УДК 323.285(5-12)
DOI dx.doi.org/10.24866/1813-3274/2017-2-3/171-190
Д.В. Лобач1
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия
E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ*
Аннотация. В статье рассматриваются качественные и количественные характеристики террористических угроз в Юго-Восточной Азии. Изучается специфика деятельности наиболее опасных террористических организаций в Таиланде, Индонезии и на Филиппинах, а также анализируется статистика террористической преступности в этих странах. Обосновывается вывод о том, что террористические организации в Юго-Восточной Азии в зависимости от мотивационного фактора преступной деятельности дифференцируются на национально -сепаратистские и исламистские террористические организации. Национально-сепаратистские организации представляют собой такие политические объединения, группировки и движения, которые стремятся к выходу какой-то части страны из состава единого государства с последующим созданием своего государства, либо эти организации выступают за создание национальных автономий без сецессии. Исламистские террористические организации выступают за проведение джихада и создание исламского государства, существующего по религиозным канонам и функционирующего как теократическая система власти. Аргументируется тот факт, что, хотя удельный вес террористической преступности в Юго-Восточной Азии по отношению к мировым показателям в период 2000-2015 гг. составляет 8,5 % (фактически занимает четвёртое место после Ближнего Востока, Африки и Южной Азии), в то же время существуют скрытые террористические угрозы, которые проявляются в распространении радикальных исламистских идей и суще-
1 Лобач Дмитрий Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридической школы Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия.
Для цитирования: Лобач, Д. В. Современные террористические угрозы в Юго-Восточной Азии // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2017. № 2-3. С. 171-190.
* Данная статья подготовлена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых на выполнение научного исследования по теме: «Международный терроризм как угроза всеобщему миру и национальной безопасности: политико-правовые меры противодействия в архитектонике международной безопасности и в национальном законодательстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона», проект МК- 8113.2016.6.
© Лобач Д.В., 2017
ствовании локальных политических конфликтов в таких странах, как Таиланд, Индонезия и Филиппины. В статье также делается предположение о вероятном распространении влияния террористической группировки «Исламское государство» в этом регионе, но при этом эскалации политического насилия по сценарию Сирии и Ирака не происходит, так как региональная безопасность характеризуется устойчивостью политических режимов, стабильностью социальных отношений и отсутствием религиозно-культурных факторов, способствующих интенсивному развитию политического насилия.
Ключевые слова: терроризм, террористические организации, политическое насилие, Юго-Восточная Азия, АСЕАН, джихад, исламский терроризм, экстремизм, Азиатско-Тихоокеанский регион, преступность, террористические угрозы, национальная безопасность.
Dmitriy V. Lobach1
Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia
E-mail: [email protected]
MODERN TERRORIST THREAT IN SOUTHEAST ASIA
Abstract. The article deals with the qualitative and quantitative characteristics of terrorist threats in Southeast Asia. We study the specifics of the most dangerous terrorist organizations in Thailand, Indonesia and the Philippines and analyze the statistics of terrorist crimes in these countries. The authors conclude that terrorist organizations in Southeast Asia are divided into into national-separatist and Islamist terrorist organizations depending on the motivational factor of criminal activity. National-separatist organizations are political associations, groups and movements that seek to withdraw from the single state followed by the creation of a new state, or those organizations that advocate the creation of national autonomy without secession. Islamist terrorist organizations have advocated Jihad and an Islamic state that would exist according to the religious beliefs and function as a theocratic system of government. The fact is reasoned that although the proportion of terrorist crimes in Southeast Asia relative to the global rates in 2000-2015 is only 8.5 % (in fact it occupies the fourth place after the Middle East, Africa and South Asia), there are potential terrorist threats, which are manifested in the spread of radical
1 Lobach Dmitriy Vladimirovich, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, School of Law, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.
For citing: Lobach D. V. Modem terrorist threats in Southeast Asia // ASIA-PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2017. № 2-3. P. 171-190.
Islamist ideas and outbreaks of local political conflicts in the countries such as Thailand, Indonesia and the Philippines. The article also makes an assumption about the possible spread of influence of the terrorist group "Islamic state" in the region, but the escalation of political violence like in Syria and Iraq is unlikely since the regional security is characterized by the stability of political regimes, stability of social relations and lack of religious and cultural factors contributing to the intensive development of political violence.
Key words: terrorism, terrorist organizations, political violence, Sou^ast Asia, ASEAN, Jihad, Islamic terrorism, extremism, Asia and the Pacific, crime, terrorist threats, national security.
Глобализация современных международных отношений, проявляемая в унификации и интеграции социальных связей в политической, экономической, культурно-религиозной и информационной сферах общества предопределяет новую модель мироустройства, которая основывается на ослаблении государственного протекционизма в межгосударственных отношениях, либерализации экономики, всеобщем гарантировании прав и основных свобод человека и гражданина, а также свободном перемещении товаров, услуг, информации и финансовых инструментов. Вместе с тем современные процессы глобализации, несмотря на положительные тенденции межкультурного и многополярного взаимодействия, детерминируют возникновение новых объективных угроз, посягающих на суверенитет, территориальную целостность и политическую независимость отдельных государств, а также на мир и безопасность всего человечества. В этом аспекте особо остро стоит проблема борьбы с террористическими угрозами в Юго-Восточной Азии, которые актуализируются в начале XXI века.
Прежде чем рассматривать состояние и динамику терроризма в Юго-Восточной Азии, необходимо в первую очередь сформулировать точное и адекватное понимание террористической угрозы. Изучение специальной литературы по данной теме [22], аналитических отчётов [5; 17; 18], а также исследование современной системы международного права в сфере борьбы с терроризмом позволяет сформулировать следующее определение террористической угрозы. Террористическая угроза - это совокупность условий и факторов, создающих опасность преднамеренного и противоправного нанесения ущерба государственным, муниципальным, международным или частным организациям (публичные органы власти, учреждения, предприятия), объектам транспортной, социальной, инженерной и энергетической инфраструктуры, а равно влекущие преступные посягательства на представителей власти и простых граждан, которые совершаются в целях противоправного воздействия на официальную власть. В контексте предложенного определения тер-
173
рористические угрозы могут выражаться в двух аспектах: 1) как существование террористических организаций в определённой стране или на международном уровне; 2) как устойчивая криминальная деятельность террористических организаций. В свою очередь, существование террористических организаций предполагает присутствие идеологической базы, оправдывающей и призывающей к терроризму, а также взаимодействие с политическими, религиозно-культурными и криминальными структурами в той мере, в которой это необходимо для вербования новых членов преступных организаций. В своей совокупности данные факторы определяют качественную сторону террористических угроз. Что касается криминальной деятельности, осуществляемой террористическими организациями, то она представлена всей совокупностью террористических актов, совершенных на определенной территории и в конкретный период времени. Статистические данные относительно всей совокупности террористических актов характеризуют количественную сторону террористических угроз в стране или регионе.
