Научная статья на тему 'Территориальное планирование и функциональное зонирование как инструмент стратегического развития территории и активизации региональной экономики'

Территориальное планирование и функциональное зонирование как инструмент стратегического развития территории и активизации региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
799
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПОВЫШЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ / REGIONAL ECONOMY / INCREASE OF REGIONAL COMPETITIVENESS / STRATEGY OF DEVELOPMENT OF TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худеева Вероника Васильевна

Обязательным условием повышения конкурентоспособности территории является создание условий для развития конкурентного бизнеса и усиление концентрации собственности и капитала. В целях обеспечения стратегии и перспектив развития Тамбовской области в контексте глобального разделения труда и геоэкономических реалий необходимо осуществить пространственное планирование размещения ресурсов и производственных факторов в соответствии с приоритетами развития территории и внешними форматами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Худеева Вероника Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Territorial planning and functional zoning as the tool of strategic development of territory and activization of regional economy

Indispensable condition of increase of competitiveness of territory is creation of conditions for development of competitive business and strengthening of concentration of the property and the capital. With a view of maintenance of strategy and prospects of development of the Tambov region in a context of a global division of labor and geoeconomic realities it is necessary to carry out spatial planning of placing of resources and production factors according to priorities of development of territory and external formats.

Текст научной работы на тему «Территориальное планирование и функциональное зонирование как инструмент стратегического развития территории и активизации региональной экономики»

УДК 330.331

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ И АКТИВИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

© В.В. Худеева

Обязательным условием повышения конкурентоспособности территории является создание условий для развития конкурентного бизнеса и усиление концентрации собственности и капитала. В целях обеспечения стратегии и перспектив развития Тамбовской области в контексте глобального разделения труда и геоэкономических реалий необходимо осуществить пространственное планирование размещения ресурсов и производственных факторов в соответствии с приоритетами развития территории и внешними форматами.

Ключевые слова: региональная экономика; повышение региональной конкурентоспособности; стратегия развития территории.

Для управления региональным развитием в Российской Федерации до недавнего времени использовался ограниченный набор инструментов, сводившийся, в основном, к бюджетным трансфертам и федеральным или областным целевым программам. К сожалению, современные инструменты в систему государственного управления региональным развитием внедряются чрезвычайно медленно.

В то же время неизбежно произойдет интеграция России в глобальную экономику. Это имеет значительное влияние на трансформацию пространственного развития страны. Мировой опыт свидетельствует, что полюса роста формируются, в первую очередь, в крупных городах и регионах, активно вовлеченных в глобальное разделение труда. При этом периферийные регионы могут (с большой вероятностью) приходить в запустение, а их ресурсы тогда будут, во все большей степени, добываться вахтовым методом. Постоянное население может значительно сократиться как за счет депопуляции, так и за счет миграции.

Для Тамбовской области как аграрной территории актуальной является задача преодоления вышеназванного негативного процесса. Поэтому, осознав ситуацию, всесторонне проанализировав ее причины и внешние факторы, администрация Тамбовской области поставила задачу создать конкурентоспособную региональную геоэкономиче-скую модель, которая бы сочетала преодоление демографического кризиса (в первую

очередь системы расселения) с эффективной экономической системой.

В регионе, как и в целом по стране, в условиях перехода к рыночной экономике происходит «перенастройка» системы управления в рамках новых политических и геоэко-номических реалий. Постепенно формируется новая система управления, включающая в себя такие аспекты, как стратегическое и индикативное планирование, планирование пространственного развития и т. д., направленное на задействование факторов развития территории и роста благосостояния. Речь идет о таких имеющих значение для развития региональной и местной экономики факторов, как общие факторы (географическое положение, демографический потенциал, климат), факторы ресурсной обеспеченности (природные условия и обеспеченность природными ресурсами, рекреационный потенциал, экологические условия и состояние окружающей среды), факторы экономического развития (факторы производства, производственный и финансовый капитал, потенциал развития) и социальные активы (социально-политическая стабильность, частно-государственное партнерство, квалификация и трудовые ресурсы, социальная инфраструктура), а также факторы пространственного развития (система расселения, инфраструктура, каркас развития территории).

Территория Тамбовской области составляет свыше 34,5 тыс. км2 (0,2 % территории России). Плотность населения (на конец 2006 г.) - 32,4 чел./км2.

