4. Виничук Н.В. Представление о счастье: психосемантический анализ / Н.В. Виничук. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2010. - 124 с.
5. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете / И.А. Джидарьян. - СПб.: Алетейя, 2001. - 242 с.
6. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: монография. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова; Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004.
7. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения [Текст] / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. - 2005. - Т 26, № 2. - С. 5-15.
8. Нартова-Бочавер С.К. «Copingbehavior» в системе понятий психологии личности [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. -1997. - Т. 18, № 5. - С. 20-30.
9. Панина Е.Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности [Текст]: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - Красноярск, 2006.
10. Пучкова Г.И. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности [Текст]: автореф. дисс. ... канд. психолог. наук: 19.00.01 / Дальневосточный. гос. уни-т путей сообщ. - Хабаровск, 2003.
11. Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников [Текст] / С.А. Хазова // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, № 5. -С. 59-69.
12. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции) // Мир психологии. - 2002. - № 2. - С. 143-148.
ВКЛАД ГРУЗИНСКОЙ ШКОЛЫ В ИЗУЧЕНИЕ УСТАНОВКИ
© Птахина Ю.А.*, Черенева Е.А.4
Кемеровский педагогический колледж, г. Кемерово Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск
Дмитрий Николаевич Узнадзе - грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей и профессор Тбилисского Государственного университета (1918), основал кафедру психологии, директор Института психологии АН Грузии,
* Преподаватель специальной психологии Кемеровского педагогического колледжа.
* Доцент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, кандидат педагогических наук.
академик АН Грузии (1941), основал кафедру психологии, в которую вошли следующие ученые: Э.К. Абашидзе, Н.Г. Адамашвили, Б.И. Хачапу-ридзе, З.И. Ходжава, Н.Л. Элиава, З.И. Ходжава, Р.Г. Натадзе, Ш.Н. Чхар-тишвили, А.Т. Кинцурашвили, Ш.А. Надирашвили, Д.Ш. Квавилашвили, Д.К. Дзидзигури, М.Д. Читашвили, Р.Г. Натадзе, И.Т. Бжалава, О.И. Табидзе, Г.В. Кирия, Д.Т. Купрашвили, М.А. Роговская, А.С. Прангишвили, Д.Ш. Пар-джанадзе, Л.Д. Квавилашвили, Бакрадзе, А.Н. Мосиава, Ж.И. Непаридзе, Н.Л. Элиава, Д.И. Рамишвили, М.Г. Колбая, Г.В. Дарахвелидзе, Г.А. Нижа-радзе, А.Т. Бочоришвили, Д.И. Рамишвили, А.Г. Баиндурашвили, З.И. Ходжава, А.М. Авалишвили, Н.В. Чрелашвили, Н.В. Имедадзе, А.А. Алхази-швили, Г.Н. Мчедлишвили, Р.Т. Сакварелидзе, Р.Г. Мшвидобадзе, М.Г. Какиа-швили, Т.Г. Заридзе, Р.Г Джваршеишвили, Н.В. Имедадзе, А.В. Григолава.
Узнадзе Д.Н. является автором работ «Основные положения теории установки» (1961) и «Экспериментальные основы психологии установки» (1966). Дал собственную методологическую трактовку понятию установки как «границы» между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим, но и с физическим. В советской психологии «установка» Узнадзе является легальной формой «бессознательного».
Узнадзе Д.Н. поставил задачу построения новой конкретной психологии, которая противопоставилась бы как субъективизму и атомизму традиционной эмпирической психологии, так и механицизму бихевиористической психологии. Для этого было необходимо найти такой целостно-личностный фактор, который лежит в основе любого проявления психики и поведения. К концу 20-х гг. его поиск в этом направлении привел к введению понятия установки, а затем к созданию оригинальной общепсихологической теории установки. Ядром этой теории является положение о том, что любое содержание сознания или поведенческий акт обусловлены своеобразным целостным состоянием живого существа - установкой, которая, в сущности, представляет собой психологическую подготовку к предстоящей активности. Она предваряет ментальную и моторную активность и определяет их общую направленность и конкретные особенности реализации. Это становится возможным благодаря тому, что установка как своеобразная действительность объединяет в себе необходимые и достаточные для осуществления целесообразной активности внутренние и внешние условия. Представляя собой целостное состояние субъекта, установка как особая психологическая реальность опосредствует связь между средой и поведением, средой и сознанием и отдельными содержаниями сознания.