На сегодняшний день предельная концентрация террористических угроз наблюдается в странах Ближнего Востока (Сирия, Ирак, Пакистан, Афганистан) и Африки (Ливия, Нигерия, Сомали, Египет). Вместе с тем, учитывая транснациональный характер терроризма и стремление террористических организаций к распространению своей деятельности и влияния на другие государства, следует признать очевидным тот факт, что происходит конвергенция криминальных политических сообществ по направлению создания сетевого террористического интернационала.
В современных условиях активизации террористических организаций в Азиатско-Тихоокеанском регионе особое внимание обращают на себя некоторые страны Юго-Восточной Азия, в которых исторически наблюдается политическая нестабильность и культурно-религиозное противостояние в системе социальных отношений.
В Юго-Восточной Азии большая часть террористической деятельности и политического насилия сосредоточена в таких странах, как Филиппины, Таиланд и Индонезия.
1. Террористические угрозы на Филиппинах
В соответствии с Глобальным индексом терроризма, Филиппины занимают 12-е место из 163 стран мира, рассматриваемых в контексте существования актуальных террористических угроз. Всего за последние 15 лет в стране было совершено 3 588 террористических актов. При этом только за период 2012-2014 гг. было совершено 1 495 террористических актов, что составляет 41,6 % от всех террористических атак за весь рассматриваемый период. В результате террористических акций были убиты 2 180 человек, 4 209 человек получили ранения разной степени тяжести и 3 530 объектов различных видов собственности были повреждены или уничтожены [9].
Среди главных террористических организаций, действующих на Филиппинах, следует назвать такие группировки, как Абу Сайяф (Abu Sayyaf) и Новая народная армия (New people's army или Bagong Hukbong Bayan).
Абу Сайяф является джихадистской религиозно-политической организацией, признанной многими странами в качестве международной террористической группы. Она занесена ООН в список террористических организаций мира и запрещена в Австралии, Канаде, Объединенных Арабских Эмиратах, Великобритании и США. Группировка действует преимущественно на юге Филиппин, на острове Минданао и на архипелаге Холо, где проживает мусульманское меньшинство - народ моро. Целью группировки является создание независимого исламского государства через использование методов террора и запугивания.
Группировка Абу Сайяф является малочисленной. Общая её численность составляет от 200 до 400 активных членов. Между тем благодаря сплоченности её членов, основанной на семейно-родственных и дружественных связях, группировка существует довольно продолжительное время и активно противостоит органам государственной безопасности Филиппин [3].
Террористическая деятельность, осуществляемая этой группировкой, выражается в похищении людей с целью выкупа или воздействия на органы власти, совершении взрывов, поджогов и нападений из засад. Боевики группировки также не брезгуют совершением политических и заказных убийств, публичных казней, активно участвуют в вымогательствах, незаконном обороте наркотиков и преступлениях сексуального характера. В этом плане террористическая деятельность группировки Абу Сайяф, осуществляемая в условиях политической борьбы с официальной властью, сопровождается общеуголовными преступлениями корыстной направленности. Считается, что рост интереса к криминальному бизнесу со стороны Абу Сайяф, помимо извлечения личной материальной выгоды для боевиков, объясняется прекращением получения финансирования от международных террористических организаций, которые спонсировали её ещё со времен основания этой группировки, а в дальнейшем - и её деятельность [1]. Речь, в первую очередь, идёт о террористической организации Аль -Каида, которая на протяжении длительного времени оказывала финансовую поддержку Абу Сайяф. Вместе с тем ослабление позиций Аль-Каиды и усиление борьбы с финансированием терроризма привело к поиску новых источников экономического обеспечения преступной деятельности. Поэтому новым альтернативным источником финансирования группировки стало похищение детей с целью выкупа. По некоторым данным, более 90% денежных средств группировка получает за счёт киднеп-пинга и вымогательства [13, p. 324-325].
Большинство террористических актов осуществляются через совершение вооруженных нападений (1 391 случай), взрывов и поджогов (1 240 случаев), полити-
175
ческих убийств (399 случаев), уничтожение объектов инфраструктуры (359 случаев) и взятие в заложники (323 случая). В террористической деятельности боевики Абу Сайяф активно используют самодельные взрывчатые устройства, минометы и автоматическое оружие.
Террористические акты в большинстве случаев совершаются против правительственных учреждений, военных и полиции (всего 1891 атака). Террористическим нападениям также подвержены религиозные объекты, образовательные учреждения, средства массовой информации и их представители, а также коммерческие организации (в общей сложности более 700 атак). В наименьшей степени подвержены террористическим угрозам воздушные и надводные транспортные средства (19 атак), туристы (12 атак), неправительственные организации (18 атак).
С 2014 г. группировка Абу Сайяф присягнула на верность террористической организации «Исламское государство». С этого же времени стала систематически осуществлять похищения людей с целью выкупа во имя Исламского государства. Таким образом, группировка интегрируется в систему международного террористического интернационала, поддерживая и продвигая идею о создании Всемирного халифата.
В отличие от Абу Сайяф, группировка Новая народная армия (New people's army) является в большей степени вооруженным крылом маоистской коммунистической партии Филиппин, ведущей затяжную вооруженную партизанскую борьбу против официальных властей государства. Организация была создана в 1969 г. как радикальное националистическое образование, стремящееся к свержению правительства через проведение открытой вооруженной борьбы. Партизанская борьба проводится преимущественно в сельской местности, в то время как террористическая деятельность осуществляется главным образом в городских условиях. За последние несколько лет группировка активно прибегает к убийствам сотрудников сил безопасности, похищениям людей и актам вымогательства. Распространенной формой политической борьбы является также совершение рейдов против вооруженных сил и правоохранительных органов государства [8].
