УДК 008.001 ЛАГУТИНА О.С.
ТЕРРАКОТОВЫЕ СТАТУЭТКИ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ КАК СИМВОЛЫ АНТИЧНОГО МИРА
Terracotta figurines Northern Black Sea as a symbol of the ancient world
Лагутина О.С. магистрант Краснодарского государственного университета культуры и искусств
OS Lagutin undergraduate Krasnodar state University Culture and Arts
Аннотация: При основании античных городов Северного Причерноморья греческие колонисты наряду с другими ремеслами, перенесли сюда и один из видов художественного ремесла - коропластику - производство терракотовых статуэток. Слово «терракота» в переводе с итальянского звучит как обожженная глина, коропластика же переводится с древнегреческого, как ваяние изображений девушек. Изготовление терракот уходит своими корнями в глубокую древность. Анализ глины статуэток также не всегда позволяет с уверенностью говорить о центре производства, так как в окрестностях почти каждого города находились залежи различных сортов глины, отличавшихся по качеству, цвету и примесям. Поэтому при определении происхождения терракоты помимо состава керамического теста необходимо принимать во внимание особенности технологии производства, стилистические приемы, систему росписи и, наконец, подбор сюжетов.
Ключевые слова: коропластика, искусство, терракота. статуэтка античный мир.
Abstract: Based on the ancient cities of the Northern Black Sea Greek colonists along with other crafts, moved here and one of the forms of artistic craftsmanship - coroplastic -production of terracotta figurines. The word "terra cotta" in Italian sounds like baked clay, coroplastic is translated from the Greek as sculpting images of girls. Production of terracotta is rooted in antiquity. Analysis of clay figurines also not always possible to say with certainty about the center of production, as in the vicinity of almost every city there are deposits of various clays differ in quality, color and impurities. Therefore, in addition to determining the origin of ceramic terracotta test should take into account the peculiarities of manufacturing technology, stylistic devices, the system of painting and, finally, the selection of subjects.
Keywords: coroplastic, art, terracotta. statue of the ancient world.
При основании античных городов Северного Причерноморья греческие колонисты наряду с другими ремеслами, перенесли сюда и один из видов художественного ремесла — коропластику — производство терракотовых статуэток. Слово «терракота» в переводе с итальянского звучит как обожженная глина, коропластика же переводится с древнегреческого, как ваяние изображений девушек. Изготовление терракот уходит своими корнями в глубокую древность.
Продолжительно время существования этого вида искусства, воплотившегося в различных типах и вариантах - от схематичных «идолов» микенской эпохи до «реалистичных» персонажей классики, эллинизма и затем «примитивов» римского времени.
Хотя коропластика как вид художественной деятельности появилась задолго до развития греческой монументальной скульптуры, эволюция последней оказала
существенное воздействие на возникновение новых иконографических и стилистических типов в терракоте. Несмотря на то, что изучение античных глиняных статуэток прошло длительный путь развития, исследователями этой категории терракот не разработана система признаков, которая позволяла бы датировать фигурки вне комплекса. В некоторых случаях в качестве аналогий привлекают монументальную скульптуру, однако соотношение закономерностей развития такого индивидуального искусства как скульптура и производства массовой продукции рядового ремесленника пока не определено. Поэтому обращение к иконографическим канонам может служить только относительным репером, указывающим на возникновение определенного типа в коропластике. Сами же иконографические схемы существуют, не изменяясь, довольно долго [1].
Многочисленные словари и энциклопедии собрали определения этого концепта. Коропластика (от греч. kуre - девушка, женская статуэтка, кукла и plastike - ваяние), изготовление женских фигурок из обожжённой глины, воска, гипса и пр.[2].
Терракота (итал. terra cotta - обожженная земля) - фигурки и декоративные элементы архитектуры из обожженной глины в Греции, Этрурии и Риме. Этими изделиями славились Танагра, Коринф, Афины, в эпоху эллинизма - малоазийский г. Мирина; известны они и в городах Причерноморья [3].
