Научная статья на тему 'Предпосылки формирования сельскохозяйственного кластера в Курганской области[6]'

Предпосылки формирования сельскохозяйственного кластера в Курганской области[6] Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / КЛАСТЕР / АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Субботина Л. В.

Определены наиболее перспективные виды производств для формирования в Курганской области аграрных кластеров. Выявлено, что если ориентироваться на отраслевую структуру сельского хозяйства, то наиболее перспективными для формирования кластера в скотоводстве являются западные территории области. Зерновой кластер может охватить всю область в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Субботина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки формирования сельскохозяйственного кластера в Курганской области[6]»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Правительства Российской Федерации на период до 2018 года: «планирование бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Российской Федерации будет осуществляться с учетом результатов их реализации за предыдущий год, а также в тесной увязке с целевыми индикаторами и показателями, характеризующими достижение поставленных целей указанных государственных программ. Намечается осуществление бюджетного маневра в пользу приоритетных направлений производительных расходов для перераспределения финансовых ресурсов на развитие человеческого капитала, инноваций, повышение качества инвестиционного климата в стране, стимулирующих рост частных инвестиций и способствующих формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры» [3, с.18].

Одной из таких программ выступает государственная программа Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" целями которой являются «обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами, а также повышение эффективности функционирования финансового рынка (в том числе фондового рынка, банковской и страховой сферы, системы формирования и инвестирования пенсионных накоплений, создание международного финансового центра) в целях роста конкурентоспособности национальной экономики» [4, с. 27].

Реализация мероприятий программы всеми её участниками в полном объеме, позволит обеспечить «исполнение расходных обязательств Российской Федерации при сохранении макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, оптимальную налоговую и долговую нагрузку с созданием механизмов и условий для оценки результативности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления...» [4,с.27], что положительно скажется на снижение угроз национальной безопасности в области экономики.

Таким образом, главными направлениями обеспечения национальной безопасности в области экономики являются реализация стратегических национальных приоритетов и эффективная защита национальных интересов государства, направленных на создание условий для повышения качества жизни российских граждан, перехода экономики на новый уровень технологического развития, а так же предупреждения преступности и теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, оказывающих деструктивное воздействие на экономику. Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998, № 145-ФЗ // Российская газета, № 153-14, 12.08.1998.

2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".//

3. "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)" (утв. Правительством РФ 14.05.2015). // Документ опубликован не был

4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"// "Собрание законодательства РФ", 05.05.2014, N 18 (часть III), ст. 2166.

© Смирнова Л.Н., 2016

УДК 332.14

Л.В. Субботина

К.э.н., доцент КГСХА г. Курган, Российская Федерация

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КЛАСТЕРА В

КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ6

6 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области в рамках научного проекта 14-46-00018 «р_урал_а»

Аннотация

Определены наиболее перспективные виды производств для формирования в Курганской области аграрных кластеров. Выявлено, что если ориентироваться на отраслевую структуру сельского хозяйства, то наиболее перспективными для формирования кластера в скотоводстве являются западные территории области. Зерновой кластер может охватить всю область в целом.

Ключевые слова территориальная специализация, кластер, аграрное производство

В процессе стратегического планирования регионального развития целесообразно выявление отраслей, в которых те или иные виды деятельности (продукты) могли бы обеспечивать комплексное поступательное развитие территориальной социально-экономической системы, а рост производительности в этих отраслях способствовал укреплению позиций конкурентоспособности региона в целом [1]. Кластер как форма пространственной организации общественной хозяйственной системы получила развитие в последние десятилетия во многих странах мира, опыт которых подтверждает, что кластерное построение и функционирование совокупности самостоятельных экономических субъектов в той или иной сфере деятельности позволяет добиться наилучших результатов. Возрастает степень инвестиционной привлекательности территорий, увеличивается поток инвестиций в инновационное развитие производств и внедрение новых технологий, совершенствуется производственная и социальная инфраструктуры, повышается занятость населения, улучшаются другие социально-экономические показатели.

В связи с этим целью исследования явилось выявление предпосылок формирования сельскохозяйственного кластера в Курганской области, которая изначально создавалась как аграрный регион, ориентированный на производство и переработку сельскохозяйственной продукции. В настоящее время область характеризуется высоким удельным весом сельского населения, значительным вкладом сельского хозяйства и отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, в валовой региональный продукт, развитой рыночной и образовательной инфраструктурой, обеспечивающей функционирование АПК [2]. Однако экономическая эффективность функционирования АПК в последние десятилетия невысока [3], поэтому актуально исследование направлений перспективного развития комплекса, одним из которых может стать кластерная организация аграрного производства.

