Научная статья на тему 'Коропластика античного мира:к вопросу изучения в современном гуманитарном знании'

Коропластика античного мира:к вопросу изучения в современном гуманитарном знании Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОПЛАСТИКА / АНТИЧНЫЙ МИР / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ИСКУССТВО / ТЕРРАКОТА / ИСТОРИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ОБОЖЖЕННАЯ ГЛИНА / КОРОПЛАСТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лагутина Ольга Сергеевна

Актуальность исследования обусловлена недостаточностью изученности коропластики античного мира в культурологическом знании. В статье на основе многочисленных источников раскрыты особенности этого вида творчества. Определены предмет и методы его изучения. Доказана необходимость дальнейшего исследования этой проблемы в культурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лагутина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коропластика античного мира:к вопросу изучения в современном гуманитарном знании»

13. Kurio Т. Nationalising states or national building? // Nations and nationalism. Cambrige, 2001. Vol. 7. P. 3.

14. Дунаева Ю.В. Проблемы национализма и этнической идентичности в странах центрально-восточной Европы // Политические науки. 2002. № 4.

References

1. Zamyatin D.N. Geopolitika obrazov i strukturirovanie metaprostranstva [The geopolitics of images and the structuring of metaproterenol]. Polis. 2003. № 1.

2. Sorokin P.A. Chelovek, tsivilizatsiya, obshchestvo [Man, civilization, society]. Moscow, 2001.

3. Kholodkovskiy K. G. Faktory, vliyayushchie na razvitie tolerantnosti [Factors influencing the development of tolerance]. Moscow, 2002.

4. Fedorov G.M., Simaeva I.N. Sotsialno-demograficheskii krizis i ego sledstviya dlya kaliningradskogo sotsiuma [Socio-demographic crisis and its consequences for Kaliningrad society]. Kaliningrad, 2002.

5. Danilevskiy N.Ya. Rossiya i Evropa [Russia and Europe]. Moscow, 2008.

6. Lapkin V. V. The transformation of the polit ical va lues of Russia n voter s // Politicheskaya nauka. 2002. №2.

7. Chabanova A.V. Differentsirovannost Kaliningradskogo sotsiuma [The differentiation of the Kaliningrad society]. Kaliningrad, 2002.

8. Rukavishnikov V.O. , Khal man L., Ester P. Politicheskie kultury i sotsia lnye izmeneniya. Mezhdunarodnye sravneniya [Political cultures and social change. International comparison]. Moscow, 2000.

9. Mostovaya I.V., Skornik A.P. Archetypes and reference points of Russian mentality // Polis. 1995. № 4.

10. Heller A. Cultural memory, identity and civil socity // Intern. Politikund. Gess. 2001. № 2.

11. LyubakA. Thoughts about the Church // Hristianskaya Rossiya. 1994.

12. Voronkov V. Konstruirovanie etnichnosti: etnicheskie obshchiny Sankt-Peterburga [The construction of ethnicity: ethnic communities in St. Petersburg]. Saint Petersburg, 1998.

13. Kurio T. Nationalising states or national building? // Nations and nationalism. Cambrige, 2001. Vol. 7. P. 3.

14. Dunaeva Ya.V. Problems of nationalism and ethnic identity in Central-Eastern Europe. Politicheskie nauki. 2002. № 4.

УДК 77.05 О.С. ЛАГУТИНА

КОРОПЛАСТИКА АНТИЧНОГО МИРА: К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ

Лагутина Ольга Сергеевна, аспирант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), xodosya@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена недостаточностью изученности коропластики античного мира в культурологическом знании. В статье на основе многочисленных источников раскрыты собенности этого вида творчества. Определены предмет и методы его изучения. Доказана необходимость дальнейшего исследования этой проблемы в культурологии.

Ключевые слова: коропластика, античный мир, культурология, искусство, терракота, история, цивилизация, культура, обожженная глина, коропласты.

UDC 77.05 O.S. LAGUTINA

COROPLASTY OF THE ANCIENT WORLD: TO THE QUESTION OF STUDYING IN MODERN HUMANITARIAN KNOWLEDGE

Lagutina Olga Sergeevna, graduate of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy, 33), xodosya@mail.ru

Abstract. The relevance of the study is due to the lack of scrutiny of the coroplasty of the ancient world in cultural knowledge. In the article, on the basis of numerous sources, the features of this type of creativity are revealed. The subject and methods of its study are determined. The necessity of further research of this problem in cultural studies is proved.

Keywords: coroplasty, ancient world, culturology, art, terracotta, history, civilization, culture, burnt clay, corroplasts.

