Научная статья на тему 'Теория справедливости в формирующемся миропорядке'

Теория справедливости в формирующемся миропорядке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
184
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE / ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ / THEORY OF JUSTICE / ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ / PRINCIPLE OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шершнев Илья Леонидович

В статье раскрываются основные подходы к определению понятия «справедливость», подчеркивается актуальность разработки универсальной теории справедливости в формирующемся миропорядке.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the basic approaches to a definition of the concept "justice" are revealed. The author emphasizes the actuality of working out the universal theory of justice in a forming world-order.

Текст научной работы на тему «Теория справедливости в формирующемся миропорядке»

И.Л.ШЕРШНЕВ кандидат политических наук, доцент кафедры политологии МГЛУ*

Теория справедливости в формирующемся миропорядке

Категория «справедливость» относится к области социальных наук, находится в ряду таких категорий, как «счастье», «любовь», «надежда», «мечта», «вера», «честность», «добро и зло», «помощь», «безопасность». Категория справедливости является одной из наиболее сложных этических категорий, затрагивает всю сферу человеческих отношений, все стороны жизни, выступает в качестве важнейшего регулятора социального поведения во взаимоотношениях людей, нравственного идеала. Справедливость представляет ценность высшего уровня. Справедливость является важнейшей категорией социально-религиозно-философской мысли; морального, правового, политического, экономического и военного сознания; сущностной характеристики человека, его прав и обязанностей; одной из составных частей развития. В социальной философии справедливость рассматривается как элемент социальной связи, предшествующей установленным нормам и ценностям и не имеющей единого критерия истинности1.

Во все века великие философы, учёные и практики пытались сформулировать объективные, природосообразные, годные для всех без исключения людей постулаты, правила или критерии справедливости. Пока не получилось. Понятие справедливости сохраняет на протяжении всей истории человечества неоднозначную интерпретацию в философии, религиозных догматах, в политических теориях и праве, в практике государственного строительства. Отчасти

* Шершнев Илья Леонидович, е-таП: ishershnev@mail.ru

1 См.: Кемеров Т.Е. Философский словарь. М., 2004.

это связано с этимологией слова «справедливость», имеющего различные смысловые оттенки в разных языках, характерные для культуры народов - их носителей. В западной культуре, например, различия заметны вокруг юридических, правовых смыслов («юстиция» от лат. ^вИИа - справедливость). Поэтому не случайно на Западе жить по справедливости означает жить по правилам, правовым нормам.

В восточных, славянских и русском языках встречаются значения слова «справедливость» прямо противоположные юридическим нормам. В русской и восточной культурах категория «справедливость» является, прежде всего, духовно-нравственной и означает жить по правде, по совести, что относится и к государству.

В философии Древнего Китая и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.

В индийской традиции справедливость свершается в процессе сансары - круговорота бытия, цепи перерождения душ - посредством воздаяния за карму (т.е. деяний). Согласно индийскому учению о сансаре после смерти человека и отмирания его телесной оболочки происходит переселение души в иную телесную форму в зависимости от его деяний: человека более низкого или более высокого положения, животного, насекомого, растения или даже небожителя.

Категория справедливости - это идеальная категория. Она является общечеловеческой ценностью, отражением чаяний всех народов и цивилизаций, живущих на Земле, а потому эта категория заключает в себе какие-то общечеловеческие критерии, общие принципиальные характеристики, свойственные для всех времён и любых человеческих обществ.

Вместе с тем представления о справедливости не являются абсолютными, раз и навсегда заданными, они исторически и социально обусловлены. Меняется мир, сами общества и

общественные отношения, а вместе с ними меняются и представления о справедливости, появляются её новые интерпретации, концепции и теории. То, что считалось справедливым для одной эпохи, для данной стадии формационного развития, в других конкретно-исторических условиях уже не кажется таковым. Например, рабовладение, крепостное право не так давно для людей с одним сословным статусом считались справедливыми, а для других -нет. С их отменой, в новых исторических условиях, отпала и актуальность данной темы.

