Научная статья на тему 'Anna R. Davies. Urban Food Sharing: rules, tools and networks. Bristol, UK: Policy Press, 2019'

Anna R. Davies. Urban Food Sharing: rules, tools and networks. Bristol, UK: Policy Press, 2019 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
128
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Anna R. Davies. Urban Food Sharing: rules, tools and networks. Bristol, UK: Policy Press, 2019»

© Laboratorium: журнал социальных исследований. 2020. 12(2):248-251 DOI: 10.25285/2078-1938-2020-12-2-248-251

Инна Вершинина

Anna R. Davies. Urban Food Sharing: Rules, Tools and Networks. Bristol, UK: Policy Press, 2019. 104 pр. ISBN 978-1-4473-4982-2.

Инна Вершинина, кафедра современной социологии, социологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Адрес для переписки: Социологический факультет МГУ, Ленинские горы, д. 1, стр. 33, Москва, 119234, Россия. urbansociology@yandex.ru.

Книга Анны Дэвис, профессора Тринити-колледжа в Дублине, «Фудшеринг в городе: правила, механизмы и сети» затрагивает интересные аспекты формирующейся шеринговой культуры, касающиеся продовольственных цепочек. Эта работа является одним из результатов довольно масштабного проекта Sharecity, стартовавшего в 2016 году. Его участники полагают, что многие современные города далеки от идеалов устойчивого развития в том числе и в сферах потребления продуктов питания, а также утилизации пищевых отходов. С их точки зрения, совместное использование, или шеринг, может стать одним из преобразующих механизмов, ведущих к созданию устойчивых городов1. По словам Дэвис, ее цель заключается в том, чтобы начать заполнять пробел в нашем понимании фудшеринга и изучении его возможностей, способствующих созданию устойчивых продовольственных систем (с. 4). Основой исследования стали современные практики фудшеринга в 100 городах мира, особое внимание уделяется тем практикам, которые опосредованы информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Подробную информацию о них можно найти в базе данных проекта Sharecity, где практики фудшеринга систематизированы не только по городам, но и по объектам, которые совместно используются, формам организации и наличию/отсутствию вознаграждения для участников (Davies et al. 2016).

Книгу Дэвис можно рассматривать как продолжение написанной годом ранее в соавторстве с Дэвидом Эвансом статьи «Urban Foodsharing: Emerging Geographies of Production, Consumption and Exchange», в которой указывается на то, что современные города стали полем постоянных экспериментов и инноваций, в том числе и в сфере производства, обмена и совместного потребления пищевых продуктов (Davies and Evans 2018). Авторы рассматривают различные коллективные и совместные практики в области питания, начиная с выращивания, приготовления еды и ее употребления и заканчивая перераспределением излишков, а также использованием общих пространств и устройств для производства, приготовления и потребления пищи.

Города оказываются в центре внимания авторов не только по той причине, что их жители составляют более половины населения мира, но и потому, что они являются главными центрами потребления ресурсов и, соответственно, производства отходов, из которых от 47 до 61% - органические, преимущественно пищевые

1 https://sharecity.ie.

отходы, причем прогнозируется, что производство пищевых отходов увеличится вдвое в течение последующих 15 лет (Davies and Evans 2018). Несмотря на то, что в мире по-прежнему голодают сотни миллионов людей, значительные ресурсы растрачиваются для производства, хранения и распределения пищи, которая утилизируется. Поэтому необходимо понять, каким образом можно оптимизировать продовольственные цепочки, чтобы способствовать более сбалансированному потреблению, отвечающему принципам устойчивого развития.

Эта проблема представляет значительный интерес и для России, где утилизация отходов уже стала причиной ряда социальных конфликтов, а новшества в данной сфере внедряются с большими сложностями. Более того, фудшеринговые сообщества в России позиционируют себя в первую очередь как экологические инициативы (например, «Движение фудшеринг»2), чья цель состоит прежде всего в минимизации количества выбрасываемых пищевых продуктов. Соответственно, фудшеринг по-российски - это прежде всего эффективное управление излишками продуктов питания, о необходимости чего пишут и зарубежные авторы (Richards and Hamilton 2018).

