ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ІСТОРІЯ. ПОЛІТОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 4-5
УДК 217(38)
А. В. Вахрамеева
КУЛЬТ ДЕМЕТРЫ В БОСПОРСКОМ ЦАРСТВЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ)
Терракоты Деметры выполнялись по определенным канонам, к которым можно видеть относится изображение богини в головном убор, закутанной в покрывало. Объемные статуэтки в основном представлены нам типом богиня на троне и поэтому мы можем заключить, что именно этот образ был наиболее распространен среди объемных изделий. Однако являясь схожими по сюжету и общим чертам, большинство из них имеют свои особенности, некоторые из них не имеют аналогов. Протомы - полуфигуры Деметры и Коры. Плоскостные изображения представляют образ богини в головном уборе, калафе или стефане, накрытом покрывалом. Протомы изготавлялись в форме (матрице), в которой заложены композиционные, иконографические и стилистические признаки всех выходящих из нее терракот. Последующая ручная доработка по сырой глине допускает появление отдельных элементов: атрибутов, вариаций прически и складок одежды, не зафиксированных в матрице. Поэтому при выявлении типов необходимо отличать существенные, образующие тип признаки от дополнительных, дающих представление о разнообразии вариантов одного типа. можно проследить типологию протом Деметры и Коры-Персефоны по сюжетно-морфологическим признакам с учетом хронологии и стилистических особенностей. Они подразделяются на бюсты и полуфигуры. Все протомы имеют свои морфологические и стилистические особенности, которые позволяют выделить в каждом типе свои варианты. Эволюция типов статуэток, в хронологическом порядке, прослеживается в технике изготовления, обработке и вариации деталей. Все это позволяет говорить о том, что свобода размышления древних греков была почти ничем не стеснена.
Ключевые слова: Боспор, Деметра, антропоморфная пластика, протома, терракота.
Религия пронизывала все сферы жизни древнегреческого общества. Одним из главных занятий древних греков было земледелие. Поэтому не удивительно, что для древних греков культ Деметры имел большое значение. В мифе о Деметре, оформившемся в древнем центре её культа - аттическом поселении Элевсине, отразилось представление о периодическом умирании и возрождении растительного мира [1].Осваивая новые зеили колонисты переносили все, что составляло на их родине основу духовной жизни [2]. Культ Деметры проникает на Боспор в VI в. до н.э. и распространяется по всей территории Боспорского царства. В различных городах на протяжении VI-IV вв. до н.э. основываются святилища (Пантикапей, Нимфей, Мирмекий). Примерно с середины III в. до н.э. в жизни боспорских городов происходит кризис, охвативший все сферы жизни общества. В это же время сокращается количество археологических находок, связанных с культом Деметры, что может говорить о его упадке.
Несмотря на то, что здесь открыто сравнительно много следов существования культа богини, до настоящего времени не проведено полного его исследования. Известно несколько специальных работ, в которых рассмотрены те или иные стороны культа Деметры. Были систематизированы и каталогизированы терракотовые статуэтки хранящихся в коллекциях России и на Украине (Кобылина, 1961; САИ, Г1-11, ч. III-IV, 1974, известные к середине 70-х гг.). Русяева, Молева, Наливкина, Ильина и др.
61
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ІСТОРІЯ. ПОЛІТОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 4-5
касались характеристики культа Деметры в своих статьях: публиковали описания терракот, были определены центры производства, дана характеристика некоторых святилищ.
Целью данной работы является анализ изображений Деметры в терракотах Европейского Боспора и выделение их иконографических типов.
При исследование культа Деметры на Боспоре мы опираемся, прежде всего, на археологический материал, в частности: терракотовые статуэтки и протоми. По месту производства их можно разделить на боспорские и привозные. В основном импортные терракоты изготовлены в родосских мастерских, но есть также изделия коринфских, афинских самосских. С привозных образцов нередко снимались формы (матрицы), в которых из местной глины изготавливались новые партии изделий [3].
Исследовательская база на данный момент составляет более 200 терракот и их фрагментов из городских и сельских поселений Европейского Боспора как из святилищ, так и жилых комплексов, однако из них только 93 изделий позволяют определить тип. Из них в Пантикапее - 21, Мирмекии - 36, Порфимии - 4, Китее - 19, Тиритаке - 10, Заветном V-4 изделий.