Справедливость относится к области права и морали, имеет морально-правовое содержание и статус, благодаря чему она представляет собой социокультурную ценность и является основой правовой культуры. Она пронизывает все сферы общественной жизни, что предопределило дифференциацию её понятий как социальной, экономической, политической, правовой, моральной и иной справедливости.

Категория справедливости исследуется и разрабатывается в социальной сфере как синоним объективности, эквивалентности, беспристрастности, меры. Основы справедливости составляют мораль, правда, честность, совесть, стыд, правильность, рациональность, благожелательность, терпимость, убеждённость, устремлённость, стойкость, достоинство, свобода, равенство, служение, непричинение зла. На этих столпах она держится и благодаря им существует.

При наличии общих принципов справедливости это понятие имеет свои отличия и сходства в разных культурах и вероучениях, у каждого народа, у каждого индивида есть своя справедливость, своя правда. Общим элементом для всех времён и народов в определении справедливости является соотнесение её с одной из высших добродетелей, характеризующих как конкретного человека, так и

общество в целом. Общим и неизменным остаётся также желание народов жить по справедливости, стремление людей к высшей справедливости во имя и на благо человека, а также их готовность бороться и даже погибать ради достижения этой справедливости.

На протяжении всей истории человечества, включая нашу современность, все социальные конфликты, бунты, революции, гражданские войны обосновывались необходимостью достичь справедливости, добиться правды. Проблема справедливости задевает самые тонкие струны межличностных и общественных отношений, их психоэмоциональную сферу, мораль, достоинство, условия жизнеобеспечения. Несправедливость как никакое другое деяние вызывает чувство протеста, желание отмщения любой ценой, включая применение насилия в различных его формах. Особенно остро проблема справедливости проявляется в разного рода кризисных ситуациях, в условиях, когда власти явно нарушают принципы справедливости, не выполняют свои обещания, действуют вопреки жизненным интересам людей. Такого рода ситуации можно сейчас наблюдать на Севере Африки, в Египте, Тунисе и других странах.

В понятиях «справедливость» и «несправедливость» может быть оценено любое социальное явление, касающееся поведения людей, законодательных актов, постановлений, судебных решений, деятельности государственных органов, конкретных чиновников, служащих, политических деятелей, учёных, коллег, членов семьи, сверстников, а также совершения самых разных коллективных действий. На представлениях о справедливости и несправедливости сказываются характер переживаемой эпохи, формационного устройства, уровень и особенности культуры, быта, мифотворчество, субъективные предпочтения, используемые теоретико-исследовательские подходы.

Когда в начале 90-х гг. XX в. российские либералы приступили к переустройству социалистического общества в капиталистическое, они, похоже, даже не удосужились ознакомиться с трудами самого крупного американского либерального философа XX в. Джона Ролза (1921-2002). 30 лет назад, т. е. за 10 лет до начала капиталистических реформ в России, он опубликовал свой главный труд «Теория справедливости».

Дж. Ролз подтвердил вывод Аристотеля о том, что справедливость представляет собой ценность высшего уровня. По его убеждению, она так же важна, как истина в науке или красота в эстетике. Дж. Ролз делает вывод: «Изящная и экономически выгодная теория должна быть отвергнута или пересмотрена, если она не соответствует истине; точно так же законы и учреждения, независимо от того, насколько они эффективны и хорошо организованы, должны быть изменены или

л

отменены, если они несправедливы»1. По его мнению, «экономическое и социальное неравенство, как, например, богатство и власть, справедливы только тогда, когда несут общую пользу и компенсируют потери наиболее незащищённых членов общества»2. Он даже «принцип равных возможностей», один из ключевых постулатов рыночных отношений, считает несправедливым. За критерий справедливости Дж. Ролз фактически берёт положение наиболее обездоленного слоя людей, а не среднего класса, как это принято в США. Приходится только удивляться, как такой фундаментальный труд был проигнорирован российскими либералами и их американскими советниками, когда они общей командой приступили к приватизации и осуществлению других преобразований в России.