Расстояние с севера на юг составляет 245 км, с запада на восток - 220 км. Протяженность границы - 1132 км. Область входит в состав Центрально-Черноземного района и Центрального федерального округа и граничит с Саратовской, Воронежской, Пензенской, Липецкой и Рязанской областями.

В состав области на 1 января 2007 г. входило 8 городов, 23 сельских района, объединяющих 1711 населенных пунктов. Административный центр - г. Тамбов - расположен в 487 км от Москвы.

Тамбовская область расположена в центре России и имеет все преимущества центральности и предпосылки для развития транспортных систем, обеспечивающих

межрегиональный и международный транзит (страны СНГ, Азия, Западная Европа).

По территории области проходят основные железнодорожные магистрали: на Мичуринском направлении Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (Москва - Саратов - Алма-Ата), на Моршанском направлении Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (Москва - Ташкент) и ряд дорог, имеющих региональное значение (Тамбов - Новороссийск, Астрахань - Мурманск, Астрахань - Москва, Саратов - Санкт-Петербург, Москва - Пенза).

Через территорию области проходит основная федеральная автомагистраль М-6 «Каспий» (Москва - Тамбов - Волгоград -Астрахань) протяженностью 239 км и три прочие дороги федерального значения: 1Р-193 (Воронеж - Тамбов протяженностью 102,3 км) и 1З-208 (Тамбов - Пенза с северным и южным обходами города Тамбова протяженностью 178,6 км).

В документах Евросоюза основными условиями конкурентоспособности территорий названы человеческий капитал, инфраструктура и инновации (имеющие значение в смысле «экономики знаний»). Поэтому в силу своего положения и необходимости интеграции в европейское пространство формирование этих условий для Тамбовской области является приоритетным (с учетом пространственного аспекта и существующих внешних форматов).

Как указано в Стратегии развития Тамбовской области, сегодня направления повышения конкурентоспособности экономики региона (с учетом вышеназванных аспектов)

формируются на основе его встраивания в цепочки создания добавленной стоимости, а также на основе генерации собственных цепочек с использованием уникальных естественных конкурентных преимуществ территории [1-4]. В частности, в Тамбовской области в качестве таких уникальных естественных конкурентных преимуществ могут рассматриваться:

- земельный фонд области, в котором преобладают сельскохозяйственные угодья (79 % в земельном балансе области), из них 87 % составляют черноземы;

- богатые природные ресурсы и почвенно-климатические условия средней полосы России, благоприятствующие развитию хозяйственной деятельности;

- туристско-рекреационные ресурсы -уникальные объекты туристского показа, возможности для развития туризма и их уникальные сочетания (основа для формирования современного туристского комплекса, развития туристской и вспомогательной инфраструктуры).

В то же время в новых условиях существенным моментом для выбора целей и условий планирования (экономического и пространственного) является условие сшивания ценностей (или встраивание в систему ценностей внешней среды) и согласование масштабов управления с учетом действующих внешних форматов и аспектов пространственного развития. Для реализации данной задачи разрабатывается направление развития конкурентных преимуществ и реализуется механизм трансляции своих преимуществ во внешнюю среду, в виде проектов разного масштаба (глобального, определяющего попадание региона в зону макро-пространственных изменений, и локального, определяющего попадание муниципальных экономик в зону региональных изменений).

Именно в таком аспекте и нужно осознавать и представлять экономические интересы территории (с учетом сложившегося разделения труда в отношении стран (и регионов) экспортеров и импортеров продукции и т. д.). Они заключаются в том, чтобы развивать взаимовыгодное взаимодействие с международными и российскими корпорациями в части совместного размещения капитала и переноса предприятий: перерабатывающих (для снижения доли экспорта сырья) и сбо-

рочных производств (для импортозамещения машин и оборудования), - в рамках «резидентной» экономки и формирования компаний полного цикла воспроизводства корпоративного капитала. Эти интересы определяют основные направления международного инвестиционного сотрудничества и выбора стратегических партнеров с учетом существующих реалий, а также условий для размещения производительных сил.

В то же время регион (территория) как единица социально-экономического и политического пространства характеризуется определенными неоднородностями и структурными особенностями. Одной из таких особенностей является территориальная структура экономики, которая может входить в противоречие с системой расселения и порождать социальные проблемы, связанные с дифференциацией территории, а также может быть не готовой для реализации сформулированных конкурентных стратегий.

