Научная статья на тему 'Япония - Китай: спор вокруг островов Сэнкаку'

Япония - Китай: спор вокруг островов Сэнкаку Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2233
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЭНКАКУ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ СПОР / АРГУМЕНТАЦИЯ / ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муратшина Ксения Геннадьевна, Попова Татьяна Артемовна

Cтатья посвящена территориальному спору между Японией и Китаем вокруг архипелага Сэнкаку. Подробно анализируются доказательства сторон, юридические документы, имеющие отношение к данному территориальному спору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Япония - Китай: спор вокруг островов Сэнкаку»

К. Г. Муратшина* Т. А. Попова**

ЯПОНИЯ - КИТАЙ:

СПОР ВОКРУГ ОСТРОВОВ СЭНКАКУ

Статья посвящена территориальному спору между Японией и Китаем вокруг архипелага Сэнкаку. Подробно анализируются доказательства сторон, юридические документы, имеющие отношение к данному территориальному спору.

Ключевые слова: Сэнкаку, территориальный спор, аргументация, официальные документы, юридические доказательства

The article is devoted to the territorial dispute between Japan and China over the Senkaku islands. The authors analyse the evidences of the sides, primarily the legal documents concerning this territorial dispute.

Key words: Senkaku, territorial dispute, argumentation, official documents, legal evidences

В последние годы (начиная с 2010 г.) обострился длительный вялотекущий конфликт между Японией и Китаем за спорные острова Сэнкаку (китайское название — Дяоюй-дао). Главная причина обострения — попытки сторон завладеть месторождениями нефти и газа на шельфе островов. До 70-х гг. прошлого века пять необитаемых островов и три рифа в Восточно-Китайском море, равно удаленные (320 км) от японской Окинавы и китайского порта Фучжоу, не привлекали внимания ни Японии, ни Китая, ни Тайваня (тайваньский порт Цзилун от Сэнкаку отделяют 160 км). После окончания работы в этом районе международных океанографических экспедиций, которые указали в отчетах на наличие запасов нефти (от 1,5 до 6 млрд т) и газа, свои претензии на острова, находящиеся под суверенитетом Японии, заявили Китай, Республика Корея и Тайвань. Также острова общей площадью 6,3 кв. км привлекают спорящих своей акваторией, богатой рыбными и другими биоресурсами.

В июне 1971 г. США вернули Японии Окинаву и Сэнкаку, которые после завершения Второй мировой войны по условиям Сан-Францисского мирного договора (1951 г.) находились под их временным административным контролем. МИД КНР выразил протест против возвращения этих территорий Японии. Тем не менее вопрос не обострился, так как обе стороны были заняты восстановлением дипломатических отношений и подготовкой Договора о мире и дружбе.

1978 г. (год подписания Договора) стал годом первого силового столкновения двух стран за спорные острова. В апреле более 100 китайских рыболовных судов с транспарантами «Дяоюйдао — исконно китайская территория» и крупнокалиберными пулеметами на борту вошли в их акваторию. В ответ Япония внесла Сэнкаку в национальный реестр земель, а на самом большом острове, Уоцури (3,6 кв. км), начала строительство вертолетной площадки, причалов и укрытий для рыболовецких судов. Нужно отметить, что, предпринимая эти действия, стороны не афишировали зарождающиеся противоречия, не делали громких заявлений. Лишь в 90-е гг. прозвучало официальное объявление спорной территории «исконно китайской».

* Муратшина Ксения Геннадьевна — ассистент кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург). E-mail: ksenia-kgm@mail.ru.

** Попова Татьяна Артемовна — студент департамента международных отношений ИСПН Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург). E-mail: tenohiro@ gmail.com.