В другом источнике [4] читаем, что терракота:
1. грубая отформованная и обожженная глина, используемая для стенных орнаментальных покрытий, украшений крыши, плит пола и черепицы. Обычно имела красочное покрытие. Древнегреческая черепица известна двух типов: солены и калиптеры. Вся поверхность кровли выстилалась широкими плоскими соленами, узкими калиптерами накрывались продольные швы между ними. Ряды выкладывались от нижнего края к коньку крыши, где использовалась особая коньковая черепица. В ранних храмах облицовки из терракоты применялись ко всем частям деревянных конструкций. Этот прием повторяется и в древнейших каменных постройках (сокровищница граждан Гелы в Олимпии, храм Зевса в Сиракузах, храмы Селинунта и Метапонта): облицовка из терракоты применялась для карнизов и даже каменных блоков;
2. терракота - скульптурная (коропластика) - мелкая глиняная пластика, повсеместно распространенная в античности. Ее возникновение относится еще к первобытной эпохе (т. н. «глиняный период»), но наибольшего совершенства искусство Терракоты достигает в Греции IV - III вв. в мастерских Танагры (в Беотии).
Изготовление фигурок из терракоты состояло из следующих последовательных операций:
1. подготовка глиняного теста (отмучивание);
2. лепка от руки или формовка в форме-матрице (полые формы появляются в Греции во 2-й пол. VII в. до н. э., для изготовления одной статуэтки могло использоваться до 14 отдельных форм);
3. доработка перед обжигом (ретушь);
4. обжиг (после предварит, просушки);
5. раскраска [5].
Терракота изготовлялась из особых сортов глины, которая после обжига приобретала характерную фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой) и цвет (от чёрного и красно-коричневого до светлого кремового).
Статуэтки VI-V веков до н.э. - это в основном изображения божеств и животных. Это было приношение богам, как в домашних культах, так и в святилищах, их помещали также в могилы, особенно детей и женщин, изредка их находили и в тризнах.
Анализ глины статуэток также не всегда позволяет с уверенностью говорить о центре производства, так как в окрестностях почти каждого города находились залежи различных сортов глины, отличавшихся по качеству, цвету и примесям. Поэтому при определении происхождения терракоты помимо состава керамического теста необходимо
принимать во внимание особенности технологии производства, стилистические приемы, систему росписи и, наконец, подбор сюжетов.
Кроме того, пока остается неизвестным и то, как на Боспоре была организована и развивалась рассматриваемая отрасль художественного ремесла.
Период бытования терракот в северопонтийской, в частности боспорской коропластике, относящихся к определенному привозному типу, - малоазийскому либо аттическому - растягивался на более длительный срок, чем его существование в тех местах, где этот тип возник первоначально. Поэтому для получения детальной картины необходимо проследить развитие рассматриваемых типов в местном производстве.
Таким образом, исследование техники и технологии производства терракот на Боспоре имеет прямое отношение к их датировке, поскольку статуэтки, полученные методом механического копирования, могут быть отделены от своего прототипа определенным отрезком времени, иногда весьма значительным. Правильная же датировка изделий коропластики, как и любого вида археологического материала, - первостепенная задача при их научной обработке.
Продукция местных мастерских заслуживает самого пристального внимания как материал, характеризующий ту среду, для которой она предназначалась. Возможно, в жизни древних греков не существовало строгих установок относительно предназначения терракотовых статуэток. Иногда об этом свидетельствуют обстоятельства находок, особенности производства терракот, их иконография и сюжеты.
Начиная с раннего времени, глиняные фигурки служили приношением в храм, на домашний алтарь, сопровождали погребение. Вместе с тем при раскопках античных культовых комплексов, посвященных различным по своему характеру божествам, нередко встречаются однотипные статуэтки. Не стоит забывать, что спрос на те или иные типы терракот, приносившихся в качестве даров, определял популярность избранного круга сюжетов [6].
