УДК 342.56 : 347.97/.99 Курмаз Анна Ивановна
аспирант кафедры истории и теории государства и права Кубанского государственного аграрного университета тел.: (918) 217-64-96
ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ,
ЕЕ РАЗВИТИЕ И ВОПЛОЩЕНИЕ В РОССИИ КАК ФЕНОМЕН БУДУЩЕГО
Kurmaz Anna Ivanovna
PhD student of the History and Theory of State and Law Department, Kuban State Agrarian University tel.: (918) 217-64-96
THE THEORY OF SEPARATION OF POWERS, ITS DEVELOPMENT AND EMBODIMENT IN RUSSIA AS A FUTURE PHENOMENON
Аннотация:
Два с лишним века чаяния прогрессивных умов своего времени о реализации положений теории разделения властей не находили полного и полно-ценно-функционирующего воплощения из-за отсутствия исторических предпосылок. Эпоха социализма отодвинула подобное воплощение почти на век. И только теперь, в условиях построения правового демократического государства и гражданского общества использование положений теории разделения властей и их реализация признается как действенный принцип государственного устройства России. В данной работе, основываясь на том, почему постулаты теории разделения властей не находили своего должного воплощения в XVIII, XIX и XX вв., обосновывается то, что теория разделения властей, ее развитие и воплощение в России - это феномен будущего.
Ключевые слова:
теория разделения властей; политические и правовые взгляды российских ученых XVIII, XIX, начала и конца XX, начала XXI вв.; мировая практика; международные организации; современные институты власти в России; предложения о выделении иных ветвей власти; гарантия от узурпации власти.
The summary:
For more than two centuries people with progressive views aspired to embody the theory of separation of powers, but it couldn't be carried out due to the lack of historical background. The era of socialism postponed this embodiment for almost a century, and only nowadays conditional upon forming a democratic rule-of-law state and civil society the use of principles of separation of powers is admitted as an effective method of a state structure organization in Russia.
In this article the author on the basis of the reasons for the lack of separation of powers in 18-20 centuries substantiates the issue that the implementation of the theory of separation of powers is a phenomenon of the future.
Keywords:
the theory of separation of powers, political and law views of Russian scientists (18,19, beginning and end of the 20, the beginning of 21 century), international practice, international organizations, modern government institutions in Russia, separation of other branches of power, guarantee against unlawful seizure of power.
Теория разделения властей - это учение, ставшее известным в Российском государстве в XVIII в. при правлении Екатерины II. Оно не находило массовой поддержки в века монархического правления, неоднократно подвергалось критике, не признавалось в годы советской власти. Сторонники теории разделения властей были людьми прогрессивных взглядов, людьми, смотрящими в будущее. Иногда они были слишком осторожны в своих предложениях (как например, представители сановного либерализма XIX в., П.А. Валуев, Н.П. Игнатьев, П.В. Долгоруков, К.Н. Романов, П.А. Шувалов и другие), иногда открыто заявляли о своих требованиях (как декабристы С.П. Трубецкой, Е.П. Оболенский, П.И. Пестель, А.П. Юшневский, Н.М. Муравьев). Некоторые из них, как Н.М. Коркунов, смогли совместить теорию разделения властей и самодержавие в единое учение, обосновав их непротиворечивость и возможность разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в абсолютной монархии. Другие, как М.М. Сперанский, составили подробный план преобразований и, возможно, если бы не деятельность тайных организаций при Александре I, то разделение властей уже тогда могло было стать реальностью. Третьи (например, представители конституционно - демократической партии к 1911 г.) успели разочароваться в попытке реализации разделения властей на практике. Четвертые (например, Б.А. Кистя-ковский) пришли к выводу о том, что в условиях Российского государства начала XX в. реализация теории разделения властей Монтескье вообще невозможна. Пятые выработали свои модификации теории (В.М. Гессен предлагал более точное и удачное на его взгляд «обособление властей» [1, с. 13]; Ф. Кокошкин - «распределение властей» [2, с. 225]). На протяжении XVIII, XIX, начала XX в. в Российском государстве появлялись различные взгляды и предложения относительно теории разделения властей и ее реализации. Но отсутствие исторических предпосылок неоднократно демонстрировало невозможность ее воплощения в виде полноценно-действующего механизма.
