DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-487-491 NIION: 2018-0076-9/23-750 MOSURED: 77/27-023-2023-9-750
МИРЗОЯН Марат Альбертович,
аспирант Московского финансово-промышленного университета «Синергия», e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ПОДПИСАНИЯ РОССИЙСКО-ЯПОНСКОГО МИРНОГО ДОГОВОРА
Аннотация. Данная научная статья посвящена проблеме подписания российско-японского мирного договора. В ходе настоящего научного исследования, автор планирует углубиться в тонкости позиций российского и японского правительств относительно мирного договора, уделяя особое внимание территориальной принадлежности Курильских островов как главному препятствию на пути его реализации. Проведен тщательный анализ ключевых историко-правовых актов, возникших по итогам Второй мировой войны, разъясняющих установление суверенитета нашей страны над южным частью полуострова Сахалин и Курильскими островами. При рассмотрении этого межгосударственного территориального спора мы обозначили основные позиции России и Японии относительно принадлежности Курильских островов. Помимо территориального вопроса, данное научное исследование выявило дополнительные препятствия на пути подписания договора, а именно, присутствие американских вооруженных сил в Японии и недружественная позиция японского правительства по отношению к нашей стране. Главная цель этого научного исследования — выявить основные правовые закономерности передачи Курильских островов Советскому Союзу в ХХ веке. Одновременно с этим, благодаря рассмотрению основных позиций двух государств относительно территориальной принадлежности Курильских островов были выявлены основные точки зрения относительно данного вопроса. Кроме того, данное научное исследование подчеркивает устоявшиеся позиции России и Японии в отношении территориальной принадлежности Курильских островов, подчеркивая многогранный и постоянный характер этого затяжного спора. Это также подчеркивает потенциальные последствия для национальной безопасности, присущие любой предполагаемой передаче, подчеркивая сложную сеть геополитической динамики.
Ключевые слова: Курильские острова, территориальный спор, мирный договор, исторический анализ, правовые последствия, Россия, Япония, международные договоры, национальная безопасность.
Annotation. This scientific article is devoted to the problem of signing the Russian-Japanese peace treaty. In the course of this scientific research, the author plans to delve into the intricacies of the positions of the Russian and Japanese governments regarding the peace treaty, paying special attention to the territorial affiliation of the Kuril Islands as the main obstacle to its implementation. A thorough analysis of the key historical and legal acts that arose as a result of the Second World War, explaining the establishment of the sovereignty of our country over the southern part of the Sakhalin Peninsula and the Kuril Islands, was carried out. When considering this interstate territorial dispute, we outlined the main positions of Russia and Japan regarding the ownership of the Kuril Islands. In addition to the territorial issue, this scientific study identified additional obstacles to the signing of the treaty, namely, the presence of American military forces in Japan and the unfriendly position of the Japanese government towards our country. The main goal of this scientific research is to identify the main legal patterns of the transfer of the Kuril Islands to the Soviet Union in the twentieth century. At the same time, thanks to the consideration of the main positions of the two states regarding the territorial affiliation of the Kuril Islands, the main points of view regarding this issue were identified. Moreover, this academic study highlights the established positions of Russia and Japan regarding
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
MIRZOYAN Marat Albertovich,
postgraduate student of Moscow Financial and Industrial University"Synergy"
THE PROBLEM OF SIGNING THE RUSSIAN-JAPANESE
EACE TREATY
the territorial ownership of the Kuril Islands, highlighting the multifaceted and ongoing nature of this protracted dispute. It also highlights the potential national security implications inherent in any proposed transfer, highlighting a complex web of geopolitical dynamics.
Key words: Kuril Islands, territorial dispute, peace treaty, historical analysis, legal perspectives, Russia, Japan, international treaties, national security.
Вопрос подписания официального мирного договора между Российской Федерацией и Японией стоит «на повестке дня» больше полувека, однако ряд причин не позволяют этому произойти, одним из основных препятствий подписания мирного договора является территориальный статус Курильских островов. Так, по мнению доктора исторических наук А.Ю. Плотникова, японские претензии к РФ - наиболее показательный пример политики непризнания официальных территориальных итогов Второй мировой войны [1]. Очень важно уточнить, что японское правительство называет спорные острова «Северные территории», что позволяет очень размыто и гибко использовать это понятие. Северными территориями могут быть как три крупных острова Курильской гряды - Итуруп, Куна-шир и Шикотан, так и все Курильские острова до Камчатки, поэтому к этому вопросу надо подходить очень серьезно и внимательно. Именно изучение историко-правового аспекта подписания российско-японского мирного договора позволит нам более ясно раскрыть существующую проблему.
