Научная статья на тему 'Территория опережающего развития как фактор инвестиционной привлекательности региона: особенности и проблемы развития'

Территория опережающего развития как фактор инвестиционной привлекательности региона: особенности и проблемы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кришталь Игорь Семенович

Среди целого рядя существующих на сегодняшний день программ и механизмов, направленных на развитие Дальневосточного региона, по объему привлеченных частных инвестиций лидируют территории опережающего развития (ТОР). ТОР новационный инструмент, построенный по принципу партнерства государства и частного предпринимательства и ориентированный на глобальную конкурентоспособность региона и движение в сторону АТР. Применение механизмов ГЧП в формате ТОР дает возможность в условиях ограниченных бюджетных средств сделать финансовую модель проекта привлекательной для инвестора, поскольку ключевыми принципами ТОР выступают масштабное налоговое стимулирование и дерегулирование. На сегодняшний день на Дальнем Востоке действуют 13 ТОР. Для каждой устанавливается перечень видов экономической деятельности, на которые распространяется особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объем капитальных вложений резидентов, положение о применении процедуры свободной таможенной зоны. В целом государство таргетирует низкий уровень фискальной нагрузки в рамках ТОР, упрощенные административные процедуры, помощь в обеспечении инвестпроектов трудовыми ресурсами, льготным финансированием и инфраструктурой. Концепция ТОР во многом схожа с зонами территориального развития, однако в отличие от них и особых экономических зон (ОЭЗ) ТОР имеют своей целью не только развитие отраслей экономики и привлечение инвестиций, но и создание комфортных условий для проживания населения. ТОРы, располагающие более благоприятными условиями, нежели ОЭЗ, способны стать центрами формирования постоянного населения, «точками роста» региональной экономики, распространяющими соответствующие положительные импульсы на сопредельные территории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территория опережающего развития как фактор инвестиционной привлекательности региона: особенности и проблемы развития»

Территория опережающего развития как фактор инвестиционной привлекательности региона: особенности и проблемы развития

со

сэ

сч

сэ £

Б

а

2 ©

Кришталь Игорь Семенович

к.э.н., доцент кафедры политической экономии и

истории экономической науки, Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова, kliohere@gmail.com

Среди целого рядя существующих на сегодняшний день программ и механизмов, направленных на развитие Дальневосточного региона, по объему привлеченных частных инвестиций лидируют территории опережающего развития (ТОР). ТОР - нова-ционный инструмент, построенный по принципу партнерства государства и частного предпринимательства и ориентированный на глобальную конкурентоспособность региона и движение в сторону АТР. Применение механизмов ГЧП в формате ТОР дает возможность в условиях ограниченных бюджетных средств сделать финансовую модель проекта привлекательной для инвестора, поскольку ключевыми принципами ТОР выступают масштабное налоговое стимулирование и дерегулирование.

На сегодняшний день на Дальнем Востоке действуют 13 ТОР. Для каждой устанавливается перечень видов экономической деятельности, на которые распространяется особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объем капитальных вложений резидентов, положение о применении процедуры свободной таможенной зоны. В целом государство таргетирует низкий уровень фискальной нагрузки в рамках ТОР, упрощенные административные процедуры, помощь в обеспечении ин-вестпроектов трудовыми ресурсами, льготным финансированием и инфраструктурой. Концепция ТОР во многом схожа с зонами территориального развития, однако в отличие от них и особых экономических зон (ОЭЗ) ТОР имеют своей целью не только развитие отраслей экономики и привлечение инвестиций, но и создание комфортных условий для проживания населения. ТОРы, располагающие более благоприятными условиями, нежели ОЭЗ, способны стать центрами формирования постоянного населения, «точками роста» региональной экономики, распространяющими соответствующие положительные импульсы на сопредельные территории. Ключевые слова: территории опережающего развития, объекты инфраструктуры, инвестиции, государственно-частное партнерство, Дальний Восток.

