туры низкая. Выпуск составляет около 50 % от поступивших на первый курс.
Какие пути совершенствования магистратуры?
1. Тематика магистерских диссертаций должна отвечать запросам реального сектора экономики и осуществляться по заказу предприятий.
2. Отбор для обучения в магистратуре начинать с младших курсов бакалавриата.
3. Количество студентов, обучающихся по одной программе, должно быть не менее 8 человек.
4. Руководители магистерских программ должны вести научную работу и иметь связи с передовым производством.
5. Обновлять лабораторную базу, оснащать современным оборудованием и приборами.
6. Привлекать руководителей и специалистов профильных предприятий к разработке образовательных программ и ведению учебного процесса.
7. Практика и научно-исследовательская работа должны проводиться на кафедрах, лабораториях НИИ и на производстве в соответствии с темой магистерской диссертации. Стажировка по возможности должна проходить в зарубежных вузах и фирмах.
8. Разработка учебных и методических пособий должна осуществляться в бумажном и электронном виде при активном участии ведущих ученых НИИ и опытных специалистов агрохолдингов и фирм.
9. При организации очно-заочной и заочной форм обучения профиль магистерской программы должен соответствовать профессиональной деятельности магистранта.
Магистратура в аграрных вузах находится в стадии становления. Скорейшее решение накопившихся проблем в подготовке магистров и тесное сотрудничество университетов с научными организациями и производством позволит готовить в магистратуре специалистов, адекватных современным требованиям. В результате такого сотрудничества кафедры вузов могут оперативно вносить коррективы в учебный процесс, а работодатели получат выпускников вузов, имеющих необходимые профессиональные компетенции и способных как генерировать знания, так и реализовывать инновационные решения в агроинженерной сфере АПК.
Список литературы
1. Ерохин М.Н., Ананьин А.Д. Современное село ждет бакалавров и магистров // Сельский механизатор. — 2010. — № 9.
2. Ткаченко Е.В. Современное состояние и проблемы развития профессионального образования России // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. — 2006. — № 2. — С. 6-10.
3. Сысоев А.М., Ерохин М.Н. Состояние и проблемы высшего агроинженерного образования на современном этапе // Вестник ВНИИМЖ. — 2013. — № 2 (10). — С. 61-67.
УДК 378.14
П.А. Силайчев, доктор пед. наук А.Н. Скороходов, доктор техн. наук
Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева
РАЗВИТИЕ ИДЕИ ДЕТЕРМИНАЦИИ В ДИДАКТИКЕ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Практика профессионально-педагогического образования исторически сталкивается с проблемами определения процесса и результата отраслевой подготовки. Это в полной мере относится как к среднему, так и к высшему образованию, в том числе, реализация которого предполагается по уровневому принципу: бакалавр—магистр.
Организация отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения, ее соответствие уровню развития производственных технологий, техники, экономики, организации и охраны труда, а также формирование у них профессиональных знаний и умений, лежит, согласно современному терминологическому аппарату педагогики, в плоскости соответствующих педагогических техноло-
гий1. Результативность подготовки — в плоскости влияния детерминирующих факторов2 на педагогические технологии.
1 Педагогическая технология — организационная система, обеспечивающая достижение определенного (нужного, заданного) педагогического результата при последовательном выполнении обучающимися ряда заданий в условиях применения специально отобранных содержания обучения, методов, приемов, форм организации учебно-воспитательной работы и материального оснащения, т. е. путь достижения определенного педагогического результата.
2 Фактор (от латинскогоfaktor—делающий, производящий) — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. В ракурсе настоящего исследования введено понятие «детерминирующий фактор» для обозначения определяющей зависимости педагогической технологии от какого-либо закономерного влияния.
Анализ и обобщение педагогических взглядов на обучение и образование показывают, что в теории сформирована система основных идей о педагогической технологии: дан ряд определений этого понятия, определены виды педагогической технологии и соответствующий им состав, обозначены зависимости педагогических технологий от отдельных факторов и их групп (детерминант1), предложены пути оптимизации, выявлены структурно-логические схемы, лежащие в основе организации педагогических технологий, разработаны основы системы технологий образования и т. д.
Научное знание о системе педагогических технологий не компенсирует недостаточности представления о ряде элементов и связей этой системы, которые проявляются при попытке решения простых на первый взгляд практических задач определения отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании, т. е. теория требует уточнения на предмет более полного отражения в ней неотъемлемых качеств предписания педагогической технологии, и совершенствования выполнения ей объясняющей, прогностической и контрольной функций, соответствующих современной педагогической практике. Для разрешения проблемы учета факторов педагогических технологий, влияющих на отраслевую подготовку в профессионально-педагогическом образовании, теория педагогических технологий была доработана в направлении технологических критериев, т. е. акцентирована ее критериальность.