Процедура передачи южной части Сахалинского полуострова и островов Курильской гряды началась в феврале 1945 года. Именно в ходе проведения Ялтинской конференции, которая проходила с 4 по 11 февраля 1945 года, лидеры стран Антигитлеровской коалиции Сталин, Рузвельт и Черчилль подписали соглашение, согласно которому СССР обязался вступить в войну против Японии при условии возвращения СССР южной части Сахалина и передачи Курильских островов. Именно Соглашение трех Великих Держав стало одним из основополагающих исторических правовых актов, которое закрепляло суверенитет нашей страны над данными территориями.
После окончания Второй мировой войны в 1945 году, Советский Союз вернул ранее потерянные территории Дальнего Востока, а именно Сахалин и Курильские острова. В 1951 году, после долгих процедур подготовки проекта мирного договора и ряда судебных процессов, проводимых с 1946 по 1948 гг. в рамках Международного военного трибунала для Дальнего Востока, был подписан Сан-Францисский мирный договор. В данном договоре, Япония отказалась от территорий, которые были переданы в результате подписания Портсмундского соглашения 1905 года,
однако Сан-Францисский мирный договор не оговаривал территориальный суверенитет СССР над южной частью полуострова Сахалин и Курильских островов и, именно по этой причине наше государство не ратифицировало его. Ввиду этого работа по разработке проекта мирного договора, который мог урегулировать существующий территориальный спор был продолжен [4].
В 1956 году была подписана Московская декларация, которая стала одним из основных документов в истории российско-японских отношений, так как с момента принятия данной декларации были восстановлены дипломатические отношения между СССР и Японией [5]. В данной декларации было оговорено, что южные Курильские острова (Хабомаи и Шикотан) будут переданы Японии после подписания мирного договора.
Однако из-за давления США Япония не смогла заключить мирный договор с СССР [7]. Основным рычагом давления в этом вопросе стала 3 статья Сан-Францисского мирного договора, в соответствии с которой в управление США передавались острова Рюкю, Дайто, Бонин, Нан-сей и Сёто, которые Америка могла, в любой момент, законно приобрести. В итоге под влиянием США в 1960 году был подписан Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией, который стал юридической базой для нахождения в Японии Сухопутных, Военно-воздушных и Военно-морских сил США [8]. Так как данное соглашение создавало военную угрозу для СССР, то советская сторона отказалась от передачи данных островов и вплоть до 1991 года отказывалась признавать какие-либо территориальные споры со стороны Японии.
В 1982 году был принят Закон Японии № 85 «О специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий» [9], в котором Япония, несмотря на общепризнанные договора и декларации, вновь вернулась к вопросу территориальной принадлежности Курильских островов. В данном законе говорится, что, несмотря на то, что Северные территории являются японской территорией, проблема принадлежности данных территорий до сих пор не решена. Также поднимается вопрос заключения мирного договора, однако только при условии передачи Россией всех островов Курильской гряды. Во второй статье Закона было дано определение понятию «Северные территории», в которые были включены острова
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, что идет вразрез с положением Московской декларации 1956 года, в которой говорилось, что СССР после подписания мирного договора, был согласен передать лишь два острова - Хабомаи и Шикотан .
Уже после распада СССР российское правительство было готово подписать мирный договор с Японией с последующей передачей островов Хабомаи и Шикотан, однако требования японской стороны передать все четыре острова (Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи), а также отсутствие гарантий неразмещения американских баз на данных островах сделали невозможным их передачу Японии.
В 2018 году Японским парламентом был принят ряд поправок к Закону № 85, который ставил вопрос возвращения «северных территорий» чуть ли не самым основным для Японии. Министерство иностранных дел РФ отмечало: «Видим в этом не что иное, как попытку предрешить исход соответствующих переговоров, навязать неприемлемые варианты урегулирования проблемы мирного договора. Хотели бы вновь напомнить, что южные Курилы принадлежат Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними неоспорим» [10]. После того, как Япония присоединилась к очередной санкционной кампании США и ЕС в отношении России по причине проведения специальной операции на Украине в 2022 году, МИД России отказался от дальнейших переговоров с Японией по поводу подписания мирного договора [11].
В ответ на это, МИД Японии в новой редакции своего ежегодного дипломатического справочника «Синяя книга по дипломатии», установил, что «северные территории», оставаясь исконными японскими землями, в настоящее время, незаконно оккупированы Россией [12]. Изучая вопрос территориальных претензий Японии к Российской Федерации, можно выделить основные позиции двух государств по отношению к территориальной принадлежности Курильских островов. Основная позиция России состоит в том, что южные Курильские острова вошли в состав СССР после окончания Второй мировой войны совершенно правомерно и это подтверждается общепризнанными международными актами, а именно: Сан-Францисским мирным договором 1951 года и Московской декларацией 1956 года.