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова

В блоке вопросов регионального развития приоритетное внимание Правительством Российской Федерации уделяется задаче создания социально привлекательной территории на Дальнем Востоке. Одним из важнейших условий успешности соответствующих усилий в регионе, охватывающем 617 млн. га земли, с населением порядка 6 млн. человек выступает состояние инфраструктуры. Анализ методов решения данной проблемы свидетельствует об эволюции соответствующих подходов со стороны органов государственной власти.

В частности, в 2013 году в политике развития Дальнего Востока произошла смена акцентов с вложения государственных средств в инвестиционные проекты на рост финансовых вливаний в инфраструктуру институциональных новаций, призванных обеспечить конкурентоспособность региона по временным и финансовым издержкам реализации проектов [1, С.113.].

В 2015 году заработал новый механизм приоритизации государственных программ в интересах ускоренного развития Дальнего Востока. Утвержден перечень из 27 государственных программ, в которых должен быть сформирован специальный раздел по развитию Дальнего Востока, соответствующие целевые индикаторы, мероприятия и финансирование: госпрограммы по развитию здравоохранения, образования, социальной поддержке граждан, обеспечению доступным и комфортным жильем, содействию занятости населения и другие [2].

В настоящее время в рамках комплекса мер по развитию Дальнего Востока действует система механизмов и инструментов поддержки инвесторов (Рис. 1), которая включает в себя: территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, инфраструктурную поддержку проектов и деятельность Фонда развития Дальнего Востока. Минвостокразвития России рассматривает варианты введения новых инструментов для стимулирования инвестиций в общественную инфраструктуру. В частности, это расширение инфраструктурной поддержки на проекты в сфере общественной инфраструктуры и снижение порога необходимых инвестиций. Сегодня для того, чтобы воспользоваться этим видом государственной поддержки, требуется инвестировать в производство не менее 1 млрд. руб [3].

На данном этапе одним из наиболее эффективных механизмов с точки зрения объема привлеченных инвестиций (Рис. 1) выступает формирование локальных зон интенсивного развития с различной социально-производственной специализацией, которое легло в основу концепции территорий опережающего развития (ТОР).

Этот новационный инструмент построен по принципу партнерства государства и частного предпринимательства. Применение механизмов ГЧП в формате тОр дает возможность в условиях ограниченных бюджетных средств сделать финансовую модель проекта привлекательной для инвестора.

О создании на Дальнем Востоке и в Сибири сети специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе на экспорт, впервые было заявлено 12 декабря 2013 года в ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

29 декабря 2014 года был подписан и 30 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 473 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». В целях его реализации в 2014 году внесены поправки в Налоговый, Гражданский и Земельный кодексы Российской Федерации, а также изменения в ряд других нормативных актов.

В течение первых трех лет действия упомянутого закона ТОР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе, а также на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением (согласно Перечню монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года №1398-р). С 1 января с.г. ТОР могут создаваться и на территории закрытых

Таблица 1

Перечень действующих и планируемых к созданию ТОР

№ Название Месторасположение Дата создания

1 "Хабаровск" Хабаровский край 22 июня 2015 г

2 "Комсомольск"

3 "Надежди некая" Приморский край

4 "Еелогорск" Амурской области 21 авгу ста 2015 г.

5 "11риамурская"

6 "Михайлове кая" Приморский край

7 " Берингово кий" Чукотский автономный округ

"Индустриальный парк "Кангалассы" Республика Саха (Якутия)

9 "Камчатка" Камчатский край 28 августа 2015 г.

10 "Большой камень" Приморский край 28 января 2016 г.

11 "Южная" _ _ 16 марта 2016 г.

12 "Горный воздух"

13 " А м у ро-Х и н га некая" Ккрейская автономная область 27 августа 2016 г.

14 «Южная Якутия» Республика Саха (Якутия) Планируется запуск

административно-территориальных образований.

Таким образом, ТОР изначально задумывались в качестве инструмента развития Дальнего Востока, ориентированного на глобальную конкурентоспособность и движение в сторону АТР, ключевыми принципами которых выступают масштабное налоговое стимулирование и дерегулирование [4, С.275.].

