УДК 332.13
Л. В. Субботина
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРАРНОГО СЕКТОРА С ПОЗИЦИЙ АДАПТИВНО-МОДЕЛИРУЮЩЕГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т. С. МАЛЬЦЕВА»
L. V. Subbotina
TERRITORIAL ORGANIZATION OF THE REGIONAL AGRICULTURAL SECTOR FROM THE POINT OF THE ADAPTIVE- MODELLING METHODOLOGICAL APPROACH FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION «KURGAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY BY T. S. MALTSEV»
Аннотация. Предложен авторский адаптивно-моделирующий методологический подход к территориальной организации сельскохозяйственного производства. Применение данного подхода позволит наиболее полно учесть экономические интересы и сложившиеся социальные, экологические, исторические особенности муниципальных районов, сельских поселений, крупных товаропроизводителей, моделируя в то же время процесс развития сельского хозяйства в рамках основных стратегических целей региона.
Ключевые слова. Территориальная организация сельского хозяйства; устойчивое развитие; методологический подход; встречное планирование.
Любовь Викторовна Субботина
ЬуиЪоу '^коготаа БиЪЬ^гпа кандидат экономических наук, доцент
Введение. На протяжении многих десятилетий в российской науке и практике господствовала экономическая парадигма территориальной организации общественного производства, исходящая из экономической целесообразности любых управляющих действий. Несостоятельность данного подхода проявилась в том, что заявленные базовые цели и задачи развития отраслей и регионов (пропорциональное развитие регионов, равномерное размещение производительных сил по территории страны, полное и эффективное использование ресурсов) так и не были достигнуты в полной мере. Мировой опыт также показал неспособность реализуемых концепций экономического роста и развития преодолеть нарастающие социальные и экологические проблемы,
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области в рамках научного проекта 14-46-00018 «р_урал_а»
Abstract. The author's adaptive-modelling methodological approach to the territorial organization of the agricultural production is suggested in the article . The use of this approach will let take into account the economic interests and existing social, environmental and historical features of municipal districts , rural settlements, the largest producers more completely modeling at the same time the development of agriculture in the framework of the main strategic regional goals.
Key words: territorial organization of the agricultural production; stable development; methodological approach; counter planning.
что в конечном итоге способствовало формированию новой концепции - устойчивого развития (отраслей, территорий, стран). Данная социально-экономико-экологическая парадигма общественного развития принципиально отличается от прежней и вызывает необходимость переосмысления методологической основы развития региональной экономики и её составляющих, в том числе и аграрного сектора.
Отличительные особенности функционирования аграрного производства определяются спецификой его размещения преимущественно на сельских территориях. Как справедливо отмечено профессором П. Е. Подгорбунских, сельская территория представляет собой основной связующий элемент сложной и уникальной природно-хозяйственной системы, в ко -торой земельные участки выполняют функции незаменимого и иммобильного средства производства, одновременно являясь средой проживания и обитания сельского социума [1]. Объективно обусловленная необходимость использования в сельскохозяйственном производстве обширных земельных ресурсов, привлечения преимущественно сельских трудовых ресурсов, значительная степень влияния на эффективность деятельности природно-экологических и других факторов требуют применения особого алгоритма действий по определению наиболее рациональных вариантов территориальной организации данной отрасли региональной экономики.
Многофункциональность современного сельскохозяйственного производства проявляется в том, что аграрные предприятия, наряду с выполнением главного предназначения - производства сырья и продовольствия, зачастую являются основными субъектами хозяйственной деятельности на селе, источниками занятости и доходов населения, организаторами и инвесторами развития местной социальной инфраструктуры. На современном этапе развития общества и государства территориальная организация аграрного производства России (как и любой другой страны) должна осуществляться исходя из приоритета сохранения и поддержания сельских территорий в состоянии, достаточном для выполнения ими производственной, социально-демографической, рекреационной и других функций. Таким образом, сельские товаропроизводители, с одной стороны, вынуждены учитывать предельные параметры социально-экологических факторов в зоне своего функционирования, с другой - сами способны оказывать существенное влияние на состояние сельских территорий [2].
