ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2013. № 3
Янь Ланьлань
ТЕРМИНЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (ПОВЕСТЬ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»)
В статье рассматривается употребление терминов изобразительного искусства в художественном тексте на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет». Исследование показало, что, становясь средством образного мышления, термины могут приобретать новые смысловые, эмоциональные и оценочные оттенки, которые отсутствуют в профессиональной речи. В тексте повести термины выполняют эстетическую функцию: служат созданию образа главного героя и выражению авторской идеи.
Ключевые слова: термины, изобразительное искусство, метафора, метонимия, детерминологизация, эстетическая функция
The article discusses the use of terms of fine art in a work of fiction as illustrated by the example of N.V. Gogol's story "The Portrait". Research reveals that when terms become means of creative thinking they can acquire new shades of semantic, emotional and evaluative meaning that are absent in professional speech. The terms in the story fulfill an aesthetic function: they create an image of the main character and express the author's idea.
Key words: terms, fine art, metaphor, metonymy, determinologization, aesthetic function.
Слово в языке художественной литературы отличается от своего общеязыкового «прототипа» по характеру и объему передаваемой информации. Особую роль в художественном тексте играют термины. Становясь средством образного мышления, они могут приобретать новые смысловые, эмоциональные и оценочные оттенки, которые отсутствуют в профессиональной речи. В новой стилистической среде эмоционально-экспрессивная окраска неизбежно накладывает отпечаток на концептуальное содержание термина.
Ярким примером этого является повесть Н.В. Гоголя «Портрет», написанная в 1833-1834 гг.1 Герой повести — живописец, поэтому неудивительно, что она изобилует терминами изобразительного искусства. Художники стали героями и других произведений Гоголя: «Ночь перед Рождеством», «Невский проспект».
1 Примеры даются по изданию: Гоголь Н.В. Портрет // Гоголь Н.В. Собрание художественных произведений: В 5 т. Т. 3. 2-е изд. М., 1959.
«Я всегда чувствовал маленькую страсть к живописи», — писал Гоголь в статье «Несколько слов о Пушкине». Сохранились детские рисунки Гоголя. Он составлял узоры для домашних ковров, расписывал стены арабесками. Позже, во время учебы в Нежине, Гоголь изготавливал декорации для театральных постановок, шил костюмы. В Петербурге он посещал классы для любителей живописи. Страсть к живописи отразилась в творчестве писателя. Многие исследователи обращали внимание на живописную манеру его письма, на то, что он пишет, словно рисует. Е.А. Луткова отмечает, что «творчество Гоголя занимает особое положение в развитии темы живописи в русской литературе первой половины XIX в. Гоголь углубляет эстетику и поэтику живописи, в его произведениях представлен широчайший спектр тем, мотивов, образов и сюжетов, посвященных живописи, проявляется эволюция романтических идеалов изобразительного искусства — образцы итальянского Возрождения в произведениях Гоголя сменяются темами, образами и сюжетами русской живописи, писатель обращается к судьбам и творчеству русских живописцев, создает образ народного художника» [Луткова, 2008: 21].
Главной особенностью повести «Портрет» является широкое использование профессионального словаря художника. Большинство специальных слов используется в прямом терминологическом значении, но, в отличие от профессиональных текстов, в языке повести они выполняют эстетическую функцию: служат созданию образа главного героя и выражению авторской идеи. Особый интерес представляет метафорическое использование художественных терминов: бесчувственная карикатурность, рассыпались картинно, краска зависти, краска лица, темная краска лица; лицо поражает особенно свежестью краски; страсть набросила какой-то страшный колорит на него; рисовалась в голодном его воображенье участь богача-живописца2.
Всего в тексте выявлено 83 термина. Общее число словоупотреблений — 433. Термины могут быть классифицированы следующим образомh : виды изобразительного искусства — художество, живопись; изображения — картина, полотно, холст, оригинал, копия, копия с натуры, рисунок; образ (икона), гравюр, гравированное изображение, малеванье; этапы рисования — программа, эскиз, этюд, подмалевка, отделка; элементы изображения и композиции — фигура, линия, оттенок, тень, тон, колорит, освещение, перспектива; жанры живописи — карикатура, пейзаж, портрет, фамильный портрет; tableau de genre (жанровая картина); профессии, связанные с живописью—художник, мастер, живописец, копиист, портретист;
2 Место термина в классификации определяется тем значением, в котором оно употреблено в тексте повести. В число терминов включены устойчивые терминологические сочетания.
