УДК 94:341.218(510+520)
https://doi.org/10.24158/fik.2017.5.24
У Дэкунь
студент магистратуры по программе «Дипломатия РФ и зарубежных государств» факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета
У Яньбинь
студент магистратуры по программе «Мировая политика» факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ МЕЖДУ КНР И ЯПОНИЕЙ
Wu Dekun
Applicant for a Master's Degree, Diplomacy of the Russian Federation and Foreign States Program, School of International Relations, St. Petersburg State University
Wu Yanbin
Applicant for a Master's Degree, World Politics Program, School of International Relations, St. Petersburg State University
TERRITORIAL DISPUTES BETWEEN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA AND JAPAN
Аннотация:
В статье обсуждаются территориальные споры между Китаем и Японией - нерешенная международная проблема, создающая напряженность в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Актуальность работы заключается в обращении авторов к изучению истоков проблемы и установлению вариантов ее решения. Предметом споров между названными государствами признаны вопросы проведения границ в Восточно-Китайском море, определения принадлежности островов архипелага Сен-каку (Дяоюйдао) и разработки энергоресурсов в акватории Восточно-Китайского моря.
Ключевые слова:
территориальный спор, острова Сенкаку (Дяоюй-дао), Восточно-Китайское море, энергоресурсы, Китай, Япония.
Summary:
This article discusses the territorial disputes between China and Japan. They are unresolved international issue that creates tension in the Asia-Pacific region. The relevance of the paper is to examine the origins of the problem by the authors and find the options for its solution. Problems of the delimitation in the East China Sea, the territorial affiliation of the Senkaku Islands (Di-aoyu Islands) and the energy resources development in the waters of the East China Sea can be recognized as the subject of disputes between China and Japan.
Keywords:
territorial dispute, Senkaku Islands (Diaoyu Islands), East China Sea, energy resources, China, Japan.
Китай и Япония являются соседними государствами. На протяжении беспрерывной тысячелетней истории отношений между Японией и Китаем существовали взаимоуважение, стремление заимствовать положительный опыт в культуре, экономике, политике и других сферах. Совместное развитие стран превратило их в государства с мировым влиянием. Основным конфликтом в отношениях между Японией и Китаем всегда был вопрос о Восточно-Китайском море. Спор о территориях в Восточно-Китайском море затрагивает следующие вопросы: проведение границ между Японией и Китаем в Восточно-Китайском море, обладание правами на территории островов Сенкаку (Дяоюйдао), эксплуатация нефтяных и газовых ресурсов и развитие рыбной промышленности в территориальных водах вблизи островов Сенкаку (Дяоюйдао).
Причины и исторические предпосылки возникновения вопроса об островах Сенкаку (Дяоюйдао)
Со времен китайской династии Мин Китай и государство Рюкю находились в отношениях «вассала и сюзерена». Такого рода отношения длились вплоть до позднего периода династии Цин. Начиная с 1372 г. острова Сенкаку (Дяоюйдао) являлись обязательным пунктом посещения для титулованных дипломатических послов государств Цин и Мин во время их дипломатических визитов в государство Рюкю. Упоминания об островах Сенкаку (Дяоюйдао) появились еще в 1403 г. в книге о морских маршрутах Китая «Шуньфэн Сянлу». В 1534 г. посол государства Мин Чэнь Кан в своих заметках о визите в государство Рюкю указал некоторые детали о прохождении через острова Сенкаку (Дяоюйдао), при этом отметив, что Мигушань являются морской границей между Китаем и государством Рюкю [1].