Изделия коропластов делятся на объемные статуэтки и протомы. Среди объемных статуэток, отражающих культ Деметры можно выделить на такие типы: Богиня на троне, Деметра с Корой на руках, Статуэтки Коры. Тут складывается такая картина Протом найдено: в Пантикапее - 11, Мирмекии - 31, Пормфимии - 3, Тиритаке - 8, Китее - 17, Заветном V - 1. Что касается объемных то, Стоячих терракот: в Пантикапее - 3, Тиритаке - 1. Что касается, сидящих на троне богинь, то таких было найдено: 7 - в Пантикапее, 3 - в Мирмекии, 1 - в Пормфимии, 1 - в Тиритаке, в Китее - 2, в Заветном V - 1.
Несмотря на общий тип, терракоты имеют свои отличительные черты. Архаический тип богини на троне лишен излишних деталей. У некоторых изображений сильно вытянутое лицо. Датируется VI - началом V вв. до н.э. С IV в. до н. э. трон начинают украшать, детализируют одежду. Что касается Коры, то она изображается стоящей. Одежда такая же, как у Деметры. Чаще всего исследователи отличают их друг от друга только по возрасту изображенной богини [4].
Что касается протом с изображениями Деметры, то для них характерны особенности оформлении головного убора, трактовке лица, положении рук. Здесь выделяют родосско-ионийский тип VI-V вв. до н.э. Протомы этого типа не детализированы и характерны архаичной трактовкой лица. Отдельной группой идут протомы с предметом в руках. Чаще всего это плод или цветок [5]. Однако на наш взгляд помимо протом с предметом в руках следует выделить типы с различным положениями рук. В одном случае характерно одна рука согнута в локте, вторая выпрямлена. В другом случае обе руки согнуты в локтях, прижаты к груди. К IV-III вв. до н. э. относится аттический тип протом. С прямым носом, маленьким ртом и глазами
[6]. Протомы «ионийского» и «аттического» типов изображают женский персонаж в калафе. По этому головному убору персонажей чаще всего определяют Деметру или Кору-Персефону.
На Европейском Боспоре все эти типы в полной мере представлены в Пантикапее, протомы различных видов, тип богиня на троне встречается практически во всех городах Европейского Боспора (Мирмекий, Китей, Тиритака и т. д, а также в сельских поселениях, например Заветное-V). Более редки изображения Коры и Деметры с Корой. Также к культу Деметры относятся терракоты свиней, т.к. этих животных приносили в жертву Деметре, дабы уберечь от их вреда посевы.
Таким образом, терракоты Деметры выполнялись по определенным канонам, к которым можно видеть относится изображение богини в головном убор, закутанной в покрывало. Объемные статуэтки в основном представлены нам типом богиня на троне
62
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ІСТОРІЯ. ПОЛІТОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 4-5
и поэтому мы можем заключить, что именно этот образ был наиболее распространен среди объемных изделий. Однако являясь схожими по сюжету и общим чертам, большинство из них имеют свои особенности, некоторые из них не имеют аналогов.
Протомы - полуфигуры Деметры и Коры. Плоскостные изображения представляют образ богини в головном уборе, калафе или стефане, накрытом покрывалом. Протомы изготавлялись в форме (матрице), в которой заложены композиционные, иконографические и стилистические признаки всех выходящих из нее терракот. Последующая ручная доработка по сырой глине допускает появление отдельных элементов: атрибутов, вариаций прически и складок одежды, не
зафиксированных в матрице. Поэтому при выявлении типов необходимо отличать существенные, образующие тип признаки от дополнительных, дающих представление о разнообразии вариантов одного типа [7].
Руководствуясь методом иконографического анализа, Т. А. Ильина предложила разделить протомы Майской горы на две иконографические группы: I) протомы-бюсты; II) протомы-полуфигуры.
Протомы-бюсты. Архаические протомы. Выделяются типы «ионийский», «аттический», Протомы «ионийского» типа (кон. VI -V вв. до н. э.) не детализированы и характеризуются архаичной трактовкой лица. Рот растянут в «архаической улыбке Маленький и крутой подбородок выдвинут вперед; довольно крупный прямой нос. Большие оттопыренные уши с круглыми серьгами» [8].
К тому же времени относится аттический тип протом и боспорские подражания ему [9].
Классический тип. В классический период протомы-бюсты претерпевают ряд изменений - покрывало выступает в качестве фона для изображения головы. Объем головы подчеркивается пышными волосами, нависающими над ушами. Черты лица хорошо моделированы: немного удлиненный овал лица,миндалевидные глаза, прямой нос и строгие, без улыбки, крупные губы [10].