В настоящее время интересы общества состоят в упрочении демократии, создании правового социального государства, гражданского общества, разделение властей не только признается на конституционном уровне, но и является реально действующим принципом государственного устройства. В последнее время в РФ появляются работы, стремящиеся внести коррективы, новшества, изменения, дополнения в теорию разделения властей. Например, предлагается создать новый консультативно-совещательный орган, в состав которого войдут депутаты парламента, представители Верховного суда, Правительства и администрации Президента, с целью установления возможности донесения информации судьями до законодателя о несовершенстве того или иного закона, затрудняющего работу судебной ветви власти [3]. Существуют предложения о выделении иных ветвей власти (например, учредительной, прокурорской, избирательной, финансово-банковской, контрольной, президентской) [4, т. 1, с. 356] и другие формы совершенствования теории.
Прошлое и настоящее, пусть и в разной степени, пропитаны интересом к теории разделения властей и ее конкретным воплощениям, а как же будущее?
Во-первых, мировая практика давно показала, что использование положений теории о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, с наделением каждой из ветвей власти своими собственными полномочиями и с существованием системы сдержек и противовесов, является необходимым и действенным на пути к правовому государству и гражданскому обществу. В качестве примеров наиболее успешной реализации можно привести США, Канаду, Австралию, Японию, Францию, Германию и ряд других стран. Современные исследователи доказывают, что «как показывает опыт, успешное развитие страны может быть обеспечено только в рамках реализации элементов правового государства» [5]. Таким образом, в условиях набирающих оборот глобализации, международного сотрудничества, интегрированности (взаимопроникновения) различных сфер жизнедеятельности одни в другие, Россия не только использует, но и будет использовать положения теории разделения властей. И это первый аргумент «будущности» этой теории и ее воплощения.
Во-вторых, как заметил ученый-правовед Ю.А. Тихомиров, можно говорить о четырех формах разделения властей, охватывая этот феномен в обществе в целом: «Во-первых, о внутригосударственном разделении властей, имея в виду формы осуществления государственной власти; во-вторых, о политическом взаимодействии, плюрализме как принципе выражения в политической системе интересов разных социальных общностей и их организации; в-третьих, о расширяющейся сфере самоуправления и саморегулирования в гражданском обществе; в-четвертых, о международном сотрудничестве государств в обеспечении прав человека на основе принципа консенсуса» [6, с. 37]. Членство России в Международной организации торговой полиции (Интерпол), Совете Европы, организации Объединенных Наций (ООН), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и других - это второй аргумент, в соответствии с которым развития теории разделение властей - феномен будущего.
В-третьих, построение нынешних институтов власти имеет в России историю всего лишь в два десятка лет, а это слишком короткое время в историческом масштабе, чтобы начать и завершить формирование государственного устройства, добившись в этом какого-либо совершенства. Недостроенность современной политической системы, стремительно меняющиеся условия нашей действительности свидетельствуют только о начальном этапе на пути к правовому государству. Состояние, в котором сейчас находятся различные институты власти - становление и преобразование. Дальнейшее реформирование государственного устройства России - это актуальная насущная необходимость, задача настоящего и будущего. А разделение властей - это принцип, при доказанном мировым опытом функционировании которого, возможно достигнуть на этом пути значительных результатов.
В-четвертых, факт возникновения предложений о выделении новых ветвей власти говорит о приятии в целом как самой идеи, так и ее реализации. Здесь имеют место две тенденции.
Первая - опять-таки мировой опыт. Конституционная доктрина стран Латинской Америки (конституции Никарагуа 1987 г., Бразилии 1988 г., Колумбии 1991 г. и др.) исходит из существования четырех властей: дополнительно названа избирательная власть [7, с. 50]. Система органов «национального контроля» есть в некоторых странах Латинской Америки, в Бангладеш, контрольные органы (органы конституционного контроля, омбудсманы, счетные суды или счетные палаты, контрольные палаты, прокуратура и др.) существуют в большинстве государств мира [8, с. 50]. По существу, шесть властей были названы в конституции Алжира 1976 г., действовавшей до принятия новой конституции в 1989 г.: политическая (осуществлялась правящей в то время единственной легальной партией), законодательная (парламент), исполнительная (президент и правительство), судебная (суды), контрольная (различные органы, не составлявшие единой системы), учредительная (предполагалось, что ее осуществляет народ путем принятия конституции, на референдумах и т.д.) [9, с. 50].