Новый век ознаменовался более решительными шагами сторон, хотя уже шли переговоры и обсуждалась возможность совместного использования островов. В 2003 г. КНР начала монтаж морской платформы и бурение скважин у границы с японскими водами. В течение 2004 г. в японских территориальных водах были обнаружены более 20 китайских исследовательских судов, а также атомная подводная лодка. В 2005 г. правительство Японии объявило о рассмотрении заявок японских фирм на выдачу лицензий на добычу газа на шельфе. МИД КНР потребовал отменить это решение, поскольку речь шла о «китайской территории». Начались японо-китайские консультации, которые завершились принятием в 2008 г. предложения о совместной разработке месторождения Асунаро (Лунцзин), а также о том, что японские компании примут инвестиционное участие в разработке месторождения Сирикаба (Чуньсяо), уже осваиваемого китайцами. По нескольким месторождениям переговоры решили продолжить.

В апреле 2010 г. началась демонстрация силы. Сначала Китай провел в Восточно-Китайском море, вблизи южных территориальных вод Японии, учения ВМС с участием восьми кораблей и двух подводных лодок. На запрос Токио власти Пекина опубликовали заявление Министерства обороны КНР, в котором сообщалось, что учения носили плановый характер. Через несколько дней в районе Окинавы прошли учения ВМС США, Японии и Австралии с участием 19 кораблей, в том числе атомного авианосца, и значительного числа самолетов.

В сентябре 2010 г. в японских территориальных водах был задержан китайский рыболовный траулер, при этом он оказал сопротивление силам береговой охраны. Китай пригрозил «жесткими ответными мерами», потребовал вернуть судно и освободить капитана, которого Япония собиралась привлечь к ответственности. В то же время японские самолеты зафиксировали в районе месторождений на шельфе островов китайские суда с бурильным оборудованием. Официальный представитель МИД КНР заявил, что «технические средства предназначены для ремонтных целей»1.

В обеих странах СМИ разразились бурей негодования. В провинции Сычуань (КНР) прошли акции протеста, во время которых были разгромлены японские рестораны, магазины, разбиты машины японских марок. Китай разместил свои патрульные суда вблизи островов, а Япония объявила о направлении в Восточно-Китайское море специально оборудованного судна, которое должно было проверить, не начал ли Китай несанкционированное бурение на газовых месторождениях2.

Весной 2011 г. Китай в одностороннем порядке, без уведомления японской стороны, начал разработку газового месторождения Сирикаба (Чуньсяо).

В июле 2011 г. девять японских рыбацких лодок, в одной из которых находились представители японской националистической группировки, вышли к спорным островам на лов рыбы. Реакция Китая была молниеносной. Как отметил официальный представитель МИД КНР Хун Лэй, «любые действия со стороны Японии в водах вокруг Дяоюйдао являются незаконными и недопустимыми. Группа островов Дяоюйдао является китайской территорией с древнейших времен, и Китай обладает неоспоримым суверенитетом над ней»3. Инцидент произошел, когда в Пекине шли переговоры министров иностранных дел двух стран, и китайский министр Ян Цзечи официально заявил японскому коллеге Такэаки Мацумото, что острова — исконно китайская территория. Японская сторона констатировала: позиции сторон по вопросу о спорных островах остаются далекими друг от друга4.

К этому времени спор за Сэнкаку вышел за рамки двусторонних отношений, к нему подключились США и некоторые страны АСЕАН. В 2010 г. во время визита в Токио госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что действие американо-японского Договора о безопасности распространяется и на названные острова. Госсекретарь предложила провести трехстороннюю встречу представителей США, Японии и Китая для обсуждения проблемы5. МИД Китая заявил, что не намерен решать этот вопрос при американском

посредничестве. Официальный представитель ведомства Ма Чжаосюй подчеркнул: «То, что США распространяют японско-американский Договор о безопасности на территорию Дяоюйдао, является ошибочным»6. «The New York Times», говоря о ходе Восточноазиат-ского саммита 2010 г., на котором обсуждалась эта проблема, квалифицировала позицию Китая как «агрессивную и вносящую напряженность в отношения КНР с соседями»7.

Какие доказательства и юридические документы используют стороны в данном территориальном споре?

