Научная статья на тему 'ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ КЫРГЫЗСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ КЫРГЫЗСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ'

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ КЫРГЫЗСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ КЫРГЫЗСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее учебное заведение / интеллигенция / интеллигент / образование / Кыргызский государственный университет / higher education institution / intelligentsia / intellectual / education / Kyrgyz State University

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.К. Карыева, Э.Э. Торогельдиева

Большое значение в становлении интеллигенции Кыргызстана в советскую эпоху имели организация и развитие высших учебных заведений. Вузы, которые начали формироваться в первой половине 30-х годов советского периода, с 50-х гг. ХХ в. начали свой этап развития. Место Кыргызского государственного университета в статусе единственного университета в советское время в истории кыргызских вузов отличается исключительной и славной историей. В статье рассматривается место Кыргызского государственного университета в формировании кыргызской интеллигенции. Как показало исследование, большую роль в развитии кыргызской национальной интеллигенции сыграло вышеуказанное учебное заведение, открытое сначала как педтехникум, преобразованное затем в педагогический институт, а в 1951 г. – в Кыргызский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THORNY PATH OF THE KYRGYZ NATIONAL UNIVERSITY IN THE DEVELOPMENT OF THE KYRGYZ INTELLIGENTSIA

The organization and development of higher education institutions played a major role in the development of the intelligentsia of Kyrgyzstan during the Soviet era. The universities, which began to form in the first half of the 30s of the Soviet period, began their development stage in the 50s of the twentieth century. The place of the Kyrgyz State University in the status of the only university in the Soviet era in the history of Kyrgyz universities is distinguished by an exceptional and glorious history. The article examines the place of the Kyrgyz State University in the formation of the Kyrgyz intelligentsia. As the study showed, the above-mentioned educational institution, which was first opened as a pedagogical technical school, then transformed into a pedagogical institute, and in 1951 into the Kyrgyz State University, played a major role in the development of the Kyrgyz national intelligentsia.

Текст научной работы на тему «ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ КЫРГЫЗСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ КЫРГЫЗСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ»

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ КЫРГЫЗСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ КЫРГЫЗСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

А.К. Карыева1, д-р ист. наук, профессор Э.Э. Торогельдиева2, старший преподаватель

1Кыргызский государственный технический университет имени И. Раззакова 2Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-2-16-19

Аннотация. Большое значение в становлении интеллигенции Кыргызстана в советскую эпоху имели организация и развитие высших учебных заведений. Вузы, которые начали формироваться в первой половине 30-х годов советского периода, с 50-х гг. ХХв. начали свой этап развития. Место Кыргызского государственного университета в статусе единственного университета в советское время в истории кыргызских вузов отличается исключительной и славной историей. В статье рассматривается место Кыргызского государственного университета в формировании кыргызской интеллигенции. Как показало исследование, большую роль в развитии кыргызской национальной интеллигенции сыграло вышеуказанное учебное заведение, открытое сначала как педтехникум, преобразованное затем в педагогический институт, а в 1951 г. - в Кыргызский государственный университет.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, интеллигенция, интеллигент, образование, Кыргызский государственный университет.

Открытие высших учебных заведений способствовало не только росту количества квалифицированных специалистов и развитию профессионального образования, но также создало условие для становления и роста кыргызской интеллигенции. Понятие «интеллигенция» по-разному интерпретировалось мыслителями, мудрецами и учеными разных эпох. Во второй половине XIX в. в немецкой культуре упоминается та часть населения, которая занималась интеллектуальной деятельностью. В словаре В. Даля она определяется как «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей». С самого начала западные мыслители характеризовали интеллигенцию как социальную группу, получившую высшее университетское образование, занимающуюся интеллектуальным трудом. Понятие «Интеллигенция» можно разделить на две группы: первую, с социально-функциональным подходом, характерным для интеллигенции - профессионализм, образованность; вторую, придерживающуюся нравственно-этического подхода, глубоко продумывающего и учитывающего гуманитарные ценно-

сти [1]. В любом случае одним из основных факторов, связанных с интеллигенцией, является наличие высшего образования.

Интеллигенция - это группа, отличающаяся общей социально-культурной средой, высоким уровнями образования, профессиональной, общественной деятельности, высокими этико-нравственными качествами в поведении. Мы принимаем во внимание, что спорным вопросом является получение высшего образования только в университетах. В данной работе, мы отметив роль вузов в формировании высокого интеллекта человека, остановимся на роли Кыргызского государственного университета в формировании кыргызской национальной интеллигенции.