Сущность концепции технологических критериев отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании: изменение образовательных характеристик обучающихся в учебно-воспитательном процессе определяется направленным на педагогический результат последовательным выполнением учебных заданий в условиях применения специально отобранных содержания обучения, методов, приемов, форм организации учебно-воспитательной работы и материального оснащения, в совокупности составляющих педагогическую технологию. Педагогическая технология в целом и по составляющим ее элементам (субъекты технологического взаимодействия, цель их взаимодействия, среда технологического взаимодействия, последовательность технологических действий) зависит от множества факторов, которые возможно свести к системе обобщенных детерминант: социальной, содержательной, процессуальной, организационной и материальной. Каждая детерминанта отражает закономерности смены состояния субъек-
1 Детерминанта — совокупность детерминирующих факторов, определяющая систему. В настоящем исследовании детерминанта представляет закономерное влияние на педагогическую технологию группы факторов, выделенную на каком-либо основании.
тов обучения в развитии педагогических явлений, определяющие эффективную организацию педагогических технологий, и их система формализована в соответствующих технологических критериях: позитивной целесообразности и профессиональной направленности, полилогичности, поэтапности и процессуальной организованности, согласованности, т. е. «вписываемости» в организационную систему образования, педагогической и технологической обеспеченности.
Детализация концепции технологических критериев отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании:
1. Педагогическая технология отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения находится в зависимости от множества определяющих ее факторов (цели подготовки специалистов — для учреждений каких уровней профессионального образования и предприятий отраслевого производства; содержания деятельности специалиста — профессиональное обучение, производственно-технологическая деятельность, научно-исследовательская и др.; закономерностей формирования знаний и умений; условий организации учебного процесса в образовательном учреждении — проработки этапов педагогической технологии, сроков обучения и т. п.; дидактического оснащения учебного процесса учебными разработками, оборудованием и т. д.). Элемент структуры педагогической технологии «среда технологического взаимодействия» выступает базовым основанием для группировки этого множества и разработки функционально полной, минимизированной системы детерминирующих факторов (детерминант) педагогических технологий.
2. Детерминанты педагогических технологий отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании систематизируют технологические требования и представляют в теории профессионального образования обобщенное основание технологических критериев:
социальная детерминанта представляет совокупность факторов влияния социума на педагогические технологии. Это влияние выражается в возможности выбора востребованных им технологий из официально утвержденных, обеспечивающих формирование различных качеств обучающихся, т. е. влияние социума через свои цели обучения на выбор уровня образования, формы обучения и образовательного учреждения со своей научной и методической школой, вплоть до конкретных педагогов. Социальная детерминанта придает педагогическим технологиям однозначную целевую направленность, отражающую поступательное изменение образовательных качеств обучающихся от определенного исходного состояния до предполагаемого конечного;
содержательная — совокупность факторов влияния содержания обучения на педагогические технологии: объем и структура осваиваемой информации и деятельности как элементов содержания обучения, структурно-логические схемы дидактических единиц содержания, уровни их освоения и т. д.;
процессуальная — совокупность факторов влияния на педагогические технологии закономерностей познавательных процессов. Алгоритмизированные предписания по организации учебного процесса, заключенные в психофизиологических закономерностях освоения нового знания и способов действий, в сочетании с дозированием содержания обучения оказывают влияние на педагогические технологии;
организационная — совокупность факторов влияния на педагогические технологии применяемых в образовании систем организации теоретического и практического обучения. Организационные условия реализации педагогических технологий предполагают их согласование и при необходимости адаптацию технологий к нормативной организационной системе обучения (лекционно-семинар-ской, учебных практик, формы получения образования и др.);
материальная — совокупность факторов взаимовлияния педагогических технологий и учебно-материальной базы. Каждый этап учебной работы должен иметь обоснованное и достаточное дидактическое оснащение, обеспечивающее в педагогическом процессе обучение, воспитание и развитие. Несоответствие учебно-материальной базы и реализуемой педагогической технологии вызывает деформацию последней.
3. Технологические критерии отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании, обусловленные системой детерминант педагогических технологий, способствуют ее частнопедагогическому определению согласно отраслевой специализации. Критерии систематизируют обоснование специфических качеств педагогической технологии: в рамках концепции профессионально-педагогического образования систематизируют определение специфики отраслевой подготовки (согласно специализациям) относительно специальной подготовки отраслевых инженеров.
Система включает следующие критерии:
позитивной целесообразности и профессиональной направленности — педагогические технологии отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения по агроинженерным специализациям определяются социальным заказом на квалифицированный профессионально-педагогический труд как в системе профессионального образования, так и отраслевого производства.
