УДК 327
Д. ХАРИТОНОВА,
аспирант кафедры политологии и права Московского государственного областного университета e-mail: [email protected]
D. KHARITONOVA,
Postgraduate Student of the Department of Political Science
and Law,
Moscow Regional State University
Ключевые слова:
мирный договор, Курильские острова, политический диалог, экономическое развитие, Россия, Япония
Keywords:
peace treaty, Kuril Islands, political dialogue, economic development, Russia, Japan
РОССИЯ И ЯПОНИЯ НА ПУТИ К МИРНОМУ ДОГОВОРУ
В статье рассмотрена история возникновения территориальных претензий Японии к России и перспективы их урегулирования на основе экономического развития четырех спорных островов. Автором уделено внимание первым промежуточным результатам после исторического визита президента России Владимира Путина в Японию в декабре 2016 г. Отмечается, что восточные соседи демонстрируют обоюдный интерес в экономической сфере, который в будущем может стать базисом для заключения мирного договора.
The article describes genesis of the territorial claims Japanese to Russia and prospects for their settlement on basis of the economic development of the four disputed islands. The author paid attention to the first interim results after the historic visit of Russian President Vladimir Putin to Japan in December 2016. It is noted that the eastern neighbors show mutual interest in the economic sphere, which in the future can become a basis for concluding a peace treaty.
Российско-японские политичес- контактах на высшем и высоком кие контакты нашли свое отражение уровнях в последние два с половиной в интенсивных межгосударственных года. Так, японский премьер-министр
RUSSIA AND JAPAN ON THEIR WAY TO A PEACE TREATY
С. Абэ был единственным представителем стран «Большой семерки», который посетил открытие зимней Олимпиады в г. Сочи в феврале 2014 г. Присоединение Японии к финансово-экономическим санкциям против России не снизило желания японского лидера по урегулированию статуса «северных территорий» и поиска путей к заключению мирного договора с Россией.
2016 г. стал политически удачным для российско-японских отношений. Саммиты лидеров двух стран в прошлом году проходили четыре раза. Но столь успешными взаимоотношения были не всегда. После отставки С. Абэ в 2007 г. и до его второго срока в 2012 г. в Японии сменилось пять премьер-министров. Это не могло положительным образом сказаться на развитии японо-российских контактов. Заметим, что в прошлом два восточных соседа воспринимали друг друга с вражеских позиций, особенно в период Второй мировой войны [5, с. 16]. Во многом в послевоенный период это повлияло на массовое сознание
населения и политической элиты Страны восходящего солнца.
Принципиальное значение для Японии имеет политическая позиция по вопросу принадлежности так называемых «северных территорий». Так, японский эксперт К. Иокибэ отмечает, что японское правительство может проявить некоторую гибкость при определении последовательности возвращения спорных территорий, но оно не может согласиться на возвращение только двух вместо четырех островов.
В свою очередь, перед началом Восточно-экономического форума (ВЭФ) в сентябре 2016 г. президент России В. Путин, заявил американскому информационному агентству Bloomberg, что «Россия не торгует территориями». Тем не менее под руководством премьер-министра Японии С. Абэ и президента России В. Путина в среднесрочной перспективе возможны некоторые положительные сдвиги по вопросу совместного развития не только спорных территорий, но и богатой полезными ископаемыми азиатской части России.
Краткая история территориального спора
Как показывает история, статус четырех южнокурильских островов Итурупа, Кунашира, Шикотана и группы островов Хабомаи связан с
советско-американским геополитическим противостоянием во время и после Второй мировой войны*. Непосредственно до опубликования
* В июле 1945 г. руководители Великобритании, США и Китая на Потсдамской конференции решили, что Курильские острова, за исключением четырех северных островов архипелага, будут оккупированы США, но руководство СССР настаивало на Ялтинском соглашении от февраля 1945 г., которое предусматривало оккупацию всего архипелага. Президент США Г. Трумэн поддержал просьбу СССР, и в Общий приказ №1 были внесены поправки.
11 февраля 1946 г. секретной части Ялтинского соглашения в соответствии с приказом № 677 (так называемым БСАРШ-677) главнокомандующего союзными оккупационными войсками из списка «областей, принадлежащих Японии», были исключены «Курильские острова, острова группы Хабомаи и остров Шикотан» [5, с. 16]. Далее СССР включил их в состав Хабаровского края.
После того как японское правительство узнало о секретной части Ялтинского соглашения, оно планировало добиться возвращения только островов Шикотан и Хабомаи. Отметим, что данным островам был де-факто придан статус территории СССР, а согласно ст. 8 Сан-францисского мирного договора от 8 сентября 1951 г. в отношениях между партнерами СССР по Ялтинскому соглашению — даже статус де-юре [17].