1

Цит. по: Кара-Мурза С. Что такое справедливость в России сегодня? //Российская Федерация

сегодня, 2009, №1, с. 32.

2

Там же.

Более того, в пику Дж. Ролзу, российские либералы нашли на Западе учёных - апологетов рынка, которые вообще отрицают необходимость использования понятия «справедливость», поскольку оно, дескать, в нашу эпоху устарело. В частности, они взяли на вооружение работы Ф. Хайека, называющего социальную справедливость «атавизмом». Повторяя его, Ю. Латынина опубликовала в 1992 г. статью «Атавизм социальной справедливости», где обосновывала необходимость для России капиталистического рынка.

Поэтому не случайно в современной России отсутствует отечественная общая теория справедливости: ни олигархам, ни властям она не нужна, а общество ещё не дозрело до понимания её необходимости. По мнению видного политолога С.Г. Кара-Мурзы, российское общество расколото представлениями о справедливости на три части:

«Одна часть (примерно половина) считает тип жизнеустройства в России, созданный реформами, крайне несправедливым. Это зло, с которым невозможно примириться, и речь идёт лишь о том, чтобы выбрать приемлемый способ его преодоления.

Другая часть (процентов десять) принципиально довольна этим жизнеустройством, она приняла мораль «падающего - подтолкни».

У остальных (процентов сорок) - расщеплённое сознание. Они принимают принципы этого жизнеустройства, но хотели бы только, чтобы падающим подстелили немного соломки.

Тенденция, в общем, такова, что переток людей от этих 40 процентов к большинству преобладает над обратным потоком»1.

Интегральной категорией справедливости выступает категория безопасности. Степень ощущаемой человеком, обществом справедливости находится в прямой зависимости от уровня

1 Кара-Мурза С. Что такое справедливость в России сегодня? // Российская Федерация сегодня, 2009, №1, с. 34.

безопасности, состояния их защищённости. Если нет справедливости, то нет и безопасности, и наоборот.

На весах справедливости взвешиваются все отношения в обществе: распределение благ; соблюдение общественных норм (правовых, социальных, этических и др.); воздаяние за благие и не благие поступки; законное или незаконное обогащение; равенство или неравенство социального положения; уважительное или неуважительное отношение; защищённость или незащищённость и многое другое.

Несправедливость есть наиболее осязаемое и болезненное ощущение небезопасности, незащищённости, неблагополучия, нежизнеспособности, униженности. Небезопасность,

незащищённость человека не позволяют ему реализовывать свои права, жить по правде, по совести. Сегодня в России подавляющее число граждан, согласно опросам, чувствуют себя незащищенными. В числе причин: невыполнение своих функций государством; некомпетентность и коррупция власти; упадок общественной нравственности и культуры; принятие несправедливых законов, отнявших у людей право на труд, на жилище, бесплатную медицинскую помощь и бесплатное образование; демографический кризис; тотальная преступность; отсутствие контроля общества над властью; межэтнические и социальные конфликты, терроризм; бедность, обнищание населения; экономическая нестабильность; упадок промышленности, сельского хозяйства, науки, образования, здравоохранения; наркомания, алкоголизм; неконтролируемая иммиграция; агрессивная политика зарубежных стран. Многие люди живут в страхе, боятся стать жертвами преступлений или террористических актов, произвола властей, болезней, эпидемий, войны, безработицы.