Основной позицией Японии является то, что Курильские острова «незаконно оккупированы» Советским Союзом, а впоследствии и Россией и данные острова являются исконными территориями Японского государства. Данная позиция закреплена в Законе № 85 «О специальных мерах
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
по содействию решению проблемы северных территорий».
Вопрос американского военного присутствия в Японии является одним из препятствий для заключения мирного договора и возможной передачи островов. С подписанием в 1960 году Американо-японского договора о взаимном сотрудничестве и безопасности, на территории Японии стало действовать около 91 военного объекта ВС США, в которых служат примерно 47 тысяч американских военнослужащих . Самое большое количество военных баз дислоцируется на территории префектуры Окинава - 14 американских баз ВВС и ВМС США [13]. Помимо Окинавы, военные базы располагаются на территории префектур Аомори, Ивакуни и Йокота, численность военнослужащих на данных военных базах составляет около 39 тысяч военнослужащих США [14].
Япония является основным местом дислоцирования ВС США в Азиатском регионе, и ее близость к границам Российской Федерации создает военную угрозу нашей безопасности. В случае передачи южных Курильских островов в состав Японии, вполне возможно, что ряд наиболее подготовленных военных баз США будут переведены на территорию данных островов и тогда мы получим прямую военную угрозу у восточных границ России.
Как показывает мировая практика, территориальные споры возникают не только из-за претензий отдельного государства на «исконность» определенных земель, но и по экономическим причинам. Ситуация с территориальным спором между Россией и Японией не является исключением из правил и также связана с экономическим аспектом региона. Курильские острова - это кладезь природных ископаемых, например, только на одном острове Итуруп находится крупнейшее в мире месторождение рения. Каждый год добывается около 20 тонн рения, для сравнения, общемировая добыча данного природного ресурса составляет 40 тонн. Из-за того, что рений активно используется в ракетной промышленности и сверхзвуковой авиации, его цена составляет 3500 долларов США за один кг [2]. Помимо рения, на Курильских островах находится огромные нефтегазовые запасы, объем которых оценивается примерно в 364 млн тонн. 200-мильная рыболовная зона Курильских островов позволяет добывать около трех миллионов тонн рыбы и иных морепродуктов в год. В случае передачи островов в состав Японии, мы не только потеряем огромное количество наших природных богатств, но и предоставим возможность использования их против нас.
Подводя итог вышесказанному, в данный момент подписание мирного договора между Россией и Японией невозможно по ряду причин. В
ходе проведенного научного исследования, мы выявили следующие причины: военное присутствие США, недружественная политика Японии по отношению к России, а также отказ от соблюдения международных договоров и обязательств. Данные причины привели к «дипломатическому тупику» в вопросе подписания мирного договора между Россией и Японией. В конечном случае, данная ситуация свела на «нет» любые разговоры о передачи островов Японии, и на наш взгляд такие разговоры еще «не скоро» будут возобновлены. Нынешняя обстановка на международной арене утвердила необходимость защиты территориальной целостности и суверенитета России.
Курильские острова являются законной территорией Российской Федерации, что подтверждается рядом общепризнанных международных актов и исторических правовых актов. Наличие российского суверенитета на Курилах являются важным элементом обеспечения национальной безопасности РФ и передача данных островов Японии может повлечь за собой создание ряда американских баз (в том числе нахождение сил ядерного сдерживания США) на Курильских островах, что в свою очередь может стать прямой угрозой национальной безопасности и обороноспособности России. В подтверждении моих слов можно привести мнение В.И. Афанасьева, «Курильские острова всегда являлись важнейшей составляющей стратегической безопасности России. Пусть на этих островах нет российских военных баз, однако отсутствие там иностранных гидролокаторов - важнейшее условие обеспечения национальной безопасности нашего государства» [3]. В дальнейшем необходимо обеспечить все необходимые меры в экономической, правовой, социальной и оборонной сферах для успешного достижения целей по защите интересов России на Дальневосточном направлении.
Список литературы:
[1] Плотников А.Ю. Японские территориальные конфликты с соседними государствами в послевоенный период и «проблема» российско-японского мирного договора // Вестник Московского государственного лингвистического университета // Общественные науки. - 2019. - № 2 (835). - С. 128-139.;
[2] Кременецкий А., Белоконева О. Завод на вулкане // Наука и жизнь. - 2000. - № 11.
[3] Афанасьев В. И., Дуреев С. П. Курилы -ракетно - ядерный щит России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2019. - № 3. -С. 737-740
[4] Japan Treaties. Treaty of Peace with Japan. San Francisco, 8th September, 1951. - London: His Majesty's Stationary. - P. 2-24.
