СКИРУТА Полина Алексеевна
студентка бакалавриата по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение» Восточного института - Школы региональных и международных исследований ДВФУ (г. Владивосток) Электронная почта: [email protected]
ЗОЛОТУХИН Иван Николаевич
канд. полит. наук, доцент кафедры международных отношений Восточного института - Школы региональных и международных исследований ДВФУ (г. Владивосток) Электронная почта: [email protected]
Территориальный спор в Южно-Китайском море в энергетическом измерении: позиции Китая, Вьетнама и России
УДК 327 doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-1/64-72
территориальные В данной статье рассматривается политико-экономическая
споры, составляющая морского территориального конфликта меж-
Южно-Китайское море, ду КНР и СРВ в Южно-Китайском море (ЮКМ), а также позиция России, находящейся в отношениях всеобъемлющего стратегического партнёрства с обоими диспутантами и заинтересованной в освоении нефтегазовых месторождений ЮКМ. Методологической основой работы является анализ результатов исследований отечественных и зарубежных авторов, а также материалов и документов в изучаемой проблеме. В статье представлены статистические данные по добыче углеводородов на территории ЮКМ, а также дана оценка рисков для России, Китая и Вьетнама.
Территориальный спор в ЮКМ на протяжении последних нескольких лет сохраняет актуальность как одна из нерешённых международных проблем. За кажущейся незначительностью конфликта вокруг маленьких островов, скал, рифов, большинство из которых являются необитаемыми, скрывается целый комплекс противоречий, в него вовлечены не только непосредственные диспутанты, но и внерегиональные игроки. Проблема усугубляется отсутствием реальных инструментов разрешения конфликта, несмотря на продолжающийся переговорный процесс между КНР и АСЕАН, результатом которого явилось принятие ряда документов, призванных регулировать деятельность сторон в ЮКМ, но носящих рекомендательный характер, в частности, Декларация о поведении сторон (2002). Конструктивному диалогу препятствуют активные действия Китая, направленные на расширение де-факто контролируемых участков территории в спорных районах, вносящие диссонанс в отношения с соседями по ЮКМ. Несмотря на обвинения в адрес КНР в нарушении и неверной трактовке норм международного права и игнорировании интересов партнёров из АСЕАН, позиция Пекина остаётся неизменной: отстаивание своего суверенитета над большей частью акватории ЮКМ. Помимо Китая, принадлежность территорий оспаривается СРВ, Филиппинами, Малайзией, Индонезией и Брунеем. Но на протяжении последних 10 лет именно Вьетнам сохраняет наиболее твёрдую позицию касательно активизации Китая
спорные воды,
международное сотрудничество,
стратегическое партнерство,
топливно-
энергетические
ресурсы,
добыча углеводородов
Для цитирования: Скирута П. А., Золотухин И. Н. Территориальный спор в Южно-Китайском море в энергетическом измерении: позиции Китая, Вьетнама и России // Известия Восточного института. 2020. № 1. С. 64-72. doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-1/64-72
в акватории ЮКМ [6].
Оба государства предъявляют права на владение спорными территориями, ссылаясь на различные исторические документы. В течение нескольких десятилетий предпринимались попытки урегулировать данный конфликт, в том числе и на региональном уровне. Предлагаемые как противоборствующими, так и нейтральными сторонами варианты решения, как правило, не устраивают кого-либо из участников. Сохраняющаяся напряжённость между сторонами и их нежелание идти на компромисс делают спор в ЮКМ конфликтом с нулевой суммой, который несёт угрозу региональной стабильности и безопасности.
Спорные острова остаются существенной преградой к установлению успешного сотрудничества внутри АТР, а водные неразделенные территории являются точкой пересечения экономических интересов двух вышеупомянутых государств. Кроме того, акватория ЮКМ богата природными ресурсами, недра акватории ЮКМ могут содержать колоссальные запасы энергоресурсов. Согласно расчётам аналитиков, запасы в акватории ЮКМ составляют около 6,1 млн. т нефти и 4,88 млрд. куб. м газа [1]. Соответственно, территория ЮКМ, включающая в себя острова Спратли и Парасельский архипелаг, интересна сторонам не только как торгово-транспортный путь, но и как объект хозяйственного освоения, особенно в условиях возрастающих потребностей стран ЮВА в энергетике.