Во всех этих факторах небезопасности, незащищённости присутствуют элементы несправедливости, как правило, связанной с действиями или бездействием властей, их неэффективной, асоциальной политикой. Проводимый российскими властями с начала 90-х гг. курс реформ остаётся в своей основе несправедливым, а значит небезопасным не только для общества, но и для тех, кто его осуществляет. Учитывая, что представления людей о справедливости служат мотивацией для протестных действий населения и что уровень несправедливости в России уже достиг критической массы, мощный социальный взрыв с катастрофическими последствиями для страны и её русского и других народов может стать неизбежным. Нужны неотложные меры, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу и незамедлительно приступить к построению справедливого общества и справедливого государства.

Принцип справедливости всегда был востребован в международных отношениях, а в наше время особенно. Он является одним из основополагающих принципов международной морали, критерием соблюдения нравственных норм межгосударственного поведения, средством влияния на формирование мирового общественного мнения и обеспечения доверия в международных отношениях. Принцип справедливости зафиксирован во второй статье Устава ООН - организации, призванной играть роль главного механизма международного сотрудничества: «Все члены Организации Объединённых Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность, справедливость».

Положение о необходимости придерживаться принципа справедливости в международных отношениях содержится в Уставе ЮНЕСКО, принятом в 1946 г. Цель этой организации -«содействовать

укреплению мира и безопасности путём расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашённых в Уставе ООН для всех народов без различия рас, пола, языка или религии».

Уровень международных отношений во многом зависит от степени единства принципов морали и права. Принцип справедливости отражает суть международного права и воздействует как непосредственно, так и опосредованно на взаимосвязь участников международных отношений. Он особенно актуален для новых независимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве после распада СССР. Примечательно, что продолжая находиться в зависимости от России и пользуясь её ресурсами, они нередко действуют в ущерб её интересам. А значит и собственным, ведут себя несправедливо и неблагородно по отношению к своей бывшей большой Родине. Не всегда удаётся выстроить с ними двусторонние и многосторонние связи и контакты в соответствии с общепризнанными нормами морали, включающими принцип справедливости и международного права. Учёт всеми сторонами справедливых интересов друг друга способствовал бы развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве, формированию системы ценностей на основе общепринятых моральных и правовых норм. И именно Россия могла бы эффективно использовать свои немалые возможности для утверждения здесь принципа справедливости.

Человеческое сообщество переходит в новое качество. Кто-то называет этот объективный процесс глобализацией, кто-то универсализацией, а кто-то миростроительством... Мир зримо становится единым, особенно с учетом интернационализации экономики, обмена мнениями и идеями, коммуникаций и др. В рамках

всеобъемлющей глобализации меняются границы, перекраиваются зоны влияния, стираются грани между внутренней и внешней сферами деятельности государств, их внутренней и внешней политикой. Глобализация становится основной тенденцией мирового развития.

Перед человечеством, благодаря революционным достижениям в области науки и техники, во всех сферах жизнедеятельности открываются небывалые возможности для динамизма развития, экономического, интеллектуального и духовного роста, повышения благосостояния людей. Есть реальные шансы сохранить род людской, выжить всему человечеству, нейтрализовать глобальные вызовы и угрозы. Но только при условии, если глобализация будет справедливой; если развитие глобализационной интеграции будет иметь конструктивный характер и направлено на сближение культур и цивилизаций, на налаживание более тесного сотрудничества между странами и народами, на укрепление духовных и общечеловеческих ценностей; если все они будут чувствовать свою ответственность за общую безопасность, за благосостояние друг друга; если перераспределение совокупных общественных благ и возможностей мирового дохода вновь создаваемой мировой стоимости будет справедливым.