Несмотря на то, что с 2014 г. действует режим прекращения огня между группировкой и правительством Филиппин, на сегодняшний день продолжают совершаться акты насилия и уничтожения объектов социальной инфраструктуры, что позволяет утверждать об изменении интенсивности вооруженного конфликта, но не о его прекращении. О большой общественной опасности группировки и высокой вероятности продолжения вооруженного конфликта также свидетельствует относительно стабильная численность Новой народной армии, которая возросла благодаря перемирию до 5 000 активных участников [16].
Продолжительное время на Филиппинах также действует Исламский освободительный фронт Моро, являющийся крупнейшим повстанческим вооруженным
176
движением на юге Филиппин. Представители движения выступают за сохранение исторической, культурной и религиозной самобытности, а также борются за национально-политическое самоопределение. Идеологической платформой движения является джихад против филиппинского правительства. В разное время численность организации варьируется от 10 000 до 15 000 членов [7, p. 250]. В условиях перманентного вооруженного конфликта фронт преимущественно использует ди-версионно-партизанскую тактику боевых действий против правительственных сил, прибегая также периодически и к открытым актам террора и устрашения - как государственных служащих, так и местного населения.
Несмотря на то, что в марте 2014 г. между правительством Филиппин и фронтом освобождения Моро было заключено мирное соглашение, в результате которого произошла демобилизация боевиков, а остров Минданао стал национальной автономией, отдельные представители этого движения и другие повстанческие группы выразили намерение продолжить борьбу с государством.
2. Террористические угрозы в Таиланде
В соответствии с Глобальным индексом терроризма Королевство Таиланд на 2016 г. занимает 15-е место в мире, что свидетельствует о высоком уровне террористических угроз в этой стране. В соответствии со статистической информацией, содержащейся в Глобальной базе данных терроризма, в период с 2000 г. по 2015 г. в стране было совершено 3 112 террористических актов. При этом в период 20122014 гг. наблюдается предельный рост террористической активности. Всего за три этих года было совершено 1 173 террористических акта, что составило 37,7 % от всех террористических актов за последние 15 лет. В результате террористических акций было убито 1 742 человека, 11 076 человек получили ранения различной степени тяжести и 4 086 объектов различных видов собственности были повреждены или уничтожены [9].
Королевство Таиланд имеет давнюю историю развития сепаратистских и радикальных организаций, которые на протяжении полувека выступают за создание независимого исламистского государства Паттани на юге Таиланда. По своей сущности эти организации являются террористическими с религиозной и националистической идеологией. При этом религиозная основа таких организаций выражается в проведении войны против неверных под лозунгами джихада. Вместе с тем следует признать, что, в отличие от исламских экстремистов в других странах Юго-Восточной Азии, они не вовлечены в международный джихад и не связаны с группировкой «Исламское государство» или Аль-Каидой. Это объясняется тем фактом, что джихадистские идеи не воспринимаются сепаратистскими террористическими организациями из-за различий в толковании ислама в Юго-Восточной Азии и на
Ближнем Востоке. По этой причине акты суицидального терроризма и некоторые экстремистские идеи, лежащие в основе джихадистского движения, не были восприняты повстанческими организациями южного Таиланда [14, p. 65-69]. Кроме того, социологические опросы, проведённые среди мусульманской части населения, подтверждают категорический отказ от поддержки террористической тактики, проводимой террористическими организациями. Опрошенные респонденты в большинстве случаев отмечают, что несмотря на стремление к более интенсивному участию в политической жизни страны у них преобладает отрицательное отношение к неизбирательным актам насилия [21, p. 929].
Нельзя не отметить тот факт, что членство в таких организациях не основано на партикулярных меркантильных интересах. В действительности многие члены террористических организаций участвуют в противоправной деятельности, руководствуясь при этом идеями о независимости, национальном самоопределении, защите религиозных и культурных ценностей. Вместе с тем террористы не стремятся к широкому распространению своих идеалов в обществе, что закономерно приводит к социальному осуждению их деятельности со стороны других национальных меньшинств. Кроме того, развитие социальных институтов, отсутствие явно выраженной дискриминационной политики в отношении национальных меньшинств, невысокий уровень убийств и активное участие граждан в формировании и работе государственных и местных органов власти снижают риски развития широкого повстанческого движения на юге Таиланда.
На сегодняшний день в Королевстве Таиланд особую активность проявляют четыре террористические организации: 1) Барисан Революси Насионал-Координаси (Barisan Revolusi Nasional - BRN); 2) Мусульманское движение моджахедов Патани (Gerakan Mujahidin Islam Patani - GMIP); 3) Барисан Берсати Муджахидин Патани (Barisan Bersatu Mujahidin Patani - BBMP); 4) Объединённая организация освобождения Паттани (Pattani United Liberation Organization - PULO).
Организация Barisan Revolusi Nasional (BRN) возникла в 1963 г. как политическое объединение, продвигающее изначально идеи арабского социализма. В дальнейшем идеологическая платформа организации претерпела существенные изменения в сторону принятия и распространения исламского учения салафитско-го толка.
Barisan Revolusi Nasional (BRN) в настоящее время - самая мощная воинствующая группировка, которая намерена достичь своей численности в 400 тыс. человек. Она вербует своих сторонников через мечети и исламские школы, проповедуя идею создания неконтролируемой центральной властью территории. Для достижения этой цели используются хорошо обученные бойцы, совершающие убийства солдат и мирных граждан [3]. Организация имеет три крыла: конгресс BRN (BRN Congress), являющийся военным подразделением организации; координационный
178
центр BRN (BRN Coordinative Group), который ориентируется на политическую агитацию и проведение несанкционированных акций протеста в городах; а также религиозное крыло BRN, ответственное за установление координационных связей с исламским духовенством. Главная политическая цель группировки заключается в односторонней сецессии трёх провинций Таиланда - Паттани, Яла и Наратхиват, которые ранее были частью Малайского мусульманского султаната, однако в 1909 г. были аннексированы армией Таиланда, который до 1932 г. назывался Сиам.