В истории человечества особое место занимает античная цивилизация, которая стала ярким явлением в мировой культуре. Этот период дал миру образцы художественных произведений во всех сферах человеческой деятельности, укрепляя представление об античной культуре и искусстве как об идеальном, недостижимом примере для подражания.

Предметом исследования является коропластика - искусство изготовления женс -ких фигурок из обожженной глины, воска, гипса и др., история которой начинается в VII-VI тысячелетиях до нашей эры. Она известна в Древней Греции, Древнем Китае, Древней Индии и даже Древней Америке. Коропластика прошла длительный период своего развития от схематичных «идолов» микенской эпохи, «реалистичных» персонажей классики, эллинизма и «примитивов» римского времени.

Имеющиеся документы подтверждают тот факт, что систематическое изучение коропластики относится к 40-м годам XIX века. Первые археологические исследования на территории Северного Причерноморья начались в 1828 году в Херсонесе, в середине XIX в. раскопки велись на Боспоре, а в конце века в Ольвии и Керкинитиде [1].

В зарубежной и отечественной науке изучение коропластики основывается на поиске решения проблем ее типологии, происхождения, назначения и интерпретации.

Исследованию истории коропластики в дискурсе античного мира посвящены работы А.К. Коровиной [6], И.Т. Кругликовой [7]. Относительно коропластики Северного Причерноморья писали О.В. Галут [3], Т.А. Ильина [5] и др.

Активное накопление и введение в научный оборот новых эпиграфических, нумизматических и археологических материалов по данной проблеме, полученных в ходе раскопок античных городов, продолжается не одно столетие. К примеру, только в XX веке были опубликованы материалы, в которых затрагивалась выбранная проблематика исследования И.Б. Брашинский [2], Э.И. Соломоник [10].

Интерес к истории и археологии Боспора не затухает и в современной гуманитарной науке. Значительно расширились масштабы археологических раскопок и разведок на всей его территории и близлежащих к нему районах. В 2000-е годы появляются новые публикации, посвященные культуре античного мира и, в частности, изучаемого вопроса. Можно отметить таких авторов, как Э.Б. Петрова [9], И.А. Емец [4] и др. Вместе с тем накопленная источниковая база позволяет сформировать новый взгляд о ко-ропластике, дополнить и уточнить ранее сложившиеся представления о ней в культурологическом знании, что актуализирует проблему, выбранную для исследования.

Коропластика VI-V веков до н.э. представляла в основном изображения животных и божеств. Такие фигурки использовались как приношение богам в святилищах и в домашних культах. Их находили в тризнах, могилах, в большинстве случаев женщин и детей, а также при раскопках античных культовых комплексов, посвященных различным

божествам. Статуэтки изготавливались из особых сортов глины, которая после обжига приобретала характерную фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой) и цвет (от черного и красно-коричневого до светлого-кремового).

Расцвет коропластики в городах Северного Причерноморья падает на эпоху эллинизма. Терракотовые статуэтки в это время не только были связаны с культом, но и являлись украшениями. Создается множество вариантов типов, стоящих, сидящих на троне (рис. 1) или танцующих женщин, играющих детей, скачущих всадников, воинов (рис. 2). Ученые выяснили, что для получения детальной картины распространения терракот, нужно учитывать их типологию, особенности местного производства и т.д. [8]. Все это позволяет проследить формирование коропластики от архаики до эллинизма и на основе детального анализа ее технических особенностей написать ее историю.

Рис. 1. Терракотовая статуэтка, изображающая сидящую на троне богиню. Боспор. III в. до н.э. Фото с сайта: http://www.museum.ru/alb/image.asp792254

Рис. 2. Скачущий всадник-охотник. Боспорское царство. I в. до н.э. - I в. http://www. hermitage-museum.org/wps/ portal/hermitage/digital-collection/25.+ Archaeological+Artifacts/19107/?lng=ru

Итак, коропластика, как один из видов художественного ремесла, известна еще до появления монументальной скульптуры Древней Греции. Несмотря на то, что античные глиняные статуэтки исследуются давно, пока еще недостаточно разработана система признаков, которая позволяла бы точно датировать время их изготовления [5].

К тому же на основе анализа коропластики можно обосновать положения о том, что, будучи определенным символом, терракотовые фигурки воплощают конкретные смыслы и значения, в которых сфокусированы особенности конкретно-исторической социокультурной целостности. Можно говорить о поливариативности символа коропласти-ки в разных дискурсах, расшифровка которого варьируется в зависимости от знаний человека, его социокультурного опыта, связанного с повседневной практикой, религиозной принадлежностью, общекультурным, эстетическим уровнем развития.

