Научная статья на тему 'Терапевтические возможности музыкального искусства в процессе коррекционнои работы на уроке музыки в общеобразовательной школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи'

Терапевтические возможности музыкального искусства в процессе коррекционнои работы на уроке музыки в общеобразовательной школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
240
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Вахромеева Александра Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Терапевтические возможности музыкального искусства в процессе коррекционнои работы на уроке музыки в общеобразовательной школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи»

А.Б. Вахромеева

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В современной образовательной ситуации проблема коррекционно-развивающей работы приобретаетвсе большее значение. Обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. В качестве общих, характерных для любого возраста эмоциональных нарушений можно назвать замкнутость, страхи, агрессивность, а также множество негативных эмоций, окрашивающих различные ситуации. По результатам обследования школьников в 2002 году выявлено, что число здоровых детей не превышает 10% в младших классах школы и 5% - в старших классах. У 80% школьников нарушена социальная адаптация, особенно это касается школьников, обучающихся в школах-интернатах. По социологическому исследованию, проводившемуся в 2002 году, в России 17% неполноценных детей, а если доля неполноценных детей 18% (по данным ЮНЕСКО), то процесс становится необратимым. Необходимо объединять усилия врачей и педагогов, потому что в одиночку никто не в силах преодолеть тенденцию ухудшения здоровья детей, особенно на фоне ухудшающейся экологической и демографической обстановки в России.

Нынешняя школа должна помочь обществу решать проблемы здоровья нации, потому что в школьном периоде у человека закладываются не только знания, которые помогут ему овладеть профессией в будущем и стать полноценным членом общества и государства, но и сохранить здоровье, которое позволит ему в будущем реализовать свои возможности.

Областью знаний, способствующей укреплению здоровья школьников, является музыка. Первым научно объяснившим лечебный эффект музыки был Пифагор. В третьем веке до нашей эры в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей. Выдающийся психоневролог Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. Наука накопила немало жизненно важных сведений о том, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале двадцатого века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. В1985 году группа исследователей Отдела теоретических проблем АН СССР под руководством П.П. Горяева пыталась разгадать тайну программирования жизни, исследуя молекулы ДНК. Когда снимали спектр рассеивания с неповрежденных ядер, они дружно пели «гимн жизни»на низких частотах, а под неблагоприятным воздействии лазера генетический аппарат начинал «пронзительно визжать» в ультразвуковом диапазоне. Из этого можно сделать вывод, что музыка есть родовая способность человека, и заниматься ей следует не только потому, что она делает человека лучше, развивает и т.д., а потому, что человек не может не заниматься музыкой, так как это противоречит его природе.

Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Это обусловлено тем, что здоровье населения ухудшается, а традиционные методы лечения подчас таят в себе побочные эффекты, зачастую проявляющиеся через много лет (одно - лечат, другое - калечат), поэтому человечество ищет альтернативные источники для своего оздоровления.

Не случайно в современной медицине все большее распространение получает музыкоте-рапия - восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.

Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. В мире музыкотерапия становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных высших учебных заведениях готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия также взяла на вооружение этот опыт. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музы-котерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. В Центре детского творчества «ДИНАОДА» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в 2006 году была открыта комната музыкотерапии.

Вестник МГУКИ. 1 - 2008

Педагогам-музыкантам необходимо следить за актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, коррекции неврозоподобных эмоциональных состояний.

Сегодня число детей, так или иначе не владеющих адекватной устной речью и всеми ее составляющими (выразительностью, связностью, темпо-ритмом, логикой, динамикой и т.п.), все возрастает. Неблагоприятные социально-бытовые условия приводят к микросоциальной запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Расстройства речи у ребенка могут быть легкими, не имеющими явных внешних признаков, или же с минимальными проявлениями в виде искаженного произношения отдельных звуков. Вместе с тем они могут иметь самые трагические последствия, вплоть до душевных болезней. При тяжелых формах речевых расстройств ребенок не только не может общаться с окружающими людьми, но и не может полноценно развиваться умственно. Дело в том, что тяжелые нарушения речи не выступают изолированно, а являются частью заболеваний, связанных с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС).

Большое значение имеет ранняя диагностика, однако зачастую речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же обнаруживаются в младших классах, когда их уже трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости.

Аномалии речевого развития требуют сложного, длительного комплекса лечебно-психолого-педагогических мероприятий, некоторые аномалии речевого развития ребенка не поддаются лечению, и тогда на первый план выступает работа по адаптации ребенка к жизни. С этой целью существуют специальные (коррекционные) учреждения для тех детей, у которых процесс речевого развития не укладывается в рамки нормы. Психиатр из Сан-Франциско Луан Бризендайн в своей книге «Женский ум» обращает внимание на то, что у девочек имеется большее количество тех нервных клеток, которые отвечают за речевые функции, а у мальчиков области мозга, отвечающие за коммуникацию (в том числе речевую), эмоции и память, как правило, меньшего размера, чем у девочек, которым от природы предназначено быть более эмоциональными, чем мальчикам, и именно этим он объясняет тот факт, что среди детей с нарушениями речи преобладают мальчики. Следует, таким образом, вывод: скорректировать некоторые нарушения речи, возможно, помогут занятия музыкой, развивающие, прежде всего, именно эмоциональную сферу.

Сегодня актуальность проблемы увеличения количества учебных часов, отводимых на образовательную область «Искусство», обусловлена интересом педагогической общественности к идеям терапевтических возможностей искусства, где в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.