Эллинистический тип. Терракоты беотийского типа имеют форму пластины с округлым верхом и параллельными, слегка расходящимися книзу боковыми сторонами. [6]. Следующий тип протом sans buste, без изображения груди, нет передачи плеч [11].
Протомы-полуфигуры. Изображениям Деметры свойственны особенности в оформлении головного убора, трактовке лица, положении рук.
Протомы с предметом в руках. Отдельной группой идут протомы с предметом в руках. Чаще всего это плод или цветок [12].
Протомы с руками на груди. Ритуальный жест, подчеркивающий материнские функции богини, вполне соответствует культовому образу Деметры [13].
Протома с опущенными руками. Еще один вариант можно отметить на фрагменте протомы из Китейского святилища, изображавшей стоящую богиню с опущенными и плотно прижатыми к телу руками. Односторонние полуфигуры этого типа известны с IV в. до н. э. и сохраняются в коропластике вплоть до I в. до н. э. [14].
Можно также заметить, что в эпоху позднего эллинизма II-I в. до н. э. рассмотренные типы терракот встречаются крайне редко.
Таким образом, можно проследить типологию протом Деметры и Коры-Персефоны по сюжетно-морфологическим признакам с учетом хронологии и стилистических особенностей. Они подразделяются на бюсты и полуфигуры. Все протомы имеют свои морфологические и стилистические особенности, которые позволяют выделить в каждом типе свои варианты. Несмотря на многообразие вариантов, все статуэтки имеют устойчивый набор признаков (головной убор, фигура закутана в одежды). Предметы в руках богинь - цветок, венок, плод - традиционно относятся к Деметре и ее дочери. Эволюция типов статуэток, в хронологическом порядке, прослеживается в технике изготовления, обработке и вариации деталей. Все
63
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ІСТОРІЯ. ПОЛІТОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 4-5
это позволяет говорить о том, что свобода размышления древних греков была почти ничем не стеснена.
Список использованной литературы
1. Нильссон М. Греческая народная релігія : пер. с англ. / М. Нильссон. - СПб. : Алетейя, 1998. - С. 34-38 ; Мифы Древней Греции / Р. Грейвс ; пер. с англ. К. П. Лукьяненко ; под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Прогресс, 1992. -С. 63-68; Скржинская М. В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье / М. В. Скржинская. - К., 2009. - С. 72-107; Greek mysteries:The Archaeology and Ritual of Ancient Greek Secret Cults / M. B. Cosmopoulos. - London, New York : Routledg-2003. - Р. 25-40.
2. Зубарь В. Н. На берегах Боспора Киммерийского / В. Н. Зубарь, А. С. Русяева.
- К. : Стилос, 2004. - С. 27-28.
3. Егорова Т. В. К вопросу о датирование культового комплекса на Майской горе / Т. В. Егорова, Т. А. Ильина, Т.М. Кутинова // Древности Боспора. - 2008. - № 12. -С.263.
4. Язовских А.Г. Терракоты греческого эмпория на месте Елизаветовского городища [Електронний ресурс] / А. Г. Язовских // Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и средние века : материалы X междунар. науч. конф., 29 мая - 3 июня 2001 г.). - Режим доступа:
http://bibliotekar.ru/rusPrichemomorie/22.htm
5. Егорова Т.В.,Ильина Т.А.. Кутинова Т.М. Указ. соч. - С.264
6. Егорова Т.В.,Ильина Т.А.. Кутинова Т.М. Указ. соч. - С.264-265
7. Ильина Т.А. Проблемы исследования античной коропластики Боспора: опыт комплексною анализа материалов святилища на Майской горе близь Фанагории дис. ... канд. истор. наук: 07.00.06 / Т.А. Ильина. - М., 2008. - С. 36.
8. Там же. - С. 37.
9. Егорова Т. В. К вопросу о датирование культового комплекса на Майской горе / Т. В. Егорова, Т. А. Ильина, Т.М. Кутинова // Древности Боспора. - 2008. - № 12, ч. 1.
- С. 264.
10. Там же. - С. 42.
11. Там же. -С. 43.
12. Цветаева Г. А. Новые данные об античном святилище в Горгиппии / Г. А. Цветаева // ВДИ. - 1968. - № 1. - С. 144-145.
13. Егорова Т.В., Ильина Т.А., Кутинова Т.М. Указ. соч. - С. 264; Ильина Т. А. Указ. соч. - С. 9-10.