Тем не менее под давлением со стороны США Япония была вынуждена согласиться с территориальными потерями. Этому обстоятельству способствовало несколько предшествующих политических событий. Во-первых, по итогам договоренностей Московской конференции министров иностранных дел, которая состоялась в декабре 1945 г. между СССР и США, Токио попал в сферу влияния Вашингтона. Одновременно Советский Союз получил контроль над Восточной Европой. Во-вторых, на переговорах об условиях мира и прекращения оккупации Японии, Запад фактически проигнорировал мнение СССР.
Сан-францисский мирный договор оказался более выгодным для Японии,
чем его более ранние проекты. Он означал отказ Японии от Курильских островов. Тем не менее в соответствии со ст. 26 данного договора Япония могла заключить с СССР или другими участниками войны мирный договор, по условиям которого она отказывалась от всех прав, правооснований и претензий на Южный Сахалин с прилегающими островами, отторгнутыми Японией от России по Портсмутскому мирному договору 1905 г., без указания суверена [17]. По истечении срока его действия Япония на основе нового мирного договора с СССР могла попытаться изменить перечень островов, от которых она отказалась, не включая в их состав Кунашира, Итурупа, Шикотана и Хабомаи. Необходимо заметить, что Япония применила на практике определение Курил не в специальном, а обычном значении, которое соответствует в основном смыслу ст. 2 этого договора, а также Потсдамской декларации и Ялтинскому соглашению. Однако потом она изменила в одностороннем порядке свое правовое поведение, прекратив для себя действие этой статьи договора.
Во время международной конференции по подписанию Сан-фран-цисского мирного договора премьер-министр Японии С. Ёсида в своей речи по случаю подписания этого договора заявил, что группа островов Хабомаи и остров Шикотан не входят в состав Курильской гряды и относятся к острову Хоккайдо (Япония). Кроме этого, в договоре не было обозначено, в чью именно пользу Япония отказывается от Курильских остров, поэтому у япон-
ской стороны появилось право вести переговоры с СССР о возвращении этих островов.
В том же году сенат США постановил, что Сан-францисский мирный договор не включает условия секретного соглашения, которое выгодно СССР. Вследствие этого представитель Советского Союза наряду с представителями Чехословакии и Польши не стал подписывать Сан-францис-ский мирный договор, который не предусматривал его суверенитет над четырьмя островами. По этому поводу заведующий Договорным департаментом МИД Японии Н. Кумао признал отказ от Курильских остров, включая Кунашир и Итуруп. Но это не помешало впоследствии руководству Японии ввести в оборот понятие «северные территории» [9].
Одновременно США заключили с Японией договор о предоставлении ей гарантий безопасности. Он был подписан вместе с Сан-францисским мирным договором и вступил в силу 28 апреля 1952 г. Согласно этому договору Япония предоставила США право на размещение наземных, воздушных и морских сил в собственной стране и вблизи нее (ст. 1). Эти силы могли быть использованы не только для поддержания международного мира и безопасности на Дальнем Востоке, но и для подавления беспорядков внутри Японии. Отметим, что при заключении соглашения по безопас-
ности с Токио в 1952 г. Вашингтон односторонним актом объявил о роспуске Дальневосточной комиссии и Союзного совета для Японии*.
Япония и США также заключили Административное соглашение, которое предусматривало условия размещения американских войск на территории Японии. Со временем Административное соглашение было заменено Договором о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией от 1960 г. Его содержание было более равноправным по отношению к Японии и не допускало вмешательства военных сил США во внутреннюю политику страны.
Некоторый прогресс в советско-японских переговорах по урегулированию проблемы «северных территорий» произошел в 1954—1956 гг. Так, в конце 1954 г. премьер-министр Японии И. Ха-тояма предложил правительству СССР передать после заключения мирного договора остров Шикотан и группу островов Хабомаи. Тем не менее в 1955 г. в рамках лондонского переговорного процесса по советско-японскому мирному договору представители Токио заявили, что Южный Сахалин и Курильские острова не являются территорией СССР, так как, несмотря на отказ от них Японии, их переход во владение Советского Союза не был обусловлен Сан-францисским мирным договором. Только в ходе
* Дальневосточная комиссия была создана для выработки согласованных решений с целью обеспечения выполнения Японией ее обязательств по условиям капитуляции от 2 сентября 1945 г. Она включала представителей Австралии, Великобритании, Индии, Китая, СССР, США, Франции и других государств.
длительных консультаций в Токио согласились ограничиться своими претензиями к Москве островами Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабо-маи. По мнению японской стороны, с юридической точки зрения они не входят в состав территорий, упомянутых Каирской декларацией союзников 1943 г., как захваченных Японией «при помощи силы в результате алчности». Как отмечает российский эксперт К. Черевко, и это несмотря на то, что она (Япония) приняла положение этой декларации о наказании за ее агрессию на Тихом океане, под которой понимается захват этих островов вооруженными отрядами на рубеже XVIII и XIX вв. [17].