На сегодняшний день на Дальнем Востоке действуют 13 ТОР (Табл. 1).

Для каждой ТОР правительством устанавливается перечень видов экономической деятельности, на которые распространяется особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объем капитальных вложений резидентов, положение о применении (или неприменении) процедуры свободной таможенной зоны (действует на всех дальневосточных ТОР). В границах ТОР разрешено создавать индустриальные (промышленные) парки.

В целом государство таргетирует низкий уровень фискальной нагрузки в рамках тОр, упрощенные административные процедуры для инвесторов, помощь в обеспечении инвестиционных проектов трудовыми ресурсами, льготным финансированием и инфраструктурой. Хотя государство берет создание инфраструктуры, необходимой для резидентов ТОР, на себя, бизнес может быть заинтересован в развитии ТОР не только в резидентном качестве, но и в качестве инвестиционного партнера Управляющей компании территории - при создании инфраструктуры площадки.

Преимущества резидента ТОР включают в себя: нулевую ставку налога на

прибыль, имущество и землю в течение первых 5 лет, нулевую ставку НДС на импорт для переработки, сниженный более чем в 3 размер страховых взносов в течение 10 лет (7,6% вместо 30%), бесплатное получение земли, льготный режим подключения к объектам инфраструктуры, использование режима свободной таможенной зоны, ускоренный порядок возврата НДС экспортера, «единое окно» для инвестора, комфортное клиентоориентированноегосударствен-ное администрирование (ускоренные и облегченные административные процедуры, включая получение разрешения на строительство и прохождение таможни, упрощенный государственный контроль, сокращенные сроки проведения проверок, запрет на проведение проверок без согласия Минвостокразвития), возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал (без специального разрешения и учета квот).

Концепция ТОР во многом схожа с зонами территориального развития (ЗТР), резидентам которых предоставляются меры государственной поддержки в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, на территории которого она находится, однако в отличие от ЗТР и особых экономических зон (ОЭЗ) ТОР имеют своей целью не только развитие отраслей экономики и привлечение инвестиций, но и создание комфортных условий для проживания населения.

Принципиальное отличие ТОР от ОЭЗ заключается в индивидуальной работе с

инвестором, который заключает соглашение с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определяющее вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создающихся рабочих мест.

ТОР создаются сроком на 70 лет, который может быть продлен, что не предусмотрено в отношении ОЭЗ (создаются на 49 лет) и ЗТР (создаются на 12 лет). Перечень регионов, на которых могут быть образованы ЗТР, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно закону, границы ТОР не могут совпадать с ОЭЗ или ЗТР в субъектах Российской Федерации или предусматривать включение в свой состав ОЭЗ или ЗТР. В ТОРах не существует ограничений на разработку месторождений полезных ископаемых и производство подакцизных товаров, что практически полностью запрещено в ОЭЗ и частично запрещено в ЗТР. Исключение составляют: в ОЭЗ - производство легковых автомобилей и мотоциклов; в ЗТР - производство легковых автомобилей и мотоциклов, добыча сырой нефти, природного газа, драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.

В качестве института регионального развития ОЭЗ пока не имеет конструктивных результатов. Большинство существующих ОЭЗ работают недостаточно эффективно [5, С.22.]. Проведенная Минэкономразвития России оценка эффективности ОЭЗ показала, что среднее значение показателя эффективности по всем типам ОЭЗ составляет 54% за 2015 год и 59% за период с начала функционирования ОЭЗ [6]. На основании результатов проверок Генеральной прокуратуры и Счетной палаты Российской Федерации в июне с.г. Минэкономразвития России было поручено рассмотреть вопрос о прекращении работы неэффективных ОЭЗ. В соответствии с новыми Правилами оценки эффективности функционирования ОЭЗ [7] в ежегодный отчет Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации будут включаться предложения по досрочному прекращению существования неэффективных ОЭЗ.