Тактическим военизированным мобильным подразделением организации является Runda Kumpulan Kecil (RKK), которое состоит из молодых членов BRN, получивших военное образование в Индонезии. Боевики группировки обладают навыками по ведению рукопашного боя, обращению с оружием, изготовлению бомб и организации засад. Оружие, взрывные устройства и взрывчатые вещества поставляются более крупными террористическими организациями (PULO, BRN) либо незаконно изымаются у сил безопасности [6].
Сепаратистская организация Gerakan Mujahidin Islam Patani (GMIP) была создана в 1990 г. бывшими афганскими ветеранами, которые приняли решение о создании местного исламского государства в Паттани. Сегодня организация руководствуется крайне экстремистскими взглядами и распространяет идеи радикального ислама. Организация ответственна за нападения на военные конвои, полицейских и чиновников в сельской местности. При этом после проведения операций террористического характера боевики GMIP скрываются на территории Малайзии.
Barisan Bersatu Mujahidin Patani (BBMP), также известная как «Bersatu», была создана еще в 1989 г. с целью превращения в головную организацию по координации повстанческих действий на юге Таиланда. Вплоть до 2004 г. организация координировала деятельность BRN, GMIP, PULO в борьбе с официальными властями государства. Однако после ареста её лидеров в 2004 г. перестала существовать как коалиция, но при этом сохранилась как локальная террористическая группировка [12, p. 535-543].
Другой сепаратистской организацией, выступающей за национальное самоопределение и защиту национального меньшинства в лице малайских мусульман на юге Таиланда, является Объединённая организация освобождения Паттани (Pattani United Liberation Organization - PULO). Данная организация принимает активное участие в политической жизни южных районов Таиланда и ориентирована в своей деятельности на реализацию определенных задач политической программы. В частности, представители PULO считают, что вопрос о самоопределении может быть разрешён только через посредническое содействие со стороны Организации Объединенных Наций и правительств других государств. Организация PULO также выступает за большую свободу автономного управления для национального мусульманского меньшинства на территории Патани (регион, ко-
торый включает в себя такие провинции, как - Паттани, Наратхиват, Яла, Сатун и пять районов в провинции Сонгкхла). Кроме того, политическая программа PULO охватывает требования, связанные с необходимостью развития мусульманского права в Паттани и проведения образовательной реформы с учётом религиозно-культурных особенностей развития мусульманского этнического меньшинства. Важной задачей, которую организация ставит в своей политической борьбе, также является проведение референдума под международным наблюдением в целях выявления степени национального самоопределения и предрешения вопроса о возможной будущей сецессии. Интересно будет отметить, что PULO в своей политической борьбе прибегает как к насильственным методам вооруженной борьбы, так и к ненасильственной практике идеологического просвещения. Вооруженная борьба осуществляется посредством совершения нападений на представителей власти, а также взрывов и поджогов. В большинстве случаев вооруженная борьба сводится к диверсионно-террористической деятельности. Напротив, ненасильственные методы борьбы выражаются в распространении агитационных материалов среди молодежи в целях повышения уровня их идентичности этнических малайских мусульман [11, р. 39].
Террористическая деятельность, осуществляемая этими организациями, выражается в совершении убийств, вооружённых нападений, взрывов и поджогов. Действуя под лозунгом восстановления независимости Паттани, террористы убивают не только представителей государственной власти (солдаты, полицейские, чиновники), но и буддийских монахов, учителей (их погибло в общей сложности более 170 человек) и мусульман умеренного толка, которых они считают «коллаборационистами и предателями». На последних приходится 60% жертв террора. В каждой деревне скрываются повстанцы. Убийства, поджоги, подрывы объектов транспортной инфраструктуры происходят с постоянной периодичностью. При этом террористические акты осуществляются в большинстве случаев через совершение взрывов (1 481 случай) и поджогов (311 случаев), а также с применением огнестрельного оружия (1 448 случаев). В редких случаях террористическая деятельность осуществляется посредством уничтожения технических агрегатов (29 случаев) и нападения без использования оружия (53 случая) [19].
В наибольшей мере целями террористических атак являются граждане и их собственность (986 атак), коммерческие структуры (501 атака), вооруженные силы (481 атака), правоохранительные органы (459 атак) и государственные учреждения (403 атаки). В наименьшей степени подвержены террористическим угрозам средства массовой информации (19 атак), воздушный и морской транспорт (всего 8 атак), туристы (2 атаки).
3. Террористические угрозы в Индонезии
В отличие от Филиппин и Таиланда, уровень террористических угроз в Индонезии в современных условиях значительно ниже. По состоянию на 2016 г., в соответствии с Глобальным индексом терроризма Индонезия занимает 38-е место из 163 стран мира. В соответствии с отчётной информацией, представленной в Глобальной базе данных терроризма, в период с 2000 г. по 2015 г. в стране в общей сложности было совершено 500 террористических актов [9]. При этом наивысший пик террористической угрозы наблюдался в 2001 г., когда в общей сложности в стране было совершено 106 террористических актов. Удельный вес по отношению ко всей преступности террористического характера за весь отчётный период составил 21,2 %. В дальнейшем с 2002 г. по 2007 г. происходит последовательное снижение террористической активности, в результате чего в 2007 г. было совершено только 2 террористических акта. В 2008 и 2009 гг. наблюдается незначительная динамика террористической активности. За два года было совершено 17 террористических актов. Однако с 2010 г. по 2015 г. наблюдается резкий рост террористической преступности [9]. Всего за это время было совершено 157 террористических атак (31,4 % от всех преступлений террористического характера за пятнадцать лет).
Большинство террористических актов за данный период времени было совершено против гражданского населения (142 потерпевших), военных и полицейских (131 потерпевший), представителей бизнеса (82 потерпевших) и религиозных деятелей (38 потерпевших). В меньшей степени террористические акты были совершены против туристов (всего 4 потерпевших), журналистов (9 потерпевших), дипломатических представителей (12 потерпевших) и системы образования (18 потерпевших).