Изучение методологических подходов, зарубежного и отечественного опыта формирования кластеров позволяет утверждать, что для осуществления этого процесса требуется ряд предпосылок, в числе которых наличие совокупности предприятий, взаимодействующих в рамках бизнес-процессов, использующих конкурентные преимущества территории и ориентированных на динамично развивающиеся сегменты рынка; функционирование значительного числа малых и средних предприятий, использующих различные, но с некоторыми общими чертами технологии, специализирующихся на выпуске одного или нескольких видов изделий. Другими словами для принятия решения о создании и развитии кластера требуется оценка сложившейся территориальной специализации региона. На основе анализа сложившегося производственного направления отдельных природно-экономических зон Курганской области нами были определены наиболее перспективные виды производств для формирования соответствующих кластеров.

Выявлено, что в период реформирования экономической системы, когда аграрные предприятия получили право самостоятельно определять направления своей деятельности руководствуясь критериями максимизации прибыльности, произошло некоторое изменение специализации природно-экономических зон Курганской области. В наименьшей степени изменения коснулись зернового производства, которое равномерно распределено по территории области, и объёмы производства зерна зависят лишь от площади пашни в природно-экономических зонах. Однако структура реализации зерна несколько отличается от пропорций его производства по зонам области. Так, в центральной зоне производится почти 5% областного объёма зерна, а реализуется лишь 2,7%. В восточной зоне при производстве 30% зерна доля реализации составляет более 60% областного объёма. Юго-запад производит 40% общего количества зерна в области, а товарное зерно составляет лишь 20% от общеобластных продаж. Одна из причин такой ситуации - разная

степень развитости животноводства на территории области. Например, в восточной зоне и ранее наблюдалась невысокая концентрация крупного рогатого скота и свиней. В настоящее время доля крупного рогатого скота здесь ещё более снизилась, по поголовью свиней наблюдаются положительные тенденции, однако общая численность поголовья свиней очень низкая во всех районах. В 2013 г. общее поголовье свиней во всех категориях хозяйств Курганской области составило 133 тыс. голов (в 1990 г. - 511 тыс. голов), из них в предприятиях и К(Ф)Х всего 54 тыс. голов (в 1990 г. - 468 тыс. голов). Вследствие этого на кормовые цели в восточных районах области направляется небольшая доля урожая зерна, большая его часть реализуется.

Наибольшая концентрация крупного рогатого скота наблюдается в западной части Курганской области, где сосредоточено почти 80% всего поголовья. Если изучить структуру товарного молока и мяса в разрезе природно-экономических зон, то выясняется, что более интенсивно животноводство ведётся в центральной зоне, которая обеспечивает более 40% реализации мяса в области и почти 8% товарного молока (при гораздо меньших долях поголовья животных). Это означает, что животные здесь более продуктивны и уровень товарности продукции намного выше, чем в других территориях [4]. Юго-западная зона поставляет 33 % товарного молока и 25% мяса, северо-западная зона соответственно 30% и 14%, восточная - 30% и 21%.

Вывод: если ориентироваться на отраслевую структуру сельского хозяйства Курганской области, то наиболее перспективными для формирования кластера в скотоводстве являются западные территории области. Зерновой кластер может охватить всю область в целом. Для формирования кластера по производству и переработке продукции свиноводства в области пока нет достаточных предпосылок, так как низкая концентрация отрасли не позволяет образовать «критическую массу» компаний, являющуюся стимулом для дальнейшего привлечения новых партнеров и инвестиций.

Список использованной литературы:

1 Субботина Л.В. Территориальная организация регионального аграрного сектора с позиций адаптивно-моделирующего методологического подхода //Вестник Курганской ГСХА. - 2015. - № 4 (16). - С. 11-14.

2 Субботина Л.В. Алгоритм оценки состояния сельской территории // Наука XXI века: теория, практика, перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2014. - С. 108-112.

3 Палий Д.В., Миляр О.А. Зональная дифференциация экономических результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий // АПК: регионы России. - 2012. - № 3. - С. 32-36.

4 Ведерникова В.И. Реализация мероприятий по импортозамещению мяса крупного рогатого скота в Курганской области // Наука XXI века: теория, практика, перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2014. - С. 71-73.

© Л.В. Субботина, 2016

УДК 336

А.С.Такмазян

канд. экон. наук, доцент РГЭУ (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: [email protected]

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности нормативно-правового регулирования системы образования, его цели и задачи на современном этапе развития образовательного комплекса Российской Федерации, а также анализируются расходы бюджета на образование как ключевого показателя, отражающего степень внимания, уделяемого государством и обществом образованию.

Ключевые слова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.