На этом фоне ТОРы, располагающие более благоприятными условиями, нежели ОЭЗ, способны стать центрами формирования постоянного населения, «точками роста» региональной экономики, распространяющими соответствующие положительные импульсы на сопредельные территории, однако в законе о ТОР показателей оценки эффективности их работы не предусмотрено.

О £

Я

3

9

а

2 а

6

со

сэ

сч

сэ £

Б

а

2 ©

В нормативных правовых документах, касающихся деятельности ТОР, содержится лишь упоминание возможной оценки эффективности их функционирования, проведение которой входит в число целей Наблюдательного совета ТОР [8]. Утвержденное Минвостокразвития России Положение о Наблюдательном совете ТОР также относит данный вопрос к компетенции совета. При этом каких-либо показателей оценки эффективности функционирования ТОР не предусмотрено [9, С.27.].

В отношении ЗТР Минэкономразвития России определены показатели оценки их эффективности, которые, тем не менее, не являются обязательными, поскольку могут не быть предусмотрены соглашением о функционировании ЗТР [10].

В отношении ОЭЗ федеральным законом установлено, что обязательным условием подачи заявки на ее создание является обоснование целесообразности и эффективности создания данной ОЭЗ для решения задач федерального, регионального, местного значения. В соглашении о создании ОЭЗ определяются показатели эффективности ее функционирования. Кроме того, Минэкономразвития России ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации отчет о результатах функционирования ОЭЗ [11].

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств при создании и функционировании инструментов регионального развития профильным ведомствам поручено разработать единую стратегию для ОЭЗ, ТОР, ЗТР, инновационных территориальных кластеров, индустриальных парков, технопарков и других особых территорий, включающую требования к обоснованию, содержанию и целесообразности их создания, критерии оценки эффективности их функционирования, а также предусматривающую упорядочивание терминологии в этой сфере [12].

Несмотря на низкие в целом оценки эффективности реализации госпрограммы по социально-экономическому развитию Дальнего Востока со стороны профильного комитета Госдумы России [13], Первые результаты работы ТОР свидетельствуют об их конкурентоспособности по условиям инвестирования и ведения бизнеса, а также демонстрируют потенциал этого инструмента развития Дальнего Востока.

По состоянию на октябрь 2016 года в дальневосточных ТОРах зарегистриро-

Территории спсрижиштцег□ раз»

600 ■

Привлеченные инвестиции (млрд. руб.)

.[Ют]

514

Свободный поит

¡00

II квартал 2015

В 13 ТОРах - 172 проекта

Проекты, папучакнцив субсидию на

ВЗФ-201Б I квартал ¿1)16 II квартал (■ И'

ню

В 5 свободных портах 122 проекта

Проекты фонда развитип Дальнего востока

100 -п е

квартал ¿С 16

I чеартал 2016

II квартал ВЭФ-201Е 2016

13 проектов

9 проектов

Рис. 1. Работа новых инструментов развития Дальнего Востока

Индекс промышленного производства (X.I 105,4

106 105 104 103 102 101 100

I I

93,3

Темп роста совокупной прибыли компаний

121,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

108,9

индекс объема ИНВЕСТИЦИЙ в основной капитал (К]

105

100

95

90

ВЭФ 2015 2016

Отток населен*ч с Дальнего Востока (чел,}

12000 10750 10000 вооо 6000 4000 2000 о

2047

Рис. 2. Рост основных показателей с сентября 2015 г. по сентябрь 2016 г.

вано 78 резидентов, поступило 184 официальных заявки от инвесторов на реализацию инвестпроектов на общую сумму инвестиций 537,562 млрд. руб. (31,3 тыс. рабочих мест) [14]. Сравнительный график работы инструментов развития Дальнего Востока в период между первым и вторым Восточным экономическим форумом (сентябрь 2015 года - сентябрь 2016 года) приведен на Рис.1. В целом по проектам развития Дальнего Востока наблюдается эффект мультипликатора в масштабах 1:12, где на каждый рубль государственных инвестиций приходится 12 руб. частных инвестиций [15].