Отметим, что премьер-министр Японии И. Хатояма, выступая в этом же году на 22-й сессии парламента страны, заявил: «Ялтинское соглашение было, по существу, признано в Сан-францисском мирном договоре, по которому мы отказались от этих территорий (Южный Сахалин и Курилы) правда, в том виде, как они были определены главнокомандующим оккупационными силами генералом Дугласом Макартуром в 1946 г., то есть без Шикотана и Хабомаи». Необходимо заметить, что мэр г. Нэмуро, в который эмигрировали жители Итурупа, Куна-шира, Шикотана и Хабомаи, И. Ан-до призвал командующего оккупаци-
онными войсками в Японии Д. Ма-картура освободить указанные острова от советских войск, однако этот призыв не был поддержан в рамках всей страны [9].
В феврале 1956 г. в национальном парламенте выступил представитель МИД Японии К. Куросита. Он относил Южные Курилы к о. Хоккайдо, ссылаясь на текст Санкт-Петербургского русско-японского договора (1875 г.) [17]. При этом утверждал, что по Сан-францисскому мирному договору от 8 сентября 1951 г. Япония оставила за собой Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи как свои северные территории. Помимо этого, в процессе советско-японских переговоров выяснилось, что консервативные силы политической элиты Японии объединились в Либерально-демократическую партию и смогли оказать давление на правительство И. Хатоямы в пользу возвращения также островов Кунашир и Итуруп*.
В августе 1956 г. в Москве прошел еще один раунд советско-японских переговоров. Тогда министр иностранных дел Японии М. Сигэмицу согласился на то, чтобы в советско-японском мирном договоре повторить формулировку Сан-францисского мирного договора. Это подразумевало отказ Японии от Южного Сахалина и Курил с сохранением только Хабомаи
* 20 марта 1956 г. глава Договорного департамента МИД Японии Т. Симода впервые заявил, что «северные территории» включают в себя не два, а четыре острова. Однако уже в августе 1956 г. министр иностранных дел Японии М. Сигэмицу, который изначально занимал жесткую позицию в отношении СССР, предложил пойти на компромисс и согласиться на возвращение двух островов Шикотана и Хабомаи, но правительство ответило отказом.
и Шикотана, рассчитывая на успешные переговоры об о-вах Кунашир и Итуруп в будущем [17]. Но переговоры оказались безрезультатными из-за возражений правительства Японии. Этому способствовало и то обстоятельство, что 19 августа 1956 г. государственный секретарь США Д. Даллес заявил министру иностранных дел Японии М. Сигэмицу: «...Если Япония откажется от требования передачи четырех островов, то США не смогут гарантировать ей потенциального суверенитета над островом Окинава»*. И это не было случайностью, Вашингтон был обеспокоен сближением между Москвой и Токио.
В этом же году Администрация президента США Д. Эйзенхауэра заявила, что секретный пакт Ялтинского соглашения от 11 февраля 1946 г. недействителен. При этом позиция Великобритании по данному вопросу осталась нейтральной. Но ее политическое руководство отмечало, что секретную часть соглашения подписали только США и СССР.
В сентябре 1956 г. государственный департамент США издал в отношении Японии меморандум, который ссылался на Сан-францисский мирный договор. В связи с советско-японскими переговорами о заключении мирного договора там обращалось внимание на то, что «Япония не имеет права передавать суверенитет над своими территориями от которых она отказалась». Хотя в Токио полагали, что согласно ст. 26 этого договора Япония
приобрела такое право через три года после его заключения в 1951 г.
Государственный департамент США сделал акцент также на том, что «острова Итуруп и Кунашир (вместе с островами Хабомаи и Шикотан являются частью префектуры Хоккайдо) и всегда были частью Японии». В связи с этим ключевым для заключения мирного договора между Россией и Японией стал вопрос юридического толкования понятия «Курильские острова» согласно ст. 2 Сан-францисского мирного договора. Так, в Токио считают, что острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи не входят в понятие «Курильские острова». Это находило полную поддержку в Вашингтоне. Следовательно, позиция Японии по рассматриваемому территориальному спору во многом зависела от США.
Следует заметить, что согласно ст. 9 Совместной декларации от 19 октября 1956 г. «.Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». Таким образом, в Совместной декларации ничего не сказано о Кунашире и Итурупе и применяется слово «передача», а не «возврат». Тем не менее националистическая
* Остров Окинава в тот момент находился под американской оккупацией.
риторика по вопросу «северных территорий» стала неотъемлемой частью внешнеполитического курса Японии. Как отмечает российский эксперт Д. Стрельцов, в официальных документах Москва именовалась потенциальным военным противником Токио, в то время как к США у Японии не было серьезных претензий. Они [американцы] заложили основы послевоенной политической, экономической системы страны, послужившей залогом ее будущего экономического успеха и процветания [15, с. 16].
В марте 2012 г. на саммите лидеров России и Японии президент В. Путин предложил японскому руководству обсудить данный вопрос в соответствии с принципом «хикиваке», т. е. «ничьей», по которому выигрывают обе стороны.
