Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ: ОСНОВНЫЕ НАРРАТИВЫ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ'

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ: ОСНОВНЫЕ НАРРАТИВЫ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российско-японские отношения / Россия / Япония / образование / школа / территориальная проблема / территориальный спор / суверенитет / Южные Курилы / Russo-Japanese relations / Russia / Japan / education / school / territorial problem / territorial dispute / sovereignty / South Kuril Islands

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горячева Елена Александровна

В статье проводится анализ проблемы презентации содержания территориального спора между Россией и Японией из-за принадлежности четырёх Южно-Курильских островов в том виде, как данные нарративы преподносятся на занятиях в современной школе Японии согласно действующим с 2014 г. и дополненным в 2023 г. рекомендациям Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии, и как они отражены в ряде учебных пособий, подготовленных МИД Японии и различного рода организациями, такими как Ассоциация по проблемам Северных территорий. Показано, что темы, связанные с территориальной проблемой, рассматривается на школьных занятиях по истории, географии и обществознанию. Выявлено, что благодаря расширению образовательного компонента о территориальных проблемах Японии с Россией за последние 10 лет увеличилось число граждан Японии, имеющих представление о данном вопросе, построенное на официальной позиции государства. Тезисы учебных материалов чётко коррелируются с формулировками МИД Японии (например, концепт «исконные земли/территории») и транслируют существующие представления о содержании и эволюции проблемы территориального размежевания СССР/России и Японии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL DISPUTE IN RUSSO-JAPANESE RELATIONS: THE MAIN NARRATIVES IN THE SCHOOLS OF PRESENT-DAY JAPAN

The article analyzes the main narratives about the territorial dispute between Russia and Japan regarding the sovereignty over the four South Kuril Islands as these narratives are presented at a modern school in Japan in accordance with the recommendations of the Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology of Japan. These recommendations came in force in 2014 and were expanded in 2023, and their content us reflected in a number of teaching materials prepared by the Ministry of Foreign Affairs of Japan and other organizations, such as the Association of the Northern Territories Problems. Issues concerning territorial problem are being explained and discussed during history, geography and social studies lessons. The author comes to conclusion that due to more in-depth explanation of the abovementioned topic, the number of Japanese citizens who have an understanding of that issue has increased over the past 10 years. The content and concepts of the educational materials are clearly correlated with the language used in documents of Ministry of Foreign Affairs of Japan (i. e. the concept of "an inherent territory"). These educational materials promote existing ideas about the core and evolution of the territorial demarcation problem between USSR/Russia and Japan.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ: ОСНОВНЫЕ НАРРАТИВЫ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ»

МОЧАЛОВ ДМИТРИЙ ПЕТРОВИЧ - соискатель степени кандидата исторических наук, Оренбургский государственный педагогический университет ([email protected])

МАГОМЕДОВ РАМАЗАН РАДЖАБОВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания, Оренбургский государственный педагогический университет; профессор кафедры социально-гуманитарных и математических дисциплин, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Оренбургский филиал ([email protected]).

MOCHALOV, DMITRY P. - candidate for the degree of candidate of historical sciences, Orenburg State Pedagogical University ([email protected]).

MAGOMEDOV, RAMAZAN R. - Doctor of History, Professor of the Department of General History and Methods of Teaching History and Social Science, Orenburg State Pedagogical University; Professor of the Department of Social, Humanitarian and Mathematical Disciplines, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, Orenburg branch ([email protected]).

УДК 94(520):327 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-4-74-81

ГОРЯЧЕВА Е.А.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ: ОСНОВНЫЕ НАРРАТИВЫ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ 1

Ключевые слова: российско-японские отношения, Россия, Япония, образование, школа, территориальная проблема, территориальный спор, суверенитет, Южные Курилы.

В статье проводится анализ проблемы презентации содержания территориального спора между Россией и Японией из-за принадлежности четырёх Южно-Курильских островов в том виде, как данные нарративы преподносятся на занятиях в современной школе Японии согласно действующим с 2014 г. и дополненным в 2023 г. рекомендациям Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии, и как они отражены в ряде учебных пособий, подготовленных МИД Японии и различного рода организациями, такими как Ассоциация по проблемам Северных территорий. Показано, что темы, связанные с территориальной проблемой, рассматривается на школьных занятиях по истории, географии и обществознанию. Выявлено, что благодаря расширению образовательного компонента о территориальных проблемах Японии с Россией за последние 10 лет увеличилось число граждан Японии, имеющих представление о данном вопросе, построенное на официальной позиции государства. Тезисы учебных материалов чётко коррелируются с формулировками МИД Японии (например, концепт «исконные земли/территории») и транслируют существующие представления о содержании и эволюции проблемы территориального размежевания СССР/России и Японии.