Прежде всего следует понять, какими доказательствами руководствуются Китай и Вьетнам в подтверждении своей правоты касательно владения спорными территориями. Позиция Китая основывается на данных из различных исторических источников, в том числе географических карт времён различных династий. Впервые островные территории ЮКМ были нанесены на карты китайскими рыбаками около 2 тыс. лет назад, а информация об островах была указана во многих древнекитайских книгах. Исходя из этого, КНР утверждает, что они обнаружили, освоили и установили контроль над данными островами раньше других государств [5]. Вьетнам, в свою очередь, опираясь на «Сборник карт Хонг Дыка», выпущенный во времена правления Дайвьетского императора Ле Тхань Тонга (начало XV века) [2, с. 89], предъявляет доказательство того, что именно вьетнамские рыбаки первыми достигли Парасельских островов и островов Спратли, занимаясь рыболовным промыслом на их побережье.
С 1941 г. контроль над островами осуществлялся Японией, которая сохраняла свой суверенитет над спорными территориями вплоть до окончания Второй Мировой войны. Китай заявляет права на острова, опираясь на Каирскую (1943) и Потсдамскую (1945) декларации, в которых указывалось на то, что при капитуляции Япония должна будет вернуть Китаю завоёванные территории, хотя до начала японской оккупации острова ЮКМ официально не принадлежали Китаю, а находились под юрисдикцией французской колонии Кохинхина. В связи с этим в 1951 г. на конференции в Сан-Франциско Вьетнам (на тот момент находящийся под управлением Франции) заявляет права на Парасельские острова и острова Спратли. По итогу конференции Парасельские острова были возвращены государству Вьетнам, а Спратли - Франции. После того как Франция покинула Индокитай, Спратли перешли под юрисдикцию Южного Вьетнама. Однако это не решило территориальную проблему, а конфликт был усугублен вооружёнными столкновениями: в 1974 г. между КНР и Южным Вьетнамом по поводу Парасел, и в 1988 г. между КНР и СРВ вокруг Спратли.
Китай осуществил экспансию Парасел в два этапа. Первый этап был в 1956 г., после вывода французских войск из Индокитая, второй - в 1974 г., когда Сайгон был ослаблен по причине Второй Индокитайской Войны. С 1988 по 1992 гг. ВМС Китая установили контроль над девятью южными рифами архипелага Спратли, и уже в феврале 1992 г. Всекитайское собрание народных представителей объявило Парасельские острова и острова Спратли территорией КНР, включённой в провинцию Хайнань. Через 20 лет, в 2012 г., СРВ принимает закон о «Морском праве», в котором объявляет данные острова территорией Вьетнама. Таким образом, разрешение данного конфликта ещё больше усложнилось, так как спорные территории стали частью государств на законодательном уровне [9, с. 124].
В 1982 г. была подписана Конвенция ООН по морскому праву, которая установила правила, регулирующие любую деятельность в океане. Конвенция была подписана всеми странами-членами АСЕАН (за исключением Камбоджи), в числе которых был Вьетнам. Китай также подписал и ратифицировал данную конвенцию, продолжая при этом удерживать Парасельские острова и жёстко отстаивать свой суверенитет над островами Спратли [6]. КНР утверждает, что все законы о территориальном море не противоречат Конвенции, а, более того, являются внедрением её положений в законодательство КНР. [7, с. 119]
После окончания Второй мировой войны Китай обозначил на карте линию, которая отражала интересы Китая в ЮКМ, когда по результатам капитуляции Японии правительство Китая решало, какие территории Япония обязана вернуть под китайскую юрисдикцию. В мире о ней стало известно только в 2009 г., когда КНР предоставил генеральному секретарю ООН карту, с нанесённой на ней линией, состоящей из 9 пунктирных отрезков. Китай объясняет линию 9 пунктиров (во Вьетнаме известную как «линия коровьего языка») как обозначение «исторического моря», хотя на сегодня достоверно не известно, что именно обозначает эта линия, поскольку никаких юридических разъяснений от Китая получено не было. На карте видно, что линия проходит практически через всю акваторию ЮКМ, захватывает большую часть островов Южно-Китайского моря, и пересекает исключительную экономическую зону (ИЭЗ) Вьетнама, Филиппин, Малайзии и Брунея. В связи с этим Филиппины подают иск в Гаагский арбитражный суд с просьбой признать их суверенитет в двухсотмильной ИЭЗ. В 2016 г. Гаагский арбитражный суд опроверг суверенитет Китая над спорными территориями, аргументировав это тем, что исторически Китай никогда не имел абсолютного контроля над ЮКМ [13]. Представленная на картах линия это не что иное, как попытки Китая распространить влияние в ЮКМ, хотя Китай отрицает это.