В настоящий момент в Индонезии можно выделить три категории организаций (политические движения), выступающих за политическую, культурную и религиозную модернизацию страны. Первая группа организаций - националистические исламисты - выступают за духовное и религиозное очищение страны с сохранением сложившейся системы власти и управления. Подобные политические организации ориентированы в своей деятельности не на свержение официальной власти в государстве, а на применение «мягкой силы», включая убеждения, пропаганду и распространение образовательных, религиозных и просветительских программ в целях изменения социальной ментальности и повышения религиозной сознательности. К таким организациям относятся Ласкар Джихад (Laskar Jihad) и Фронт Пембела Ислама (Front Pembela Islam).
Организация Ласкар Джихад действовала с 2000 г. по 2002 г. и позиционировала себя преимущественно как политическая группа, выступающая за обновление формы государственного правления с последующим созданием исламской системы власти и управления, основанной на шариатской религиозно-культурной платфор-
ме. Радикальная группа Фронт Пембела Ислама была создана в 1998 г. в качестве религиозно-политического образования суннитского толка. В своей деятельности группа руководствуется крайними радикальными и экстремистскими идеями, но считается, что чёткой политической программы не имеет. В целом группу не представляется возможным отнести к традиционным террористическим акторам, так как террористическая деятельность с её стороны не зафиксирована. Вместе с тем, учитывая тот факт, что группа совершает преступления на почве ненависти (hate crimes), следует признать высокую вероятность возможного преобразования этой группировки в террористическую структуру.
Вторая группа объединений охватывает исламистов, которые рассматривают индонезийское государство как нелегитимное образование и выступают за создание теократического халифата. Представители этих организаций ставят своей целью создание нового религиозно-политического порядка, основанного на законах шариата, что объясняет систематические нападения на символы Западной цивилизации (например, фаст-фуды, караоке-бары, игровые залы и увеселительные заведения). Интересно будет отметить, что среди исламистов, объединённых под идеей создания в Индонезии единого исламского государства, помимо убеждённых джихадистов, присутствует большое количество представителей уголовной среды, которые финансируют движение за счёт ограблений предприятий и учреждений, принадлежащих «неверующим» [20].
Третья группа организаций представляет собой наиболее радикальные джиха-дистские террористические группировки, прибегающие к насилию как основному методу продвижения своих идей и стремящиеся к полному религиозному и национальному обновлению социальных отношений.
Среди наиболее опасных террористических группировок следует назвать Дже-маа Исламия (Jemaah Islamiyah), Джамаа Аншарут Таухид (Jamaah Ansharut Tauhid) и Муджахидин Индонезия Тимур (Mujahidin Indonesia Timur).
Джемаа Исламия (Jemaah Islamiyah) - самая крупная террористическая организация в регионе. Организация была признана в качестве международной террористической группы в 2002 г. после совершения резонансного террористического акта в ночном клубе на острове Бали, при котором погибло 202 человека и еще более 300 человек получили ранения разной степени тяжести. Идеологическая сторона Джемаа Исламия заключается в стремлении создать суверенное государство -Исламский халифат, охватывающее территории Индонезии, Малайзии, южного Таиланда, Сингапура, Брунея и южной части Филиппин. При этом объекты её деятельности подразделяются на две категории: страны, представляющие собой непосредственные объекты террористических нападений, и так называемые «нейтральные страны», используемые как временные прибежища террористов и как территории, где аккумулируются финансовые средства террористических организаций и осуществляется отмывание денег [2, с. 164].
182
Об особой опасности данной террористической организации можно судить исходя из количества террористических актов, наступления неблагоприятных последствий и масштабов территориального распространения ее влияния. Так, с 2000 г. по 2013 г. только на территории Индонезии было совершено 57 террористических актов, убивших 302 человека и причинивших вред различной степени тяжести в отношении 985 лиц. Большинство террористических актов за этот период (66 % от всех совершенных атак) были совершены против религиозных деятелей и объектов духовно-религиозной системы. В 20 % случаев террористические акты были совершены против объектов предпринимательской деятельности, туристов, гражданского населения и их собственности. В меньшей степени группировка совершает террористические акции против государственных учреждений и их представителей (14 % от всех террористических актов). Вместе с тем преступная деятельность организации не ограничивается только территорией Индонезии. В соответствии с информацией, отраженной в Глобальной базе данных терроризма, за период с 2000 г. по 2013 г. на территории Филиппин организация совершила 23 террористических акта, убивших 62 человека, еще 329 потерпевших было ранено [19].
Террористические группировки Джамаа Аншарут Таухид (Jamaah Ansharut Tauhid) и Муджахидин Индонезия Тимур (Mujahidin Indonesia Timur) также выступают в качестве политико-религиозных проявлений агрессивного джихадизма.
Организация Джамаа Аншарут Таухид возникла в 2008 г. как самостоятельное ответвление от группировки Джемаа Исламия. Но, в отличие от Джемаа Исламия, группировка имеет зонтичную структуру, заключаемую в том, что её ячейки не имеют вертикальной системы подчинения. В основе организации заложен принцип автономности и оперативной самостоятельности при принятии решений в части осуществления террористической деятельности. Общая численность организации не превышает 3 тыс. человек.
Третьей и наиболее опасной группировкой принято считать группу Муджахи-дин Индонезия Тимур (МИТ). Численность группы не превышает 100 человек, однако её методы и тактика свидетельствуют о её устойчивости и крайней агрессивности. Кроме того, в специальной литературе отмечается, что, во-первых, террористическая группировка не входит в транснациональные сети, а как следствие - не является частью международного террористического интернационала и, во-вторых, финансирование террористической деятельности этой группы сводится к грабежам банков, ювелирных магазинов, почтовых отделений, а также хакерским атакам на сайты организаций, занимающихся торговлей [23]. Между тем какие-либо деловые, организационные и коммерческие связи с Аль-Каидой и «Исламским государством» на сегодняшний день не наблюдаются. По этой причине закономерно сделать предположение о том, что группировка представляет собой замкнутое национально-религиозное объединение фанатически настроенных лиц, стремящихся реализовать джихадистские идеи насильственными методами.