Первым, у кого возник интерес к островам Сенкаку (Дяоюйдао), был японский предприниматель Кога Чэн Сиро, изначально движимый экономическими побуждениями. Позже военный статус островов Сенкаку (Дяоюйдао) привлек внимание японского правительства тоже. Еще в 1879 г., когда Рюкю стало префектурой Окинава, Кога Чэн Сиро узнал об альбатросах, обитавших на островах Сенкаку (Дяоюйдао), и захотел собирать их пух. Он направил заявление в адрес префектуры
Окинава с просьбой об аренде этих земель. Заявление Кога Чэна Сиро заставило японское правительство обратить внимание на эти острова. Кроме того, правительство Японии обнаружило, что острова Сенкаку (Дяоюйдао) имеют большое стратегическое значение в противостоянии Китаю. Но в 1885 г. Япония, проведя исследования непосредственно на месте, узнала о богатстве островов полезными ископаемыми и захотела завладеть «Ценными островами». Внешнеполитическое ведомство Японии выдвинуло предложение об отказе немедленного проведения государственных границ на островах Сенкаку (Дяоюйдао), указав в письме, что об этом не должны знать другие лица. В 1900 г. Япония согласно названиям, взятым из английских военно-морских записей, дала островам название «Сенкаку» [2]. Этот период стал предпосылкой к тому, что в будущем США включат острова Сенкаку (Дяоюйдао) в состав префектуры Окинава и вернут их Японии.
В декабре 1943 г. представители Китая, Великобритании и США опубликовали Каирскую декларацию, в которой было заявлено, что китайские территории, ранее захваченные Японией: Маньчжурия, Тайвань, Пескадорские острова (острова Пэнху) и т. д., должны быть возвращены Китаю. Каирская декларация распределила китайские территории, захваченные Японией с 1894 г. в ходе Японо-китайской войны. Острова Дяоюй также входили в состав территории, которая была указана в Каирской декларации.
26 июля 1945 г. с целью принятия мер в ответ на военные действия Японии, а также урегулирования послевоенного политического порядка правительством Китая, США и Великобритании в рамках Потсдамской конференции была опубликована совместная Потсдамская декларация. Восьмой пункт декларации гласит: «Условия, указанные в Каирской декларации, должны быть выполнены безоговорочно, суверенное право Японии распространяется на территории островов Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и другие территории, определенные нами» [3]. В декларации четко определены территории, входящие во владения Японии, а также отмечено, что острова, входящие в состав Японии, определяются «нами», где под словом «нами» подразумеваются страны, подписавшие данную декларацию, а именно Китай, США, Великобритания и позже присоединившийся к Потсдамской декларации СССР. В 1945 г., после объявления Японией о капитуляции, Вторая мировая война была официально признана завершенной, и со 2 февраля 1946 г. территории Японии ниже 30 градусов северной широты перешли под военное управление правительства США.
После подписания Сан-Францисского мирного договора США, исходя из необходимости, вызванной холодной войной, подписали с Японией «Договор о безопасности между Японией и США». Пятый пункт договора о взаимных гарантиях безопасности стал основным аргументом для Японии в вопросе островов Сенкаку (Дяоюйдао). По этому пункту каждая из сторон расценивает любую военную агрессию против союзника как угрозу собственной национальной безопасности и вправе действовать согласно собственным конституционным положениям. В связи с этим правительство Японии считает, что в случае возникновения конфликта между Японией и Китаем из-за островов Сенкаку (Дяоюйдао) США, согласно «Договору...», будут вынуждены осуществить военное вмешательство для поддержки Японии, что в значительной степени побудило Японию занять жесткую позицию в вопросе островов Сенкаку (Дяоюйдао).