GORIACHEVA, E.A.

TERRITORIAL DISPUTE IN RUSSO-JAPANESE RELATIONS: THE MAIN NARRATIVES IN THE SCHOOLS OF

PRESENT-DAY JAPAN

Key words: Russo-Japanese relations, Russia, Japan, education, school, territorial problem, territorial dispute, sovereignty, South Kuril Islands.

The article analyzes the main narratives about the territorial dispute between Russia and Japan regarding the sovereignty over the four South Kuril Islands as these narratives are presented at a modern school in Japan in accordance with the recommendations of the Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology of Japan. These recommendations came in force in 2014 and were expanded in 2023, and their content us reflected in a number of teaching materials prepared by the Ministry of Foreign Affairs of Japan and other organizations, such as the Association of the Northern Territories Problems. Issues concerning territorial problem are being explained and discussed during history, geography and social studies lessons. The author comes to conclusion that due to more in-depth explanation of the abovementioned topic, the number of Japanese citizens who have an understanding of that issue has increased over the past 10 years. The content and concepts of the educational materials are clearly correlated with the language used in documents of Ministry of Foreign Affairs of Japan (i. e. the concept of "an inherent territory"). These educational materials promote existing ideas about the core and evolution of the territorial demarcation problem between USSR/Russia and Japan.

В январе 2014 г. Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии опубликовало поправки к методическим указаниям для средних и старших классов общеобразовательных школ, которые служат руководством к проведению в рамках комплекса гуманитарных и общественных дисциплин образовательного компонента «Территориальные

проблемы и суверенитет Японии» (М^'^ШШШ илиМ^ШШ), который знакомит школьников с особенностями существующих в настоящее время территориальных проблем Японии с ее соседями - Россией (Южные Курилы), Китаем (о-ва Сэнкаку / Дяоюйдао), с Республикой Корея (о-ва Токто / Такэсима).

Представляется важным провести анализ проблемы, чтобы показать, в каком ключе и контексте освещаются данные проблемы в разрезе стран, с которыми Япония имеет нерешённые

1 Статья подготовлена в рамках государственного задания 1023110200001-7-5.6.1 «Азиатско-Тихоокеанский регион в условиях соперничества Запада и Большого Востока за формирование нового мирового порядка».

вопросы демаркации, особое внимание уделив, естественно, содержанию образовательного компонента «Северные территории», посвящённому территориальному спору с Россией.

В сфере перспектив долгосрочного развития российско-японских отношений следует выявить основные характеристики и нарративы учебной дисциплины, так как представляется, что целью учебных занятий является распространение выгодных существующей власти Японии представлений о территориальной проблеме и подготовка лояльной правительству молодёжи, в будущем готовой продолжить нынешний внешнеполитический курс страны. Это особенно важно, учитывая снижающиеся показатели информированности японского общества о территориальной проблеме с Россией, что показали опросы Кабинета министров Японии. Так, при рассмотрении динамики данной проблемы в диапазоне последнего десятилетия (2013-2023 гг.), анализ результатов опросов, проводимых каждые пять лет Кабинетом министров Японии, позволяет выделить несколько тенденций.

Во-первых, с 2013 г. степень хорошо или удовлетворительно осведомлённых о территориальной проблеме с Россией японцев уменьшилось с 81,5% в 2013 г. до 64,1% в 2023 г. Число тех, кто плохо знаком с вопросом или совсем не знает о его сути, увеличилось с 17,9% до 35,6% (Рис.1; вопрос анкеты Кабинета министров Японии с незначительными вариациями был сформулирован как «Знаете ли вы о том, что Россия незаконно оккупировала Северные территории?».) Изменилось и соотношение источников знаний, из которых граждане Японии узнали о проблематике. Если с 2013 по 2023 гг. оставалась неизменной тенденция, когда японцы узнавали о вопросе из телевизионных передач (91,3% против 88%), то из газет об этом узнавало меньшее число респондентов (снижение с 70,7% до 50,5%). Напротив, возросло число тех, кто узнал о территориальной проблеме с Россией благодаря публикациям в социальных сетях (с 1,2% в 2013 г. до 11,6% в 2023 г.) и школьным урокам (рост с 26,8% до 32,5%). (Рис.2). Последнее может косвенно свидетельствовать об успехе реализации обновленной школьной программы при помощи учебных материалов, содержание которых будет рассмотрено ниже.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

81,5

65,5

64,1 —•

32,3

35,6

17,9

2013

2018

2023

Хорошо знаю/знаю в общем Не очень знаком/не знаю

Рис.1. Степень осведомлённости населения Японии о проблеме Южных Курил, в %. [1].