Следует заметить, что эксперты находят ответ на разрешение территориального спора в формуле «два + альфа». Согласно этому подходу Россия передаст контроль над островами Хабомаи и Шикотан Японии, как это предусмотрено Совместной декларацией от 19 октября 1956 г. Под «альфой» же понимается создание специальной совместной экономической зоны на островах Кунашир и Итуруп с особым правовым статусом, приемлемым для обеих сторон.
На втором сроке руководства страной премьер-министр Японии С. Абэ как политик, который руководствуется принципом real politic, поставил целью своей внешней политики решение
территориального спора с Россией. Во время официального визита С. Абэ в Москву в апреле 2013 г. стороны договорились об ускорении выработки взаимоприемлемых вариантов решения проблемы мирного договора и возобновлении консультаций в формате «2 + 2» с участием министров иностранных дел и министров обороны государств. Тем не менее, как отмечает российский эксперт В. Кистанов, мирный договор между нашими странами вряд ли будет подписан без решения территориальной проблемы [7].
Российские эксперты сходятся во мнении, что территориальный спор с Россией является внутренним ресурсом политического капитала японских политиков, а не серьезной проблемой международного характера.
Поэтому прогресс в деле урегулирования территориального спора возможен у будущих поколений японских политиков, для которых, по мнению эксперта К. Иокибэ, проблема «северных территорий» не будет определяющей во внутренней политике страны. Необходимо отметить, что в начале апреля 2016 г. МИД Японии разработал так называемую «Синюю книгу» по вопросам дипломатии на 2016 г.
В ней говорится, что укрепление отношений с Россией соответствует национальным интересам и способствует установлению мира и процветанию в Азиатском регионе. Таким образом, Япония официально провозгласила курс на сближение с Россией [12].
Визит президента России В. Путина в Японию и его первые итоги
Визит российского президента в Страну восходящего солнца состоялся 15—16 декабря 2016 г. Накануне визита в Японию, 12—13 декабря, он дал интервью ведущим японским СМИ. Глава государства отметил, что у России нет никаких территориальных проблем с Японией. Тем не менее у японской стороны сохранились некоторые иллюзии в отношении «северных территорий».
Приезд российского лидера начался в г. Нагато (префектуре Ямагути) — родном городе премьер-министра Синдзо Абэ. В ходе личной встречи лидеры государств договорились продвигать программу совместной экономической деятельности в таких сферах, как рыболовство, марикуль-тура, туризм, медицина и экология на спорных Южно-Курильских островах. Там планируется создать особую систему администрирования на основе нового международного договора.
Второй день визита В. Путина прошел в Токио в форме «Российско-японского форуму деловых кругов». В пленарной части форума выступил Президент России В. Путин, который констатировал, что правительства России и Японии настроены на максимальную поддержку двусторонних предпринимательских инициатив путем облегчения налогового и трудового законодательства. Он также призвал японские компании обратить внимание не только на 13 территорий опережающего развития (ТОР) и действие свободного порта Владивосток,
но и на Евразийский экономический союз. Вопрос о создании с последним зоны свободной торговли сейчас обсуждается.
На форуме было подписано 80 документов, включая 12 межведомственного характера, на общую сумму 2,54 млрд долл. Отметим, что состоялось заключение соглашений с российскими компаниями, которые находятся под американскими санкциями. В частности, было решено создать Российско-японский инвестиционный фонд с капиталом в 1 млрд долл. В качестве соинвесторов выступили Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Японский банк международного сотрудничества (Japan Bank for International Coopération, JBIC).
Важные соглашения о сотрудничестве были заключены в энергетической сфере. Между ОАО «Ямал СПГ» и JBIC были подписаны договоры о предоставлении кредита на 200 млн евро и меморандум о взаимопонимании [4]. ПАО «Газпром» заключил с JBIC и другими японскими компаниями соглашения о сотрудничестве. С компанией Мицуи (Mitsui) оно предусматривает расширение проекта «Сахалин-2» и СПГ-бункеровку морского транспорта. Соглашение с Мицубиси Корпорэйшн (Mitsubishi Corporation) основано на развитии партнерства в области СПГ и создания третьей очереди «Сахалина-2» [11].
Российская компания «Новатэк» подписала меморандум о взаимопонимании с Mitsui в области добычи и
сжижения в России природного газа, поставок СПГ, соответствующего оборудования и технологий, а также совместного развития рынков СПГ.
Компания «Роснефть» заключила договор о сотрудничестве с Марубени Корпорэкшн (Marubeni Corporation) и Mitsubishi Heavy Industries по совместной разработке технико-экономического обоснования строительства газохимического комплекса на Дальнем Востоке с использованием передовых японских технологий. Кроме этого, «Роснефть», Marubeni, Inpex и JOGMEC договорились об основных условиях сотрудничества по совместной разведке, разработке и добыче углеводородов на лицензионном участке в шельфовой зоне России.