Суть споров между КНР и Японией
Восточно-Китайское море - это полузамкнутое море Тихого океана, являющееся восточным побережьем материкового Китая. В 60-х гг. Хх в. Азиатская и дальневосточная экономическая комиссия ООН выдвинула гипотезу о том, что континентальный шельф Восточно-Китайского моря - один из самых богатых районов в мире по запасам нефти и газа, а водная территория островов Сенкаку (Дяоюйдао), возможно, является вторым Ближним Востоком. Это послужило поводом обратить всеобщее внимание на нефтегазовые ресурсы морей Азиатско-Тихоокеанского региона. В октябре 1968 г. К. Эмери (К. Emery), сотрудничая с управлением военно-морской океанографии США, корейскими и тайваньскими геологами, провел исследования акватории Восточно-Китайского моря, по итогам которых в апреле 1969 г. был опубликован доклад о геологическом строении Восточно-Китайского и Желтого морей и их гидрологических особенностях [4]. В докладе четко отмечено, что в акватории между Китаем, Тайванем и Японией существует нефтеносный район мирового масштаба. Самой благоприятной частью для образования нефтяных и газовых запасов в этом районе признан северо-восточный район Тайваня площадью 200 000 км2, где толщина отложений составляет более 2 км [5].
В Китае существует большой дефицит в спросе и предложении нефти и газа, что является главным фактором, сдерживающим рост экономики страны. Начиная с 1993 г. Китай стал нетто-импортером нефти. В 2003 г., обогнав Японию, он стал вторым потребителем в мире после Америки. К 2010 г. зависимость Китая от импорта нефти достигла 50 % [6]. Председатель консультативного комитета национальной энергетической комиссии Чжан Гобао в своем выступлении на форуме по развитию Китая - 2014 заявил, что Китай стал первым в мире по производству и потреблению энергетических ресурсов. В 2011 г. зависимость Китая от импорта сырой нефти выросла до 55,7 % [7].
Япония является четвертым в мире потребителем энергетических ресурсов. В то же время Япония - это страна, испытывающая острый дефицит в добыче природных ресурсов. В 2011 г. потребление Японией нефти и газа составило 53,3 % и 11,2 % конечного потребления энергии, тогда как потребление угля составило всего лишь 8,4 % [8]. Япония в основном зависит от импорта нефти, это означает, что экономическому развитию Японии грозит опасность со стороны энергетических ресурсов. Вследствие этого Япония начала осуществлять новую стратегию по расширению морских границ с целью удовлетворения спроса на энергетические ресурсы для собственного развития.
Острова Сенкаку (Дяоюйдао) занимают ключевую позицию в споре за энергетические ресурсы Восточно-Китайского моря вследствие своего особенного расположения на континентальном шельфе Восточно-Китайского моря. Острова Сенкаку (Дяоюйдао) расположены на северо-востоке Тайваня и юго-западе Окинавы, расстояние с юга до Тайваньского порта Цзилун составляет 102 миль, а с севера до административного центра Окинавы Наха - 230 миль [9]. В состав архипелага Сенкаку (Дяоюйдао) входят несколько безымянных островов, расположенных ровно посередине континентального шельфа двух государств. В международном законодательстве острова, находящиеся в центре между двумя государствами, называются «островами на стыке». Япония с целью занять более обширную морскую территорию сделала острова Сенкаку (Дяоюйдао) ориентиром для деления границ, намереваясь поделить поровну с Китаем Восточно-Китайское море.
Законодательство о китайском континентальном шельфе берет начало от Конвенции о континентальном шельфе 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и решения международного суда о континентальном шельфе северных морей 1969 г. Китай, руководствуясь принципом естественной протяженности континентального шельфа, обладает правами на морскую зону, занимающую две трети всей морской территории Восточно-Китайского моря, от побережья Восточно-Китайского моря до впадины Окинавы. 15 мая 1996 г. Китай вторым пунктом решения об утверждении Конвенции ООН по морскому праву постановил: «КНР намерена устанавливать границы со странами с противолежащими или смежными побережьями путем переговоров, основываясь на международном праве и руководствуясь принципом справедливости» [10]. Оглашенный в июне 1998 г. пункт 2 законодательства об исключительной экономической зоне и континентальном шельфе КНР гласит: «Исключительной экономической зоной КНР является морской район, находящийся за пределами территориального моря КНР и прилегающий к нему, простирающийся до 200 миль от исходной линии ширины территориального моря. В случае накладывания исключительных экономических зон и континентальных шельфов КНР и соседних государств границы устанавливаются путем переговоров, основываясь на международном законодательстве, согласно принципу справедливости». Данный пункт четко определяет принцип делимитации границ континентального шельфа согласно протяженности естественного продолжения, которого придерживается Китай. Что касается делимитации границ методом срединной линии, данный метод может быть только дополнительным в согласовании границ, употребимым в случае, если соответствует принципу справедливости (равенства), но не может быть тождественным принципу справедливости (равенства).
