Научная статья на тему 'ТЕРМИНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ИСЛАМСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ В Х-XXI ВЕКАХ (В КОНТЕКСТЕ КРАТКОГО АНАЛИЗА)'

ТЕРМИНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ИСЛАМСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ В Х-XXI ВЕКАХ (В КОНТЕКСТЕ КРАТКОГО АНАЛИЗА) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / РЕЛИГИЯ / ВЕРА / ЕРЕСЬ / ПРОРОК / ЛЖЕПРОРОК / БОГОСЛОВ / УЧЕНЫЙ / ПОНЯТИЕ / АВРААМИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ / МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ / ISLAM / RELIGION / BELIEF / HERESY / PROPHET / FALSE PROPHET / THEOLOGIAN / SCIENTIST / NOTION / ABRAHAMIC RELIGION / WORLD RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдуллаева Сабина Шихсеидовна

В статье автором рассматривается терминологическое описание исламской религиозности, начиная с X в. и заканчивая XXI в. Это описание было разделено на несколько периодов, которые помогли более подробно осветить полный спектр развития образа мусульманской религиозности именно в понятийном направлении. Первый раздел -это образ ислама в полемических текстах европейского характера, т.е. греческих, латинских и русских (VII-XIV вв.), а также летописи времен монгольского нашествия (1243-1480 гг.). Второй - это образ ислама в полемических текстах эпохи Московской Руси (конец XV - начало XVIII в.) и в текстах Российской Империи и Просвещения (конец XVII - начало XX в.). Третий раздел - это образ ислама в текстах советского периода (1922-1991 гг.), а также в современных российских и европейских текстах (1989-2018 гг.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TERMINOLOGICAL DESCRIPTION OF ISLAMIC RELIGIOSITY IN THE X-XXI CENTURIES (IN THE CONTEXT OF SUMMARY ANALYSIS)

The author tells in the article about the terminological description of Islamic religiosity beginning in X century and finishing in XXI century. This description was divided into several periods, which helped us to understand the full range of developing of the image of Muslim religiosity in conceptual direction more detail. The first part - it is the image of Islam in European polemical texts, i.e. Greek, Latin and Russian (VII-XIV), and also the chronicles of the Mongol invasion times (1243-1480). The second part - it is the image of Islam in polemical texts of Moscow Russia epoch (XV-XVIII) and in the texts of Russian Empire and Renaissance (XVII-XX). The third part - it is the image of Islam in the texts of the Soviet period (1922-1991), and also in the modern Russian and European texts (1989-2018)

Текст научной работы на тему «ТЕРМИНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ИСЛАМСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ В Х-XXI ВЕКАХ (В КОНТЕКСТЕ КРАТКОГО АНАЛИЗА)»

gs4 юридический архив ^d

АБДУЛЛАЕВА Сабина Шихсеидовна,

ассистент кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых e-mail: amirseiidova.sabina@yandex.ru

ТЕРМИНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ИСЛАМСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ В X-XXI ВЕКАХ (В КОНТЕКСТЕ КРАТКОГО АНАЛИЗА)

Аннотация. В статье автором рассматривается терминологическое описание исламской религиозности, начиная с X в. и заканчивая XXI в. Это описание было разделено на несколько периодов, которые помогли более подробно осветить полный спектр развития образа мусульманской религиозности именно в понятийном направлении. Первый раздел -это образ ислама в полемических текстах европейского характера, т.е. греческих, латинских и русских (VII-XIV вв.), а также летописи времен монгольского нашествия (1243-1480 гг.). Второй - это образ ислама в полемических текстах эпохи Московской Руси (конец XV - начало XVIII в.) и в текстах Российской Империи и Просвещения (конец XVII - начало XX в.). Третий раздел - это образ ислама в текстах советского периода (1922-1991 гг.), а также в современных российских и европейских текстах (1989-2018 гг.).

Ключевые слова: ислам, религия, вера, ересь, пророк, лжепророк, богослов, ученый, понятие, авраамическая религия, мировая религия.