Аргументация КНР основывается на том, что в силу своего географического положения, геологического строения, исторических связей и продолжительного использования населением провинции Тайвань острова Сэнкаку уже давно связаны с Китаем. Под особенностями геологического строения подразумевается то, что острова Сэнкаку представляют собой поднимающиеся над поверхностью моря холмы континентального шельфа, который принадлежит Китаю. С китайской точки зрения, данные острова были открыты китайскими моряками примерно в конце XIV — начале XV в. и впоследствии подчинялись китайским властям Тайваня8.

Японская сторона ссылается на исторические документы и юридические акты. Первый в хронологической последовательности документ — результаты исследования островов правительством Мэйдзи в рамках ответственности префектуры Окинава в 1885 г.9 Во время исследования признаков китайского населения или администрации на архипелаге обнаружено не было. Сначала острова были признаны необитаемой нейтральной территорией, не принадлежащей ни одной из сторон, однако 14 января 1895 г. японское правительство приняло решение установить на островах Кубадзима и Уоцуридзима знаки, подтверждающие их законную принадлежность Японии10.

Япония придерживается международного принципа первообладания11 и, поскольку она первой заявила о своем праве на владение островами, считает, что реальное управление ими — ее право. После официального присоединения островов к территории Японии они были переданы в аренду японскому предпринимателю. Решение 1895 г. о присоединении Сэнкаку было принято тайно и опубликовано лишь в марте 1950 г. в восемнадцатом томе «Документов внешней политики Японии»12. Китай при этом не высказал никаких возражений. Япония указывает, что Китай не протестовал против присоединения островов к архипелагу Рюкю. Пекин же утверждает, что на японских картах 1783 и 1785 гг. они обозначены как китайская территория, что острова были заняты Японией в ходе японско-китайской войны 1894—1895 гг. и подпадали под действие Симоносек-ского мирного договора 1895 г., т. е. квалифицирует их как изначально китайские, но захваченные Японией и подлежащие возвращению.

По заявлению Пекина, Симоносекский мирный договор13, по которому Тайвань и прилегающие острова были переданы Японии, прекратил свое действие после поражения Японии во Второй мировой войне, и, таким образом, Япония должна вернуть Сэнка-ку Китаю вместе с другими территориями. Япония в свою очередь подчеркивает, что, во-первых, в Симоносекском договоре острова не упоминаются, а во-вторых, на тот момент они уже являлись японской территорией как часть архипелага Рюкю. Соответственно действие Сан-Францисского договора14, заключенного в 1951 г., по ст. 2 которого Япония возвратила Китаю захваченные ранее территории, не распространяется на Сэнкаку. Более того, согласно официальной позиции японского правительства, в силу ст. 3 договора острова перешли под юрисдикцию США вместе с Окинавой как часть архипелага Нансей15. Япония считает, что, когда китайское правительство не высказало своего мнения относительно территорий, которые подпадали под юрисдикцию США по Сан-Францисскому договору, оно формально признало, что Сэнкаку вовсе не является частью провинции Тайвань. В 1971 г. острова были включены в Соглашение о возвращении Окинавы16 и переданы Японии.

Также японская сторона приводит доказательства того, что Китай уже признавал острова Сэнкаку территорией Японии. Во-первых, это было сделано в благодарственном письме консула Китая в Нагасаки 20 мая 1920 г. по поводу спасения китайских рыбаков17. В данном письме острова Сэнкаку упоминались как часть уезда Яэяма префектуры Окинава. Также можно обратиться к китайским газетным статьям и атласам прошлого века, в которых архипелаг признавался частью японских территорий. В качестве примера назовем статью газеты «Жэньминь жибао» 1953 г., где Сэнкаку упоминаются как часть архипелага Рюкю, находящегося под юрисдикцией США18. Кроме того, в атласах мира, выпущенных в Китае и на Тайване в 1958 и 1965 гг. соответственно, архипелаг также относится к территории Японии19.

Можно сделать некоторые выводы. Вялотекущий конфликт из-за островов мешает полноценному развитию японо-китайских двусторонних отношений. Им пользуются националистически настроенные группировки обеих сторон. Но с учетом растущей мощи и влияния Китая в мире вероятно усиление его давления на Японию, которую США в этом вопросе продолжат поддерживать. В целом спор об островах Сэнкаку — один из многих тлеющих конфликтов, имеющих место в АТР.