Массовое производство терракот привело к доступности их широким слоям общества. Об этом свидетельствуют раскопки греческих городов и некрополей. Интересные сведения в связи с этим содержатся в басне Эзопа: «Гермес захотел узнать, как оценивают его люди. Приняв вид обыкновенного человека, он зашел в лавочку коропласта и спросил о цене статуэтки Зевса. «Она стоит одну драхму», — ответил продавец. Бог усмехнулся и спросил о цене статуэтки Геры. Она стоила немного дороже. Увидев статуэтку, изображавшую его самого, он подумал: «Если я - любимый бог у людей, то статуэтка изображающая меня должна стоить дороже всех других». «Как дорога вот эта?» - спросил он. «Если ты возьмешь две первые, то эту я отдам тебе даром!». Отсюда выходит, что статуэтки были доступны, но все же лучшие образцы, стоили недешево.
Продолжительно время существования этого вида искусства, воплотившегося в различных типах и вариантах - от схематичных «идолов» микенской эпохи до «реалистичных» персонажей классики, эллинизма и затем «примитивов» римского времени.
В древнегреческих терракотовых статуэтках нашли свое воплощение мифологические образы, отразились различные верования древних эллинов, их повседневная жизнь и представления о прекрасном. Эти произведения искусства вводят нас в духовный мир той отдаленной эпохи, раскрывают перед нами мировоззрения древних. Находки новых произведений коропластики имеют большой научный интерес.
Так, в Ольвии было найдено несколько терракотовых статуэток: статуэтка черепахи и голова протомы Деметры или Коры-Персефоны. Терракотовая статуэтка черепахи изображена в выпуклом панцире с рельефными прямоугольными делениями, и рельефным выступающим краем панциря. Из-под панциря выступает маленькая трапециевидная голова, лапы выделены в виде выступов. Верхняя часть статуэтки изготовлена в форме, нижняя заглажена от руки, внутри полая. В нижней части - большое овальное отверстие,
на панцире сверху и сзади у хвоста - сквозные отверстия. На поверхности в углублениях заметны следы белой обмазки, глина светло-коричневого цвета без заметных примесей. Высота статуэтки - 25 мм, длина - 55 мм, ширина - 42 мм.
Изображения животных были излюбленными мотивами в классический период: изображались обезьяны, петухи, лошади, быки, орлы и прочее. Черепаха же является одним из излюбленных персонажей в коропластике архаического и классического периодов, поскольку связывалась с культами Афродиты и Деметры. Известная статуя Афродиты Фидия показывает богиню стоящей одной ногой на черепахе. Аналогичные терракоты были найдены в Пантикапее, Фанагории, Березани, Ольвии.
Найденные в античных городах Северного Причерноморья терракоты с изображением черепахи относятся к родосскому производству. Английский исследователь Р.А.Хиггинс на Основании находок статуэток на Родосе относит их к началу Увека до н.э. Они найдены на Березани и Ольвии в слоях V века до н.э.
Начиная со второй половины VI века до н.э. в греческих городах появляется один из интереснейших видов терракотовой пластики - протомы. Они служили вотивными приношениями в храмы и святилища, а также являлись ритуальными предметами при погребении, отражая символическое возвращение хтонических божеств из подземного мира на землю. Широкое распространение протомы получили уже в период поздней архаики. Особенно они были разнообразны в V-IV веках до н.э.
Одной из уникальных подобных находок является протома, найденная К.А. на территории Нижнего города Ольвии. К сожалению, она склеена из трех частей и имеет утраты.
Лицо богини - в форме вытянутого овала, волосы валиком обрамляют высокий лоб, над ними повязка стефана и покрывало, спадающее складками. Части лица тщательно выделены: надбровные дуги плавно переходящие в линию носа, большие миндалевидные глаза, небольшой рот, толстые губы, застывшие в архаической улыбке, пухлые щеки и выпуклый, не пропорционально малый по высоте, подбородок.