Вследствие этого начальным этапом процесса разработки планов и программ стратегического развития аграрного сектора любого региона должен явиться анализ системы сложных взаимосвязей экономических, социальных, экологических явлений в сельских поселениях и территориях, в результате которого следует определить механизм воздействия экономической активности хозяйствующих субъектов на развитие социальных и экологических процессов, а также алгоритм обратного влияния социально-экологических факторов на потенциал развития местной экономики.
Методика. Необходим принципиально новый методологический подход к территориальному размещению, специализации и концентрации аграрных производственных систем, согласованный с основными позициями концепции устойчивого развития сельских территорий. Этот подход должен включать в себя максимальный учет имеющегося ресурсного потенциала территории, её специфические социальные и экологические особенности, исторически сложившиеся традиции в выборе направлений, форм, размеров деятельности. В то же время процесс территориальной организации не должен быть адаптационно-пассивным, лишь дублирующим и незначительно корректирующим естественное развитие (свёртывание) хозяйственной деятельности на локальной территории. Необходимо моделирующее начало или структурообразующий каркас, отра-
жающий основные позиции целеполагания в развитии регионального аграрного сектора.
По нашему мнению, в наибольшей степени всем вышеуказанным требованиям удовлетворяет адаптивно-моделирующий методологический подход. Реализация данного подхода позволит смоделировать процесс территориальной организации сельского хозяйства в рамках основных стратегических целей региона, запустить механизм постоянного обновления технологического, организационного, институционального уровня аграрного производства, не ухудшая при этом социального и экологического состояния муниципальных районов, соблюдая экономические интересы населения сельских поселений, сельских товаропроизводителей.
Результаты. Нами предложен алгоритм территориальной организации внутрирегионального аграрного сектора с позиций адаптивно-моделирующего методологического подхода (рисунок), представляющий структурированный порядок действий органов управления в рамках заданных приоритетов.
Территориальная организация сельскохозяйственного производства может и должна осуществляться на нескольких уровнях: общегосударственном, региональном, уровне административных районов и сельских поселений.
Главной задачей планирования на макроуровне, по мнению академика А. И. Алтухова и других ученых, является обоснование места и роли каждого региона страны в системе территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве, системе продовольственного обеспечения и межрегиональном обмене, в экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [3]. Однако следует отметить, что в настоящее время в России отсутствует федеральный орган, уполномоченный определять и согласовывать направления территориального аграрного развития. В связи с этим региональные органы управления имеют полную самостоятельность в формировании концепции развития сельскохозяйственного сектора региональной экономики.
Поскольку в рамках используемого адаптивно-моделирующего методологического подхода процесс территориальной организации аграрного производства осуществляется с учетом приоритетности социальных и экологических критериев на основе комплексной оценки условий каждой конкретной сельской территории, исходя из ресурсных возможностей и потребностей местного населения, при разработке целей неизбежны экономические, политические, социальные конфликты интересов (таблица).
2 Выявление проблемных аспектов в развитии муниципальных районов и сельских поселений
2.1 Анализ сальдированных финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, балансов местных бюджетов и др.
2.2 Выявление социальных диспропорций (в движении населения и трудовых ресурсов, состоянии социальной инфраструктуры), анализ тенденций развития отдельных
2.3 Нерешённость (усугубление) экологических вопросов развития территории
3 Исследование сложившегося уровня территориальной организации
аграрного производства
\
3.1 Выявление и анализ тенденций развития внутрирегионального размещения и глубины специализации сельского
3.2 Оценка концентрации сельскохозяйственно го производства
3.3 Анализ ложившихся размеров "предприятий и форм хозяйствующих субъектов
3.4 Оценка эффективности деятельности с.-х. товаропроизводителе
4 Определение и согласование стратегических целей территориальной организации аграрного сектора региональной экономики на трёх уровнях
4.1 Формулировка целевой функции развития аграрного сектора региона (продовольственное самообеспечение, экспортная направленность и др.)
