Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ Д. Н. УЗНАДЗЕ КАК СИСТЕМА ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО СОЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЙ'

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ Д. Н. УЗНАДЗЕ КАК СИСТЕМА ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО СОЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3352
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ / ПСИХОЛОГИЯ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ / КОНТРАСТНАЯ ИЛЛЮЗИЯ / ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ткаченко Николай Иванович, Ивлиев Павел Валентинович

В статье рассматривается теоретическое и научное наследие известного ученого-психолога, автора фундаментальных трудов по общепсихологической теории установки Д. Н. Узнадзе. Анализируется значимость его экспериментальных исследований для последующей работы ученых в направлении изучения психики и поведения человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

D. N. UZNADZE'S THEORY OF ATTITUDE AS A SYSTEM OF COGNITION OF THE LAWS OF A PERSON'S MENTAL ACTIVITY, HIS CONSCIOUSNESS AND ACTIONSE

The article examines the theoretical and scientific heritage of the famous scientist-psychologist, author of fundamental works on the general psychological theory of installation D. N. Uznadze. The significance of his experimental studies for the subsequent work of scientists in the direction of studying the human psyche and behavior is analyzed.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ Д. Н. УЗНАДЗЕ КАК СИСТЕМА ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО СОЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЙ»

УДК 159.9

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ Д. Н. УЗНАДЗЕ КАК СИСТЕМА ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО СОЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЙ

Н. И. Ткаченко, П. В. Ивлиев

Для цитирования

Ткаченко, Н. И. Теория установки Д. Н. Узнадзе как система познания закономерностей психической активности человека, его сознания и действий / Н. И. Ткаченко, П. В. Ивлиев // Прикладная юридическая психология. - 2022. -№ 2(59). - С. 121-126.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье рассматривается теоретическое и научное наследие известного ученого-психолога, автора фундаментальных трудов по общепсихологической теории установки Д. Н. Узнадзе. Анализируется значимость его экспериментальных исследований для последующей работы ученых в направлении изучения психики и поведения человека.

Ключевые слова: Узнадзе Дмитрий Николаевич, психология, бессознательное, эксперимент, теория установки, контрастная иллюзия, психическая активность.

Узнадзе Дмитрий Николаевич - выдающийся грузинский советский психолог-педагог, философ, историк. Он создал общепсихологическую теорию

© Ткаченко Н. И., Ивлиев П. В., 2022

установки, относящуюся к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки, позволил миру взглянуть по-новому на изучение бессознательного, на глубинные механизмы человеческого поведения, языковую и познавательную деятельность - актуальные проблемы психологии современности. 1 января 2022 г. исполнилось 135 лет со дня рождения великого ученого.

Родился Дмитрий Николаевич 1 января 1887 г. (20 декабря 1886 г. по старому стилю) в селе Кведа-Сакара (сегодня - Зестафонский муниципалитет Грузии).

В 1904 г. окончил Кутаисскую грузинскую дворянскую гимназию, в 1909 г. - Лейпцигский университет (философский факультет). В этом же году он защитил докторскую диссер-

к

ч

I

тацию на тему философского мировоззрения В. Соловьёва в Университете Галле-Виттенберг (Германия). По окончании в 1913 г. историко-философского факультета (с дипломом I степени) Императорского Харьковского университета по специальности «Историк» Дмитрий Николаевич продолжает заниматься большой общественной, педагогической и научной работой в области психологии. Успех и трудолюбие всегда сопутствовали ему.

В 1919 г. Д. Н. Узнадзе опубликовал монографию «Анри Бергсон». В своих работах он показал результаты теоретических исследований, которые легли в основу его учения о психологии установки. Он преодолел односторонний подход в теории интуитивного и интеллектуального постижения действительности. Тезис метафизического противопоставления форм постижения действительности был узаконен именно Бергсоном.

Научная лаборатория молодого ученого стала работать в направлении экспериментального изучения психологических основ человеческой активности. Д. Н. Узнадзе сформулировал понятие установки, которое подразумевает реальное психическое состояние человека и может служить основой взаимодействия, единства сознания человека и объективной действительности. Объединив теоретическую и экспериментальную работу, ученый обнаружил то реальное психическое состояние, которое выражает готовность человека к определенному поведению. Оказалось, что существует целостное психическое состояние человека, определяющее готовность к действиям, что и является основным условием его результативной деятельности.

Д. Н.Узнадзе определял готовность к деятельности через понятиеустанов-ки как «специфического состояния, возникающего у субъекта под воздействием объективной ситуации удовлетворения потребности» [1]. Он научно доказал, что мистические и интуитивные представления не в состоянии служить пониманию природы познавательной и психической активности человека. Эти представления человека наряду с другими переживаниями и внутренней активностью должны быть поняты и объяснены на основе системы научных понятий и представлений. Именно поэтому для обоих направлений естественная природа человека оставалась недоступной и неизведанной, то есть закрытой сферой. Таким образом, открытие сферы установки сделало возможным изучение переживаний и действий человека в единстве.