100 80 60 40 20 0

91,3

8,4

88

70,7

26,8

1,2

2013

50,5 32,5

2023

2018

< ТВ < Газеты > Школа > Соцсети Рис.2. Источник знаний населения Японии о проблеме Южных Курил, в % [1].

С учетом того, что система школьного образования Японии подразумевает деление на младшую школу (шесть лет), среднюю школу (три года), старшую школу (три года) [3], основным документом, определившим концепцию и формирование образовательных компонентов о территориальных проблемах Японии, следует считать «Извещение о частичном пересмотре "Пояснений к основному содержанию методических рекомендаций для средней и старшей школы"» [2], от 28 января 2014 г., опубликованное на сайте Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии. Предыдущие версии рекомендаций были приняты: для средней школы - в июле 2008 г., для старшей школы - в декабре 2009 г.

Кратко резюмируя содержание поправок к сведениям о территориальных проблемах, которые планировалось довести до японских школьников в рамках преподавания гуманитарных дисциплин (истории, географии, обществознания, граждановедения), можно перечислить следующие ключевые тезисы:

• «Острова Токто (Такэсима; принадлежность островов Республике Корея оспаривается Японией - авт.) являются исконными территориями Японии, незаконно оккупированными Республикой Корея».

• «Южные Курилы (о-ва Итуруп, Шикотан, Кунашир и группа о-вов Хабомаи, обозначаемые в Японии как т. н. «Северные территории») являются исконными территориями Японии, незаконно оккупированными Российской Федерацией».

• «Острова Сэнкаку (принадлежность островов Японии оспаривается Китайской Народной Республикой, именующей их Дяоюйдао) являются исконными территориями Японии, которыми Япония эффективно управляет, и относительно которых вопроса о территориальной принадлежности не существует».

• «Относительно Южных Курил и о-вов Токто существуют неразрешённые проблемы, которые Япония пытается урегулировать мирными средствами».

Остановимся подробнее на ключевых моментах ознакомления с вопросом территориальной проблемы Японии с Россией в контексте преподавания географии, истории и обществознания в средней школе страны (на основании содержания методических рекомендаций, изданных Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии).

I. География.

Раскрывая на занятии особенности геополитического положения Японии, как морской державы, преподавателям дисциплины рекомендовано увязывать этот вопрос с проблематикой суверенных территорий Японии в следующей формулировке: «о-ва Такэсима и Северные территории являются нашими исконными землями. Относительно о-вов Сэнкаку, следует подчёркивать то, что они также являются нашими исконными территориями, но вопроса об их территориальной принадлежности не существует» [4, с. 37-39].

Помимо этого, предлагается при изучении географических характеристик и географического положения стран Азиатско-Тихоокеанского региона упоминать тот факт, что в о-ва Токто (Такэсима) и Южные Курилы незаконно оккупированы; первые - Республикой Корея, вторые - Российской Федерацией. Далее, необходимо дополнить разъяснения тем, что в отношении о-вов Токто (Такэсима) проводятся переговоры об их принадлежности с Республикой Корея, а в отношении Южных Курил Япония придерживается курса требований возвращений этих территорий от Российской Федерации. Кроме того, рекомендовано отдельно акцентировать внимание учащихся на том, что позиция Японии относительно данных территорий правомерна как с точки зрения истории, так и международного права [4, с. 42].