Компания «Русгидро» подписала с компаниями Kawasaki Heavy Industries и Sojits Corporation контракты на расширение использования газотурбинных установок при реализации проектов на территории российского Дальнего Востока. Необходимо заметить, что также были подписаны документы в медицинской, сельскохозяйственной и логистической сферах.
В рамках активизации российско-японского экономического сотрудничества в Москву с визитом 11—12 января 2017 г. прибыл министр экономики, торговли и промышленности Японии и министр по экономическим связям с РФ Хиросигэ Сэко [18]. Он провел встречи с первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым, министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым и спикером Совета Федерации ФС РФ Валентиной Матвиенко. В правительстве
России японский министр обсудил ряд направлений и проектов, предусмотренными «8 пунктами плана» Синдзо Абэ.
16—18 января 2017 г. Россию посетил Нобуо Киси, младший брат Синдзо Абэ. Он является Старшим вице-министром иностранных дел Японии [2]. Его визит был продиктован необходимостью встреч с представителями правительства России по вопросам двухстороннего сотрудничества. Это подтверждает, что процесс активизации российско-японских политических и экономических контактов на официальном уровне продолжается, что является вполне естественным перед планируемым визитом премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Россию. Он может состояться уже конце апреля 2017 г. Также премьер-министр Японии планирует посетить ежегодный Восточный экономический форум во Владивостоке, который состоится 6—7 сентября этого же года.
Для активизации политического диалога с Россией и продвижения переговоров по заключению мирного договора в правительстве Японии в конце января 2017 г. произошли кадровые перестановки. Так, представителем правительства, отвечающим за отношения с Россией, стал заместитель министра иностранных дел Такэо Акиба. Помимо этого, Департамент Европы Министерства иностранных дел Японии возглавил Ясуси Масаки. Ранее он занимал пост начальника отдела международного права и заместителя главы департамента экономики. Отдел России, который входит в
состав этого департамента, возглавил Тадаацу Мори, ранее он возглавлял отдел международных договоров. Это дает определенные основания полагать о серьезности намерений премьер-министра Японии Синдзо Абэ в отношении урегулирования проблемы «северных территорий» и заключения российско-японского мирного договора.
7 февраля 2017 г. в день заключения Трактата о торговле между Россией и Японией (1855 г.), в Токио прошло первое заседание межведомственного Совета по совместной хозяйственной деятельности [3]. В его состав вошли министр экономики, торговли, промышленности Японии Хиросигэ Сэко, ответственный за развитие экономических отношений с Россией, представители министерств финансов, здравоохранения, труда, благосостояния, сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства. Совет возглавил министр иностранных дел Японии Фумио Кисида. При этом были рассмотрены вопросы совместной экономической деятельности с Россией в таких сферах, как рыболовство, добыча морепродуктов, туризм, медицина и экология. Создание совета трактуется японской стороной в рамках активизации политического диалога между нашими странами, что направлено на заключение соответствующего мирного договора.
На встрече министров иностранных дел стран «Большой двадцатки» в Бонне, которая состоялась 17 февраля 2017 г., главы МИД России и Японии договорились о проведении 20 марта в Токио консультаций в формате
«2 + 2» с участием министров обороны и иностранных дел. Стороны также подтвердили возобновление 30 марта нынешнего года в Токио нового раунда стратегического диалога на уровне первых заместителей министров иностранных дел [8]. При этом министерство обороны Японии намерено обсудить форматы сотрудничества с российскими коллегами по вопросам расширения совместных военно-морских учений, согласования вопросов об обменах между командованием Сил самообороны Японии и Вооруженных Сил Российской Федерации.
В частности, в формате «2 + 2» предполагается обсудить возможность укрепления сотрудничества Японии и России в борьбе с терроризмом и пиратством. Для японской стороны не менее важен и вопрос о размещении на островах Южно-Курильской гряды российских береговых ракетных комплексов «Бал» и «Бастион» и расширение присутствующего воинского контингента, а также вопросы полетов российских боевых самолетов в районе границ с Японией, что требует от Токио соответствующего реагирования.
18 марта 2017 г. состоялись переговоры заместителей министров иностранных дел наших стран о налаживании совместной хозяйственной деятельности на островах Южных Курил Такэо Акиба и Игоря Моргулова. В дополнение к ним прорабатываются предложения в наиболее перспективных сферах сотрудничества, таких как рыборазведение ценных пород рыб и морепродуктов, рыбопереработка (строительство комбинатов по переработке рыбной продукции с участием
японских технологий), совершенствование инфраструктуры, геотермальная энергетика, туризм, медицина и по ряду других направлений [1]. Эксперты отмечают, что спорные острова необходимо сохранить как национальный парк с развитой социальной инфраструктурой и зонами отдыха.