ABDULLAEVA Sabina Shihseidovna,

Assistant of the Department of philosophy and religious studies of

Stoletovs Vladimir State University

THE TERMINOLOGICAL DESCRIPTION OF ISLAMIC RELIGIOSITY IN THE X-XXI CENTURIES (IN THE CONTEXT OF SUMMARY ANALYSIS)

Annotation. The author tells in the article about the terminological description of Islamic religiosity beginning in X century and finishing in XXI century. This description was divided into several periods, which helped us to understand the full range of developing of the image of Muslim religiosity in conceptual direction more detail. The first part - it is the image of Islam in European polemical texts, i.e. Greek, Latin and Russian (VII-XIV), and also the chronicles of the Mongol invasion times (1243-1480). The second part - it is the image of Islam in polemical texts of Moscow Russia epoch (XV-XVIII) and in the texts of Russian Empire and Renaissance (XVII-XX). The third part - it is the image of Islam in the texts of the Soviet period (1922-1991), and also in the modern Russian and European texts (1989-2018).

Key words: Islam, religion, belief, heresy, prophet, false prophet, theologian, scientist, notion, Abrahamic religion, world religion.

История отношений ислама (англ., Islam) и христианства (англ., Christianity) насчитывает более тысячи лет - это периоды совместной торговли, бесконфликтного сосуществования, а также военных противостояний и впоследствии вассальных зависимостей друг от друга. Терминологическое описание исламской религиозности, начиная с X в. (неакадемическое постижение религиозного феномена) и заканчивая XXI в. (исламистика как наука) визуально можно разделить на несколько

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

разделов. Первый раздел отображает образ ислама в полемических текстах (англ., Polemical texts) европейского характера (греческих - Greek, латинских - Latin, русских - Russian), фундаментом которых в основном послужило восточно-христианское (англ., Eastern Christian) восприятие исламской религиозности (VII-XIV вв.), а также тексты летописного (англ., Chronicle) характера времен монгольского нашествия (1243-1480 гг. -англ., Mongol invasion). Второй - это образ ислама в полемических текстах эпохи Московской Руси

(конец XV - начало XVIII в. - англ., Moscow Rus), а также в текстах Российской Империи и Просвещения (конец XVII - начало XX в. - англ., Russian empire and Enlistment). Третий раздел посвящён образу ислама в текстах советского периода (1922-1991 гг. - англ., Soviet period) и образу ислама в современных российских и европейских текстах (1989-2018 гг. - англ., Modern Russian and European texts).

Важно отметить, что самые первые полемические тексты против ислама, как ни странно, появились именно на территории Ближнего Востока, где в современное время в основном преобладает мусульманское население. Исторически иудаизм (англ., Judaism), христианство (англ., Christianity) и ислам (англ., Islam) зародились на Ближнем Востоке (англ., The middle East), что территориально было недалеко друг от друга, такое близкое происхождение и тесная взаимосвязь писаний (англ., scriptural) иудаизма, христианства и ислама понесли за собой возникновение многих полемических текстов межрелигиозного (англ., interfaith) характера. Но существовало также и европейское восприятие (англ., European perception) исламской религиозности - это тексты греков Константинополя и латинян Рима (англ., the texts of the Greeks of Constantinople and the Latins of Rome). Но эта информация зарождалась в основном уже на базе имеющейся восточно-христианской интерпретации ислама, т.е. более ранней (иными словами, старой - англ., outdated) интерпретации мусульманского вероучения [11, с. 31]. Многие сочинения европейских христианских полемистов, начиная с работ прп. Иоанна Дамаскина (ок. 675 - ок. 753 гг.) впоследствии сыграли немаловажную роль в формировании нравственных принципов населения Руси, принявших в 988 г. христианскую веру, а также в освоении его сознанием основ христианской догматики (англ., Christian dogmatic). Первые выдающиеся христианские полемисты против ислама (антимусульманские - англ., antiMuslim) имели в основном арабские, греческие (Константинополь) и латинские (Рим) корни. Одним из самых знаменитых мусульманских полемистов в Средние века был прп. Иоанн Дамаскин (греч., 'Iwdvvnç о Aa^aoKnvôç; лат., Iohannes Damascenus), урождённый Мансур ибн Серджун ат-Таглиби (араб., yM ùj^j^ ù jj—>). Его христианская трактовка ислама считается самой ранней, тем самым устаревшей. Одна из частей знаменитой трилогии прп. Иоанна Дамаскина «Источник знания» (греч., nnYn Yvwoewç), посвящена именно перечислению и описанию различных религиозных заблуждений и носит название «О ересях». Изучая его трактовку, становится ясно, что он один из первых классифицировал ислам как «ересь» (англ., heresy) и, как ни странно, его точка