Нерешённость территориального спора приводит к разногласиям касательно ведения экономической деятельности в водах ЮКМ диспутантами, в том числе, разведки и добычи углеводородов. Оба оппонента принимают различные попытки установить контроль над спорными территориями на законодательном уровне. Так, в начале 2014 г., Китай ввёл правила, ограничивающие пребывание иностранных рыболовецких судов в акватории ЮКМ, если быть точнее - в пределах 9 пунктирной линии [10]. В этом же году начинается активная деятельность Китая по разработке энергетических ресурсов в спорных водах,
которая приводит к политическим конфликтам между Пекином и Ханоем. В мае того же года Китай начинает возведение искусственных островов в районе архипелага Спратли, проводит геологоразведочные работы на шельфе Парасельских островов, чем вызывает недовольство Вьетнама с последующим локальным военизированным конфликтом. Вследствие вспыхнувшего конфликта Китаю так и не удалось закончить начатые работы, хотя и было установлено наличие месторождений нефти и природного газа. Вьетнамская сторона затребовала разъяснений со стороны правительства КНР, так как работы велись в ИЭЗ Вьетнама. МИД КНР отверг претензии Вьетнама, заявив о том, что все работы Китай ведёт исключительно в своих территориальных водах. По мнению Китая, практически все залежи топливно-энергетических ресурсов в акватории ЮКМ находятся на территории КНР, в связи с чем Вьетнам не должен препятствовать деятельности китайских разведывательных экспедиций. Описанный нами конфликт вызвал широкий общественный резонанс не только в странах-оппонентах, но и внутри региона.
В августе 2019 г. Китай направил гидрографическое судно в сопровождении военных кораблей в спорные территории ЮКМ, что, по мнению стратегических партнеров СРВ, в частности США, является попыткой запугивания других претендентов на разработку ресурсов в ЮКМ. Стоит отметить также, что Китай имеет несколько военных гарнизонов на территориях островов Спратли, которые находятся под суверенитетом Вьетнама. Ханой настаивал на выведении военной техники и прекращении милитаризации территорий, на что Пекин ответил заявлением о суверенных правах на защиту собственных территорий. Таким образом, вьетнамской стороне не удаётся найти адекватный ответ китайским действиям, и ситуация в ЮКМ продолжает оставаться сложной [3].
Инциденты в ЮКМ затрагивают не только интересы непосредственных участников спора, но и их партнёров. Китайско-вьетнамское противостояние вызывает озабоченность России, стремящейся развивать отношения с самыми принципиальными сторонами конфликта, являющимися для Москвы ведущими стратегическими партнёрами. Нефтегазовая отрасль играет немаловажную роль в отношениях России с обоими государствами. Многие российские энергетические компании имеют проекты совместно как с Вьетнамом, так и с Китаем. Например, совместная российско-вьетнамская нефтедобывающая компания «Вьетсовпетро» существует на протяжении более тридцати лет; российские компании «Роснефть» и «Газпром» сотрудничают с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией на протяжении последних десяти лет. При этом можно обозначить существенное различие российско-вьетнамского и российско-китайского сотрудничества в нефтегазовой отрасли. В случае с Китаем Россия преимущественно является экспортёром нефти и природного газа, крупнейшим поставщиком углеводородов в КНР. Суть российско-вьетнамского сотрудничества заключается в том, что Россия ведёт геологоразведочные экспедиции совместно с Вьетнамом, в том числе и на территории ЮКМ.
