Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ СВЕТА И ЦВЕТА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ'

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ СВЕТА И ЦВЕТА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ СВЕТА И ЦВЕТА / КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / ИСТОРИЯ ИСКУССТВ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА / THEORY OF THE DEVELOPMENT OF LIGHT AND COLOR / COLOR TRAINING / MEANS OF ARTISTIC EXPRESSION / ART HISTORY / ART EDUCATION / PROFESSIONAL ART TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оноприенко Лилия Прокофьевна

Статья посвящена выявлению роли и места теории развития света и цвета как средств выразительности на занятиях по истории искусств. Определяется ее значимость и специфическая направленность в рамках образовательного процесса. Помимо этого, были выделены методологические проблемы в практике преподавания такой дисциплины, а также сформирована система принципов, необходимых для наиболее эффективного ее освоения. В заключении статьи делается вывод о то, что колористическое мастерство и цветоведческий опыт, выработанные в процессе изучения теории развития света и цвета, являются наиболее весомым и авторитетным результатом профессиональной художественной подготовки.The article is devoted to identifying the role and place of the theory of the development of light and color as a means of expression in the art history classes. Its significance and specific orientation in the framework of the educational process are determined. In addition, methodological problems were identified in the practice of teaching such a discipline, and a system of principles was formed that was necessary for its most effective development. In the conclusion of the article, it is concluded that coloristic mastery and color science experience developed in the process of studying the theory of development lights and colors are the most significant and authoritative result of professional artistic training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ СВЕТА И ЦВЕТА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ»

среднюю школу. Это способствовало проведению реформы высшей школы, предусматривающей обновление и переподготовку профессорско-преподавательского состава.

Существенный вклад в становление системы высшего образования внес педагог и ученый

A.П. Пинкевич, который акцентировал внимание на совершенствование методического мастерства педагога.

Выдающийся философ, педагог и психолог П.П. Блонский утверждал, что для педагогического роста

преподавателя высшей школы необходимы активные психологические знания, в частности, знания по возрастной и педагогической психологии.

Фундаментальные исследования С.И.Архангельского, А.В.Барабанщикова, З.Ф. Есарева,

B.И. Загвязинского, С.И. Зиновьева, Н.Н. Нечаева, Л.Г. Семушиной, Н.Ф. Талызиной значительно обогатили теорию и практику высшего образования. В 1960-1990-е гг. активизировались исследования, рассматривающие психологические особенности познавательной и педагогической деятельности педагога высшей школы (Л.Н. Грановская, З.Ф. Есарева, В.Г. Евстратов, Г.А. Лобыч, Г.И. Санжар, Т.И. Саломатова, Г.Б. Скок, Т.И. Руднева).

В последующие годы педагогическому мастерству преподавателя вуза посвятили свои работы Ю.А. Азаров, А.В. Глузман, Н.Н. Тарасевич, А.А. Деркач, А.А. Исаев, В.Г. Максимов, Г.И. Хозяинов, И.Т. Маленко.

Это позволяет утверждать, что рассматриваемый нами период характеризовался активизацией исследований в области педагогики высшей школы, пересмотру и утверждению требований к преподаванию.

К личности современного преподавателя вуза предъявляются особые требования в связи со сложностью и важностью решаемых им проблем и задач, поставленных обществом, полифункциональностью осуществляемой деятельности, социальной ответственностью.

Выводы. Таким образом, представленная историческая ретроспектива и современный контекст формирования личности преподавателя высшей школы дает возможность обосновать ее основополагающую роль в формировании созидательных сил общества. Совершенно очевидным становится актуальность рассматриваемой проблемы в русле последних требований модернизации высшего образования. Именно это и будет являться перспективой нашего дальнейшего исследования.

Литература:

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Просвещение, 1995. - 311 с.

2. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. / А. Дистерверг. — М.: ТЦ Сфера, 2006. - 464 с.

3. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П.Ф. Каптерев. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

4. Коменский Я.А. Великая дидактика, содержащая теорию учить всех всему. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. / под ред. А.И. Пискунова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. - 464 с.

5. Коржуев, А.В. Подготовка преподавателя высшей школы / А.В. Коржуев, В.А. Попков // Педагогика. - 2000. - №7. - С. 53-58

6. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.

