Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТИ XXI ВЕКА: ФУДШЕРИНГ'

ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТИ XXI ВЕКА: ФУДШЕРИНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
ФУДШЕРИНГ / ФУДШЕРИНГ-СЕРВИСЫ / ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ / ПРИБЫЛЬ / РЕШЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ / FOODSHARING / FOODSHARING-PLATFORMS / FOOD WASTE / PROFIT / SOLUTIONS OF THE GLOBAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тишина Ралина Дмитриевна

В научной работе сделан анализ развития фудшеринга как за рубежом, так и на территории нашей страны за период 2012-2020 гг. Фудшеринг выступает как инструмент для решения социально-экономических, политических и экологических задач и проблем, не требующий внушительных денежных затрат. Известные фудшеринг-сервисы в мировой экономике являются Karma Аpp, OLIO (Великобритания), Wild Food (Хьюстон, США), Wats Cooking (Индия). В работе дана оценка российским фудшеринг-компаниям: «Фонд продовольствия «Русь», «Eatmeapp», Волонтерское движение «Фудшеринг». Указаны факторы, влияющие на развитие фудшеринга в России. Выявлены проблемы, возникающие в данной отрасли Российской Федерации. Обозначены пути дальнейшего развития фудшеринга в России и мировой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY OF RATIONALITY OF THE XXI CENTURY: FOODSHARING

This scientific work analyzes the development of food sharing both abroad and on the territory of our country for the period 2012-2020. Foodsharing acts as a tool for solving socio-economic, political and environmental problems and problems, which does not require impressive financial costs. Famous foodsharing services in the global economy are Karma App, OLIO (UK), Wild Food (Houston, USA), Wats Cooking (India). The paper assesses the Russian food-sharing companies: «Food bank «Rus», «Eatmeapp», Volunteer movement «Foodsharing». The factors influencing the development of food sharing in Russia are indicated. The problems arising in this branch of the Russian Federation are identified. The ways of further development of food sharing in Russia and the world economy are outlined.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТИ XXI ВЕКА: ФУДШЕРИНГ»

УДК 364.465

ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТИ XXI ВЕКА: ФУДШЕРИНГ

Тишина Ралина Дмитриевна, студент, Научный руководитель: Арзамасцева Наталия Вениаминовна,

кандидат экономических наук, доцент;

ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация

Аннотация: В научной работе сделан анализ развития фудшеринга как за рубежом, так и на территории нашей страны за период 2012-2020 гг. Фудшеринг выступает как инструмент для решения социально-экономических, политических и экологических задач и проблем, не требующий внушительных денежных затрат. Известные фудше-ринг-сервисы в мировой экономике являются Karma App, OLIO (Великобритания), Wild Food (Хьюстон, США), Wats Cooking (Индия). В работе дана оценка российским фудшеринг-компаниям: «Фонд продовольствия «Русь», «Eatmeapp», Волонтерское движение «Фудшеринг». Указаны факторы, влияющие на развитие фудшеринга в России. Выявлены проблемы, возникающие в данной отрасли Российской Федерации. Обозначены пути дальнейшего развития фудшеринга в России и мировой экономике. Ключевые слова: фудшеринг; фудшеринг-сервисы; пищевые отходы; прибыль; решение глобальных проблем.

THE THEORY OF RATIONALITY OF THE XXI CENTURY: FOODSHARING

Tishina Ralina Dmitrievna, student, Scientific adviser: Arzamastseva Natalia Veniaminovna, Candidate of Economic Sciences,

Associate Professor;

Timiryazev Russian State Agrarian University

Abstract: This scientific work analyzes the development of food sharing both abroad and on the territory of our country for the period 2012-2020. Foodsharing acts as a tool for solving socio-economic, political and environmental problems and problems, which does not require impressive financial costs. Famous foodsharing services in the global economy are Karma App, OLIO (UK), Wild Food (Houston, USA), Wats Cooking (India). The paper assesses the Russian food-sharing companies: «Food bank «Rus», «Eatmeapp», Volunteer movement «Foodsharing». The factors influencing the development of food sharing in Russia are indicated. The problems arising in this branch of the Russian Federation are identified. The ways of further development of food sharing in Russia and the world economy are outlined. Keywords: foodsharing; foodsharing-platforms; food waste; profit; solutions of the global problems.

Для цитирования: Тишина, Р. Д. Теория рациональности XXI века: фудшеринг / Р. Д. Тишина. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. - № 3 (55). - С. 79-83. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/N-3-55-2021/3-55-2021/

For citation: Tishina R.D. The theory of rationality of the XXI century: foodsharing // Scince without borders, 2021, no. 3 (55), pp. 79-83.

