Научная статья на тему 'Теория педагогических технологий: концепция технологических критериев отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании'

Теория педагогических технологий: концепция технологических критериев отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силайчев П. А.

В качестве элемента теории педагогических технологий в статье представлена концепция технологических критериев отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании. Сделан прогноз развития в дидактике раздела «Педагогические технологии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES: THE CONCEPT OF TECHNOLOGICAL CRITERIA OF BRANCH PREPARATION IN PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION

As an element of the theory of pedagogical technologies in article the concept of technological criteria of branch preparation in professional-pedagogical education is presented. The development forecast in section didactics «Pedagogical technologies» is made.

Текст научной работы на тему «Теория педагогических технологий: концепция технологических критериев отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании»

УДК 378.14

П.А. Силайчев, доктор пед. наук, профессор

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

теория педагогических технологий: концепция технологических критериев отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании

Для характеристики учебно-воспитательного процесса в теории педагогики наряду с традиционными категориями — принципом, формой, методом, средствами обучения и другими — все шире применяется относительно новое понятие «педагогическая технология»*.

В современной дидактике на основе системы фундаментальных идей об обучении и образовании идет интенсивное формирование раздела педагогической технологии. В его содержании условно обозначены: определение понятия «педагогическая технология», место педагогической технологии в учебно-воспитательном процессе, виды педагогической технологии и соответствующие им состав и структура, уровни педагогической технологии, зависимости педагогических технологий от отдельных факторов и их групп, пути оптимизации учебно-воспитательного процесса на основе педагогических технологий, структурно-логические схемы, лежащие в основе организации педагогических технологий, основы системы технологий образования, требования к технологическому процессу в обучении и т. д. Вместе с этим генезис теории педагогических технологий сопровождается накоплением концептуальных взглядов и системных представлений как об их целостности, так и их различных аспектах. Не всегда точки зрения на педагогическую технологию совпадают. Однако система основных положений теории педагогических технологий в основном определена и во многом раскрыта. Поэтому в ее развитии представляется весьма перспективным направление, характеризуемое разработкой элементов, обеспечивающих связь теории педагогических технологий с практикой обучения, с решением частных педагогических задач.

Подтверждением этому положению является исследование детерминации педагогических технологий, которое продемонстрировало недостаточ-

* Педагогическая технология - организационная система, обеспечивающая достижение определенного педагогического результата при последовательном выполнении обучающимися ряда заданий в условиях применения специально отобранных содержания обучения, методов, приемов, форм организации учебно-воспитательной работы и материального оснащения, т.е. путь достижения определенного педагогического результата.

ность представления о ряде элементов и связей системы педагогических технологий, проявившуюся при попытке решения простых, на первый взгляд, практических задач определения отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании. Результаты исследования показали, что концептуальные взгляды на такие основные положения теории педагогических технологий, как состав, структура, уровни и другие, не могут удовлетворить требования практики к обучению, иными словами, не полностью соответствуют ожиданиям в достижении нужного педагогического результата от их применения для рациональной организации учебновоспитательного процесса, в частности отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании.

Главной причиной отсутствия достаточных прикладных качеств названных положений являются различия в задачах их разработки и применения. Так, если разработка основных положений теории педагогических технологий преследует решение доминирующей научно-просветительской задачи создания абстрактных моделей теории, то применение основных положений этой теории ориентировано на решение методической задачи оптимизации практики учебно-воспитательного процесса.

Ввиду того что теория педагогических технологий должна обеспечивать решение как просветительских, так и прикладных образовательных задач организации учебно-воспитательного процесса, ее положения целесообразно развивать с учетом доминирования методологической направленности на достижение заданного (определенного, нужного) педагогического результата. Другие варианты методологической направленности теории педагогических технологий (на феноменологическое объяснение, на формирование системного мировоззрения в педагогическом образовании и др.) следует считать частичными по отношению к начальному варианту, который их учитывает как обобщающая система.

Необходимым условием разработки технологических критериев отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании явилось расширение терминологического аппарата теории педагогических технологий, распространение понятий «детерминация», «детерминирующий

75

фактор», «детерминант» на новый для них объект характеристики — педагогические технологии.

Результат проведенного исследования заключен в концепции технологических критериев отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании, при разработке которой теория педагогических технологий была дополнена на общедидактическом (ее сущность) и частнодидактическом (ее детализация) уровнях.

Сущность концепции технологических критериев отраслевой подготовки в профессиональнопедагогическом образовании: изменение образовательных характеристик обучающихся определяется направленным на педагогический результат последовательным выполнением учебных заданий в условиях применения специально отобранных содержания обучения, методов, приемов, форм организации учебно-воспитательной работы и материального оснащения, в совокупности составляющих педагогическую технологию. Педагогическая технология в целом и по составляющим ее элементам (субъектам технологического взаимодействия, цели их взаимодействия, среде технологического взаимодействия, последовательности технологических действий) зависит от множества факторов, которые можно свести к системе обобщенных детерминант: социальной, содержательной, процессуальной, организационной и материальной. Каждая детерминанта отражает закономерности смены состояния субъектов обучения в развитии педагогических явлений, определяющие эффективную организацию педагогических технологий. Система детерминант технологий формализована в соответствующих технологических критериях: позитивной целесообразности и профессиональной направленности, полилогичности, поэтапности и процессуальной организованности, согласованности, т. е. «вписываемости» в организационную систему образования, педагогической и технологической обеспеченности.