зрения стала превалирующей в последующем описании ислама средневековыми христианскими полемистами. Сотая глава данного произведения прп. Иоанна описывает «религию измаильтян -the Ishmaelite»: «Существует еще и религия измаи-литов, которая имеет силу и в наши дни, сбивая с пути народ и предвозвещая приход антихриста. Она берет свое начало от Измаила, рожденного Авраамом (англ., Abraham) от Агари (англ., Hagar), поэтому они называются агарянами (англ., Hagarites) или измаилитами. Их также называют сарацинами (англ., Saracen) - от слов "лишенные Саррой", ибо сказала Агарь ангелу: "Сарра отпустила меня пустой"» [11, с. 29]. Сочинение византийского богослова полемиста XI в. Евфимия Зигабена (Евтимий Зигавин, Зига-ден; греч., EúGú^ioq ZiYaßnv0q; лат., Euthymius Zigabenus, или Zigadenus) имело достаточно стройное изложение об исламе, в котором автор последовательно излагает историю мусульманства и его вероучение. Всё сочинение по преимуществу было составлено Евфимием (или группой богословов под его руководством) на базе выдержек из писаний древних Отцов Церкви. Следует отметить, что, доверяя своим «антимусульманским» предшественникам-полемистам, Евфимий машинально переносил их недочёты и ошибки в свой труд, а иногда мог дополнить свое сочинение собственными погрешностями. Евфимий Зигабен также называл мусульман «идолопоклонниками, а пророка Мухаммеда (англ., prophet Muhammad) «лжепророком» (англ., false prophet) [7, с. 167169]. Святой Симеон Солунский (греч., lu^ewv ©eaaaAovfcn^ ó MuaraYWYÓq Фессалоникийский, конец XIV в.) был последним византийским полемистом, ему принадлежит несколько сочинений, направленных против ислама. Четвертая глава из сочинения «Против всех ересей» посвящена вероучению мусульман и их образу жизни. Это оригинальная, а не второстепенная глава, в тексте нет ни одной заимствованной цитаты из работ византийских полемистов. Изучая сочинения св. Симеона, в итоге можно отметить, что он вполне осознанно называет всех мусульман «язычниками» (англ., pagan), все послание полностью пропитано идеей о необходимости исповедовать свою веру перед неверующими (англ., infidel - в данном значении перед «неверными», своего рода язычниками), чем бы это ни грозило... Он считал, что мусульмане не имели истинного учения о Боге - Троице, тем самым не ушли от язычества [7, с. 190]. По мнению многих средневековых христианских богословов, возникновение и развитие ислама происходило именно в среде духовного влияния иудаистско-христианских установлений. Ислам имел связь с данными религиозными установлениями именно через авраамический

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

монотеизм (англ., Abrahamic monotheism), но, несмотря на эту связь, религия последователей пророка Мухаммеда кардинально поляризовала себя христианству в качестве абсолютного монотеизма (непринятие идеи божественного триединства), тем самым мусульманство нарушало грациозность и последовательность средневековых представлений христиан о божественном замысле [11, с. 18]. Необходимо отметить, что именно в эпоху Средневековья (англ., the Middle Ages) сложился достаточно устойчивый образ ислама, который сочетал в себе противоречивое слияние позитивных знаний и искажений (иногда даже самых фантастических), что, в свою очередь, определило природу классического отношения церкви к мусульманам и надолго завладело воображением европейцев [11, с. 29, 30].