1 К японо-китайским отношениям // Вестн. Азия ИТАР-ТАСС. 2010. 20 сент.

2 Там же. 22 сент.

3 О ситуации вокруг островов Дяоюйдао // Вестн. Азия ИТАР-ТАСС. 2011. 7 июля.

4 Там же.

5 Китай выразил категорическое недовольство и серьезную озабоченность в связи с речью госсекретаря США относительно островов Дяоюйдао // URL: http://russian.people.com.cn/31521/7182184.html; Пекин не нуждается в посредниках при решении споров с Японией // URL: http://news.mail.ru/politics/4704469.

6 Там же.

7 U. S. Works to Ease China-Japan Conflict // The New York Times. 2010. 30th Oct.

8 Кашин В. Чьи это острова? // URL: http://www.forbes.ru/ekonomika-opinion/vlast/57061-chi-eto-ostrova.

9 ^йШЛ^Ш^Ш^^^ХЮШ^^М (Сэнкакусёто: но рё:ю:кэн ни тсуитэ но кихонкэнкаи. Основной взгляд на право владения островами Сенкаку) // URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/area/senkaku/index. html.

10 Яэямагунто: но хокусэй нии суру Кубадзима Уотсуридзима э хё: гуй о кэнсэтсу су. Установка знаков на островах Кубадзима и Уоцуридзима, находящихся к северо-западу от островов Яэяма префектуры Окинава) // Японский центр исторических документов Азии: URL: http://www.jacar.go.jp/DAS/meta/image_A01200793600?IS_ STYLE=default&IS_KIND=SimpleSumary&IS_TAG_S1=InfoD&IS_KEY_S1=%E6%B2%96%E7%B8%84%E7%9C%8C%E4%B8% 8B%E5%85%AB%E9%87%8D%E5%B1%B1%E7%BE%A4%E5%B3%B6%E3%83%8E%E5%8C%97%E8%A5%BF%E3%83%8B%E4%BD %8D%E3%82%B9%E3%83%AB%E4%B9%85%E5%A0%B4%E5%B3%B6%E9%AD%9A%E9%87%A3%E5%B3%B6%E3%83%98%E6%A 8%99%E6%9D%AD%E3%83%B2%E5%BB%BA%E8%A8%AD%E3%82%B9&IS_LGC_S32=&IS_TAG_S32=&.

11 Семин А. Токио — Пекин: конфликтный потенциал сохраняется? // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 4. С. 107.

12 Оокума Рёити. Сэнкаку сёто но рэкиси то рёюкэн (Острова Сэнкаку: история и право владения). Токио, 1972. С. 13.

13 Японско-китайский мирный договор (Симоносеки) 17 апреля 1895 г. // URL: http://www.vostlit.info/ Texts/Dokumenty/China/XIX/1840-1860/Sb_dog_Dal_vost/21-40/23.htm.

14 Сан-Францисский мирный договор 1951 г. // URL: http://vff-s.narod.ru/kur/his/k_is11.html.

15 (Сэнкакусёто: но рё:ю:кэн ни тсуитэ но кихонкэнкаи. Основной взгляд на право владения островами Сенкаку).

16 1971^6Ж7В. (Рю:кю:сёто: оёби дайто:сёто: ни кансуру нихонкоку то амэрика-гассю:коку то но айда но кё:тэй. Договор между Японией и США об островах Рюкю и Дайто, 17 июня 1971 г.) // URL: http://www.ioc.u-tokyo.ac.jp/~worldjpn/docu-ments/texts/docs/19710617.T1J.html.

17 (Сэнкакусёто: ни кансуру Q&A. Вопросы и ответы относительно островов Сенкаку) // URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/area/senkaku/qa_1010.html.

18 Там же.

19 Seokwoo Lee. Territorial Disputes among Japan, China and Taiwan concerning the Senkaku Islands // International Boundaries Research Unit. V. 3. № 7. P. 11; URL: http://books.google.ru/books?id=MZGsi1ptLvoC&pg=P A11&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.