II. История.

В контексте изучения новой и новейшей мировой истории, а также истории Японии соответствующего периода предлагается особое внимание уделить важности роли реставрации Мэйдзи 1868 г., которая заложила основы современного государства и внесла кардинальные изменения в жизнь японцев. В основе реставрации Мэйдзи лежали такие концепции, как политика

открытия страны (^Щ), влияние этой политики на Японию в целом, идеологическая концепция, характерная для всего правления императора Мэйдзи (1867-1912) «богатая страна - сильная армия» (шВЙЙ), комплекс мер, направленных на развитие промышленности (ШШШШ), а

также вестернизации Японии (Ä^l^fc) [4, c. 109-112]. При этом относительно политики открытия страны и влияния этой политики на Японию рекомендовано осветить комплекс вопросов, связанных с экспансией государств Запада в Азиатско-Тихоокеанский регион Представляя на уроках истории концепцию «богатая страна - сильная армия», предлагается перечислить среди проводимых правительством Мэйдзи реформ: административного деления Японии, образовательной, военной, финансовой и прочих, такой процесс, как проведение демаркации границ Японии. Важно отдельно отметить, что тематика демаркации в данном аспекте касается прежде всего размежевания границ с Россией, а уже в следующую очередь -относительно границ аннексированного Японией в 1871 г. королевства Рюкю и освоения территории о-ва Хоккайдо. Преподавателям истории рекомендовано сделать акцент на том, что «Северные территории» (группа о-вов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп) были последовательно включены в состав территорий Японии, а также сосредоточить внимание учащихся на том факте, что позиция Японии относительно обозначенных территорий легитимна как с точки зрения истории, так и международного права [4, с. 112-113].

III. Обществознание.

При изучении дисциплины в школах Японии преподавателям рекомендуется фокусировать внимание учащихся на том, что уважение к суверенным границам государств необходимо для продвижения международного сотрудничества, обеспечения мира во всем мире, а также повышения благосостояния человечества. Для этого, помимо формирования понимания важности функционирования таких международных институтов, как ООН, роли и места подобных международных организаций, необходимо донести до учащихся сущность понятий «территория» (включая морское и воздушное пространство), а также «государственный суверенитет» [4, с. 159]. При разъяснении смыслового содержания данных терминов следует отмечать, что Япония «прилагает усилия к тому, чтобы решать вопросы, связанные с ее исконными землями, о-вами Такэсима и Северными территориями, мирным путём, и что относительно о-вов Сэнкаку не существует проблем территориального суверенитета, которые следует разрешать» [4, с. 160].

Помимо этого, рекомендовано подробнее остановиться на следующих аспектах. В числе ряда проблем международных отношений Японии существуют неразрешённые вопросы принадлежности т.н. её «исконных земель - Северных территорий». Эти вопросы являются следствием т. н. «незаконной оккупации Россией» островов Южно-Курильской гряды, и затрагивают сферы судоходства, рыболовства, разработки и добычи морских и прочих ресурсов, а также инциденты с задержанием японских судов и членов их экипажей в спорных водах [4, с. 161].

Данные методические рекомендации 2014 года были официально расширены в мае 2023 г. [5] Дополнения касались организации учебного процесса относительно занятий, знакомящих японских школьников с проблемой территориального размежевания с Россией. Согласно этим документам, для углубленного знакомства с проблематикой следует проводить следующие внеклассные мероприятия:

1. Выездные экскурсии в районы о. Хоккайдо, наиболее близкие к Южным Курилам -г. Нэмуро и другие населённые пункты округа Нэмуро: пос. Бэцукай, пос. Накасибэцу, пос. Сибэцу, пос. Раусу в Восточной части о-ва Хоккайдо (организуются при поддержке департамента по делам Северных территорий в составе Кабинета министров Японии, а также Ассоциации по проблемам Северных территорий).

1). Ознакомительные поездки для преподавателей-организаторов выездных экскурсий школьников (расходы на проезд и размещение возмещаются субсидиями по линии Кабинета министров Японии).

2). Выездные экскурсии для школьников средней и старшей школы, включающие углубленный курс изучения проблемы Южных Курил (посещение образовательных центров, крупнейших предприятий в г. Нэмуро и прочих пяти поселениях округа, беседы с бывшими жителями Южных Курил, обмен мнений по проблематике с учащимися местных школ) [5, с. 6-7].

2. Внеклассные занятия - подготовка и проведение конкурсов сочинений и выступлений, посвящённых территориальному вопросу, организация встреч с бывшими жителями Южных Курил и их потомками, коллективный просмотр мультипликационных и документальных фильмов по данной теме [5, с. 8-9].

Авторами методических указаний делается вывод, что при соблюдении данных рекомендаций у учащихся японских школ сформируется глубокое понимание проблематики суверенных территорий Японии. Примечательно, что относительно Южных Курил и прочих территорий, принадлежность которых Япония оспаривает у соседей, в общественно-политической сфере, и в учебных пособиях активно применяется термин МИД Японии «исконные

земли»/«исконные территории» (Щ^СдШ^Ъ) [6]. Представляется интересным провести краткий экскурс в историю возникновения данного термина.