Вторая - в условиях постоянно происходящих изменений в окружающей действительности возникают новые и видоизменяются существующие институты власти. Например, особый статус главы государства дал основание выделить президентскую ветвь власти [10, с. 7]. Неопределенный в Конституции РФ 1993 г. статус прокуратуры позволил отнести ее к отдельной, четвертой ветви власти [11, с. 255-258]. Существуют предложения о выделении и иных ветвей власти (например, учредительной, избирательной, финансово-банковской, контрольной) [12, с. 356].
Подобный интерес на международном и отечественном масштабах не может быть прикован к недейственным, неэффективным, тупиковым механизмам развития. И это четвертый аргумент «будущности» разделения властей.
В-пятых, теория разделения властей и ее реализация - это надежная гарантия от узурпации власти, что сверхактуально для любого государства, позиционирующего себя как правовое и демократическое. Уместно вспомнить, что теория разделения властей как раз таки создавалась в целях недопущения узурпации власти со стороны монарха как главы государства и исполнительной власти. Современная и будущая Россия, стремящаяся к правовому государству и гражданскому обществу, просто не может обойтись без данной теории и ее реализации. И это, пожалуй, самый главный аргумент в ее пользу: пока «жива» цель - «живы» и средства.
Два с лишним века чаяния прогрессивных умов своего времени о реализации положений теории разделения властей не находили полного и полноценно-функционирующего воплощения из-за отсутствия исторических предпосылок. Эпоха социализма отодвинула подобное воплощение почти на век. И только теперь, в условиях построения правового демократического государства и гражданского общества использование положений теории разделения властей и их реализация признается как действенный принцип государственного устройства России. Повторимся, снова поставив вопрос: «Как же в будущем?». И думаем, что перечисленные аргументы (далеко не исчерпывающий список) доказывают: теория разделения властей, ее развитие и воплощение в России - это феномен будущего.
Ссылки:
1. Гессен В.М. Теория правового государства. СПб., 1912.
2. Кокошкин Ф. Лекция по общему государственному праву. М., 1912.
3. Абдраимов Б. О взаимодействии судебной и законодательной ветвей власти // Юрист. 2004. № 10.
4. Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс: в 2 т. М., 2005.
5. The Path to Development: When Does the Legal Environment Become Critical? // Economic Development Bulletin #7, April 10, 2006. (Путь к развитию: В каком случае правовой режим играет решающую роль? Джеймс Гвартни).
6. Тихомиров Ю.А. Власть в обществе: единство и разделением // Советское государство и право. 1990. № 2.
7. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., 1996.
8. Там же.
9. Там же.
10. Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 4 (57).
11. Голубева Л.А. Контрольно-надзорная власть в системе разделения властей // Герценовские чтения -2004. Актуальные проблемы юриспруденции. СПб., 2006.
12. Абдраимов Б. Указ. соч.
References (transliterated):
1. Gessen V.M. Teoriya pravovogo gosudarstva. SPb., 1912.
2. Kokoshkin F. Lektsiya po obshchemu gosudarstven-nomu pravu. M., 1912.
3. Abdraimov B. O vzaimodeystvii sudebnoy i za-konodatel'noy vetvey vlasti // Yurist. 2004. No. 10.
4. Avak'yan S.A. Konstitutsionnoe pravo Rossii: ucheb. kurs: v 2 t. M., 2005.
5. The Path to Development: When Does the Legal Environment Become Critical? // Economic Development Bulletin #7, April 10, 2006. (Put' k razvitiyu: V kakom sluchae pravovoy rezhim igraet reshayush-chuyu rol'? Dzheyms Gvartni).
6. Tikhomirov Y.A. Vlast' v obshchestve: edinstvo i razdeleniem // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1990. No. 2.
7. Chirkin V.E. Osnovy gosudarstvennoy vlasti. M., 1996.
8. Ibid.
9. Ibid.
10. Zaznaev O. Rossiyskaya forma pravleniya: proshloe, nastoyashchee i budushchee // Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie. 2006. No. 4 (57).
11. Golubeva L.A. Kontrol'no-nadzornaya vlast' v sisteme razdeleniya vlastey // Gertsenovskie chteniya -2004. Aktual'nye problemy yurisprudentsii. SPb., 2006.
12. Abdraimov B. Op. cit.