Начало древнерусского летописания принято связывать с устойчивым хронологическим текстом, которым начинается большинство дошедших до нашего времени летописных сводов [10, с. 76]. Именно в таких древнерусских летописях можно увидеть первые описания исламской религиозности, которые, при изучении визуально делятся на церковные и княжеско-дипломатиче-ские терминологические образы ислама. «Повесть временных лет» (далее - ПВЛ, англ., The tale of bygone years; др-рус., ПовЪсть времднныхь л"ть) считается одним из древнейших летописных сводов, текст которого был сохранен летописной традицией. В разных летописях текст Повести доходит до разных годов: 1110 (Лаврентьевский и близкие ему списки) или 1118 (Ипатьевский и близкие ему списки) [10, с. 76]. В ПВЛ (ок. 1110 -1118 гг.) ислам принимает образ княжеско-дипло-матического описания. В 986 г. к Великому князю Киевскому Владимиру Святославовичу явились послы от народов, исповедующих различные веры, и убеждали его в превосходстве именно своей религии. В ПВЛ летописца Нестора отмечается: «Приидоша болгаре в"ры бохъмичи...» [16]. Выражение «в"ры бохъмичи» фиксирует уважительное отнесение автором текста исповедания «болгар» к категориям «в"ра» и «закон», которые в тот исторический период характеризовали особый статус религиозности, а именно - нормативную, принятую властями государства «догматическую систему исповедания», среди которых были тогда еще не разделенные анафемами Ecclesia Catholica Romana (Римская Католическая Церковь) и Oikou^£vikó Патрюрхею KwvaTavTivounóAewq (Вселенский Патриархат Константинополя) [5, с. 103].

Однако в более позднем литературном произведении «Слово о погибели русской земли», датируемым XIII в. и возникшем вскоре после монголо-татарского нашествия, ислам описывается

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

уже со стороны церковного восприятия его религиозности. Там говорится про «прававЪрьная вЪра хрестияньская», причем «все покорено было Богомъ крестияньскому языку», но случилась «болЪзнь крестияном» [20]. Так как данное летописное произведение было составлено после нападения монголо-татарского войска, ислам воспринимался как некая «беда», или «болезнь» для правоверных христиан, нежели в ПВЛ. «Лаврен-тьевская летопись» (1305) также описывает ислам со стороны церковного восприятия. В ней мусульманство рассматривается «религией», не имеющей божественного начала - «безбожнии татари», а ее обычаи «поганьские», отсюда появляется устойчивое словосочетание «безбожные татары» [12]. Такое описание исламской религиозности вполне может быть оправдано двумя немаловажными фактами - это временем написания той или иной летописи, или ее содержанием. Если ПВЛ несла в себе характер княжеско-дипломатиче-ского отношения с другими государствами иных вероисповеданий, то два последующих летописных свода были написаны в периоды военных нашествий со стороны представителей «степи», которые в основном ассоциировались с людьми, исповедующими мусульманство, хотя не обязательно в действительности они могли быть мусульманами, чем и обусловливается такое негативное отношение к описанию «ислама».

Ислам в европейских и российских источниках X-XVNI вв. в большей степени рассматривали как религию «безбожников», которая несет в себе «ересь». В византийской полемической церковной литературе в отношении ислама использовались не только такие общие термины, как «религия» (брпоша), «вера» ("тат1д) или «почитание» (оград), но и «ересь» (аТрга^), когда, к примеру, говорилось про последователей «лжепророка Мухаммеда (Мфгб)» [17, с. 164, 165]. Такого рода оценки входили даже в научную литературу XIX-XX вв., т.к. некоторые европейские и российские востоковеды частично опирались на распространенные богословские интерпретации прошлых столетий, порой даже перенимали в свои научные труды некоторые их стандарты понимания ислама, пытаясь вместе с тем придерживаться принципов «объективности» и «чуткости» [9, с. 5 - 7]. Но, несмотря на этот факт, уже с XVIII в. многие зарубежные и российские ученые востоковеды и исламоведы пытались рассмотреть ислам как религию с ясной идеологией, сформировавшая благодаря определенному заимствованию догматики его основоположником из иудаизма, христианства и различных религиозно-философских систем, распространившихся непосредственно в самой Аравии [4, с. 189].

Первым отечественным исламоведческим текстом в дореволюционном российском востоковедении называют монографию Д.К. Кантемира «Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религии» (лат., "Sistema de religione et statu Imperii Turcici") (1722), написанную по просьбе Петра I, где автор, учитывая геополитику и напряженные отношения с Оттоманской империей (англ., Ottoman empire), называл Мухаммеда «лживым Пророком, притворным святым», а законы Корана (англ., Quran, араб. - аль-Кур'ан) рассматривались им как «смехотворные, не имеющие разума», тем не менее постарался создать вполне объективное и детальное описание этой «чужой религии» [13, с. 3, 5]. Такие оценки были характерны для текстов «московского периода» российской государственности, когда утвердилось противопоставление «христиане/басурмане», а прежние завоеватели эпохи «Золотой Орды» (англ., Golden Horde) стали именоваться «еретиками», «агарянами», «погаными татарами» и т.п.