7. Толстой Л.Н. Общие замечания для учителя / Л.Н. Толстой - М.: Учпедгиз, 1953. - 444 с. - С. 342.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Оноприенко Лилия Прокофьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

Образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ СВЕТА И ЦВЕТА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ

ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Аннотация. Статья посвящена выявлению роли и места теории развития света и цвета как средств выразительности на занятиях по истории искусств. Определяется ее значимость и специфическая направленность в рамках образовательного процесса. Помимо этого, были выделены методологические проблемы в практике преподавания такой дисциплины, а также сформирована система принципов, необходимых для наиболее эффективного ее освоения. В заключении статьи делается вывод о то, что колористическое мастерство и цветоведческий опыт, выработанные в процессе изучения теории развития света и цвета, являются наиболее весомым и авторитетным результатом профессиональной художественной подготовки.

Ключевые слова: теория развития света и цвета, колористическая подготовка, средства художественной выразительности, история искусств, художественное образование, профессиональная художественная подготовка.

Annotation. The article is devoted to identifying the role and place of the theory of the development of light and color as a means of expression in the art history classes. Its significance and specific orientation in the framework of the educational process are determined. In addition, methodological problems were identified in the practice of teaching such a discipline, and a system of principles was formed that was necessary for its most effective development. In the conclusion of the article, it is concluded that coloristic mastery and color science experience developed in the process of studying the theory of development lights and colors are the most significant and authoritative result of professional artistic training.

Keywords: theory of the development of light and color, color training, means of artistic expression, art history, art education, professional art training.

Введение. История искусств - одна из важнейших гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами в процессе профессиональной подготовки. Она включает и изучение теоретических основ искусствоведения, и выработку практических навыков художественного и искусствоведческого характера. Таким образом, в процессе изучения истории искусств студенты сталкиваются не только с «сухой теорией», но и учатся применять ее на практике посредством интегрирования ее в собственную систему художественного опыта и вкуса.

Как известно, одним из определяющих признаков художественной деятельности, которая осуществляется в рамках настоящей дисциплины, является цветовая выразительность работы (рисунка). Именно в связи с этим необходимо особое внимание уделить теории развития цвета и, соответственно, света на занятиях по истории искусств и обозначить их специфические черты как важнейших средств выразительности. Кроме того, актуальность настоящей темы состоит и в том, что такому предмету в рамках дисциплины истории искусств уделяется крайне мало внимания с педагогической точки зрения, о чем говорит фрагментарно-исполнительский характер художественных композиций студентов и выпускников художественных направлений подготовки, а также историков, культурологов, философов и искусствоведов. Необходимо понимать, что отсутствие или недостаточное количество такой теории не позволяет студенту полноценно овладеть всеми художественными качествами, необходимыми ему в процессе профессиональной деятельности, а исходя из этого и сформировать профессиональную культуру, художественный опыт, эстетический вкус, раскрыть свой творческий и профессиональный потенциал.

Исходя из этого, отметим, что тема теории развития света и цвета как средств выразительности на занятиях по истории искусств, а также ее специфика и сущность должны тщательно изучаться и усваиваться не только студентами и педагогами, но и научными деятелями в работах фундаментального и прикладного характера.

Рассмотрению и исследованию различных теоретических аспектов истории искусств, теории развития света и цвета, а также их специфики и отдельных сегментов посвящены труды фундаментального и прикладного характера таких отечественных ученых, как Е.З. Галаганова, Т.Л. Журикова, М.О. Сурина, А.А. Сурин, Л.А. Ивахнова, А.В. Кучерова, С.Т. Махлина, Е.В. Павлова, Е.А. Хрипунова и другие.

Изложение основного текста статьи. Историческое развитие каждой существующей эпохи и цивилизации всегда отражено в искусстве (особенно изобразительном) и его отдельных художественных произведениях. Это связано с адаптивностью и актуализации визуальной культуры, отражающей социальные, политические и другие изменения, существующие в какой-либо период времени. Конечно, это не говорит об исключительном реализме и отсутствии вымысла в художественных произведениях. История искусства, тем не менее, полна событий разного характера: преемственного, революционного, просвещенческого, прогрессивного и т. д. Именно это позволяет изучающему ее ориентироваться не только в изобразительных направлениях, стилях и жанрах, но и в мировой истории, опираясь на опыт изучения истории искусств, а также понимать отдельные произведения, их сущность, адаптировать их, развивать художественный вкус.

Во всем многообразии разветвлений и художественных аспектов истории искусств важное место занимает теория развития света и цвета, представляющая наибольшую сложность для изучения и понимания как студентами вузов, так и учениками школ. Часто ошибочно считается, что при изучении этой теории необходимо лишь обладать пониманием цветового спектра, что является в корне неверным и даже вредным для обучающихся утверждением. Эта теория - предмет, развивающийся на стыке искусства в самом широком (эстетическом и духовном) его понимании и научного познания. Это подтверждается существованием многочисленной терминологии, относящейся как, к примеру, к физике и оптике, так и колористике и дизайну.