Впервые термин «исконные земли» по отношению к островам Курильской

гряды прозвучал в октябре 1947 г. на заседании комитета по международным делам нижней палаты парламента Японии из уст депутата от префектуры Хоккайдо К. Бандо: «То, что острова Итуруп и Кунашир ... являются исконными землями Японии - это суровая действительность». Далее, вновь это выражение было употреблено в марте 1951 г. при утверждении петиции о возвращении группы о-вов Хабомаи, одобренном на заседании нижней палаты парламента: «Гряда Хабомаи. с точки зрения административного деления относится к округу Нэмуро, и очевидно является частью префектуры Хоккайдо, исконными территориями нашей страны» [7, с. 159]. В период до 1956 г., до заключения Советско-японской декларации, термин употреблялся преимущественно в кругу японских парламентариев, и не имел чёткого географического определения» [7, с. 160-161].

Термин «исконные земли» по отношению к Южным Курилам в диалоге с правительством СССР после окончания Второй мировой войны начинает использоваться правительством Японии в памятных записках в начале 1960 г. Эти документы были частью переписки Москвы и Токио в январе-апреле 1960 г. в ответ на заключённый 19 января 1960 г. между Японией и США договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности. Так, в памятной записке правительства Японии правительству СССР от 5 февраля 1960 г. говорилось: «Наша страна будет неотступно добиваться возвращения нам не только островов Хабомаи и о-ва Сикотан (так в тексте - авт.), но также и других исконных японских территорий» [8; 9, с.191-192]. В другом аналогичном документе, датированном 1 марта 1960 г., отмечается, что «территориальный вопрос не решён», и «японский народ считает естественным требования передачи исконных японских территорий -островов Итуруп и Кунашир» [10, с.145]. Таким образом, этот термин с 1960-х гг. стал транслироваться во внешнюю среду, перестав быть концептом исключительно внутриполитической японской риторики.

В качестве учебных материалов для проведения занятий, знакомящих школьников с территориальной проблемой Японии с Россией, предлагается ряд пособий, разработанных Секретариатом Кабинета министров, МИД, а также Ассоциацией по проблемам Северных территорий. Данные пособия представляют собой как информационные буклеты с рабочими тетрадями, так и образовательные видео (включая те, что подготовлены японской телерадиовещательной корпорацией КНК). Рассмотрим основные нарративы данных материалов.

Прежде всего, в них содержится изложение официальной позиции правительства Японии по территориальной проблеме с Россией:

A) Тезис о необходимости заключения двустороннего мирного договора после урегулирования территориальной проблемы, которое понимается как возвращение спорных островов под юрисдикцию Японии.

Б) Тезис о том, что острова Южно-Курильской гряды являются «исконными землями» Японии, которые «японский народ унаследовал от предков», и которые «никогда до настоящего времени не являлись территорией иного государства».

B) Тезис о том, что Россия является страной, «незаконно оккупировавшей» острова [11, с.1-

2].

Далее, с точки зрения исторической ретроспективы освещаются следующие аспекты территориальной проблемы:

• установление суверенитета Японии над оспариваемой территорией;

• история повседневности (быт, экономика, культура жителей островов);

• хронология и обстоятельства возникновения территориального вопроса;

• обзор основных двусторонних договоров, хронология визитов глав государств Японии и СССР/России, посвящённых переговорному процессу;

• проекты сотрудничества между Японией и Россией (организация безвизовых обменов для граждан Японии и курильчан, граждан Российской Федерации; кооперация в сфере оказания экстренной медицинской помощи и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

При рассмотрении вопроса установления суверенитета Японии над Южно-Курильской грядой подчёркивается первенство страны в вопросе открытия островов, а также включённость в освоение территории с давних времён. В качестве доказательства того, что японцы узнали о существовании Южных Курил раньше, чем российские первооткрыватели, приводится тот факт, что на карте Японии от 1644 г. уже были обозначены острова Кунашир и Этогоро (Итуруп), и что в начале XVII века острова находились под управлением княжества Мацумаэ, а русские моряки появились в регионе только в XVIII веке [11, с. 3; 12, с. 6].