Основную деятельность в нефтедобывающей сфере Российская федерация (совместно с СРВ) ведёт на части шельфа ЮКМ. Наиболее известными месторождениями являются впадины Кыу Лонг и Кон
Шон, где расположена большая часть нефтедобывающих установок. По итогам 2018 г. объёмы добычи по всем месторождениям компании «Вьетсовпетро» составил 4,1 млн. тонн нефти и 180,9 млн. куб. м природного газа. За 2019 г. эти показатели упали до 3,753 млн. тонн нефти и 132,4 млн. куб. м природного газа, что объясняется расхождением между прогнозируемым количеством залежей ресурсов и фактическим [12]. Данный факт никак не опровергает прогнозы специалистов о наличии колоссальных топливно-ресурсных залежей в акватории ЮКМ, и объясняет не только стремление оппонентов установить контроль над ней, но и желание России сотрудничать с обладателями столь значительных нефтегазовых ресурсов.
Большая часть месторождений углеводородов на территории двухсотмильной зоны расположена в южной части СРВ [11]. Месторождения, находящиеся в нефтегазовом бассейне Нам Кон Шон (Южно-коншонская впадина), пересекают упомянутую ранее линию 9-ти пунктиров и расположены вблизи островов Спратли. Стоит так же упомянуть месторождение Лан До, расположенное в этой же впадине и находящееся в пределах девятипунктирной линии, так как в 2018 г. именно оно стало причиной столкновения интересов Китая и РФ [8, с. 18]. Разработкой топливно-энергетических ресурсов на представленной территории с российской стороны занимается компания «Роснефть» в сотрудничестве с СРВ. Пекин выступил против деятельности российской компании в спорных водах, обосновав это тем, что деятельность России может негативно отразится на двусторонних отношениях и стабильности внутри региона [4; 11]. Москва выступила с заявлением о том, что компания «Роснефть» является частным предприятием и, соответственно, не консультируется с Кремлём насчёт своей деятельности, руководствуясь имеющимися лицензиями и не нарушая международных соглашений. Тем не менее данный ответ не удовлетворяет требованиям КНР, и у российской компании есть несколько вариантов ответа. Первый - продолжить работы, невзирая на недовольство со стороны Китая. Второй - прекратить работы, потеряв некоторую часть капиталовложений, но сохранив важного стратегического партнера. Третий вариант - добиться юридических соглашений между КНР и СРВ об условиях нефтедобычи в спорных водах. На сегодня ситуация не изменилась, и компания «Роснефть» по-прежнему является оператором проекта по добыче энергоресурсов на месторождениях Лан Тай, Лан До и PLD.
Похожий инцидент произошёл в 2017 г., но тогда власти Вьетнама, в ответ на недовольство Китая, были вынуждены попросить испанскую компанию Repsol прекратить бурение скважин на территории Лан До в блоке 136/3. В связи с этим как вьетнамская, так и испанская стороны понесли существенные финансовые потери [15]. Этот эпизод показывает готовность Ханоя иди на уступки ради сохранения мирной обстановки в акватории ЮКМ. С другой стороны, привлекая к освоению месторождений ЮКМ иностранные компании, Вьетнам продолжает делать шаги по интернационализации конфликта, поскольку давление со стороны Китая, создающее для Вьетнама риски по выполнению контрактных обязательств, вызывает негативную реакцию зарубежных партнеров. Таким образом, Ханой пытается укреплять свои позиции вокруг спорных территорий, показывая мирово-
му сообществу серьёзность территориальных разногласий в ЮКМ, способных стать «чёрным лебедем»1 региональной безопасности.