Тем самым фудшеринг в нашей стране, как правило, понимается более узко, чем предлагают Дэвис и Эванс. Для них фудшеринг - это совместное приготовление и употребление еды, предоставление другим ее части, наличие совместных площадей для выращивания и приготовления пищи, использование общей посуды и садовых инструментов, общее увлечение едой, а также рассказы о своих кулинарных навыках и знаниях о еде (Davies and Evans 2018). Причем речь идет как о безвозмездном совместном использовании, на котором основана примерно треть инициатив (с. 36), так и об обмене и даже услугах, предполагающих выплату вознаграждения. Совместное использование может быть мотивировано целым рядом факторов - альтруизмом, желанием оптимизировать свои расходы и многими другими, но для Дэвис наиболее значимым является стремление стимулировать создание более устойчивых городских продовольственных систем, способствующих решению экономических, социальных и экологических проблем (с. 70).

В рецензируемой книге 2019 года автор продолжает придерживаться подхода, разработанного совместно с коллегами, на исследования которых она постоянно ссылается. Книга состоит из шести частей: первая - введение, в котором обосновывается значимость фудшеринга; вторая часть описывает специфику фудшеринговых практик в городском пространстве; третья предполагает выявление сформировавшихся правил и норм; в четвертой анализируются технологии фудшеринга, основой для которых являются ИКТ; в пятой рассматриваются сети, ставшие следствием устойчивых интеракций и коммуникаций; шестая - заключение, где описываются существующие тенденции и перспективы дальнейшего развития изучаемых социальных практик.

Исследовательской базой стали более 4000 инициатив по фудшерингу в 100 городах на территории 43 стран, расположенных на шести континентах. Необходимо отметить, что около трети инициатив реализуется всего в 10 городах из 100 -

2 https://foodsharing.ru.

250

РЕЦЕНЗИИ

Лондоне, Нью-Йорке, Мельбурне, Берлине, Сиднее, Барселоне, Филадельфии, Чикаго, Буэнос-Айресе и Ванкувере (с. 22). Из рассмотренных инициатив 13 приходится на один из российских городов - Москву, занявшую 88 место в общем рейтинге. Подробнее со всеми инициативами можно ознакомиться в открытой базе данных, созданной в 2016 году (Davies et al. 2016). У регионов есть свои особенности, но если характеризовать общую картину, то можно отметить, что чаще всего люди делятся своими знаниями и навыками (53%), готовыми блюдами (35%), фруктами и овощами (33%), а реже всего мясом и рыбой (4%). Причем в 26% случаев предполагается совместное употребление пищи.

Различия в практиках фудшеринга каждой из стран детерминированы не только культурой, но и нормативно-правовой базой, которая зачастую создает барьеры для некоторых инициатив, поскольку законодательство может довольно жестко регламентировать все, что касается оборота пищевых продуктов даже на некоммерческой основе. Если практики фудшеринга оказываются незаконными в соответствии с существующими нормативными актами, то эти инициативы имеют мало возможностей для продолжения, поскольку заинтересованные в них субъекты имеют недостаточно власти и влияния для пересмотра законодательства (с. 46-47). Таким образом, иногда оказывается проще утилизировать продукты, чем раздать их тем, кто в этом нуждается. Тем самым социально-экономические проблемы усугубляются (Sbicca 2018), хотя есть субъекты, готовые способствовать их решению в случае изменения нормативно-правовой базы.