4. Общие выводы относительно уровня террористических угроз в Юго-Восточной Азии
На сегодняшний день терроризм в Юго-Восточной Азии является актуальной угрозой для национальной и региональной безопасности в этом регионе. Терроризм, будучи социально-деструктивной угрозой в Юго-Восточной Азии, в большей степени проявляется в трех странах - Республика Филиппины, Королевство Таиланд и Республика Индонезия. Исследование количественных и качественных характеристик распространения терроризма в этих странах позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, объективным условием для распространения террористических угроз в Юго-Восточной Азии является существование террористических организаций, преследующих политические цели и выступающих против официальных властей. Такие организации в зависимости от мотивационного фактора своей деятельности можно подразделить на национально-сепаратистские и исламистские террористические организации. Национально-сепаратистские организации - такие политические объединения, группировки и движения, которые стремятся к выходу какой-то части страны из состава единого государства с последующим созданием своего государства, либо эти организации выступают за создание национальных автономий без сецессии. В некоторых случаях они также могут выступать за обновление страны и религиозное «очищение» нации. К таким организациям можно отнести: Барисан Революси Насионал-Координаси, Мусульманское движение моджахедов Патани, Объединенная организация освобождения Паттани (Таиланд), Новая народная армия (Филиппины).
Исламистские террористические организации выступают за проведение джихада и создание исламского государства, существующего по религиозным канонам и функционирующего как теократическая система власти. Представители этих организаций провозглашают лозунг панисламизма, как правило, действуют в масштабах всего региона и имеют связи с международными террористическими центрами. При этом транснациональный характер их преступной деятельности охватывает Таиланд, Индонезию, Филиппины, Малайзию, что объективно доказывает высокий уровень угрозы в отношении региональной безопасности в Юго-Восточной Азии. На сегодняшний день к таким организациям относятся: Абу Сайяф (Филиппины) и Джемаа Исламия (Индонезия, Филиппины).
Во-вторых, исследование количественных показателей террористической преступности за последние пятнадцать лет позволяет определить пики террористической активности. Например, во всех трёх странах наибольшее количество террористических актов было совершено в период с 2010 г. по 2015 г. Так, в Индонезии с 2010 г. по 2015 г. было совершено 157 террористических атак, что составляет 31,4 % от всех преступлений террористического характера за пятнадцать лет. В Та-
иланде с 2012 г. по 2014 г. было совершено 1 173 террористических акта, что составило 37,7 % от всех террористических актов за пятнадцать лет. На Филиппинах за период 2012-2014 гг. было совершено 1 495 террористических актов, что составляет 41,6 % от всех террористических актов за рассматриваемый период. В связи с этим можно предположить существование определённых условий, обусловливающих террористическую активность в странах Юго-Восточной Азии в рассматриваемый период. С определённой долей условности можно допустить, что вспышка терроризма в этом регионе связана в большей степени с распространением идеологии всеобщего джихада и стремлением реализовать идею построения единого исламского государства в мусульманском обществе. Кроме того, нельзя игнорировать коммерческие, организационные и идеологические отношения и связи, возникающие между террористическими организациями в Юго-Восточной Азии и предопределяющие консолидацию политического насилия в регионе.
В-третьих, удельный вес террористической преступности в Юго-Восточной Азии по отношению к мировым показателям в период 2000-2015 гг. составляет 8,5 % (фактически занимает четвёртое место после Ближнего Востока, Африки и Южной Азии). Вместе с тем не следует забывать, что скрытые террористические угрозы актуализируются за счёт распространения радикальных исламистских идей и существования перманентных социально-политических конфликтов в таких странах, как Таиланд, Индонезия и Филиппины. Кроме того, не следует сбрасывать со счетов распространяемое влияние такой печально известной террористической организации, как «Исламское государство». Особенно остро влияние этой организации стало ощущаться в 2016 г., когда в Индонезии были совершены террористические акты при непосредственном участии сторонников «Исламского государства». По данным спецслужб, более 500 индонезийцев уехали на Ближний Восток, чтобы присоединиться к террористическому подполью «Исламского государства», и около 1 000 человек выражают сочувствие и поддержку исламским террористам [10]. Активизация деятельности группировки «Исламское государство» наблюдается также и на Филиппинах. Так, в 2017 г. террористами было осуществлено нападение на филиппинский город Марави, что привело к убийствам мирного населения, военнослужащих и полицейских. В результате агрессии группировки президент Филиппин Родриго Дутерте ввёл в районе Марави военное положение. В ходе контртеррористической операции было ликвидировано более 60 боевиков. О влиянии «Исламского государства» в Юго-Восточной Азии свидетельствуют также экспертные оценки, отражённые в отчёте Института политического анализа конфликтов. В отчёте, в частности, отмечается, что при возрастании потерь Исламского государства на Ближнем Востоке и увеличении стимулов к насилию в странах Юго-Восточной Азии группировка стремится обеспечить идеологическое, организационное и финансовое сотрудничество с локальными террористическими группами [15].
Вместе с тем следует понимать, что существуют объективные препятствия, мешающие широкомасштабному и интенсивному распространению группировки «Исламское государство» в странах Юго-Восточной Азии. Прежде всего следует сказать, что, в отличие от Сирии и Ирака, в странах АСЕАН действуют устойчивые политические режимы, пользующиеся поддержкой большинства населения и способные эффективно противостоять терроризму и экстремизму в любых проявлениях. Кроме того, в социальных системах стран Юго-Восточной Азии преобладают преимущественно тенденции к установлению гражданского мира. В подтверждение сказанному можно сослаться на такую статистическую характеристику, как Глобальный индекс мира по странам. Например, в 2016 г. высокий уровень гражданского мира наблюдается во Вьетнаме, Лаосе, Малайзии, Сингапуре, Брунее и Индонезии. Средний (но не критический) уровень мира прослеживается в Камбодже, Таиланде и Мьянме. И только Филиппины по индексу мира среди 163 стран занимают 139-е место, что характеризует страну как нестабильную в плане развития враждебных отношений в самом обществе. И, наконец, серьёзным препятствием в распространении радикальных исламистских идей является существование разных религиозно-культурных и конфессиональных систем, обусловливающих социально-психологическое непринятие насилия в качестве инструмента политической борьбы. Так, если обратить внимание на религиозную и конфессиональную структуру населения в рассматриваемых странах, то можно увидеть, что 94% населения Таиланда исповедуют буддизм, почти 93% населения на Филиппинах исповедуют христианство и только в Индонезии 88 % населения исповедуют ислам. Однако только 30-40% из них действительно следуют принципам ислама в своей повседневной жизни, в то время как остальные в той или иной степени придерживаются традиционных верований, считая при этом себя мусульманами [4]. Как было указано выше, Индонезия по уровню терроризма занимает только 38-е место из 163 стран мира, что делает эту страну относительно стабильной в части определения адекватного состояния террористической преступности в стране.