14. Терракоты Северного Причерноморья. - М., 1970. - Ч. 2. Табл. 30, 8; 36, 2-3; 38, 2; 39, 3; Ч. 4. Табл. 37, 4; 51, 5; Денисова В.И. Указ. соч. - Табл. 4, б-г, ж-и; Табл.5,
3, и.Терракоты Северного Причерноморья. - М.,1970. Ч. 1. - Табл. 32, б; 15, 2; 31, 4;
4. 4. 1974. Табл. 10,5; 23,2; Денисова В.И. Указ. соч. - Табл. 7, ж.
Стаття надійшла до редакції 10.09.2012.
A. Vakhrameyeva
CULT OF DEMETER IN THE KINGDOM OF BOSPORUS (BASED ON ARCHEOLOGICAL SOURCES)
The terracotta of Demeter were made in conformity with certain canons, one of which consists in presenting the goddess with a hat on and wrapped with a blanket. In the main, the big statuettes showed us the goddess sitting on a throne, which brings us to the conclusion that it is this image that was mostly spread among all the others. But, being similar in terms of plot and common features, some of them have some certain distinctions. Besides, some of them have no analogues. As far the protomai, such as waist-length images of Demeter and Cora, the plane images present the goddess with a hat, a kalaf or a stephane on and covered with a blanket. The protomai were made in a mould (a template) which contains the
64
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ІСТОРІЯ. ПОЛІТОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 4-5
compositional, the iconographical and the stylistic features of all the terracotta resulting from it. The subsequent manual finishing on dry clay presupposes appearance of some certain elements, such as various accessories, hairdos or pleats in the clothes which are not contained in the template. Therefore, in defining the types, it is necessary to tell the essential features forming a certain type from the additional ones that do nothing but give a general concept of miscellany within one particular type. We can also trace the typology of the protomai of Demeter and Cora-Persephone through the plots and the morphology, taking into consideration the chronology and the stylistic peculiarities. They are divided into busts and waist-length images. All the protomai have morphological and stylistic peculiarities of their own that make it possible to identify variants within one type. The evolution of the types of statuettes in the chronological manner is clearly seen in the manufacturing technology as well as in the processing and in the range of products. All this makes it possible to assume that the Ancient Greeks’ freedom in thinking was not at all limited by anything.
Key words: Bosporus, Demeter, anthropomorphic plastic arts, protomai, terracotta.
УДК 903’1(36)
О. О. Демідко
ГЕНДЕР І СОЦІАЛЬНА СТРАТИФІКАЦІЯ В ПОЛОВЕЦЬКОМУ СУСПІЛЬСТВІ
Половецькі статуї зображують чоловіків, що цілком відповідає патріархальному сімейно-родовому культу предків, і жінок. Зображення жінок, культ предків, по жіночій лінії, - явище неймовірне в патріархальному суспільстві без пережитків матріархату. Статуї поділялися на стоячі, сидячі, або напівсидячі. Вони «одягнуті» в сорочки і каптани з суцільними або розрізними полами, у напівзігнутих руках тримають ритуальні посудини різної конфігурації. Характерно, що не тільки жіночі статуї зображувалися з грудьми, нерідко і чоловічі скульптури забезпечувалися цим символічним атрибутом сили родового покровителя, котрий дарує добробут і багатство. Особливо часто груди у чоловічих статуях зображувалася там, де чоловічі скульптури переважали. Всі вони належать до останнього періоду існування половецької скульптури - до її занепаду (XIII ст.). Половці в той час знемагали в боротьбі з татаро-монголами. Очевидно, скульптури намагалися якомога більш чітко висловити ідею покровителя, котрий дарує сили і в той же час втілює в статуях образи вождів - воїнів. Жіночі скульптури вирізняються головними уборами, прикрасами, багато орнаментованими каптанами. Обличчя деяких статуй обрамляють «роги» - вони, за свідченням етнографів, виконували не тільки роль декору, але й мали магічне значення. Вони були, ймовірно, символом дівчини-нареченої. Припущення це дозволяє зробити простежена етнографами у тюрків весільна гра -стрибка, в якій наречена ототожнювалася з бараном, а наречений і його дружки з вовками, зобов’язаними наздогнати дівчину. Половецькі жіночі скульптури могли встановлюватись знатним половчанкам, уособлювати образ покровительки роду, і навіть войовниці. Тому при визначенні соціальної стратифікації половецького суспільства ми не можемо відвести первинне місце тільки чоловікам, разом з ними знаходилися і жінки, які вправно долали не тільки побутові проблеми, але й при необхідності могли захистити власний рід.
Ключові слова: антропоморфні стели, гендер, матріархат, половці.
65