Голос - это своеобразный показатель здоровья человека. А.И. Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну общую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Взяв на вооружение упражнения по «реабилитации» голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, он предлагает нашему вниманию тренинг, который поможет устранить «бормотание» у доски, улучшит координацию дыхания с речью, артикуляцию и дикцию, устранит монотонность и безжизненность в голосе, гнусавость и повизгивания, что так необходимо для детей с нарушениями речи. Упражнения А.И. Попова благоприятно воздействуют на весь организм в целом.

Коррекция речи на уроках музыки предусматривает на первом этапе формирование техники речи, а именно: постановку дыхания, голоса и работу над артикуляцией. Обучение строится на материале упрощенных форм речевых заданий (например, коротких попевок). Основная цель упражнений заключается в выработке специальных певческих навыков, которые помогают юному певцу в передаче художественного образа песни, а также активизации артикуляционного аппарата. Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Специально проведенные исследования (Т. Овчинникова, Н. Добровольская) показывают, что применение в течение ряда лет одних и тех же упражнений в различных комбинациях приводит к хорошо сформированным навыкам. Упражнения, способствующие развитию внимания и памяти, воспитанию чувства ритма, являются профилирующими, чрезвычайно полезными для использования при всех речевых нарушениях.

На втором этапе логопедической коррекции используются освоенные формы техники речи на более сложном речевом материале (уже знакомые ученикам песни). На этом этапе особое внимание уделяется также пониманию школьниками содержания и смысла текста.

На третьем этапе коррекционной работы на уроке музыки проводится автоматизация новых навыков речи и использование их в различных видах речевой деятельности, в том числе и спонтанной речи в различных ситуациях общения (например, при обсуждении прослушанного произведения). Особое внимание уделяется воспитанию психологической устойчивости к речевым и другим трудностям, рациональному преодолению стрессовых ситуаций.

Исполнение музыки для детей с нарушениями речи очень важно, так как тренирует в ученике психологическую устойчивость, уверенность в своих силах и возможностях.

На уроках музыки можно использовать как музыкально-педагогические, так и музыкально-терапевтические методы обучения. Именно катарсическое воздействие музыки позволит регулировать психоэмоциональное состояние слушателей, повысит их социальную активность, поможет приобрести новое средство эмоциональной экспрессии, облегчит усвоение новых положительных установок и форм поведения.

От природы нет не способных к познанию музыки детей, однако нарушения речи - это серьезная преграда для обучения. Но общеобразовательная школа не ставит перед собой узкопрофессиональных задач, главное - это подготовить школьника к позиции активного ценителя музыки, сформировать общую музыкальную культуру ученика и, по возможности, скорректировать нарушения речи.

Ю.В. Мысливцева

ФЕСТИВАЛЬ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

Фестиваль как особый вид массового праздника на современном этапе прочно вошел в нашу жизнь. Жанровое и стилевое разнообразие фестивалей не знает границ, поэтому можно суверенностью говорить, что нет области в современной реальности, не соприкоснувшейся с фестивалем. Фестиваль - жанр очень свободный и многогранный. Он может включать в себя элементы народных гуляний, театрализованных представлений, ярмарок, конкурсов, игр. Чем же так привлек нас столь популярный и вто же время мало изученный вид массового праздника, что скрывает это знакомое и противоречивое определение «фестиваль»?

Существует пестрая терминологическая картина данного понятия. В западноевропейской литературе термины «фестиваль» и «праздник» используются как синонимы. Этимологически термин «фестиваль» восходит к латинскому feviae, который означает «праздничные дни», «дни отдыха», а также festum - «торжество». Одним из часто употребляемых слов является слово fiesta,обозначающее «праздник» в испанском языке.Французский эквивалент этого термина fete имеет три значения: особый день, посвященный культу религиозных церемоний; публичные развлечения, устраиваемые по какому-либо чрезвычайному поводу, например, национальные праздники; удовольствия, житейские радости, счастье [1, с.21,55].

В настоящее время под фестивалем понимается: массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады [2, с. 235]; празднества, состоящие из цикла концертов и спектаклей, объединенные общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке ежегодно, раз в два года, раз в три-четыре года [3, с. 791].

Несмотря на существенную взаимосвязь понятий «праздник» и «фестиваль», необходимо, однако, учесть, что понятие «праздник» является гораздо более широким, поэтому можно скорее говорить не о равнозначности этих понятий, а лишь о тесной их взаимосвязи. Фестиваль является одним из видов массового праздника, что во многом определяет его структуру и функциональные компоненты. Фестиваль представляет собой сложную систему, состоящую из взаимодополняющих и взаимоисключающих элементов, что обусловлено двойственной природой праздника.

Можно предложить следующую модель фестиваля. В основе любого фестиваля, в отличие массового праздника, лежит не реальное событие, а главная идея праздника, определяющая его специфику, особенности организации, постановки, режиссурыи т.д. Два других неотъемлемых компонента представлены элементами, осуществляющими функции воплощения (участники фестиваля) и восприятия главной идеи (зрители). Существует также много других элементов фестиваля, которые не являются обязательными, к ним можно отнести: наличие жюри, мастер-классы, наличие символики и т.д.

Фестиваль, являясь явлением полифункциональным, выполняет основные функции, присущие массовому праздникус учетом своих особенностей. Коммуникативная функция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.