Новый и более объективный этап изучения ислама начинается в XIX в., опираясь на исследования европейских ученых и разделяя их основные выводы. Такие ученые востоковеды и исламоведы, как Г.С. Саблуков (1804-1880 гг.), В.Ф. Гиргас (1835-1887 гг.), Ф.А. Курганов (1844-1920 гг.), М.А. Машанов (1852-1924 гг.) и С.И. Уманец (1857-1917 гг.) рассматривали ислам уже как мировую религию (англ., World religion), а не «ересь» (англ., heresy), а мусульман (англ., Muslims) - уверовавших в Единого Бога (англ., believe in One God), а не «идолопоклонниками» (англ., idolaters). Г.С. Саблуков (русский востоковед, исследователь ислама, автор первого опубликованного перевода Корана с арабского языка на русский язык) в своей работе «Сличение Мохаммеданского учения о именах божьих с христианским о них учением» (1872) утверждает, что ислам для уверовавших - это заключительное Откровение Божие и не имеет никакого отношения к идолопоклонничеству несущее в себе язычество [19, с. 3]. Если в Средние века многие христианские полемисты Мухаммеда называли «лжепророком», «варваром» и даже своего рода «дьяволом», то уже в XIX в. многие ученые исламоведы в своих трудах показывали, что Мухаммед есть пророк для своего народа и даже ставили его наряду с другими пророками и посланниками. В.Ф. Гиргас (русский языковед, востоковед) в своей работе «Права христиан на Востоке по мусульманским законам» (1865) пишет: «Мусульмане признают источником своего законодательства Бога, который при посредстве избранного им пророка открыл людям путь к блаженству» [8, с. 1]. Ф.А. Курганов (русский православный богослов и историк церкви) отмечает, что «исследование

византийской литературы о мусульманстве, особенно церковного характера показывает насколько верны сведения, сообщаемые византийцами о мусульманстве, возможно, они сами придумали весьма нелепые исторические сообщения и положения о "мухаммеданстве" из ненависти к мусульманам или ревности к своей вере, а также могли частично заимствовать свои сведения о "мухам-меданах" от самих же арабов (изучая их письменные источники и непосредственно взаимодействуя с мусульманами)» [15, с. 7, 10]. Он также рассматривал ислам как явление «чисто человеческое, сложившееся естественным путем», благодаря «заимствованию из язычества, иудейства и христианских сект» [15, с. 7]. В «Заметках к вопросу о византийской противомусульманской литературе» (1878) Курганов указывал, что такое «естественное» понимание возникновения ислама является «благоприятным» в сравнении с прежними взглядами на него как «ересь», бытовавшими в церковных и светских источниках: «Например, Вольтер (фр., Voltaire - французский философ, 1694 - 1778 гг.) и Даниель Бель (англ., Daniel Bell - американский социолог и публицист, 1919-2011 гг.) восхваляют Мухаммеда в ущерб христианской религии. Во многих своих работах, посвященных непосредственно изучению возникновению ислама, современные востоковеды акцентируют внимание на том, что ислам непосредственно приближал людей именно к деизму и морализму, хотя бы даже в национальной ограниченности» [15, с. 7, 8]. М.А. Машанов (1852-1924 гг.), профессор Казанской духовной академии, в своем «Очерке быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама» (1885) показывает, «насколько ни была бы разнообразна религия арабов, сколько ни было бы в ней разного вида и рода идолопоклонства, поклонения звездам, деревьям, камням и прочего, все же при внимательном рассмотрении ее мы замечаем в ней ясные следы идеи о едином Боге» [18, с. 164, 165]. С.И. Уманец в своем труде «Религиозная метафизика мусульманского Востока» (1891) отмечал: «Горячая и страстная проповедь единобожия арабского религиозного реформатора Мухаммеда была проста и увлекательна. Его поклонение единому Творцу вселенной было искреннее и глубокое: первые по времени их появления суры (главы) Корана, полные силы, оригинальной поэзии и своеобразного энтузиазма, - лучшее тому доказательство» [21, с. 103]. Знаменитый русский востоковед, ориенталист, историк, филолог ХХ в. В.В. Бартольд (1869-1930 гг.) достаточно подробно рассматривал историю возникновения и развития ислама, а также проблемы сущности ислама. В своей книге «Ислам» (1918) он, в отличие от средневекового понимания ислама как некой формы