Становление высших учебных заведений в Кыргызстане было тесно связано с преобразованием автономного кыргызского государства в союзную республику. Кыргызстан как самостоятельная союзная республика нуждался в высококвалифицированных кадрах для развития всех отраслей народного хозяйства. Одной из основных задач открытых первых высших учеб-

ных заведений была подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием из числа представителей коренного населения.

Период становления социальной группы населения с высшим образованием в Кыргызстане приходится на период до Великой Отечественной войны. В 1932 г. был открыт Киргизский педагогический институт, составивший базу Киргизского государственного университета. В этом же году был открыт зооветеринарный институт, в 1939 г. Киргизский медицинский институт и Ошский учительский институт, а в 1940 г. - Пржевальский учительский институт. Если в 1937-1938 учебном году в вузах республики обучалось 962 студента, то в 1940-1941 учебном году этот показатель возрос в 3,2 раза, и число студентов достигло 3043. А количество студентов кыргызской национальности увеличилось со 155 до 555 [2].

Второе высшее учебное заведение в республике возникло из-за приоритетного развития сельского хозяйства в народном хозяйстве Кыргызстана. В 1932 г. началось строительство института высшего зоотехнического профессионального образования, а в январе 1933 г. учебное заведение, состоящее из зоотехнического и ветеринарного факультетов, приняло 102 студента, из которых 61 студентов были гражданами кыргызской национальности [2, с. 14].

В 1939 г. был открыт Киргизский медицинский институт. Необходимость открытия данного учебного заведения можно отметить несколькими обстоятельствами, самым основным которого была нехватка высококвалифицированных врачей в сфере обеспечения охраны здоровья населения.

В 1939 г. был открыт Учительский институт в Оше, в 1940 г. - Пржевальский учительский институт. Так, в период до Великой Отечественной войны в Кыргызстане действовало 6 высших учебных заведений, которые начали выпускать высокообразованных специалистов в республике.

Образование и развитие Киргизского государственного университета (КГУ) -единственного учебного заведения, имев-

шего статус университета в советский период (остальные были институтами), были тесно связаны с этапами развития истории нашего государства в советский период. В январе 1925 г. перед Кара-Киргизской автономной областью была поставлена задача открытия Киргизского института просвещения.

В 1925-1926 учебном году был открыт как педагогический техникум [30]. В 1929 г. Пленум ВКП(б) Киргизской автономной области принял решение о подготовке создания педагогического института. 31 мая 1930 г. Указом Председателя Совнаркома было открыто первое высшее учебное заведение в Кыргызстане - Киргизский педагогический институт. 13 января 1932 года решением Совета народных комиссаров СССР он был преобразован в Кыргызский государственный педагогический институт имени Михаила Фрунзе. В 1932-1933 учебном году он принял первых 150 студентов на 4 факультета: общественно-экономический, литературно-лингвисти-ческий, физико-технический, педагогический. Математический факультет был открыт в 1933 г. из-за недостаточного набора студентов [4].

Кыргызский государственный университет был создан на базе Кыргызского государственного педагогического института имени М.В. Фрунзе Постановлением Совета Министров СССР от 24 мая 1951 года.

Торжественно открытый 31 августа 1951 г. Кыргызский государственный университет был высшим учебным заведением 1 категории, в его структуру входили исторический, литературный, биологический факультеты, а в следующем 1952 г. был открыт физико-математический факультет [2, с. 13].

На 1 курс нового университета в 1951 г. было принято 400 студентов. В учебном заведении, где обучалось 1800 студентов (включая студентов на базе бывшего педагогического института), работало 176 преподавателей, из них 7 докторов наук, 73 кандидата наук [2, с. 36].

В конце 50-х гг. ХХ в. КГУ выпускал высокообразованных людей по 17 специальностям. К началу 1960-х гг., в 1960-

1961 учебном году на 7 факультетах университета обучалось 4996 студентов, работало 263 преподавателя, из них 12 докторов наук, 107 кандидатов наук. Данный показатель подтверждает количественное и качественное развитие Кыргызского национального университета, который является флагманом формирования кыргызской интеллигенции [2, с. 37].

Во второй половине 70-х гг. ХХ в. увеличилось количество студентов в вузах Кыргызстана. Например, если в 1976 г. во всех вузах обучались 10 471 студентов, то к 1980 г. их число выросло до 11 407. В исследуемом нами КГУ, в 1976 г. обучалось 2588 студентов, в 1977 году - 2590, в 1978 г. - 2549, в 1979 г. - 2650, в 1980 г. -2613 студентов по 22 специальностям [2, с. 83].