В этой связи для эффективной концентрации собственности и ресурсов развития и увеличения темпов капитализации необходимо перейти от отраслевого планирования к формированию производственно-террито-

риальных образований. Наилучшей формой пространственной организации является сетевая, а поддерживающей ее моделью промышленной политики выступает кластерная.

Для реализации выбранной политики необходимо создать на базе понятной идеологии целостную конструкцию из многочисленных капиталов на базе определенного каркаса развития территории (экономического зонирования с учетом экологической нагрузки). Так как территория в экономическом смысле - это связные капиталы, осознавшие свою потребность в стратегической идее и единой идеологии. Поэтому возникла насущная необходимость проведения дальнейшей концентрации производства и собственности, которая привела бы к увеличению горизонтальной интеграции и появлению сетевых проектов (товарных цепочек и т. д.).

Обязательным условием повышения конкурентоспособности территории является создание условий для развития конкурентного бизнеса и усиление концентрации собственности и капитала (полностью обеспеченных гарантиями в выделенных функциональных зонах).

Поэтому в целях обеспечения стратегии и выявленных перспектив развития Тамбовской области в контексте глобального разделения труда и геоэкономических реалий необходимо осуществить пространственное планирование размещения ресурсов и производственных факторов в соответствии с приоритетами развития территории и внешними форматами.

Первым шагом, учитывающим отмеченные аспекты, является формирование нового видения будущего территории и настройка региональной системы управления на обеспечение конкурентоспособности региона в обозначенных контекстах и реализацию его ресурсного и экономического потенциала за счет следующих мер:

- концентрации усилий на точки роста (зоны опережающего экономического развития) и концентрации инвестиций в важнейшие базисные сектора экономики региона с обеспечением высокой ценности выпускаемого товара и экологии территории;

- формирования каркаса развития, инфраструктуры и системы расселения, обеспечивающих устойчивость пространственного развития и развития в целом;

- развития небазисных секторов с целью повышения внутреннего спроса и обеспечения мобильности и воспроизводства человеческого капитала, а также воспроизводства (или сохранение) природных ресурсов;

- формирования благоприятного бизнес-климата и инвестиционной привлекательности территории, в т. ч. за счет развития инновационной экономики связанного типа.

Формирование нового пространственного каркаса Тамбовской области осуществляется на основе определения точек роста, выделения коридоров развития и функционального зонирования территории. Последнее осуществляется на основе различия в специализации и обеспеченности территорий различными факторами и наличия возможностей для реализации комплексных и отраслевых проектов территориального развития, а также на основе выбора видов экономической деятельности, направленных на выпуск конкурентоспособных региональных продуктов, с учетом экологической нагрузки территории.

В настоящий момент недооцененными (за исключением производственных, природ-

ных и трудовых) оказываются разные ресурсы местного сообщества. Например, имущественный комплекс, включая землю, является важнейшим ресурсом (как единая неделимая вещь), однако, по сути, не включенным в планы развития территории. К имущественному комплексу относится не только недвижимость, находящаяся в собственности субъекта Федерации и муниципальных образований, но и имущественные права, все материальные и нематериальные активы, включая всемирно известные бренды, в т. ч. и туристические, а также рекреационные ресурсы.

При этом необходимо максимально использовать весь потенциал территории, все ресурсы, ключевые компетенции населения и т. д. В то же время оценка специфических особенностей проектного пространства территории показывает, что социокультурные и экологические проекты составляют меньшинство, в то время как инженерно-технические проекты составляют большинство. В такой ситуации необходимо зафиксировать наличие стратегического разрыва проектного пространства.

Кроме того, немаловажным моментом является следующее. Ни один крупный проект невозможно эффективно реализовать без комплексного социально-экономического

развития окружающих территорий, точками роста которых являются поселения. И, соответственно, реализация проектов невозможна без участия местных сообществ, что усиливает роль местного самоуправления в организации социальной среды и планирования развития территории.

Пространственное развитие территории осуществляется с учетом вышеназванных аспектов и с условием непрерывности следующих целевых функций:

- обеспечение благоприятной экологической ситуации;

- обеспечение сетевых секторов экономики, коммуникации, водоснабжение и канализация; развитие энергетических сетей, энергоснабжение;

- рациональное размещение ресурсов и эффективное функциональное зонирование территории с формированием зон (в т. ч. инновационных и туристско-рекреационных);

- обеспечение мобильности (развитие транспортной системы и таможенной инфраструктуры);

- обеспечение непрерывности проектного пространства (освоенного или осваиваемого).