4.2 Разработка комплекса целей развития сельскохозяйственного производства в
4.3 Цели и задачи сельских поселений, сельскохозяйственных товаропроизводителей
5 Формирование концепции внутрирегиональной территориальной организации аграрного производства
5.1 Выбор методического подхода к планированию структуры аграрного сектора в каждом административном районе на основе сочетания целевой функции и ресурсного потенциала
5.2 Определение оптимальной степени углубления аграрной специализации в районах,
создание условий для формирования кластеров
5.3 Стимулирование
развития различных форм и размеров субъектов аграрного производства
6 Реализация комплекса программных мер
Рисунок
- Алгоритм территориальной организации внутрирегионального аграрного сектора с позиций адаптивно-моделирующего методологического подхода
Таблица - Причины возможных конфликтов
Стороны и причины конфликта
Экономический интерес частного капитала Общественный экономический эффект
Социально-экономические интересы местного населения
Экологическое состояние среды
Приоритет текущего развития Ориентиры перспективного плана развития
Условия проживания будущих поколений
Интерес органов управления высших уровней иерархии Потребности местных сообществ
В силу этого зачастую усилия территориальных органов управления по привлечению инвесторов для развития сельского бизнеса оказываются безрезультатными и, наоборот, отдельные предложения субъектов хозяйственной деятельности не находят понимания местной администрации. Проекты, связанные с изменением условий окружающей среды (добыча водных ресурсов и полезных ископаемых, организация мусороперерабатывающих пунктов и др.), наталкиваются на активное сопротивление местных сообществ. Для сглаживания и нейтрализации отрицательных последствий возможных конфликтов следует использовать такую организационную схему планирования, которая позволит учесть мнение всех субъектов, прямо или косвенно задействованных в реализации поставленных целей.
Так как особенности макроэкономического планирования развития сельскохозяйственного производства в настоящее время обусловлены превалированием частного капитала, с одной стороны, и необходимостью учёта общественных интересов, с другой, считаем целесообразным на данном этапе применять круговую организационную схему планирования («встречное планирование»), согласно которой планирование состояния объекта осуществляется в несколько этапов. Первоначально на вышестоящем уровне (в данном случае региональном) осуществляется предварительное стратегическое планирование развития объекта (аграрного сектора экономики). Далее эта информация передается на более низкие уровни управления (районы, сельские поселения, крупные аграрные фирмы), где происходит конкретизация и корректировка этих планов с учётом местных особенностей и приоритетов. Затем начинается обратное движение плановых документов «снизу вверх». При этом в план встраиваются более эффективные решения и устраняются разногласия между его отдельными частями. В соответствии с обстоятельствами может быть осуществлен многократный итеративный процесс согласования плана.
Организация планирования по данной схеме имеет существенные преимущества:
- общий порядок последующих организационных, инвестиционных, хозяйственных действий осу-
ществляется в рамках главных стратегических целей, сформированных на макроуровне, что позволяет реализовать наиболее рациональные отраслевые и территориальные пропорции;
- полноценно учитываются специфические особенности территорий, интересы местных сообществ, субъектов аграрного производства, органов государственного и муниципального управления;
- реализуется принцип «согласованного планирования», означающий, что цель будет реализована, если она одобрена всеми субъектами, заинтересованными в её достижении и рассматривающими процесс воплощения плана общественно необходимым, объединяющим делом.
Выводы. Решение накопившихся проблем развития сельских территорий при активном участии всех уровней управления с учетом сложившихся природных, экономических и социальных условий требует комплексного подхода и использования действенных экономических регуляторов территориальной организации сельскохозяйственного производства на основе их научного обоснования. Предложенный алгоритм организации внутрирегионального аграрного сектора с позиций адаптивно-моделирующего методологического подхода позволит эффективно использовать имеющийся ресурсный потенциал территории, учесть исторически сложившиеся традиции в выборе направлений, форм, размеров деятельности и в то же время регулировать процесс развития сельскохозяйственного производства в направлении достижения общерегиональных стратегических целей.
Список литературы
1 Подгорбунских П. Е. Аграрное производство и сельские территории: единая система // Вестник Кур -ганской ГСХА. - 2013. - № 2 (6). - С. 4-8.
2 Субботина Л. В. Экологические факторы устойчивого развития сельского хозяйства // Вестник Кур -ганской ГСХА. - 2013. - № 3 (7). - С. 4-8.
3 Алтухов А. Территориально отраслевое разделение труда в агропромышленном производстве России: методологические и методические аспекты // Экономика сельского хозяйства России. - 2010. - № 11. - С. 51-64.