В соответствии с позитивной целесообразностью отраслевая подготовка должна характеризоваться приоритетным целевым предназначением для системы профессионального образования через характеристику результата педагогического процесса, соответствующего иерархической системе целей обучения (знания, умения, уровень их усвоения по педагогической технологии, компетенции и др.); профессиональной направленностью — быть сориентированной на субъекты педагогической технологии с определенными педагогическими характеристиками (стартовой подготовленностью обучающихся к применению педагогической технологии и потенциальной педагогической подготовленностью педагога для ее применения).
К примеру, в ракурсе критерия позитивной целесообразности и профессиональной направленности отраслевая подготовка педагогов профессионального обучения по агроинженерным специализациям, как специалистов двойного профессионального предназначения, обеспечивает их деятельность в профессиональном образовании (по отраслевой технико-технологической части) и на производстве (на инженерных должностях).
полилогичности — технологии отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения находятся в зависимости как от структур отраслевого объекта изучения и производственной деятельности, так и от осваиваемых объемов их структурных элементов, обусловленных разделением труда в отраслевом производстве (механизация земледелия, животноводства, ремонт и эксплуатация техники и др.).
Полилогичность предполагает достижение педагогических целей при освоении соответствующего содержания образования, части которого имеют специфические логические основания: а) теоретического освоения информационно-деятельност-ной модели производственной деятельности в отрасли (в начале специальной подготовки подлежат освоению дисциплины, раскрывающие предмет труда в осваиваемой отрасли производства. Затем производственные технологии и технологическая техника. В завершении — экономико-организационные дисциплины); б) сочетания профессионально-педагогических и профессиональных дисциплин специализации (содержание дисциплин специальной подготовки применяется в качестве отраслевого профессионально-ориентированного компонента при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла: педагогики, методик обучения и воспитания и др.); в) последовательного укрупнения дидактических единиц осваиваемой профессиональной деятельности в практическом обучении: 1) на лабораторных и практических занятиях по предмету — начальное освоение отдельных операций производственной деятельно- 85
сти; 2) на учебной практике — производственные действия, объединенные по предметному признаку; 3) на производственно-технологических практиках — освоение основного перечня профессиональных действий по профилю инженерной подготовки на рабочих должностях; 4) освоение функциональных обязанностей специалиста-педагога и специалиста на должностях в учреждениях образования и на предприятиях.
Например, технология отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения по специализациям агроинженерного профиля строится на широком содержательном основании, имеющим различные логические основания и обеспечивающим квалифицированную производственно-техническую деятельность, соответствующую подготовке инженерно-технических специалистов по соответствующим эксплуатационным аг-роинженерным специальностям: а) содержание включает достаточную ориентировочную основу для профессионально-педагогической, в том числе научно-педагогической деятельности; б) оно отобрано по энергетическому признаку и комплексно отражает отраслевую инженерную деятельность эксплуатационного профиля без углубления в какую-либо производственную специализацию, присущую агроинженерному образованию; в) содержание специальной подготовки раскрывает направления развития техники для технологий и организации деятельности в сельском хозяйстве, связанные с производством, хранением и первичной переработкой продукции, развитием технического сервиса; г) его освоение обеспечивает формирование системы знаний по применяемым в сельском хозяйстве технике, технологиям, экономическим отношениям и организации производства; д) все это представляет основу формирования производственных умений и приобретения опыта практической деятельности (компетенций — по современному подходу к моделированию качеств выпускника образовательного учреждения), соответствующих всем уровням профессионального образования;
поэтапности и процессуальной организации — технология отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения состоит из этапов учебной работы, специфика последовательности и содержания которых определена логикой последовательности достижения целей в начальном, среднем и высшем профессиональном образовании.
Поэтапность предполагает построение отраслевой подготовки из ряда этапов учебной деятельности, последовательное выполнение которой приводит к желаемому результату, процессуальная организация — сменяемость этапов учебной работы в соответствии с логикой сворачивания и усложне-
ния учебных действий и отражения перехода от теоретического обучения к практическому. Технология должна включать организационные этапы учебной работы, обеспечивающие выполнение учебных действий в различных формах; предполагать переход от предыдущего этапа учебной работы к последующему при его достаточной проработке и в целом отражать логику последовательности освоения начального, среднего и высшего профессионального образования.