Что касается качества профессорско-преподавательского состава КГУ, то в 1951 г. доктора и кандидаты наук составляли 28% ППС учебного заведения, в 1960 г. - 45%, в 1965 г. - 34,8%, в 1980 г. -38,2% [10]. В 1955-1956 учебном году в учебном заведении работали 11 докторов наук, профессоров, 86 кандидатов наук, доцентов, 177 преподавателей [5, с. 15].

Уровень деятельности интеллигенции в общественно-политической и культурной жизни также связан с качеством ее профессиональной подготовки. Процесс профессиональной подготовки интеллигенции был тесно связан с формированием научной интеллигенции в учебных заведениях. Кыргызский государственный университет, о котором идет речь, также внес большой вклад в формирование и становление научной интеллигенции республики.

Первая научная интеллигенция появилась сначала в аспирантурах, открытых

Библиографический список

1. Будник Г.А. Понятие «интеллигенция»: новые подходы и дискуссии // Интеллигенция и мир. - 2009. - № 3. - С. 7-18.

2. Соктоев И.А., Усубалиев Е.Т. Высшая школа Советского Киргизстана. - Фрунзе: Кыргызстан, 1982. - 196 с.

3. ЦГА КР. Ф. 658. Оп. 7.

4. Кучуков М.М. Из истории национального университета. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://lib.knu.kg/files/files/Kuchukov_m.pdf.

5. Кенешбекова Б.Э. Научная интеллигенция Кыргызстана в 1946-1955 гг. Автореферат кандидата исторических наук: 07.00.02. - Б., 1995. - 27 с.

при высших учебных заведениях, а также открытом в 1942 г. Киргизском филиале Академии наук СССР. При вузах были открыты трехгодичные аспирантуры. В 1940-1941 учебном году обучалось 27 аспирантов, в 1946-1950 учебном году аспирантуру закончили 79 человек, из которых 62 окончили аспирантуру вузов [2, с. 3536].

В период с 1951 по 1960 гг. аспирантами и преподавателями Киргизского государственного университета было защищено 6 докторских и 98 кандидатских диссертаций, из которых 38 диссертантов были представителями кыргызской национальности. В 1960 г. на отделении аспирантуры университета обучалось 50 аспирантов [2, с. 50]. В становлении науки Кыргызстана особого внимания заслуживает тернистый и плодотворный путь КГУ.

Кыргызский государственный университет с первых дней своей истории выпустил сотни выдающихся представителей кыргызской интеллигенции в области развитии народного хозяйства, культуры, науки и образования республики. Выпус-никами КГУ являются кыргызские народные поэты и писатели Кубанычбек Маликов, Алыкул Осмонов, Мукай Элебаев, Жоомарт Боконбаев, известный композитор Абдылас Малдыбаев, государственные и общественные деятели Т.У. Усубалиев, К.М. Молдобаев, Кулийпа Кондучалова, известные ученые, академики, светила кыргызской науки Б. Жамгерчинов, К. Оторбаев, М. Исманалиев, Б. Юнусали-ев, С. Табышалиев, К. Оторбаев, А. Эрке-баев, Б. Орозбаева, А. Какеев, С. Токто-мышев и др.

THE THORNY PATH OF THE KYRGYZ NATIONAL UNIVERSITY IN THE DEVELOPMENT OF THE KYRGYZ INTELLIGENTSIA

A.K. Karyeva1, Doctor of Historical Sciences, Professor E.E. Torogeldieva2, Senior Lecturer

1Kyrgyz State Technical University named after I. Razzakov 2Kyrgyz National University named after J. Balasagyna (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The organization and development of higher education institutions played a major role in the development of the intelligentsia of Kyrgyzstan during the Soviet era. The universities, which began to form in the first half of the 30s of the Soviet period, began their development stage in the 50s of the twentieth century. The place of the Kyrgyz State University in the status of the only university in the Soviet era in the history of Kyrgyz universities is distinguished by an exceptional and glorious history. The article examines the place of the Kyrgyz State University in the formation of the Kyrgyz intelligentsia. As the study showed, the above-mentioned educational institution, which was first opened as a pedagogical technical school, then transformed into a pedagogical institute, and in 1951 into the Kyrgyz State University, played a major role in the development of the Kyrgyz national intelligentsia.

Keywords: higher education institution, intelligentsia, intellectual, education, Kyrgyz State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.