Дэвис отмечает, что фудшеринг - инициатива, не только способствующая устойчивому потреблению, но и имеющая явные социально-психологические эффекты. Совместное употребление пищи постепенно уходит в прошлое в некоторых странах (например, каждый пятый прием пищи в США происходит в автомобиле), хотя имеет большое значение для психологического состояния людей, формирования и поддержания их идентичности, включенности в социальные группы, профилактики девиантного поведения у детей и подростков и т. д. (с. 2). Фудшеринг также может способствовать улучшению социально-психологического состояния людей, поскольку в рамках ряда инициатив существует множество разнообразных возможностей для приобретения или развития новых навыков, связанных с выращиванием, приготовлением еды, приемом пищи и ее перераспределением (с. 76). Эти новые навыки приобретаются или передаются в результате включенности в социальные взаимодействия, что довольно важно для современного мира, где множество домохозяйств состоят из одного человека. Более того, исследования свидетельствуют о том, что инициативы с высокой степенью социальной активности с большей вероятностью станут основой для новых социальных отношений (политических, экологических, экономических и других). Тем самым инициативы по фудшерингу создают благоприятные условия не только для объединения людей, но и для перемен в их жизни и в обществе в целом (с. 83).

Очевидно, что важным фактором роста популярности фудшеринга стало появление мобильных цифровых технологий, которые на протяжении всего ХХ столетия становились все более доступными и простыми в использовании (с. 21). Неудивительно, что основная масса инициатив возникла относительно недавно -

после 2008 года, когда экономический кризис обострил ряд социальных проблем, для решения которых были найдены новые подходы, включающие в себя и фуд-шеринг. Дэвис рассматривает интернет-сайты, социальные сети (в первую очередь Facebook, Twitter и Meetup) и мобильные приложения, поскольку они предлагают онлайн-пространства, где потенциальные участники могут контактировать друг с другом (с. 50). В значительной степени именно ИКТ, став привычной составляющей городской жизни во многих странах, обеспечили пространственную и временную связанность, позволившую сильно расширить возможности взаимодействия в сферах производства и потребления.

Дэвис в своей работе демонстрирует, что современный фудшеринг имеет место в городах по всему миру - малых и больших, бедных и богатых, на севере и на юге, - что позволяет говорить о фудшеринге как о международном явлении, характерном не только для «умных городов», хотя ИКТ играют существенную роль в его распространении. Подводя итоги, она выделяет следующие тенденции развития фудшеринга в современных городах: во-первых, экспоненциальный рост числа инициатив с 2008 года; во-вторых, успешность большинства инициатив благодаря многофункциональности многих из них и выбору стратегий, способствующих устойчивому развитию продовольственных систем; в-третьих, популяризация инициатив вследствие демонстрации их потенциала в решении социальных, экологических и экономических проблем, среди которых все большее значение (в том числе и политическое) приобретает необходимость утилизации пищевых отходов; в-четвертых, частое отсутствие целенаправленной продовольственной стратегии на уровне городских органов власти, что делает многие инициативы инновационными и востребованными (с. SS-92). Перспективы развития фудшеринга очевидны, особенно учитывая тот факт, что глобальная продовольственная система не в состоянии удовлетворить потребности всех жителей планеты, а ее возможности в будущем могут быть еще больше ограничены вследствие изменений климата. Создание устойчивых городских продовольственных систем в условиях изменений климата и растущей урбанизации превращается в «метасоциаль-ную проблему» (с. 98), которая требует поиска новых решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Davies, Anna R., Ferne Edwards, Brigida Marovelli, Oona Morrow, Monika Rut, and Marion Weymes. 2016. SHARECITY100 Database, Trinity College Dublin, Ireland. http://sharecity.ie/research /sharecitylOO-database. Davies, Anna R., and David Evans. 2018. "Urban Food Sharing: Emerging Geographies of Production,

Consumption and Exchange." Geoforum 99:154-159. doi:10.1016/J.geoforum.2018.11.015. Richards, Timothy J., and Stephen F. Hamilton. 2018. "Food Waste in the Sharing Economy." Food

Policy 75:109-123. doi:10.1016/j.foodpol.2018.01.008. Sbicca, Joshua. 2018. Food Justice Now! Deepening the Roots of Social Struggle. Minneapolis: University of Minnesota Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.