За упомянутый период на территории Дальневосточного федерального округа отмечен рост таких показателей, как индекс промышленного производства, индекс объема инвестиций в основной капитал, темпы роста совокупной прибыли компаний (Рис. 2).

Повысился интерес россиян к региону: в первые месяцы 2016 года отток населения из регионов ДФО сократился в 15 раз и в 5 раз за рассматриваемый период. А каждый пятый россиянин из числа опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения, заявил о готовности переехать на Дальний Восток при условии получения господдержки [16].

Вместе с тем, в условиях глобализации, когда эффективное и ответственное управление общественными финансами при решении задач регионального развития имеет ключевое значение, критерии оценки эффективности функционирования ТОР как одного из таких инструментов должны быть закреплены нормативно. Возложения функций по оценке эффективности функционирования ТОР на Наблюдательный совет явно недостаточно, поскольку такого рода работа

должна проводиться федеральным органом исполнительной власти, в полномочия которого входит контроль за деятельностью ТОР. В этих условиях целесообразно было внести соответствующие дополнения в федеральный закон о ТОР, выстроив работу по созданию критериев оценки эффективности ТОР с учетом общих требований к эффективности особых территорий такого рода.

Литература

1. Мокий М.С., Кузнецова О.Д., Криш-таль И.С. Развитие региона: трансдисциплинарный подход // Научно-аналитический журнал Обозреватель Observer. 2016. № 9 (320). С. 111-122.

2. Основные результаты работы Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в 2015 году [Электронный ресурс] // Правительство России URL: http://government.ru/ dep_news/22608/

3. Выступление директора департамента обеспечения реализации инвестиционных проектов, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Крутикова [Электронный ресурс] // Восточный Экономический Форум URL: https:// forumvostok.ru/programmamain/ odnasessiya/?session_id=1494

4. Лисовская Е.Г., Рожанская Е.А. Перспективы двустороннего Российско-Чешского экономического сотрудничества. / / Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2015. № 4 (32). С. 273-278.

5. Мумладзе Р.Г., Николаев О.В., Тол-паров Э.Б. Управление инновационной деятельностью: Учебник / Москва, 2015.

6. Полаева Г.Б., Тикарева А.А. Сотрудничество России и Китая по развитию территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. // Инновации и инвестиции. 2016. №7. с. 58-62

Priority development areas as a factor of investment attractiveness of a region: special features and prospects of development Krishtal I.S.

Plekhanov Russian University of

Economics Compared to other development mechanisms priority development areas (PDA) are leading by the amount of attracted investments to the Far East region. PDA is an innovative instrument based on the principle of public-private partnership and targeting global competitiveness and Asia-Pacific Region. The use of public-private partnership in the form of PDA makes the financial model of a

project attractive for the investor despite limited state budget funds as key principles of PDA are wide-scale tax stimulation and deregulation.

13 PDAs are currently working in the Far East. Types of economic activities with special legal status, minimal amount of due investments and the use of free customs zone are determined for each PDA In general the state is targeting low level of fiscal burden, simplified administrative procedures, assistance in supplying investors with labor force, favorable financing and infrastructure within PDA The concept of PDAs is similar to regional development zones but unlike them and special economic zones (SEZ) PDAs are aimed at creating comfortable living conditions for the population as well as developing economic branches and attracting investments. Providing more favorable conditions compared to SEZ, PDAs can center permanent population and become growth points for the regional economy spreading positive tendencies to adjourning areas. First results confirm high PDA potential. As there are no efficiency indicators in the law on PDAs it would be prudent to make appropriate amendments to the state law and to organize the job of creating such indicators with regard to general efficiency requirements for special areas.

Key words: priority development areas, infrastructure objects, investments, public-private partnership, Far East.

References

1. Mokiy M.S., Kuznetsova O.D., Krishtal

I.S. Development of the region: a transdisciplinary approach // Scientific and analytical magazine Observer Observer. 2016. No. 9 (320). P. 111-122.