В заключение следует отметить, что терроризм в Юго-Восточной Азии является актуальной региональной угрозой, выражаемой в существовании устойчивых террористических организаций и высокой динамики совершения преступлений террористического характера. Существование террористического подполья особенно негативно проявляется на Филиппинах, в Таиланде и Индонезии, что дестабилизирует политическую, социальную и культурно-религиозную ситуацию на региональном уровне в целом. В то же время, на сегодняшний день всё ещё нет достаточных оснований утверждать, что в Юго-Восточной Азии сложились террористический сетевой интернационал наподобие группировки «Исламское государство» и социально-криминальный симбиоз между широкими слоями населения и преступными сообществами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рогожина, Н. Г. Абу Сайяф - самая воинствующая терорганизация Филиппин [Электронный ресурс] // NEO: Новое Восточное Обозрение. - Режим доступа: http://ru.j ournal-neo.org/2016/05/ 19/abu-saj yaf-samaya-voinstvuyushhaya-terorgani zatsiya-filippin/.
2. Гладченко, Л. В. Угроза новой волны исламского терроризма в Юго-Восточной Азии // Проблемы национальной стратегии. - 2015. - № 4 (31). - С. 162-179.
3. Радикальный исламизм в Юго-Восточной Азии. Краткий обзор основных экстремистских организаций и их лидеров в странах АСЕАН [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/extremism-asean.
4. Полонский, И. Религиозный радикализм в Юго-Восточной Азии. Может ли «ИГ» распространить влияние на Малайский архипелаг и Индокитай? [Электронный ресурс] // Военное обозрение. - Режим доступа: https://topwar.ru/84656-religioznyy-radikalizm-v-yugo-vostochnoy-azii-mozhet-li-ig-rasprostranit-vliyanie-na-malayskiy-arhipelag-i-indokitay.html.
5. Bjelopera, J. P. The Domestic Terrorist Threat: Background and Issues for Congress [Электронный ресурс] // The Federation of American Scientists. - Режим доступа: https://fas.org/sgp/crs/terror/R42536.pdf.
6. Chalk, P. The Malay-Muslim Insurgency in Southern Thailand. Understanding the Conflict's Evolving Dynamic [Электронный ресурс] // The RAND Corporation. -Режим доступа: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/occasional_papers/2008/ RAND_OP198.pdf.
7. Catherine, Z. R. Maritime Terrorism in Southeast Asia: A Risk Assessment // Terrorism and Political Violence. - 2006. - Vol. 18. - P. 239-257.
8. Foreign Terrorist Organizations [Электронный ресурс] // United States Department of State. - Режим доступа: https://www.state.gov/j/ct/rls/crt/2015/257523.htm.
9. Global Terrorism Index 2017 [Электронный ресурс] // Vision of Humanity. -Режим доступа: http://visionofhumanity.org/indexes/terrorism-index/.
10. Parameswaran, P. Islamic State Attack in Indonesia? A Look at the 2016 Jakarta Bombings [Электронный ресурс] // The Diplomat. - Режим доступа: http://thediplomat. com/2016/01/islamic-state-attack-in-indonesia-a-look-at-the-2016-jakarta-bombings/.
11. Kusuma, B. M. Pattani United Liberation Organization: From Jihad to Local Politics Movement / B. M. Kusuma, O. Theresia // The Indonesian Journal of Public Administration. - 2016. - Vol. 2, no. 1. - P. 33-44.
12. Liow, J. C. The Security Situation in Southern Thailand: Toward an Understanding of Domestic and International Dimensions // Studies in Conflict & Terrorism. -2004. - Vol. 27. - P. 531-548.
13. McKenzie, O'Brien. Fluctuations Between Crime and Terror: The Case of Abu Sayyafs Kidnapping Activities // Terrorism and Political Violence. - 2012. - Vol. 24, no. 2. - P. 320-336.
14. Newman, D. Into the millennium: The study of international boundaries in an era of global and technological change // Boundary and Security Bulletin. - 2000. - Vol. 7, no. 4. - P. 63-71.
15. Pro-ISIS Groups in Mindanao and Their Links to Indonesia and Malaysia. 25 October 2016. IPAC Report No. 33 [Электронный ресурс] // Institute for Policy Analysis of Conflict. - Режим доступа: http://file.understandingconflict. org/file/2016/ 10/IPAC_Report_33.pdf.
16. Romero, A. DND admits recent surge in NPA numbers [Электронный ресурс] // The Philippine Star. - Режим доступа: http://www.philstar.com/headlines/2017/02/ 07/1670024/dnd-admits-recent-surge-npa-numbers.
17. The Terrorist Threat to the US Homeland [Электронный ресурс] // The Director of National Intelligence serves. - Режим доступа: https://www.dni.gov/files/ docu-ments/NIE_terrorist%20threat%202007.pdf.
18. Cragin, K. The Dynamic Terrorist Threat. An Assessment of Group Motivations and Capabilities in a Changing World [Электронный ресурс] / K. Cragin, S. A. Daly // The RAND Corporation. - Режим доступа: http://www.rand.org/content/dam/rand /pubs/monograph_reports/2005/MR1782.pdf.
19. The Global Terrorism Database [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.start.umd.edu/gtd/search/Results.aspx?chart=target&casualties_type=b&casu alties_max=&start_yearonly=2000&end_yearonly=2015&dtp2=all&country=205.
20. Chalk, P. The Evolving Terrorist Threat to Southeast Asia. A Net Assessment [Электронный ресурс] / P. Chalk, A. Rabasa, W. Rosenau, L. Piggott // The RAND Corporation. - Режим доступа: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/ mono-graphs/2009/RAND_MG846.pdf.
21. Tan-Mullins, M. Armed Conflict and Resolutions in Southern // Thailand, Annals of the Association of American Geographers. - 2009. - Vol. 99, no. 5. - P. 922-931.