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

«ереси», которая возникла на иудео-христианской базе или даже имеющей под собой языческий фундамент, утверждает, что «ислам в отличие от других религий был менее всего связан с прошлым своего народа» [6, с. 7] и называет ислам уже религией в прямом смысле этого слова. В.В. Бартольд стремился преодолеть достаточно распространенную идею происхождения ислама из «элементов других религий», пытаясь, на основании тщательного исследования первоисточников, показать самобытность самой молодой мировой религии. Он поставил возникновение ислама в широкий контекст религиозно-политического движения, охватившего, Аравию в конце VI - первые десятилетия VII в. Характеризуя это движение как «борьбу между язычеством и единобожием», Бартольд подчеркивал, что эта борьба «велась не только в области религиозных идей, но и больше всего в области социальных отношений» [6, с. 6]. А.В. Журавский (1882-1914 гг.), русский биогеограф, исследователь, в своей книге «Христианство и Ислам» (1989) отмечает, что «искаженный образ ислама складывался в умах европейцев не только в силу их слабого знания этой религии. Средневековая литература по исламу создавалась по преимуществу богословами, которые опирались на самые различные источники: народные легенды, рассказы рыцарей и пилигримов, апологетические сочинения восточных христиан, свидетельства самих мусульман, переводы мусульманских авторов. Однако информация в большинстве случаев отбиралась предвзято, факты иногда сознательно, иногда бессознательно искажались. С точки зрения христиан, Мухаммад не мог быть подлинным пророком, а его вероучение не могло быть истинным. Поэтому в Мухаммаде христиане видели в лучшем случае "ересиарха" или "лжепророка", в менее сдержанных версиях он представал как "колдун", "антихрист" или сам "сатана". Ислам же представлялся новой формой "ереси" (иногда иудейской, иногда христианской) или разновидностью язычества» [11, с. 30].

Австрийский и американский историк, востоковед Густав Эдмунд Грюнебаум (нем., Gustav Edmund von Grünebaum, 1909-1972 гг.) в своей книге «Классический ислам. 600-1258» (1988) пишет, что «глубочайший смысл появления Мухаммада состоял в кристаллизации нового понимания бога, которое сплотило всех тех, кто разделял его, в общность нового типа» [3, с. 16]. Бернард Льюис (англ., Bernard Lewis, 1916 г.) британский и американский историк XX в., востоковед, специализирующийся на истории ислама и его взаимоотношениях с Западом, отмечал, что «пророк Мухаммед принес новую религию языческим народам Западной Аравии, которая с ее монотеизмом и этическими доктринами стояла на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

несравнимо более высоком уровне, нежели смененное ею язычество» [2, с. 52]. По словам Б. Льюиса, «фантазия последующих поколений верующих облачила неясную фигуру пророка в богатую и красочную ткань легенд, что впоследствии исказило его подлинную человечность» [2, с. 52, 53]. Известная британская исследовательница, религиовед, философ и публицист, получившая широкое признание в области сравнительного религиоведения, Карен Армстронг (англ., Karen Armstrong, 1944 г.) в своей книге «Islam: A Short History» (2000, «Ислам. Краткая история от начала до наших дней») обращает внимание на то, что «послание Мухаммада было простым. Никаким новым доктринам о Боге он не учил арабский народ... Мухаммад и не думал, что он был основателем новой религии, он был всего лишь посланником старой веры в Единого Бога для арабов, у которых никогда до этого не было пророков...» [1, с. 4]. Большой вклад в процесс понимания мусульманского религиозного мировоззрения и на последующее ее восприятие не мусульманами в современное время внесла Иман Валерия Порохова (1940-2019 гг.) - мусульманский общественный деятель. Она получила большую известность как автор смыслового перевода Корана на русский язык с подробными комментариями по всему переводу смыслов Корана. В комментариях к переводу смыслов Корана (2015) она отмечает, что «Мухаммед решительно отклоняет от себя притязание быть основателем или первым провозвестником ислама: "Ислам, - говорит он, - это религия Ноя (Нуха), Авраама (Ибрахима), Моисея (Мусы) и Иисуса (Исы). Это единство и древность ислама заставляют Мухаммеда осуждать всякую религиозную исключительность и требовать одинакового признания всех исторически различных проявлений истинной религии"» [14, с. 8].