История повседневности населения Южных Курил до конца Второй мировой войны содержит сведения о том, что в то время на островах проживало более 17 тысяч японцев. При этом одно поселение находилось на о. Шикотан с одноимённым названием, два - на о. Кунашир -Томари и Руёбэцу, три на о. Итуруп - Рубэцу, Сяна и Сибэторо. Группа островов Хабомаи использовалась для сезонного промысла и не имела постоянного населения, в то время административно относясь к округу г. Нэмуро. На каждом из населённых островов находилось почтовое отделение, полицейское управление, и начальная школа. Жители островов активно занимались рыбным промыслом, также на о-вах Кунашир и Итуруп велась заготовка леса и добыча полезных ископаемых [11, с. 5-6].

В учебных материалах отдельно подробно раскрываются взаимосвязанные темы так называемой «незаконной оккупации» островов СССР летом 1945 г. и гуманитарной катастрофы вынужденных покинуть острова местных жителей. Авторами пособий транслируется позиция МИД Японии о том, что в период ввода советских войск на Южные Курилы 9 августа 1945 г. Пакт о нейтралитете между СССР и Японией ещё действовал, следовательно, правительство СССР сознательно нарушило положения документа, и что продвижение советских воинских формирований по островам продолжалось и после того, как Япония выразила намерение капитулировать, о чем свидетельствует принятие Японией условий Потсдамской декларации 14 августа 1945 г. Примечательно, однако, что в тексте учебных пособий нет упоминания о том, что Япония изначально отклонила требования данной декларации 28 июля 1945 г., и прияла их только после того, как США подвергли атомной бомбардировке г. Хиросима и г. Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года. В то же время упоминается о том, что боестолкновений и жертв в процессе высадки и продвижения советской армии не было, всё произошло бескровно. Жители островов, около 17 тыс. человек, составлявших в общей сложности 3 124 домохозяйства, были вынуждены покинуть свои дома, и к 1948 г. процесс их переселения был полностью завершён [11, с. 7-8; 12, с. 9-10].

Стоит отметить, что нарративы об оспариваемых Японией территориях Южных Курил также встроены в сферу концептов, определяющих представление школьников о своей стране. Так, в приведении информации о крайних географических точках территории Японии и их координатах крайняя северная точка границ страны установлена на мысе Корицкий (японское название мыс Камоивакка/Камуивакка) о-ва Итуруп. Проводятся параллели с описанием других регионов Японии, например, в том, что площадь группы островов равна площади другой островной префектуры Японии - Окинавы. Отдельный акцент с точки здания географии и биологии делается на подробном рассмотрении животного и растительного мира островов, полезных ископаемых, морских ресурсах [12, с.40].

Подводя итоги, можно сделать вывод, что представления о содержании и эволюции территориальной проблемы Японии с Россией в тех формулировках, что находят свое отражение в текстах, подготовленных МИД Японии, аффилированными некоммерческими организациями и т. п., распространяемые в школах Японии, будут иметь значительное влияние на развитие двусторонних отношений Японии и России в будущем, поскольку затрагивают школьников и молодёжь, возрастные группы с пока ещё формирующимся критическим мышлением. Ядро концептов и линии нарративов о территориальной проблеме с Россией, определяющих содержание

учебных пособий и информационных буклетов МИД, при всей характерной им ригидности могут быть трансформированы в соответствии с нуждами продвигаемого Японией в Азиатско-Тихоокеанском регионе внешнеполитического курса. Как представляется, и как свидетельствуют данные приведённых опросов населения Японии в динамике с 2013 по 2023 гг., именно за счёт трансляции вышеописанных подходов к территориальному вопросу на школьных занятиях степень осведомлённости населения Японии о данной проблеме, а следовательно, степень вовлечённости граждан в данный процесс, распространение устойчивых представлений, стереотипов и клише об истории российско-японского взаимодействия и о содержании проблематики принадлежности Южных Курил будет последовательно расти.

Литература и источники

I. Опрос общественного мнения о Северных территориях (октябрь 2023 г.)// Секретариат Кабинета министров Японии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://survey.gov-online.go.jp/hutai/r05/r05-hoppou/

(ШО) = «Извещение о частичном

пересмотре "Пояснений к основному содержанию методических рекомендаций для средней и старшей школы"» // Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //www.mext. go.jp/a_menu/shotou/new-cs/youryou/1351334 .htm

3. Молодякова Э. В. Школьное образование в Японии// Ежегодник Япония. - 2010. - №39. - С.155-171.

4. ФШШ. ttèïm. = Пояснения к основному содержанию методических рекомендаций

для средней школы (от 2027 г.). SS-ASPf^^^^ Токио: Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий, 2017. - 241 с.