Исследования молодого ученого имели большое значение для развития

психологии и были изданы в Германии. Работы Д. Н. Узнадзе стали широко известны в научном мире. Например, «Психологические основы наименования» через год после издания на грузинском языке были также изданы за рубежом. На основе экспериментальных исследований ученый доказал, что наименование явлений и предметов не происходит спонтанно, без мотивации, а активность как способность к инициативе всегда специфична и имеет глубинную психологическую основу. Это проявляется в том, что участники эксперимента наглядно видят сходство между предъявленными им рисунками и комплексом звуков: для определенных рисунков они подбирают наиболее подходящие названия. Результаты проведенных исследований стали прорывом в науке. Были открыты новые закономерности, а следовательно, новые подходы в психологии к вопросам исследования психологических проблем языка.

Первое экспериментально-психологическое исследование «Об иллюзии тяжести и ее аналогах», в котором показывается целостно-личностный характер установки, было опубликовано в немецком журнале в 1931 г. Д. Н. Узнадзе показал, что во всех сферах восприятия контрастно-иллюзорные переживания возникают на основе смены установки. Экспериментальное исследование «Смена установки как основа контрастной иллюзии» впервые было напечатано в материалах IX Международного конгресса психологов в 1929 г.

В начале 1950-х годов ученый пересмотрел свое детище - теорию установки. С чем это было связано? Прежде всего с тем, что произошли изменения в обществе в целом и в обще-

ственных науках в частности. Помимо этого, были пересмыслены базовые философско-методологические вопросы взаимоотношений человека и предметной действительности. На первое место вышли все самые актуальные проблемы социального взаимодействия людей. По сравнению с другими психологическими течениями установка имела определенные преимущества в изучении психических вопросов социальной природы человека. Стала необходимой разработка с позиций теории установки таких психологических понятий, которые обязательны для познания социально-психологической активности человека.

Дмитрий Николаевич с присущими ему целеустремленностью и энтузиазмом принялся за «реконструкцию» теории установки с учетом определенных преимуществ по сравнению с другими психологическими течениями:

1) провел грандиозную работу по исследованию проблем внимания;

2) отказался от понятия допсихи-ческого при характеристике природы психического в установке;

3) разработал с позиции теории установки новые психологические понятия, обязательные для исследования, например познание социально-психологической активности человека;

4) стал рассматривать установку как психическое явление и систему;

5) разработал новые понятия бессознательного психического, что способствовало вводу принципа иерархии в психологии;

6) дифференцированно рассмотрел уровни психической активности, исходя из предыдущих положений;

7) заложил первооснову для нового этапа развития психологии установки через характеристику главных аспек-

тов, уровней установки и объективизации психической активности.

Известный американский психолог А. Лачинс при анализе одного из учебников по психологии мышления отмечал особую значимость научного наследия Д. Н. Узнадзе в отношении понятия установки и экспериментальных исследований в сфере мышления. Это был новый путь в изучении основ активности личности в психическом аспекте.

Значительное место в экспериментальных исследованияхученого занимает вопрос формирования понятия:

1) исследованы функциональные эквиваленты понятий взрослого человека и способы овладения ими ребенком в раннем возрасте;

2) ученый убедительно доказал, что существует естественный путь развития мышления человека как единого процесса.

Л. С. Выготский, известный советский психолог, провел тщательный анализ результатов научных исследований Д. Н. Узнадзе и сделал некоторые выводы:

1) перед Д. Н. Узнадзе стояла задача установить те формы мышления, которые должны рассматриваться не как понятия, а как их функциональные эквиваленты;

2) противоречие, которое существовало между пониманием процессов позднего развитого понятийного мышления и ранней речи, естественным образом разрешилось благодаря открытию псевдопонятий, которые выявляются в виде комплексного мышления и позволяют детям и взрослым понять друг друга в процессе общения;

3) указанные ступени мышления стали возможны благодаря исследованиям Д. Н. Узнадзе по обнаружению

опосредствующего звена комплексного и понятийного мышления.

Исследования Д. Н. Узнадзе дали следующие результаты:

предметом исследования психологии установки стали человеческие проблемы; объектом исследования -закономерности психической активности познающего субъекта;

впервые в истории психологии был создан фундамент для проведения в Советском Союзе социально-психологических исследований для человека и во имя человека.

Однако были и упреки в адрес теории установки. Например, А. А. Смирнов утверждал, что теория установки не соответствует современным научным взглядам, поскольку сложный системный процесс предполагает существование определенных иерархических уровней управления [1, с. 73]. Вокруг теории установки развернулась широкая дискуссия, в которой приняли участие почти все видные представители советской психологии. Предметом особого рассмотрения стали методологические проблемы психологии установки. В ходе обсуждения еще более упрочился взгляд, состоящий в том, что теория установки представляет собой одно из наиболее плодотворных и перспективных направлений психологии.

Дискуссия о месте и значении теории установки не теряет своей актуальности, она все более и более возрастает. В исследованиях психологов А. С. Прангишвили, К. А. Абульхано-вой-Славской убедительно было показано значение теории установки Д. Н. Узнадзе для психологии, отмечены успехи и достижения данной теории.

