Д.А. Свечникова
КИТАЙСКО-ЯПОНСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ В ВОСТОЧНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ
SINO-JAPANESE CONFRONTATION IN THE EAST CHINA SEA
В статье рассматривается китайско-японский территориальный конфликт в Восточно-Китайском море, его возникновение и эволюция. Анализируются тенденции и возможные перспективы развития и урегулирования.
Ключевые слова: Восточно-Китайское море, китайско-японские отношения, территориальный конфликт, геополитика, экономика.
The article examines Sino-Japanese territorial dispute in the East China Sea, its emergence and evolution. It analyzes trends and perspectives of this problem development and regulation.
Key words: East China Sea, Sino-Japanese relations, territorial dispute, geopolitics, economics.
Длительное время китайско-японские отношения находятся в перманентном состоянии напряженности. Одним из проявлений затянувшегося противостояния выступает конфликт в Восточно-Китайском море по поводу принадлежности островов, которые в Японии называют Сенкаку, в Китае - Дяоюйдао.
Сведения об исторической принадлежности архипелага неоднозначны и противоречивы. По утверждению китайского правительства, острова были открыты Китаем в 1372 г. как «прилегающие к Тайваню» и захвачены Японией в результате японо-китайской войны 1894 - 1895 гг. Токио же настаивает, что острова были провозглашены японской территорией в 1895 г. на основании принципа terra nullius (лат. «ничья земля»). По окончании Второй мировой войны острова оказались под контролем США как часть островной цепи Рюкю (Нансэй), хотя, согласно Каирской декларации [1], заключенной в 1943 г. между США, Китаем и Великобританией, Япония была обязана вернуть Китаю все захваченные территории, на что она формально дала согласие, подписав в 1951 г. Сан-Францисский мирный договор [2].
Официальная позиция Токио состоит в следующем: Сенкаку не были включены в территории, от которых Япония отказалась в соответствии со второй статьей договора. Острова были помещены под управление США как часть архипелага Нансэй. Сан-Францисский договор признан в договоре, который Япония заключила в 1952 г. с Китайской Республикой (Тайванем). На протяже-
нии переговоров не было никакой дискуссии относительно территориального суверенитета островов. Китайская Народная Республика в то время также не выражала протестов [3].
Ситуация изменилась после того, как Экономическая комиссия ООН для Азии и Дальнего Востока представила результаты проведенного в 1968 г. исследования, согласно которому в зоне островов имеются значительные запасы нефти. Сначала Тайвань, а затем и КНР, ссылаясь на то, что китайская сторона «не знала, что острова Дяоюйдао - то же самое, что и Сенкаку», сделали официальные заявления о принадлежности островов к их территориям. В 1972 г. США вернули Японии Окинаву вместе с Сенкаку. В том же году Япония и КНР установили дипломатические отношения, и решение проблемы было отложено. В 1978 г. после подписания Договора о мире и дружбе Япония и КНР заявили о замораживании дебатов вокруг островов. В апреле 1992 г. во время визита в Токио генерального секретаря ЦК КПК Цзян Цзэминя территориальный спор был отложен на усмотрение будущих поколений [4]. Однако вскоре дебаты возобновились: КНР, опираясь на Каирскую декларацию, заявила о правах на архипелаг. Во многом это было обусловлено постепенным пересмотром внешнеполитического курса и ужесточением политики защиты национальных интересов.
В 1999 г. вблизи островов обнаружили большие запасы природного газа, а в 2003 г. КНР начала разработку месторождения Чуньсяо, расположенного в нескольких километрах от установленной Японией в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву «срединной линии» - разделительной черты между особыми экономическими зонами государств. Токио выразил обеспокоенность, что область Чуньсяо может распространиться на японскую экономическую зону, т.к. месторождение является частью общего газового резервуара Восточно-Китайского моря, и в 2008 г. КНР была вынуждена заключить с Японией соглашение о совместной разработке шельфа.
Переговоры по уточнению отдельных пунктов соглашения проводились вплоть до 2010 г., когда Японией был арестован капитан китайского траулера в районе архипелага Сенкаку, в ответ КНР приостановила экспорт важных для Японии промышленных ресурсов и задержала нескольких японских бизнесменов. В марте 2011 г. китайская нефтегазовая компания CNOOC возобновила разработку Чуньсяо [5]. Японская сторона заявила, что подобные действия нарушают достигнутые ранее договоренности.
Своего апогея конфликт достиг в 2012 г.: в апреле губернатор Токио Синтаро Исихара заявил о покупке островов Сенкаку, объяснив это необходимостью отказа от нерешительной позиции Японии в территориальном споре, и уже в сентябре японское правительство выкупило три острова
архипелага у частного владельца и заявило об их национализации. Китай объявил сделку незаконной и направил к архипелагу патрульные суда. По КНР прокатилась волна антияпонских протестов. Демонстранты громили японские магазины и рестораны, посольство Японии оказалось фактически в осадном положении [6]. Японские корпорации были вынуждены временно приостановить работу своих представительств, а некоторые из них приняли решение перевести производственные мощности на более стабильные площадки. Китайское правительство, опасаясь, что ситуация навредит имиджу государства, предприняло ряд мер, и демонстрации постепенно сошли на нет.
Однако на сегодняшний день китайско-японские отношения так и не нормализовались: каждая из сторон категорично отстаивает принадлежность островов, обвиняя другую в нарушении норм международного права и государственного суверенитета. Расширение Китаем системы ПРО, затронувшей район спорных территорий, постоянное присутствие ВМС КНР в спорных территориальных водах и полеты китайских беспилотников, заявление Токио о готовности национализировать еще 280 остров для определения границ территориальных вод [7], стремление японского правительства пересмотреть статью 9 Конституции для преобразования сил самообороны в полноценную армию только усугубляют ситуацию.