Необходимо отметить, что подходы России и Японии к организации совместной хозяйственной деятельности на островах Южно-Курильской гряды имеют ряд отличий. Так, Москва, по мнению японского эксперта Тайсукэ Абиру, стремится определить актуальные проекты и, если необходимо, создать особый правовой режим для их реализации [16]. Для Токио характерна позиция о специальной договоренности об экономической деятельности, которая могла бы создать особую среду для решения территориального спора и подписания мирного договора.
Нужно обратить внимание, что российская сторона рассматривает экономическую деятельность как ключ к заключению мирного договора с Японией, но при этом не связывает ее с решением территориального спора. Экономическое развитие указанных островов служит своеобразным фоном для двухсторонних консультаций. Причем последние ведутся в закрытом режиме на предмет поиска взаимоприемлемых решений по чувствительным аспектам двустороннего сотрудничества с целью выработки приемлемого для сторон варианта мирного договора.
18 марта на переговорах заместитель министра иностранных дел Японии Такэо Акиба попытался
донести позицию о том, что экономическая деятельность не должна нарушать юридические интересы Токио в отношении «северных территорий». Известно, что японская сторона на переговорах готова предложить несколько идей, которые могут быть реализованы совместно с Россией на южнокурильских островах. Во-первых, это оказание дистанционной медицинской помощи, в частности консультирование пациентов и местных врачей по Интернет [14].
Во-вторых, российские и японские компании смогут организовывать морские круизы для японских туристов на некоторые острова Южных Курил без высадки на берег. В связи с этим стоит заметить, что жители острова Хоккайдо обратились с просьбой к японским властям о налаживании прямого авиасообщения с «северными территориями». Очевидно, что запросы местного населения существенно отличаются от выдвигаемых предложений правительства Японии, которое отдает себе отчет в том, что спорные острова находятся под юрисдикцией и военным контролем Российской Федерации.
В-третьих, японские власти рассчитывают на взаимодействие экологов двух стран и их совместную работу над сохранением окружающей среды.
В-четвертых, в области рыболовства японское правительство выражает надежду на создание совместных предприятий по переработке горбуши, других видов рыбы, а также производству ценных моллюсков «морское ушко». Несомненно, что это могло бы стать первым шагом к достижению
позитивного результата по решению проблемы «северных территорий» и заключения мирного договора между нашими странами.
По итогам визита президента В. Путина в Японию между нашими государствами был подписан «Меморандум о сотрудничестве по определению списка российских предприятий, принимающих участие в реализации инициатив «Диагностика производительности предприятий» и «Подготовка кадров в смежных отраслях» [6]. С целью «поощрения диверсификации промышленной структуры России и повышения производительности», согласно меморандуму, правительство Японии планирует пригласить российских специалистов для повышения квалификации. Список российских предприятий, на которых японские специалисты будут осуществлять «диагностику производительности», состоит из 12 заводов, и все они связаны с производством автокомпонентов. В список российских заводов, на которых японские специалисты будут помогать готовить кадры, включает 25 компаний, которые также связаны с автокомпонентами и металлообработкой (ПАО «Северсталь», НЛМК и Магнитогорский металлургический комбинат).
Стартовым городом по улучшению состояния городской среды (как одного из восьми пунктов «плана Абэ») стал Воронеж. Там планируется реализовать пять проектов по улучшению городской среды и комплексной модернизации ЖКХ. Отметим, что один из проектов предусматривает интеллектуальную систему управле-
ния дорожным движением, которая должна быть установлена к августу 2017 г. [19].
В качестве позитива стоит отметить, что российская дальневосточная авиакомпания «Аврора» (структурное подразделение ПАО «Аэрофлот») в Приморском крае открывает новый рейс Владивосток — Токио — Владивосток на весенне-летний период цветения сакуры в Японии. Необходимо заметить, что в рамках развития туристической отрасли и увеличения туристического потока в Японию с 1 января для граждан России был упрощен визовый режим. Теперь российские граждане могут получать многократные визы на срок до 5 лет, и для их получения не требуется приглашение от гаранта поездки с японской стороны [13].
Помимо того, японский бизнес проявляет интерес к развитию предприятий в моногородах Приморского края. Японская компания Marebuni Corporation может принять участие в развитии градообразующих предприятий «Дальнегорский ГОК» и «Дальполиметалл» в г. Дальнегорске, а также в модернизации порта Рудная Пристань. Этот порт сможет в будущем принимать суда большого водоизмещения, в том числе и иностранные при организации пункта пропуска.
Возвращаясь к идее президента России В. Путина, объявленной им на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в 2015 г. о создании энергомоста между странами СевероВосточной Азии в рамках Азиатского энергокольца, нужно отметить, что к данной инициативе помимо японско-
го Softbank присоединились и другие компании. Планируется, что первым этапом для реализации данного проекта станет прокладка кабеля с территории Приморского края в Японию.