Анализируя терминологическое описание исламской религиозности в X-XXI вв., отчетливо видно, что более поздний и объективный период изучения ислама начинается именно в XIX в. Необходимо подчеркнуть, что прошлые столетия искажений образа ислама в качестве религиозной системы прошли и, начиная с XIX в., ученые - востоковеды и исламоведы нашли единый подлинный язык, благодаря которому ислам в ученых кругах сравнительного религиоведения приобрёл статус третей мировой религии, имеющей много общего с христианством и авраамическими религиями в целом.

Список литературы:

1] Armstrong K. Islam: A Short History. - N.-Y.: The Random House Publishing Group. 2000. - P. 4.

[2] Бернард Л. Арабы в мировой истории. С доисламских времен до распада колониальной

системы / пер. с англ. Т.М. Шуликовой. - М.: Центр-полиграф, 2017. - 223 с.

[3] Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. 600-1258. - М.: Наука, 1988. - 76 с.

[4] Аринин Е.И. Абдуллаева С.Ш. Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: сб. материалов Третьего конгр. росс. исследователей религии (7-9.10.2016, Владимир, ВлГУ): в 6 т. Т. 5. - Владимир, 2016. - 288 с. С. 189-194.

[5] Аринин Е.И., Викулов И.Е., Атабеков Р.Т. Религия между нормативным, маргинальным и девиантным // Религиоведение. - 2015. - № 4. - С. 103.

[6] Бартольд В.В. Ислам. - Пг.: Изд-во «Огни», 1918. - 98 с.

[7] Византийские сочинения об исламе (тексты переводов и комментарии) / под ред. Ю.В. Максимова. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. - 229 с.

[8] Гиргас В.Ф. Права христиан на Востоке по мусульманским законам. - СПб.: В печатне В. Головина, 1865. - 111 с.

[9] Грязневич П.А. Проблемы изучения истории возникновения ислама. - М.: Наука, 1984. - С. 5 - 7.

[10] Данилевский И.Н. Повесть временных лет: герменевтические основы источниковедения летописных текстов. - М.: Аспект-Пресс, 2004. -370 с.

[11] Журавский А.В. Христианство и ислам. -М.: Наука, 1990. - 125 с.

[12] Из Лаврентьевской летописи (1305) // Электронные публикации ИРЛ (Пушкинского Дома) РАН. URL: http://www.lib. pushkinskijdom.ru/ Default.aspx?tabid=4954 (дата обращения: 06.08.2018).

[13] Кантемир Д. Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религии. - СПб.: В тип. Царствующего, 1722. - С. 3, 5.

[14] Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой / гл. ред. Мухаммад Саид Аль-Рошд. - 14-е изд., доп. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2015. - 912 с.

[15] Курганов Ф. Заметка к вопросу о византийской противомусульманской литературе. -Казань: В Унив. тип., 1878. - 21 с.

[16] Летописец Нестор. Повесть временных лет // Древнерусская литература, история. С. 4. URL: http://www. http://modemlib.ru/books/letopisec_ nestor/ povest_vremennih_let/read_4/ (дата обращения: 04.08.2018).

[17] Максимов Ю. Преподобный Иоанн Дамаскин об исламе // Православие. ru: [сайт]. URL: http://www.pravoslavie.ru/4090.html (дата обращения: 05.08.2018).

[18] Машанов М. Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама. -Казань: В Унив. тип., 1885. - 867 с.

[19] Саблуков Г. Сличение мохаммеданского учения о именах Божиих с христианским о них учением. - Казань: В Унив. тип., 1872. - 200 с.

[20] Слово о погибели русской земли // Электронные публикации ИРЛ (Пушкинского Дома) РАН. URL: http://www.lib. pushkinskijdom.ru/Default. aspx?tabid=4953 (дата обращения: 05.08.2018).

[21] Уманец С. Религиозная метафизика мусульманского Востока: очерк // Вопросы философии и психологии. - М., 1891. - С. 103.