В конце января 2014 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе Синдзо Абэ сравнил напряженность в отношениях между двумя державами с отношениями Германии и Великобритании накануне Первой мировой войны [8]. Это дало повод мировым СМИ заявить, что Япония и Китай находятся на грани войны. Однако представляется, что этот конфликт вряд ли выльется в открытое военное столкновение.
Во-первых, в качестве сдерживающего фактора могут выступить тесные экономические связи. Обострение территориального спора уже привело к снижению объемов торговли в 2013 г. на 5,1 % [9], и дальнейшее усиление противостояния нанесет значительный урон экономическому развитию обоих государств. Особенно болезненно оно отразится на Японии, чья экономика долгое время находится в стагнации и для которой КНР является основным экономическим партнером (около 20 % внешней торговли). Кроме того, в КНР размещена значительная доля японских инвестиций, а для японских компаний Китай является основной производственной площадкой и рынком сбыта. В этом контексте показательно, что в 2012 г., в самый разгар территориального спора, было заявлено о переходе на прямой валютный обмен «юань-иена» в двусторонней торговле [10].
Во-вторых, возможная эскалация конфликта создаст препятствия для решения внутригосударственных проблем. В ноябре 2013 г. на 3-м пленуме ЦК
КПК 18-го созыва было объявлено об углублении реформ для осуществления мечты о «великом возрождении китайской нации». Реформы включают в себя создание правового государства, строительство политической системы социалистической демократии, формирование экономической системы открытого типа, реформирование финансовой системы и системы налогообложения, углубление социальных реформ, преодоление неравенства между городским и сельским населением [11]. Синдзо Абэ также реализует программу экономических реформ (так называемая «абэномика»), которая дает первые результаты: позитивную динамику показывает рынок труда, фиксируется рост промышленного производства, инвестиций и прибыли.
Очевидно, что обеим державам необходима относительно стабильная внешнеполитическая ситуация для проведения запланированных реформ. Политики используют территориальный спор как инструмент манипуляции общественным мнением внутри страны и привлечения электората, но ни китайское, ни японское правительство не пойдут на радикальные меры, которые могли бы отразиться на решении поставленных задач.
В-третьих, в случае военной агрессии Китаю придется вступить в конфликт с США, являющимися «особым» партнером Японии и рассматривающими АТР как зону своих интересов. И, как отмечают эксперты, на данный момент военный потенциал КНР явно недостаточен для противодействия объединенным японо-американским силам.
В сущности, конфликт в Восточно-Китайском море является частным случаем усиливающегося геополитического соперничества Китая и Японии за влияние и лидерство в АТР. Если КНР удастся сохранить темпы экономического роста и провести запланированные реформы, ее возрастающие влияние и военная мощь будут иметь определяющие значение в дальнейшем развитии региона. Также многое зависит от того, сможет ли Синдзо Абэ добиться пересмотра положения Конституции Японии, сдерживающего рост военного потенциала, и будет ли успешна его программа восстановления национальной экономики. Не последнюю роль играет политика США в регионе и их дальнейшее развитие. Так или иначе, каждая из сторон должна приложить максимум усилий к тому, чтобы не переступить черту, после которой мирное урегулирование конфликта будет уже невозможно.
Литература
1. Cairo Declaration // National Diet Library. - URL: http://www.ndl.go.jp/constitution/e/shiryo/01/002_46/002_46tx.html
2. Treaty of Peace with Japan (signed at San Francisco, 8 September 1951) // Taiwan documents Project. - URL: http://www.taiwandocuments.org/sanfrancisco01.htm
3. Острова Сенкаку: факты // Посольство Японии в России. - Режим доступа: http://www.ru.emb-japan.go.jp/Senkaku/20130208.html
4. Японо-китайский территориальный конфликт вокруг островов Сенкаку // ИТАР-ТАСС. - 25.11.2013. - Режим доступа: http://itar-tass.com/info/788424
5. Китай начал добычу газа из месторождения, на которое претендует Япония // ПРОНЕДРА. - Режим доступа: pronedra.ru/gas/2011/03/09/kitaj/
6. Антияпонские протесты в Китае: демонстрации привели к погромам // Голос Америки. - 16.09.2012. - Режим доступа: http://www.gobs-ameriki.ru/content/china-japan-protests/1509148.html#
7. Japan to Formally Nationalize 280 Islands // The Diplomat. - 09.01.2014. -Режим доступа: http://thediplomat.com/2014/01/japan-to-formally-nationalize-280-islands/
8. Abe's remarks on WWI parallels to be clarified // The Japan Times. -24.01.2014. - URL: http://www.japantimes.co.jp/news/2014/01/24/national/abes-remarks-on-wwi-parallels-to-be-clarified/#.UuKY9xDHnDc
9. Новости NHK World // Центр исследований Японии ИДВ РАН. -10.01.2014. - Режим доступа: http://japancenter.livejournal.com/2017783.html
10. Япония и Китай вычеркивают доллар из валютного обмена // Ведомости. - 31.05.2012. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/finance/news/1801951/dollary_ne_nuzhny#ixzz2rFAAIvf4
11. В Пекине опубликовано коммюнике 3-го пленума ЦК КПК 18-го созыва // Информационное агентство Синьхуа. - 12.11.2013. - Режим доступа: http://russian.news.cn/china/2013-11/12/c_132882616.htm
Коротко об авторе
Свечникова Дарья Александровна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about author
Svechnikova Daria Aleksandrovna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]