На прошедшем 27—28 февраля 2017 г. Российском инвестиционном форуме в г. Сочи ОАО «Российские железные дороги» и Министерство инфраструктуры и транспорта Япо-
нии договорились о создании рабочей группы для проработки проекта строительства транспортного перехода между Россией и Японией. ОАО «Российские железные дороги» совместно с Министерством транспорта РФ собираются представить в правительство РФ обоснование для создания транспортного перехода между материком и островом Сахалин [10].
Заключение
Исторический визит президента России В. Путина в Японию продемонстрировал качественно новый этап в развитии отношений между Москвой и Токио. Он не только закрепил промежуточные итоги, достигнутые сторонами в ходе встреч на высшем уровне в течение 2016 г., но и положил начало конструктивной работе между профильными министерствами обеих стран. В экономическом отношении странами проявлена некоторая динамика, которая важна для постепенно выходящей из кризиса экономики России. Учитывая осторожность японского бизнеса, его восточную ментальность и ответственность можно сделать вывод о том, что в настоящее время идет качественный отбор перспективных направлений для экономического сотрудничества.
Несомненно, формула «ресурсы в обмен на технологии», безусловно, присутствует на данном этапе российско-японских отношений. Тем не менее между нашими странами присутствует достаточный потенциал
развития и реализации человеческого капитала в будущем. Так, Япония выступает в качестве страны-партнера при проведении 10—13 июля 2017 г. в Екатеринбурге международной промышленной выставки «Иннопром». Для улучшения взаимопонимания между странами на гуманитарном уровне реализовывается проект «Русские сезоны в Японии», который предполагает проведение более 40 различных мероприятий с участием представителей искусства. В качестве продолжения проекта 2018 г. был объявлен годом России в Японии и Японии в России.
Политика японского премьер-министра С. Абэ направлена на достижение результата и заключение мирного договора с Россией. Он продолжает дело своего отца Синтаро Абэ, который будучи министром иностранных дел Японии в 1990 г., сформулировал предложение о развитии отношений по восьми направлениям, которое получило название «Программа С. Абэ». Таким образом, российско-японские отношения с некоторой
семейной символичностью и в новых исторических реалиях при наличии политической воли лидеров двух стран обречены развиваться в комплексном направлении с учетом взаимной выго-
ды как в рамках заключения будущего мирного договора между Японией и Россией, так и в рамках реализации стратегического вектора внешней политики разворота России на Восток.
Список литературы
1. В МИД рассказали о предложениях по совместному с Японией освоению Курил [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/politics/20170209/1487512815.html
[V MID rasskazali o predlozhenijah po sovmestnomu s JAponiej osvoeniju Kuril [JElektronnyj resurs]. URL: https://ria.ru/politics/20170209/1487512815.html]
2. В Минпромторге состоялась встреча Дениса Мантурова со Старшим вице-министром иностранных дел Японии Нобуо Киси [Электронный ресурс]. URL: http://www. ruscable.ru/news/2017/01/18/V_Minpromtorge_sostoyalasy_vstrecha_Denisa_Manturo
[V Minpromtorge sostojalas' vstrecha Denisa Manturova so Starshim vice-ministrom inostrannyh del JAponii Nobuo Kisi [JElektronnyj resurs]. URL: http://www.ruscable.ru/ news/2017/01/18/V_Minpromtorge_sostoyalasy_vstrecha_Denisa_Manturo]
3. В Японии создали Совет по совместной с Россией деятельности на Курилах [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/world/20170207/1487313993.html
[V JAponii sozdali Sovet po sovmestnoj s Rossiej dejatel'nosti na Kurilah [JElektronnyj resurs]. URL: https://ria.ru/world/20170207/1487313993.html ]
4. Габуев А. Вернуть нельзя сотрудничать: чем важны новые договоренности России и Японии [Электронный ресурс]. URL: http://carnegie.ru/commentary/?fa=66491
[Gabuev A. Vernut' nel'zja sotrudnichat': chem vazhny novye dogovorennosti Rossii i JAponii [JElektronnyj resurs]. URL: http://carnegie.ru/commentary/?fa=66491]
5. Иокибэ К. Япония и Россия: трактовка истории и территориальная проблема // Проект «Экспертный диалог по проблемам российско-японских отношений». Рабочие материалы. Московский Центр Карнеги. М., 2016. C. 16.
[Iokibje K. JAponija i Rossija: traktovka istorii i territorial'naja problema // Proekt «JEkspertnyj dialog po problemam rossijsko-japonskih otnoshenij». Rabochie materialy. Moskovskij Centr Karnegi. M., 2016. C. 16.]
6. «Кайдзен» ставят на конвейер [Электронный ресурс]. URL: http://www. kommersant.ru/doc/3227908
[«Kajdzen» stavjat na konvejer [JElektronnyj resurs]. URL: http://www.kommersant. ru/doc/3227908]
7. Кистанов В.О. «Территориальная дипломатия» как фокус внешней политики Абэ // Япония в поисках новой глобальной роли. Сб. статей. М. Восточная литература 2014.С. 69.
