УДК 332.1 ББК 65.9(2)
А-87
Архипов Владимир Юрьевич, аспирант Майкопского государственного технологического университета.
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
(рецензирована)
В статье представлены основные показатели развития экономики Республики Адыгея, определены возможные сценарии развития республики, выявлены стратегические направления устойчивого развития региональной экономики и предложена система мониторинга стратегии развития региональной экономики.
Ключевые слова: региональная экономика, стратегический приоритет, сценарное прогнозирование, мониторинг.
Arkhipov Vladimir Yurjevich, post graduate student of Maikop State Technological University.
TERRITORIAL ORGANIZATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY
The article presents the main indicators of the economy of the Republic of Adyghea. Possible development scenarios for the Republic have been identified, strategic directions for sustainable development of regional economy have been defined and a system for monitoring the development strategy of the regional economy has been proposed.
Keywords: regional economy, strategic priority, scenario forecasting and monitoring.
Доминирующими видами экономической деятельности, преобладающими в экономике Республики Адыгея, являются торговля, сельское хозяйство, обрабатывающие производства. На долю данных секторов экономики приходится 47% ВРП.
При рассмотрении объема и динамики валового регионального продукта (табл. 1) видно, что, несмотря на ежегодный рост данного показателя в основных ценах, в 2009 г. наблюдается его снижение в сопоставимых ценах.
Таблица 1 - Объем и динамика валового регионального продукта Республики Адыгея [1]
2005 2006 2007 2008 2009
ВРП в основных ценах, млн. руб. 12493,2 17029,1 21132,4 29085,1 37236,3
ВРП (в сопоставимых ценах) в процентах к предыдущему году 111,5 107,9 107,0 116,0 114,0
Производство ВРП в основных ценах на душу населения, руб. 28084,8 38389,5 47814,4 65924,6 84249,6
В процессе анализа доли инвестиций в основной капитал в ВРП в Республике Адыгея (рис. 1) очевидно, что данный показатель уступает показателю ЮФО и носит нестабильный характер, что выражается в значительном колебании указанной категории за последние четыре года.
Преобладание слабых сторон экономики республики явно очевидно: высокий уровень безработицы, высокая дифференциация оплаты труда по видам экономической деятельности, значительный уровень теневой экономики, недостаток современных мощностей по переработке сельскохозяйственного сырья, высокая доля убыточных предприятий в базовых отраслях экономики, значительная степень физического и морального износа основных средств объектов производственной сферы, низкий уровень финансового обеспечения деятельности сельхозпредприятий, неразвитость инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнесинкубаторы), слабая инновационная активность ведущих промышленных предприятий республики, низкий технический и технологический уровень базовых секторов экономики (АПК), недостаточно развитая инфраструктура рекреационных ресурсов для активной организации туристического бизнеса и санаторно-оздоровительных услуг. Экономику республики можно охарактеризовать как обладающую высокой степенью разбалансированности. Разрыв связей между сырьевыми базами и переработкой, а также между переработкой и торговлей за годы реформ увеличился. Нехватка финансирования как на пополнение оборотных средств путем кредитования, так и на инвестиции в новые проекты,
является одной из основных причин депрессивного состояния экономики республики. Производственные предприятия финансируют свою деятельность в основном за счет собственных средств.
Основные причины проблем с финансированием у предприятий Республики Адыгея состоят в следующем: высокий уровень экономических рисков, отсутствие кредитного обеспечения, высокая стоимость и ограниченный набор используемых финансовых инструментов, слабый менеджмент, низкая конкурентоспособность хозяйства. При сложившемся положении республика не может использовать те сильные стороны своей экономики и геоэкономического положения, которые могли бы обеспечить ее устойчивый рост. Таким образом, происходит болезненная адаптация экономики региона к изменившимся условиям. Она выражается в постепенном исключении из хозяйства нерентабельных отраслей и производств. В то же время из-за вялого инвестиционного процесса не происходит компенсирующее развитие рентабельных производств. При этом соответствовать общенациональной и мировой экономической системе невозможно без грамотной стратегии устойчивого развития региональной экономики.
Южный федеральный округ -А- Республика Адыгея
Рис. 1. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП Республики Адыгея, (%), [1]
Для выявления стратегических направлений устойчивого развития региональной экономики определим возможные сценарии развития республики, которые можно условно обозначить следующим, изложенным ниже образом.
«Инерционный» сценарий отражает развитие экономики Республики Адыгея в условиях сохранения инфраструктурных ограничений, замедления роста темпов производства продукции по основным секторам экономики, ухудшения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что проявляется в замедлении инвестиционной активности и в относительно более высоком вкладе импорта товаров из-за пределов региона в удовлетворение внутреннего спроса.
«Оптимистический» сценарий предполагает реализацию мероприятий по обеспечению опережающих темпов роста основных отраслей экономики республики; повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, формирование инвестиционно-привлекательного имиджа региона для привлечения инвестиций; развитие отдельных отраслей экономики (строительства, туризма, торговли), имеющих потенциал роста; устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики.