В XXI веке люди столкнулись с множеством глобальных проблем. К одной из самых масштабных можно от-

нести всемирный продовольственный кризис и голод. По статистике во всём мире каждый год выбрасывается око-

ло 25 % произведенных продуктов питания, что составляет примерно 44 % всех бытовых отходов домохозяйств. Согласно данным Росстата, последние несколько лет объем пищевых отходов в России варьируется в пределах ± 8 % в год. Этот показатель зависит от изменений численности населения, уровня жизни. Опираясь на исследования экспертов, можно сделать вывод, что в Российской Федерации приблизительно 17 млн тонн пищевых отходов, к которым относятся продукты с истекающим сроком годности. Как известно, это является причиной образования 2,4 млн тонн метана и других газов, образующихся на свалках, а также значительных денежных потерь, что оценивается примерно в 1,6 трлн рублей. Эта цифра эквивалентна 12 % оборота розничной торговли продуктами питания в России. Сохранение такого количества продовольствия позволит обеспечить едой примерно 30 млн человек, что намного больше, чем число людей, живущих за чертой бедности в нашей стране [1].

Существует теория, что действенным способом решения проблемы, связанной с неправильным использованием еды, является фудшеринг. Фудшеринг (англ. foodsharing от food - «еда», share - «поделиться; совместно использовать») - это процесс распределения продуктов питания, как правило с истекающим (не истекшим) сроком годности, между членами сообщества с помощью специальных организаций или онлайн-платформ [2]. Фудшеринг, распределяя еду среди малоимущих людей, становится одним из способов социально-экономической защиты. Также, благодаря этому, как следствие, для государства сокращаются расходы на утилизацию

пищевых отходов, нивелируется проблема выбора мест для их утилизации. Фудшеринг играет важную роль инструмента экологической политики, избавляя окружающий мир, без преувеличения, от половины бытовых отходов. Поэтому фудсейверы на сто процентов уверены, что взаимообмен продуктами и излишками, а также покупка уцененных булочек в пекарне -означает помощь планете.

Данный процесс был создан для снижения образования большого количества пищевых отходов в Германии в 2012 году. Основоположниками данного направления можно считать известных экоактивистов: Валентина Турна, журналиста, создавшего фильм о пищевых отходах, и Рафаэля Фель-мера, проводившего эксперимент, благодаря которому питался пять лет абсолютно бесплатно.

Движение фудшеринг становится все более востребованным и распространенным. Основная идея фудше-ринга заключается в том, чтобы как можно меньше еды попадало на свалку. Благодаря данным ООН можно заметить, что число голодающих в мире достигло уже 820 млн и продолжает расти. В современном мире этой программой занимаются как отдельные люди, так и организации: кафе, столовые, продуктовые и фермерские магазины. Причин такого поведения несколько. Например, забота об экологии, желание накормить голодающих. За едой могут приходить пожилые люди, о которых не заботятся родственники, студенты, живущие на одну стипендию и просто люди, которые желают бесплатно поесть.

Существует тенденция активного появления фушеринг-сервисов, которые могут работать как неком-

мерческие организации, так и как бизнес-идеи, извлекающие доход из эффективного распределения продуктов питания. Одним из вариантов развития является создание специализированных онлайн-площадок для обмена или передачи еды и извлечение прибыли на взаимодействии пользователей между собой. Используя такие программы, пользователи способны искать и размещать информацию об имеющихся продуктах, их количестве, местонахождении, и, конечно же, возможность договориться об их безвозмездной или возмездной передаче другим лицам. Фудшеринг работает с продуктами, у которых истекает срок годности. Поэтому онлайн-сервисы, имеющие функцию определения геолокации и быстрого обмена сообщениями, могут придать движению продуктов максимальную мобильность, что сделает их использование наиболее оптимальным.

Одними из самых знаменитых фуд-шеринг-сервисов является Karma App, OLIO (Великобритания), Wild Food (Хьюстон, СШA), Wats Cooking (Индия). Рассмотрим пример работы одной из них.

Karma App - проект, запущенный в 2016 году в Швеции. Кафе, рестораны, продуктовые магазины размещают в этом приложении объявления о продаже нереализованной еды за полцены, пользователи выбирают товар, оплачивают его через приложение и самостоятельно забирают. Сегодня помимо Швеции приложение доступно в Лондоне и Париже, им пользуются около 4,8 тыс. продавцов и более 550 тыс. покупателей. Помимо спасения еды (550 тонн с момента запуска он-лайн-платформы), компании используют приложение как площадку для

привлечения новых клиентов. Karma App зарабатывает на комиссии (25 % от чека). Общие инвестиции в Karma достигли 18 млн долл.

Сейчас в Karma зарегистрированы более 1 500 заведений, таких как рестораны, гостиницы, продуктовые магазины, кафе и пекарни, которые продают свои избытки примерно 350 000 пользователям приложения. Это действительно беспроигрышная ситуация: розничные продавцы могут монетизи-ровать продукты питания, которые в конечном итоге окажутся на свалке, в то время как потребители могут сэкономить приличные деньги. Выбранная модель помогает платформе набирать обороты, делает приложение более привлекательным для участников, и должно быть для них действительно коммерчески выгодным, а не только призывать к пожертвованиям.

В России также существует небольшое число фудшеринг-компаний в статусе некоммерческих организаций. И этим проектам удаётся спасать определенный объём продовольствия.