2. Main results of the work of the Ministry of the Russian Federation on the development of the Far East in 2015 [Electronic resource] // Government of Russia URL: http:// government.ru/ dep_news / 22608 /

3. Speech by Alexander Krutikov, Director of the Department for Ensuring the Implementation of Investment Projects, Ministry of the Russian Federation for the Development of the Far East [Electronic resource] // Eastern Economic Forum URL: https: // forumvostok.ru/programmamain/ odnasessiya/?session_id=1494

4. Lisovskaya EG, Rozhanskaya E.A

Prospects for bilateral Russian-Czech economic cooperation. / / Bulletin of Tomsk State University. Economy. 2015. No. 4 (32). Pp. 273278.

5. Mumladze RG, Nikolaev OV, Tolparov

E.B. Management of innovation: Textbook / Moscow, 2015.

6. Polaeva GB, Tikareva AA. Cooperation

between Russia and China on the development of the territories of advanced development in the Far East. // Innovations and investments. 2016. №7. from. 58-

1. Mokiy M.S., Kuznetsova O.D., Krishtal

I.S. The transdisciplinary approach in the regional development // Scientific-analytical journal "Observer". 2016. No 9 (320). Pages 111-122.

2. Main results of the Ministry on the

development of the Far East in 2015рации по развитию Дальнего Востока в 2015 году // URL: http:/ /government.ru/dep_news/22608/

3. Speech of the Director of the Department for the Delivery of Investment Projects at the Ministry for Development of the Russian Far East Alexander Krutikov // URL: https://forumvostok.ru/ programma-main/odna-sessiya/ ?session_id=1494

4. Lisovskaya E.G., Rozhanskaya E.A

Prospects for the Russian-Czech economic cooperation. // Tomsk State University Journal of Economics. 2015. No 4 (32). Pages 273-278.

5. Goryainova, L. V. Industrial parks as a

factor of Russian Federation non-energy economy development. // In the book: Innovations in modern economy: problems and prospects. Proceedings of international science-practical conference. - M.: MESI, 2012. Pages 20-26.

6. Report on special economic zones

for 2015 and for the period from the beginning of special economic zones functioning. // Ministry for Economic Development. URL: http:/ /economy.gov.ru/wps/wcm/ connect

7. Governmental decree of 07.07.2016

No 643 «On the way of special economic zones efficiency assessment» // URL: http:// www.consultant.ru

8. Federal act of 29.12.2014 No 473-FZ

«On the priority development areas of Russian Federation» // URL: http:/ /www.consultant.ru

9. Mironova S.M. Territory of advancing

social and economic development: legal regulation and prospects of development // Law and economics. 2016. No 3. Pages 2431.

10. Order from the ministry of Economic Development of Russian Federation of 25.02.2013 No 81 «On the approval of the List of Methods of calculating and evaluating of the performance of territorial development zone in the Russian Federation at every stage of its operation, which may be included in an agreement on the functioning of territorial development zones in the Russian Federation.» // Rossiyskaya Gazeta 10.04.2013. No 77.

11. Federal act of 22.07.2005 No 116-FZ (edited on 13.07.2015) «On special economic zones in the Russian Federation» // URL: http:// www.consultant.ru

12. Ministry of economic development was mandated with the task of termination of inefficient special economic zones // URL: http:// tass.ru/ekonomika/3353169

13. The committee of the State Duma on regional policy and problems of the North and Far East studied the 2015 budgetary performance //

О

3

В

s

a

2 a

6

URL: http://www.komitet2-1 .km.duma. gov.ru/site.xp/ 052057124050053054048.html 14. The fourteenth priority development area will be created in the Republic of Sakha (Yakutia) //

URL: http://

www.minvostokrazvitia.ru/press-center/news_minvostok/ ?ELEMENT_ID=4690 15. The speech of the Minister on the development of the Far East // URL: https://forumvostok.ru/

programma-main/odna-sessiya/ ?session_id=1615 16. Timakov V.: Far East is on the verge of the development boom, the year 2016 will be critical for the region / / URL: http://tass.ru/opinions/ interviews/3450709

cs

СЭ

СЧ

cs £

Б

a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.