Протома была покрыта белой обмазкой, которая частично сохранилась. Поверх обмазки сохранились следы росписи краской: светло-желтой - на щеках, в области глаза и на лбу; красной - на губах и в уголке глаза; коричневой - на волосах. Глина серая, без заметных примесей, высота протомы - 195 мм. Ряд стилистических особенностей позволяет отнести ее к произведению родоского коропласта.
Мелкая терракотовая пластика была распространена почти во всех неолитических культурах. Из терракоты изготавливались скульптурные фигурки, саркофаги, статуи и группы Древней Греции, этрусков, Древнего Китая, Древней Индии и Древней Америки, а также архитектурные детали архаичных древнегреческих, этрусских и древнеримских храмов. Ярким примером древней терракотовой скульптуры является известная терракотовая армия китайской династии Цинь.
В Средние века резная терракота применялась в зодчестве Средней Азии, в итальянских орнаментально-рельефных архитектурных деталях и портретных бюстах эпохи Возрождения.
В России производство архитектурной терракоты было знакомо ещё со времён Киевской Руси. С XV века в русском зодчестве терракота применялась в декоративной отделке фасадов московских кирпичных зданий, с XVIII века - в скульптурных эскизах, бюстах и так далее.
Декоративная облицовочная терракота нашла широкое применение в советском зодчестве1950-х годов.
В США детали из терракоты широко применялись архитекторами Ар Деко и приверженцами «органической» архитектуры, в том числе её основоположником Луисом Салливаном.
В современной скульптуре терракота особенно часто используется как материал для пластики малых форм, позволяющий сохранить в законченном произведении выразительный лаконизм и живую непосредственность этюда.
Как продукция ремесленного производства, античные терракотовые статуэтки были предметом торговли. Несложность их изготовления, доступность всем слоям населения наряду с недолговечностью самих фигурок обуславливала их массовое производство и широкий спрос на рынке товаров, ввозимых в Северное Причерноморье из Центральной Греции, Италии и Малой Азии. С привозных образцов снимались формы, и тот же тип начинал тиражироваться уже на новых местах, в том числе и на Боспоре.
Из одного центра в другой перемещались и сами коропласты, перенося в новое место традиции и навыки ремесла своего полиса. Таким образом, сам по себе факт распространения определенного типа терракот не может служить доказательством его производства в этом регионе.
Анализ глины статуэток также не всегда позволяет с уверенностью говорить о центре производства, так как в окрестностях почти каждого города находились залежи различных сортов глины, отличавшихся по качеству, цвету и примесям. Поэтому при определении происхождения терракоты помимо состава керамического теста необходимо принимать во внимание особенности технологии производства, стилистические приемы, систему росписи и, наконец, подбор сюжетов.
Таким образом, изучение терракотовых статуэток, найденных на берегах Северного Причерноморья весьма актуально, т.к. позволяет узнать много нового и интересного о культуре наших далеких предков.
Список литературы
1.Ильина Т. А. Проблемы исследования античной коропластики Боспора: опыт комплексного анализа материалов святилища на Майской горе близ Фанагории Автореф. Диссер. на соиск. учен. степени кандидата исторических наук. - М., 2008.
2. Популярная художественная энциклопедия / Под ред. Полевого В.М. -М., 1986.
3. Белов Г.Д. Терракота Танагры. - Л., 1968; Бритова Н.Н. Греческая терракота. -М., 1969; Терракоты Северного Причерноморья. - М., 1970.
4. Лисовый И.А., Ревяко К.А.. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001.
5. Бритова Н. Н. Греческая терракота. - М., 1969; Денисова В. И. Коропластика Боспора. - Л., 1981; Кобылина М, М. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. -М., 1961.
6. Ильина Т. А. Проблемы исследования античной коропластики Боспора: опыт комплексного анализа материалов святилища на Майской горе близ Фанагории Автореф. диссер. на соиск. уч. степени кандидата исторических наук. - М., 2008.
7. Там же.
Сведения об авторе: Лагутина О.С.
магистрантка 1 курса СГО КГУКИ
адрес электронной почты: [email protected]
научный руководитель: Лях В.И, д.ф.н., профессор КГУКИ