Например, отраслевая подготовка педагогов профессионального обучения по агроинженерным специализациям осуществляется поэтапно в соответствии с логикой последовательности освоения профессиональной деятельности (в начальном, среднем и высшем образовании), которая определяет соподчиненность дидактических целей, интеграцию дисциплин в структуре специальной подготовки; распределяет задачи подготовки педагогов профессионального обучения в области производства на каждом уровне высшего профессионального образования; характеризует задачи освоения «сквозных» специальных дисциплин; согласовывает содержание инженерных блоков общепрофессиональных и специальных дисциплин; предписывает общий порядок поэтапного выполнения учебной работы и ее содержание;
согласованности, т. е. «вписываемости» в организационную систему образования — система высшего профессионального образования допускает различные организационные формы получения образования, оказывающие влияние на технологии отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения, и, соответственно, на формирование их профессионально-значимых качеств личности.
Согласованность предполагает «вписывание» в организационную систему образования и не противоречие основам ее работы (моделям применяемых систем организации теоретического и практического обучения, нормативным возможностям учреждений профессионального образования по организации учебного процесса — кадровым, учебно-материальным, экономическим и т. п.).
Например, формализованная в наборе дисциплин и практик специального цикла профессионально-педагогического образования информа-ционно-деятельностная модель производственной деятельности в сельском хозяйстве включает обязательную и элективную части: обязательные для изучения дисциплины и практики отражают инвариантную составляющую содержания отраслевой подготовки; элективные — производную от инвариантной составляющей, отражающую детализацию информационно-деятельностной модели сельскохозяйственного производства по энергетическим направлениям (в содержании этих дис-
циплин инвариантная составляющая специальной подготовки и общетехническая подготовка представляют методические основы рассмотрения отдельных аспектов — частично перекрывающихся направлений детализации названной модели). Содержание дисциплин отраслевой подготовки строится укрупненными комплексными блоками, обеспечивающими освоение как производственной, так и профессионально-педагогической деятельности и раскрывающими предмет изучения с разных сторон: технической, технологической, техники безопасности, экологической, экономической и организационной. Практическое обучение направлено на освоение профильной профессиональной деятельности начального, среднего и высшего уровней профессионального образования;
педагогической и технологической обеспеченности — учебно-материальная база отражает специфику технологий отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения как специалистов «двойного» предназначения, определяет дополнительные требования к ее реализации.
В соответствии с этим критерием каждый этап учебной работы должен иметь обоснованное и достаточное дидактическое оснащение, обеспечивающее в педагогическом процессе обучение, воспитание и развитие. Дидактическое оснащение теоретического обучения в профессионально-педагогическом образовании в сравнении с материальной базой отраслевого образования включает дополнительно лабораторное оборудование по освоению технических средств обучения и контроля, изготовлению наглядных дидактических материалов, учебного оборудования, приспособлений и т. п. Дидактическое оснащение практического обучения охватывает оборудование для профессиональной подготовки специалиста, обучающего применению и обслуживанию отраслевой техники в производственных условиях.
Например, учебно-материальная база реализации технологий отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения по агроинжене-рии обеспечивает дидактические внешние условия для выполнения учебной деятельности всех этапов формирования знаний и умений по профильной профессиональной деятельности, включая формирование действий пользователя техники, специалиста по обслуживанию техники, специалиста по организации применения техники и специалиста, обучающего названным действиям; корректирует технологии отраслевой подготовки в соответствии с реальными условиями освоения производственной и профессионально-педагогической
деятельности в учебных заведениях путем компенсационных изменений; способствует профессиональной адаптации обучающихся.
Выводы и перспективы дальнейших исследований технологических критериев отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании:
1. Общие вопросы практики организации педагогических технологий отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании лежат в плоскости учета факторов системы последовательных учебных действий, обеспечивающих достижение желаемого (нужного, заданного) педагогического результата.
2. Концепция системы технологических критериев отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании облегчает объяснение причинно-следственных зависимостей обучения. Система детерминант, положенная в основу концепции, как элемент теории педагогических технологий, отражает закономерности существования системы технологий образования и этим расширяет возможности определения логики и специфики частных педагогических технологий, а также выполняет предписывающую и контрольную функции в их выборе и реализации.
3. Современная теория отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании (система целей, задач, принципов, содержания, форм, методов, средств обучения и т. п.) включает технологические критерии, предписывающие ее организацию. В таком составе компонентов теория отраслевой подготовки является функционально более полной, позволяет отразить общие закономерности построения системы отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании и учесть влияние на нее определяющих факторов.
Таким образом, сформировавшаяся в науке идея детерминации, реализованная в дидактике как система детерминант содержания образования В.С. Ледневым [1], на современном этапе, как теория содержания профессионально-педагогического образования — П.Ф. Кубрушко [2], находит свое развитие в теории педагогических технологий и раскрывает этим еще одну внутрисистемную связь теории обучения.
Список литературы
1. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
2. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. — М.: Гардарика, 2006. — 208 с.