Вместе с тем Россия продолжает придерживаться политики невмешательства в существующий спор, не вступая в разногласия между сторонами. Попытки России сохранять нейтралитет в сложившейся обстановке легко объяснить нежеланием терять стратегических партнёров. На сегодня Китай является государством с мощной экономической системой, а Вьетнам - страной с высокими темпами экономического роста, которая создаёт все условия для взаимовыгодного сотрудничества. Российско-китайские, и российско-вьетнамские отношения существуют уже на протяжении многих лет, а развитие экономических связей с обоими государствами является неотъемлемой частью российского внешнеполитического курса. Тем самым отдать предпочтение кому-то одному из партнёров для России не представляется возможным. Таким образом, особая позиция России по вопросу территориальных споров в ЮКМ обусловлена серьёзными рисками для нашей страны в случае вовлечения в конфликт на стороне кого-либо из диспутантов. Оптимальным вариантом для России является постепенное движение к примирению противоборствующих сторон.
1 «Чёрный лебедь» - труднопрогнозируемое событие, которые может иметь значительные последствия. Термин ввёл в оборот Н. Н. Талеб в работе «Чёрный лебедь: влияние непредсказуемого» [14].
Литература
1. Бахтина О. Нефтегазовый мир в Южно-Китайском море. С. Лавров после Вьетнама посетит Китай [Электронный ресурс] // Neftegaz.RU (сайт). URL https://neftegaz.ru/news/politics/194383-neftegazovyy-mir-v-yuzhno-kitayskom-more-s-lavrov-posle-vetnama-posetit-kitay/ (дата обращения: 25.02.2020).
2. Ву Зыонг Хуан. Аргументация Вьетнамом своих суверенных прав на Пара-сельские острова и острова Спратли // Россия и АТР. 2012. № 2. С. 88-102.
3. Вьетнам попросил Китай о «разоружении» спорных островов в Южно-Китайском море / К. Симак [Электронный ресурс] // Официальный сайт ИД «Коммерсантъ» kommersant.ru, 09.05.2018. URL https://www.kommersant.ru/doc/3623855 (дата обращения: 29.02.2020).
4. Китай выступил против работы «Роснефти» у побережья Вьетнама / Д. Коржова [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti), 17.05.2018. URL https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2018/05/17/769808-kitai-vistupil-protiv-rosnefti (дата обращения: 29.02.2020).
5. Китай настаивает на разрешении соответствующих споров между КНР и Фил-липинами в Южно-Китайском море путем
переговоров [Электронный документ] // Пресс-канцелярия Госсовета КНР, 07.2016 (сайт) URL http://russian.china.org.cn/ exclusive/txt/2016-07/13/content_38869525. htm (дата обращения: 26.02.2020).
6. Конвенция ООН по морскому праву [Электронный документ] // Организация Объединенных Наций. 10.12.1982. (сайт) URL https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/lawsea.shtml (дата обращения: 26.02.2020).
7. Куан Ц. Правовой режим территориального моря Китайской Народной Республики // Журнал Российского права. 2018. №6. С. 118-124.
8. Ле Ван Тунг Анализ состояния добычи нефти на месторождении «х», Вьетнам: дис... м-ра техн. наук. - Томск, 2018. 107 с.
9. Локшин Г., Кобелев Е., Мазырин В. Сообщество АСЕАН в современном мире: монография. - М.: ИД «Форум», 2019. 296 с.
10. Пекин ввел новые правила рыболовства в Южно-Китайском море / А. Зюзин [Электронный ресурс] // Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) (сайт), 10.01.2014. URL https://tass. ru/mezhdunarodnaya-panorama/878271 (дата обращения: 27.02.2020)
11. Пекин раскритиковал «Роснефть»
за разработку участка в Южно-Китайском море / А. Фадеева [Электронный ресурс] // Информационное агентство «РБК» (сайт), 17.05.2018. URL https://www.rbc.ru/newspa per/2018/05/18/5afd50559a794758251c08bb (дата обращения: 27.02.2020).
12. Совет «Вьетсовпетро» провел 51-е Заседание [Электронный документ] // Совместное российско-вьетнамское предприятие «Вьетсовпетро», 16.07.2019 (сайт). URL http://www.vietsov.com.vn/Rus/Pages/ Details.aspx?itemid=28&c=1 (дата обращения: 27.02.2020).