Поскольку сам предмет преподавания крайне сложен и имеет многопрофильную структуру, важно понимать, что педагогическая его не менее сложна и многопрофильна. Так, эффективность преподавания истории искусств студентам различных гуманитарных профилей (художественного, исторического, философского, культурологического, искусствоведческого и т.д.), как считает Е.З. Галаганова, во многом зависит от определения модели постижения художественного (эстетического) опыта. Определение модели основывается на выборе метода: индуктивного (психолого-ассоциативного) или дедуктивного (метода практического и функционального целеполагания) [1].

Первый метод призван предотвращать, прежде всего, субъективизм, что особенно важно при развитии у студентов профессионально значимого принципа объективации полученных знаний. Он направлен на построение ассоциативного ряда, формирование особенного психолого-ассоциативной системы человека, позволяющей объективно анализировать произведения, а также развивать критическое мышление.

Вторая же модель базируется на быстром и эффективном формировании общих и узкопрофессиональных умений и навыков с современной точки зрения, а также ориентируется на, в первую очередь, самообразование обучающегося в творческой, образовательной и других сферах [1].

На наш взгляд, применять такое модели необходимо комплексно, поскольку они не противоречат друг другу и не являются взаимоисключающими понятиями. Они способны сформировать и развить у обучаемого определенную эффективную искусствоведческую концепцию, которая будет им активно эксплуатироваться в процессе профессиональной художественной подготовки.

Таким образом, мы убеждаемся в сложности и многозадачности занятий по истории искусств, важном значении изучения теории света и цвета в ее составе. Эта теория в целом одна из ключевых, поскольку цвет и свет - это основа любого изобразительного произведения.

Теория цвета в целом - это совокупность знаний о цвете. Современная наука по изучению цвета подразделяется на три основных раздела: цветоведение (рассмотрение цвета как системы совокупных знаний из гуманитарно-технических наук: физики, химии, физиологии, психологии), колористику (изучение сущности и специфики цвета, механизмов его воздействия на пространственное формообразование и т.д.) и колориметрию (науку о измерении цвета и цветового спектра). Таким образом, теория цвета охватывает великое множество областей знаний и оказывает влияние на самые разнообразные сферы человеческой жизнедеятельности.

В связи с этим отечественный исследователь Т.Л. Журикова указывает, что «цвет как основа языка живописи является активным средством в создании художественного образа, изобразительным и выразительным средством, а способности владения цветом и их развитие - одной из главных проблем и задач колористической подготовки» [2]. Опираясь на ее слова, которые нам кажутся вполне целесообразными и

актуальными для настоящего исследования, отметим, что главными предпосылками к исследованию теории развития света и цвета как средств выразительности на занятиях по истории искусств можно считать широкий диапазон колористических и эстетических возможностей цвета, потребность общества (а значит, и обучающихся) в колористической образованности, а также постоянно возрастающие требования к уровню колористической подготовки выпускников художественных направлений подготовки. Это обусловлено, прежде всего, многофункциональностью цвета в жизнедеятельности человека.

Обратим внимание и на базовые аспекты, связанные с колористикой и изучением теории света и цвета, что представляется нам необходимым для выявления роли этого предмета в рамках дисциплины «История искусств». Так, М.О. Сурина и А.А. Сурин выделяют такие его функции: эстетическую, утилитарную, гедонистическую, символическую, информационную, визуальную, сакральную, стимулирующую, суггестивную, целебную и диагностико-прогностическую [3].

Таким образом, можно сказать, что теория цвета является межпрофильным предметом, смежной областью изучения физики, физиологии, эстетики, истории, искусствоведения и т.д. Занятия по истории искусств рассматривают в основном эстетическую, гедонистическую, символическую, визуальную, сакральную и суггестивную функции, опираясь на которые, обучающиеся формируют определенную систему художественного воспитания. Поскольку упор делается на эмоционально-эстетическую сферу этого понятия, воспитываются эстетические качества и художественные способности личности, вырабатывается аналитико-рефлексивный комплекс.

Кроме того, Т.Л. Журикова говорит о том, что «цвет является универсальным выразительным средством во всех видах изобразительного искусства: дизайне, графике, декоративно-прикладном искусстве» [2], а Л.А. Ивахнова и А.В. Кучерова считают, что «цвет одна из составляющих дизайна и одна из основных зрительно воспринимаемых характеристик окружающего мира» [4]. Что лишь подтверждает важность и обязательность изучения его основ на занятиях по истории искусств и определяет его роль во всех сферах художественной (изобразительной) и искусствоведческой практики обучающегося.