5. (ШО) = Извещение о распространении информации об образовательных мероприятиях, связанных с проблемой Северных территорий. SS- = Токио: Департамент младшего и среднего общего образования министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий, 2023. - 14 с.

6. Суть проблемы Северных территорий// МИД Японии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //www.mofa. go.jp/mofaj/area/hoppo/hoppo.html

7. M^È Ш)а. (i) = Фудзиу Сёдзи. Дискурс о термине «исконные земли»

применительно к Северным территориям (Часть 1)// ^^¿ШЙ = Исследования законодательства. - 2020. - № 428. - С. 158171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. 1960 = Памятная записка правительства Японии правительству СССР (1960 г.)// МИД Японии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mofa.go.jp/mofaj/area/hoppo/1992.pdf

9. Док. № 72/а. Из памятной записки правительства Японии правительству СССР от 5 февраля 1960 г.// Русские Курилы: история и современность: Сб. документов по истории формирования русско-японской и советско-японской границы / Авт.-сост.: В. К. Зиланов, А. А. Кошкин и др. - М.: ООО «Издательство Алгоритм», 2015. - 400 с.

10. Кузьминков В.В. Россия и Япония: японский взгляд на территориальное размежевание. - М.: Квадрига, 2018. - 304 с.

II. ^b^Mi = Северные территории. SS- ЙМ'Ё^'Ш^^ШЯ'Ж^ЩШЙ^ = Токио: Управление планирования и координации мер по обеспечению территориального суверенитета секретариата Кабинета министров, 2023. - 14 с.

12. = Наши Северные территории. Токио, Министерство иностранных дел, 2022. - 50 с.

References and Sources

1. (^П5^10ЯЯё) Opros obshhestvennogo mneniya o Severny'h territoriyah (oktyabr' 2023 g.)// Sekretariat Kabineta ministrov Yaponii. [E'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://survey.gov-online.go.jp/hutai/r05/r05-hoppou/

2. Ф^^Шв^ШШШШУТ^^^Шв^ШШШ^—йР&НЖоиТ (ШП) = «Izveshhenie o chastichnom peresmotre "Poyasnenij k osnovnomu soderzhaniyu metodicheskih rekomendacij dlya srednej i starshej shkoly'"»// Ministerstvo obrazovaniya, kul'tury', sporta, nauki i texnologij Yaponii. [E'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://www.mext.go.jp/a_menu/shotou/new-cs/youryou/1351334.htm

3. Molodyakova E'. V. Shkol'noe obrazovanie v Yaponii//Ezhegodnik Yaponiya. - 2010. - №39. - S.155-171.

4. Ф^Й^^вв^'Ш ШШ. -fi^rn. = Poyasneniya k osnovnomu soderzhaniyu metodicheskix rekomendacij dlya srednej shkoly' (ot 2027 g.). Tokio: Ministerstvo obrazovaniya, kul'tury', sporta, nauki i texnologij, 2017. - 241 s.

5. (ШП) = Izveshhenie o rasprostranenii informacii ob obrazovatel'ny'h meropriyatiyah, svyazanny'h s problemoj Severny'h territorij. SS : = Tokio: Departament mladshego i srednego obshhego obrazovaniya ministerstva obrazovaniya, kul'tury', sporta, nauki i texnologij, 2023. - 14 s.

6. Sut' problemy' Severny'h territorij//MID Yaponii. [E'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://www.mofa.go.jp/mofaj/area/hoppo/hoppo.html

7. Ш/п. (i) = Fudziu Syodzi. Diskurs o termine «iskonny'e zemli» primenitel'no k Severny'm territoriyam (Chast' 1)// = Issledovaniya zakonodatel'stva. - 2020. - № 428. - S. 158-171.

8. ( 1960 = Pamyatnaya zapiska pravitel'stva Yaponii pravitel'stvu SSSR (1960 g.)//MID Yaponii. [E'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://www.mofa.go.jp/mofaj/area/hoppo/1992.pdf

9. Dok. № 72/a. Iz pamyatnoj zapiski pravitel'stva Yaponii pravitel'stvu SSSR ot 5 fevralya 1960 g.//Russkie Kurily': istoriya i sovremennost': Sb. dokumentov po istorii formirovaniya russko-yaponskoj i sovetsko-yaponskoj granicy / Avt.-sost.: V. K. Zilanov, A. A. Koshkin i dr.— M.: OOO «Izdatel'stvo Algoritm», 2015. — 400 s.