Spisok literatury:

[1] Armstrong K. Islam: A Short History. - N.-Y.: The Random House Publishing Group. 2000. - P. 4.

[2] Bernard L. Araby v mirovoj istorii. S doislamskih vremen do raspada kolonial'noj sistemy / per. s angl. T.M. Shulikovoj. - M.: Centrpoligraf, 2017.

- 223 s.

[3] Gryunebaum G.E. Klassicheskij islam. 6001258. - M.: Nauka, 1988. - 76 s.

[4] Arinin E.I. Abdullaeva S.Sh. Akademicheskoe issledovanie i konceptualizaciya religii v XXI veke: tradicii i novye vyzovy: sb. materialov Tret'ego kongr. rose. issledovatelej religii (7-9.10.2016, Vladimir, VlGU): v 6 t. T. 5. - Vladimir, 2016. - 288 s. S. 189194.

[5] Arinin E.I., Vikulov I.E., Atabekov R.T. Religiya mezhdu normativnym, marginal'nym i deviantnym // Religiovedenie. - 2015. - № 4. - S. 103.

[6] Bartol'd V.V. Islam. - Pg.: Izd-vo «Ogni», 1918. - 98 s.

[7] Vizantijskie sochineniya ob islame (teksty perevodov i kommentarii) / pod red. Yu.V. Maksimova.

— M.: Izd-vo PSTGU, 2012. - 229 s.

[8] Girgas V.F. Prava hristian na Vostoke po musul'manskim zakonam. - SPb.: V pechatne V. Golovina, 1865. - 111 s.

[9] Gryaznevich P.A. Problemy izucheniya istorii vozniknoveniya islama. - M.: Nauka, 1984. - S. 5 - 7.

[10] Danilevskij I.N. Povest' vremennyh let: germenevticheskie osnovy istochnikovedeniya letopisnyh tekstov. - M.: Aspekt-Press, 2004. - 370 s.

[11] Zhuravskij A.V. Hristianstvo i islam. - M.: Nauka, 1990. - 125 s.

[12] Iz Lavrent'evskoj letopisi (1305) // Elektronnye publikacii IRL (Pushkinskogo Doma) RAN. URL: http://www.lib. pushkinskijdom.ru/Default. aspx?tabid=4954 (data obrashcheniya: 06.08.2018).

[13] Kantemir D. Kniga Sistima, ili Sostoyanie muhammedanskiya religii. - SPb.: V tip. Carstvuyushchego, 1722. - S. 3, 5.

[14] Koran. Perevod smyslov i kommentarii Iman Valerii Porohovoj / gl. red. Muhammad Said Al'-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

Roshd. - 14-e izd., dop. - M.: RIPOL KLASSIK, 2015. - 912 c.

[15] Kurganov F. Zametka k voprosu o vizantijskoj protivomusul'manskoj literature. - Kazan': V Univ. tip., 1878. - 21 s.

[16] Letopisec Nestor. Povest' vremennyh let // Drevnerusskaya literatura, istoriya. S. 4. URL: http:// www.http://modernlib.ru/books/letopisec_nestor/ povest_vremennih_let/read_4/ (data obrashcheniya: 04.08.2018).

[17] Maksimov Yu. Prepodobnyj loann Damaskin ob islame // Pravoslavie. ru: [sajt]. URL: http://www.pravoslavie.ru/4090.html (data obrashcheniya: 05.08.2018).

[18] Mashanov M. Ocherk byta arabov v epohu Muhammeda kak vvedenie k izucheniyu islama. -Kazan': V Univ. tip., 1885. - 867 s.

[19] Sablukov G. Slichenie mohammedanskogo ucheniya o imenah Bozhiih s hristianskim o nih ucheniem. - Kazan': V Univ. tip., 1872. - 200 s.

[20] Slovo o pogibeli russkoj zemli // Elektronnye publikacii IRL (Pushkinskogo Doma) RAN. URL: http://www.lib. pushkinskijdom.ru/Default. aspx?tabid=4953 (data obrashcheniya: 05.08.2018).

[21] Umanec S. Religioznaya metafizika musul'manskogo Vostoka: ocherk // Voprosy filosofii i psihologii. - M., 1891. - S. 103.

V,

ЮРКОМ ПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-1лЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.