Говоря о теории развития света, необходимо отметить, что его значение в освоении художественных и искусствоведческих навыков также достаточно высоко. «Свет относится к важнейшим универсалиям, которые формируются на пересечении научного, религиозного, философского и эстетического векторов познания, являясь средством всеобъемлющего постижения мира» - считает Е.В. Павлова [6]. Свет -основополагающий фактор, определяющий глубину и фактурность художественного произведения, поскольку именно от него как от основного средства выразительности зависит качество передачи формы, объема изображаемого объекта, глубины пространства. Изучение теории развития света (особенно опираясь на монументальную базу античных мастеров, основной догмой которых является учение о свете и светотени, которые, по их мнению, представляют изоморфизм и важнейшую изобразительную систему) позволяет студентам наиболее глубоко погрузиться в специфику эстетического воспитания, развить художественный вкус и фундаментальную художественную культуру. Таким образом, можно сказать, что свет - это еще один «кит», на котором зиждется научное и эстетическое знание о глобальной системе мирового искусства, наряду с цветом и другими изобразительными приемами.

Значимость изучения вышеуказанных теорий развития света и цвета как основных средств выразительности на занятиях по истории искусств, можно сказать, запредельно высока, поскольку именно это является той основой, которая необходима для качественной реализации профессиональной деятельности выпускников художественных и других гуманитарных направлений подготовки. Теория развития чего угодно в принципе - это важнейший базовый этап, который направлен на создание базы, отталкиваясь от которой студент сможет сформировать уже собственную, более обширную профессиональную базу специальных навыков и умений, в основе которых, пусть и косвенно, но будут лежать основные догмы из истории искусств. Так, к примеру, без их изучения невозможна никакая проектная деятельность, которая формирует практические умения студента в области моделирования, планирования и целеполагания.

К примеру, колористическая деятельность, специфика которой описана выше, должна осуществляться на всех этапах проектирования: в предпроектном анализе происходит восприятие формы, цветового решения художественной и проектной задачи; в процессе разработки колористического решения -самостоятельное создание вариантов цветовых композиционных поисков; в презентации - колористический анализ и измерения цвета.

М.О. Сурина и А.А. Сурин, изучая систему и специфику цветодидактики (предмета, позволяющего глубже понять и освоить методы работы с цветом), выделяют концепцию умений, обеспечивающих в работе с цветом возможность создания колористического художественного образа (а как известно, художественный образ - главная формирующая составляющая художественного произведения, что изучается в рамках теории развития цвета и света):

- умение разрабатывать плоскостную цветовую гармонию в соответствии с существующими социокультурными представлениями о принципе созданий подобных гармоний;

- умение вычленять из глобального массива и организовать цветовой код на основе заданных условий;

- умение деформировать цветовую гармонию и формировать новые варианты цветового решения в зависимости от целеполагания и требуемой сущности;

- умение проводить цветодиагностику и психологический подбор цветов в соответствии с типом задачи [3].

Такие умения носят достаточно обобщенный характер, однако, несмотря на это, являются серьезным двигателем, способствующим практическому профильному освоению цветовой гармонии (а соответственно и теории развития цвета, на которой она базируется) в процессе решения различных образовательно-творческих задач. Каждое из этих умений концептуализируется и развивается при изучении истории искусств, а также при выполнении практических задач и упражнений, предусмотренных системой художественного образования.

Здесь также важно отметить роль педагога и педагогического подхода в преподавании истории искусств и теории развития света и цвета в особенности. Дело в том, что этим понятиям совершенно несправедливо уделяется крайне мало внимания с педагогической точки зрения. Ранее даже существовало такое вычленение этой дисциплины из ряда фундаментальных, в рамках которого считалось, что ее научный статус сомнителен из-за произвольного выделения частного (художественного произведения) из глобального, всеобщего

контекста. Это являлось причиной нарушения историко-культурных связей, а также педагогической ориентированности на преподавание такой дисциплины из-за неуверенности в ее «научности», научной ценности. Несмотря на то, что современный мир считается прогрессивным и высокотехнологичным, многие педагоги (особенно выпускники педагогических факультетов последних лет) все чаще обращаются к этому мнению и считают такую сферу образования не актуальной и не обязательной для изучения. Все еще бытует мнение, что для овладения навыками профессиональной деятельности художественного характера необходима лишь практика создания изобразительных произведений. Нам такой принцип кажется слишком узкоспециализированным и не приемлемым для практики педагогического воспитания обучающихся.