«Инновационный» сценарий предполагает комплексную реализацию мероприятий по переходу на инновационную модель развития и ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности бизнеса; на сохранение высокой инвестиционной активности; на осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов; на реализацию потенциала республики в виде развития туризма, предприятий переработки, строительства; на интеграцию республики в экономику ЮФО. Инновационный вариант выступает как инвестиционно-ориентированный вариант экономического роста, характеризующийся более высокой нормой накопления.
Основными различиями в сценарных условиях социально-экономического развития Республики Адыгея являются: уровень финансовых вложений в социальную сферу; разница в динамике объемов производства базовых отраслей экономики республики; интенсивность институциональных преобразований.
Безусловной приоритетностью обладает третий сценарий развития экономики республики, что обосновано прогнозными расчетами по трем основным вариантам.
Низкие темпы роста объема промышленного производства в период 2010-2012 гг. (рис. 2) объясняются сложившимся кризисом в экономике России, преодоление последствий которого планируется к 2012 г.
Объем производства сельского хозяйства Республики Адыгея к 2025 г. при различных сценарных условиях составит (рис. 3): 9 605,2 млн. руб. при инерционном варианте (рост 58%); 12 048,7 млн. руб. при оптимистическом варианте (рост в 1,98 раза); 14 558,3 млн. руб. при инновационном варианте (рост в 2,4 раза).
Таким образом, реализация третьего сценария обеспечит ускоренное развитие отраслей экономики республики: улучшится продовольственное обеспечение населения, будут созданы более благоприятные условия для деятельности производителей, произойдет укрепление их финансовоэкономического состояния, повысятся доходы работников различных отраслей, решатся социальные проблемы села при сохранении окружающей среды.
Инерционный сценарий Оптимистический сценарий Инновационный сценарий
Рис. 2. Прогноз объема промышленного производства Республики Адыгея на 2010-1025 гг.
в сопоставимых ценах (млн. руб.)
Инерционный сценарий ~ я Оптимистический сценарий ~ А Инновационный сценарий
Рис. 3. Прогноз объема производства сельского хозяйства Республики Адыгея в сопоставимых ценах (млн. руб.)
Приоритетными стратегическими задачами развития региона по основным направлениям социально-экономической деятельности являются два направления.
Первое стратегическое направление - это обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности предприятий Республики Адыгея. Реализация данного направления предполагает решение таких задач, как:
• создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики;
• обеспечение поддержки развития действующих и создания перспективных промышленных производств (точек и зон инвестиционного роста);
• создание условий для формирования и развития интегрированных формирований;
• поддержка предпринимательской инициативы;
• увеличение доходов и оптимизация расходов бюджета.
Второе стратегическое направление составляет проведение институциональных преобразований. Основными задачами при этом являются:
• совершенствование системы стратегического управления регионом;
• развитие института частно-государственного партнерства;
• развитие институтов гражданского общества;
• интеграция стратегической политики Республики Адыгея, Краснодарского края и других регионов Российской Федерации;
• развитие международного сотрудничества.
Для оценки эффективности достижения поставленных целей, предупреждения негативных последствий, а также корректировки стратегических ориентиров и мероприятий целесообразно проведение мониторинга стратегии развития региональной экономики.
Организация системы мониторинга реализации инновационной стратегии устойчивого развития региональной экономики предполагает осуществление следующих мероприятий (рис. 4):
1) создание Единого информационного центра;
2) разработка регламента взаимодействия Единого информационного центра с министерствами и ведомствами по поводу предоставления данных и порядка обработки информационных запросов;
3) разработка порядка и форм предоставления Единым информационным центром аналитической информации Координационному Совету по реализации стратегии, а также министерствам и ведомствам Республики Адыгея.
Министерства и ведомства РА, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РА
Единый информационный центр | Координационный Совет по
реализации Стратегии
Рис. 4. Структурно-функциональный механизм мониторинга и корректировки инновационной стратегии
устойчивого развития региональной экономики1
Единый информационный центр осуществляет анализ данных, оценку их соответствия принятым целевым показателям социально-экономического развития, выявляет и анализирует причины отклонения достигнутых результатов от прогнозируемых и определяет необходимость разработки корректирующих мероприятий либо пересмотра целевых показателей. Координационный Совет принимает решение о формировании рабочей группы для внесения изменений и дополнений в стратегию устойчивого развития региональной экономики.
Таким образом, предложенный мониторинг позволит обеспечить контроль выполнения мероприятий инновационного сценария развития экономики республики, соответствия результатов его реализации установленным критериям и целевым индикаторам, даст возможность предупредить негативные тенденции и внести корректировки стратегических ориентиров и мероприятий.
1 Разработано автором
Литература:
1. Федеральная служба государственной статистики: [официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru