Научная статья на тему 'Терминология музыкально-сценического исполнительства (из опыта работы режиссера-педагога)'

Терминология музыкально-сценического исполнительства (из опыта работы режиссера-педагога) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
383
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРНО-СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ГРИМ / ПРИРОДА АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА / СИНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / NATURE OF ACTOR'S CRAFTSMANSHIP / OPERATICSTAGE SKILL / PSYCHOLOGICAL MAKE-UP / SYNERGETIC ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецов Н. И.

В статье затрагиваются главные проблемы учебно-педагогического процесса. Дан сравнительный анализ учения К.С. Станиславского и теории Ф.И. Шаляпина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERMINOLOGY MUSICALSTAGE SPOLNITELSTVA (From the work experience of directorteacher)

In the article the main problems of trainingpedagogical process are affected. Dana the comparative analysis of study c.c. Stanislavski1 and theory F.I. Shalyapina.

Текст научной работы на тему «Терминология музыкально-сценического исполнительства (из опыта работы режиссера-педагога)»

УДК700-799.78

Н.И.Кузнецов

ТЕРМИНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РЕЖИССЕРА-ПЕДАГОГА)

В статье затрагиваются главные проблемы учебно-педагогического процесса. Дан сравнительный анализ учения К.С. Станиславского и теории Ф.И. Шаляпина.

Ключевые слова: оперно-сценическое искусство, психологический грим, природа актерского мастерства, синергетическое объединение.

Nikolai Ivanovich KuznetsovTERMENOLOGY MUSICAL- STAGE SPOLNITELSTVA (From the work experience of director-teacher)

In the article the main problems of training- pedagogical process are affected. Dana the comparative analysis of study c.c. Stanislavskil and theory F.I. Shalyapina.

The keywords: operatic- stage skill, psychological make-up, nature of actor’s craftsmanship, synergetic association.

На научных конференциях, на заседаниях кафедр оперной подготовки музыкальных вузов нашей страны мы, наконец-то, начали затрагивать главные проблемы учебно-педагогического процесса: чему мы учим студентов-вокалистов и как мы это делаем. Иными словами мы, наконец, обращаемся к самой сложной проблеме - к теории мастерства именно оперного актера и начинаем исследовать, какой теорией каждый из нас пользуется и как применяет её на практике.

Под «Терминологией музыкально-сценического исполнительства» нам обязательно нужно подразумевать не формальное надёргивание отдельных терминов, а учение, то есть теорию оперносценического искусства. Такое учение уже изложено в трудах К.С.Станиславского и Ф.И.Шаляпина.

В 1968 г. выдающийся оперный режиссер профессор Б.А.Покровский в своей статье «Читая Шаляпина» призвал оперных деятелей и педагогов музыкально-театральных вузов обратить внимание на учение Ф.И. Шаляпина «.. .на стройную систему взглядов человека, много и страстно размышлявшего об опере, установившего более прогрессивные принципы оперного искусства, чем кто-либо до него» [11. с.69].

А «система Станиславского», отраженная в восьмитомном собрании его сочинений, стала трудом всей его творческой жизни. В настоящее время она принята во всем мире, и, несмотря на то, что «система» была создана более чем полвека назад, она до сих пор не устарела, и поэтому отказываться от «системы Станиславского» было бы безрассудно.

В этой «системе» Станиславский через «элементы актерского мастерства» (термины) описал объективно существующую природу актерского творчества. Он писал: «Терминология, которой я пользуюсь в этой книге, не выдумана мною, а взята из практики от самих артистов. Они на самой работе определили свои творческие ощущения в словесных наименованиях. Их терминология ценна тем, что она близка и понятна начинающим. У нас свой театральный лексикон, свой актерский жаргон, который вырабатывала сама жизнь. Правда мы пользуемся также и научными словами, например «подсознание», «интуиция», но они употребляются нами не в философском, а в самом простом, общежитейском смысле» [12, с.6].

«Система Станиславского» адресована драматическому артисту, но нам нет никакого смысла сочинять для оперного артиста какую-то новую «систему», которая могла бы заменить «систему Станиславского», поскольку Станиславский, по его собственному признанию, «списал» свою «систему» с Шаляпина. Мы должны не переделывать «систему Станиславского», а адаптировать её для оперных артистов, и сделать это можно только с помощью «рабочих сценических терминов» Ф.И.Шаляпина.

Поэтому на научных конференциях и заседаниях кафедр музыкальных вузов мы должны не изобретать новую терминологию, а понять и выявить какую практическую пользу мы можем извлечь из того или иного термина Станиславского или Шаляпина, то есть чем тот или иной термин может помочь актеру в создании оперно-сценического образа.

Механический же подбор «Терминов музыкально-сценического исполнительства», которым грешат некоторые из нас, без учета учений Станиславского и Шаляпина, приводит к формализму, а формализм, как пишет С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» - это «соблюдение внешней формы в чем-нибудь в ущерб существу дела» [9].

За многие годы изучения указанной проблемы: чему мы учим студентов-вокалистов, как мы это делаем и какой (чьей) терминологией пользуемся, - в процессе режиссерской деятельности в оперных театрах и режиссерско-педагогической деятельности в музыкальных вузах нашей страны я накопил определенный опыт обучения вокалистов созданию оперно-сценического образа. Вот мои размышления

по этому поводу.

Главная задача педагогов консерваторий (дирижеров и режиссеров) состоит в том, чтобы научить студентов раскрывать смысл музыки в вокально-словесной и действенно-пластической форме.

Студенты должны освоить секреты ремесла оперного актера на теоретических, а главное, на практических занятиях.

В этой статье я поделюсь методическими приемами, которыми я пользуюсь, преподавая сценическое мастерство оперного актера.

В действующей «Программе» Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (МГК) по мастерству оперного актера указано: «Следует изучить основные законы сценического искусства, сформулированные К.С.Станиславским».

В 2003 г., когда на кафедре оперной подготовки МГК было впервые проведено заседание «круглого стола» на тему «Терминология музыкально-сценического исполнительства», я предложил в дополнение к «системе Станиславского» внести в «Программу» обучения вокалистов «сценические рабочие термины» Ф.ИШаляпина, которые я к тому времени уже с успехом использовал в своей педагогической практике. Но, к сожалению, нам все еще приходится пользоваться «Программой» 1977 года, которая была формально пересмотрена в 1992 году, но не претерпела никаких существенных изменений, и с тех пор больше не пересматривалась, так что «сценические рабочие термины» Ф.И.Шаляпина не внесены в нее и поныне.

Эти термины имеют непреходящее значение для создания оперно-сценического образа, и в процессе моей работы над докторской диссертацией на тему: «Сценическое мастерство оперного артиста в контексте актерской школы Ф.И.Шаляпина» - они были выявлены и отобраны мною из литературного наследия Шаляпина и трудов его современников. Мною была изучена «система Станиславского» в ракурсе оперно-сценического искусства и осмыслены ее «элементы актерского мастерства» с позиции их применения к созданию оперно-сценического образа. Было проведено сравнение и объединение «рабочих сценических терминов» Шаляпина и ключевых «элементов актерского мастерства» Станиславского.

В результате многолетних исследований разных материалов и пристального рассмотрения компонентов репетиционного процесса в оперных театрах, я пришел к убеждению, что наиболее целесообразный путь к совершенствованию актерского мастерства в опере идет через взаимное дополнение, взаимопроникновение и синергическое объединение «рабочих сценических терминов» Шаляпина с «элементами актерского мастерства» Станиславского.

В результате проведенных мною вышеназванных научных исследований я разработал «Таблицу “инструментов” оперного актера в терминах Ф.И.Шаляпина и определениях К.С.Станиславского». В этой «Таблице», используя терминологию актерской школы Шаляпина, которую я собрал и отобразил в сжатом структурированном виде, мне удалось выявить и отобрать ключевые для оперы «элементы актерского мастерства» Станиславского.

Таблица «инструментов» оперного актера в терминах Шаляпина и определениях Станиславского

«Сценические рабочие термины» Ф.И. Шаляпина «Элементы актерского мастерства» К.С. Станиславского

1. Сочинить роль Создать сценический образ

2. Воображение и фантазия Воображение и фантазия

3. Действие Психофизическое действие

4. Обстановка Предлагаемые обстоятельства

5. Событие Событие

6. Интонация вздоха Эмоциональная оценка фактов и событий

7. Задачи Задачи

8. Движение души Внутренняя действенная линия роли, подтекст

9. Правильная интонация Мысле-слово-зв\ к

10. Расчет Перспектива роли

11. Тайная подкладка Второй план

12. Отношение Отношение

13. Общение Общение, объект внимания

14. Жест - движение души Пластическая выразительность

15. Психологический грим Перевоплощение, характерность

16. Замаскировать лицо Грим

17. Протокольная правда Формальное выполнение

18. Оперный шаблон Актерский штамп

19. Оформительские детали Приспособления

20. Контролер Перспектива артиста и роли

Таблица состоит из двух столбцов, в которых двадцати терминам Шаляпина сопоставлены двадцать определений Станиславского.

Мне часто задают вопрос, почему именно двадцать. Естественно, цифра 20 взята мною не «с потолка», не случайно. При внимательном изучении литературного наследия Ф.И.Шаляпина: книг «Страницы из моей жизни», «Маска и душа», статей, писем, интервью и воспоминаний современников, - я обнаружил, что в работе над ролью он использовал не более двух десятков терминов. Поэтому я и остановился на этой цифре.

Разумеется, великий оперный артист-практик был далек от математического вычисления наиболее целесообразной цифры. К оптимальному числу терминов, необходимых для использования в работе над оперой ролью, Шаляпина привел его богатейший сценической опыт.

Достаточно ли нам такого количества терминов Шаляпина для практической работы над ролью, если у Станиславского их гораздо больше - около ста?

На этот вопрос можно объективно ответить, только с учетом практического опыта вузовских педагогов и оперных режиссеров. К их числу принадлежу и я, поскольку многие годы веду педагогическую и режиссерскую работу в нескольких высших учебных заведениях и театрах.