Вместе с тем процессы глобализации, заключая в себе свойства несправедливости, несут с собой деструктивные последствия для человечества. Уже сегодня попытки США, Запада установить новый мировой порядок, основанный на дискриминации, угнетении и насилии, провоцируют острые конфликты на различных уровнях, вызывают протестные действия со стороны общественности. Процессы глобализации, идущие в отсутствие согласованных общих правил игры, порождают неравномерность распределения преимуществ и выгод между субъектами нового мирового порядка, увеличивается разрыв между более сильными и слабыми

государствами, между развитыми и менее развитыми странами, между имущими и неимущими сообществами людей. Фактически в глобализацию переносится несправедливость, заложенная в существующем мироустройстве. Так, Европа, считая свою формацию более высокой по уровню развития, судит о неевропейских странах и народах свысока, проявляя тем самым этическое высокомерие. Она считает их «недоразвитыми», поскольку они не достигли «европейской исторической завершённости». В результате мир становится ещё более несправедливым, чем раньше. Есть прямая угроза утраты справедливостью своего статуса высшей добродетели.

Проблема справедливости глобализации приобретает всё возрастающее значение по мере дальнейшей интернационализации международной жизнедеятельности, создания наднациональных систем производства товаров и выхода этой категории на уровень принципов справедливого распределения совокупных общественных благ, создаваемых человечеством. Процессы глобализации без справедливости могут подвести человечество к краю пропасти, к его гибели. В то же время торжество справедливости - это единственный путь решения существующих и вероятных проблем человечества, гарантия его выживания и развития. Конечно, достижение справедливости для всех людей на планете представляется невозможным, но стремиться к этому нужно. В первую очередь следовало бы выработать какие-то допуски, нормы, инструменты, модели справедливости, чтобы давать объективные характеристики по критериям справедливости и несправедливости институтам власти, законам, политическим, правовым, экономическим и моральным отношениям.

Особую актуальность приобретает выработка универсальной теории справедливости, которая отвечала бы духу времени и объединяла бы частные теории в этой области: распределительную

(дистрибутивную), воздающую (ретрибутивную) и обменивающую (коммуникативную). Поскольку теория справедливости является междисциплинарной наукой и органически включает в себя элементы таких научных дисциплин, как философия, теория и история права и государства, социология, политология, теория морали, то было бы важным, чтобы в её разработке приняли участие учёные и практики из самых разных областей знаний.

Категория справедливости не остаётся неизменной. До модерна преобладающим представлением о справедливости было представление о ней как о субъективной добродетели. В эпоху модерна уже господствовали взгляды на справедливость как на распределение материальных благ. Видимо, настало время расценивать справедливость с точки зрения воздаяния духовных благ, морального поощрения, признания достоинства. О естественном переходе от «справедливости распределения к справедливости

л

признания» говорит Н. Фрэзер1.

Свой вклад в разработку универсальной теории справедливости призвана внести и общественная дипломатия,

используя свои немалые возможности. Инициируя и активно участвуя в диалоге цивилизаций и культур, она будет способствовать выработке и принятию мировым сообществом единого, универсального понятия справедливости, включающего в себя всё самое ценное и дееспособное из различных представлений о ней. В последующем такое универсальное понятие справедливости могло бы быть заложено в теорию справедливости, в базовые нормативно-правовые документы всех государств, их коалиций, международных организаций, политических партий и общественных объединений. Тем самым удалось бы соотнести представления о справедливости с

1 Цит. по: Кашников Б.Н. Концепция общей справедливости Аристотеля: опыт реконструкции // Этическая мысль, 2001, вып.2, с. 89.

вызовами времени, ввести общечеловеческие критерии этого понятия в повседневную жизнь, способствовать торжеству справедливости на Земле.

Шершнев И.Л. Теория справедливости в формирующемся миропорядке. В

статье раскрываются основные подходы к определению понятия «справедливость», подчеркивается актуальность разработки универсальной теории справедливости в формирующемся миропорядке.

Ключевые слова: справедливость, теория справедливости, принцип справедливости.

Shershnyov I.L. Theory of justice in a forming wold-order. In the article the basic approaches to a definition of the concept "justice" are revealed. The author emphasizes the actuality of working out the universal theory of justice in a forming world-order.

Key words: justice, theory of justice, principle of justice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.