1. Фонд продовольствия «Русь»

Фонд продовольствия «Русь» - первый в России «банк еды», зарегистрированный в качестве благотворительного фонда (НКО) в 2012 году. Продукты в организацию поступают от производителей, магазинов, населения, после чего распределяются через благотворительные фонды и государственные социальные службы малоимущим семьям с детьми и нуждающимся пенсионерам. С распределением продуктов также помогает Русская Православная Церковь и иные религиозные организации. В рамках фонда существует система контроля качества, благодаря которой продукты проходят сортировку и отбор. Фонд продовольствия «Русь»

добился значительных успехов в работе со спонсорами, среди которых есть крупнейшие производители и розничные сети, в том числе Mars International, Cargill, Billa, Danone, Procter&Gamble, «Дикси» и другие. Если верить отчету фонда, то «Русь» оказывает помощь в 54 регионах России.

2. «Eatmeapp»

Данный сервис появился относительно недавно, в мае 2019 года, в Санкт-Петербурге. Интернет-платформа, представляет собой приложение eatme и сайт www.eatmeapp.ru, где заведения общественного питания размещают оказавшиеся излишне приготовленные блюда, а потребители имеют возможность выкупить их с большими скидками [3].

У Eatme пока 10 партнеров, находящихся в столице нашего государства. Уже сейчас можно заказать еду у кофейни «Кофецвет» на Покровке и ресторанов «Сицилия» и Chinook. За 2020 год команде Eatme удалось спасти 5 тонн еды.

3. Волонтерское движение «Фудше-ринг»

Данная организация ведет свою деятельность с 2015 года в двух крупнейших городах страны - Москве и Санкт-Петербурге. Ежемесячно они спасают около 12,5 тонн еды благодаря сотрудничеству с пекарнями, кафе, столовыми и несетевыми магазинами. Также волонтерское движение активно продвигает фудшеринг в социальных сетях.

За последние несколько лет в России появляются много стартапов, связанных с фудшерингом. Такие компании опираются на опыт Karma App, рассмотренный нами ранее. К данным стартапам относятся:

• Eaty Eat;

• Food Hide;

• Алисок.

Нельзя не обратиться к ситуации, которая произошла в 2020 году. Кризис, вызванный всем известным вирусом COVID-19, принёс потери и пищевой отрасли. Из-за усложнения цепи поставок, вызванных ограничительными мерами, нерациональным поведением самих потребителей и приостановкой работы общепита, создались волны пищевых потерь и возрастающего количества отходов. Всё это отразилось на фудшеринг-сервисах, как с коммерческим, так и с некоммерческим статусом. Предложение упало примерно в два раза, когда спрос на услугу вырос на 15 %.

Фудшеринг будет активно развиваться в России, так как является привлекательным и прибыльным бизнесом, важен сразу в нескольких сферах общественной жизни: социальной, экономической и политической, а вместе с тем помогает решать экологические проблемы.

Так как Европа имеет богатый опыт деятельности в данном направлении, то его развитие будет и дальше нарастать стремительным темпом. Для того чтобы в России развивался фуд-шеринг более быстрыми темпами, необходима всесторонняя поддержка со стороны государства [4]:

• государственное регулирование, которое может определить как статус для фудшеринга, так и способ налогообложения его деятельности;

• привлечение инвесторов для онлайн платформ, средств, которые способны обеспечить быстрый рост количества пользователей, мобильность распределения ресурсов;

• создание благоприятного экономического климата для бизнеса, зани-

мающегося продуктами питания.

Развитие фудшеринга в России во многом связано с созданием новых технологичных платформ. В ближайшее время существует возможность в России спасти продовольствия не менее чем 1 млн тонн, что поможет

сократить выброс 143 тыс. тонн метана и других вредных веществ, создать социально ориентированный бизнес на продуктах питания с истекающим сроком годности и излишками производства общепита, рассчитывая на прибыль порядка 85 млрд рублей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бизнес-класс. Архангельск. - Текст : электронный. - https://bclass.ru (дата обращения: 01.11.2020).

2. Фудшеринг. Википедия. - Текст : электронный. - https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 01.11.2020).

3. Horeca Magazine. Сервис Eatme: реализация непроданных блюд в ресторане. - Текст : электронный. - https://www.horeca-magazine.ru (дата обращения: 05.11.2020).

4. Арзамасцева, Н. В. Микроэкономика практикум: практикум / В. В. Рахаева, Н. В. Арзамасцева, Р. А. Мигунов. - Нальчик: Binding2016, 2019. - 123 с. - Текст: непосредственный.

REFERENCES

1. Business class. Arkhangelsk. Available at: https: //bclass.ru (accessed 01 November 2020).

2. Foodsharing. Wikipedia. Available at: https: //ru.wikipedia.org (accessed 01 November 2020).

3. Horeca Magazine. Eatme service: selling unsold dishes in a restaurant. Available at: https://www.horeca-magazine.ru (accessed 05 November 2020).

4. Arzamasceva N.V., Rahaeva V.V., Migunov R.A. Mikroekonomika praktikum: praktikum [Microeconomics workshop: Workshop]. Nalchik: Binding2016, 2019, 123 p.

Материал поступил в редакцию 12.03.2021

© Тишина Р.Д., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.