Наблюдая за работой таких крупных мастеров сцены, как оперные режиссеры: Б.А.Покровский, В.Фельзенштейн, Л.Д.Михайлов, - а также драматические режиссеры: М.О. Кнебель, Л.В.Варпаховский, В. Пансо и другие, - я убедился, что все они во время репетиционного процесса использовали примерно такое же количество (то есть, около двадцати) терминов и понятий К.С.Станиславского, применяя оставшиеся термины для поисков более тонких нюансов разработки роли.

А эти важнейшие двадцать терминов выступали в качестве фундамента для конструирования роли и становились, таким образом, ключевыми.

Таблица «инструментов» составлена как ориентир для молодых оперных актеров в виде удобной для пользования понятийно-терминологической системы. Некоторые наивно воспринимают эту таблицу как некий рецепт для создания оперно-сценической роли и полагают, что стоит только выучить названия терминов, приведенных в таблице, и роль будет получаться сама собой, как по мановению волшебной палочки. Но подобное восприятие «Таблицы» ведет к жестокому разочарованию. На самом деле эта таблица составлена подобно оглавлению книги. А по оглавлению книги невозможно понять и постичь всей глубины её содержания. Каждый из приведенных в таблице терминов расшифровывается и толкуется мною в третьей части моей докторской диссертации: «Технология создания сценического образа в аспекте актерской школы Ф.И.Шаляпина». Но и это ещё не все. Изучив и поняв термины, приведенные в «Таблице», необходимо научиться применять их на практике. Таким образом, элементы этой «Таблицы» следует не заучивать наизусть, как таблицу умножения, а сознательно осмысливать, пропускать через свой личный опыт, через своё тело и душу. Как утверждает К.С.Станиславский: «Надо, чтобы все эти истины вывели ученики сами на основании практических уроков»[13].

Для того, чтобы овладеть «Таблицей “инструментов” оперного актера в терминах Шаляпина и определениях Станиславского» не только теоретически, но, главное, научиться применять ее на практике, студенты-вокалисты должны, кроме сведений, которые они получают от педагогов (режиссеров и дирижеров) изучить, как минимум, ряд отобранных мною литературных источников.

На первой встрече со студентами я вручаю каждому из них «Таблицу “инструментов” оперного актера в терминах Шаляпина и определениях Станиславского» и следующий список литературных источников, которые помогут им понять, как использовать на практике приведенные в «Таблице» рабочие сценические термины Ф.И.Шаляпина и «элементы актерского мастерства» К.С.Станиславского.

С первой же встречи я настраиваю студентов на то, что мы будем изучать учения К.С.Станиславского и Ф.И. Шаляпина. Я объясняю певцам, что конкретно подразумевается под каждым из терминов в «Таблице “инструментов” оперного актера в терминах Ф.И.Шаляпина и определениях К.С.Станиславского». Я довожу до сведения студентов, что в полученной ими «Таблице» содержатся ключевые терминологические основы их профессии, то есть та «Терминология музыкально-сценического исполнительства», которой они будут пользоваться в самостоятельной работе над «созданием оперносценического образа».

Практическому использованию «Таблицы “инструментов” оперного актера в терминах Шаляпина и определениях Станиславского» я обучаю студентов прямо во время репетиционного процесса.

Литература

1. Акулов Е.А. Оперная музыка и сценическое действие. М., 1978.

2. Дидро Д. Парадокс об актере // Дидро Д. Собрание сочинений в десяти

3. Ершов П.М. Технология актерского искусства. М., 1992.

4. Жданов В.Ф. Артист музыкального театра: принципы формирования вокально-сценического мастерства. Часть вторая. Практика - методика. Художественное мышление исполнителя. М., 1996.

5. Зверева Н.А., Ливнев Д.Г. Словарь театральных терминов. Создание актерского образа. // «ГИТИС - СТУДЕНТАМ». М., 2007.

6. Кристи Г.В. Работа Станиславского в оперном театре. М., 1952.

7. Кузнецов Н.И. Мысль и слово в творчестве оперного актера. М.. 2004.

8. Кузнецов Н.И. О мастерстве оперного артиста (Ф.И.Шаляпин, К.С.Станиславский, М.А.Чехов). М.,

2011.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991. С. 853.

10. Пазовский А.М. Дирижер и певец. М., 1959.

11. Покровский Б.А. Размышления об опере. М.,1979.

12. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. (М., 1954-1961):Том II. - Работа актера над собой в творческом процессе переживания. М., 1954.,Том III. - Работа актера над собой в творческом процессе воплощения. М., 1955.,Том IV. - Работа актера над ролью. М., 1957.

13. Станиславский К.С. Станиславский репетирует. Записки и стенограммы репетиций. М., 1987. С.

485

14. Теоретические основы создания актерского образа. // «ГИТИС - СТУДЕНТАМ». Учебное пособие. М.,

2002.

15. Тилес Б.Я. Дирижер в оперном театре. Л., 1974.

16. Чехов М.А. Литературное наследие в двух томах. Том II. Об искусстве актера. М., 1986.

17. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.