краскотёрщик; принадлежность художника определенной школе — фламандец; инструменты, приспособления и материалы для работы художника — кисть, мольберт, станок, палитра, краска, масляная краска, лак, позолота, холст, нагрунтованный холст, холстина, рама, рамка, лубок; образные аналоги в реальной действительности — натура, подражание натуре, живая натура, природа, подражание природе, низкая природа, натурщик, оригинал, модель, бюст, гипсовая рука, гипсовый торсик, манкен (манекен), антик, драпировка; специальные помещения — мастерская, студия, натурный класс, галерея; позирование художнику — сеанс; индивидуальное своеобразие художника — манера, рука, кисть; действия, совершаемые художником — набросать, писать, написать, писаться, рисовать, нарисовать, работать, работаться.
Совершенно очевидно, что ключевыми терминами (а в действительности ключевыми образами) в приведенном списке являются слова художник и портрет. Они употреблены в тексте повести соответственно 92 и 94 раза. Термин портрет и в своем терминологическом статусе выделяется «мистическим» содержанием. «Портрет отчуждает свой персонаж от действительной жизни, переносит его в мнимое художественное пространство, сохраняя при этом сходство. Эта мистика портретного жанра великолепно выражена в романе О. Уайлда (см. «Портрет Дориана Грея»)
[Власов, 2007, т. 7: 613]. У Гоголя мистическая составляющая значения усиливается благодаря сюжету повести и тем прилагательным, которые образуют со словом портрет атрибутивные сочетания: необыкновенный, странный, ненавистный, страшный, ужасный.
Наряду с этим встречаются общие искусствоведческие термины: воображение, гармония, изобразить, запечатлеть, искусство, коллекция, образ, формы, работа, произведение, создание, вещь, работа, сюжет, труд, школа, сочинение, художественные потребности и термины из других областей искусства: зритель, драма, актер, артист; поэзия, поэт, поэт-художник; музыка, смычок.
Всего выявлено 26 таких терминов. Общее число словоупотреблений — 85. Среди них наиболее частотны слова искусство (23) и произведение (20).
При описании мастерства художника автор прибегает к метафоре и метонимии. Наиболее часто в переносных значениях (искусство живописи, манера письма, работа какого-нибудь художника) Гоголем употребляется слово кисть (44 словоупотребления). Устойчивые словосочетания: взяться приняться за кисть — начать рисовать, выходить из-под его кисти — быть нарисованным, портрет (чьей.-л.) кисти, которые являются частью профессиональных текстов, например, критических статьей, посвященных творчеству какого-либо художника, органично входят в текст повести.
Следует отметить, что в прямом значении (инструмент для работы художника) слово кисть встретилось девять раз.
Само по себе выявление всех случаев употребления терминов еще не дает нам ответа на главный вопрос: какова их идейно-эстетическая функция? Важно отметить, что двум основным мотивам повести: ремесленничество, работа за деньги на потребу публике, уничтожающие талант, дьявольское наваждение и — на другом полюсе — высокое искусство мастера, возвышающее душу, получившее благословение небес, соответствуют два стилистических пласта.
Достаточно сопоставить несколько отрывков:
«Он чуть не прибил мать мою, разогнал детей, переломал кисти и мольберт, схватил со стены портрет ростовщика, потребовал ножа и велел разложить огонь в камине, намереваясь изрезать его в куски и сжечь» (с. 164). Атрибуты искусства живописи здесь выступают как объекты ненависти, достойные уничтожения. Слова кисти, мольберт, портрет оказываются в окружении агрессивной и разговорно-сниженной лексики: прибил, разогнал, переломал, схватил, потребовал, велел, изрезать, сжечь.
Ярко выраженную отрицательную коннотацию имеет в тексте повести прилагательное модный: модный живописец, модным освещением, писать модные картинки.
«Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. У тебя и теперь уже что-то начинают слишком бойко кричать краски. Рисунок у тебя не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещением, за тем, что бьет на первые глаза. <.. .> Берегись; тебя уж начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском... Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант» (с. 102). Ср. далее: безжизненные модные картинки, модные портреты и картины, наполнявшие мастерскую.