Начиная с 1927 г. Д.Н. Узнадзе вместе с сотрудниками приступает к экспериментальному изучению установки. С самого начала этой работы были точно найдены экспериментальные факты, в которых особенно ясно просматривалось действие установки - это были иллюзии. Показано, что в иллюзиях и сходных с ними состояниях эффект вызван предварительно соз-
данной установкой, которая находится между стимулом и реакцией и является конститутивным фактором активности, развернутой в эксперименте.
Путем применения экспериментального метода фиксированной установки были выявлены такие важные характеристики установки, как возбудимость, диффузность, статичность, динамичность, стабильность и многие другие. Опыты, проведенные в состоянии гипноза, выявили такой существенный признак установки, как ее бессознательность, факты иррадиации и генерализации установки подтвердили ее центральную и целостную природу. Большой вклад в выявление общих закономерностей установки внесли первые сотрудники Д.Н. Узнадзе - Э.К. Абашидзе, Н.Г. Адамашвили, Б.И. Ха-чапуридзе, З.И. Ходжава и др. Следует отметить, что в дальнейшем грузинские психологи разработали другие способы и методы изучения установки (Н.Л. Элиава, З.И. Ходжава, Р.Г. Натадзе, Ш.Н. Чхартишвили, А.Т. Кинцура-швили, Ш.А. Надирашвили, Д.Ш. Квавилашвили, Д.К. Дзидзигури, М.Д. Чи-ташвили и др.).
Параллельно с экспериментальными проводились и публиковались обобщающие теоретико-методологические исследования, в которых анализировались наиболее важные и актуальные вопросы теории установки (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили, З.И. Ходжава, Ш.Н. Чхартишвили, И.Т. Бжалава, Д.И. Рамишвили, В.Г. Норакидзе, А.Е. Шерозия, Ш.А. Надирашвили и др.).
Проблеме установки в грузинской школе было уделено наибольшее внимание. Именно изучение установки принесло данной психологической школе всеобщее признание.
Грузинские психологи уделили большое внимание изучению и критическому анализу различных направлений психологии, что дало возможность оценить и понять место теории установки в масштабе всей психологической науки. Эту традицию заложил сам Д.Н. Узнадзе, создав образцы критического анализа основных психологических концепций. В этом плане выделяется фундаментальное трехтомное исследование А.Т. Бочоришвили, в котором представлены все важнейшие направления психологической мысли. Исследование Н.Г. Адамашвили посвящено концепции К. Левина, Э.К. Абашидзе - персонологии, О.И. Табидзе - бихевиоризму, А.Е. Шерозия и В.Л. Какабадзе - психоанализу, Г.И. Цинцадзе - представлениям Марбе. В работах А.С. Прангишвили осмыслена познавательная ценность понятия установки с точки зрения марксистско-ленинской философии.
В Грузии выполнено большое количество исследований, в которых с позиций теории установки анализируются и изучаются различные вопросы общей психологии. (Д.Н. Узнадзе, Р.Г. Натадзе, З.И. Ходжава, И.Т. Бжалава, Ш.А. Надирашвили, О.И. Табидзе, Г.В. Кирия, Д.Т. Купрашвили, М.А. Ро-говская, А.С. Прангишвили, Д.Ш. Парджанадзе, Л.Д. Квавилашвили, Г.С. Бак-радзе, А.Н. Мосиава, Ж.И. Непаридзе, Н.Л. Элиава, Д.И. Рамишвили, М.Г. Колбая, Г.В. Дарахвелидзе, Г.А. Нижарадзе, А.Т. Бочоришвили, А.Г. Баиндура-
швили, З.И. Ходжава, А.М. Авалишвили, Н.В. Чрелашвили, Н.В. Имедад-зе, А.А. Алхазишвили, Г.Н. Мчедлишвили, Р.Т. Сакварелидзе, Р.Г. Мшви-добадзе, М.Г. Какиашвили, Т.Г. Заридзе, Р.Г. Джваршеишвили, Н.В. Име-дадзе, А.В. Григолава).