10. Kuz'minkov V.V. Rossiya i Yaponiya: yaponskij vzglyad na territorial'noe razmezhevanie. - M.: Kvadriga, 2018. - 304 s.

11. = Severny'e territorii. = Tokio: Upravlenie planirovaniya i koordinacii mer po obespecheniyu territorial'nogo suvereniteta sekretariata Kabineta ministrov, 2023. - 14 s.

12. = Nashi Severny'e territorii. SS Tokio, Ministerstvo inostranny'h del, 2022. - 50 s.

ГОРЯЧЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Лаборатории Азиатских и Тихоокеанских исследований, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток ([email protected]).

GORIACHEVA ELENA A. - Ph.D. in History, Senior Research Fellow at Laboratory for Asian and Pacific Studies, Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of Russian Academy of Sciences, Vladivostok, Russia ([email protected]).

УДК 94(470+510):379.852«199/210» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-4-81-85

ДРУЗЯКА А.В., СУН ХУНМЭЙ ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ВЫЕЗДНОГО МЕДИЦИНСКО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНАХ СЕВЕРО-ВОСТОКА КНР (1990-е- 2000-е гг.)2

Ключевые слова: Россия, КНР, приграничное сотрудничество, выездной медицинско-оздоровительный туризм, курорт Удалянчи.

В статье на примере известного китайского курорта Удалянчи рассмотрены условия и основные события, положившие начало развитию российского лечебно-оздоровительного туризма в приграничных районах провинции Хэйлунцзян (КНР). Прослежены основные изменения, произошедшие в сфере санаторно-курортного обслуживания российских туристов в исследуемый период, представлены оценки, имевшие место в российской и китайской прессе, сделаны выводы о перспективах и возможностях развития данного направления гуманитарного сотрудничества. Особо отмечено, что сотрудничество Удаляньчи с российскими санаторно-курортными зонами все более означает не только ориентацию на традиционную минеральную медицину и традиционную китайскую медицину, но и культурные обмены, строительство туристических объектов, что направлено на создание комплексного трансграничного оздоровительного и туристического направления.

DRUZYAKA, A.V., SONG HONGMEI FROM THE HISTORY OF RUSSIAN OUTDOOR MEDICAL AND HEALTH TOURISM IN THE BORDER REGIONS

OF THE NORTHEAST OF THE PRC (1990s-2000s)

Keywords: Russia, China, cross-border cooperation, outbound medical and health tourism, Udalyanchi resort.

In this article, using the example of the famous Chinese resort of Udalyanchi, the conditions and main events that initiated the development of Russian health and wellness tourism in the border areas of Heilongjiang Province (PRC) are considered. The main changes that occurred in the sphere of health resort services for Russian tourists during the period under study are traced, assessments that took place in the Russian and Chinese press are presented, and conclusions are made about the prospects and possibilities for the development of this area of humanitarian cooperation. It was especially noted that Wudalianchi's cooperation with Russian health resort areas increasingly means not only a focus on traditional mineral medicine and traditional Chinese medicine, but also cultural exchanges and the construction of tourist facilities, which is aimed at creating a comprehensive cross-border health and tourism destination.

Международный туризм сегодня является важнейшим каналом российско-китайского гуманитарного взаимодействия. В условиях провозглашенного в России так называемого «поворота на Восток», связанного в том числе с расширением разносторонних и разноуровневых двухсторонних связей и контактов, он переживает существенную диверсификацию, в ходе которой уже сформировался ряд специфических направлений, определяемых мотивацией туристов и конкретными целями их посещения страны пребывания - например, культурно-познавательный, рекреационно-восстановительный, «пляжный», событийный (посещение конкретного события или мероприятия), образовательный, научный, медицинско-оздоровительный и другие.

В структуре общего туристического потока существенную долю составляет лечебно-оздоровительный туризм, связанный с доступом к ресурсам китайских санаториев и к ряду процедур, которые осуществляются методами традиционной китайской медицины [1]. В современной историографии имеется немало работ, посвященных проблемам развития медицинского оздоровительного туризма в России и за рубежом [2]. В классификации различных подвидов этого туристического направления сегодня используются такие термины, как медицинский туризм, wellness, SPA, медицинский wellness, оздоровительный туризм, лечебный туризм и т.д. [3].

2 Выполнено при поддержке внутреннего гранта ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет»: «Исследование регионального гуманитарного сотрудничества России и сопредельных государств (КНР, КНДР)»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.