При преподавании и изучении теории развития света и цвета необходимо обращаться к основным подходам изучения истории искусств, правильно интегрировав их в процесс обучения. К таким подходам можно отнести диахронный, основывающийся на строгом хронологическом порядке изучения памятников культуры и искусства; синхронный (многомерный), который предусматривает сравнительный анализ состояний и процессов, происходящих одновременно в разных сферах либо в разное время на подобных этапах развития; системный, направленный на изучение всех подсистем и их сегментов, а также процессов, происходящих внутри них, одновременно; междисциплинарный и интермедиальный, состоящие в разноплановом рассмотрении объектов с точек зрения разных смежных сфер и областей наук и т.д. Это позволит модернизировать образовательный процесс, заинтересовать и удержать внимание обучающихся на этой дисциплине, а также сформировать у них представления не только об истории цвета и света, но и глобальной истории искусств, которая может стать первой важной ступенью на пути к развитию профессиональной художественной компетентности.

Выводы. В заключении настоящего исследования стоит отметить, что теория развития света и цвета как средства выразительности должны с особенным вниманием рассматриваться на занятиях по истории искусств в рамках как школьного, так и профильного высшего образования. Поскольку колористическое мастерство и цветоведческий опыт, выработанные в процессе изучения этого предмета, являются наиболее весомым и авторитетным результатом профессиональной художественной подготовки. Это - сложная и многоуровневая область истории искусств, которая закладывает в обучающегося основы живописной грамоты, осуществляя целенаправленную колористическую и искусствоведческую подготовку и развивая его способности в области искусствознания и его отдельных сегментов.

Литература:

1. Галаганова Е.З. Когнитивный аспект обучения истории искусств / Е.З. Галаганова // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. - 2013. - № 3 (11).

2. Журикова Т.Л. Специфика колористической подготовки учащихся художественной школы на занятиях по живописи / Т.Л. Журикова // ОНВ. - 2012. - № 2 (106).

3. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики (история систем и метода обучения цвету) / М.О. Сурина, А.А. Сурин. - М.: МарТ, Ростов на Дону.: МарТ, 2003. - 352 с.

4. Ивахнова Л.А., Кучерова А.В. Средства выразительности в проектной графике / Л.А. Ивахнова, А.В. Кучерова // ОмГТУ. - 2012. - № 5.

5. Махлина С.Т. Изучение истории искусства в современном мире / С.Т. Махлина // Труды СПБГИК. - 2008.

6. Павлова Е.В. Категория света в теории зрительного восприятия итальянского Возрождения / Е.В. Павлова. - М., 2012.

7. Хрипунова Е.А. Формирование художественно-творческой направленности на занятиях изобразительным искусством / Е.А. Хрипунова // ОНВ. - 2010. - № 6 (92).

Педагогика

УДК 371.3

кандидат педагогических наук Осадчая Ирина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

Образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНЫЙ ВЕКТОР ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме цифровизации образования, рассмотрена сущность и принципы мобильной педагогики. Автор обозначает особенности мобильного обучения и раскрывает содержание образовательных мобильных приложений.

Ключевые слова: мобильное обучение, мобильные приложения, цифровая педагогика, цифровые учебно-методические комплексы.

Annotation. The article is devoted to the urgent problem of digitalization of education, the essence and principles of mobile pedagogy are considered. The author identifies the features of mobile learning and discloses the content of educational mobile applications.

Keywords: mobile training, mobile applications, digital pedagogy, digital teaching and methodical complexes.

Введение. Интенсификация жизни в информационном обществе и цифровизация экономики предопределяет существенную трансформацию и модернизацию образования, обуславливая существенные изменения в традиционных методах обучения. Учебный процесс XXI века уже невозможно представить без использования электронных образовательных ресурсов, видео и аудиоматериалов из сети Интернет, программного обеспечения для создания презентаций. Вузами всё чаще используются LMS (Learning Management System) - системы управления обучением, интерфейс которых позволяет разместить учебные материалы по изучаемой дисциплине, организовать к ним доступ и обратную связь с преподавателем. Современные специалисты всё чаще повышают квалификацию и занимаются самообразованием с помощью вебинаров и массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) на базе таких платформ, как: Coursera, Udacity, edX, FutureLearn, Iversity, Udemy и национальной платформы «Открытое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.