Исследование закономерностей формирования и действия установки

на различных иерархических уровнях психической активности уже давно превратилось в предмет специального изучения.

Д. Н. Узнадзе окончательно сформировал иерархическую теорию установки, где закономерности сознательной и бессознательной психологической активности человека рассматриваются с позиций единой психологии установки. Теория установки Д. Н. Узнадзе стала известна самому широкому кругу научной общественности и оказала огромное влияние на развитие психологии.

Дмитрий Николаевич показал, что понимание природы познания и деятельности становится возможным на основе единой системы научных понятий, благодаря чему из познавательных процессов человека были исключены такие иррациональные и интуитивные представления, которые мешали философам и психологам познать его психическую активность. Д. Н. Узнадзе отмечал, что поведение человека на основе установки существенным образом определяется воздействием ситуации, когда удовлетворяются его непосредственные и актуальные потребности. При осуществлении деятельности на уровне объективации человек освобождается от рабской подчиненности ситуации, а его деятельность приобретает избирательный, неситуационный характер. На этом уровне активности человек учитывает потребности других людей и социальные требования вообще. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, Д. Н. Узнадзе и С. Л. Рубинштейн закрепили в советской психологии принцип личностного подхода, что стало значительным шагом вперед на пути построения теории направленности психологии.

Можно привести множество доказательств значимости экспериментальных исследований Д. Н. Узнадзе, но главное его научное достижение состоит в создании психологической теории установки.

Как известно, существуют специфические теории восприятия, мышления, внимания, фантазии и других психологических явлений, которые служат пониманию и объяснению особенностей указанных феноменов. Их называют малыми теориями. Вместе с тем имеется небольшое количество общепсихологических, или больших, теорий: психоаналитическая теория Фрейда, гештальт-теория и теория бихевиори-стической психологии.

В конце 1940-х годов вышла новая книга Дмитрия Николаевича «Экспериментальные основы теории установки», в которой затрагивались бессознательные основы психики человека, влияющие на установки. В данном труде указывалось на значительную сферу психической жизни, известную под названием бессознательной, или подсознательной, психики и покрывающую значительную часть поля нашей активности [2].

Теория установки ранее развивалась именно как теория второго порядка, в которой изучались специфические особенности психического явления. Гениальность Дмитрия Николаевича Узнадзе состоит в том, что теорию установки из второстепенной он преобразовал в общепсихологическую теорию, которая открыла широкие возможности для познания общих закономерностей: психологической активности человека; сознания личности; сознательной и бессознательной психологической активности человека, которые он объединил в психологию установки.

Путем обобщения результатов, опубликованных в своих трудах, Д. Н. Узнадзе сформировал закон смены установки, основные положения которого были изданы в главном всесоюзном журнале «Психология».

Везде, где начинал работать Д. Н. Узнадзе, он формировал группу экспериментаторов-исследователей, которые занимались конкретными практическими и теоретическими вопросами. Главной причиной успеха работы в этом направлении являлось то обстоятельство, что автором был создан метод исследования указанного состояния. Существовавшие факты установки и создание методов их искусственного вызывания сделали возможным формирование теории установки, наметили перспективы познания психической активности человека. Если ранее психология была ограничена сферой переживаний человека, то впоследствии она вышла за пределы этой сферы и превратила в объект своего познания единые закономерности переживаний и деятельности человека. Это был качественно новый виток в развитии психологии. Он позволил ученым преодолеть односторонность психологии переживания, которая характеризовалась описанием субъективных переживаний, расширить перспективы исследования психологии поведения.

В результате экспериментальных исследований, проведенных Д. Н. Узнадзе со своими сотрудниками, была установлена целостно-личностная природа установки, формирование и действие которой подчиняется

специфическим законам. Его ученики и последователи с достоинством носят звание представителей советской школы психологов, продолжают работу в направлении дальнейшего развития дела Дмитрия Николаевича Узнадзе.

Дмитрий Николаевич являлся действительным членом Академии наук Грузии, он входил в число 16 академиков - основателей Академии наук Грузинской ССР, являлся членом Президиума общественных наук Академии. С самого начала при Академии наук был создан сектор психологии, которым он руководил. На базе сектора сформировался Институт психологии, директором которого был назначен Дмитрий Николаевич. Следует также отметить, что на протяжении тридцати лет грузинский Институт психологии был единственным институтом психологии в рамках Академии наук СССР, поэтому неудивительно, что советская психологическая школа с самого начала была ориентирована на разработку фундаментальных научных проблем.

Дмитрий Николаевич Узнадзе скончался в 1950 г. в возрасте 64 лет.

Библиографический список

1. Узнадзе Д. Н. Общая психология / отв. ред. И. В. Имедадзе. М. ; СПб. : Смысл ; Питер, 2004. 412 с.

2. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси : Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. 210 с.

3. Прангишвили А. С. О понятии установки в системе советской психологии // Вопросы психологии. 1955. № 3. С. 25-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.