13. Спор о Южно-Китайском море: суд в Гааге отверг права Пекина [Электронный ресурс] // Сетевое издание «РИА Новости», 12.07.2016. URL https://ria. ru/20160712/1464640532.html (дата обращения: 27.02.2020).
14. Taleb N. N. The Black Swan: The Impact
of the Highly Improbable [Электронный документ] // New York Times (сайт). July 22, 2007 https://www.nytimes.com/2007/04/22/ books/chapters/0422-1st-tale.html (дата обращения: 28.02.2020).
15. Vietnam Requests Spain's Repsol Suspend Work in Disputed South China Sea Oil Block [Электронный ресурс] // The Diplomat (сайт), 25.03.2018. URL https:// thediplomat.com/2018/03/vietnam-requests-spains-repsol-suspend-work-in-disputed-south-china-sea-oil-block/ (дата обращения: 27.02.2020).
16. Hong Dtfc ban do. Publications of the Historical Research Institute. 1962 [Электронный документ] // Thtf Vien so Trung tarn Thong tin (сайт) URL http://dlib.vnu. edu.vn/iii/cpro/DigitalltemViewPage.extern al?lang=eng&sp=1025839&sp=T&suite=def (дата обращения: 26.02.2020).
Polina A. SKIRUTA
Undergraduate Student, Oriental Institute - School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia) E-mail: [email protected]
Ivan N. ZOLOTUKHIN
Ph. D. (in Political Science), Assosiate Professor, International Relations Department, Oriental Institute - School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia). E-mail: [email protected]
The energy dimension of the territorial dispute in the South China Sea through the positions of China, Vietnam and Russia
UDC 327
territorial disputes, South China Sea, disputed waters, the international cooperation, strategic partnership, fuel and energy resources, hydrocarbon exploitation
doi: dx.doi.org/10.24866/2542-16n/2020-1/64-72
In this article, we will consider the political and economic components of the maritime territorial conflict between China and Vietnam in the South China Sea, as well as the position of Russia, which is in a comprehensive strategic partnership with both disputants. The maritime territorial conflict in South China Sea has existed for many years and is investigated by many researchers because both claimants cannot come to term with each other. The article briefly describes the conflict anatomy and arguments submitted by both countries. Russia is interested in developing the oil and gas fields of the South China Sea. It should be emphasized that Russia is trying to keep economic cooperation with both China and Vietnam despite the considered conflict. The methodological basis of the work includes the analysis of the research findings from domestic and foreign authors, as well as materials and documents in the problem studied. The article presents the statistics on hydrocarbon production in the area of
the South China Sea. The estimation and analysis of both risks and prospects for further cooperation in the disputed areas are given in the work.
For citation: Skiruta P. A., Zolotukhin I. N. The energy dimension of the territorial dispute in the South China Sea through the positions of China, Vietnam and Russia // Oriental Institute Journal. 2020. № 1. P. 64-72. doi: dx. doi.org/10.24866/2542-1611/2020-1/64-72
References
1. Bakhtina O. Neftegazovyj mir v YUzhno-Kitajskom more. S. Lavrov posle V'etnama posetit Kitaj [EHlektronnyj resurs] // Neftegaz.RU (sajt). URL https://neftegaz. ru/news/politics/194383-neftegazovyy-mir-v-yuzhno-kitayskom-more-s-lavrov-posle-vetnama-posetit-kitay/ (data obrashheniya: 25.02.2020).
2. Vu Zyong KHuan. Argumentatsiya V'etnamom svoikh suverennykh prav na Parasel'skie ostrova i ostrova Spratli // Rossiya i ATR. 2012. № 2. S. 88-102.
3. V'etnam poprosil Kitaj o «razoruzhenii» spornykh ostrovov v YUzhno-Kitajskom more / K. Simak [EHlektronnyj resurs] // Ofitsial'nyj sajt ID «Kommersant"» kommersant.ru, 09.05.2018. URL https:// www.kommersant.ru/doc/3623855 (data obrashheniya: 29.02.2020).