Таким образом, основными предметами территориальных споров между Китаем и Японией являются проведение границ в Восточно-Китайском море, принадлежность островов архипелага Сенкаку (Дяоюйдао), а также вопрос разработки энергоресурсов. Среди них наибольшей значимостью обладает вопрос принадлежности островов архипелага Сенкаку (Дяоюйдао). Данный территориальный спор стал причиной конфликта между Китаем и Японией, ключевым пунктом в разрешении территориальных споров между государствами. Япония, с целью занять более обширную морскую территорию, сделала острова Сенкаку (Дяоюйдао) ориентиром для проведения границ, намереваясь поделить поровну с Китаем Восточно-Китайское море. Принадлежность права на острова Сенкаку (Дяоюйдао) и делимитация границ выступают решающими моментами в разграничении территориальных вод Восточно-Китайского моря. Следовательно, спорный вопрос о островах Сенкаку (Дяоюйдао) - один из самых важных в установлении границ между Японией и Китаем в Восточно-Китайском море.
Ссылки:
1. Records of the imperial title-conferring envoys to Ryukyu (Shi Liu Qiu Lu) [Электронный ресурс]. URL: http://www.di-aoyudao.org.cn/en/2015-01/25/content_34648851.htm (дата обращения: 08.05.2017).
2. ййш, // W±í№. 2012. ^11. м. 5-6ш = Ху Хонгян, Лю Квалин. Проблемы островов Сенкаку (Дяоюйдао) и китайско-японские отношения // Трибуна докторов. 2012. № 11. С. 5-6.
3. Заявление глав правительств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Китая (Потсдамская декларация) от 26 июля 1945 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.info/dokum/194_dok/1945potsdam.php (дата обращения: 08.05.2017).
4. Geological structure and some water characteristics of the East China Sea and the Yellow Sea / K.O. Emery [et al.] // CCOP Technical Bulletin. 1969. Vol. 2.
5. ЦМЛ. АШЖ^йгбййёЯе^ЖЖйЯН®. 1986. = Ма Инцзю. Анализ проблемы островов Дяоюйдао и делимитации границы Восточно-Китайского моря по новым морским правам. Тайбэй, 1986. С. 15.
6. Фимшгаже®^ (2012) = Белая книга Китая по энергетической политике (2012) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/jrzg/2012-10/24/content_2250377.htm (дата обращения: 08.05.2017).
7. &ши. ФИШйяЖйА^ЯЯМаи // ШЯВШ. 2014^3н25в = Чжао Сяоана. Китай стал крупнейшей страной - производителем и потребителем энергии // NanFangRiBao. 2014. 25 марта URL: http://finance.chinanews.com/cj/2014/03-25/5989741 .shtml (дата обращения: 08.05.2017).
8. Japan: Oil, natural gas for 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.iea.org/statistics/statisticssearch/re-port/?year=2011 &country=JAPAN&product=NaturalGas (дата обращения: 08.05.2017).
9. Pan Z. Sino-Japanese dispute over the Diaoyu/Senkaku Islands: the pending controversy from the Chinese perspective // Journal of Chinese Political Science. 2007. Vol. 12, no. 1. P. 71-72.
10. Фин, 2006^8н8 = Решения об утверждении Конвенции ООН по морскому праву от 8 авг. 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.china.com.cn/law/flfg/txt/2006-08/08/content_7064278.htm (дата обращения: 08.05.2017).