В целях развития территории и активизации местной экономики необходимо рассмотреть возможные экономические и финансовые механизмы, обеспечивающие функциональность определяемых зон.

В мировой практике используют следующие схемы финансирования развития территории: бюджетное финансирование в соответствии с планами землеустройства и развития инфраструктуры, простое разрешение на строительство в рамках генплана, комплексная застройка территории (инвестором-девелопером или ассоциацией землевладельцев) или ее дробление на участки застройки в рамках утвержденного генплана и градостроительного регламента и определенного порядка распределения собственности на землю, частно-государственное партнерство

(разных целевых форм) и формирование особого предпринимательского режима в функциональных зонах комплексного развития.

Для реализации этих механизмов на территории Тамбовской области определяются перспективные зоны в привязке к транспортной, энергетической инфраструктуре и к наличию ресурсов, определяются зоны застройки в привязке к архитектурно-пространственной структуре и т. д. в соответствии с целями и задачами стратегии развития области в целом и поселений. Кроме того, определяются вероятные инвестиционные площадки перспективного освоения, а также намеченные к освоению ландшафтно-рекреационные зоны. Важнейшим элементом территории также должна стать экологическая инфраструктура, включающая охраняемые природные территории и территории с ограниченным режимом доступа посетителей.

Инфраструктурные и другие комплексные развивающие проекты формируют новый материальный каркас социально-экономического развития региона, ценность которого заключается в том, что он служит основой для организации социальной среды с новым качеством и с сохранением ключевой компетенции населения.

Узловыми опорами материального каркаса выступают городские и сельские поселения, которые не только «подводят» соци-

альную нагрузку к каркасу, но и вносят культурологический и политический контекст в формирование на его базе зон опережающего социально-экономического развития. Для реализации человеческого потенциала (увеличивающего капитализацию территории) требуется совершенствование социальной инфраструктуры: здравоохранения, образования, культуры, социальной реабилитации, национальной и религиозной идентификации, а также развитие местного самоуправления.

Для обеспечения заявленных в Стратегии развития Тамбовской области преобразований формируется новый пространственный каркас региона на основе определения точек роста и экономического зонирования. В этом случае инициируемые проекты становятся

источником для экономического развития территории, связывают (объединяют)

районы и города Тамбовской области.

Исходя из необходимости решения комплексных задач развития территорий с учетом разнообразных форм стимулирования экономического развития, в территориальном пространстве региона выделяются «опорные территории» - наиболее динамичные территории с вменением им функций «локомотивов», подтягивающих в развитии соседние территории. К последним отнесены (в соответствии со Стратегией социальноэкономического развития Тамбовской области и Схемой территориального планирования Тамбовской области):

1) технопарк в сфере высоких биотехнологий на базе г. Мичуринска - наукограда Российской Федерации агропродовольствен-ного типа. Объем необходимых инвестиций по данной зоне составляет около 9 млрд руб., бюджетный эффект - 500 млн руб., будет создано 4 тыс. рабочих мест в сфере инновационного производства. Доля произведенных товаров и услуг выделяемой зоны в ВРП области на перспективу составит более 5 %;

2) разработка и освоение месторождения «Центральное» (Рассказовский район). Общий объем инвестиций составляет более 17 млрд руб., бюджетный эффект - 400 млн руб., будет создано 500 рабочих мест. Доля зоны в ВРП области составит не менее 8 %;

3) кластер в стройиндустрии (Петровский, Тамбовский районы, г. Кирсанов, Ко-товск, Уварово). Общий объем инвестиций

по кластеру составляет 16 млрд руб., бюджетный эффект - 1,3 млрд руб., будет создано более 2 тыс. рабочих мест. Доля кластера в ВРП области составит не менее 3 %;

4) сахарный кластер (Мордовский, Знаменский, Жердевский, Никифоровский, Ува-ровский, Кирсановский районы). Объем инвестиций составляет более 31 млрд руб., бюджетный эффект - 1 млрд руб., планируется создать около 4 тыс. рабочих мест. Доля произведенных товаров и услуг выделяемой зоны в ВРП составит порядка 5 %;

5) сельскохозяйственный кластер

(строительство высокотехнологичных животноводческих и птицеводческих комплексов, молочно-товарных ферм, создание инновационного рыбного производства, ориентированных на глубокую переработку сельскохозяйственной продукции, организация серийного производства сельскохозяйственной техники). Объем инвестиций составляет более 36 млрд руб., планируется создать около 4 тыс. рабочих мест.