В грузинской школе особое внимание уделено проблематике психологии деятельности, так как теория установки является общепсихологической концепцией деятельности. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности, и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять «постулат непосредственности». Возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации её удовлетворения.
Разработав простую и эффективную экспериментальную модель изучения установки (метод фиксированной установки), Дмитрий Николаевич Узнадзе вместе с сотрудниками выявил целый ряд существенных общепсихологических и дифференциально-психологических свойств установки (целостность, возбудимость, прочность, динамичность, пластичность, ир-радиированность и др.).
На этой основе им была построена установочная типология личности. В работах Узнадзе раскрыта и обоснована целостно-личностная природа установки, ее бессознательный характер, законы ее формирования и протекания.
Большая работа проделана в области дифференциальной психологии личности (В.Г. Норакидзе). Результатом, которой стала разработка клинико -биографического метода, предназначенного для изучения мотивационно-со-держательного аспекта характера личности. Предлагается применять его в комплексе с методом фиксированной установки, что содержит в себе большие диагностические возможности. В специальных исследованиях было показано, что данные, добытые методом фиксированной установки, высоко коррелируют с результатами, полученными при помощи других диагностических методик (тесты Айзенка, Роршаха, тематической апперцепции В.Г. Норакидзе, А.В. Григолава, З.С. Джапаридзе).
Теория установки и метод ее изучения были перенесены в сферу патопсихологии (И.Т. Бжалава, К.Д. Мдивани, М.А. Сакварелидзе, Э.А. Вач-надзе, М.А. Джапаридзе, А.Л. Баркалая).
С 60-х гг. начинают развиваться социально-психологические исследования. На базе теории Д.Н. Узнадзе было разработано понятие социальной установки. На этой основе появляется возможность раскрыть механизмы, через которые на деятельность личности воздействуют различные социальные ценности. Благодаря социальным установкам деятельность личности приобретает социальное содержание и включается в социально-исторический процесс, в котором протекает жизнь человека. В социальных установках отражены положительное или отрицательное отношение человека к тем
или иным социальным явлениям, тенденция принятия или неприятия того или иного поведения, поступка, социальной нормы, обычая, идеологии. Именно в социальных установках фиксируются убеждения человека. Психическое явление, составляющее ее стержневую основу, к которому может быть сведен целый ряд личностных образований - является базовой социальной установкой.
Узнадзе Д.Н. в своей концепции утверждал, что первым психическим состоянием, определяющим поведение личности, является установка неврожденный первичный психический феномен, представляющий собой реакцию индивида в процессе взаимоотношений с действительностью. Эти идеи были подхвачены и развиты Ш.А. Надирашвили, А.Г. Асмоловым.
В 1966 г. в США на английском языке вышла монография Д.Н. Узнадзе «Психология установки». Один выпуск периодического сборника «Советская психология», издающегося в США, был полностью посвящен работам по психологии установки.
«Исследования по экспериментальной психологии установки» - 5 томов; «Психологические исследования» - 2 тома.
Экспериментальные факты, полученные Д.Н. Узнадзе, вошли в золотой фонд психологической науки.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов - М., 2001. - 416 с.
2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности) [Текст] / Ф.В. Бассин - М., 1968. - 468 с
3. Узнадзе Д. Н. Психология установки [Текст] / Д.Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.
4. Хрестоматия по истории психологии [Тест] / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан - М., 1980. - С. 34-44.