Детализация концепции технологических критериев отраслевой подготовки в профессиональнопедагогическом образовании:

1. Педагогическая технология отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения зависит от множества факторов (цели подготовки специалистов — для учреждений каких уровней профессионального образования и предприятий отраслевого производства; содержания деятельности специалиста — профессиональное обучение, производственно-технологическая, научноисследовательская или другие виды деятельности; закономерностей формирования знаний и умений; условий организации учебного процесса в образовательном учреждении — проработки этапов педагогической технологии, сроков обучения и т. п.; дидактического оснащения учебного процесса учебными разработками, оборудованием и т. д.). Элемент

76

структуры педагогической технологии «среда технологического взаимодействия» выступает базовым основанием для группировки этого множества и разработки функционально полной, минимизированной системы детерминирующих факторов (детерминант) педагогических технологий.

2. Система детерминирующих факторов педагогических технологий отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения включает ряд детерминант:

социальная — совокупность связей социума и образовательной системы, позволяющая влиять на цели образования и через них на выбор педагогических технологий;

содержательная — совокупность закономерностей влияния содержания образования в широком и узком смыслах (как образования и обучения) на структурно-организационный аспект педагогических технологий, отражающий логику сменяемости этапов учебной работы;

процессуальная — совокупность педагогических, психологических, физиологических закономерностей учения, определяющая логику достижения педагогического результата по педагогическим технологиям, как наиболее вероятную последовательность событий и смены состояний субъектов обучения в развитии педагогических явлений;

организационная — требования упорядоченности внешних организационных условий системы образования, устанавливающие жесткие рамки реализации педагогических технологий (формы получения образования, системы организации теоретического и практического обучения и др.);

материальная — совокупность характеристик учебно-материальной базы, определяющая методические требования к ее применению в педагогических технологиях.

3. Система технологических критериев отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании, обусловленная системой детерминант педагогических технологий и производственной специализацией педагогов профессионального обучения, включает следующие критерии:

позитивной целесообразности и профессиональной направленности — педагогические технологии отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения по производственным специализациям определяются социальным заказом на квалифицированный профессионально-педагогический труд как в системе профессионального образования, так и отраслевого производства;

полилогичности — технологии отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения находятся в зависимости как от структур отраслевого объекта изучения и производственной деятельности, так и от осваиваемых объемов их структурных элементов, обусловленных разделением тру-

да в отраслевом производстве (механизация земледелия, животноводства, ремонт и эксплуатация техники и др.);

поэтапности и процессуальной организации — технология отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения состоит из этапов учебной работы, специфика последовательности и содержания которых определена логикой последовательности достижения целей в начальном, среднем и высшем профессиональном образовании,

согласованности, т. е. «вписываемости» в организационную систему образования — система высшего профессионального образования допускает различные организационные формы получения образования, оказывающие влияние на технологии отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения и соответственно на формирование их профессионально значимых качеств личности;

педагогической и технологической обеспеченности — учебно-материальная база отражает специфику технологий отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения как специалистов «двойного предназначения», определяет дополнительные требования к ее реализации.

Выводы

Таким образом, включение концепции технологических критериев отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании в теорию педагогических технологий дает основание для утверждений о том, что общие вопросы практики организации педагогических технологий лежат в плоскости учета факторов системы последовательных учебных действий, обеспечивающих достижение желаемого (нужного, заданного) педагогического результата.

Система детерминант, положенная в основу концепции как элемент теории педагогических тех-

нологий, отражает закономерности существования системы технологий образования и этим расширяет возможности определения логики и специфики частных педагогических технологий, а также выполняет предписывающую и контрольную функции в их выборе и реализации.

В педагогической теории уже формализованы стабильные логические элементы, закономерно предписывающие технологии образовательного процесса и являющиеся основой их технологических критериев:

связи целей социального заказа с технологиями отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения производственных специализаций;

логические связи содержания обучения в отраслевой подготовке педагогов профессионального обучения производственного профиля;

технологические предписания психофизиологических закономерностей познавательных процессов;

структурно-логические схемы дидактических технологий организации обучения;

связи учебно-материальной базы с реализацией технологий отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения производственных специализаций.

Генезис основных понятий теории обучения, отражающих его динамику, ведет к расширению понятийно-терминологического аппарата дидактики, появлению новых терминов («педагогическая технология», «система педагогических технологий», «детерминирующий фактор», «технологический критерий» и их система и т. п.), наполнение которых понятийным содержанием продолжается.

Усиление в дидактике элементов, направленных на достижение заданного педагогического результата, во многом обусловливает формирование относительно целостного элемента теории обучения с названием «Педагогические технологии».

УДК 378:355.2.001

А.Н. Герасимов, канд. техн. наук, профессор

Рязанский военный автомобильный институт имени генерала армии В.П. Дубынина

о формировании профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей инженерной школы

Современная образовательная ситуация задает высокий уровень профессионализма педагога. Стало очевидным, что достижение данной цели во многом связано с личностным потенциалом педагога, его общей и профессиональной культурой [1, 2]. Реалии жизни таковы, что создан значительный научно-технический задел развития автомобильной техники и его реали-

зация в перспективном Типаже военной автомобильной техники, который будет определять основу будущего парка автомобильной техники Вооруженных Сил страны, однако, сколь бы не были совершенными технологии и физические принципы действия вооружения и военной техники, основа выполнения боевой задачи зависит от уровня подготовки прежде все-------------------------------------------- 77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.