При образовании уменьшительных форм от слов картина и портрет (картинки, портретики) происходит их детерминологизация и появляется презрительно-уничижительный оттенок значения.
Показательны словосочетания со словом кисть.
Слова быстрота, быстрая, бойкость, ловкость, быстрая бойкость, лихая замашка, легкость и блеск в сочетании со словом кисть наделены экспрессивно-оценочными коннотациями, в которых выражено поверхностное, небрежное отношение художника к своему занятию:
«Со всех сторон только требовали, чтоб было хорошо и скоро. Художник увидел, что оканчивать решительно было невозможно, что все нужно было заменить ловкостью и быстрой бойкостью кисти» (с. 130).
«Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы» (с. 134).
К этому же стилистическому пласту относятся словосочетания со словом краска: прокатилась красная краска, яркость красок, начинают слишком бойко кричать краски. «Высокое искусство» требует иной «кисти», которою водит высшая сила. Гоголь говорит о таком искусстве другим языком: совершенство кисти, чудо кисти, высокая кисть художника, небесная кисть, новая, невиданная кисть, чудная кисть.
В повести «Портрет» автором нарисованы два типа художника, каждому из них даны «имена»:
зачерствелый художник, позабывшийся художник — очнувшийся художник;
модный живописец — высокий художник, художник-создатель;
богач-живописец, заезжий живописец — бедный художник.
Прилагательное богатый в противоположность слову бедный имеет негативную окраску. Обратим внимание также на то, что синонимы живописец и художник в гоголевском тексте становятся антонимами на уровне коннотаций («продажный живописец» — «истинный, неподкупный художник»).
В повести упоминаются имена великих мастеров. Они служат фоном повествования и в то же время камертоном, по которому читатель «настраивается» на точное восприятие текста: здесь и широкая кисть Гвида, и глубина Рафаэля, и кисть, достойная Вандиков и Тицианов, Теньер, Корредж, Микель-Анжел, фламандцы. Эти имена позволяют отличить пестрые, грязные масляные малевания от согласной, торжественной песни, простую копию c природы от созданья, ремесло от художества. Так автор стилистически разграничивает подобие искусства и подлинное искусство. Приведем два отрывка, посвященные совершенным творениям, тому впечатлению, которое они производят. В первом представлена картина русского художника, привезенная из Италии:
«Видно было, как все извлеченное из внешнего мира художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника, устремил его одной согласной, торжественной песнью. И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданьем и простой копией с природы» (с.138).
Второй отрывок написан в том же торжественном стилистическом ключе. Монахи падают ниц перед иконой, написанной автором портрета ростовщика, преодолевшим дьявольское наваждение:
«Вся братья поверглась на колена пред новым образом, и умиленный настоятель произнес: "Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая
сила водила твоею кистью, и благословенье небес почило на труде твоем"» (с.169).
Художник был для Гоголя человеком необыкновенным, обладателем особого, высокого дара, творцом. То, что автор свободно владел терминологией изобразительного искусства, позволило ему достичь особой глубины художественного изображения.
Список литературы
Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства:
В 10 т. СПб., 2004-2009. Гольденберг А.Х. Слово и живопись в поэтике Гоголя как проблема сюжета
и стиля // Новые гоголеведческие студии. Вып. 5 (16). Шжин, 2007. Губарев И.М. Образ идеального художника в повести Гоголя «Портрет» //
Вопросы русской литературы. Вып. 2. Львов, 1978. Каяткин А.А. «Портрет» Гоголя: семантический и риторический смысл
текста // Проблемы межтекстовых связей. Барнаул, 1997. Лепахин В.В. Живопись и иконопись в повести Н.В. Гоголя «Портрет». По редакции «Арабесок» // Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе. Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. М., 2002. Луткова Е.А. Живопись в эстетике и художественном творчестве русских
романтиков: Дисс. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2008. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2008.
Источники
Гоголь Н.В. Портрет // Гоголь Н.В. Собрание художественных произведений: В 5 т. 2-е изд. М., 1959.
Сведения об авторе: Янь Ланьлань, ст. преподаватель кафедры русского языка Северо-Восточного педагогического университета КНР, аспирант кафедры русского языка филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]