Классификация статуэток, осуществленная на протяжении ХХ века в отечественной и зарубежной историографии, сформировала определенное видение понимания природы их сущности, что позволило создать особый исследовательский инструментарий, выделив основные методы и подходы их изучения в культурологии.

С помощью аксиологического и символического методов исследователями были выявлены ее особенности. Философско-культурологический и сравнительный анализ способствуют изучению и распространению этого вида творчества в разных странах и дают сравнительную характеристику. В исследовании коропластики актуальны историко-философский, религиозный, эстетико-художественный и этнологический подходы, а также психологический и социологический анализ и другие.

Можно сделать вывод, что изучение коропластики античного мира как вида художественного ремесла достаточно полно отражает степень ее изученности в современном

гуманитарном знании. Ее доступность различным слоям общества объяснялась массовым производством разнообразных фигурок из обожженной глины, воска, гипса и др., в которых воплощался духовный мир античной цивилизации, раскрывалось мировоззрение ее жителей, отражалась их повседневная жизнь, воплощались мифологические образы и представления о прекрасном. Выделение методов и подходов изучения изделий коропластов как знаков и символов культуры античного мира актуализировало возможности исследовать их в культурологическом дискурсе и открыть новые страницы истории искусства наших далеких предков.

Литература

1. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984.

2. Брашинский И.Б. В поисках скифских сокровищ. Л., 1979.

3. Галут О.В., Лях В.И. Античный мир в духовной культуре Северного Причерноморья. Краснодар, 2015.

4. Емец И.А. Типология городов и поселений Боспора Киммерийского (по данным античных авторов и эпиграфическим материалам). М., 2014.

5. Ильина Т.А. Проблемы исследования античной коропластики Боспора: опыт комплексного анализа материалов святилища на Майской горе близ Фанагории: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.06. М., 2008. 350 с.

6. Коровина А.К. Гермонасса. Античный город на Таманском полуострове. М., 2002.

7. Кругликова И.Т. Синдская гавань. Горгиппия. Анапа. М., 1977.

8. Лагутина О.С. Терракотовые статуэтки Северного Причерноморья как символы античного мира. URL: http://www.analiculturolog.ru.

9. Петрова Э.Б. Античная Феодосия: История и культура. Симферополь, 2000.

10. Соломоник Э.И. О скифском государстве и его взаимоотношениях с греческими городами Северного Причерноморья. Симферополь, 1952.

References

1. Antichnye gosudarstva Severnogo Prichernomorya [Antique states of Northern Black Sea Coast]. Moscow, 1984.

2. Brashinckiy I.B. V poiskax skifskih sokrovishсh [In search of Scythian treasures]. Moscow, 1979.

3. Galut O.V., Ljakh V.I. Antichnyj mir v duhovnoj kulture Severnogo Prichernomorya [Classical antiquity in spiritual culture of Northern Black Sea Coast]. Krasnodar, 2015.

4. Emez I.A. Tipologiya gorodov i poselenij Bospora Kimmerijskogo (po dannym antichnyh avtorov i epigraficheskim materialam [Typology of the cities and settlements of a Bospor Cimmerian (according to antique authors and to epigraphk materials)]. Moscow, 2014.

5. Ilyina T.A. Problems of a research of an antique koroplastika of Bospor: experience of the complex analysis of materials of a sanctuary on the May mountain near Phanagoria: synopsis of the thesis ... PhD (historical sciences): 07.00.06. Moscow, 2008.

6. Korovina A.K. Germonassa. Antichnyj gorod na Tamanskom poluostrove [Germonassa. The antique city on Taman Peninsula]. Moscow, 2002.

7. Kruglikova I.T. Sindskaya gavan. Gorgippiya. Anapa [Sind harbor. Gorgippiya. Anapa]. Moscow, 1977.

8. Lagutina O.S. Terrakot ovye statuetki Severnogo Prichernomorya kak simvoly antichnogo mira [Terracotta figurines of Northern Black Sea Coast as symbols of a classical antiquity]. URL: http://www.analiculturolog.ru

9. Petrova E.B. Antichnaja Feodocija: Istorija i kultura [Antique Feodosiya: History and culture]. Simferopol, 2000.

10. Solomonik E.I. O skifskom gosudarstve i ego vzaimootnosheniyah s grecheskimi gorodami Severnogo Prichernomorya [About Scythia and its relationship with the Greek cities of Northern Black Sea Coast]. Simferopol, 1952.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.