[Kistanov V.O. «Territorial'naja diplomatija» kak fokus vneshnej politiki Abje // JAponija v poiskah novoj global'noj roli. Sb. statej. M. Vostochnaja literatura 2014. S. 69.]
8. Лавров и Кисида условились провести 20 марта консультации в формате «2 + 2» [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/politics/20170217/1488235150.html
[Lavrov i Kisida uslovilis' provesti 20 marta konsul'tacii v formate «2 + 2» [JElektronnyj resurs]. URL: https://ria.ru/politics/20170217/1488235150.html]
9. Премьер Абэ не стремится вернуть «северные территории» [Электронный ресурс]. URL: http://inosmi.ru/overview/20170124/238589350.html
[Prem'er Abje ne stremitsja vernut' «severnye territorii» [JElektronnyj resurs]. URL: http://inosmi.ru/overview/20170124/238589350.html]
10. РЖД и Минтранс Японии проработают проект создания транспортного перехода между РФ и Японией [Электронный ресурс]. URL: http://rusinvestforum.org/news/rzhd-i-mintrans-yaponii-prorabotayut-proekt-sozdaniya-transportnogo-perekhoda-mezhdu-rf-i-yaponiey/
[RZHD i Mintrans JAponii prorabotajut proekt sozdanija transportnogo perehoda mezhdu RF i JAponiej [JElektronnyj resurs]. URL: http://rusinvestforum.org/news/rzhd-i-mintrans-yaponii-prorabotayut-proekt-sozdaniya-transportnogo-perekhoda-mezhdu-rf-i-yaponiey/]
11. Российские и японские компании договорились о расширении сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/ekonomika/3878607
[Rossijskie i japonskie kompanii dogovorilis' o rasshirenii sotrudnichestva [JElektronnyj resurs]. URL: http://tass.ru/ekonomika/3878607]
12. Россия вернет Японии Курильские острова в 2018 году [Электронный ресурс]. URL: // https://versia.ru/rossiya-vernyot-yaponii-kurilskie-ostrova-v-2018-godu
[Rossija vernet JAponii Kuril'skie ostrova v 2018 godu [JElektronnyj resurs]. URL: // https://versia.ru/rossiya-vernyot-yaponii-kurilskie-ostrova-v-2018-godu]
13. Россиянам в январе выдали на 56% больше японских виз после упрощения визового режима между Россией и Японией [Электронный ресурс]. URL: // http://www. ng.ru/news/572143.html
[Rossijanam v janvare vydali na 56% bol'she japonskih viz posle uproshhenija vizovogo rezhima mezhdu Rossiej i JAponiej [JElektronnyj resurs]. URL: // http://www.ng.ru/ news/572143.html]
14. СМИ узнали о плане сотрудничества Японии с Россией на Курилах [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/politics/20170226/1488750083.html
[SMI uznali o plane sotrudnichestva JAponii s Rossiej na Kurilah [JElektronnyj resurs]. URL: https://ria.ru/politics/20170226/1488750083.html]
15. Стрельцов Д.В. Вопросы исторического прошлого в российско-японских отношениях // Проект «Экспертный диалог по проблемам российско-японских отношений». Рабочие материалы. Московский Центр Карнеги. М. 2016.
[Strel'cov D.V. Voprosy istoricheskogo proshlogo v rossijsko-japonskih otnoshenijah // Proekt «JEkspertnyj dialog po problemam rossijsko-japonskih otnoshenij». Rabochie materialy. Moskovskij Centr Karnegi. M. 2016. ]
16. Чем Россия и Япония будут промышлять на Курилах [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/world/20170207/1487367336.html
[CHem Rossija i JAponija budut promyshljat' na Kurilah [JElektronnyj resurs]. URL: https://ria.ru/world/20170207/1487367336.html]
17. Черевко КЕ. О возможности окончательного урегулирования территориального спора между РФ и Японией [Электронный ресурс]. URL: http://japanstudies.ru/index. php?option=com_content&task=view&id=342&Itemid=59
[CHerevko K.E. O vozmozhnosti okonchatel'nogo uregulirovanija territorial'nogo spora mezhdu RF i JAponiej [JElektronnyj resurs]. URL: http://japanstudies.ru/index. php?option=com_content&task=view&id=342&Itemid=59]
18. Шувалов рассказал, когда премьер Японии может посетить Россию [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/politics/20170111/1485524159.html
[SHuvalov rasskazal, kogda prem'er JAponii mozhet posetit' Rossiju [JElektronnyj resurs]. URL: https://ria.ru/politics/20170111/1485524159.html]
19. Япония реализует в Воронеже пять проектов по улучшению городской среды [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/economy/20170203/1487171126.html
[JAponija realizuet v Voronezhe pjat' proektov po uluchsheniju gorodskoj sredy [JElektronnyj resurs]. URL: https://ria.ru/economy/20170203/1487171126.html]