22. Wolfendale, J. Terrorism, Security and The Threat of Counterterrorism // Studies in Conflict & Terrorism. - 2007. - No. 30. - P. 75-92.
23. Zenn, J. East Indonesian Islamist Militants Expand Focus and Area of Operations [Электронный ресурс] // Terrorism Monitor. - 2013. - Vol. 11, iss. 11. - Режим доступа: https://jamestown.org/program/east-indonesian-islamist-militants-expand-focus-and-area-of-operations/.
REFERENCES
1. Rogozhina N.G. Abu Saiyaf - samaya voinstvuyushchaya terorganizatsiya Filip-pin [Abu Sayyaf is the most militant theorganization the Philippines]. NEO: Novoe Vos-tochnoe Obozrenie. Available at: http://ru.journal-neo.org/2016/05/19/abu-sajyaf-samaya-voinstvuyushhaya-terorganizatsiya-filippin/ (accessed 16 May 2017).
2. Gladchenko L.V. Ugroza novoi volny islamskogo terrorizma v Yugo-Vostochnoi Azii [Threat of a new wave of Islamic terrorism in South-East Asia]. Problemy natsion-al'noi strategii, 2015, vol. 31, no. 4, pp. 162-179.
3. Radical Islamism in Southeast Asia. Brief overview of the main extremist organizations and their leaders in the ASEAN countries. Russian international Affairs Council. Available at: http://russiancouncil.ru/extremism-asean (accessed 16 May 2017). (In Russian).
4. Polonskii I. Religioznyi radikalizm v Yugo-Vostochnoi Azii. Mozhet li «IG» rasprostranit' vliyanie na Malaiskii arkhipelag i Indokitai? [Religious radicalism in Southeast Asia. Can the "IG" to extend the influence of the Malay Archipelago and Indochina?]. Voennoe obozrenie. Available at: https://topwar.ru/84656-religioznyy-radikalizm-v-yugo-vostochnoy-azii-mozhet-li-ig-rasprostranit-vliyanie-na-malayskiy-arhipelag-i-indokitay.html (accessed 16 May 2017).
5. Bjelopera J.P. The Domestic Terrorist Threat: Background and Issues for Congress. The Federation of American Scientists. Available at: https://fas.org /sgp/crs/terror/R42536.pdf (accessed 16 May 2017).
6. Chalk P. The Malay-Muslim Insurgency in Southern Thailand. Understanding the Conflict's Evolving Dynamic. The RAND Corporation. Available at: http: //www .rand.org/content/dam/rand/pubs/occasional_papers/2008/RAND_0P198.pdf (accessed 16 May 2017).
7. Catherine Z.R. Maritime Terrorism in Southeast Asia: A Risk Assessment. Terrorism and Political Violence, 2006, vol. 18, pp. 239-257.
8. Foreign Terrorist Organizations. United States Department of State. Available at: https://www.state.gov/j/ct/rls/crt/2015/257523.htm (accessed 16 May 2017).
9. Global Terrorism Index 2016. Vision of Humanity. Available at: http://visionofhumanity.org/indexes/terrorism-index/ (accessed 16 May 2017).
10. Parameswaran P Islamic State Attack in Indonesia? A Look at the 2016 Jakarta Bombings. The Diplomat. Available at: http://thediplomat.com/2016/01/islamic-state-attack-in-indonesia-a-look-at-the-2016-jakarta-bombings/ (accessed 16 May 2017).
11. Kusuma B.M., Theresia O. Pattani United Liberation Organization: From Jihad to Local Politics Movement. The Indonesian Journal of Public Administration, 2016, vol. 2, no. 1, pp. 33-44.
12. Liow J. C. The Security Situation in Southern Thailand: Toward an Understanding of Domestic and International Dimensions. Studies in Conflict & Terrorism, 2004, vol. 27, pp. 531-548.
13. McKenzie O'Brien. Fluctuations Between Crime and Terror: The Case of Abu Sayyafs Kidnapping Activities. Terrorism and Political Violence, 2012, vol. 24, no. 2, pp.320-336.
14. Newman D. Into the millennium: The study of international boundaries in an era of global and technological change. Boundary and Security Bulletin, 2000, vol. 7, no. 4, pp.63-71.
15. Pro-ISIS Groups in Mindanao and Their Links to Indonesia and Malaysia. 25 October 2016. IPAC Report No. 33. Institute for Policy Analysis of Conflict. Available at: http://file.understandingconflict.org/file/2016/10/IPAC_Report_33.pdf (accessed 16 May 2017).
16. Romero A. DND admits recent surge in NPA numbers. The Philippine Star. Available at: http://www.philstar.com/headlines/2017/02/07/1670024/dnd-admits-recent-surge-npa-numbers (accessed 16 May 2017).
17. The Terrorist Threat to the US Homeland. The Director of National Intelligence serves. Available at: https://www.dni.gov/files/documents/NIE_terrorist%20threat %202007.pdf (accessed 16 May 2017).
18. Cragin K., Daly S. A. The Dynamic Terrorist Threat. An Assessment of Group Motivations and Capabilities in a Changing World. The RAND Corporation. Available at: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/monograph_reports/2005/MR1782.pdf (accessed 16 May 2017).
19. The Global Terrorism Database. Available at: http://www.start.umd. edu/gtd/search/Results.aspx?chart=target&casualties_type=b&casualties_max=&start_ye aronly=2000&end_yearonly=2015&dtp2=all&country=205 (accessed 16 May 2017).
20. Chalk P., Rabasa A., Rosenau W., Piggott L. The Evolving Terrorist Threat to Southeast Asia. A Net Assessment. The RAND Corporation. Available at: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/monographs/2009/RAND_MG846.pdf (accessed 16 May 2017).
21. Tan-Mullins M. Armed Conflict and Resolutions in Southern. Thailand, Annals of the Association of American Geographers, 2009, vol. 99, no. 5, pp. 922-931.
22. Wolfendale J. Terrorism, Security and The Threat of Counterterrorism. Studies in Conflict & Terrorism, 2007, no. 30, pp. 75-92.
23. Zenn J. East Indonesian Islamist Militants Expand Focus and Area of Operations. The Jamestown Foundation. Available at: https://jamestown.org/program/east-indonesian-islamist-militants-expand-focus-and-area-of-operations/ (accessed 16 May 2017).