4. Kitaj vystupil protiv raboty «Rosnefti» u poberezh'ya V'etnama / D. Korzhova [EHlektronnyj resurs] // EHlektronnoe periodicheskoe izdanie «Vedomosti» (Vedomosti), 17.05.2018. URL https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2018/05/17/769808-kitai-vistupil-protiv-rosnefti (data obrashheniya: 29.02.2020).
5. Kitaj nastaivaet na razreshenii sootvetstvuyushhikh sporov mezhdu KNR i Fillipinami v YUzhno-Kitajskom more putem peregovorov [EHlektronnyj dokument] // Press-kantselyariya Gossoveta KNR, 07.2016 (sajt) URL http://russian.china.org.cn/ exclusive/txt/2016-07/13/content_38869525. htm (data obrashheniya: 26.02.2020).
6. Konventsiya OON po morskomu pravu [EHlektronnyj dokument] // Organizatsiya Ob"edinennykh Natsij. 10.12.1982. (sajt) URL https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/lawsea.shtml (data obrashheniya: 26.02.2020).
7. Kuan TS. Pravovoj rezhim
territorial'nogo morya Kitajskoj Narodnoj Respubliki // ZHurnal Rossijskogo prava. 2018. № 6. S. 118-124.
8. Le Van Tung Analiz sostoyaniya dobychi nefti na mestorozhdenii «kh», V'etnam: dis... m-ra tekhn. nauk. - Tomsk, 2018. 107 s.
9. Lokshin G., Kobelev E., Mazyrin V. Soobshhestvo ASEAN v sovremennom mire: monografiya. - M.: ID «Forum», 2019. 296 s.
10. Pekin vvel novye pravila rybolovstva v YUzhno-Kitajskom more / A. Zyuzin [EHlektronnyj resurs] // Informatsionnoe telegrafnoe agentstvo Rossii (ITAR-TASS) (sajt), 10.01.2014. URL https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/878271 (data obrashheniya: 27.02.2020)
11. Pekin raskritikoval «Rosneft'» za razrabotku uchastka v YUzhno-Kitajskom more / A. Fadeeva [EHlektronnyj resurs] // Informatsionnoe agentstvo «RBK» (sajt), 17.05.2018. URL https://www.rbc.ru/newspa per/2018/05/18/5afd50559a794758251c08bb (data obrashheniya: 27.02.2020).
12. Sovet «V'etsovpetro» provel 51-e Zasedanie [EHlektronnyj dokument] // Sovmestnoe rossijsko-v'etnamskoe predpriyatie «V'etsovpetro», 16.07.2019 (sajt). URL http://www.vietsov.com.vn/Rus/ Pages/Details.aspx?itemid=28&c=1 (data obrashheniya: 27.02.2020).
13. Spor o YUzhno-Kitajskom more: sud v Gaage otverg prava Pekina [EHlektronnyj resurs] // Setevoe izdanie «RIA Novosti», 12.07.2016. URL https:// ria.ru/20160712/1464640532.html (data obrashheniya: 27.02.2020).
14. Taleb N. N. The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable [EHlektronnyj dokument] // New York Times (sajt). July 22, 2007 https://www.nytimes.com/2007/04/22/ books/chapters/0422-1st-tale.html (data obrashheniya: 28.02.2020).
15. Vietnam Requests Spain's Repsol Suspend Work in Disputed South China Sea Oil Block [EHlektronnyj resurs] // The Diplomat (sajt), 25.03.2018. URL https:// thediplomat.com/2018/03/vietnam-requests-spains-repsol-suspend-work-in-disputed-south-china-sea-oil-block/ (data obrashheniya: 27.02.2020).
16. Hong Dtic ban do. Publications of the Historical Research Institute. 1962 [EHlektronnyj dokument] // Thtf Vien so Trung tam Thong tin (sajt) URL http://dlib. vnu.edu.vn/iii/cpro/DigitalItemViewPage.ext ernal?lang=eng&sp=1025839&sp=T&suite=d ef (data obrashheniya: 26.02.2020).