активизации деятельности радикалов и экстремистов, оправдывающих свои действия фактом ущемления прав мусульман. В силу этих причин концепт создания своего собственного государства, основанного на исламских принципах, имеет широкую поддержку среди этнических групп ЮВА, исповедующих мусульманство. Влияние таких многочисленных ущемлённых этнических групп и сепаратистских организаций на формирование панисламского государства прослеживается в имеющих место связях с террористами ЮВА, которые повсеместно продвигают эту идею. Более того, ИФОМ (Исламский фронт освобождения моро) неоднократно контактировал с боевиками «Исламского государства», которое рассматривает Филиппины в качестве главного кандидата на роль филиала ИГ в ЮВА [7].

Само создание такой крупной террористической организации, как «Исламское государство» на Ближнем Востоке послужило инспирирующим фактором, способным оказать значительное влияние и дать толчок к возобновлению борьбы за создание халифата в ЮВА. Для радикалов региона, присягнувших на верность ИГ, эта организация стала реальным примером того, что идея формирования панисламского государства в ЮВА вполне осуществима. Став ключевыми базами рекрутирования сторонников ИГ, страны ЮВА уже стали поставщиками около 800 боевиков [6], отправившихся на службу ИГ в лагеря Ирака и Сирии. ИГ поспособствовала оживлению террористических сетей в Юго-Восточной Азии. Подтверждением тому стала активизация террористов в Индонезии в январе нынешнего года, когда после серии взрывов погибло по меньшей мере семь человек [5]. Несмотря на факт немногочисленности жертв этого теракта, властям Индонезии и остальных стран ЮВА был дан сигнал о том, что радикалы ещё не утратили веру в создание халифата в ЮВА. К тому же, Индонезия для ИГ является запасным претендентом на пост так называемого «distant caliphate» - удалённого халифата [7]. Проще говоря, ИГ видит в ЮВА своего потенциального сателлита [7], существующего на основе исламистской идеологии, что оказывает значительнейшее влияние на экстремистов региона.

На сегодняшний день Юго-Восточная Азия, пожалуй, второй регион в мире по уровню активности исламистских радикалов и экстремистов, в связи с чем борьба с ними в странах ЮВА в целях недопущения развития сценария возникновения у исламистов своего собственного салафитского государства стала важной задачей в повестке региональной безопасности. Так, на национальном уровне полицией постоянно задерживаются лица, подозревающиеся в связях с

экстремистскими группировками. Местные оборонные министерства и МВД разрабатывают специальные стратегии по предотвращению угроз террористических актов. Правительства Филиппин и Таиланда в последнее время всё чаще обращаются к переговорам как к более мягкому средству решения проблем сепаратистских настроений, однако власти Филиппин не прекращают использование силовых методов в тех случаях, когда сепаратисты или террористы не идут на контакт [3]. Правительство Индонезии помимо мер, направленных на перехват боевиков, направляющихся на службу ИГ, предпринимает конкретные действия по пропаганде чистого ислама в школах и мечетях. Производится нечто вроде дерадикализации общества. Малазийское правительство нередко выступало посредником в решении проблемы юга Филиппин [4]. Однако правительство Мьянмы, например, напротив, не стремится наладить контакт с лидерами «Национального альянса рохинджа», что неизменно приводит к восстаниям и потокам беженцев [2].

При обсуждении объединения государств в борьбе с терроризмом, конечно же имеются в виду меры, принимаемые на встречах и саммитах АСЕАН. В 2011 г. на седьмом саммите АСЕАН была принята совместная Декларация АСЕАН по борьбе с терроризмом, предусматривающая сотрудничество стран ЮВА в деле противостояния терроризму и сепаратизму. Региональный форум АСЕАН, объединивший 26 государств и Евросоюз, также является важным элементом обеспечения региональной безопасности в ЮВА.

Таким образом, угроза формирования панисламского государства в ЮВА кроется как в масштабной радикализации ислама и рекрутировании сторонников экстремистскими группировками, так и в многообразных требованиях сепаратистских движений, возникающих на фоне ущемления прав мусульман, составляющих меньшинство в некоторых странах. Вероятность создания такого государства может повлечь за собой возникновение ещё более ожесточённых эт-ноконфессиональных конфликтов. Глубоко верующие мусульмане, не поддерживающие сегодня панисламских призывов, представители христианства и буддизма бесспорно станут объектами гонений (подобное мы наблюдаем сегодня в действиях ИГ). Появление такого халифата принесёт с собой угрозу безопасности всему Азиатско-Тихоокеанскому региону, который не испытывает недостатка в конфликтах и нестабильности.

Несмотря на различные в той или иной степени успешные меры, принимаемые странами ЮВА, многие радикальные группировки продолжают свою деятельность и пока ещё не утратили надежды создания панисламского государства. Распространение идей формирования такого государства может привести к ещё большей дестабилизации и без того напряжённой ситуации в различных странах региона и мира в целом. Опыт ИГ в формировании исламского халифата, пусть и неудачный, показал, что радикалистские течения обладают сегодня многочисленными возможностями в мусульманских регионах мира. Хотя планы исламистов по созданию такого рода государства пока ещё не разработаны в полной мере, а его реализация представляется слишком дорогостоящим проектом, не стоит забывать о мобилизационном потенциале исламистских радикалов и их умении влиять на умы и сердца представителей мусульманской уммы. Пока данная про-

блема не является глобальной угрозой существующему миропорядку, поэтому её проще предотвратить менее болезненными способами.

Литература

1. Ефимова Л. М. Исламский экстремизм в Индонезии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Выпуск XVII. - М.: Институт востоковедения, 2011. - C. 90-105.

2. Золотухин И. Н. Проблема рохинджа в региональном измерении // Общество и этнополитика: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Новосибирск, 24-26 сентября 2015 г.: в 3 ч. - С. 231-235

3. Исламский экстремизм в Юго-Восточной Азии. Краткий обзор основных экстремистских организаций и их лидеров в странах АСЕАН // Российский совет по международным делам [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/extremism-asean [Дата обраще-ния:18.01.2016].

4. Урляпов В. Ф. Малайзия и проблема юга Филиппин // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Выпуск XIV. - М.: Институт Востоковедения, 2010. - C. 166-189.

5. Серия взрывов в Джакарте // РИА-новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/trend/jakarta_blasts_16012016/ [Дата обращения: 18.01.2016].

6. Beyond Bombings: The Islamic State in Southeast Asia // The Diplomat [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat.com/2016/01/ beyond-the-bombings-assessing-the-islamic-state-threat-in-southeast-asia/ [Дата обращения: 23.01.2016].

7. Islamic State Eyes Asia Base in 2016 in Philippines, Indonesia: Expert // The Diplomat [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat. com/2016/01/islamic-state-eyes-asia-base-in-2016-in-philippines-indonesia-expert/ [Дата обращения: 23.01.2016].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.