[5] Викитека. Советско-японская декларация 1956 года. URL:
[6] httpsY/ru.wikisource.org/wiki/Советско-я-понская_декларация_1956_года (дата обращения 20.09.2023)
[7] Российская газета. «За Курилы». URL: https://rg.ru/2005/10/28/kurily.html (дата обращения: 20.09.2023).
[8] Японо-Американский договор (О взаимном сотрудничестве и гарантии) безопасности 1960 г. // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008.
— ISBN 978-5-94865-190-3.
[9] Закон Японии «О специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий». URL: https://elaws.e-gov.gojp/document?la wid=357AC1000000085_20190401_43 0AC0000000076 (дата обращения: 20.09.2023).
[10] Интерфакс. МИД РФ удивился принятым Японией поправкам в закон о «курильском вопросе». URL: https://www.interfax.ru/world/621763 (дата обращения 20.09.2023).
[11] Фонтанка.ру. МИД: Россия не будет обсуждать мирный договор с Японией из-за санкций. URL: https://www.fontanka. ru/2022/03/21/70522466/ (дата обращения 20.09.2023).
[12] Коммерсантъ. «Киодо»: Япония вернет фразу об «оккупации» Южных Курил в «Синюю книгу по дипломатии». URL: https://www. kommersant.ru/doc/5283462 (дата обращения: 20.09.2023).
[13] Википедия. Военные базы США в Япо-нии.URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Военные_ базы_США_в_Японии (дата обращения: 20.09.2023).
[14] Официальный сайт Вооруженных сил США в Японии. URL: http://www.usfj.mil/ (дата обращения: 20.09.2023).
Spisok literatury:
[1] Plotnikov A.YU. YAponskie territorial'nye konflikty s sosednimi gosudarstvami v poslevoennyj period i "problema" rossijsko-yaponskogo mirnogo dogovora // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta // Obshchestvennye nauki. - 2019. - № 2 (835). - S. 128-139.;
[2] Kremeneckij A., Belokoneva O. Zavod na vulkane // Nauka i zhizn'. - 2000. - № 11.
[3] Afanas'ev V. I., Dureev S. P. Kurily - raketno
- yadernyj shchit Rossii // Aktual'nye problemy aviacii i kosmonavtiki. - 2019. - № 3. - S. 737-740
[4] Japan Treaties. Treaty of Peace with Japan. San Francisco, 8th September, 1951. - London: His Majesty's Stationary. - P. 2-24.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
[5] Vikiteka. Sovetsko-yaponskaya deklaraciya 1956 goda. URL:
[6] https://ru.wikisource.org/wiki/Sovet-sko-yaponskaya_deklaraciya_1956_goda (data obrashcheniya 20.09.2023)
[7] Rossijskaya gazeta. «Za Kurily». URL: https://rg.ru/2005/10/28/kurily.html (data obrashcheniya: 20.09.2023).
[8] YApono-Amerikanskij dogovor (O vzaimnom sotrudnichestve i garantii) bezopasnosti 1960 g. // YAponiya ot A do YA. Populyarnaya illyustrirovannaya enciklopediya. (CD-ROM). — M.: Directmedia Publishing, «YAponiya segodnya», 2008. — ISBN 978-594865-190-3.
[9] Zakon YAponii «O special'nyh merah po sodejstviyu resheniyu problemy severnyh territorij». URL: https://elaws.e-gov.go.jp/document?lawid=357 AC1000000085_20190401_430AC0000000076 (data obrashcheniya: 20.09.2023).
[10] Interfaks. MID RF udivilsya prinyatym YAponiej popravkam v zakon o "kuril'skom voprose". URL: https://www.interfax.ru/world/621763 (data obrashcheniya 20.09.2023).
[11] Fontanka.ru. MID: Rossiya ne budet obsuzhdat' mirnyj dogovor s YAponiej iz-za sankcij. URL: https://www.fontanka.ru/2022/03/21/70522466/ (data obrashcheniya 20.09.2023).
[12] Kommersant". «Kiodo»: YAponiya vernet frazu ob «okkupacii» YUzhnyh Kuril v «Sinyuyu knigu po diplomatii». URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5283462 (data obrashcheniya: 20.09.2023).
[13] Vikipediya. Voennye bazy SSHA v YAponii.URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Voen-nye_bazy_SSHA_v_YAponii (data obrashcheniya: 20.09.2023).
[14] Oficial'nyj sajt Vooruzhennyh sil SSHA v YAponii. URL: http://www.usfj.mil/ (data obrashcheniya: 20.09.2023).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023