Территории, не попавшие в зоны опережающего развития, привязываются к «центрам развития», реализуя проекты, направленные на обеспечение сырьем обрабатывающих производств, привлечение кадров, развитие вспомогательных производств,

строительство объектов инфраструктуры и др.

1. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. М., 2000.

2. Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2015 года: утверждена решением Коллегии администрации Тамбовской области № 14/2 от 23.08.2006 г. // Официальный сайт администрации Тамбовской области. иКЬ: http://www.taminfo.ru. Загл. с экрана.

3. Программа развития реального сектора экономики // Российский экономический журнал, 2000. № 4.

4. Программа социально-экономического развития Тамбовской области на период 20072010 гг.: утверждена Постановлением Тамбовской областной Думы № 883 от 25.12.2007 г. // Официальный сайт администрации Тамбовской области. иКЬ: http://www.taminfo.ru. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 5.06.2009 г.

Hudeeva V.V. Territorial planning and functional zoning as the tool of strategic development of territory and activization of regional economy. Indispensable condition of increase of competitiveness of territory is creation of conditions for development of competitive business and strengthening of concentration of the property and the capital. With a view of maintenance of strategy and prospects

of development of the Tambov region in a context of a global division of labor and geoeconomic realities it is necessary to carry out spatial planning of placing of resources and production factors according to priorities of development of territory and external formats.

Key words: regional economy; increase of regional competitiveness; strategy of development of territory.

УДК 338

ВЕКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

© В.И. Меньщикова

В статье рассмотрены основные направления повышения межрегиональной конкурентоспособности региона и экономического развития в целом. Основной акцент сделан на мероприятиях среднесрочного характера по экономическому развитию и повышению конкурентоспособности региона, охватывающих пять важнейших векторов развития: улучшение бизнес-обстановки в регионе, повышение инвестиционной привлекательности области, развитие связанной экономики инновационного типа и развитие сектора малого предпринимательства, создание эффективной системы управления качеством товаров и услуг и создание региональных брэндов, развитие туризма. Обосновывается вывод о том, что создание кластеров в регионе выступает одним из эффективных механизмов повышения конкурентоспособности региона и обеспечения устойчивых темпов его экономического развития.

Ключевые слова: региональная конкурентоспособность; межрегиональная конкуренция; конкурентные преимущества региона; стратегия экономического развития; кластерная теория; кластер; вектор экономического развития.

В настоящее время, в условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости всех экономических процессов, понятие конкурентоспособности распространяется не только на фирмы, но и на регионы и целые страны. Под региональной конкурентоспособностью следует понимать способность региона в условиях конкурентной среды на национальном и мировом рынках сохранять и привлекать ограниченные в экономике ресурсы для удержания и, в конечном счете, приращения своей доли на внутреннем и внешнем рынках товаров и услуг.

Усиление конкурентных отношений между регионами - фактор, повышающий общий конкурентоспособный потенциал страны и, более того, содействующий выравниванию уровней развития регионов. В то же время необходимо согласиться с точкой зрения А.Г. Гранберга, что «для справедливой межрегиональной конкуренции может быть оправданной региональная дифференциация экономических регуляторов, учитывающая объективное неравенство условий жизни и хозяйствования» [1].

При этом необходимо учитывать особенности непосредственно межрегиональной конкуренции, отличающие ее от конкуренции между странами, основные из которых могут быть сформулированы следующим образом:

1) единое национальное экономико-правовое пространство страны усиливает эффект «голосования ногами», что приводит к обострению конкуренции на межрегиональном уровне;

2) мировые процессы глобализации и локализации приводят к условному стиранию национальных экономических границ и укреплению региональных, что приводит к расширению потенциального объема рынка для регионов;

3) потенциальный объем рынка для регионов также увеличивается за счет не распределяемой на мировом рынке части ресурсов исключительно федерального уровня (например, средства национального фонда регионального развития);

4) правила и условия конкурентной борьбы для регионов диктуются уровнем бо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.